Кто художник картины бурлаки на волге. Описание картины И.Е. Репина «Бурлаки на волге. Композиция и художественная ценность


Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.

Передвижники находились под влиянием взглядов литературных критиков Виссариона Белинского и Николая Чернышевского. Белинский считал, что литература и искусство должны приписывать социальную и моральную ответственность, как и большинство славянофилов, Чернышевский горячо поддерживал эмансипацию крепостных, что было окончательно реализовано в реформе. Он рассматривал цензуру прессы, крепостничество и смертную казнь как западные влияния из-за его пол.

Тольятти - Тольятти, также известный на английском языке как Тольятти, является городом Самарской области, Россия. Это крупнейший город в России, который не является центром федерального субъекта. В качестве административного деления он вводится отдельно как город областного значения Тольятти - административной единицы с равнинной областью.

Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.

В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".

В качестве муниципального образования город областного значения Тольятти включен в Тольяттинский городской округ, другие отрасли перебрались в Тольятти, потому что он близок к обилию. Комсомольский городской округ Тольятти. Преображенский собор - Преображенский собор, Тольятти.

Душа - во многих религиозных, философских и мифологических традициях душа - это бестелесная сущность живого существа. В зависимости от системы душа может быть смертельной или бессмертной. В иудео-христианстве только люди имеют бессмертные души, например, католический богослов Фома Аквинский приписывал душу всем организмам, но утверждал, что только человеческие души бессмертны. Другие религии считают, что все организмы имеют души, как и Аристотель, а некоторые учат, что даже небиологические существа обладают душами.

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.

Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

Последнее верование называется анимизмом, греческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, понимали, что душа должна иметь логическую способность, осуществление которой было самым божественным человеческим действием. Скифия. Древние греки дали название Скифии всем землям к северо-востоку от Европы и северному побережью Черного моря. Мало что известно о них и их правителях, самое подробное западное описание Геродота, хотя он не уверен, что он когда-либо ходил в Скифию. Он говорит, что сами скифы называли себя Сколоти, скифы становились все более устоявшимися и богатыми на своей западной границе с греко-римской цивилизацией.

Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

Возможно, династия правит в Скифии на протяжении большей части своей истории. Прототи и Мадис, скифские короли в ближневосточном периоде. Гюстав Курбе - Жан Дезире Гюстав Курбе был французским художником, который возглавлял движение «Реализм» в французской живописи 19-го века. Стремясь рисовать только то, что он мог видеть, он отверг академическую конвенцию, и его независимость стала примером, который был важен для более поздних художников, таких как импрессионисты и кубисты. Они оспаривали конвенцию, изображая неидеализированных крестьян и рабочих, часто в больших масштабах, традиционно предназначенных для картин религиозных или исторических предметов.

На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".

Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.

Последующие картины Курбе были в основном менее откровенно политическим, ландшафтами, морскими пейзажами, сценами охоты, обнажениями и натюрмортами. Будучи процветающей фермерской семьей, анти-мона. Чухуев - Чухуев или Чугуев - украинский город в харьковской области. Город является центром Чухуевского района. Это военное присутствие вблизи Чухуева продолжалось на протяжении всей истории, во время правления Советского Союза база стала важным центром военной подготовки. База была домом для пилотной академии ВВС СССР, в настоящее время рядом с городом находится база ВВС Украины.

Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.

И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.

Город наиболее известен тем, что он является домом для крупной базы ВВС СССР, в настоящее время в городе находится база ВВС Украины. Как правило, город был важным военным пунктом с казачьих времен, была Советская Красная Армия. Харьковская губерния - харьковская губерния была мухафазом Российской империи, основанной в ней, охватила регион Слободской Украины.

Дача - дача - это сезонный или круглый год второй дом, часто расположенный на окраинах русских и других постсоветских городов. В некоторых случаях дачи заняты в течение года их владельцами, люди на дача в разговорной форме называются дачниками, термин обычно относится не только к присутствию на даче, но и к целому отличительному образу жизни. Говорят, что русский термин не имеет точного аналога на английском языке. Дачи очень распространены в России и широко распространены в большинстве районов бывшего Советского Союза.

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Большинство дач находятся в колониях дач и садовых участков вблизи крупных городов, которые существовали с советских времен, и изначально они предназначались только как отдых отдыха горожан и с целью выращивания небольших садов для еды. Дачи используются сегодня для рыбалки, охоты и других видов досуга, дачи возникли как небольшие загородные поместья, подаренные царем, и были популярны.

Жанровые произведения - Жанровое искусство - это живописное изображение в любом из различных медиа сцен или событий повседневной жизни, таких как рынки, домашние настройки, интерьеры, вечеринки, сцены в гостиницах и уличные сцены. Такие представления могут быть реалистичными, воображаемыми или романтизированными художником, некоторые вариации термина жанрового искусства определяют среду или тип визуальной работы, как в жанровой живописи, жанровых отпечатках, жанровых фотографиях и т.д. скорее путающе, смысл жанра, охватывающий любую конкретную комбинацию художественной среды.

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.

Живопись была разделена на иерархию жанров, а живопись на вершине была самой сложной и, следовательно, престижной. Но исторические картины - это жанр живописи, а не жанровые произведения, а следующие - живопись, но жанровые мотивы также были чрезвычайно популярны во многих формах декоративного искусства, особенно из рококо начала 18 века и далее. Отдельные фигуры или небольшие группы украшали огромное количество таких, как фарфор, мебель, обои.

История живописи. История живописи - жанр в живописи, определяемый его предметом, а не художественным стилем. История картин обычно изображает момент в истории, а не конкретный и статический предмет. Этот термин происходит от чувств слова «история» на латыни и итальянском языке, что означает рассказ или повествование. Жанр включает в себя изображения моментов в религиозных повествованиях, прежде всего Жизнь Христа, а также сцены из мифологии. Эти группы долгое время были наиболее раскрашенными, поэтому такие работы, как потолок Сикстинской капеллы Микеланджелоса, являются, таким образом, историческими картинами, история живописи может использоваться как взаимозаменяемая с исторической живописью и особенно использовалась до 20-го века.

Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.

Там, где проводится различие, историческая живопись. Раньше модели использовались в качестве актеров в исторических повествованиях, здесь Курбе сказал, что он нарисовал тех людей, которые присутствовали на погребении. Результатом является их представление и жизнь.

Тогда же на картине не хватает сентиментальной риторики, которая ожидалась в работе, Курбетов-скорбящих. Владимир Стасов - Владимир Васильевич Стасов, сын русского архитектора Василия Петрова Стасова, был, вероятно, самым уважаемым русским критиком при его жизни. Он обнаружил ряд своих величайших талантов, вдохновил многие свои работы и сражался в своих битвах в многочисленных статьях. Таким образом, он продолжил дебаты с русским писателем и драматургом Иваном Тургеневым. Он хотел, чтобы русское искусство освободилось от того, что он видел, как держат Европы, скопировав Запад, он почувствовал, что русские художники могут быть, в лучшем случае, второсортными.

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.

Однако, заимствуя собственные традиции, они могут создать действительно национальное искусство, которое могло бы соответствовать Европе с ее высокими художественными стандартами. Социальное неравенство. Это предпочтение дифференциации доступа социальных товаров в обществе, вызванное силой, религией, родством, престижем, расой, этнической принадлежностью, полом, возрастом и классом. Социальные права включают рынок труда, источник дохода, здравоохранение и свободу слова, образование, политическое представительство и участие.

Социальное неравенство, связанное с экономическим неравенством, обычно описываемое на основе распределения доходов или богатства, является часто изучаемым типом социального неравенства. Однако социальные и природные ресурсы, кроме чисто экономических ресурсов, распределены неравномерно в большинстве обществ. Многие общества во всем мире претендуют на то, что они являются меритократиями - то есть, что их общества исключительно распределяют ресурсы на основе заслуг, современное представление о «меритократии», которую Юнг опасается, можно увидеть в серии 3%.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

Академическое искусство - академическое искусство или академизм - это стиль живописи и скульптуры, созданный под влиянием европейских академий искусств. Еще одна академия, Академия ди Сан-Лука, была основана позднее в Риме. Академия ди Сан-Лука служила функции и больше интересовалась теорией искусства, чем флорентийской. Академия скульптуры и скульптуры была основана в попытке отличить художников, которые практиковали либеральное искусство от ремесленников. Этот акцент на компоненте художественного творчества оказал значительное влияние на предметы.

В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...

Эта битва стилей была предметом конфликта, будь то Питер Пауль Рубенс или Ник. Федор Достоевский - Федор Михайлович Достоевский, иногда транслитерированный Достоевский, был русским писателем, писателем-рассказчиком, эссеистом, журналистом и философом. Он начал писать в возрасте 20 лет, и его первый роман и его самые известные работы включают Преступление и Наказание, Идиот, Демоны и Братья Карамазовы. Достоевские произведения состоят из 11 романов, трех новелл, 17 рассказов и многих других произведений, многие литературные критики считают его одним из величайших психологов мировой литературы.

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в

1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

После окончания университета он работал инженером и ненадолго пользовался щедрым образом жизни, в середине 184 года. Их идеология была известна как народничество, от русского народа, народ, народ, народ, общим слоганом среди народников было хождение в народ, хождение в народ, посещение народа. Народную позицию занимали интеллектуалы, которые читали произведения Александра Герцена и Николая Гавриловича Чернышевского. Критические народники следовали за Михайловским и принимали гибкую позицию в отношении капитализма, у более известных доктринерских народников было твердое убеждение, что капитализм не имеет будущего в России или в какой-либо аграрной стране.

Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".

На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".

Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Картина Репина "Бурлаки на Волге" - собирательный образ народа

Картина Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.

На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.

Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками - так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья - под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела - в этой работе руками не поможешь. Главное - переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу - здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.

Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!