Зимняя дорога анализ по плану. Зимняя дорога анализ стихотворения

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева...

Народнопоэтическая лексика в поэзии С. Есенина

Близость к народному творчеству не осталось незаметной, ведь только человек, который душой проникнут в народную жизнь, человек, который стремиться воссоздать народные традиции может описать свою Родину, не только по собственным ощущениям...

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Природа в творчестве Есенина

Природа в творчестве Есенина

Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.)

Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой. Каждый цвет уже намек… А.А. Фет "Язык цветов" В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху...

Семантика цвета в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления...

Историю классификации цвета можно разделить на два периода: 1. от доисторических времён по 16 век; 2. от 17 века до наших дней. Первобытные народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиям...

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

Слова со значением цвета образуют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотношения исторически изменчивы...

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина

Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За рекой горят огни»...

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Мусатов В.В...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Марченко А. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6. С. 40 Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Критик Валерий Лысенко, поднявший вопрос о цветовых «звучаниях» произведений классиков приводит следующее сравнение: Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской литературе первой половины ХХ века. Блок. Есенин. Маяковский. М., 1962. С...

Цветная лирика С. Есенина

Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь...

Выполняя в художественной ли-тературе эстетическую роль, слово является средством создания обра-за, наряду с композицией, ритми-кой, мелодией. Но не всякое слово само является образом. Известно, что поэтический образ может быть создан как с помощью прямого значения слова, так и метафори-чески. Сергей Есенин в своей ли-рике великолепно использует оба способа. Однако главное, благодаря чему стихи Есенина эмоционально воздействуют на читателя, это искреннее воодушевление поэта: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внима-ние на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выду-мал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил ос-новным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства», - писал Есенин в 1924 году.

Основная образная тема лиричес-ких произведений Есенина - пере-дача внутреннего состояния лири-ческого героя через восприятие ок-ружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской при-роды, и она научила его любить «всё, что душу облекает в плоть». И «зеленокосая» берёзка, и старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, склонив-шие к поэту свои головки, - всё это любимые образы Есенина. В его стихах мы встречаем названия множества растений. Среди них - названия цветов: роза, мак, лан-дыш, маргаритки, ромашки, резе-да, кашка, левкой, василёк, колокольчик ; названия кустарников и деревьев: сирень, черёмуха, липа, рябина, яблоня и др. Вот лишь несколько примеров:

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз .

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак .

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны.

Иду я разросшимся садом.

Лицо задевает сирень .

Чтобы создать выразительную картину мира, поэт использует названия цветов и деревьев в прямом значении. Но очень часто он при-бегает к переносному, метафори-ческому употреблению. Таким спо-собом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего лири-ческого героя: безответную любовь (Маком влюблённое сердце цве-тёт, Только не мне она песни поёт ); восторг (Васильками серд-це светится, Горит в нём бирю-за ); раздумье (Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспых-нувших сил ); грусть (И в глазах завяли маргаритки, Как болот-ный гаснет огонёк ).

Рисуя картины природы, Есенин основывается на богатом опыте на-родной поэзии. Он часто прибегает к приёму олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, рас-тут, умирают, поют, шепчут, грустят, страдают :

Милая, ты ли? Та ли?

Розы ль мне то нашептали ?

Цветы мне говорят - прощай,

Головками склоняясь ниже.

Свет вечерний шафранного края.

Тихо розы бегут по полям.

Многоцветная, многокрасочная палитра поэта переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпи-тетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженый песок .

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые ,

Что кудри, завила.

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак .

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далёких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет .

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы ».

Здесь белые цветы - снежинки. А в двустишии

Я милой голову мою

Отдам, как розу золотую .

цвет волос ассоциируется с цветом золота; кроме того, голова поэта (лирического героя) для милой - это очень дорогой подарок, то же, что и золотая роза, т. е. цветок из драгоценного металла.

Человек - дитя природы. Есе-нин не мыслит себя, своего лири-ческого героя вне природы. Он живёт в природе, а природа живёт в нём. Вероятно, поэтому в стихах Есенина так часто встречается сравнение человека с цветком, цве-тами деревьев:

Только нам бы, только б нашей

Не скосили, как ромашке, головы.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу-яблоню ветром стряхать.

В последнем примере другая па-раллель: душа - цветущая яблоня .

В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и деревьев (прямыми и метафоричес-кими), но и с прилагательными-определениями, образованными от «цветовых» названий и сохраняю-щими как прямое, так и перенос-ное значения:

А степь под пологом зелёным

Кадит черёмуховый дым .

Яблоневым цветом брызжет

Душа моя белая .

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Ты - моё васильковое слово ,

Я навеки люблю тебя.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь .

Прилагательное сиреневый до-вольно широко распространено в текстах. Оно несёт двойную на-грузку: во-первых, указывает на цвет; во-вторых, передаёт значе-ние, ассоциирующееся со словом сирень - «растение с нежными соцветиями». Значит, можно ска-зать, что сочетание души сирене-вую цветь говорит о душевной нежности (или нежности души). Так же часто встречается и василь-ковый . Это прилагательное, кроме обозначения цвета, имеет ещё зна-чение «неброский, скромный», а также и дополнительные оттенки: «исконно русский», «родной», «близкий».

Эпитеты, сравнения, метафоры для Есенина - не формальные показатели «владения словом». С их помощью поэт глубже выража-ет своё отношение к жизни: «Ис-кусство для меня - не затейли-вость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».

1 из 24

Презентация - Цветовая символика лирики С. Есенина

Текст этой презентации

Златокудрый витязь
русской поэзии
Цветовая символика лирики С. Есенина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 11 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Цели и задачи:
Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Выделить доминирующие цвета. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Научиться анализировать цветовую символику Есенина с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.

1.Когда родился Сергей Есенин? 2.Где родился Сергей Есенин? 3.Кем были родители поэта? 4.Какое образование получил поэт? 5.Когда он начал писать стихи? 6.Встреча с каким поэтом определила творчество Есенина? 7.Как относился поэт к Октябрьской революции? 8.Назовите основные мотивы лирики Есенина? 9.С какими русскими поэтами дружил Есенин? 10.Какая знаменитая танцовщица была музой поэта? 11.Сколько детей было у Есенина от брака с З. Райх? 12.Как называется лироэпическая поэма С.Есенина? 13.Когда и где закончилась жизнь великого поэта? 14.Назвать исторических лиц, которым посвящал свои произведения поэт. 15.Сколько лет прожил великий поэт?
Проверка знаний путем тестирования:

Отговорила роща золотая...

Лирика С.Есенина сверкает всеми цветами радуги

Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками.
Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенину близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи
«Под красным вязом крыльцо и двор» «На синих окнах накапал лик» «Луна под крышей, как злат бугор»

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи. В его лирике синий цвет от перламутрового, голубого до темно-синего.
«В прозрачном холоде заголубели долы» «Летний вечер голубой» «Голубизна презримой гущи» «Синяя вьюга»
Синий цвет.

Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Ведь именно излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.

Зеленый цвет
Зеленая прическа, Девическая грудь. О, тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Этот цвет - цвет молодости, цвет юности

Желтый цвет
Есенин – осень – есень – ясень – весень
«Зелень золотистая». «Осень – золотых дел мастер – «златит холмы». «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота»

Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый, складывается из множества оттенков: «рыжие щенята», «ржаной закут», «золотыми звездами», «багряные кусты», «алый сок ягод», «розовый закат»

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». «Красной водой поливает восход», «На закат ты розовый похожа…»
Малиновый цвет

Белый и черный цвета характерны для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. «Черный человек»
Белый и черные цвета
Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки и лунный луч. «Белоснежное перо» «Белая чремуха» «Белая луна»

Размывание цвета
Есенин, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга.
«Жёлтые поводья» «Рыжие стога» «Чёрная глухарка» «Роща синим мраком»

Символическое значение цветов в лирике Есенина
«Красный конь» – символ революции «Черный конь» – всегда несущий смерть. «Розовый конь» – образ молодости
Вывод: Цветовая гамма поэта способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придавала свежесть образам. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах

Сыплет черёмуха снегом…
Связь цвета в лирике поэта с его внутренним миром.
В ранней поэзии, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

В перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет, звучит мотив «погибшей души».
«Жёлтая дорога – дорога в никуда»
Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога.

«Бродил я в каменной пещере» «Из щелей выдолбленных глыб»
Знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски: серую и черную. Золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

«Чугунный поезд» «Красногривый жеребенок» «Стальная конница»
Поэт безмерно любит свою “убогую” Русь. Он с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, погибающую под напором прогресса.

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Сергея Есенина. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное. Из творчества исчезают краски, стихи его звучат, как прощание, как грусть по уходящей жизни.

Вывод: Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).

Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».

Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.

Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.

Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.

В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.

В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимняя дорога"

Еще только прочитав первые четыре строчки стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина, буквально переносишься на тихие, унылые, зимние поля. Тут же понимаешь, что это одно из тех произведений поэта, которые вызывает лирическое и одновременно романтическое настроение. По-видимому, автор находится совсем не в приподнятом настроении, солидарна ему и «печальная луна», и «печальные поля». Печальны они оттого, что одиноки, что до весны еще так долго, а значит, сейчас нужно только ждать.

Единственное, что разряжает тишину - это колокольчик, который и то «утомительно гремит», да песня ямщика, которая наводит на воспоминания. Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые деньки, и от этого еще грустнее, что они позади. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части.

Главное, что хотел передать поэт - это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость - награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать...

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечнее кажется зимняя дорога.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!