Английская карикатура 19 века the charter. Россия в английской карикатуре

Художник пошел комбинировать в свой отдел.

Он взял квадратик ватманской бумаги и набросал карандашом худого пса.

На псиную голову он надел германскую каску с пикой.

А затем взялся делать надписи.

На туловище животного он написал печатными буквами слово «Германия»,

на витом хвосте — «Данцигский коридор»,

на челюсти — «Мечты о реванше»,

на ошейнике — «План Дауэса»

и на высунутом языке — «Штреземан».

Перед собакой художник поставил Пуанкаре,

державшего в руке кусок мяса.

На мясе художник замыслил тоже сделать надпись,

но кусок был мал, и надпись на нем не помещалась.

Человек, менее сообразительный, чем газетный карикатурист,

растерялся бы, но художник, не задумываясь,

пририсовал к мясу подобие привязанного к шейке бутылки рецепта

и уже на нем написал крохотными буковками:

«Французские предложения о гарантиях безопасности».

Чтобы Пуанкаре не смешали с каким-либо другим государственным деятелем,

художник на животе премьера написал — «Пуанкаре».

Набросок был готов».

И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

В Харьковском художественном музее прошла выставка "Английская сатирическая графика конца XVIII- начала XIX века". Оказывается, коллекция музея составляет около 70 графических листов. Это были своеобразные отклики художников на современные им события, в том числе и на внешнеполитические, в которых одну из центральных ролей играла Россия.

Сначала небольшая историческая справка.

Конец правления Екатерины II характеризуется резким ухудшением отношений с Британией. Это ухудшение очень легко проследить по применению относительно нового оружия информационной войны - карикатуры. Уничтожение российскими войсками Крымского ханства, создание Черноморского флота крайне встревожило англичан. Весной 1791 года разгорелся острейший международный конфликт, вошедший в историю как «Очаковский кризис». Если раньше российский экспорт морским путём осуществлялся через Балтийское море, которое полностью контролировалось британским флотом то теперь у России появилась возможность торговать с Европой, имея выход к Чёрному морю.

22 марта 1791 года британский кабинет министров принял на своем заседании ультиматум России. Если последняя откажется вернуть Очаковскую область Турции, то Великобритания и союзная ей Пруссия грозили объявлением войны. Дипломатический нажим сопровождался созданием соответствующего образа Екатерины и ее окружения в европейской прессе.

При этом в1799-1800 гг. Россия выступала союзником Англии против революционной Франции. Но к тому времени геополитические противоречия достигли такого накала, что на подобные «мелочи» никто в Англии уже не обращал внимания.

В конце 18 века Англия обладала колоссальной пропагандистской машиной, ранее невиданной в мире. На пропаганду работали десятки газет и журналов, а также более полутора сотен художников-карикатуристов, и более сотни издательств, эти карикатуры печатающих. Несколько десятков крупных гравировальных мастерских работали круглосуточно, тысячи эстампов ежегодно экспортировались на континент. Следствием использования дешевой техники офорта стало то, что рынок был насыщен сатирическими листами содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, и только в Англии карикатура признается искусством. Карикатура становилась мощнейшим оружием информационной войны, пожалуй, главным на тот момент. Сатирические листы выходили ежедневно и раскупались всеми слоями английского общества.

Это карикатуры на Суворова, Павла I, Екатерину II, Александра I, а позже на Николая I, листы, посвященные Отечественной войне 1812 года России с Францией Наполеона, созданные мастерами этого жанра — Джеймсом Гилреем, Исааком Крукшенком, Джорджем Крукшенком, Уильямом Эльмсом, Джоном Коузом, Уильямом Хитом, Чарльзом Уильямсом и др.

Мне было интересно взглянуть на старинные листы глазами современного художника и отследить не только традиционные приемы, сохранившиеся у карикатуристов, но и заметные эволюционные процессы, уводящие современную карикатуру от многословности и перегруженности в сторону лаконизма и метафоричности.

Есть интересная книга - полное название «Русская медведица или политика и похабство» (Опыт расшифровки английской гравюры). Авторы: Андрей Россомахин, Денис Хрусталев

Из текста:
«Известно, что медведь относится к ряду неких устойчивых символов России и «русскости», в числе, скажем, таких объектов, как русский мороз, Сибирь, русский деспотизм, русская икра, русская водка, a в новейшее время - русский балет, matrioshka, автомат Калашникова и русская мафия. Но именно медведь стал самым понятным и востребованным атрибутом России для западного сознания».

Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами британских политиков находятся два перепуганных епископа, один из которых молится: «Избави меня, Господи, от Русских медведей...». Эта тирада — отсылка к известной в то время молитве «Избави меня, Господи, от гнева норманнов...».

Россия изображалась как варварское государство, угрожающее цивилизованной Европе.

Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию

Мишенью информационной войны стал полководец Александр Суворов, а фоном — «русское зверство». Поводом для новой информационной атаки стало подавление польского восстания. Карикатуры изображали ужасы, творимые бесчеловечными казаками под командованием Суворова и Екатерины. Полководец представал в облике кровожадного пожирателя вражеских армий, упыря-кровопийцы.

Позднейшая характерная заметка о Суворове, опубликованная в английской газете «The Times» от 26 января 1818 года содержит такую характеристику: «все почести не могут смыть позора прихотливой жестокости с его характера и заставить историка писать его портрет в каких-либо иных красках, кроме тех, что достойны удачливого сумасшедшего милитариста или ловкого дикаря».

В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на трон е. Рядом с троном - Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); рукава его расшитого золотом мундира окровавлены засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением».

Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие.

Русско-турецкие войны 1768—1774; 1787—1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

Что касается Павла I, то о сумасшествии и скором свержении царя заговорили сразу - еще на коронации 5 апреля 1797г. англичане «предсказывают»: «В Российской империи скоро произойдет важное событие. Не смею сказать большего, но я боюсь этого…» . Это «предсказание» совпало с отказом Павла направить войска против Франции

Центральные английские газеты уже в январе делают информационные вбросы о грядущем свержении Павла: «Мы потому ожидаем услышать со следующей почтой, что великодушный Павел прекратил править!» или «Большие изменения, судя по всему, уже произошли в правительстве России, или не могут не произойти в ближайшее время». Таких сообщений в январе-феврале насчитывается десятки, они неизменно сопровождаются указанием на слабоумие императора.

Тема союза с наполеоновской Францией, как смертельно опасная для Британии, вызывала яростные нападки. Например, на одной из карикатур Наполеон ведет на цепи Русского Медведя - Павла.

Карикатура должна была подчеркнуть зависимую роль России в готовящемся союзе с Францией, что не соответствовало действительности. В стихотворении, сопровождающем картину, содержится удивительное «предвидение». Медведь-Павел говорит «Скоро моя власть падет!», а вина за грядущее возлагается на самого Павла словами «Я усиленно готовлю свое падение». Истолковать это иначе, как сигнал, уже сформированной команде убийц Павла, а также как подготовку общественного мнения Европы к грядущим «переменам» внутри России, трудно. Никто уже ни в Европе, ни в России не удивился, когда 11 марта 1801г. Император Павел был убит.

Это, пожалуй, самый наглядный урок информационной войны — грамотно распропагандированный миф воспринимается потомками уже как истина.

Представлена вторая антифранцузская коалиция: Медведь (с мордой, напоминающей волчью) помогает австрийскому императору стаскивать сапог-Италию с ноги республиканского генерала Наполеона. Из сапога сыпятся монеты (на карте-сапоге обозначены Rome, Naples, Flor , - т.е. Рим, Неаполь, Флоренция). Наполеон с окровавленными кинжалами в руках стоит на голландском сыре. Английский моряк (Джон Булль) сзади схватил Наполеона за руки (на ленточках его берета надписи: Nelson, Duncan, Bridport ). Упитанный голландец, просунувшись между ног англичанина, выдергивает Dutch Cheese (Голландский сыр) из-под Наполеона. Турок, украшенный ожерельем из отрезанных ушей и носов, схватил Наполеона за нос, и хочет отсечь его саблей с надписью St Jean d " Acre ). На дальнем плане справа водят хоровод вокруг подожженного шеста с фригийским колпаком. В названии листа обыгран лозунг Великой французской революции: Liberté, Egalité, Fraternité! (Свобода, Равенство, Братство!)

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)

Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал , что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху - часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора. Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты - одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям. Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры - во-первых, потому что русских нет, а во-вторых - может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому - модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому - обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.


Русская корона
Открытка 1905 г.

ЕКАТЕРИНА II
Русско-турецкие войны 1768-1774; 1787-1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

1791 Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион


Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

1795. Царская забава


В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном – Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа – бюст Чарльза Фокса на пьедестале.

Итак, Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Так карикатура «Императорский шаг» позднее легла в основу
. Возможно, автор этих строк пристрастен, но по мне так у России действительно императорский шаг, попортивший немало крови завистникам и политическим противникам. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие, позднее будет много карикатур в этом духе на феминисток и суфражисток. Конечно, не могла не обыгрываться тема любовников Екатерины. По-моему политических противников возмущало не столько то, что императрица России смеет проводить независимую политику и диктовать другим странам свои условия, сколько то, что она - женщина. Или, во всяком случае, это возмущало карикатуристов.

ПАВЕЛ I
Великодушный союзник

Английская карикатура "Великодушный союзник" (автор Дж. Гилрей) на Императора Павла I, выходом России из антифранцузской коалиции нарушившим - с точки зрения англичан и их союзников (Австрии, Турции, Королевства Обеих Сицилий) - свои союзнические обязательства.

Английская карикатура на Павла I

Павла, как мы видим, тоже не любили, но поскольку особенно отличиться он не успел, то не любили абстрактно. Если карикатуры на Екатерину полны конкретными указаниями на события политической жизни, то Павла просто изображают страшилищем. Увы, времени у него было немного.

АЛЕКСАНДР I
1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.


Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

1807. Новогодний подарок Александру. Франция.


Александру, казалось бы, должно повезти намного больше, чем отцу, но ему выпала нелегкая участь прославиться. При нем была другая звезда, которой хватало не только времени, но и сил затмить собой весь горизонт Европы, в том числе и карикатурный. Это Наполеон. Увы, для императора Александра это обстоятельство стало фатальным: практически все карикатуры с ним посвящены войне с Наполеоном. Русских карикатур с царем практически нет, хотя казалось бы именно здесь можно было бы изобразить царя в самых приличных красках.

НИКОЛАЙ I
Кнут или кошелек. Карикатура французского художника Оноре Домье на антисемитскую политику Николая I

1847. Николай I изучает картикатуру на самого себя.

1850. Царь Николай I работает в своём кабинете. Топчет карту Франции, так сильно размахивая саблей, что теряет шапку. А из приоткрытой двери казак копьём уже прицеливается на Францию. (“Шаривари” (“Le Charivari”), 8 августа 1850 г.)

1854. Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона

На этой картинке Николай I изображён в костюме дьявола, поющего притворные молитвы. Обратите снимание на раздвоенное копыто вместо левой ноги императора.

1855. Карикатура на Николая I времен Крымской войны.

Русский Колосс

1856. На рисунке обыгрывается сцена искушения Христа: дьявол (Николай I) искушает греческого короля Отто I обещанием отдать Константинополь и возродить Византийскую империю, если Греция поддержит Россию. “Шаривари”, 26 апреля 1856 г.)


А вот Николаю I с сюжетами повезло: разнообразно. Во-первых, вечная тема евреев. У европейцев к тому времени евреев уже и награбили, и нагоняли всячески - все средневековье этим занимались - и наконец решили защитить законами, а в России только во вкус вошли. Ну как тут было не повозмущаться? Не свои же правители евреев гоняют - самое время развлечься! А вообще ярких личностей на небосклоне Европы стало поменьше и Николаю просто никто не мешал самовыражаться. И выражать его, разумеется. Так что и кровожадные замыслы, и дикие казаки, и противостояние всему цивилизованному миру, и даже искушения бесовские - все раскрыто.

АЛЕКСАНДР II
1855. Молодой царь вступает в наследство. (“Панч”, 17 марта 1855 г.)

1861. Свет в русской тьме

1863. Линкольн и Александр II представлены английской пропагандой, как два «экстремиста» - два кровожадных лидера, ведущих войны

1869. Цивилизация по-русски

Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Александру II пришлось начать с отцовских сапог, так что в карикатурах на него все время встречаются отсылки к папеньки - моанрх-крестоносец один чего стоит. Но обратите внимание: первая позитивная карикатура из тех, что нам удалось найти: свет во тьме. Таки отмену крепостного права иначе расценить невозможно. Зато телодвижения в сторону реакции - действительные или мнимые - это уже цивилизация по-русски. До прав и свобод человека и гражданина в Империи было далеко, несмотря на проект конституции. Впрочем, Александра II любили, даже крестоносцем вот нарекли. Так что он у нас герой даже для враждебных западных СМИ.

АЛЕКСАНДР III
1881. Александр III в рабочем антураже

1890. Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г. В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года.

Александр III представлен как типичный полицай: злобный и женщин порет, хорошо хоть не самолично. Период был действительно тюремно-замочный, но и внешней политикой Российская Империя в те времена занималась мало: войн не вела, а стало быть никому не мешала, потому и тем для карикатур оказалось немного.

НИКОЛАЙ II
1900. Россия и мир

1900. Царь-батюшка

Начало XX века. Николай II и развитие отечественной экономики

1901. Раздел Китая. Слева направо: королева Виктория (Великобритания), кайзер Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), Марианна (символ Франции) и император Мицухито (Япония); на заднем плане - китайский император.

1902 Николай II и Толстой

1904. Я - самодержец. Искра. Карикатура на поражение в русско-японской войне.

(1905?). Царь Николай II балансирует на натянутом канате между японскими винтовками и затонувшим русским кораблем

1905. Николай II, теперь кровавый, душитель революции

Первая мировая война. Николай II лично наводит порядок.

1915. Распутин и царская семья:

1918. Николай II, антимонархическая пропаганда большевиков

Николаю II повезло больше всех. Во-первых, в это время появляются и отечественные карикатуры (официальные и не очень), во вторых распространение средств массовой информации ведет к увеличению количества материалов, а в-третьих - Россия снова ведет активную политическую жизнь, так что начинает мешать. Россия, довлеющая над миром, нагло распространяющая свои щупальца в приличную и мирную Европу, Россия за разделом китайского пирога, Николай лично не пускающий в страну американскую коммерцию или выметающий поганой метлой германских захватчиков. Особенный интерес представляют японские карикатуры: их эстетика привлекает внимание, несмотря на комические сюжеты, они красивы настолько, что их хочется рассматривать вне юмористического контекста. Революционные карикатуры также специфичны. Рассчитанные на определенную целевую аудиторию (как правило на малограмотных работяг) они предельно конкретны и комический сюжет смещается в грубую физиологию. Для понимания этих карикатур едва ли требуется знание исторического контекста. Карикатур на Николая очень много, причем они касаются как внешней и внутренней политики, так и личной жизни монарха.

March 10th, 2012

Оригинал взят у rhunwolf в Политические карикатуры 19 и 20 веков

Мой друг Алексей Терещенко hoamuoiba , с которым мы были наблюдателями на участке 481 . Он закончил ИстФак МГУ и любит политические карикатуры. Леша их много выкладывает в своих альбомах вконтакте, но не в жж. Я решил это исправить. Смотрите! :)

Американские немцы до и после Первой мировой войны.



Старинный план Москвы.

Французский взгляд на английскую борьбу с работорговлей

Завтрак казака. Плакат времён русско-японской войны.

Посидим у моря, подождём погоды.
Карикатура 1904 года. Думаю, вы уже угадали, что там за четыре фигуры справа.

Английская карикатура на взятие Варшавы в 1831 году. Думаю, не надо переводить название " quite unBEARable"

Карта Украины с петлюровской почтовой открытки, 1919. Украина включает в себя Тбилиси, Саратов, Оренбург и весь Северо-Западный Кавказ, но на Южный Крым всё же претендовать не решается.

А. Ф. Керенский. Славный, мудрый, честный и любимый вождь свободнаго народа.

Албанская карикатура 1913 года. Гордая женщина Албания (Шкиперия) в окружении врагов.

"Во что нам обошлось бы поражение". Пропаганда Антанты, 1918 год - о страшных планах немцев в первой мировой войне. Особенно меня порадовали Франция в пределах Страны Басков (столица Байонна) и Россия в пределах Крыма (столица не указана).

Теодор Рузвельт - Николаю II: "Прекратите жестокое притеснение евреев. Теперь, когда у вас внешний мир, почему бы не жить в мире и внутри границ России? Американская карикатура, 1906 год.

"Ах ты, злодейка! Пытаешься на меня напасть?"
Советско-финская война. Британская карикатура, 1940.

Сталин и Гитлер облизываются на балканский аквариум. Английская карикатура, 1940.

Английский плакат 1872 года.
Жена тащит на своём горбу детей и мужа-алкоголика. Дьяволица её искушает: "Пусть тебе будет спасением СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ". Гордая английская женщина отвечает, что лучше любые тяготы брака, чем эдакая мерзость.

Филиппино-американская война глазами американцев.
Дядя Сэм пытается привязать осла-Филиппины к дереву империализма и оказывается привязан к нему сам. А хитрый сеньор-Испания уходит со своими 20 миллионами долларов, полученными от США.

"Вьетконг, берегись". Американский плакат.
Вот она, поступь истинной демократии!

Суворову принесли блюдо из французских голов.
Взгляд союзных англичан на русские победы в ходе Итальянского и Швейцарского похода.

Ночь Кипра

Апофеоз президента Линкольна. Картина 1865 года.
Правда, трогательно?

Думаю, френды-историки сами скажут, по какому поводу карикатура, какого года и кто рисовал. До крайности очевидно =)

Первомайский плакат Народной французской партии Жака Дорио (бывшие коммунисты, поддержавшие нацистов). Внизу надпись "Возродим Францию трудом". Оцените трубы и ландыши. Ну и символ - похож на незаконного отпрыска серпа-молота со свастикой.

"Национальные мнения о Буонапарте". Англ. карикатура, 1808. Египтянин, испанец, итальянец, китаец, немец, пруссак, француз, турок; русский, швед, голландец, португалец, американец, азиат, англичанин.

"Англия! Это твоих рук дело!" Художник Тео Матейко.
Польский нацистский плакат Второй мировой войны. Англичане втянули поляков в войну, и бедные немцы вынуждены их бомбить...

Костромские люди.
Из первобытных лесов Центральной России.

Вот так "министры-капиталисты" откликнулись на вступление США в войну. Апрель 1917 года.

Учебник русского языка.
Как видите, японцы высокого мнения о нас. Считают, что наши студентки покупают водку только по особым случаям:-)

Белогвардейская карикатура. Принесение России в жертву Интернационалу (каменному бюсту Карла Маркса)

Карикатура на польско-литовские отношения межвоенного периода.
Пилсудский угощает Литву колбаской, а она только злобно лает: "Вильна! Вильна!"

Русская курица-диверсант. Поймана на том, что убеждала польских кур в том, что они - не птицы.

Карикатура на раздел сфер влияния в Персии в 1907 году.
Британский лев (русскому медведю): Можешь гладить её голову, а я - её хвост, ну а по спине будем её гладить оба.
Персидская кошка: "Не помню, чтобы кто-то спрашивал моего согласия"

Иран, 1979 год. Свежий взгляд на американское знамя.

Жёлтый билет петербургской проститутки. Выдавался взамен паспорта. Включал данные медосмотра.

Английская открытка 1910 года.

Мир вращается вокруг КНДР!
Северокорейский плакат.
На глобусе лозунги: Антиимпериалистическая независимость, Великое дело социализма, Независимость всего мира, Мир и безопасность во всём мире, Справедливый мировой порядок, Защита мира.

Английская гравюра 1793 г.
"Ад вырвался на свободу, или Убийство Людовика".
Впечатляет восприятие революционных песен.

Взгляд немецких правых на причины поражения Германии в Первой мировой войне.

Шведский календарь за февраль 1712 года

100 долларов Конфедеративных Штатов Америки

Северная Италия, плакат 1944 года.
"Германия правда ваш друг"

Австрийский плакат 1914 года.
Надпись "Сербия должна умереть". На рукаве надпись "Австр."

Бюллетень с плебисцита 1938 г. о воссоединении Германии и Австрии.
"Согласны ли Вы с воссоединением Австрии и Германского Рейха, произошедшим 13 марта 1938 г. и голосуете ли Вы за партию нашего вождя Адольфа Гитлера?"

Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал , что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху — часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора.
Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты — одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям.
Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры — во-первых, потому что русских нет, а во-вторых — может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому — модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому — обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.

Русская корона
Открытка 1905 г.

ЕКАТЕРИНА II
Русско-турецкие войны 1768—1774; 1787—1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

1791 Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион


Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

1795. Царская забава


В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном - Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа - бюст Чарльза Фокса на пьедестале.

Итак, Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Так карикатура «Императорский шаг» позднее легла в основу

. Возможно, автор этих строк пристрастен, но по мне так у России действительно императорский шаг, попортивший немало крови завистникам и политическим противникам. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие, позднее будет много карикатур в этом духе на феминисток и суфражисток. Конечно, не могла не обыгрываться тема любовников Екатерины. По-моему политических противников возмущало не столько то, что императрица России смеет проводить независимую политику и диктовать другим странам свои условия, сколько то, что она — женщина. Или, во всяком случае, это возмущало карикатуристов.

ПАВЕЛ I
Великодушный союзник

Английская карикатура "Великодушный союзник" (автор Дж. Гилрей) на Императора Павла I, выходом России из антифранцузской коалиции нарушившим - с точки зрения англичан и их союзников (Австрии, Турции, Королевства Обеих Сицилий) - свои союзнические обязательства.

Английская карикатура на Павла I

Павла, как мы видим, тоже не любили, но поскольку особенно отличиться он не успел, то не любили абстрактно. Если карикатуры на Екатерину полны конкретными указаниями на события политической жизни, то Павла просто изображают страшилищем. Увы, времени у него было немного.

АЛЕКСАНДР I
1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.


Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

1807. Новогодний подарок Александру. Франция.

Александру, казалось бы, должно повезти намного больше, чем отцу, но ему выпала нелегкая участь прославиться. При нем была другая звезда, которой хватало не только времени, но и сил затмить собой весь горизонт Европы, в том числе и карикатурный. Это Наполеон. Увы, для императора Александра это обстоятельство стало фатальным: практически все карикатуры с ним посвящены войне с Наполеоном. Русских карикатур с царем практически нет, хотя казалось бы именно здесь можно было бы изобразить царя в самых приличных красках.

НИКОЛАЙ I
Кнут или кошелек. Карикатура французского художника Оноре Домье на антисемитскую политику Николая I

1847. Николай I изучает картикатуру на самого себя.

1850. Царь Николай I работает в своём кабинете. Топчет карту Франции, так сильно размахивая саблей, что теряет шапку. А из приоткрытой двери казак копьём уже прицеливается на Францию. (“Шаривари” (“Le Charivari”), 8 августа 1850 г.)

1854. Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона

На этой картинке Николай I изображён в костюме дьявола, поющего притворные молитвы. Обратите снимание на раздвоенное копыто вместо левой ноги императора.

1855. Карикатура на Николая I времен Крымской войны.

Русский Колосс

1856. На рисунке обыгрывается сцена искушения Христа: дьявол (Николай I) искушает греческого короля Отто I обещанием отдать Константинополь и возродить Византийскую империю, если Греция поддержит Россию. “Шаривари”, 26 апреля 1856 г.)

А вот Николаю I с сюжетами повезло: разнообразно. Во-первых, вечная тема евреев. У европейцев к тому времени евреев уже и награбили, и нагоняли всячески — все средневековье этим занимались — и наконец решили защитить законами, а в России только во вкус вошли. Ну как тут было не повозмущаться? Не свои же правители евреев гоняют - самое время развлечься! А вообще ярких личностей на небосклоне Европы стало поменьше и Николаю просто никто не мешал самовыражаться. И выражать его, разумеется. Так что и кровожадные замыслы, и дикие казаки, и противостояние всему цивилизованному миру, и даже искушения бесовские — все раскрыто.

АЛЕКСАНДР II
1855. Молодой царь вступает в наследство. (“Панч”, 17 марта 1855 г.)

1861. Свет в русской тьме

1863. Линкольн и Александр II представлены английской пропагандой, как два «экстремиста» — два кровожадных лидера, ведущих войны

1869. Цивилизация по-русски

Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Александру II пришлось начать с отцовских сапог, так что в карикатурах на него все время встречаются отсылки к папеньки - моанрх-крестоносец один чего стоит. Но обратите внимание: первая позитивная карикатура из тех, что нам удалось найти: свет во тьме. Таки отмену крепостного права иначе расценить невозможно. Зато телодвижения в сторону реакции — действительные или мнимые — это уже цивилизация по-русски. До прав и свобод человека и гражданина в Империи было далеко, несмотря на проект конституции. Впрочем, Александра II любили, даже крестоносцем вот нарекли. Так что он у нас герой даже для враждебных западных СМИ.

АЛЕКСАНДР III
1881. Александр III в рабочем антураже

1890. Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г. В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года.

Александр III представлен как типичный полицай: злобный и женщин порет, хорошо хоть не самолично. Период был действительно тюремно-замочный, но и внешней политикой Российская Империя в те времена занималась мало: войн не вела, а стало быть никому не мешала, потому и тем для карикатур оказалось немного.

НИКОЛАЙ II
1900. Россия и мир

1900. Царь-батюшка

Начало XX века. Николай II и развитие отечественной экономики

1901. Раздел Китая. Слева направо: королева Виктория (Великобритания), кайзер Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), Марианна (символ Франции) и император Мицухито (Япония); на заднем плане — китайский император.

1902 Николай II и Толстой

1904. Я - самодержец. Искра. Карикатура на поражение в русско-японской войне.

(1905?). Царь Николай II балансирует на натянутом канате между японскими винтовками и затонувшим русским кораблем

1905. Николай II, теперь кровавый, душитель революции

Первая мировая война. Николай II лично наводит порядок.

1915. Распутин и царская семья:

1918. Николай II, антимонархическая пропаганда большевиков

Николаю II повезло больше всех. Во-первых, в это время появляются и отечественные карикатуры (официальные и не очень), во вторых распространение средств массовой информации ведет к увеличению количества материалов, а в-третьих — Россия снова ведет активную политическую жизнь, так что начинает мешать. Россия, довлеющая над миром, нагло распространяющая свои щупальца в приличную и мирную Европу, Россия за разделом китайского пирога, Николай лично не пускающий в страну американскую коммерцию или выметающий поганой метлой германских захватчиков. Особенный интерес представляют японские карикатуры: их эстетика привлекает внимание, несмотря на комические сюжеты, они красивы настолько, что их хочется рассматривать вне юмористического контекста. Революционные карикатуры также специфичны. Рассчитанные на определенную целевую аудиторию (как правило на малограмотных работяг) они предельно конкретны и комический сюжет смещается в грубую физиологию. Для понимания этих карикатур едва ли требуется знание исторического контекста. Карикатур на Николая очень много, причем они касаются как внешней и внутренней политики, так и личной жизни монарха.

Карикатура знакома нам с детства. Мы встречаемся с ней повсеместно: на страницах развлекательных газет и журналов, в серьёзных научных изданиях и даже в школьных учебниках. Что же такое карикатура? Это сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. Для достижения комического эффекта художник использует преувеличение и заострение характерных черт изображаемого типажа или явления, неожиданные сопоставлениям и уподобления.

В связи со своей социальной направленностью карикатура во все времена неразрывно была связана с ежедневной жизнью общества. Поэтому расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, военных и революционных событий, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы и пропаганды.

Истоки карикатуры восходят к античной художественной культуре, позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, и особенно в лубке. Сегодня карикатура используется в различных видах и жанрах искусства, например, в плакате, газетной и журнальной графике.

На выставке в Российской национальной библиотеке вы познакомитесь с историей развития жанра карикатуры в нашей стране. В России карикатура развивалась под влиянием двух традиций: с одной стороны – исконно русского народного лубка («потешных картинок»), с другой – в согласии с европейской традицией непосредственно карикатуры (в привычном для нас понимании). Г.Ю. Стернин в своей книге «Очерки русской сатирической графики» (1963) указывает на тесные взаимоотношения карикатуры и лубка в XVIII столетии, которые в это время развивались в схожем ключе.

Выставка открывается разделом «Зарождение русской карикатуры». Здесь представлен ярчайший образец «лубочной карикатуры» - картина «Мыши кота погребают». Считается, что сюжет этот соотносится с 1725 годом - похоронами Петра Первого. Возможно, это карикатура раскольников на Петра Первого, «обвинительным актом его деяний государственных и исторических».




Расцвет русской карикатуры пришёлся на начало XIX века, связанный в значительной мере с карикатурной кампанией против Наполеона и его войск во время Отечественной войны 1812 года. К столетию этой военной победы был издан сборник русской карикатуры того времени «1812 год в карикатуре» (1912), в котором значительное место заняли работы художников А.Г. Венецианова и И.И. Теребенева.



В дальнейшем карикатура XIX столетия двигалась в основном в социальном и политическом направлениях. В частности, высоко ценились современниками карикатуры социал-демократических журналов «Искра» и «Гудок», особым успехом у читающей публики пользовались работы Н.В. Иевлева и Н.А Степанова. Большая ниша в сатирической печати того времени была отведена бытовой сфере, её освещали журналы «Будильник», «Стрекоза», «Развлечение» и др.




Важными вехами в развитии отечественной карикатуры стали события начала XX века. Карикатура живо отреагировала на революции 1905 и 1917 годов, Первую мировую и Гражданскую войны. События 1905 г. породили целую волну новых сатирических журналов («Пулемёт», «Жупел», «Сигнал» и др.), оставивших яркий след в истории русской сатирической графики. Особенно ценили современники бичующий юмор журналистов «Сатирикона» и «Нового Сатирикона», которые успешно сочетали политическую сатиру с безобидной юмористикой. С журналом сотрудничали многие известные художники: И.Я Билибин, В.В. Лебедев, Ре-Ми (Н.В. Ремизов) и др.


Становление советской карикатуры связано с именами В.В. Маяковского, М.М. Черемных, В.Н. Дени, активно сотрудничавшими в «Окнах сатиры РОСТа и Главполитпросвета». В 1920 – 1930-е гг. в СССР выпускалось много сатирических журналов: «Крокодил», «Смехач», «Прожектор», «Бегемот» и ряд других. В журналах печатались работы известных художников - К.П. Ротова, Б.Е. Ефимова, И.А. Малютина и др.



Великая Отечественная война объединила страну в борьбе с фашизмом. Не осталась в стороне и карикатура. В своей книге «Основы понимания карикатуры» (1961) прославленный художник Б.Е. Ефимов сравнивает ударную мощь карикатуры с настоящим военным оружием. Рисунки Б.Е. Ефимова, В.А. Гальбы, Кукрыниксов, Б.М. Лео и многих других авторов, публиковавшиеся в «Окнах ТАСС», «Боевой карандаше» и на листовках били по врагу не хуже пулемётов. Карикатурные альбомы издавались даже в военных типографиях советской армии: («Балтийская полундра» (1941), «Гады морские, болотные и подколодные» (1941)).




Темы послевоенной карикатуры стали более мирными, в основном касаясь бытовой проблематики. Также была популярна карикатура на представителей капиталистического общества. Лидирующую позицию в сатирической печати заняли журнал «Крокодил» и рубрика «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты», объединившая писателей сатириков и карикатуристов во главе с В.В. Песковым.

С началом перестройки понятие карикатуры расширилось, цензура ослабла, и вскоре у карикатуристов уже не осталось неохваченных тем. Сегодня карикатуре отводится важное место на страницах популярных газет и еженедельников, издаются и специальные сатирические журналы.
Материалы для выставки предоставлены Русским и Иностранным книжными фондами, Русским и Иностранным журнальными фондами, Отделом эстампов и Центральной справочной библиотекой.

Кожин Н.А., Абрамов И.С.
Народный лубок второй половины XIX века и современный / Ленингр. обл. бюро краеведения.
Л.: Музей О-ва поощрения художеств, 1929.
Шифр: 106/172

Голышев И.А.
Лубочная старинная картинка: "Мыши кота погребают" и некоторые прежние народные гравюры.
Владимир: И.А. Голышов, 1878.
Шифр: 18.130.7.66

Русский лубок / авт. текста Н. Кузьмин. Вып. 1.
М.: Правда, 1970. (История русской карикатуры; Альбом "Крокодила")
Шифр: Э АлИс568-63/2-6

Балдина О.Д.
Русские народные картинки.
М.: Мол. гвардия, 1972.
Шифр: 72-5/5298

Стернин Г.Ю.
Очерки русской сатирической графики.
М.: Искусство, 1964.
Шифр: 64-2/3338

1812 год в карикатуре: [сборник] / сост. Ф.Г. Мускатблит.
М.: Будильник, 1912.
Шифр: 37.34.2.48

Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталев Д.Г.
Медведи, казаки и русский мороз: Россия в английской карикатуре до и после 1812 года. СПб.: Арка, 2014. (Россия глазами Запада)
Шифр: 2014-5/3362

Klindenger F.D.

London, 1942.
Шифр: Ис31 Г-7/2

Klindenger F.D.
Russia – Britain’s ally: 1812-1942.
London, 1942.
Шифр: Ис31 Г-7/2
Россия – союзник Британии: 1812-1942

Верещагин В.А.
Русская карикатура. Т.2.: Отечественная война.
СПб.: тип. Сириус, 1911-1913.
Шифр: 37.22.2.3-2; 340/32-2

Русская карикатура эпохи Отечественной войны 1812 года: [альбом] / Гос. ист. музей; авт.-сост.: Е.М. Букреева.
М.: Исторический музей, 2012.
Шифр: Э АлИр336к/2-3

Гудок: сатирический листок с карикатурами.
Санкт-Петербург, 1862-1863
Шифр: 2/284низ

Варшавский Л.Р.
Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в.
М.; Л.: Изогиз, 1937.
Шифр: 37-5/430

Варшавский Л.Р.
Николай Александрович Степанов (1807-1877).
М.: Искусство, 1952. (Массовая библиотека)
Шифр: Ис30 Г-2/512

Биневич Е.М.
Карикатуристы идут в театр.
СПб.: Петрополис, 2011.
Шифр: 2013-7/4805

Иллюстрированный занимательный спутник: собр. анекдотов и разных ст. о замечат. событиях, новых изобрет. необыкнов. подвигах бескорыстия, добродетели и т. п. / рис. Лебедев и Иевлев.
СПб.: тип. И.И. Глазунова, 1864.
Шифр: 18.257.2.32

Развлечения: карикатурный альбом. Вып. 1.
М.: тип. журн. «Развлечение», 1861.
Шифр: 18.112.2.210

На даче: дачная и усадебная жизнь в фотографиях и карикатурах конца XIX – нач. XX вв. [альбом] / сост. Е.В. Лаврентьева.
М.: Этерна, 2012.
Шифр: Э АлИр486/2-18

Шут: худож. журнал с карикатурами.
СПб.: А.А. Григорьев, 1899. № 35-37
Шифр хранения: 1/503 низ

Будильник: сатирический журн. с карикатурами.
СПб.: Н.А. Степанов, 1891. № 26.
Шифр хранения: 2/73 низ

Почтовые карточки: типы студентов / худ. Наядин (В.Кадулин). 1911.
Шифр: Э ОИр486к/7-106, 105, 115, 117, 119

Сборник карикатур Великой русской революции.
Берлин, б.г.
Шифр: Вп 7823а

Голиков А.Г., Рыбаченок И.С.
Смех – дело серьёзное. Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. в политической карикатуре.
М., 2010.
Шифр: 2010-2/2500

Сатирикон: еженед. лит.-худож. журнал сатиры и юмора.
СПб.: М.Г. Корнфельд, 1910. № 14-26.
Шифр: 1/415 Низ

1905 год в карикатуре: альбом «Крокодила».
М.: Изд-во "Рабочей газ.", .
Шифр: 123/30

Альбом революционной сатиры 1905-1906 гг. / ред. С.И.Мицкевича; предисл. Б. Закс; Музей революции Союза ССР.
М.: Гос. изд., 1926.
Шифр: 33/36

Осколки: еженед. художественно-юмористич. журнал с карикатурами.
СПб.: К.Михайлов, 1906. № 1.
Шифр: 1/314 низ

Открытое письмо: [карикатура на депутата Гос. думы В.М. Пуришкевича]
Шифр: Э ОИр580р/1-197

Почтовые карточки
Шифр: Э ОИр655к/16,14,15,1-11,1-9.

Открытые письма.
Шифр: Э ОИр580р/1-197,18-5,18-3,18-2,18-9

Филиппова Т.А.
Аспиды и готтентоты: немцы в русской сатирической журналистике // Родина. 2002. №10. С. 31–37.
Шифр: П32/3295

Карикатуры войны, 1914. Вып. 1.
Шифр: Сб.25.

Почтовые карточки.
Шифр: Э ОИр638р/1-472,1-590,1-143
(цветные)

Яичница всмятку, или Несерьезно о серьезном: над кем и над чем смеялись в России в 1917 году / сост. А.П. Ненароков [и др.]; предисл. В.В. Журавлева; худ. Л. Незлобина, П. Сорокин.
М.: Британ; Бизнес-Клуб Рос. независимый ин-т социал. и нац. пробл., 1992.
Шифр: 92-7/1196

Чуковский К.И., Дрейден С.
Русская революция в сатире и юморе.
М.: Изд-во «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1925.
Шифр: 15/171



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!