Большинстве случаев вершиной слога является. Смотреть что такое "Слог" в других словарях

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно,. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом , пламя дрогнет один раз, слово рука ­­­­– пламя дрогнет два раза, молоко – три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав , и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! – и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговым, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи М.Ю.Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою…

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер – анапест.

При этом слово жизнь произносится в два слога; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начинает третью стопу. Слогообразующим второго слога выступает сонорный согласный.

У звонких сонорных шум – незначительная составляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т.п. были и формы мужского рода с суффиксом -л- : неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т.п.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохраняться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные согласные.

Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые – долготой, звонкие взрывные – долгой смычкой, глухие взрывные – придыхательностью, дрожащие – многоударностью, раскатистостью. Таким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог – волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога – слоговой, менее сильный – неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг. Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме.

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [даска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-ли], [за-ко-ны], [ти-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [краи], [заи-ч-ик].

Слогораздел

В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки как внутри слога, так и между слогами произносятся без перерыва, «перетекают» один в другой. Невозможно обнаружить эти границы и никакими приборами. Но иногда нам нужно произнести слово или несколько слов громко и отчетливо. Тогда сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: «Миша, иди сюда». А в лесу, если он далеко от вас, вы кричите: «Ми-ша-и-ди-сю-да!» По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: «И-ва-но-ва». Но никто не станет диктовать так: «Ив-ан-ов-а» - такое членение противоречит законам русского слогоделения.

Слогораздел – реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.

Законы слогоделения неодинаковы в разных языках и даже в диалектах одного языка.

В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный – наиболее звучный, т.е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые.

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных; сонорных согласных; начинается шумным и заканчивается сонорным согласным. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности.

В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [й]: [тай-га]. Сонорный согласный может тоже отходить к предшествующему гласному. В этих случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным звучность может снижаться до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу.

Закрытыми могут быть и конечные слоги. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

Слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [с`и-стра], слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем [ра-зб`ит`].сти в следующем слоге. \сному, если это ей звучности. построено по принципу восходящ

Ударение

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъема) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) – самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах вот и нож и гласный [а] после мягкого согласного в слове взял - [вз´ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности моет быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отличаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударности выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными показателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком вы­дыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно. Проверить это можно так.

Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау/ - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко призна­на сонорная теория слога, основанная на акустиче­ских критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звуч­ный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают сло­говыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслого­вым: [ии э вра е п’эиск’и*и] - в этом слове три таких звука. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли высту­пают сонорные согласные, как самые звучные из соглас­ных.

Вот стихи М. Ю. Лермонтова:

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начина­ет третью стопу. Слогообразующим второго слога выступа­ет сонорный согласный.

Можно обозначить по степени звучности гласные цифрой 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие соглас- 318 ные - 2, глухие - 1, паузу - 0. На линейках, соответству­ющих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получится волна сонорности, характеризующая слово. Тогда слово попрыгунья будет выглядеть так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр схематично выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорно­сти: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова: мхи, Мценск, льстить, львы, лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь, фавн, драхм и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полно­стью оглушается, его звучность на уровне шумного соглас­ного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься и приведенные выше слова: [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’], [смысл] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в сти­хотворной строке В. Хлебникова кЭта жизнь и жизнь та* слово жизнь в первом случае односложно, а во втором - двусложно.

Слоговые согласные нетипичны для русского языка, по­этому перед ними могут развиваться гласные. Может про­износиться [каз’д’] и [каз’и э н’], [т’и э атр] и [т’и э атэр], [л’н’и 3 - нби] и [ в л’н’и э нои], [ржы] и [ 9 ржы] и т.п.

У звонких сонорных шум - незначительная состав­ляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает.

С этим связано произношение [руп’] рубль, [жыс’] жизнь, [ак- т’апск’ии] октябрьский. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода с суффиксом -л-: неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения пере­стал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербском и чешском: серб, рж - ‘рожь’, крв - ‘кровь’, прст - ‘перст, палец’, врба - ‘верба*; чеш. vrch - ‘верх, вершина’, vlk - ‘волк’, slza - ‘слеза’.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глу­хие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может вы­падать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные со­гласные: п[ц]даватъ - продавать, мо[л]тобоец - моло­тобоец, вь"/[н’]сг/ - вынесу, но и шумные звонкие: [£]во рйть - говорить, [$]губйтъ - загубить, и шумные глухие: [$]погй - сапоги, [п]толдк - потолок, [т]лоры - топоры. По-разному произносятся [з]давать - сдавать и [$]да вать - задавать, вы[г]нем и вы[г]ним - выгоним, [п]ле вали и [п]ливали - поливали, зя[т’] пустил и зя[т’] пус­тил (зятя).

Слоговые согласные отличаются от неслоговых боль­шей напряженностью: щелевые - долготой, звонкие взрыв­ные - долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательно- стью, дрожащие - многоударностью, раскатистостью. Та­ким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая про­является в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых зву­ков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, ме­нее сильные - неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется диф- т о н г о м. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносит­ся кор[уб]ва, лголок[уб], л[йе]с, с[ие]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, ког­да оба гласных обладают одинаковой силой и длительно­стью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слого­вой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, на­пример в английском time - ‘время’, table - ‘стол’, go - ‘идти’, в немецком mein - ‘мой’, heute - ‘сегодня’. Если в дифтонге первый соглас­ный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий диф­тонг, например в испанском puerta - ‘дверь’, tierra - ‘зем­ля’, nuevo - ‘новый’. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. § 136).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется н е- прикрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся не­слоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да- ска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-л’и], [за-ко-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закры­тым: [стол], [край], [заи-ч’ик].


Фонетический слог - естественная минимальная произносительная единица речевого потока, одна из основных звуковых единиц фонетической системы русского языка. Л.Р. Зиндер писал: «Как бы ни была замедлена речь, как бы мы ни добивались ее членораздельности, дальше, чем на слоги, она не распадается».
Фонетические слоги состоят из одного или нескольких звуков, причем один из них должен быть слогообразующим. В русском языке слоговыми звуками являются гласные, как наиболее звучные.
В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный - два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.
Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог - это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные - 4, сонорные - 3, шумные звонкие - 2, глухие - 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный - произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).
В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф. де Сос- сюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю - чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка.

Теории слога:

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

18. Слоговые и неслоговые звуки.

Слоговыми звуками являются все гласные. Но в роли слоговых могут выступать и согласные, в особенности, сонорные [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния: букв – [бýкОв]. Звук [к] – заднеязычный, [в] – губной, артикуляционное расстояние между данными звуками является существенным.

Слоговую функцию сонорные согласные приобретают в следующих позициях:

а) в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы], [Орты]);

б) в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кâ/рá/бОл’];

б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик, супрасльских).

19. Типы слогов

По характеру конечного звука в русском языке выделяются два типа слогов – открытые и закрытые.

Слог, который оканчивается слоговым звуком, называется открытым, а слог, оканчивающийся неслоговым звуком, – закрытым.

В русском языке около 85% слогов – открытые, и большинство из них соответствуют модели СГ или ССГ, т.е. «согласный + гласный» или «согласный + согласный + гласный», например: ру-ка, све-ча, ко-шка, про-сти и т.п. Это можно объяснить двумя причинами:

1. Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка, се/стра, не/сти, мо/згъ, дь/нь. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [э].

Согласно закону открытого слога слоги строились по принципу восходящей звучности.

В современном языке этот закон утратил свою силу: слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась.

2. Особенность русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным и, наоборот, в слабом примыкании согласного к предшествующему гласному.

По характеру начального звука различают неприкрытые и прикрытые слоги. Неприкрытые начинаются слоговым звуком, прикрытые – неслоговым.

Понятие слога и правила деления слов на слоги до сих пор является спорным. Проблема слога в том, что в естественной речи границы слога неуловимы, они вообще не существуют. Слоги могут появляться в определенных условиях (если нужно что-то сказать отчетливо, при скандировании)

Слог – это потенциальная речевая единица.

Теории слога:

1. Экпираторная (от латинского выдыхание) - появилась в конце 19 века. Создатели – немецкие ученые

В центре внимания дыхание. Слог – это сочетание звуков произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не позволяет: а) определить количество слогов в слове. (сплав – п – смычный взрывной)

б) нельзя определить место слогораздела при стечении согласных внутри слога.

2. Сонорная теория - на материале русского языка ее разработал Рубен Иванович Аванесов, в 20 веке, которую изначально предложил датский лингвист Гесперсен. Подробно разработана Пановым.

В центре не физиологический процесс дыхания, а звучность звуков. Звучность – это соотношение в звуке голоса (тона) и шума. По этому соотношению выделяют 4 группы звуков:

1. Гласные (4)

2. Сонорные согласные (3)

3. Шумные звонкие согласные (2)

4. Шумные глухие согласные (1)

0 – пауза

Каждой группе присваивается индекс звучности.

Звуки разной звучности образующие слово образуют так называемую волну звучности (звуковую волну)

Сонорная теория позволяет:

1. Определить количество слогов в слове: сколько в слове вершин звучности, столько и слогов. Звуки, образующие вершину волны (слога), называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

а) гласные

б) сонорные, но в определенных позициях:

В начале слова перед шумным (ртуть)

В конце слова после шумного (смысл)

В русском языке есть неслоговой гласный [и] неслоговой с индексом 3,5. Ослабленный [j] 3 (май)

2. Выработала правила слогораздела при стечении согласных внутри слова. Используются два принципа:

а) принцип восходящей звучности в пределах слога: от начала слова до его вершины (как правило гласного) звучность должна нарастать или останавливаться на одном уровне.

б) принцип открытого слога: если можно не нарушая принципа восходящий звучности оставить звук открытым, то такой слогораздел правильный.

Сонорная теория не конечна.

В соответствии с двумя принципами в сонорной теории выработаны следующие правила слогораздела при стечении согласных:

а) шумный + шумный (ша/пка)

б) сонорный + сонорный (во/лна)

в) шумный + сонорный (сло/жный) - группы согласных уходят в следующий слог. Это значит, что неконечный первый слог будет открытый.

г) сонорный + шумный (кон/фуз)

д) и неслоговой + шумный (стой/ка)

Закрытыми слогами называют слоги, заканчивающиеся на неслоговой. Открытыми называют слоги, заканчивающиеся на слоговой.

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие). Звуки, образующие вершину волны (слога) называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

Гласные;

Сонорные (НО только в определенных позициях): ртуть – [р т у т’]-

Позиции, в которых сонорные выступают как слогоносители:

В начале слова перед шумным;

Конец слова после шумного; смысл – [с м ы с л]-

В русском языке есть 1 неслоговой гласный – и (3,5)

и -неслоговый – ослабленный [ј ] (3)

май – [м а и -неслоговой]

Типы слогов:

прикрытый слог - начинающийся с согласного

неприкрытый слог – начинающийся с гласного

кон-верт – первый слог прикрытый

и-зба – первый слог неприкрытый

2) закрытый слог – оканчивающийся на согласный (закрытым считается слог, заканчивающийся на неслоговой)

открытый слог – оканчивающийся на гласный (открытым считается слог, заканчивающийся на слоговой)

кон-верт – оба слога закрытые

и-зба – оба слога открытые

Например, физкультура – фи-скул’-ту-ра

фи–прикрытый/открытый; скул’-прикрытый/закрытый; ту– прикрытый/открытый; ра -прикрытый/открытый

Слогораздел. Теории слогораздела. Слогоделение в едином фонетическом слове.

Слогораздел - граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.

Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.

Первая теория - теория Аванесова - базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил:

при последовательности СГСГСГ (С - согласный, Г - гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т.д.). Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных - СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине - гласному.

По собственной звучности Аванесов различает три большие группы - гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный

согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум-ка, но ко-шка (оба согласные - шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).

Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой и логичностью, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются - льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности - в «разрешённом слоге» кошка (ко-шка) на самом деле согласный [ш] более звучен, чем [к], так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.

Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой, учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы). Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка , ка-ра-ка-ти-ца , про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.

2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/ ) в словоформах типа ра-на , ре-па , где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка , ре-пка , где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран- , реп- , не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка , вой-на , вой-ско-вой ). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот , спор , нос , уголь , хвост , ремонт ), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас - "купил ананас" , ку-пи-л ма-ши-ну , ку-пи-л ско-во-ро-ду ), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание - гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот , произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы -образную окраску, а конечные мягкие - и -образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ ] и [ь ], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

Закон восходящей звучности.

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: [мÙ-шы́–нъ]. Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [р^-к٬э́-тъ], [хъ- р^-шо́], [цв٬иэ–ты́], [с^ро́-къ].

2.Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б٬и́-твъ], [зв٬иэ–зда́],[р٬э́-ч٬къ].

3.Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р٬и́-фмъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл٬и], [жа́дныį].

4.Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [в^-лна́], [по́-мн٬у], [к^-рма́н]. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [в^л – на́], [по́м-н٬у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [^р–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [к^н–цы́].

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и].

7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч٬а́į-къ], [в^į-на́], .

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные.

В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога. Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например:

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) – на стур-ци-и. Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны]. Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Периферийные гласные неслоговые. Но слоги могут и не иметь гласного,напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг).

Правила слогоделения в русском языке.

сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: àШ + Ш О - КТЯБРЬ

Сочетание шумного и сонорного отходит также к неначальному слогу: àШ + С РИ - ФМА

Сочетание сонорных отходит к неначальному слогу: àC + C ПО – ЛНЫЙ

Сочетание сонорного и шумного делится пополам: Ш // С КОР- КА

Сочетание J с последующим сонорным делится пополам: J // С ВОЙ - НА



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!