Характерные черты фольклора. Фольклор материнства и пестования

1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора.

2.Традиционность. Коренное свойство фольклора. Главным признаком устного поэтического творчества народа всегда было следование традиции. Новые произведения создавались по уже известным образцам, включали прямые заимствования из них. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествовательных элементов, их привычное композиционное сочетание. В образах фольклорных персонажей типическое также преобладает над индивидуальным. Традиция требовала идейной направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека. В рамках фольклорной традиции, поддерживая и развивая её, постоянно протекал творческий процесс. Фольклорная традиция осуществляла связь времён, выражая коллективное мнение народа о нетленности его духовных ценностей и святынь.

3.Коллективность. «Фольклор – творчество неавторского типа. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других, зависит от работы других, и каждый пользуется результатами общей работы…Каждый человек творит в границах общепринятой традиции – «колее», опирается на труд предшественников, от которых перенимает произведение, повторяет его, меняет, дополняет его, опускает кажущееся ненужным. Единые акты творчества в фольклоре связаны между собой – происходит перенимание песни, рассказа от лица к лицу, имеет место непосредственное заимствование. По этой причине мы не можем сказать, что фольклорное произведение создано исключительно каким-то одним человеком. Оно всегда результат совместной деятельности многих лиц. Конечно, всегда существовало отдельное лицо, которому произведение обязано первоначальным происхождением, но фольклорным становится только такое, которое пройдёт «сквозь значительный слой народного понимания». Да и первоначальный акт творчества зависит от общепринятого типа воплощения художественной мысли.

4.Синкретизм : слитность, нерасчленённость, неразвитое состояние раннетрадиционного фольклора (в котором пляска, пение, музыка, словесный текст, ряженье и прочие элементы существовали в единстве), а также следы этого единства в классическом и позднетрадиционном фольклоре.

а) полиэлементность – всякое народное произведение в естественном бытовании включает в себя комплекс художественно-образных компонентов (хоровод);

б) бифункциональность – связь бытового и художественного (колыбельная песня, считалка и т.д.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятийно-концептуальный модуль

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятийно-концептуальный модуль.
1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.

Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно

Видо-жанровая структура фольклора.
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль

Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян.
Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины

ЗИМНИЕ СВЯТКИ.
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские

Художественные элементы зимних святок.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стих

МАСЛЕНИЦА.
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА.
Осенний цикл народных праздников включает в себя: - праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона; - Покров день (14 октября);

Традиционный свадебный обряд.
Свадьба - время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы). Основ

Народные гуляния в городах.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван

Игровые формы народной художественной культуры.
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их св

Устное народное творчество.
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог

Народное музыкальное творчество.
Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня - музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, дра

Народное театральное творчество.
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах.

Народно танцевальное творчество.
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски. Русские народные танцы: происхождение, художественно-э

Изобразительное творчество. Традиции лубка.
Традиционные формы изобразительного творчества. Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей. Иконопись. Традиции иконописи.

Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает п

Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем.
Понятие "образовательная система" и "этнохудожественное образование". Роль системного подхода к развитию этнохудожественного образования. Основные компоненты этнохудожественной

Организация народного художественного творчества в современных условиях.
«Организация» - «организовать» - «основать, создать (какое-либо учреждение, общественное объединение и т.д.); подготовить, наладить; объединить для какой-либо цели» (Русский толковый словарь Лоп

Научно-методическое обеспечение народного художественного творчества.
5.2.1.Система научно-методического обеспечения НХТ формировалась постепенно. Период её становления охватывает довольно значительный период. Первые признаки методической деятельности в Рос

Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России. Тип ДНТ – государственное у

Орфоэпия допускает два варианта произношения слова «фололькл о р» и «фольклёр».

Термин «фольклор» (англ, folklore ), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура - от одежды и национальной кухни до колыбельных песен.

В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество , иначе говоря - устную словес ность как совокупность текстов .

Изящная словесность и фольклор

Но в то же время между фольклором и литературой есть принципиальные различия, выявляющие специфику фольклора.

Литература представляет особую сферу духовной деятельнос ти - сферу искусства . То же можно сказать и о фольклоре. Но сказать так не значит сказать все. Фольклор - это область народной культуры , он охватывает народный быт, связан с трудом и досугом, социально-бытовыми отношениями.

У каждой социальной группы складывается собственный фольклор, выражающий коллективное самосознание этой группы. Многое в русском фольклоре создано крестьянами : ведь прежняя Россия была крестьянской страной. Велик вклад в русский фольклор населения средневековых городов и слобод - ремесленников, кустарей, посадских людей, торговцев - горожан . С давних пор в городах бытовали анек доты и сказки, произведения героического эпоса . Несомненно городское происхождение новгородских былин.

«Типы» фольклора

В самом деле, есть общерусский фольклор (многие пословицы и поговорки) и есть фольклор самых разных групп, выделяемый по следующим признакам:

Локальным (фольклор яицких казаков, фольклор Мезени),

Конфессиональным (фольклор сектантов),

Профессиональным (фольклор лесорубов или железнодорожников),

Возрастным (детский фольклор).

Принципиальные отличия фольклора от литературы касаются природы художественного творчества. Литература - искусство слова.

Фольклор - тоже. Однако это устное народное творчество. Следовательно, очень важную роль играет в фольклоре начало исполнительское . Одна и та же сказка по-разному звучит в устах рассказчиков разной одаренности. Говорят о синкретизме фольклора, т. е. о соединении в устном творчестве выразительных средств разных искусств - словесного, музыкального, театрального и т. п.

Творческий процесс в фольклоре и литературе протекает по-разному. В литературе творчество индивидуально, в фольклоре - коллективно. Это значит, что фольклорное произведение выражает не индивидуальное самосознание, а мировоззрение группы, в кото рой оно быту ет.

Авторство. В фольклоре нет индивидуального авторского самосознания, и неверно говорить об «анонимности» фольклорных произведений. Аноним - это человек, скрывающий свое имя. В фольклоре же никто ничего не скрывает, и в нем вообще нет понятия «автор» . Фольклорный текст находится в постоянном движении . Фольклорные исполнители - это своего рода «соавторы», «редакторы»: они не творят что-либо принципиально новое, а рассказывают и поют то, что известно многим.

Произведения детского, как и взрослого, фольклора создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора. Так, например, в композиции детских сказок, как и во взрослых сказках о животных, широко используется диалог. В детских песенках можно отметить такие композиционные формы, как форма монолога, диалога и др. Приведем, к примеру, детскую песенку композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс диалог»:

Стучит, бренчит на улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке Туда же по дорожке.

Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь?

Сено косить.

На что тебе сено?

Коров кормить.

На что тебе корова?

Молоко доить.

На что тебе молоко?

Ребяток поить.

Детские песенки нередко начинаются с обращений. Например:

Кукореку, кочеток! На повети мужичок.

Коровушка, буренушка,

Подай молочка,

Покорми пастушка.

В детских песнях встречаются повторы. Прилагательные нередко стоят после существительных. Например:

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая.

Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Так, нередко животные в произведениях детского фольклора образно называются по тем или иным их признакам: волк-«серко», медведь - «из берлоги валень»,мышь-«норышка», муха-«шумиха», комар - «пискун» и т. п. .

О. И. Капица отмечает: «В детском фольклоре очень разнообразно развертывается словотворчество, мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но несмотря на эту необычность, вполне понятными.

Часто употребляются парные созвучные слова «Федя-медя», «каракула-маракула», «шишел-вышел», «сею-вею», «заинька-паинька», «шильце-мыльце», «чушки-бушки», «жывалко-бывалко», «шестом-пестом», «аты-баты», «эни-бени» и т.д. .

В детском фольклоре большое значение придается звучанию слова. Нередко то или иное слово в произведениях детского фольклора употребляется из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является заумный язык считалок.

Во всех жанрах детского фольклора широко используется рифма. Как правило, это парная рифма. Например:

Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи. Дам тебе я ложку, Хлебай понемножку.

Произведения устного творчества детей расширяют наши представления о русском фольклоре, свидетельствуют о его большом жанровом разнообразии.

5 .Историческое изменение фольклора .

Каждая новая эпоха приносит песни, сказки и пословицы нового типа, нового содержания и новой формы. «Иное время -иные песни». Народное творчество изменяется как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и отдельных произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются, как, например, частушка в конце XIX в., другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былина. в XX в. Некоторые жанры, например лирическая песня, значительно сузили свое бытование и живут главным образом в памяти людей старшего поколения. В отдельных жанрах и отдельных произведениях изменяются темы и сюжеты, герои и ныразительные средства.

Таким образом, изменение фольклора - широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многосторонне Связан с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; его изменения обусловлены изменениями самой жизни, потому что он есть продукт истории народа; он отражает события истории и особенности народного быта. Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии; так как фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго - в течение ряда исторических периодов, в них можно обнаружить следы нескольких эпох.

Неразрывную связь народного творчества и народной истории подчеркнул М. Горький в 1934 г. в речи на Первом съезде советских писателей: «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» (Горький М. О литературе. М., 1961, с. 427). Связь фольклора с историей объясняет его происхождение, развитие, идейную сущность, социальную природу, своеобразие его жанров и художественных средств.

Историческое изучение фольклора. Многосторонний процесс исторического развития фольклора требует и исторического подхода к его изучению. Исторический принцип изучения ясно сформулировал В. И. Ленин, который требовал «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения

того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 67).

Историческое изучение позволит выяснить, что устойчиво в фольклоре, что и как изменяется и обновляется, какие закономерности действуют в его истории и какие факторы управляют его развитием. Оно помогает решать спорные вопросы, каких немало в науке о фольклоре, например о состоянии современного фольклора. Современный фольклор, несомненно, связан со старым, но в то же время глубоко отличается от него, поскольку народное творчество испытало на себе действие важнейших социально-исторических и культурных факторов (идейное влияние Великой Октябрьской социалистической революции, коренные изменения в социальной структуре общества, широкое распространение печати, просвещения, радио и кино). Понять современный фольклор можно только поставив его в линию исторического развития всего русского народного творчества.

В изучении истории фольклора существуют большие трудности. Основная из них состоит в том, что в большинстве случаев нельзя ответить на вопрос, к какому времени относится то или иное произведение по своему происхождению и какой путь бытования и изменения оно прошло. Именно поэтому историю фольклора восстановить трудно. У нас мало старых записей народно-поэтических произведений. Наиболее старые летописные свидетельства сообщают нам о пословицах и исторических преданиях. Записи песен, в том числе исторических, относятся к концу XVI - началу XVII в., а записи былин -только ко второй половине XVIII в. Мало пока исследований по истории фольклора, которые бы восстановили отдельные этапы его развития.

Наконец, в науке о фольклоре есть необоснованные поспешные нелогичные теории и гипотезы, суждения и положения. Примером может быть решение вопроса об историческом приурочении вариантов отдельных произведений. Нельзя согласиться с тем, что наиболее законченный и полноценный вариант всегда является наиболее древним, или, напротив -чем совершеннее вариант, тем вероятнее его позднее происхождение.

Есть и еще немало ошибочных суждений в науке о фольклоре. Так, например, на основании наличия в былинах некоторых пережитков, остатков древности, мифологического мышления и элементов неизвестного нам и только предполагаемого первобытного эпоса дается вывод о возникновении былины как героического жанра задолго до эпохи раннего феодализма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач изучения истории русского фольклора является задача хронологического распределения материала, т. е. определения, какие жанры и какие произведения к какому времени относятся и в чем состоит их историческое своеобразие. Историческая основа жанров различна, но весь фольклор в целом, в своем содержании и формах, неразрывно, многообразно связан с историей.

Историческая жизнь народа оставляет в его творчестве значительные и разнообразные следы: прямые указания на время, место действия, события и лица, отражение общественных отношений, материальной культуры, быта и воззрений народа. Все это придает фольклору большую познавательную ценность.

История в Фольклоре воспроизводится поэтически, по законам различных жанров. В связи с этим возникает множество вопросов, например: почему народ останавливает свое внимание на одних событиях и лицах и проходит мимо других? Как в фольклорном произведении создаются художественные обобщения характерных для исторического периода событий и лиц? Всегда ли накладывается несколько событий одно на другое и в одном лице совмещаются черты нескольких лиц, как, например, в былинном князе Владимире, в котором нашли отражение черты нескольких князей, носивших это имя? Каким образом в устойчивый текст былины проникают новые особенности, нередко анахронизмы?

Эти и многие другие вопросы требуют ответа.

Нарисовать общую картину исторического развития русского фольклора можно только при условии выяснения целого ряда проблем. Основанием для этого служат: исследования по истории отдельных жанров и отдельных произведений; сравнительное сопоставление фольклора различных народов, развитие культуры которых идет сходными путями; свидетельства древней письменности; отражение в фольклоре истории, быта, особенностей территории, воззрений народа в различные эпохи; изучение особенностей формы, стиля и языка произведений народного творчества.

При построении периодизации истории русского фольклора приходится учитывать ряд своеобразных явлений. Например, в календарной обрядовой поэзии упоминание языческих богов и мифических существ, остатки языческих представлений позволяют думать о древности этого вида поэзии, так как эти остатки составляют сущность жанра. Своеобразен процесс превращения местных сказаний, песен, героев в общенародные. Очень важен вопрос о том, почему былины киевского цикла долго сохранялись на Севере. Историческое изучение ставит много сложных вопросов, которые ждут своего решения.

Используемая литература.

1.«Русский фольклор Великой Отечественной войны» (1964, ред. В. Е. Гусев),

2.И. 3. Ярневского «Устный рассказ как жанр фольклора» (1969)

3. В. М. Потявина «Современные русские народные песни» (1976, вып. 2).

4.Гусев В. Е. Эстетика фольклора (1967);

5.Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства (1971);

6.Пропп В, Я. Фольклор и действительность (1976).

7.Б. Н. Путилова «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976)

Свойства фольклора

1. Синкретизм - основное свойство фольклора. Синкретизм (от греч. соединение) означает, что в фольклоре сливаются и верование и бытовые нужды человека, а также его эстетические потребности. Кроме того, слово, музыка, мимика, жесты, танец в фольклоре существуют не в отдельности, а как элемент целого (в обряде танце или песне).

2. Устность – свойство фольклора, выступающее с одной стороны как способ бытования фольклора, с другой – как способ передачи информации от одного поколения другому.

3. Вариативность – свойство, указывающее на подвижную, вариативную природу фольклора. Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно). Для вариантов фольклорного произведения важно то, что является общим, повторяется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого. Вариативность фольклора могла осуществляться благодаря импровизации.Вариативность – способ существования фольклорной традиции.

Традиционность

5. Локальность как проявление специфики местного стиля, сохранение историко-стилевой окраски произведений.

6. Коллективность выражается во всеобщности, т.е. причастности к фольклорной культуре всех представителей данного социума в пределах одного временного периода (от детей до стариков)

7. Структурированность - существование фольклора в чередовании будней и праздников.

Современные формы бытования фольклора

Неофольклор – воспроизводство новых фольклорных форм на новом витке развития общества.

Фольклоризм – «вторая волна» в современной фольклорной культуре, вторичная форма фольклора. Имеет следующие направления:

· Этнографический, аутентичный (исходящий из подлинника, детально воспроизводящий);

· Фольклорно – сценический (не сама жизнь, а демонстрация этой жизни);

Детский фольклор

Термин детский фольклор стал употребляться с середины ХIХ века. Основное содержание понятия « детский фольклор» установилось в 20-х годах ХХ века.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.

К детскому фольклору относятся произведения устной народной словесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде. Носителями детского фольклора являются как сами дети, так и взрослые – матери, бабушки, няни и все те лица, на чьём попечении находятся дети.

Детский фольклор представляет собой сложное единство трёх составляющих. Это:

· Творчество взрослых для детей;

· Произведения фольклора взрослых перешедших в детскую среду (детский обрядовый фольклор);

· Оригинальное детское творчество (детский игровой фольклор, детский смеховой фольклор, школьный фольклор и др.).

Признаками детского фольклора являются:

· Простота;

· Несложный, но динамично развивающийся сюжет;

· Запоминающиеся образы;

· Повторы разного уровня;

· Звукоподражание;

· Рифмованность.

Фольклор материнства и пестования

Фольклор материнства и пестования составляют произведения, которые предназначены для детей раннего возраста. Творцами и носителями их являются матери, бабушки, няни и все на попечении которых находятся малолетние дети. Назначение этих произведений – успокоить, утешить, развлечь, а иногда и научить и пострашить ребёнка.

К фольклору материнства и пестования относятся:

· Колыбельные песни

Колыбельные песни – один из древних жанров детского фольклора. Они призваны успокоить, усыпить ребёнка. В колыбельных песнях самым важным является спокойный убаюкивающий напев. Часто эти песни заключали в себе магические (заклинательные) элементы. Колыбельные песни состоят из нанизывания образов из жизни людей и животных, которые как бы охраняют ребёнка (Кот, котенька, котя, волчёк, заинька, собачка и др.)

· Пестушки

Пестушки - это стихотворения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребёнка.

Вода текучая.

Дитя растучее.

С гуся вода

С тебя худоба.

Вода – к низу,

А дитя - к верху.

· Потешки

Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель – не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру. Часто сопровождаются характерными действиями как взрослых, так и детей (покачиванием вверх, вниз, похлопыванием в ладоши, имитацией изображаемого действия и т.п.)

Потешки сопровождают первые движения ребёнка, его первые игры: «Ладушки»,

«Сорока – белобока», «Коза рогатая» и др.

· Прибаутки

Прибаутки – небольшие стихотворные рассказы, часто необычного, сказочного содержания, продукт поэтического творчества как взрослых так и детей

Прибаутки предназначены детям, которые уже способны воспринять их содержание:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика дыра?

Один ворот остался.

ФОЛЬКЛОР, УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: Fо1к - «народ» и 1оге - «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего прикладного, искусства (орнаменты на посуде, орудиях труда и пр.), в украшениях, предметах религиозного культа.

Понятие «фольклор» и «художественная литература». Специфика фольклора.

«Бродячий сюжет» в фольклоре.

Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость, знание о мире, выраженное в специфических формах искусства. Видов и форм народного творчества много: песенное, танцевальное, словесное и т.д. Фольклор – это народное искусство не только потому, что оно в большей степени создавалось и хранилось широкими народными массами, но и прежде всего потому, что в нем нашли отражение народные культурные и нравственные традиции, образ мыслей и представлений о мире, народный уклад жизни, склад ума и характера.

Фольклор – это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Собирать и издавать его стали поздно. К фольклорному произведению неуместно слово написано : оно никогда не писалось, передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, проявлялись разные варианты одного и того же произведения. Кроме устности специфической чертой фольклора является вариантность. Фольклорное произведение существовало как анонимное, проблема установления авторства никогда не ставилась. Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде.

Одни тексты используются взрослыми - лирические песни, другие в общении взрослого с ребенком – колыбельные песни, пестушки, потешки, третьи предназначены для детей – дразнилки, считалки.

Фольклорный текст отличается от литературного способом создания, бытования, поэтикой. Исследователи полагают, что активно пользоваться фольклором дети начинают с шести лет. Но для того чтобы это произошло, их надо готовить с раннего детства к восприятию и овладению фольклорными формами. Б

Значение художественной литературы Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Художественная литература - искусство письменного слова.

Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, параллелизмам, постоянным эпитетам. Внутренняя организация его имеет столь четкий, устойчивый характер, что даже изменяясь на протяжении веков, оно сохраняет древние корни.

Любое произведение фольклора функционально - оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации. В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни.
Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям.

2..В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим сначала некоторые из этих жанров, а затем и другие виды детского фольклора.

Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» - дитя.

Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. Слова эти дают и первые навыки родной речи. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели.

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки, А в роток - говорок. А в голову - разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью.

Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки (хотя и в них элементов игры достаточно). Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра-ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка молочка дала!

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель постепенно сам извлекает такие знания из игровой песенки.

Сорока, сорока, Первому - кашки,

Белобока, Второму - бражки,

Кашку варила, Третьему - пивца.

Гостей наманила. Четвёртому - винца,

Кашку-то на стол, А пятому не досталось ничего.

А гостей - на двор. Шу, шу! Улетела, на головку села.

Воспринимая через такую потешку первоначальный счет, ребенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего.

Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети того возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным.
Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры (в отличие от потешек). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке - туды ж по дорожке». Вековая мудрость народной педагогики проявляется в ее чуткости к этапам взросления человека. Проходит пора созерцания, почти пассивного слушания. На смену ей идет время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь - тут-то и начинается психологическая подготовка детей к учебе и труду. И первым веселым помощником оказывается прибаутка. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает у ребенка сильное желание домыслить, дофантазировать, т.е. пробуждает мысль и воображение.
Небылицы-перевертыши, нелепицы . Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чувство комического. Педагогическая ценность ее состоит в том, что смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире.

Из-за леса, из-за гор Едет дядюшка Егор: Сам на лошадке, В красной шапке, Жена на баране. В красном сарафане, Дети на телятах. Слуги на утятах..
Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Современная педагогика отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям.
Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа.

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми.


  • Скажи двести.

  • Двести.

  • Голова в тесте! (Поддёвка.)

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал - добра и зла - и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои - Илья Муромец. Добрьшя Никитич и Алеша Попович - являются собирательными образами

Сказки.


  1. Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях. «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

  2. Они возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных вариантах известного «Теремка» в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество.

  3. Сказку всегда относили к разновозрастной аудитории, но только в ХХ веке стала в основном принадлежать детям. Само название появилось не сразу, Н.В. Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались «байками»(«баять» - говорить)

  4. Фольклорист Померанцева свидетельствует: первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси. История народной сказки богата событиями. Отношение к ней у людей было двоякое. С одной стороны это был любимый развлекательный жанр, с другой – существовали запрещение сказки, гонения на сказочников, начиная с 12 века, после выступлений религиозного деятеля Туровского, считавшего общение со сказкой грехом. Не только фольклорные, но и литературные сказки перестали издавать в то время, впоследствии потребовалось специальное постановление о необходимости широкого издания сказок для детей. С конца 18 века сказку стали записывать, на основе народных создавались литературные сюжеты. Жанр перестал существовать как произведение устного словесного искусства.

  5. Сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе они и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Наилучшим образом отвечают они и запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

  6. Архитектоника или эстетический план построения сказки имеет общие для всех видов элементы:
Присказка - подготовить слушателей к восприятию сказки «Ай, потешить вас сказочкой?..» Зачин- начало сказочного действия, уводит читателей в сказочный мир «В некотором царстве..». он определяет: 1.место действия, 2.время действия, 3.героев сказки. Основная часть сказки- трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.

Исход или концовка - заключительная часть сказки. «Стали жить поживать и добра наживать..».
Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы.


  1. Художественное время сказки не выходит за пределы поступательного развития действия действие никогда не имеет точного обозначения и реального соответствия чему-либо. Художественное пространство сказки не имеет реальных очертаний. Оно неопределенно, легко преодолимо.

  2. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки. В этом выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

  1. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного.

  1. Больше всего привлекает детей сказочный герой . Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен.
Выделяют три большие группы сказок: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).
Сказки о животных

Сказки о животных - самое древнее произведение сказочного эпоса. Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собою. Сказке присущи такие формы вымысла как: анимизм-одушевление животных и т.д.; тотемизм-обожествление животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой.

Волшебные сказки . Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.
В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

Мечта о соучастии волшебных помощников в жизни людей
существует с древнейших времен - со времен обожествления
природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом, колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло.

Исследователи сказок: В.П. Аникин(основным признаком волшебной сказки называет наличие чудесного действия и чудес), В.Я.Пропп (работы о поэтике волшебной сказки)

Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.
. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве. .
Героями бытовых сказок являются баре, чиновники, церковнослужители, судьи, наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью и т.д. Им противопоставлены умные, хитрые, сметливые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов. Победителем здесь, как правило, бывает тот, кто стоит на низкой ступени социальной лестницы. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам Бытовые сказки, по сути, являются социальной сатирой на неправедное судопроизводство, взяточничество и крючкотворство чиновников, глупость и неприспособленность к жизни бар и помещиков, фальшь церковнослужителей.

УНТ и литература
Не только сказки, но и легенды, песни, былины стали образцами для писателей. Влились в литературу отдельные фольклорные темы, сюжеты. Например, народное повествование XVIII века о Еруслане Лазаревиче нашло свое отражение в образе главного героя и некоторых эпизодах «Руслана и Людмилы» Пушкина.
Бродячий сюжет
У каждого народа есть свои сказки, но давно были замечены сюжеты общие для разных народов. В фольклористике сходные сюжеты, переходящие от одного народа к другому, получили название бродячие сюжеты. «Бродячий сюжет» - устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования..

Итоги


  • В устном народном творчестве отражается весь свод правил народной жизни, включая правила воспитания. Структура детского фольклора аналогична структуре детской литературы. Все жанры детской литературы испытали и испытывают на себе влияние фольклора


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!