Эволюция географических представлений о взаимоотношениях человека и природы. Понятие природы. Современные научные представления о природе

Учитель географии Миронова Ирина Александровна

МОУ Труслейская СОШ, Инзенский район

Учебник А. А. Летягин «География. Начальный курс»

Тема урока: «География - одна из наук о планете Земля»

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о науке география, географических объектах, географических процессах и явлениях, географической оболочке.

Развивающие: Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные: Способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание значимости географических знаний для современного человека.

Ознакомление с примерами природного наследия ЮНЕСКО (на территории мира, в том числе и России). Мотивация На изучение географии.

Метапредметные: Выделять с Ущественные признаки понятия,

Ориентироваться В учебнике и находить ответ на поставленный вопрос;

Составлять мини-эссе; анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос; использовать Речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; Составлять определение понятиям, создавать обобщения.

Предметные: Различать Географические объекты и правильно называть их,

Определять Значение объектов ЮНЕСКО для человечества, объяснять

существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления», Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Универсальные учебные действия:

Личностные: Осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, способность к самостоятельному приобретению новых знаний; умения управлять своей познавательной деятельностью, организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные: Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: Водный урок, урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник А. А. Летягин «География. Начальный курс. 5 класс» - М.: Вентана-Граф, 2015, примеры источников географической информации, мультфильм «Кто раскрасил море?», заготовка для рефлексии «Острова».

Ход урока

1.Организационно - мотивационный этап урока

Цель: Эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Давайте познакомимся с учебником географии, кто его автор и содержание предмета.

Определение темы урока: Какие науки вы изучали в начальной школе?(называют различные науки из курса начальной школы)

Какой школьный предмет изучает природу? (называют окружающий мир)

Какие еще науки изучающие природу вы знаете? (называют естественные науки. Дети должны вспомнить и назвать науки о природе.)

Формулирование задач урока: Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? (называют основные понятия урока в рамке на стр.5 (география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка)

Создание мотивационной установки: просмотреть мультфильм «Кто раскрасил море» и сделать вывод о том, в чем причина неправильного поведения школьника? Как ее можно устранить?(дети знакомятся с содержанием мультфильма и называют в качестве основной причины – незнание географии, которую нужно изучать.)

2.Процессуально - содержательный этап урока

Что изучает географическая наука? Определить, что является предметом изучения географической науки?

Поиск необходимой информации на стр.5-6 учебника

Работа с рисунком №1 с.6 (Разнообразие географических объектов)

Приводить примеры географических объектов на территории Ульяновской области, России, мира (заполнить таблицу на доске).

Географические объекты

Для чего изучают Землю? Приведите примеры, подтверждающие значимость географии для определенных профессий. Какими материалами (географическими продуктами) они пользуются?

Какие географические объекты известны любому жителю планеты? (перечисляют названия памятников природы)

Почему об этих объектах знают все жители Земли? (выходят на формулировку понятия памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Необходимость сохранения природного наследия для потомков.)

Как изучают Землю? Назовите известные способы изучения объектов? Какие из них может использовать география? (называют: наблюдение, описание, сравнение, анализ, изучение во времени)

С помощью чего изучают Землю? Приведите доказательства утверждению «Учебник географии для школьника – это основной источник получения географических знаний». (учащиеся читают вводную статью «Как построен учебник» и приводят аргументы: дано описание географических объектов и явлений, объясняются причины изменений их во времени)

Учитель: Ребята давайте посмотрим оглавление учебника и познакомимся со структурой и содержанием основных разделов учебника и аппаратом ориентировки в нем.

Отвечают на вопросы учителя.

Например, В каком параграфе и на какой странице мы найдем ответ на вопросы:

1. Что такое водопады?

2. Каковы их внешние признаки?

3. На каких реках они есть? (с.98-99 §17)

Учитель: Приведите примеры других известных вам источников географической информации. (называют карты, книги, дневники путешествий, энциклопедии, космические снимки, фильмы, газеты, передачи и др.)

3.Этап закрепления

1.Вопросы для беседы:

Что означает слово география?

Что изучает географии?

Для чего изучают географию?

Как изучают географию?

С помощью чего изучают географию?

С чем или с кем вы связываете географию?

Что вы знаете о географии?

Что бы вы хотели узнать, изучая географию?

Какие книги и журналы географического содержания вы читали?

Какие телепередачи и кинофильмы географического содержания вы видели?

Тест 1) Название «география» в переводе с греческого означает :

А) землеведение

Б) землепользование

В) землеописание

2) Научные представления о природе Земли можно получить с помощью

А) сборника стихов о природе

Б) учебника географии

В) мультфильма

3) Какой объект не являются географическим?

Б) вулкан Везувий

В) Египетские пирамиды

Ответы 1-в 2-б и 3-а и объясняют причину выбора. Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)

Подведение итогов

Учитель: Герой комедии Д. И. Фонвизина «недоросль » Митрофанушка говорит своему учителю: «зачем мне география? Куда надо, меня извозчик довезет». А какое ваше мнение? Нужны ли современному человеку географические знания и для чего? (учащиеся высказывают своё мнение. Получается мини-эссе, 5 предложений)

4.Рефлексивный этап урока

Прием «Острова». На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Воодушевления, о. Наслаждения прикрепить или нарисовать (на листе ватмана или на доске) свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние.

Примечание. Можно нарисовать новый остров со своим названием, если его нет на карте и даже изобразить Бермудский треугольник.

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание Найти в тексте (параграф 1 с.5) и выписать в словарик определения:

1) географический объект,

2) географические процессы и явления,

3) географическая оболочка.

Сравнить в тексте статьи (параграф 1 с.7) количество объектов ЮНЕСКО в 1978 г. и в 2015г. сделайте вывод: во сколько раз увеличился показатель?

Дополнительное задание (по выбору)

Задание № 6 стр.10 (по желанию) (Составить перечень географических объектов своей местности)

Мини – сочинение . Продолжить первое предложение, характеризующее вашу позицию и ее аргументацию. Я думаю, что новые географические исследования на нашей планете необходимы, так как…

Социологический опрос. Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение в таблицу.

Если домашнее задание на тему: » Конспект урока по географии “География – одна из наук о планете Земля” 5 класс оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Физическая география 6 класс. Урок 1. Тема: Введение. Что изучает география? Как накапливались сведения о Земле Цель урока: Раскрыть содержание курса физичеcкой Цели урока: обобщить представления школьников о системах объектов; освоить новые приемы создания текстовых объектов. Основные понятия: система, структура, системный подход, системный
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

(объединительные) процессы

2. Естествознание – наука о природе

Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух слов - “естество” (“природа”) и “знание”. Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом “природоведение”, которое происходит от общеславянского термина “веды” или “веда” - наука, знание. Мы и до сих пор говорим “ведать”в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - “точное” знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а “природоведение” (подобно пресловутому “обществоведению” или “науковедению”) обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего “ведения”

История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII-XV столетиям зачатками естественных наук

Затем, именно с XV-XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией)

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология, география) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания

Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи

Несмотря на то, что первая из них - натурфилософия- отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но ввиду того, что отсутствие экспериментальных методов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало естествознания как точной науки, вообще говоря, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или “геометрии” (т. е. “землемерия”), исторически относят к XV-XVI векам, т. е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию - аналитическую

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий огромной армией исследователей - путешественников и мореплавателей, врачей, астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изобретательных ремесленников и технических руководителей промышленного производства, наблюдательных крестьян и агрономов. Их взор проникал во все уголки Земли и Неба, в мир животных и растений, способствуя накоплению результатов не только пассивных наблюдений, но и опытных, планируемых эмпирических исследований. Именно на аналитической стадии изучения Природы появился весь тот богатейший массив естественно - научных знаний, который лег в основание таких наук, как физика, химия и биология, а также география и геология

Естественное стремление исследователей ко все большему охвату раз ообраз ых природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали пр вело к неудержимой дифферен иации (разделе ию, расчле ению, дробле ию) соответствующих наук

Тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциац и естественных наук яв яется первой и главной особенностью аналитической стадии исследования Природы. Э а енде ция остается и сегодня еще очень действенной

В качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное преобладание э пирических (получе ных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими

Третьей особенностью этой стадии является опережающее - преимущественное - исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов

Наконец, еще одна - четвертая особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции

Весьма примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы, несмотря на характерный для них иной подход к проблемам ее эволюции или стабильности, отнюдь не обрывает нить проявления всех только что перечисленных особенностей аналитического периода развития естествознания. олее того, процессы дифференциации естественных наук ныне усиливаются, а объем эмпирических исследований резко возрастает

3. Наука География – как самостоятельный раздел естествознания

Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие, более или менее самостоятельные, разделы, как физика, химия, биология, психология, география и геология

География – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создание наиболее благоприятной среды для жизни людей

Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III веке до нашей эры. Он первым ввел термин “география”, Ведь именно так назвал он свой трехтомный труд, который, к сожалению, полностью до нас не дошел. Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму, что утверждал еще Пифагор

Никогда за всю тысячелетнюю историю география не занималась изучением Земли как планеты

Земля – это большое сферическое ядро расплавленной магмы, заключенное в скорлупу земной коры, общий диаметр которых 13 тыс. км, и окутанное одеялом атмосферы толщиной 2 тыс. км. И внутри этого гигантского каменно-газового тела есть небольшой слой толщиной всего несколько десятков километров. Он составляет не более 1% от всего объема Земли и расстилается тонкой пленкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы

Именно в этом тонком слое умещается весь мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы, ни несущие влагу гигантские вихри циклонов. Внутри него находятся самые высокие горы и самые глубокие океанические впадины, проходят трассы самолетов и залегают даже самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Этот слой чрезвычайно мал по сравнению с размерами нашей планеты, но нигде ни на Земле, ни во всей известной Вселенной нет ничего подобного

Здесь переплелись и соединились воедино все известные нам миры – мир воздуха и мир воды, мир живых организмов и мир мертвого камня, мир почв и мир людей. Здесь все химические элементы находятся в беспрерывном движении и превращении, сегодня слагая тело гигантского ледника, а завтра- организм разумного человека. Здесь все находится в теснейшей взаимосвязи: разрушительные тайфуны рождаются из-за взмаха крыла очаровательной бабочки, а политические решения президентов приводят к климатическим катастрофам

Именно этот чрезвычайно тонкий и уникальный слой планеты Земля, называемый географической оболочкой, изучала раньше и изучает сейчас наука География . Много сотен лет понадобилось географии для того, чтобы побывать во всех ее уголках, восхититься разнообразием слагающих ее частей

Открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озера и острова, ученые поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира

Приступив к изучению устройства этого мира, ученые восхитились его сложностью и, засучив рукава, начали исследовать все это… по отдельности. И единая география тут же распалась на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки – один из многочисленных земных миров

Исследованием атмосферы и климата занимается климатология , а ручьи и озера находятся в ведении гидрологии . Льды изучает гляциология , почвы – почвоведение , а формами рельефа земной поверхности интересуется геоморфология . Живых обитателей планеты изучает биогеография , а человека и его деятельность – социально-экономическая география . Последняя уже разделилась на политическую географию, географию транспорта, географию торговли, географию культуры, географию религии … . Ученые шумят, что скоро появится география джинсов или география любви

Географические открытия, которые заслуживают определения “великие”, совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV- серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира

Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи от кумены были раздвинуты, мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии

В рамках этой эпохи исследователи обычно выделяют два периода:

    • середина или конец XV – середина XVI вв. – период испанских и португальских открытий в Африке, Америке и Азии, включающий важнейшие плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана.
    • середина XVI – середина XVII вв. – период, основное содержание которого составили впечатляющие достижения русских землепроходцев на севере Азии, английские и французские открытия в Северной Америке, голландские открытия Австралии и Океании.

Если сравнительно недавно мог существовать этакий распространенный тип географа вроде жюльверновского Паганеля – своего рода ходячей географической энциклопедии, то сегодня в науке произошли коренные изменения. Навсегда ушли в прошлое времена одиночек-энциклопедистов, подобных, например, великому М.В.Ломоносову, внесшему большой вклад во многие науки (история, география, философия, физика, химия, астрономия и др.)

В наше время география уже отнюдь не прежняя, по преимуществу описательная наука, где главным объектом исследования были неведомые тогда земли и страны. Ушли безвозвратно времена, так называемой, “романтической” географии. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу, как выяснилось не очень большую планету и к тому же теперь постоянно осматривает ее из космоса. Поэтому современная география как бы переживает свое новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно заняла, если можно так сказать, конструктивность и прогнозированность, т.к. развитие производства и глубокие социально-экономические преобразования в мире заставили ученых кардинально пересмотреть свои взгляды на саму суть этой науки, ее цели, задачи, методы исследовательских работ

Перед нашей наукой стоят теперь новые задачи: познать взаимодействие природы и человеческой деятельности. Ныне география изучает природу и с целью ее сохранения в процессе хозяйственного использования, что особенно важно в период научно-технической революции

Усилия многих географов в наше время направлены на изучение экологических проблем. К сожалению, в своей многовековой, не всегда продуманной, хозяйственной деятельности человечество нанесло огромный, зачастую невосполнимый, ущерб природе нашей сравнительно небольшой планеты, и во многом это отрицательное воздействие из года в год продолжает расти. Все больше и больше выпускается в атмосферу Земли вредоносных химических веществ, вызывающих кислотные дожди. Отравляются воды океанов и морей. Многие реки превращаются в сточные канавы. Гибнет много озер

Резко отрицательно сказывается бесконтрольное истребление лесных массивов, этих “зеленых легких” планеты, и их неповторимого животного мира. И темпы этого глобального браконьерства нарастают

Большой и сложный путь прошло человечество, раскрывая одну за другой тайны земного шара. Много неведомых земель открыли исследователи, создавая современную, столь привычную для нас, географическую карту мира. Так, например, Христофор Колумб – выдающийся мореплаватель, который, как считается, в 1492 году открыл Америку, хотя о ее существовании знали еще древние викинги, а еще раньше кельты, финикийцы, египтяне, китайцы и другие народы

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор (“Спаситель”), высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай

4. Уровень интеллекта на разных ступенях развития человечества

Годы рожде-ния и смерти

Страны рождения и работы

Основной вклад

Примечание

505г. до н.э.

Карфаген (Африка)

Открытие и исследование островов Счастливые (Канарские), Вечерний Рог, Южный Рог, залива Рио-де-Оро

484г. до н.э.

Малоазиатский г. Галикарнас

Исследование Египта путешествие вдоль берегов Африки

340г. до н.э.

Массилия (Африка)

Обследует берега Иберии и Кельтики, о.Альбион

Клавдий Птолемей

90-160 до н.э.

Карты Птолемея, с нанесенными на них линий широты и долготы

146г. до н.э.

Знакомится с западным берегом Африки

63г. до н.э.

Каппадокия (юго-восточная часть пол-ва Малая Азия)

Сочинение “География”, состоящее из 17 книг

Большая часть этого сочинения сохранилась до нашего времени

63г. до н.э.

Объезжает азиатское побережье от Инда до Персидского залива

Павсаний

Рим (Италия)

Посещение и изучение Эллады

Исследует Хотанское царство, Афганистан, Сев.Индию, Цейлон

Косма Индикоплов

Исследование Эфиопии, Индии и Западной Азии

Сулейман

Басра (Арабия)

Обозревает Оманский залив, Сиамский залив и Южно-Китайское море

Эйрик Рауди

Не устан.

Исландия

981г.- пересечение норманами Атланти-ческого океана и откры-тие о.Гренландия

Лейф Эйриксон

Не устан.

Гренландия

1001г. – достижение восточных берегов Северной Америки; открытие земли “Винланд” (предпочти-тельно п-в Новая Шотландия)

Марко Поло

1254 – 1324г.г.

Италия, Китай

1271-1295гг – путешествие в Китай

Ибн-Баттута

Северная Африка

Исследование Египта, Аравии, Индии, Китая

Жан де Бетанкур

Исследование и завоевание Канарских островов, положено начало европейской колонизации

Христофор Колумб

Испания, Португалия

1) 1492г. - официальное открытие Америки (открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

2) 1500г. – открытие берегов Гвианы и Карибского побережья.

Америго Веспуччи

1500-1506гг – официальное открытие Америки

Джон Кабот

Генуя, Англия

1497-1498гг – открыл южное и юго-восточное побережье Бафиновой Земли

В. Пинсон

1500г. – открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Понсе де Леон

1513г. – открытие п-ва Флориды и начального участка Гольфстрима

Васко Бальбоа

1513г. – пересечение Панамского перешейка и открытие “Южного моря”, которое впоследствии оказалось Тихим океаном

Фернан Магеллан

1470 – 1521г.г

Испания, рождение - Португалия

1519г. – первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. Превращение “Южного моря” в Тихий океан

Бартоломеу Диаш

Португалия

1434-1488гг - серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Васко да Гама

Португалия

1) 1497-1498гг – Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

2) 1498г. – дальнейшие исследования Индии и Юго-Восточной Азии

В результате плаваний Васко да Гамы сильно изменилась карта мира. Атлантический и Индийский океаны оказались соединенными; уточнены контуры Африки, а также нанесен на карту остров Мадагаскар

Лев Африканский

1511-1515гг – исследование и пересечение Сахары.

Афанасий Никитин

1466- 1442гг – “хождение за три моря” из России в Индию первого европейца

Ермак Тимофеевич

Не устан.–1585г.г.

1581-1584гг - походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Жак Картье

1535г. – выход на реку Святого Лаврентия – официальное открытие Канады

Франсиско де Орельяна

Испания, Бразилия

1541-1542гг – через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Френсис Дрейк

Великобритания, Центральная Америка

1578г. – открытие пролива Дрейк

Бехайм Мартин

Германия

Глобус Бехайма

Эрнандо Кортес

Испания, Америка

Исследователь и завоеватель Мексики

Меркатор Герард

Голландия

Картограф, итогом его деятельности в 1595г. явился сборник карт

С этого времени сборник карт стали называть атласом

Генри Гудзон

Великобритания

1610г. – открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Гудзон подтвер-дил сведения о богатых возмож-ностях китобой-ного и зверобой-ного промыслов в исслед. им части СеверногоЛедовитого океана

Семен Дежнев

1648г. – первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Беренгова пролива

Витус Беринг

1) 1725-1730гг – I Кам-чатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

2) 1741г. – открытие северо-западной,т.н. “Русской Америки”

А. Макензи

Великобритания

1788-1789гг – выход к реке Макензи

Дж. Ванкувер

Великобритания

1792г. – выход к Тихому океану. Открытие острова Ванкувер.

Александр Гумбольдт

1769 – 1859 г.г.

Германия

1) 1799г. – высадились на берег Венесуэлы в порту Кумана

2) 1800г. – путешествие по Кубе

3) 1801г. – путешествие по р.Магдалене, иссле-дование горной системы Анд и ее вулканов.

Гумбольдт совершил восхождение на вулкан

Александр Гумбольдт

Германия

Основоположник физи-ческой геогр. как науки

Вивьен де Сен-Мартен

Шартон Эдуард

Географ, историк геогра-фических открытий, издатель журнала “Вокруг света”

Д. Анциферов

Не устан.

1711-1713гг – открытие Курильских островов и составл.первой карты.

Мартин Фробишер

1576- 1610гг – исследование Баффино-вой Земли, открытие залива Фробишера

Джон Дэвис

1550 -1605г.г.

1585-1587гг – исследование Баффинова залива и Атлантического побережья Лабрадора, открытие п-ва Холл,

Стивен Барроу

Не устан.

1556г – исследование Ледовитого океана,

издал научную литературу об Арктике

Виллем Баренц

Голландия

1) 1594г. – открытие мыса Карлсена, острова Адмиралтейства(вторично после русских)

2)1596г. – вторичное открытие Шпицбергена

Абел Тасман

Голландия

1644г.– открытие Австралии

Луис Ваэс Торрес

1560-1614 г.г.

Голландия

1606г. – открыл Южный берег Новой Гвинеи, пролив Торреса

Иван Московитин

Не устан.

1639-1640гг – исследование побережья Охотского моря

Василий Поярков

Неизвестны

1644-1646гг - Экспедиция по Амуру

Ерофей Павлович Хабаров

1632-1653гг – исследование Сибири

1719-1721гг – составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Л. Морозко

1691-1699гг – дости-жение Камчатки. Первые исследования пол-ва.

Степан Петрович Крашенников

1738-1751гг – исследование Камчатки, появление книги “описание земли Камчатской”

Семен Иванович Челюскин

1736-1739гг – Великая Северная экспедиция в арктических морях

Федор Петрович Литке

1821-1829гг – открытие группы островов в Каролинском архипелаге

Был избран вице-председателем Географического общества в 1845г.

1699-1700гг – исследование истоков Голубого Нила и Эфиопии.

Давид Ливингстон

1813 – 1873 г.г.

Великобритания

1849-1871гг – многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке: пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктори, Великие Африканские озера, верховья Конго

Ливингстон посвятил Африке большую часть своей жизни, пройдя преимущественно пешком свыше 50 тыс.км

Не устан.

1893-1900гг – пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

Генри Стенли

США, Великобритания

1871-1877гг – поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

1880-1883гг – открытие водоразд. Нила и Конго

Николай Михайлович Пржевальский

1) 1867-1868гг – исследо-вания Дальнего Востока

2) 1873г – экспедиция в Центральную Азию

По решению Академии наук в честь Пржеваль-ского была выби-та Золотая медаль с надписью “Пер-вому исследова-телю природы Центральной Азии

Чарлз Уилкс

1838-1842г–начало отры-тия шельфового лед-ника Шеклтона,Земли Уилкса

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

1846-1887 г.г.

1870-1877гг – исследование Новой Гвинеи

Норденшельд

1876-1879гг –исследование Западной Сибири, открытие мыса Диксон

Фритьоф Нансен

1861-1930 г.г.

Норвегия

1888-1893гг –исследование Арктики

с 1897г - профессор зоологии университета в Осло

Роберт Пири

1909г – достиг Северного полюса по его расчетам (не дошел несколько километров)

Роберт Скотт

1902-1904гг – экспедиция к берегам Антарктиды

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

1824- 1914 г.г.

1856-1857гг – экспедиция в Тянь-Шань

Был избран вице-председателем Географического общества в 1873г

Раул Амундсен

Гренландия, Аляска

1911г – ледовый поход к Южному полюсу

Андрей Александро-вич Григорьев

разработал учение о географической оболочке Земли; дал анализ природных условий различных географичес-ких поясов Земли.

Академии Наук СССР с 1939 г. 1918 г. - организатор и первый директор Института геогра-фии АН СССР (до 1951 г.). Лауреат государ-ственной премии СССР 1947г

Иннокентий Петрович Герасимов

Имеет труды по геогра-фии почв, геоморфоло-гии, палео- и физической географии.

Лауреат государственной премии СССР 1973 г.

Константин Константинович Марков

Лауреат государственной премии СССР 1971 г.

Станислав Викторович Калесник

Основные труды по теоретическим вопросам физической географии, общему землеведению

Президент Географического общества СССР с 1964-1977 гг.

Виктор Борисович Сочава

Основные труды по клас-сификации ландшафтов и растительности тундры и тайги, геоботаническому районированию

Лев Семенович Берг

Разработал учение о ландшафтах и завил идеи о природных зонах. Пер-вым осуществил зональ-ное физико-географичес-кое районирование СССР.

С 1940 по 1950 гг. - Президент географического общества СССР

Лауреат государственной премии СССР 1951 г.

5. Важнейшие путешествия и географические открытия

Годы

Географический объект

Страна, снарядив шая экспе дицию

Руководи тель или участники экспедиций

I. А 3 И Я

Путешествие Марко Поло в Китай

Марко Поло

"Хождения за три моря" из России в Индию первого европейца

Афанасий Никитин

Первое достижение Индии морским путем

Португалия

Васко да Гама

Дальнейшие португальские исследования Индии и Юго-Восточной Азии

Португалия

П.Кабрал, Васко да Гама, Ф.Алмейда

Открытие Филиппинских островов в Первом кругосветном путешествии

Ф.Магеллан

Походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Ермак Тимофеевич

Исследование голландцами Новой Земли

Голландия

Круговая экспедиция из Туруханска по рекам Нижней Тунгуски, Лене, Ангаре, Енисею в Туруханск

Первое плавание по Лене к ее устью

И.Перфильев, И.Ребров

Выход на берег Охотского моря. Впервые Великая Россия "увидела" Великий океан

И.Москвитин

Открытие "Славного моря" - озера Байкал

Первые походы в Якутию и Амурский край

В.Поярков

Первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Берингова пролива

Достижение Камчатки. Первые исследования полуострова

Л.Морозко, В.Атласов

Открытие Курильских островов и составление первой карты

Д.Анциферов, И.Козыревский

Изучение Каспия и степей Казахстана

А.Бекович-Черкасский

Составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Кевреинов, Ф.Лужин

I Камчатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

В.Беринг, А.Чириков

Первое пересечение Берингова пролива и достижение Северной Америки

К.Федоров, М.Гвоздев

Нанесение на карту побережья морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского

В.Прончищев, С.Челюскин, Х. и Д.Лаптевы

Здравствуй, Америка! Открытие русскими Северо-западных берегов Северной Америки

А.Чириков

Открытие Командорских островов

Открытие самой северной точки Евразии - мыса Челюскин

С.Челюскин

Первое российское кругосветное плавание. Открытие морского пути из европейской России на Камчатку и Аляску

И.Крузенштерн, Ю.Лисинский

Продолжение описания Северного побережья Евразии. Научное предположение существования острова Врангеля

Ф.Врангель

Первая опись берегов Аральского моря. Зарисовки Тараса Шевченко

А.Бутаков

Открытие пролива Невельского. Российский флаг над Приморьем. Основание Николаевска на Амуре и Владивостока

Г.Невельской, Н.Бошняк

Русская экспедиция в сердце "небесных гор" (Тянь-Шань). Открытие озера Иссык-Куля, истоков рек Сырдарьи и Чу

П.П.Семенов-Тяншанский

Первое неофициальное проникновение в запретную и таинственную Кашгарию и Такла-Макин под личиной паломника

Ч.Валиханов

Исследования Центральной Азии: Джунгарии, Тибета, Гоби, озера Лобнор, истоков Хуанхе и Янцзы

Н.Пржевальский

Первое проникновение европейца в центральную часть Памира

Н.Северцев

Продолжение исследования Центральной Азии

М.Певцов, Г.Потинин, В.Роборовский, П.Козлов, Г. и М.Грумм-Гржимайло

Окончательные исследования сердца Азии (Западного Китая и Монголии)

В.0бручев, В.Роборовский, П.Козлов

Последнее крупное географическое открытие в Азии - хребет Черского

С.Обручев

II. А Ф Р И К А

Серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Португалия

К.Диаш, А.Балдая, Р.Сикейро

Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

Португалия

Васко да Гама

Исследования и пересечение Сахары

Лев Африканский

Исследования истоков Голубого Нила и Эфиопии

Многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке. Пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктория, Великие Африканские озера, верховья Конго

Великобритания

Д.Ливингстон

Поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

США, Великобритания

Открытие водораздела Нила и Конго

Пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

III. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Пересечение норманами Атлантического океана и открытие острова Гренландии

Исландия

Эйрик Рауди

Достижение восточных берегов Сев. Америки; открытие земли "Винланд" (предпочтительно п-в Новая Шотландия)

Гренландия

Лейф Эйриксон

Официальное открытие Америки(открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

Открытие берегов Гвианы и Карибского побережья

Открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Открытие восточных берегов Бразилии и бухты Риу-де Жанейро

Экспедиция с участием А.Веспуччи

Открытие полуострова Флориды и начального участка Гольфстрима

Понсе де Леон

Пересечение Панамского перешейка и открытие "Южного моря", которое впоследствии оказалось... Тихим океаном – наибольшим на планете

В.Бальбон

Открытие Мексики

Первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. "Превращение" Южного моря в Тихий океан

Ф.Магеллан

Выход на реку Святого Лаврентия - официальное открытие Канады

Исследование Мисиссипи и центральных областей современных США

Через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Ф.Орельяна

Пересечение Бразильского нагорья. Открытие чуда природы - водопада Игуасу

А.Кавеса де Васка

Открытие пролива Дрейка

Великобритания

Открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Великобритания

Открытие Ниагарского водопада

Э.Брюле, Ж.Николе

Первое плавание Беринговым проливом

Открытие северо-западной оконечности Северной Америки

И.Федоров, М.Гвоздев

Открытие Северо-Западной т.н. "Русской Америки"

В.Беринг, А.Чириков

Выход к реке Макензи

Великобри тания

А.Макензи

Выход к Тихому океану. Откры тие острова Ванкувер

Великобри тания

Дж.Ванкувер

IV. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Первое кругосветное плавание. Пересечение Тихого океана и открытие острова Гуам

Ф.Магеллан

Открытие Соломоновых островов

А.Менданья

Открытие северного побережья Австралии

Голландия

Открытие острова Тасмании и Новой Зеландии

Голландия

Открытие острова Пасхи

Голландия

Я.Роггевен

Англичане на Тихом океане. Открытия Новой Каледонии, островов Тонги, побережья Австралии, Ливийских островов

Великобри тания

Открытие Бассова пролива

Великобритания

Исследование западных берегов Австралии. Открытие заливов географа и натуралиста

Россияне на Тихом океане. Открытие острова Суворова, островов Россиян, Маршалловых, Таумоту и других

М.Лазарев, О.Коцебу, Ф.Беллинсгаузен

Первая экспедиция в Центральную Австралию

Австралия

Первое пересечение Австралии

Австралия

Исследование восточной части побережья Новой Гвинеи, получившей название Берега Маклая

Н.Миклухо-Маклай

V. АРКТИКА

Покорение Северного Полюса

Открытие Земли Николая II (ныне Северная Земля)

Б.Дилькицкий

Подтвердилось заочное кабинетное открытие острова Визе

О.Шмидт, В.Визе

Рекордное за одну навигацию плавание Великим Северным морским путем на ледокольном параходе "Сибиряков"

Завершение успешной работы первой советской дрейфующей станции "Северный полюс I"

И.Папанин, П.Ширшов, Е.Федоров, Э.Кренкель

Исследование дна Ледовитого океана. Открытие подводного хребта Ломоносова

Я.Гаккель

1950-до сего времени

Продолжение многолетних исследований дна Ледовитого океана на дрейфующих станциях "Северный полюс"

Сотрудники института Арктики и Антарктики

Впервые в истории освоения Арктики достигнут Северный полюс на атомном ледоколе "Россия"

1982 06.02-04.07 1986

От берега Берингова пролива до Мурманского побережья - 10000км за 8 месяцев

группа С.Соловьева

1986 29.01-07.03 1988

Покорение полюса недоступности в необычных суровых условиях полярной ночи на лыжах

группа Д.Шмаро

1988 15.02- 25.04

Рекордный лыжный переход длиной в 1800 км от берегов России через Северный полюс в Канаду

группа Д.Шмаро

VI. АНТАРКТИДА

Великое достижение российских моряков. Открытие материка Антарктиды

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие островов Петра I, Земли Александра I. Посещение моря Беллинсгаузена

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие моря Уэдделла

Великобритания

Дж.Уэдделл

Покорение южного полюса

Норвегия

Р.Амундсен

Вторичное достижение южного полюса и трагическая гибель исследователей

Великобритания

Открытие Земли королевы Мод, Берегов принцессы Марты, принца Улафа, принцессы Ранхильды и др.-

Норвегия

Х-Рисер-Ларсен

Многолетний международный геофизический год. Начало совместного наступления на "белое пятно" Антарктиды 12 государствами

США, Великобритания, СССР, Япония, Австралия, Чили и др.

Руководители экспедиций

Начало советских Антарктических экспедиций. Открытие морей космонавтов, Содружества, Лазарева и др. Походы в глубь материка. Около 1000 российских географических названий на карте Антарктиды. Создание первой подробной карты

М.Сомов, А.Трешников, Е.Толстиков и др.

График важнейших географических открытий

6. Вывод

Современная география играет важную роль в решении задач развития страны. Система географических наук обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу, дает прогнозы развития и изменения территориально производственных комплексов. Невозможно составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей и ее влияния на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Решение этих задач требует взаимосвязанного изучения природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними, какое и обеспечивает система географических наук

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия (6 том). Главный редактор А.М.Прохоров. Москва. Издательство “Советская энциклопедия” 1971г..Третье издание
  2. Издание для детей. География (3 том).Главный редактор С.Исмаилова. Редакторы тома: И.Кудрявцева, Д.Люри. Москва “Аванта+” 1994г.
  3. Естествознание В.И.Кузнецов, Г.М.Идлис, В.Н.Гутина. Москва 1996г.
  4. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Кедров Б.М.. Москва. Наука 1967г.
  5. Занимательная география для детей и взрослых. Г.Скарлато. Киев “Альтерпрес” 1996г.
  6. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Москва. Наука 1967г.
  7. Открытие Земли.История великих путешествий. Жюль Верн. Москва “Терра” 1993г.
  8. Советский энциклопедический словарь. Москва 1985г.

Рассмотрим каждый из этих уровней.

В основе материального мира лежат объекты МИКРОМИРА - элементарные частицы, атомы и молекулы. В настоящее время известны сотни видов элементарных частиц. За исключением электрона, исследования которого начались еще в прошлом веке, все они были обнаружены в ХХ столетии. Свойства элементарных частиц резко отличаются от свойств привычных нам материальных объектов. Одновременно они обладают и корпускулярными и волновыми свойствами, то есть ведут себя и как частица и как волна.

Элементарные частицы подразделяются на тяжелые частицы - АДРОНЫ (протоны, нейтроны, мезоны) и легкие частицы - ЛЕПТОНЫ (электрон, нейтрино). Адроны и лептоны и лежат в основе АТОМА. Атомы, в свою очередь, взаимодействуя между собой, образуют МОЛЕКУЛЫ.

Помимо элементарных частиц, микромир включает в себя и такой объект как ВАКУУМ. Физический вакуум это не пустота, как считалось совсем недавно. Это особое состояние материи. И в физическом вакууме постоянно происходят сложные процессы связанные с непрерывным появлением и исчезновением ВИРТУАЛЬНЫХ ЧАСТИЦ (существующих очень короткое время). Вакуум способен резко изменить свою структуру в результате, так называемых, ФАЗОВЫХ СКАЧКОВ. В результате их возникает огромное количество устойчивых элементарных частиц и выбрасывается колоссальное количество энергии.

На изучение микромира человечество затрачивает колоссальные средства. Есть ли в этом смысл, практическая польза для нас, или нет? В чем вы ее видите?

МАКРОМИР. Главным структурным элементом макромира является живая клетка. Это особая биологическая организация материи, возникшая на планете Земля. Как же возникла клетка? По этому поводу существует множество гипотез. Рассмотрим одну из них.

Формирование клетки началось уже в газопылевом облаке, в период формирования нашей Галактики. Первоначально здесь возникают различные соединения углерода и водорода.

Из углеродных соединений и других химических элементов, в частности, аммиака, возникают аминокислоты, или органические кислоты, являющиеся основным компонентом белка.

Аминокислоты, вступая во взаимодействие друг с другом, образовали крупные биологические молекулы - ДНК и РНК.

Молекулы нуклеиновых кислот имеют свойство самовоспроизведения себе подобных, так как записанная в них информация позволяет управлять всем процессом образования белковых веществ. Именно таким образом и могли возникнуть первые клетки.

По последним научным данным первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 миллиарда лет назад.

Около 2 миллиардов лет назад произошел качественный скачок в их развитии. Появились клетки, способные к фотосинтезу. Они использовали энергию солнечного света для химических реакций, в процессе чего выделялся кислород. Появление его в огромных количествах радикально изменило характер Земной атмосферы. Новые формы жизни стали быстро распространяться по поверхности планеты.

Какие еще гипотезы существуют по поводу возникновения жизни на Земле, и каково ваше отношение к ним? Какую гипотезу вы считаете наиболее правильной и почему?

Каковы же основные уровни организации живой материи на Земле?

Прежде всего, ПОПУЛЯЦИЯ - сообщество особей одного вида проживающих на определенной территории. Например, популяция зубров в Беларуси, популяция кенгуру в Австралии, пингвинов в Антарктиде.

Любая популяция является единой системой. Внутри ее регулируются поведение, размножение входящих в нее организмов.

Например, когда биомасса саранчи превышает определенный предел, включаются механизмы, тормозящие программы их размножения. При увеличении числа пчел в улье популяция начинает делиться (происходит роение). В рамках популяции существуют программы поведения, регулирующие поведение особей. Это могут быть звуковые сигналы, запахи и др.

Вы не раз замечали, что даже наши домашние животные - кошки, собаки обязательно "метят" свою территорию. Аналогично поступают и дикие животные в природе. Во время брачных игр у животных также существуют определенные правила поведения. Проигравший в поединке самцов, обязан покинуть данный прайд.

Следующим уровнем является БИОЦЕНОЗ. Это взаимодействие множества популяций между собой и окружающей средой.

Например, лес - это биоценоз, в котором взаимосвязаны популяции растений, мхов, насекомых, птиц и зверей. Все они представляет собой целостную систему. Благодаря этому создаются условия для их совместного существования. Вмешательство человека, нарушение биоценоза, зачастую приводит к катастрофическим последствиям.

В период так называемой "культурной революции" в Китае маоисткое руководство пришло к выводу, что главной причиной низких урожаев зерновых и постоянного голода населения являются воробьи. Дескать, именно стаи воробьев съедают огромное количество зерна. Мао поставил задачу - уничтожить всех воробьев в стране. Тогда, по его мнению, будет окончательно решен продовольственный вопрос. Против бедных птиц была организована крупномасштабная компания по уничтожению. За год воробьи были почти полностью истреблены. А на следующий год Китай был охвачен страшным голодом. Посевы зерновых были полностью уничтожены долгоносиком, естественный враг которого - воробей был истреблен. Китаю пришлось платить золотом за покупку воробьев в других странах.

В 70-е годы аналогичная компания была развернута и у нас в Белоруссии, только против волков. "Серых хищников" надлежало полностью уничтожить, чтобы обезопасить стада колхозного скота. За шкуру убитого животного охотнику выплачивали хорошие премиальные. И процесс пошел. Но когда популяция волка в Республике была почти сведена на нет, начался массовый падеж в наших лесах не только лосей, кабанов, оленей, но и целого ряда других животных. Оказалось, что волк - это в первую очередь "санитар леса", добычей которого становятся больные, ослабленные животные, вероятные источники будущих страшных эпидемий. Уничтожив волка - это крайне необходимое звено биоценоза, мы сразу же включили нежелательный механизм их распространения.

Прошло еще много лет, прежде чем численность популяции волка в Белоруссии была восстановлена.

А проблема Арала, Сибирских лесов, да и многих других регионов Земного шара.

Особенно не везло в этом отношении такому континенту планеты как Австралия.

В XIX столетии сюда одним из фермеров были завезены из Латинской Америки кактусы. Он решил у себя на ферме использовать их как в Мексике - в качестве живой изгороди. Кактусы прекрасно адаптировались в австралийских условиях и стали катастрофически размножаться - благо естественных врагов у них здесь не было. Через несколько десятилетий австралийским фермерам пришлось вести настоящую войну с кактусами - их корчевали, сжигали, травили, но результата это не давало. Пришлось покупать и ввозить в Австралию маленького мексиканского мотылька, гусеницы которого просто выедают кактус изнутри, не давая ему размножаться. Достигнув, наконец, равновесия в биоценозе Австралия справилась с этой бедой. Но ненадолго.

В скором времени австралийцам опять пришлось воевать - на этот раз с совершенно безобидной в Европе виноградной улиткой.

До сегодняшнего дня они пытаются одолеть еще одну напасть - кроликов, завезенных когда-то сюда из Европы, катастрофически размножившихся (вспомните аналогичную ситуацию с кроликами у отца Федора из "Двенадцати стульев"), и превративших неизвестно во что некогда прекрасные австралийские пастбища.

Высший уровень организации макромира - БИОСФЕРА.

Единственным пока примером биосферы является планета Земля.

В этой целостной системе различные биоценозы взаимодействуют как между собой, так и с окружающей средой. При нарушении этого взаимодействия меняется вся структура жизни на планете.

В настоящее время существует гипотеза, согласно которой, вся планета - это живой организм, реагирующий совершенно по-разному на то, что происходит в нем. Поэтому различные природные катаклизмы, эпидемии и многое другое - это своеобразная реакция планеты на негативную деятельность человека. И как любой организм в случае болезни борется с ней, вплоть до отторжения нежизнеспособного органа грозящего гибелью всему организму, так и Земля способна уничтожить человечество, если оно не изменит своего отношения к ней.

Ваше отношение к этой теории?

МЕГАМИР - включает в себя звезды, планеты, галактики, метагалактики.

Как же он возник?

Согласно представлениям современной космологии, примерно 15-20 миллиардов лет назад произошел взрыв сверхплотной материальной субстанции, в результате чего образовались звезды, планеты и другие космические объекты. Взрыв был вызван перестройкой физического вакуума.

Что же представляют собой известные нам космические объекты? Элементарные частицы, ядра атомов могут образовывать особое состояние материи называемое ПЛАЗМА. Звезды и представляют собой огромные плазменные тела. В их недрах непрерывно протекают термоядерные реакции, в результате чего выделяется большое количество энергии. Звезды подразделяются в зависимости от энергетического запаса и размеров на различные типы.

К какому типу звезд относится наше Солнце?

ПЛАНЕТЫ - это космические тела со сложной внутренней структурой.

Имеют ядро, литосферу, а в ряде случаев, атмосферу и гидросферу.

Сколько всего планет в нашей Солнечной системе и каково их расположение?

По имеющимся научным данным, возникновение нашей планеты можно объяснить следующим образом: с момента возникновения наше Солнце окружало газопылевое облако. Постепенно пылевые частицы концентрировались в центральной плоскости, и масса их возрастала. Когда плотность и масса слоя достигла определенного критического уровня, его собственное тяготение стало соперничать с тяготением Солнца. Пылевое облако оказалось неустойчивым и распалось на отдельные пылевые сгустки. Они и стали основой множества плотных тел или планет Солнечной системы.

Формирование нашей Земли началось 5-6 миллиардов лет назад. С образованием твердого тела начался геологический период планеты, который продолжается до сегодняшнего дня.

Первоначально Земля была холодной. Но радиоактивные вещества, входившие в ее состав, начали самопроизвольно распадаться. Выделявшиеся при этом газы и водяные пары, положили начало атмосфере и гидросфере.

Помимо звезд и планет в космосе обнаружены и так называемые ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ. Их существование было предсказано еще А.Энштейном. Через 80 лет, в 1994 году его предсказание было подтверждено с помощью американского космического телескопа " Хабл". Черная дыра зафиксирована на расстоянии 52 миллиона световых лет от Земли, в созвездии Девы.

Объект имеет массу равную 3 миллиардам масс Солнца, но занимает пространство равное нашей Солнечной системе. Представляет собой спиралевидный диск, который вращается со скоростью 550 км/сек.

На основе имеющихся данных и фотографий был сделан вывод о том, что черные дыры возникают после того, как ядро гигантской звезды, использовав запас ядерного топлива, схлопывается или происходит его КАЛАПС. При этом создается гравитационная сила такой мощности, что из ядра не может вырваться даже свет звезды. Под действием гравитационных сил создается воронкообразный диск, вращающийся с огромной скоростью и втягивающий в эту бездну все новые и новые звезды.

Скопления звезд и планетных систем образуют ГАЛАКТИКИ.

Галактика, в которой находится наша Солнечная система представляет собой гигантский диск, диаметр которого - 100 тысяч световых лет, а толщина - 1500 световых лет. Наше Солнце находится на расстоянии примерно - 30 тысяч световых лет от ядра. Ядро галактики, состоящее из скопления звезд, газа и пыли мы наблюдать не можем; оно закрыто от нас обширной пылевой туманностью. Через несколько миллионов лет Земля выйдет из этого "экрана" и будет подвергнута "жестким" излучениям идущим от ядра, что может губительно сказаться на состоянии и развитии жизни на нашей планете.

Галактики образуют скопления - СИСТЕМЫ ГАЛАКТИК . Еще более высокий уровень организации макромира - МЕТАГАЛАКТИКА, или система взаимодействующих скоплений галактик.

Космология допускает существование множества миров подобных нашей Метагалактике. Их сложное взаимодействие образует многоярусную БОЛЬШУЮ ВСЕЛЕННУЮ - мир, с бесконечным разнообразием форм и видов материи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!