Становление психологии как самостоятельной науки кратко. Развитие психологии как самостоятельной науки

Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Первое упоминание о том, что у человека есть своя психология (или душа) встречается в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных.

По времени возникновения психология является такой же древней наукой, как и медицина. Но медицина сразу стала самостоятельной наукой, а психология долгое время была отраслью философии.

Основателем принципиально нового этапа развития психологии и выделения ее в самостоятельную науку принято считать Вильгельма Вундта (1832-1920). Этот немецкий ученый в 1879 г. В Лейпциге открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию (в 1985 г. подобная лаборатория была открыта в Москве В.М.Бехтеревым).

Первые опыты Вундта по изучению свойств сознания проводились с помощью прибора - метронома (его прямое на­значение - задавать ритм при игре на музыкальных инструментах). В лаборатории В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

В. Вундт предлагал вслушаться в серию монотон­ных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке (“тик-так”, “тик-так”...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объектив­ному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию зву­ков. Например, начать слышать акцент на первом зву­ке каждой пары (“так-так”, “так-так”...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, заклю­чает В. Вундт, сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.

Начиная с 4 в. до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представ­ления о душе были как идеалистическими, так и материалистичес­кими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - час­тицей природы, атомом огня, то есть материальной. В период уже 17в. ду­ша стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как осо­бая сущность. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга, так называемый дуализм (лат. dialia - двой­ственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).



2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить.Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Представителем это­го направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Виль­гельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента­ми над животными и др. предметом психологии становится пове­дение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). По­явилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось ха­рактером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.

В это время появляются ос­новные психологические концепции:

Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия), изучение психики происходит с точки зрения целостных структур - гештальтов, т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей;

Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (пред­мет изучения - бессознательное) травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.;

Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение;

Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.).

Основы отечественной научной психологии тоже закладывают­ся в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексо­логии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Ге­расимович Ананьев (1829-1905). представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психо­логии наиболее важного направления, сформировавшегося в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологичес­кая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Род­жерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен­ности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направле­ние - трансперсональная психология (Станислав Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт), изучаю­щая предельные возможности психики человека. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - лич­ность («Я» - выход за пределы личности, себя изучает сознание в широком спектре его проявлений: ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, парапсихологические феномены, описывает предельные возможнос­ти психики человека (космическое состояние), переживания чело­века, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти.

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как

самостоятельной науки

Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений я восприятия

Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки

Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психология

середина

Открытый кризис в психологии

Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, пони­мающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психо­логии и др.

Возникновение советской психо­логии

Становление советской психологии

Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, куль­турно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие при­кладных областей в отечественной психологии - психотехники и педо­логии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельнос­ти и двигательных актов

Затухание кризиса в зарубежной психологии.

Развитие советской психологии в области теории

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические

концепции личности и др.

Дискуссии в советской психоло­гии (о перестройке науки на основе

павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельнос­ти в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и поня­тий П. Я.Гальперина

настоящее

Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология, марксистски-ориентированные теории.

Дискуссии в советской психоло­гии о предмете психологии, по про­блемам бессознательного, общения и др.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза ( 1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж.Локк (1632- 1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. с. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этот окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник - это объекты внешнего мира, второй - деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученогоВ. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Тема 2

Вітчизняна школа. Основні концепції радянської психології. Основні напрямки в психології періоду відкритої кризи (10-30 рр. ХХ ст.). Українські психологи. Г.С. Костюк.

Сучасна українська психологія. Інститут психології АПН України та його дослідження.

Развитие психологии в России с начала XX в. прочно встало на научную основу; утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. И в науке, и в мнении педагогической общественности утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования, для воспитания будущих граждан страны.

В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин, выдающиеся теоретики и организаторы отечественной науки - В.М.Бехтерев, П.Ф.Лесгафт, И.П.Павлов и другие. Сформировалось сообщество русских психологов, разрабатывавших вопросы изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения: П.П.Блонский, П.Ф.Каптерев, А.Ф.Лазурский, Н.Н.Ланге, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, Н.Е.Румянцев, И.А.Сикорский, Г.И.Челпанов и другие. Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоретическая и научно-организационная деятельность, направленная на углубление и расширение проблемного поля исследований, на пропаганду психолого-педагогических знаний.

Начало XX в. в развитии русской психологии характеризовалось возрастанием интереса к гуманистическим и демократическим идеям 60-х гг. прошлого века, к творчеству Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, стремлением поставить в центр теоретических обсуждений высоконравственную личность. Детальному анализу в психологических исследованиях были подвергнуты вопросы сущности личности, факторов ее становления, о возможностях и пределах воспитания, о всестороннем и гармоничном ее развитии.

После 1917 г. Россия вступила в новый, советский этап своего исторического развития. Этот период развития общественной и гуманитарной мысли характеризуется сильной зависимостью научных исследований от политических реалий жизни и от партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм, на его фундаменте выстраивалось здание советской науки.

Процесс создания марксистской психологии проходил в острой борьбе ее идеологов-основателей с представителями традиционной психологии. Видный русский психолог Г.И. Челпанов отстаивал идею независимости психологии от какой бы то ни было идеологии и философии. Согласно его взглядам, марксистская психология возможна лишь как психология социальная, изучающая генезис общественных форм сознания и поведения людей. Г.И.Челпанов считал, что научная психология не может быть марксистской, как не может быть марксистской физика, химия и т.д.

В борьбу с Г.И.Челпановым вступил его ученик К.Н.Корнилов. Он исходил из противоположных убеждений и активно внедрял в психологию марксизм. Одной из первых версий марксистской психологии выступило разработанное К.Н.Корниловым реактологическое учение. Ключевое понятие этого учения - реакция - обозначало поведение, сходное по механизму с рефлексом. Психологическая реальность человека сводилась к связке реакций; основным в реактологии стало изучение скорости и силы реакций человека. В категориях поведения определяли предмет марксистской психологии П.П.Блонский и М.Я.Басов. Не избежал увлечения поведенческой психологией на начальном этапе своей научной деятельности и Л.С.Выготский.

В 1907 г. М.В. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот период, период формирования экспериментальной психологии в России. Работа этих институтов продолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева - В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

После революции психология в теоретическом отношении представляла чрезвычайно пеструю картину. В ней выделялись различные течения: эмпирическая психология, поведенчество (в различных его вариантах - реактология, рефлексология), фрейдизм, социально-ориентированные области психологии; наряду с материалистическими, естественно-научными, сохранялись и продолжали развиваться, по крайней мере в первые послереволюционные годы, воззрения религиозно-идеалистического толка. Сложившийся плюрализммнений и подходов в атмосфере высокой социальной активности общества стал реальной почвой для развития интенсивных научных поисков и развертывания продуктивных дискуссий. Примером тому служат серьезные теоретические обсуждения ключевых проблем науки, развернувшиеся в философской науке в начале 20-х гг. Уже к середине 20-х гг. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм (психика - продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории, онтогенеза.

Росло осознание необходимости интеграции усилий всех ее течений, их объединения на почве общего методолого-теоретического подхода. В этом многие ученые того времени видели выход из кризисного состояния психологии, идентифицируемого с ее теоретической и организационной раздробленностью и разобщенностью. Именно в "осознанной потребности отдельных дисциплин в руководстве", в необходимости "критически согласовать разрозненные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы", то есть создать "общую психологию", видел Л.С. Выготскийоснову для преодоления кризиса психологии. Традиционным является представление о том, что в 20-30-е годы в советской психологии существовало два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. В литературе того времени часто можно встретить упоминание об этих двух школах и полемические статьи П.П. Блонского (1884-1941) и А.Б. Залкинда (1888-1936), считавшихся лидерами биогенетического и социогенетического направлений. Однако разница во взглядах представителей этих двух направлений весьма неточно отражена в их названиях. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития. Несмотря на малую изученность, этот вопрос был наиболее важным для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.

Украинская психология

История украинской психологической мысли имеет свои прочные традиции, истоки которых восходят к дооктябрьскому периоду ее развития. В университетах Украины преподавательскую и научно-исследовательскую работу осуществляла плеяда крупных прогрессивных ученых. Достаточно назвать такие широкоизвестные имена, как А.А. Потебня, Н.Н. Ланге, Г.И. Россолимо, С.А. Ананьин, Г.И. Челпанов, И.А. Сикорский и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция не только не прервала развитие этой яркой традиции, она положила начало ее качественно новому этапу. С этого момента по всей нашей стране, в том числе и на Украине, начинается коренная перестройка психологии на базе марксистско-ленинской методологии, открывшей неограниченные горизонты для плодотворного и интенсивного развития всех отраслей психологической науки.

Уже в первые послеоктябрьские годы развертывается научная и практическая деятельность ряда молодых психологов и педагогов, которые впоследствии внесли крупный вклад в становление и развитие советской психологической науки, стали ее ведущими деятелями. К ним прежде всего следует отнести А.С. Макаренко , творческое наследие которого вошло неотъемлемой составной частью в социально-психологическую теорию коллектива, в марксистско-ленинскую теорию воспитания, включая ее психологические основы. Значительный вклад в их разработку внесли такие видные украинские психологи, как Г.С. Костюк , А.С. Залужный, А.Н. Раевский, Д.Ф. Николенко и ряд других. Теоретико-методологический фундамент советской психологии пополнялся в этот период работами харьковской школы психологов, среди которых былиА.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия , А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др . В этом направлении в Одессе вел исследованияС. Л. Рубинштейн. Несколько позже развернулась плодотворная исследовательская деятельностьП. И. Зинченко , положившая начало становлению харьковской школы психологов, занимающейся исследованием проблем памяти (С.П. Бочарова, Г.К. Середа, Г.В. Репкина и др.). В развитии прикладных отраслей психологии заметную роль сыграл Украинский институт труда, организованный в Харькове в 1921 г. В нем работалиФ.Р. Дунаевский, Ю.М. Сыркин, П.М. Рубинштейн, З.И. Чучмарев и др. Крупной вехой в развитии психологической науки на Украине явилось создание в октябре 1945 г. в Киеве Научно-исследовательского института психологии Министерства просвещения УССР. Сосредоточив в своих стенах научные силы в области детской и педагогической психологии, институт стал вместе с тем координирующим центром психологических исследований в республике.

Деятельность Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины направлена на исследование фундаментальных теоретико-методологических проблем психологической науки, разработку актуальных прикладных вопросов, требующих серьезного психологического обеспечения. Можно выделить такие основные направления исследований: I Теоретико-методологические основы психологической науки II Психология личности. Социальная психология III Психология обучения и воспитания IV Психологические основы творчества и одаренности V Практическая психология VI Психология профессионального образования, организационная психология и психология труда VІI Возрастная психология и физиология. Психология здорового образа жизни

Основатель Института Григорий Силович Костюк придавал большое значение методологической проблематике – невзирая на существенные ограничения и «подводные камни», с которыми сталкивались исследователи методологии в советские времена. В разработку методологических и фундаментальных проблем психологии Г.С. Костюк и его школа сделали весомый.

В первую очередь, это раскрытие целей, форм и содержания взаимодействия психологии как самостоятельной науки со смежными дисциплинами (физиологией, педагогикой, социологией, логикой, кибернетикой), обоснование таких путей этого взаимодействия, которые обеспечивают взаимное обогащение контактирующих наук, и их плодотворное общее использование в общественной практике.

Кроме того, это анализ структуры деятельности – как структуры синхронизма, которая выражается в существовании и взаимодействии мотивационной, содержательной и операционной сторон деятельности, так и диахронической, раскрывающейся через характеристику систем решаемых субъектом задач. Г. С. Костюк и его ученики (Г. А. Балл, Ю. И. Машбиц) обосновали задачный подход к исследованию, проектированию и построению деятельности (в частности, осуществляемой учениками и педагогами), сформировали его понятийный аппарат и организовали конкретные исследования и разработки в его русле.

Это также выяснение психологических предпосылок эффективности педагогических влияний, требований к методу как способу организации деятельности учеников с учебным материалом, а также к построению самого этого материала и учебных ситуаций, в которых он функционирует.

И наконец, фактически самое важное направление – изучение закономерностей психического развития, генезиса способностей, становления личности, характеристика движущих сил, детерминант и стадий этих процессов; раскрытие роли в их детерминации собственной активности субъекта, а также внешних влияний, в том числе педагогических, которые стимулируют и организуют такую активность.

В исследовании Г.С. Костюком и его последователями психологических проблем и воспитания оказались тесно связанными две идеи. Первая – идея активности субъекта деятельности (в частности, ученика), подчеркивания ключевой роли, которую играет в развитии этого субъекта разворачивания и решения внутренних противоречий. Вторая – идея рационального, научно обоснованного педагогического управления указанной активностью – управление, учитывающее индивидуальное своеобразие ученика и направленное на совершенствование его субъектных свойств. Указанные идеи были развиты в трудах С.Д. Максименко по основам генетической психологии и В.А. Моляко – в его психологической теории творчества.

Стоит отметить также творческое развитие деятельностного подхода к психике Павлом Романовичем Чаматой (1898-1969) в его исследованиях развития сознания и самосознания в детском возрасте. Было показано, что истоки этого развития следует искать в осуществляемой ребенком деятельности, предопределяемой как внешними так и внутренними факторами. Движущей силой развития личности ребенка на начальных этапах Чамата выделял потребность личности в познании себя и других, потребность в овладении внешним миром и собой, а также стремление к самостоятельности, которая выражается в борьбе за свою эмансипацию, «автономию». Впоследствии линию Г.С. Костюка и П.Р. Чаматы в исследовании личностного развития (и саморазвития) продолжил М. О. Боришевский, указав значение самой “активности” ребенка.

Тема 3

Сучасна зарубіжна психологія. Екзистенціальна психологія. Витоки, базові принципи та основні концепції екзистенціальної психології. Когнітивна психологія. Неофрейдізм. Логотерапія.

В конце 50х начале 60х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос - судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) -одно из направлений «гуманистической психологии». Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей,В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Источником этого направления в психологии стала экзистенциальная философия, основы которой были заложены в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. В 20 веке на фоне напряженной социально-политической обстановки и трагических событий мировых войн философия экзистенциализма получила развитие в трудах Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова. Многие исследователи считают, что экзистенциальная философия родилась как отражение социального и духовного кризиса цивилизации. Вместе с тем, она вобрала в себя черты воззрений Ф. Ницше, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Традиционные для экзистенциализма мотивы замечают и в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Ф. Кафки.

С. Кьеркегор ввел одно из главных понятий экзистенциализма – «экзистенция», под которым понимается неповторимое бытие человека, устремленное к «ничто» и сознающее свою «конечность». Вообще экзистенциальные философы считали социальный мир «неподлинным», «враждебным». Об истинном существовании можно говорить только когда человек остается в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями о неотвратимости смерти и абсурдности существования. Нередко именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь. В экзистенциальной психологии самое главное – мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Мы незаменимы, мы неповторимы», – рассуждал мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом. Итак, в экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.

Когнитивная психология изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается навнутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний , например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные

исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения

является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются

в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.

Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.

В центре внимания находятся главным образом познавательные процессы.

Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов 20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как направление, задачей которого является доказательством решающей роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из следующей “философии человека”: -человек - это своего рода компьютер, занятый получением, переработкой, хранением и использованием информации, и одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение в этот период компьютерной техники.

Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к

когнитивной деятельности, такие как: информация, вход, переработка,

кодирование и подпрограмма .

Целью нового направления в психологии стало проследить, какие изменения

претерпевает информация, поступившая на “вход ”, т. е. на органы

чувств человека, в различных “блоках ” ее последующей переработки.

Когнитивная психология - типично номотетическое направление ,

которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического материала и

установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала стала очевидна

ограниченность такого подхода. Во - первых , этопсихология

лабораторного человека ”.Во - вторых , человек выступал больше

как Думатель, чем как Деятель , т. е. практически исключалась активность

субъекта. В - третьих , опятьвозрождались постулаты элементаризма

: возможность “собрать” целостный образ познания человека из разрозненных

процессов и “блоков” переработки информации. В - четвертых , отдельные

концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не

имеющими единой объединяющей их основы.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность

полученных данных, однако точность достигается за счет упрощения и

игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. К этому моменту начали создаваться объективные методы исследования, научно обоснованные и достаточно простые. В течение этого периода появилось множество научных институтов, профессиональных сообществ. Психология начала контактировать с рядом развивающихся дисциплин и использоваться для практических нужд.

    Вильгельм Вундт (1832-1920) – немецкий психолог, физиолог и философ.

    Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а спустя два года – институт психологии. С этими двумя событиями и связано начало психологии как самостоятельной науки.

    В лаборатории Вундта проходили обучение более 150 человек из нескольких стран мира, в том числе знаменитые отечественные ученые В. М. Бехтерев и Н. Н. Ланге.

    Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте человека. В качестве основного метода психологии, предназначенного для изучения опыта человека, им был предложено использование метода самонаблюдения, названного интроспекцией. Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными методиками, сделав самонаблюдение основным методом исследования психических состояний человека.

    Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания человека на отдельные элементы (как можно более мелкие) – ощущения, представления – с помощью самонаблюдения.

    Вундт выделил в психологии два основных направления:

    – психологию индивидуального сознания, объектом изучения которой являются простейшие элементы сознания;

    – психологию народов, объектом изучения которой являются особенности психического развития народов.

    Метод интроспекции развил в своих экспериментах ученик Вундта Э. Титченер.

    Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) – американский психолог, один из создателей структурной психологии.

    Предметом структурной психологии является структура сознания как совокупности некоторых элементов. При этом целью психологического исследования Титченер назвал анализ конкретного душевного состояния, которое раскладывается на простейшие составные части:

    – ощущения – элементы восприятия, обладающие такими характеристиками, как интенсивность, отчетливость и длительность;

    – образы – элементы памяти и воображения;

    – чувства – элементы эмоций, душевных переживаний, обладающие определенной интенсивностью.

    При наблюдении в процессе интроспекции за данными элементами необходимо соблюдать несколько рекомендаций: исключить различные влияния на человека, мешающие его наблюдению; выражать наблюдаемые явления сознания словами, что позволяет вести протокол исследования.

    Титченер пытался разложить психику на целый ряд составных элементов, число которых доходило до тридцати тысяч. По мнению ученого, психика в целом была сопоставима с таблицей химических элементов.

    Франц Брентано (1838-1917) – австрийский философ, создатель «психологии акта».

    Брентано выступал против теорий Вундта и Титченера, так как считал невозможным выразить качества психических процессов путем их измерения. Брентано критиковал метод интроспекции как рассматривающий только отдельные, изолированные процессы. Предметом критики служило также то, что интроспекция предполагает значительную роль субъективизма, т. к. проводится самим экспериментатором и не может быть подвержена проверке. Помимо этого проведение интроспекции исключительно для себя снижает ценность этого метода, не позволяя работать с другими людьми. Кроме того, развитие психиатрии и исследования таких ученых, как Шарко или Фрейд, к тому моменту продемонстрировали, что помимо сознания психика обладает и значительным пластом бессознательного, которое не может быть учтено с помощью самонаблюдения.

    В качестве главенствующего качества сознания Брентано выделил интенциональность, активность. Сознание человека раскрывается не через простой набор его ощущений, а через активность, с которой оно взаимодействует с объектами внешнего мира.

    Брентано предложил следующую классификацию актов.

    – Акты представления: восприятие, воображение и др. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов.

    – Акты чувства, передающие отношения к предмету: желание, интерес и др. С помощью чувств производится оценка объекта или предмета.

    – Акты суждения, с помощью которых человек воспринимает объект как истинный или ложный.

    Уильям Джеймс (неверное, но достаточно распространенное прочтение фамилии – Джемс) (1842-1910) – американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма.

    Джеймс, совместно с Гуго Мюнстербергом (1863-1916), создал в 1892 г. первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете.

    По мнению ученого, роль сознания состоит в предоставлении человеку возможности приспособиться к возникающим ситуациям. Для этого у сознания есть ряд инструментов – от копирования уже выработанных реакций или форм поведения до поиска новых решении, отработки новых действий.

    В качестве метода изучения функций сознания Джеймс предлагал использовать интроспекцию. При этом он считал необходимым изучать не отдельные элементы сознания, а изменяемые состояния сознания (поскольку сознание является процессом динамичным). Им был предложен термин «поток сознания», обозначающий непрерывное изменение состояний сознания. По Джеймсу, состояния сознания можно разделить на две группы: произвольные, сознательно управляемые человеком, и непроизвольные, происходящие без участия его воли и сознания.

    Джеймс известен также как создатель одной из исторически первых теорий личности. В соответствии с его классификацией в личности выделяются следующие стороны:

    – материальная, или физическая, сторона, которая представляет физическое тело человека и его базовые потребности (в питании, жилье, признании и т. д.);

    социальная личность, отражающая общественную структуру личности – собственные социальные роли человека и особенности его взаимоотношений с другими людьми;

    – духовная личность – единство духовных и психологических состояний личности – мышления, эмоций, потребностей.

    В рамках теории эмоций Джеймс высказал идею о том, что эмоция рождается из соответствующего ей физиологического процесса (например, эмоция грусти – из плача).

    Одним из первых научных направлений в психологии принято считать бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в психологии, занимающееся изучением поведения живых существ, понимаемого как совокупность реакций организма на некоторые стимулы окружающей среды. Основателем данного направления является Дж. Б. Уотсон.

    Джон Бродес Уотсон (1878-1958) – американский психолог, основатель бихевиоризма. Началом развития данного направления принято считать статью Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (или «Психология, каковой ее видит бихевиорист») («Psychology as the Behaviorist Views It»), вышедшая в 1913 г.

    По мнению Уотсона, сознание не может быть объективно изучено, поэтому психические явления необходимо исследовать через изучение поведения человека, которое проявляется в виде отдельных реакций (R) организма на те или иные внешние стимулы (S). Бихевиористы выражали это явление формулой. При этом задача психологии состоит в том, чтобы выявить воздействующий стимул и определить соответствующую ему реакцию.

    Согласно представлениям бихевиористов реакции подразделяются на два вида – условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы являются наследственными, присущими всем особям данного вида. Условные рефлексы являются приобретенными и могут формироваться посредством сознательной тренировки или вырабатываться неосознанно; они возникают в ходе индивидуального развития, часто являясь результатом обучения.

    Для изучения поведенческих реакций Уотсон предлагал метод наблюдения, считая его более надежным, чем интроспекцию. При этом значительная часть опытов проводилась на животных, особенности формирования рефлексов которых затем проецировались на психику человека.

    Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – американский психолог. Скиннер выдвинул теорию «оперантного» научения, в соответствии с которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что подкрепляет их (подкрепление является следствием того действия, которое выполняет человек или животное). При должном подкреплении реакция на тот или иной стимул закрепляется гораздо быстрее и легче. Таким образом, в схему Скиннер добавил возможность подкрепляющего воздействия.

    Закрепляемое поведение усиливается при положительном подкреплении и ослабляется при отрицательном.

    Еще одно важное предложение Скиннера – перенести практические результаты исследований с животных на человека. При этом предлагалось воспринимаемый человеком материал делить на части и в случае успешного изучения, выполнения или запоминания каждой части давать положительное подкрепление, а в случае неудачи – отрицательное.

    Скиннер известен также как создатель «Коробки Скиннера» – лабораторного аппарата, предназначенного для изучения поведения животных в ограниченном пространстве. Аппарат представляет собой короб, в который помещается объект изучения (как правило, в исследованиях использовались крысы или голуби). Зачастую короб конструируется таким образом, чтобы быть звуконепроницаемым и не пропускать света, чтобы не допустить замены используемого стимула. Задача исследователя – получить от животного новую реакцию на предъявляемый стимул. Данный аппарат был сконструирован Скиннером еще в бытность его студентом Гарвардского университета.

    Значительное влияние идеи Скиннера оказали и на развитие педагогики. Связав возможности обучения с мотивационными факторами, ученый провозгласил превосходство положительного подкрепления над наказаниями. По мнению Скиннера, единственное чему можно научиться будучи наказанным – то, как избегать этого наказания.

    В обучении он выделил несколько основных проблем:

    – люди испытывают страх совершить неудачу,

    – у учащихся нет выбора направлений обучения,

    – применительно к ученикам не применяют положительное подкрепление,

    – задания не разбиваются на отдельные части.

    По его мнению, существенно облегчить обучение и повысить учебную успеваемость можно с помощью нескольких простых шагов:

    – решать проблемы по частям,

    – идти от простых заданий к сложным,

    – повторять изучаемый материал как можно чаще,

    – получать положительное подкрепления для сохранения мотивации.

    В 1972 Американская психологическая ассоциация назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия, поставив на первое место Б. Ф. Скиннера.

    Еще одним направлением психологии является гештальт-психология .

    Гештальт-психология (от нем. gestalt – целостная форма, структура) – течение, возникшее в Германии в начале XX в., базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих.

    К числу основателей гештальт-психологии принадлежат немецкие психологи Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1941).

    Вольфганг Келер (1887-1967) – немецко-американский психолог.

    В гештальт-психологии было установлено, что животные способны находить выход из проблемной ситуации, мгновенно улавливая отношения между вещами. Внезапное и не связанное с прошлым опытом понимание существенных элементов ситуации, посредством которого достигается решение проблемы, было названо инсайтом. Инсайт возможен в случае построения нового гештальта. Сознание представляет собой некоторое поле, единицей которого и является гештальт. Ведущим видом восприятия данного поля является зрение.

    На одном из этапов своей биографии Келер был назначен директором исследовательской станции по изучению антропоидов Прусской академии наук на острове Тенерифе. В ходе своей деятельности он проводил исследования, связанные с определением способности шимпанзе решать те или иные задачи. Наблюдение за применением обезьянами подручных средств для получения бананов привело Келера к идее о том, что такое поведение вызвано не обучением «методом проб и ошибок», который американский ученый Эдвард Торндайк считал основой всякого научения животных, а скорее инсайтом. В своих экспериментах Келер показал, что мышление основано на мысленном представлении хода решения задачи. При этом в основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного некоторой целостной структуры (гештальта).

    Основные законы гештальт-психологии будут рассмотрены во второй главе в рамках темы «Восприятие».

    Третьим из основных направлений психологии стал психоанализ .

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, основатель психоаналитической школы.

    Начало своей карьеры Фрейд посвятил лечению людей, больных неврозами и различными психическими расстройствами. Основание психоаналитического направления связано с идеей Фрейда о том, что определяющую роль в жизни человека играют бессознательные желания, стремления и влечения, а не сознание или разум, как полагалось ранее. Основой мотивации человека, по Фрейду, является сексуальная энергия, названная «либидо».

    В психике человека Фрейд выделял три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.

    – Сознание состоит из осознаваемых в данный момент ощущений, мыслей, переживаний и чувств.

    – Предсознание – скрытая, латентная часть психики человека. Предсознание содержит в себе знания, которые не осознаются на данный момент, но при волевом усилии могут быть возвращены в сознание человека.

    – Бессознательное содержит в себе инстинкты, чувства, эмоции и воспоминания, которые не осознаются человеком в силу того, что были подавлены или вытеснены из сознания.

    Желания или потребности, которые человек не в состоянии удовлетворить, а также неприемлемые с точки зрения общества или с точки зрения внутреннего контроля личности, вытесняются из его сознания в область бессознательного. Тем не менее эти желания и потребности сохраняются в бессознательном и со временем могут быть реализованы в поведении человека.

    Формами проявления бессознательного являются сновидения, забывание вещей или имен, оговорки и описки, а также невротические симптомы.

    Для работы с бессознательным Фрейдом были предложены два основных метода – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

    Метод свободных ассоциаций заключался в том, что человек во время беседы с психоаналитиком говорит все, что приходит ему в голову, без всякой цензуры. Во время такого монолога выявляются бессознательные мотивы человека. Метод анализа сновидений заключается в толковании снов пациентов, детали которых могут интерпретироваться как проявления бессознательных потребностей и желаний.

    В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет три компонента личности: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

    Оно (Ид) – источник энергии личности, включающий в себя различные врожденные инстинкты. Ид содержит неосознанные или подавленные чувства или эмоции, которые тем не менее оказывают влияние на поведение человека. Фрейд особо выделяет два типа инстинктов – инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос).

    Я (Эго) – сознательная часть личности, ответственная за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, что означает возможность оценки выполняемого действия. Эго служит для контроля влечений и инстинктов человека.

    Сверх-Я (Суперэго) – источник моральных ограничений, система норм и запретов, внутренний цензор поступков и мыслей человека.

    Данные компоненты находятся во взаимном противостоянии, что приводит к развитию внутриличностных конфликтов, а также к возникновению различного рода защитных механизмов.

    Выделяют несколько видов психологической защиты:

    – вытеснение – устранение из сознания каких-либо неприемлемых влечений или мыслей;

    – регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

    – идентификация – уподобление угрожающему объекту;

    – рационализация – стремление объяснить основанные на влечениях или потребностях действия рационально;

    – сублимация – преобразование сексуальной энергии в разрешенные внутренним цензором формы активности;

    – проекция – приписывание другим людям собственных мыслей, мотивов, черт характера;

    – изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником.

    Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. В основе аналитической психологии лежит понятие бессознательного.

    Юнг выделил три составные части в структуре личности.

    1. Эго – сознание человека, его мысли и чувства.

    2. Личное бессознательное – сформированный за счет индивидуального опыта слой психики, к которому относятся забытые воспоминания, вытесненные потребности и желания. Личное бессознательное может проявляться в снах человека и в целом доступно сознанию.

    3. Коллективное бессознательное – воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого. Коллективное бессознательное – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся архетипы. Архетипы – универсальные врожденные психические структуры, передающиеся от поколения к поколению.

    Существует несколько видов архетипов.

    – Персона (Persona) – общественная маска человека, та роль, которую он играет в обществе. Персона предлагается человеку обществом и зачастую значительно отличается от истинной сущности человека.

    – Анима (Anima) и Анимус (Animus) – архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую идентичность. Анима – проявление женских черт у мужчин, Анимус – мужских черт у женщин.

    – Тень (der Schatten) – темная сторона личности, те животные инстинкты, которые сохранились в бессознательном с ранних этапов развития человечества. Тень служит источником появления различных социально неодобряемых мыслей.

    – Самость (der Selbst) – центр личности. Самость объединяет все архетипы в единое целое, обеспечивая целостность личности.

    Юнг также выделил два типа людей – экстравертов и интровертов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в третьей главе.

    Альфред Адлер (1870-1937) – австрийский психолог, создатель «индивидуальной психологии».

    Адлер вводит в объяснение причин поведения человека социальный фактор. По мнению ученого, человек формируется за счет компенсации имеющегося у него «комплекса неполноценности». Именно чувство неполноценности, а не инстинкты, как Фрейд, Адлер считает основным фактором развития личности, потому что человек пытается устранить свои недостатки. Все виды комплексов неполноценности, как правило, делят на две большие группы: органические, вызванные каким-либо физическим недостатком, и психологические, вызванные проблемами в психической сфере.

    Стремление избавиться от комплекса неполноценности зачастую приводит к гиперкомпенсации, когда стремление преодолеть какой-либо недостаток может переходить в разряд навязчивых состояний, формируя стремление всегда и во всем быть лучшим.

    С понятием «комплекс неполноценности» связано понятие «творческое Я», представляющее собой некоторую энергию, помогающую человеку ставить перед собой цели.

    Адлер был первым психологом, кто исследовал и описал комплекс неполноценности. Для иллюстрации данного эффекта он использовал «комплекс Наполеона», названный в честь знаменитого французского императора. Принято считать, что Наполеон пытался компенсировать недостаток роста тем, что жаждал власти и стремился покорить мир. Тем не менее, Наполеон был низкого роста по современным стандартам, тогда как в свое время он вполне мог считаться человеком среднего роста. Более того, проведенное в 2007 году исследование Университета Ланкашира показало, что «комплекс Наполеона» может быть лишь мифом. Теория о том, что низкие люди стремятся доминировать над более высокими, была опровергнута в ходе эксперимента. Устроенные экспериментаторами дуэли показали, что высокие люди более склонны терять голову и проявлять агрессию по отношению к сопернику.

    С развитием научного прогресса связано появление такого направления психологии, как когнитивная психология.

    Когнитивная психология (от англ. cognition – знание) – одно из научных направлений в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Когнитивная психология позволяет определить особенности получения человеком информации и хранения ее в памяти.

    Основными объектами изучения в рамках когнитивной психологии являются познавательные процессы: память, речь, восприятие, внимание, мышление. В данном направлении было сформировано понятие когнитивной схемы – возникающей у человека последовательности сбора информации, получаемой с помощью органов чувств. Все психические процессы человека протекают с помощью когнитивных схем, которые могут быть как врожденными, так и сформированными в социальной среде.

    Гуманистическая психология провозгласила в качестве предмета психологии творческую личность человека. Впервые термин «гуманистическая психология» был использован американским психологом Гордоном Олпортом. Гуманистическая психология сформировалась в работах Абрахама Маслоу, Карла Роджерса.

    По мнению гуманистов, личность невозможно разложить на отдельные элементы. Они считали, что личность характеризуется свободой принятия решений. Целью психологии должно быть изучение не познавательных особенностей человека, а его человеческих качеств.

    Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) – американский психолог. Центральной идеей теории личности Роджерса является идея ценности и уникальности человека.

    Роджерс выделяет понятие «самоактуализация» (реализация собственного «Я») и именно стремление к самоактуализации считает источником развития личности. Позитивная или негативная актуализация своего Я влияет на самооценку человека. Роджерс описал ряд характеристик, присущих реализовавшему себя человеку:

    – открытость к новому опыту,

    – стремление прожить каждую минуту с пользой для себя,

    – умение принимать собственные решения, доверять собственным знаниям и опыту,

    – креативность, наличие творческого потенциала.

    Абрахам Гарольд Маслоу (1908-1970) – американский психолог. Маслоу – создатель теории «пирамиды потребностей» человека. Согласно данной теории человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями, при этом удовлетворение потребности более высокого уровня невозможно без удовлетворения потребностей более низких уровней.

    Маслоу выделил следующие виды потребностей (начиная с основания пирамиды):

    – физиологические потребности,

    – потребность в безопасности,

    – потребность в любви и принадлежности,

    – потребность в уважении,

    – потребность в самоактуализации.

    Более подробно теория Маслоу будет рассмотрена в конце третьей главы.

    Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов.

    Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – выдающийся русский физиолог. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психические процессы рассмотрены через призму физиологии, что позволило установить возможность изучения психики с помощью объективных методов.

    Деятельность человека может быть объяснена с помощью рефлекторной схемы. Схема психических процессов человека в целом соответствует схеме рефлекса, но имеет форму рефлекторного кольца с четырьмя этапами.

    Первый этап. Организм получает от органов чувств информацию о той среде, в которой ему предстоит функционировать. Нервные окончания распознают особенности среды и действующего стимула.

    Второй этап. Центральная нервная система человека посылает информацию о необходимой реакции в ответ на внешнее воздействие.

    Третий этап. Происходит непосредственная реакция того или иного органа, выраженная в движении, речи, действии и т. п.

    Четвертый этап. После совершения того или иного действия происходит передача мозгу обратного сигнала о совершенном действии, на основании которого мозг производит анализ и формирует новый образ внешней среды.

    Значительным вкладом в развитие науки является открытие Сеченовым центрального торможения. Помимо уже известного процесса возбуждения была установлена возможность головного мозга задерживать реакции на предъявляемые стимулы.

    Сеченов проверил свою гипотезу о влиянии головного мозга на двигательную активность в экспериментах, установивших задержку реакции на стимулы из внешней среды. Мозговой центр торможения рефлекторной реакции был назван «сеченовским центром». Процесс торможения рассматривался как механизм воли и мышления человека, позволяющий противостоять некоторым стимулам.

    В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов писал, что научная психология является наукой о происхождении психической деятельности.

    Иван Петрович Павлов (1849-1936) – физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности, продолжатель учения Сеченова о рефлексах.

    Павлов является первым отечественным лауреатом Нобелевской премии, которую он получил в 1904 г. за достижения в области медицины и физиологии (в частности – в изучении пищеварения и функций пищеварительных желез).

    Павлов ввел в научный обиход термин «условный рефлекс». Павлов установил, что схема рефлексов может меняться под воздействием внешних или внутренних условий. В доказательство своей теории Павлов проводил знаменитые методы с собаками, вырабатывавшими слюну как реакцию не на пищу, а на предшествующие подаче еды звуковые сигналы. Для того чтобы сформировать условный рефлекс, Павлов использовал подкрепление, в случае верной реакции – положительное, в случае неверной – отрицательное.

    По мнению Павлова, рефлекс может потерять свою силу, если не будет происходить постоянное планомерное подкрепление, так как связь, установленная между сигналом и реакцией на него организма, постепенно нарушается.

    Лев Семенович Выготский (1896-1934) – советский психолог, основатель культурно-исторической концепции психического развития человека и, соответственно, культурно-исторической школы в психологии.

    Выготский ввел понятие «высшие психические функции человека». Под высшими психическими функциями Выготский понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т. е. те способы, с помощью которых человек себя строит. Данные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности и лишь со временем становятся внутренними процессами. Высшие психические функции развиваются в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Выготским было введено также понятие «зона ближайшего развития», предполагающее такое обучение, которое опережает уровень развития человека.

    Выготский различал «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами «низших» функций могут служить непроизвольные память или внимание ребенка. В процессе воспитания и развития ребенка низшие психические функции перерабатываются в высшие. Орудиями такой переработки являются знаки, носящие культурный характер.

    Знак – это то «психологическое орудие», с помощью которого развивается и формируется сознание. Знаки – это промежуточные звенья между стимулом и реакцией, позволяющие перевести чисто биологические процессы человека в разряд культурных, социальных. Система таких знаков определяет поведение человека. Знаки происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы языком.

    Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – российский психолог и философ. В работах Рубинштейна был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности». Психика и сознание формируются в деятельности. По мнению Рубинштейна, поведение человека не является простой совокупностью реакций на внешние раздражители, а осознанно регулируется сознанием. При этом любое действие человека исходит из его мотивов и направляется на обозначенную им цель.

    Сознание человека может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

    Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком, по мере того как его отношение к действующему субъекту и объектам, на которое оно направлено, становится сознательным. Таким образом, действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание.

    Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой сознания и деятельности. Можно различать виды деятельности в зависимости от направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на самого себя; а также в зависимости от предмета: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность.

    Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: элементарная сенсорная психика; перцептивная психика (формирование образа); стадия интеллекта (обеспечение ориентирования и адаптации организма в среде).

    По мнению Леонтьева, поведение человека можно рассматривать на трех основных уровнях. Высший уровень – мотивы, которые определяют общую активность и отдельные поступки человека. К среднему уровню относятся действия, из которых складывается поведение. Низший уровень содержит операции, служащие для достижения основных целей человека.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Шишкоедов П. Н. Философия Античности

    2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

    3. Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

    4. Петровский А. В. История советской психологии. – М.: Просвещение, 1967.

    5. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

    6. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. – М.: Педагогика, 1975.

    7. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов XX в.) – М.: Изд-во МГУ, 1980.

    8. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.

    9. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М.: Педагогика, 1974.

    Становление психологии как науки

    1.1. Понятие «психология»

    Своим названием психология обя­зана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень краси­вую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожи­тель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тро­нула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

    Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обрет­шая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

    Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «lo­gos» (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).

    Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. Однако первые попытки опи­сать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих пос­тупков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понима­ли, что для распознавания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

    1. Психология как наука о душе. До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (например, душа, как прояв­ление божественного разума) так и материалистические (например, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения».

    Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.

    2. Психология как наука о сознании. В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблю­даемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием назы­вали способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явле­ния, которые человек находит «в себе», оборачиваясь на свою «внутрен­нюю душевную деятельность». В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.

    С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жиз­ни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).


    Распространение естественнонаучного, хотя и механистического ми­ровоззрения на «область духа» привело к идее формирования всех психи­ческих способностей в индивидуальном опыте.

    Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом челове­ческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассо­циации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприя­тия, которые лежат в основе еще более сложной идеи.

    В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

    В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить «элементы» сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспек­ции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в той или иной ситуации).

    В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдох­новленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным мето­дом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у ин­дивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

    Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как на­уки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.

    Начиная с 60-х годов XIX ве­ка предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологи­ческих методик при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственны­ми данными сознания, физиологические показатели лишались психологичес­кого значения.

    Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX ве­ка, психофизиоло­гические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.

    Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассмат­ривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые мож­но только путем их субъективного описания.

    Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую пси­хологию и описательную или субъективную психологию.

    Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.

    3. Психология как наука о поведении. Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

    Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследова­ния должно стать лишь внешнее поведение, которое по предположениям би­хевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.

    Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависи­мость поведения и научения от разных условий можно было описывать объ­ективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).

    Однако с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направле­ниям.

    Во-первых, хотя поведение есть нечто объективное, однако его пси­хологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения необходимо истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отли­чить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. Если всякое движение и даже изменение есть поведе­ние, то последнее не является предметом психологии. Если же в поведе­нии, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изме­нения тела, то что?

    Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, предс­тавители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.

    Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных» (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиориз­ма в развитие психологической науки).

    4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

    Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психоло­гия стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.

    Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:

    – сделать предметом исследования высшие специфические для челове­ка формы сознательной активности;

    – подойти к ним с точки зрения научного анализа;

    – причинно объяснять их происхождение;

    – установить объективные законы, которым они подчиняются.

    В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психи­ческая активность строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее про­цессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.

    Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.

    Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм челове­ческой деятельности в интрасубъектные, «субъективные» формы. Это путь «врастания извне внутрь» и дальнейшего существования психической ак­тивности внутри внешней в качестве ее собственно психологического ме­ханизма, который открывает возможность целенаправленного управления разными внешними предметными действиями.

    Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.

    Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы соз­нания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внеш­ней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериори­зациииэкстериоризации.

    Таким образом, вопрос: «Как же субъективный мир человека изучать объективно?» – вопрос, ставший роковым для многих психологических кон­цепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!