Тренажер по истории онлайн. Учебный тренажёр к ЕГЭ

На каждом новом этапе ее развития обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и к самому себе. На современном этапе развития общества важным объектом для эстетической науки стали и такие, получившие интенсивное развитие, виды деятельности, направленные на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, как техническая эстетика, дизайн. Кроме того, этот род деятельности охватывает и вопросы эстетического воспитания.

Эстетика опирается на диалектический и исторический материализм как на свою теоретическую основу.

Как наука эстетика, безусловно, носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерностями. Итак, эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы, изучаемые этой наукой. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

В круг основных проблем, исследуемых эстетикой, входят эстетические чувства и взгляды, вкус, идеалы. Иначе говоря, эстетическое сознание - одна из форм общественного сознания.

Методологические основы эстетики

Впервые эстетические понятия возникли в рабовладельческом обществе Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Наибольшую разработку эстетика рабовладельческого строя получила в Древней Греции --в городах-государствах.

Греческая эстетическая мысль была результатом теоретического осмысления общественно-художественной практики своего времени. Первые античные мыслители (Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл, Демокрит) рассматривали прекрасное как нечто объективное, присущее космосу. Для них космос был воплощением стройности, порядка, гармонии, симметрии. Эти свойства материального мира выступали в качестве объективной основы красоты. По их мнению, одни и те же закономерности лежат как в основе космоса, так и человеческой деятельности, в том числе и художественной.

Начиная с Сократа, центр внимания эстетической мысли перемещается на человека и его деятельность. Сократ поставил проблему прекрасного в отношение с целесообразной деятельностью человека. Поэтому прекрасное есть полезное и оно не может быть чем-то абсолютным.

Сократ сформулировал мысль об искусстве: "Это воспроизведение действительности посредством подражания".

Платон развивает эстетику пифагорейцев: "Чувственный мир -- это отражение мира идей. Искусство заключается в подражании чувственным вещам".

Самым выдающимся эстетом древности был Аристотель. Он видел основу красоты в вещественных свойствах, связях и отношениях космоса. Конкретно она находит отражение в целостности, единстве и многообразии законченности, величине и порядке. Источник эстетического удовольствия в радости познания, узнавания. Аристотель видел значение эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Марксистская эстетика теоретически осмыслила освоение мира по законам красоты во всех сферах практической деятельности человека, в том числе и в собственно художественной сфере, где ее задачей стала активизация социальной значимости и общественно-преобразующей роли искусства на основе осознания его природы.

Основные задачи эстетического воспитания на современном этапе

У эстетики нет прямого утилитарного назначения. Выучить основные положения этой науки - еще не значит научиться творить по законам красоты, равно как и наоборот. Мы мыслим логично, часто не зная законов логики. Однако изучение законов, по которым протекает тот или иной процесс, хотя и лишено непосредственного утилитарного значения, имеет глубокий практический смысл. Знание законов эстетики способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык.

Не менее чем художнику, эстетика нужна воспринимающей искусство публике - читателями, зрителям, слушателям, т.к. теоретически развитое сознание глубже воспринимает произведение, т.е. можно при чтении увлекаться внешними красотами или занимательностью сюжета произведения, а можно проникать в сущность образной мысли художника. Последнее и есть истинное восприятие искусства, а эстетика -- высокий воспитатель такого восприятия.

Эстетика нужна не только художнику, но и портному, шьющему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как освоение мира ими осуществляется, в том числе и по законам красоты. Эстетика входит в труд, быт, сознание современного человека, она формирует в нем творческое, созидающее начало.

XVIII век, именуемый в истории культуры веком Просвещения, поставил задачу формирования человека разумного, владеющего знанием и применяющего его для всестороннего понимания и преобразования мира. Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает вопрос, а что изменять в человеке, как формировать человека разума? Над этим вопросом задумался А. Баумгартен (1714-1762) - немецкий философ, который шел от антропологии. В XVIII веке человек рассматривался как совокупность трех духовных способностей: разума, воли, чувства. Обозначив этот «треугольник», Баумгартен обнаружил, что первые две способности рассмотрены еще античной философией. Философия, занимающаяся понятийной сферой, давно оформлена - это логика. В XVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда и наука, рассматривающая законы рационального познания - логика. Вторая способность - это воля, т.е. свобода поступания, также давно, еще в античности («Никомахова этика» Аристотеля), осмыслена философией в этике, философии поступка, смысловая сторона которого и интересует философию. Но есть еще сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим начала заниматься с XVIII века, но соответствующего раздела философского знания еще выделено не было. В 1750-1758 гг. Баумгартен публикует свой знаменитый труд под названием «Эстетика» («Aesthetica»), который обозначил рождение новой науки. И здесь Баумгартен обращается к древнегреческому aisthetikos - чувственный, эмоциональный. Чувственный, в том числе, имеет общий смысл и с древне-славянским «чуять», т. е. и для русского сознания чувствовать - значит постигать, проникать куда-то. А Баумгартен и говорил, прежде всего, о чувстве как способности постижения мира, тех его сторон, которые недоступны рациональному познанию: например красоты и гармонии мира. Затем он пробросил мостик: высшая форма чувствования - чувство красоты, а высшая форма красоты - искусство, и в эстетику он включил и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика существует как философская наука, философия эстетического и искусства.

Окончательное становление эстетики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И. Канта (1724-1804). Кроме «Критики чистого разума» (1781), « Критики практического разума» (1788), Кант создает «Критику способности суждения» (1790), а точнее «Критику оценочной способности суждения», где Кант формулирует специфику этой сферы. А. Баумгартена принято называть отцом эстетики, поскольку имя науке дал именно он, на самом деле он только зафиксировал сложившиеся реалии. Эстетика как философская наука начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетической проблематики в исторической динамике. Нас интересует теория эстетики и потому определим объект и предмет эстетики.

  • 2. Предмет эстетики

    Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект - те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки определяет предмет - цель постижения, модальность существования объекта и это внутреннее содержание науки. Предмет - это то, что « я хочу» познать в объекте и понимание чего составляет науку.

  • Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет в эстетическом отношении к миру. Эти особые качества человек назвал: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. д. Итак, первый пласт объекта эстетики - эстетические явления действительности. Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Сразу определим, что мы не сводим все многообразие эстетических явлений к красоте: эстетическое как особая реальность давно уже не есть только красота. Главный вопрос - вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы, и этим вопросом эстетика задается всегда. Как писал Н. Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

    ……………….что есть красота?
    И почему ее обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота?
    Или огонь, мерцающий в сосуде?

    По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой.

    Второй пласт объекта эстетики как науки: эстетическая реальность дается человеку через определенные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют определенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые очевидны как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые проблему эстетической субъективности поставил Кант, выделив те свойства, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъективный характер, которые выступают способом открыть и освоить сферу эстетических явлений. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, особого, эстетического сознания и его отдельных элементов, структур. Сюда входят структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание. Эстетическое сознание является специфической структурой: может быть нравственно развитый человек, который глух к эстетическому и, наоборот, феномен эстетства - гипертрофия развитого эстетического сознания, упоенного красотой человека, нравственный аспект поступков которого совсем не рассматривается.

    Эстетическая выразительность и ценность мира является человеку, будучи опосредована психическими проявлениями, например, эстетическими переживаниями. Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику.

    В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологическими механизмами обнаружения эстетического в опыте чувств занимается психология, задача эстетики - понять универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры и процессы эстетического сознания. Можно зафиксировать неразрывность первого и второго пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Категориальным выражением неразрывности эстетического бытия и эстетического сознания становится в эстетике категория эстетического отношения, объясняющая это интегрирование.

    Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира - важнейшая категория, начиная с Ф. Шиллера (1759-1805) и И.В. Гете (1749-1832). Предметом эстетики является изучение наиболее общих оснований и закономерностей эстетического освоения мира человеком.

    Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. С самого начала культуры это присуще человечеству, и сфера многостороннего переустройства мира максимально расширяется в настоящее время. На рубеже XIX и XX вв. возникла деятельность, которая специфически проектирует формы такого переустройства - дизайн. Эстетическаяпрактика и есть созидание эстетически значимого мира, и дизайн отвечает за эту сторону универсальной эстетической практики. Эстетическая практика формирует и меняет не только объект - окружающий мир, в ее ходе формируется и субъект эстетического отношения. В эстетической практике происходит очень тонкая работа над духовным миром человека. Речь идет об эстетическом воспитании и самовоспитании. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.

    Наконец, четвертый пласт - искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать красоту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. В русском языке это обозначено: наряду с «эстетическим», существует другое слово - «художественный». Искусство - система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.

    Второй макрообъект эстетики - искусство, а ключевая категория, на которой базируется современная эстетика, художественное.

    Традиционный взгляд заключается в том, что художественное совпадает с эстетическим (древний взгляд), затем для Гегеля, в эпоху классической эстетики, эстетика - это философия искусства, и эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции уже в XX веке придерживался М.М. Бахтин (1895-1975). Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются - это позиция современной американской эстетики. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, до сих пор преследуя эстетические цели. Эстетическое качество мы находим во всех трех звеньях искусства: в художественном творчестве - как эстетическое отношение автора к миру и его видение эстетических ценностей; в художественном произведении, которое есть единство эстетически значимого содержания и эстетически совершенной формы, где художественная ценность включает ценность эстетическую; в художественном восприятии, предполагающем наслаждение красотой и выразительностью формы. Сегодня выясняется, что не только в форме красоты, но и уродства эстетическое присутствует в искусстве. И здесь возникает вопрос: как понимать художественную деятельность, что к ней относить? Все ли, что «сотворил» человек, считающий себя художником, и есть искусство? Чем же занимается эстетика в применении к искусству? Что она пытается понять? Философия искусства ставит следующие вопросы:

    1. Что есть искусство? В чем его сущность? В чем интегральная специфика искусства, позволяющая результаты творчества относить к сфере художественной?
    2. Какова структура искусства? Что составляет феномен искусства?
    3. Для чего искусство? Каковы социокультурные функции искусства?
    4. Каковы закономерности генезиса и исторической эволюции искусства?
    5. Что есть историческая типология или историческая морфология искусства, т. е. каковы исторические типы искусства.
  • Итак, статус эстетики как науки определяется ее предметом - выявлением наиболее общих оснований и закономерностей эстетического и художественного освоения мира.

    Особенностями предмета эстетики определяется философско-мировоззренческая природа и место науки в структуре гуманитарного знания. Эстетическое отношение к миру, возникающее в архаической культуре, является одним из фундаментальных мироотношений, выявляющих меру соответствия мира и человека, характер вписывания человека в мир. Категории эстетики раскрывают мироощущение, мировосприятие, миросозерцание и миропонимание человека, ценностные приоритеты культурных эпох.

  • 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика

    Хотя сам термин «эстетика», как мы видели, ввел Александр Баумгартен в эпоху Просвещения, эстетическая мысль уходит корнями в глубокую древность и представляет собой свободное осмысление эстетического опыта как внутри других наук (философии, риторики, филологии, богословия и т. п.), так и самими творцами искусства - художниками. Благодаря трудам Платона мы знаем о первых философских размышлениях о прекрасном. Задолго до XVIII века, уже в эпоху античности, определились основные категории и проблематика науки эстетики, которые рассматривались на протяжении всех последующих этапов ее развития. Исследователи истории эстетики (В.В. Бычков) выделяют условно три периода становления науки: протонаучный (до середины XVIII века, до появления труда Баумгартена), классический , совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII-XIX в.) и постклассический или неклассический (с Ф. Ницше и до настоящего времени).

  • В «протонаучный» период предмет размышления античной эстетики (пифагорейцы, Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), римские риторики) - природа красоты, особенности искусства и его восприятия. Такие категории как прекрасное, трагедия и трагическое, возвышенное, комическое, эстетическое наслаждение и катарсис навсегда вошли в арсенал эстетической науки, благодаря античности. Средневековая эстетика (Августин Блаженный (354-430), прежде всего) ввела в систему эстетических категорий понятие символического образа, рассмотрев его главные модификации (подражательный, аллегорический, знаковый), выделила творчество как процесс, вызывающий к жизни красоту и искусство. Важным моментом преемственности развития эстетики внутри первого этапа является убежденность мыслителей в теснейшей связи прекрасного с ценностями этическими - добром, благом, любовью. Эстетика Возрождения и последующих классицизма и барокко, опираясь на идеи античности и средневековья, акцентирует внимание на анализе закономерностей художественного творчества и выявлении оптимальных, с точки зрения человека, правил построения художественного произведения.

    В европейской традиции на первом этапе эстетика активно развивалась в античности, в особенности в рамках древне-греческой философии, затем в Средние века, и - далее в Возрождении и культуре XVII века внутри художественно-эстетических направлений классицизма и барокко.

    Развитие науки эстетики в классический период связано, прежде всего, с немецкой классической философией в лице Лессинга (1729-1781), Шиллера (1759-1805), Гете (1749-1832), и, главным образом, Канта (1724-1804) и Гегеля (1770-1834), а в XIX веке - с культурами романтизма, реализма и символизма.

    Начавшийся с Ницше (1844-1900) неклассический этап философии, радикально меняет характер и понятийный аппарат философской эстетики, выводя ее за пределы аналитики в сферу метафорического рассмотрения. Неклассическая эстетика XX века вернулась к категориальному анализу сущности эстетического и искусства, но существенно дополнила состав и понятийные доминанты аппарата науки.

    Идеи классической эстетики органично продолжали размышления античности, правда, менялась трактовка сложившихся категорий в зависимости от философских позиций мыслителя. Немецкая и английская (Шефтсбери (1671-1713), Берк (1729-1797), Юм (1711-1776)) философия XVIII века ввела проблемы изучения эстетического субъекта в качестве главных для эстетики. Значительное место классической эстетике будет уделено в наших лекциях, где мы еще обратимся к ее трактовке эстетического и искусства.

    Начало неклассического этапа эстетики определяется философским поворотом второй половины XIX века, определяемым в свою очередь радикальной культурной модернизацией, продолженной XX веком. В XX веке проблемы эстетики продуктивно рассматриваются в контексте таких наук как искусствознание, культурология, психология, социология, семиотика, лингвистика и новейших философских направлений, таких как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, семиотическая философия и философия постмодернизма. Категориальный аппарат и методология названных наук значительно обогатили эстетику в исследовании современных форм эстетической практики и искусства и определили возможность их объяснения. Например, характерная черта эстетической практики человека ХХ в. - стремление к созданию чего-либо уродливого; это становится закономерностью эстетического формообразования и художественной формы, и является приметой кризиса культуры, ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Понятно, что категория безобразного становится полноправной категорией новейшей эстетики. Таким образом, если обратиться к арсеналу ее категорий, становится понятной приставка «не»: эти категории не являются эстетическими с точки зрения эстетики классической. Неклассическая эстетика или нонклассика в качестве главных берет проблемы существования современного человека, употребляя категории симулякр, артефакт, абсурд, заумь, безобразное, жестокость («жесть» в просторечии), деконструкция. С утверждением в гуманитарных науках исследования феномена повседневности как специфической сферы человеческого существования, в эстетику вошли такие категории как арт-практики (новейшие формы искусства), актуальное искусство (в противовес изящному, классическому).

  • Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С. 544.
  • Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под. ред. В.В. Бычкова. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2003. - 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).
  • ЕГЭ 2018. История. Тренажёр. Ларина Л.И.

    М.: 2018. - 192 с.

    Тренажёр по истории ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по истории, а также диагностический и контрольный варианты экзаменационной работы, составленные с учетом всех особенностей и требований ЕГЭ в 2018 году. Уникальная методика подготовки поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые задания можно как в классе, так и дома. Книга рассчитана на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена. Издание предназначено для учителей истории, родителей и репетиторов, а также учащихся средней школы.

    Формат: pdf

    Размер: 3,7 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие 5
    Диагностический вариант экзаменационной работы 7
    Система оценивания экзаменационной работы 18
    Раздел I. Россия В 1894-1916 гг.
    Краткое содержание 24
    Выполнение заданий по теме 24
    Задания для самостоятельной работы 30
    Самостоятельная работа над ошибками 36
    Раздел II . Россия в 1917-1920 гг.
    Краткое содержание 37
    Выполнение заданий по теме 37
    Задания для самостоятельной работы 43
    Самостоятельная работа над ошибками 48
    Раздел III. СССР в 1920-1930-е гг.
    Краткое содержание 50
    Выполнение заданий по теме 51
    Задания для самостоятельной работы 56
    Самостоятельная работа над ошибками 67
    Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
    Краткое содержание 68
    Выполнение заданий по теме 68
    Задания для самостоятельной работы 83
    Самостоятельная работа над ошибками 92
    Раздел V. СССР в 1945-1985 гг.
    Краткое содержание 94
    Выполнение заданий по теме 95
    Задания для самостоятельной работы 115
    Самостоятельная работа над ошибками 125
    Раздел VI. СССР в 1985-1991 гг.
    Краткое содержание 126
    Выполнение заданий по теме 126
    Задания для самостоятельной работы 134
    Самостоятельная работа над ошибками 138
    Раздел VII. Российская Федерация в 1992 г. - начале XXI в.
    Краткое содержание 140
    Выполнение заданий по теме 140
    Задания для самостоятельной работы 148
    Самостоятельная работа над ошибками 152
    Задания части 2: что нужно знать для успешного их выполнения? 153
    Ответы на некоторые задания части 2 157
    Раздел I. Россия в 1894-1916 гг.157
    Раздел II . Россия в 1917-1920 гг 160
    Раздел III. СССР в 1920-1930-е гг 161
    Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг 164
    Раздел V . СССР в 1945-1985 гг 167
    Раздел VI. СССР в 1985-1991 гг 170
    Раздел VII. Российская Федерация в 1992 г. - начале XXI в 172
    Контрольный вариант экзаменационной работы 174

    Предлагаемое пособие предназначено для того, чтобы помочь учащимся 11-х классов в организации самостоятельной работы при изучении истории России XX - начала XXI в. и подготовке к Единому государственному экзамену.
    Знание истории своего Отечества - одна из стержневых основ формирования личности гражданина каждой страны. История XX в. занимает особое место в его становлении. Наша страна, отвечая вызовам времени, потребностям внутреннего развития, особенностям международных ситуаций, на протяжении столетия осуществляла сложный путь модернизации жизни общества. Изучение последних лет существования Российской империи, семидесятилетней истории советского государства и двадцатилетнего этапа становления новой, демократической Российской Федерации - познание богатейшего исторического опыта. Страна пережила напряженный революционный процесс в первые два десятилетия XX в., прошла через тяжелые испытания двух мировых войн. Понять, что происходило с нашей страной в конце XX в. и происходит в настоящее время, каким образом изменился миропорядок после распада СССР, - это не только задача для исследований историков, но и необходимость для каждого члена общества, особенно для вступающего в жизнь молодого человека.
    Содержание данного пособия нацелено на помощь учащимся выпускных классов в активизации самостоятельной работы в течение всего учебного года при изучении всех тем курса истории России.

























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    В каждом учебном предмете присутствует своя терминология. От усвоения терминов на уроках истории зависит качество усвоения знаний учащихся. Проблему усвоения учениками специальных терминов осложняют следующие обстоятельства: большое количество терминов для запоминания, сложная формулировка термина в учебнике, а иногда и нежелание учащихся работать с терминами. Поэтому учителю необходимо разрабатывать новые формы и методы терминологической работы.

    Одна из таких форм – создание «Терминологического теста-тренажера» в программе PowerPoint, с использованием кнопок-триггеров и гиперссылок. Такой тест-тренажер представляет собой несколько вопросов, каждый из которых содержит значение термина. Учащимся нужно выбрать из трех вариантов ответа один правильный. Данная форма работы способствует закреплению и повторению изученного материала. Тест-тренажер можно использовать при проведении повторительно-обобщающего урока в 6 классе по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века», а также для организации самостоятельной, индивидуальной работы учащихся. Тест-тренажер прост в применении. Занимательная форма выполнения заданий способствует развитию познавательного интереса учащихся.

    Описание ресурса: ЭОР «Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6 классе.

    Цель: формирование терминологического аппарата и понятийного мышления у учеников.

    Задачи:

    • усвоение терминов и понятий по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»;
    • формирование навыка грамотной формулировки термина.

    Порядок работы с тестом-тренажером:

    Обучающимся при работе с тренажером необходимо:

    1. Запустить тест в программе PowerPoint в режиме «Показ слайдов».
    2. Открыть слайд 2 «Порядок работы», ознакомиться с правилами работы с тестом-тренажером.
    3. Каждому из 21 терминов и понятий посвящена отдельная страница-слайд с настроенными кнопками-триггерами и гиперссылкой.
    4. Приступить к выполнению теста (слайды 3 – 23):
    • прочитать определение термина;
    • выбрать из трех вариантов один правильный ответ. Для этого щелчком левой кнопки мыши нажать на правильный ответ;
    • если ответ выбран неправильный, изменится фон и шрифт термина;
    • при выборе правильного варианта ответа произойдет автоматический переход к следующему слайду.

    Задания:

    1. Народное собрание на Руси.
      Варианты ответа: вече, вервь, ополчение.
    2. Зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
      Варианты ответа: рядовичи, холопы, смерды.
    3. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
      Варианты ответа: поход, полюдье, кормление.
    4. Наследственное земельное держание.
      Варианты ответа: вотчина, поместье, владение.
    5. Места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги.
      Варианты ответа: погосты, пороги, уроки.
    6. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.
      Варианты ответа: мозаика, фреска, скань
    7. Жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенных сенями и переходами; жилище князей и бояр.
      Варианты ответа: хоромы, горница, изба.
    8. Представитель ордынского хана на Руси, сборщик дани.
      Варианты ответа: численник, баскак, ярлык.
    9. Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
      Варианты ответа: урок, приход, выход.
    10. Система содержания должностных лиц за счет местного населения.
      Варианты ответа: кормление, местничество, пожилое.
    11. Условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования.
      Варианты ответа: удел, вотчина, поместье.
    12. Порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками .
      Варианты ответа: местничество, кормление, опричнина.
    13. Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день.
      Варианты ответа: выход, пожилое, урок.
    14. Состоявший из представителей различных слоев населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел.
      Варианты ответа: приказ, Боярская дума, Земский собор.
    15. Особый порядок управления страной при Иване IV .
      Варианты ответа: опричнина, земщина, опала.
    16. Пункт для размещения воинских отрядов, укрепленный деревянной изгородью в виде вертикально вкопанных заостренных столбов.
      Варианты ответа: крепость, острог, засечная черта.
    17. Органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.
      Варианты ответа: станы, волости, приказы.
    18. Первый свод единого государства, изданный Иваном III .
      Варианты ответа: Судебник, «Русская Правда», приказы
    19. Высший совещательный орган при великом князе.
      Варианты ответа: Земский собор, Боярская дума, приказ.
    20. Люди, которые получали за службу государю земельный надел.
      Варианты ответа: дети боярские, дворяне, бояре.
    21. Часть русского города, обычно вне городской стены, населенная купцами и ремесленниками.
      Варианты ответа: посад, ярмарка, засечная черта.

    Литература:

    1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008.


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!