Сказка - один из самых популярных и распространенных жанров в фольклоре народов Дагестана. Возникнув позже мифа, сказка отразила новую ступень в развитии народно-поэтического творчества. В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.
По словам старшего научного сотрудника отдела фольклора Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, кандидата филологических наук Фатимы Алиевой, в большом многообразии дагестанских сказочных произведений нашли яркое отражение такие извечные для искусства темы, как борьба добра со злом, поиски счастья, торжества справедливости. «Они проникнуты идеями гуманизма, добра, стремлением к лучшей жизни. Сказочные образы утверждают здоровые моральные качества, любовь к земле, к человеку, воспитывают в людях нравственный и эстетический идеал, и в этом их непреходящая ценность и значение», – говорит Алиева.
Сказки о животных
Специфика сказки о животных – в её особой системе образов, поэтических приемов и средств. Перенесение свойств человека на животных, их живая разговорная речь в сказках создают особую атмосферу эмоционального настроя, психологической напряженности, поэтизируют привычный для человека окружающий мир. Показывая животных в конкретных жизненных ситуациях, взаимоотношениях и конфликтах, сказки объясняют сущность многих жизненно важных явлений, способствуют раскрытию их причинно-следственной связи. Именно эта познавательная сущность сказок о животных делает их особенно доступными для детского восприятия, для воздействия на психику и сознание ребенка.
Волшебная сказка
Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки. Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. В волшебных сказках широко распространен мотив превращения в камень. Герою стоит только прикоснуться к камню или скале, как происходят чудесные превращения: отодвигается скала, или сам герой превращается в камень. Особенно распространены разнообразные формы магических воздействий: стоит герою бросить пучок волос или шерсти, как тут же возникают горы, ущелья, реки и т.п. Нередки в сказках и формы магических воздействий слова, воды. Достаточно произнести нужное слово, как моментально происходят всевозможные чудесные превращения, а выпив воды или съев яблоко, герой мгновенно преображается, превращаясь в птицу, животное, богатыря и т.д.
Нередко герои волшебных сказок вступают в борьбу с фантастическими персонажами - дэвами, драконами, аждахами. Иногда эта борьба носит длительный характер, но чаще всего герой с легкостью побеждает своих противников. Герои волшебных сказок борются и с ханами, шамхалами, царями. Проявляя исключительную силу, храбрость и мудрость, они завоевывают себе счастливую жизнь. Таковы сказки о хане-соблазнителе, который хитростью и коварством старается отобрать у юноши его красавицу-жену или невесту; о хане, который обижает ни в чем неповинного героя, дает ему трудные поручения, но оказывается побежденным; о трех братьях, младший из которых совершает подвиги и достигает всех благ и многие другие.
Бытовые сатирические сказки
В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Это и сказочные богатыри из волшебных сказок, и герои социально-бытовых сказок – борцы за правду и справедливость, и смелые, мужественные женщины, вступающие в единоборство с представителями власть имущих, и скромные и трудолюбивые девушки, мечтающие о лучшей жизни. Такие герои воплощают в себе лучшие черты характера своего народа.
В системе сказочных образов бытовых сказок особенно выделяются образы мудрых девушек. Это героини аварской сказки «Хромоножка», кумыкской – «Пеймаханум», которая своими хитроумными ответами ставит в тупик старшину и помогает людям выйти из беды, дочь пастуха из лакской сказки, восстановившая справедливость, героини даргинских сказок – «Кадий и старуха», «Мудрая девушка», победившие в споре хана, и многие другие. Они способны достойно выйти из сложной ситуации, защитить свою честь и честь своей семьи, наделены обаянием и внутренней красотой.
Юмористические сказки
В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты. Многие из них имеют семейно-бытовую тематику, построены на взаимоотношениях в быту и семье, мужа и жены, невестки и свекрови и т.д.
Элементами национальной специфики проникнуты сказки с такими юмористическими персонажами, как Чалтук-хан – у кубачинцев, Накрикуцул – у урахинцев, Кульбай – у кумыков, Заллал Киши – у лакцев, Кас-Буба – у лезгин, Джийренши – у ногайцев и многие другие. Они сплошь изобилуют комическими ситуациями и эпизодами, содержат элементы местного колорита, обычаев народа и часто связаны с самим родом занятий людей, населяющих ту или иную местность, район, аул.
Дагестанские сказки – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.
Три человека, сложившись, вели дела совместно. Отправились они вместе торговать и в одном селении остановились у старой женщины. Все свои деньги они передали этой женщине и наказали ей, чтобы она вернула их только всем троим. Потом они пошли на речку мыть головы, но забыли гребень. Тогда они поручили одному из своей компании: - Сходи к женщине и […]
29МарЖадный глупец
Жил или не жил на свете один жадный глупец. Этот человек был недоволен своей судьбой. Решил он поискать счастья и отправился туда, где людям его раздают. Прибыв туда, человек стал просить себе счастья, и ему сказали: - В таком-то месте, в ханском поле, на участке в одну десятину никогда не родится хлеб. Иди раскопай это поле, и ты найдешь свое […]
Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29МарУм и счастье
Однажды Ум и Счастье поспорили. Счастье говорит: - Я сильнее! А Ум возражает: - Нет, я. Наконец Счастье сказало: - Так мы никогда не решим, кто сильнее. Покажу-ка я на деле свою силу. На этом они расстались. О ком вам рассказать? Расскажу о плешивом бедняге. Этот качал был слугой в доме царя. Он получал не меньше двух […]
Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29МарХан и портной
Жил в одной стране хан. Он слыл в народе очень умным, но странным человеком. Однажды он приказал позвать всех портных, живущих в городе, и сказал им: - Каждый из вас должен сшить для меня платье за один день. Ночью хан, выйдя из дома, стал подслушивать, что говорят о нем портные. Остановившись под окном одного портного, хан услышал, как портной […]
Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29МарМудрая дочь пастуха
У одного пастуха была умная и красивая дочь. А у одного царя было три нукера. Захотелось царю опозорить своих нукеров. Вот он и приказал им отправиться на поляну, выкроить ее и вернуться. Пришли нукеры на поляну, а что делать - не знают. Дочь пастуха подошла к ним и спросила, что они тут делают. - Да вот велел нам […]
Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 29МарЦицали
Было это или не было, жил один пастух по имени Цицали. И была у него жена. Однажды в городе умер человек. В доме покойного должны были собраться женщины. Случилось так, что жена пастуха пришла раньше всех. В комнате никого не было, и она села около очага. Через некоторое время пришла жена богача и, оттеснив жену пастуха, сама уселась около очага. […]
Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 17МарСын охотника и говорящий заяц
Некогда жил один бедный охотник со своей женой и сыном. Однажды охотник увидел зайца, прицелился в него и хотел выстрелить, как вдруг заяц заговорил человеческим голосом: - Не убивай меня, охотник! Может быть, я тебе когда-нибудь помогу. Охотник пощадил зайца, принес его домой и подарил сыну. Тот очень обрадовался и целыми днями играл с зайцем. А через несколько дней […]
Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 15МарМальчик-богатырь
У одного человека долго не было детей. Наконец жена родила ему сына, да такого, что он был совсем похож на взрослого. Обрадованный отец устроил пир, а после пира мальчик вдруг заговорил: - Отец, я уже большой. Разреши мне сесть на коня и пасти твои стада. - Да что ты, - возразил отец, - ты же еще ребенок! Но мальчик […]
Опыбликовано в: Дагестанские сказки Отмечено: 11МарМинистерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ «Новосаситлинская СОШ» Хасавюртовского района
Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан
«Науки юношей питают»
Предмет: Русская литература.
Направление: «Культура»
Исследовательская работа по теме:
Выполнила: ученица 5 класса
МКОУ «Новосаситлинская СОШ»
Сапигулаева Джамиля Магдиевна
с.Новосаситли, Хасавюртовского района
Руководитель:
Исаева Айшат Магомедовна
учитель начальных классов
МКОУ «Новосаситлинская СОШ»
2017 год
Аннотация на исследовательскую работу.
Тема исследовательской работы: «Дагестанские народные сказки»
МКОУ «Новосаситлинская СОШ» с.Новосаситли Хасавюртовского района
В этой работе я исследовала, что общего у русских и дагестанских сказок, я увидела что все сказки рассказывают про борьбу добра со злом. Сказочные персонажи конечно у разных народов свои, но общее у них одно: они показывают нам пример того как нельзя себя вести. Как сказал великий русский поэт А.С Пушкин «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Свою работу я представила на уроке литературного чтения, на внеклассных мероприятиях. Желание узнать больше о народных сказках стало ещё одной причиной выбора данной темы исследовательской работы. Я рассказала о том, что я узнала нового своим одноклассникам.
В ходе своей исследовательской работы мною было замечено некоторое сходство русских и дагестанских народных сказок. Сделала для себя вывод, что всегда добро побеждает зло.
Некоторые сказочные герои вызывают у меня антипатию.
Таких героев я определяю по их отрицательным качествам и поступкам.
Мне неприятна и внешность таких героев.
Поэтому и не нужно стараться быть похожими на таких героев.
Содержание
1. Понятие сказки, виды сказок2. Анализ исследуемых сказок
3. Сравнение исследуемых сказок
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы
Приложение
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
А.Н. Толстой
Введение.
Я, Сапигулаева Джамиля, ученица 5 «а» класса и кличка у меня «Сказочница» . Я очень люблю не только читать, но и сочинять, а также рассказывать ребятам разные интересные сказки. Мне нравится, когда малыши слушают меня с огромным интересом. Я часто хожу в гости к младшим классам. Сказки любят и ребята моего класса, которые учатся вместе со мной.
Вот я и поставила перед собой цель, узнать много интересного из сказок других народностей Дагестана и России и ознакомить с моими выводами моих одноклассников.
Цель моего исследования – выяснить, всегда ли добро побеждает зло на примере народных сказок.
Задачи исследования :
Узнать, что такое сказка.
Исследовать сказки разных видов и сравнить их.
Выявить основные мысли сказок.
Можно предположить, что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.
Методы исследования:
чтение сказок,
изучение литературы по теме,
сравнительный анализ сказок.
Раньше сказки нам читали родители и учителя, а сейчас мы научились читать их сами. Мне кажется, что в каждой сказке можно познакомиться с народной мудростью, народным приданием. В каждой сказке очень много жизненных моментов. Всегда бывает борьба между добром и злом, справедливостью и нечестностью. Но я заметила, что только доброе и справедливое побеждает всегда. Я считаю, что так должно быть и в жизни.
Многие древние традиции моего дагестанского народа заложены в дагестанских и русских народных сказках. А в Дагестане, я слышала, 44 национальности, и значит на стольких языках, написаны сказки народов Дагестана. И каждая сказка таит в себе свои традиции, свои адаты, свои притчи. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» . Я считаю, что каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Когда я читаю сказки, я окунаюсь в волшебный мир, и испытываю иногда радость, а иногда грусть за героев любимых сказок. Иногда по нашей просьбе наша учительница литературы Патимат Тораловна в конце урока или на классном часе читает нам сказки. Как то раз она сказала, что русская и дагестанская сказка – это один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а в каждой сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает нам мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. И я с ней полностью согласна.
Я предполагаю, что изучение сказок поможет мне лучше понять историческое прошлое, культуру, традиции моего народа, воспитает во мне гордость и уважение к нашим предкам. Я прочитала 40 аварских, 6 кумыкских, 10 лакских, 5 даргинских и очень много русских народных сказок. Да сейчас это и не проблема найти сказки. Очень много электронных книжек. Главное чтобы было желание их прочесть.
Основная часть.
Понятие сказки
Сказка – один из основных видов народного устного повествования с фантастическим вымыслом.
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые. Когда мы произносим слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться.
Виды сказок
Я узнала из прочитанного, что сказки делятся по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые, кумулятивные , докучные и юмористические. Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские, дагестанские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских, дагестанских писателей и зарубежных писателей.
Анализ исследуемых сказок
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для исследования мы взяли три русские народные сказки и три сказки народов Дагестана. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка(русская народная сказка)
Главные персонажи:
Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, купец, ведьма.
доброта, умение приходить на помощь, храбрость, смелость, любовь к родным
Непослушание, злость, коварство.
Основные мысли сказки:
Слушайся старших, не обижай никого, друзья помогут злу противостоять, добро всегда побеждает зло.
Гуси – лебеди
(русская народная сказка)
Главные персонажи: девочка, братец, баба – яга, гуси лебеди
Положительные черты:
смелость, храбрость, ум, находчивость.
Отрицательные черты:
коварство, злодейство.
Основные мысли сказки: надо верить в то что добро всегда побеждает зло.
Аварская народная сказка
«Как бедняк отказался от богатства»
Главные персонажи: бедняк и аульчане
Положительные черты: терпимость, степенность,
Отрицательные черты:
Алчность, жадность, скупость, зависть.
Основные мысли сказки:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За все приобретенное мы в ответе.
Аварская народная сказка«Волк, медведь и лиса»
Главные персонажи: волк, лиса, медведь
Положительные черты: дружба, друзья верят друг друга.
Отрицательные черты: ложь, жадность, коварство и лицемерие
Основные мысли сказки: нельзя обманывать друзей. Друзьям надо помогать.
Сравнение исследуемых сказок
У большинства народностей есть множество сказок, схожих по тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.
Прочитав выбранные сказки, я сравнила их основные мысли и черты характеров героев. Я думаю, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются. Например:
Три мудрых совета
К огда-то задумал один царь построить большой город. Для этого повелел он собрать всех каменщиков и плотников, что жили в его стране. Среди них был молодой каменщик, которому пришлось идти строить город на следующий же день после своей свадьбы. Город строили двенадцать лет…..
Скупясь, не сбережешь, жадничая, не накопишь
Р ассказывают, что некогда в Азайни жили по соседству две вдовы. Одна была молодая, могучая женщина, полная сил и здоровья. Другая же - дряхлая старуха.
Каждую неделю - обе соседки ходили вместе в лес за дровами. Молодая набирала обычно огромную, тяжелую вязанку дров, а старуха могла при-нести на своей спине лишь столько дров, на сколько хватало ее слабых сил.
Каменный мальчик (Дагестанская сказка)
Матери Дагестана, если хотите чтобы ваши дети росли настоящими горцами и горянками, патриотами своей земли, не забывайте также читать им наше народное. В Дагестане они уже не увидят те качества о которых постоянно слышат, так пусть хотя бы знают, как было раньше…
Если рассмотреть сюжеты и образы сказок народов Дагестана, то первое чем мы знакомимся, что сказка возникла позже мифа и отразила новую ступень в развитии народного поэтического творчества.
В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.
По словам кандидата филологических наук Фатимы Алиевой, в большом многообразии дагестанских сказочных произведений нашли яркое отражение такие извечные для искусства темы, как борьба добра со злом, поиски счастья, торжества справедливости. «Они проникнуты идеями гуманизма, добра, стремлением к лучшей жизни. Сказочные образы утверждают здоровые моральные качества, любовь к земле, к человеку, воспитывают в людях нравственный и эстетический идеал, и в этом их непреходящая ценность и значение».
Я прочитала сказки о животных и сделала вывод, что объектом сказки стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни".
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.
Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни". В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит вера в тотемного зверя, покровителя рода, вылившаяся в культ животного.
Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных («Волк, лиса и собака» «Волк, медведь и лиса» и др.), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса . Например такие сказки как:
Птица Куклухай (даргинская сказка)
С тояло в поле дерево, было в дереве дупло, в дупле-гнездо, в гнезде-трое птенцов, а с ними их мать, Куклухай-птица. Пробегал однажды полем хан-волк, увидал Куклу-хай с ее детками и зарычал: Это поле мое, в поле дерево мое, в дереве дупло мое, что в дупл...
Лиса и волк
О днажды лиса бродила по горам и нашла какую-то старую
книгу. Уселась лиса под деревом и стала ее читать. П р о бегал
мимо волк, увидел лису и спросил:…
Змея и лисица
З мея и лисица считались друзьями, а сами только и думали, как бы друг друга погубить.
Однажды змея говорит лисице:
- Народ ходит на поклонение святым местам в Мекку, давай-ка и мы пойдем туда.
Лиса согласилась, и они отправились в Мекку. Шли ночью, шли днем и дошли до берега моря……..
Лиса
О днажды медведь, лиса, кабан, заяц, шакал, волк и петух решили жить вместе.
Медведь стал мартом, кабан - старейшиной, волк - охотником, шакал - чавушем, заяц - пастухом, петух - муллой. Только одна лиса осталась без дела……
Волк, медведь и лисица
Ж или волк, медведь и лисица. Однажды они все вместе отправились за добычей.
Медведь и лиса засели на страже, а волк подполз к отаре и стащил одного барашка. С этой добычей они вернулись к себе в пещеру…….
Лиса и журавль
Л иса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости.
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!
Как лиса шила волку шубу
И дет волк по лесу. Видит, дятел долбит дерево; он ему и говорит: Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь, работаешь, а хатки за свой век построить не можешь!
А дятел волку и говорит: А ты, волк, все режешь и режешь скот, а кожуха за свой век не сошьешь! Подумал волк, что дятел правильно ему говорит. Приходит волк к лисе и говорит ей: Лиса, сшей мне шубу. …..
Помимо сказок о животных, больше всего люблю волшебные сказки. Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки.
Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. В волшебных сказках широко распространен мотив превращения в камень. Герою стоит только прикоснуться к камню или скале, как происходят чудесные превращения: отодвигается скала, или сам герой превращается в камень. Особенно распространены разнообразные формы магических воздействий: стоит герою бросить пучок волос или шерсти, как тут же возникают горы, ущелья, реки и т.п. Нередки в сказках и формы магических воздействий слова, воды. Достаточно произнести нужное слово, как моментально происходят всевозможные чудесные превращения, а выпив воды или съев яблоко, герой мгновенно преображается, превращаясь в птицу, животное, богатыря и т.д.
Нередко герои волшебных сказок вступают в борьбу с фантастическими персонажами - дэвами , драконами, аждахами . Иногда эта борьба носит длительный характер, но чаще всего герой с легкостью побеждает своих противников. Герои волшебных сказок борются и с ханами, шамхалами, царями. Проявляя исключительную силу, храбрость и мудрость, они завоевывают себе счастливую жизнь. Таковы сказки о хане-соблазнителе, который хитростью и коварством старается отобрать у юноши его красавицу-жену или невесту; о хане, который обижает ни в чем неповинного героя, дает ему трудные поручения, но оказывается побежденным; о трех братьях, младший из которых совершает подвиги и достигает всех благ и многие другие. Когда читаешь эти сказки это так таинственно, аж дух захватывает. Например:
Волшебные сказки
Зулум-Магома
М ы вам расскажем о том, каким обжорой был Зулум-Магома.
Однажды, проголодавшись, он вернулся домой и говорит матери:
- Мать, дай мне хлеба……
Чудеснорожденный богатырь
К огда-то жили муж и жена. Они владели большим богатством, но детей у них не было. Как-то раз, когда муж и жена печально сидели дома, к ним пришла одна бедная старуха………
Безносый всадник
В отдаленной земле, в неизвестном городе, в незапамятное время жили или не жили юноша и девушка. Этот юноша был влюблен в девушку, и она тоже не презирала его. Однажды на чьей-то свадьбе случилось им встретиться……
Клюка
Ж ил-был один бедный юноша. Не было у него ни отца, ни матери, но остался ему от отца хороший дом. Однажды, когда юноша развлекался стрельбой из лука, он увидел на дереве трех голубей…….
О трех братьях.
Ж ил па белом свете один богатый старик, и было у него три сына. Выросли они, стали заниматься хозяйством, а их отец одряхлел и ослеп. Вот он и говорит сыновьям: Ступайте в такое место, где я никогда в жизни не был, и привезите мне оттуда листьев……
Морская девушка
Ж ил или не жил Джахан-шах, и было у него три сына.
Однажды, когда Джахан-шах гулял по берегу моря, из воды показалась девушка необыкновенной красоты, помахала ему рукой и скрылась в волнах...
Жар-птица и Василиса-царевна
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою – и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!........
Волшебное кольцо
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь свою занимался старик охотою, бил зверя и птицу, тем и сам кормился, и семью питал.
Пришло время – заболел старик и помер; оставался Мартынка с матерью, потужили-поплакали, да делать-то нечего: мертвого назад не воротишь. ……….
О дин князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть…….
Но оказывается бывают бытовые сатирические сказки.
В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Это и сказочные богатыри из волшебных сказок, и герои социально-бытовых сказок – борцы за правду и справедливость, и смелые, мужественные женщины, вступающие в единоборство с представителями власть имущих, и скромные и трудолюбивые девушки, мечтающие о лучшей жизни. Такие герои воплощают в себе лучшие черты характера своего народа.
В системе сказочных образов бытовых сказок особенно выделяются образы мудрых девушек. Это героини аварской сказки «Хромоножка», кумыкской – «Пеймаханум», которая своими хитроумными ответами ставит в тупик старшину и помогает людям выйти из беды, дочь пастуха из лакской сказки, восстановившая справедливость, героини даргинских сказок – «Кадий и старуха», «Мудрая девушка», победившие в споре хана, и многие другие. Они способны достойно выйти из сложной ситуации, защитить свою честь и честь своей семьи, наделены обаянием и внутренней красотой. Например:
Бытовые сказки.
Брат и сестра
Б рат и сестра после смерти своих родителей остались круглыми сиротами. Сами они вели свое хозяйство, и помощи пи от кого не ждали. Постоянная забота друг о друге еще больше укрепила их взаимную любовь…..
Четыре ума
Ж ил один неумный человек. Захотелось ему быть умным, и решил он добыть себе четыре ума. Отправился он на поиски. После долгого странство-вания пришел он в одно селение и повстречал там седобородого старца…..
Цицали
Б ыло это или не было, жил один пастух по имени Цицали. И была у него жена. Однажды в городе умер человек. В доме покойного должны были собраться женщины. Случилось так, что жена пастуха пришла раньше всех. В комнате никого не выло, и она села около очага………
Мудрая дочь пастуха
У одного пастуха была умная и красивая дочь. А у одного царя было три нукера. Захотелось царю опозорить своих нукеров. Вот он и приказал им отправиться на поляну, выкроить ее и вернуться……..
Охотник и соловей
В одном городе жил охотник. Он никогда не возвращался с охоты без добычи, так как был хорошим стрелком. И жители города очень уважали его.
Однажды охотник не сумел……..
Про царя, вора и муллу
Ж ил когда-то один богатый царь. У него при дворе было не меньше сорока охранников. Неизвестно как, но одному пройдохе удалось проникнуть во дворец царя и украсть его добро. Царь не знал, что делать……..
Я очень люблю юмор и сама люблю шутить. И оказывается есть и юмористические сказки.
В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты. Многие из них имеют семейно-бытовую тематику, построены на взаимоотношениях в быту и семье, мужа и жены, невестки и свекрови.
Сказки с такими юмористическими персонажами, как Чалтук-хан – у кубачинцев, Накрикуцул – у урахинцев, Кульбай – у кумыков, Заллал Киши – у лакцев, Кас-Буба – у лезгин, Джийренши – у ногайцев сплошь изобилуют комическими ситуациями и эпизодами, содержат элементы местного колорита, обычаев народа и часто связаны с самим родом занятий людей.
Я считаю и согласно с мнением ученых, что «Дагестанские сказки» – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.
Заключение
Результаты моего исследования и выводы показали мне, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё любая сказка учит жить. В каждой сказке – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою на что намекают в сказке не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».
Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов будешь оценён по заслугам своим.
Я думаю, что по сказкам можно проводить много разных исследований. Мне было очень интересно. Хотелось бы и дальше продолжить работу в этом направлении.
Список литературы
1. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007
2. А. Квятковский Поэтический словарь - Москва «Советская энциклопедия», 1966
3. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946
4. Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989
5. l - skazki . ru
6. skazbook . ru
7. tvoyaskazka.ru
8. hyaenidae.narod.ru – русские народные сказки о животных, волшебные и бытовые
Приложение 5.
Приложение 6.
МКОУ «Новосаситлинская СОШ» Исаева А.М.
Высоко в горах в одном ауле жил маленький мальчик Мурад со своей матерью. Хоть возрастом он и был мал, но душой уже давно был настоящим мужчиной, способным преодолеть любые трудности. Однажды мать его тяжело заболела. Ничто не помогало ей: ни знахарки, ни травы. Пришла ее навестить одна старая женщина и сказала:
Я знаю, что тебя поднимет с постели. Высоко в горах растет цветок жизни и охраняет его сам Аждаха. Но дорогу туда никто не знает, и много смельчаков погибло, отправившись за волшебным цветком.
Тише, бабушка, не то мой сын услышит, - проговорила женщина. Но Мурад все услышал и тут же засобирался в дорогу:
Не беспокойся, матушка, я обязательно найду этот цветок, и его мне сам Аждаха отдаст, когда узнает, для чего он мне нужен, - сказал весело Мурад.
Что ты? Это я просто сказала, что слышала от своей бабки, - проговорила старая женщина. - Разве ты не боишься опасной дороги в горах? - спросила она.
Рожденному в горах горы не страшны, - ответил мальчик. - До свидания, мама. Потерпи немного. Я уже собрался в дорогу.
Мальчик взял с собой веревки, палку и легкий хурджин, в который положил несколько чуреков и кусочек сыра.
Горная тропинка долго петляла, пока совсем не исчезла. Вдруг он услышал жалобное блеяние - это горная коза сорвалась с высокой скалы и упала в расщелину:
Сейчас я тебе помогу. Мальчик накинул петлей веревку на козу и вытащил ее из расщелины.
Покушай немного моего чурека, ты, наверное, проголодалась.
Спастибо тебе, юный джигит. Куда ты путь держишь?
Я ищу цветок жизни, а куда идти - не знаю, - ответил мальчик.
Я подскажу тебе. От туров я слыхала, что цветок жизни растет на вершине во-о-он той горы. Никогда там не тает снег, и холодные ветры не дают жить ничему живому. Охраняет его злой Аждаха. Берегись его. Он непобедим. Вся сила его в волшебной бороде. Но как его одолеть - я не знаю. Он не только сильный, но и коварный. Проводить туда я тебя не смогу -даже дикие козы не могут там пройти. Но твое храброе сердце само отыщет там дорогу. До свидания, и счастливого тебе пути!
Спасибо за совет.
Долгими днями и ночами мальчик все выше и выше поднимался в гору. Однажды, пробираясь по горному ущелью, совсем неожиданно он услышал голосок:
Мальчик, помоги.
Он огляделся и увидел маленького орленка, который, наверное, нечаянно выпал из гнезда и к которому, щипя, подползала страшная змея. Мурад прогнал палкой змею:
Бедный, где твое гнездо?
На вершине этой скалы, - показал орленок.
Мальчик посадил его в хурджин, а сам стал взбираться. Наконец он преодолел крутизну скалы и осторожно положил орленка в его гнездо:
Спасибо! А вон и мама летит. Мама, не трогай его, я вывалился из гнезда, а он помог мне и спас меня от страшной змеи.
Спасибо, маленький мальчик, - сказала Орлица. - Что я могу для тебя сделать?
Пожалуйста, но вы ничем не можете мне помочь. Я взбираюсь на вершину той горы - там растет цветок жизни. Я должен его достать для своей больной матери.
Ты храбр и благороден. Я помогу тебе. Сила Аждахи в его бороде - поэтому он ее никогда не стрижет. А постричь его могут только волшебные ножницы - вот они. Их нам дала Матерь гор, которая просыпается раз в тысячу лет. Она просила передать их джигиту с орлиным сердцем. Аждаха знает, что волшебные ножницы хранятся у нас, у орлов, поэтому никогда не трогает нас. Возьми их, мальчик. У тебя тоже орлиное сердце. А сейчас садись на меня, и я донесу тебя на вершину той горы. Только дальше действуй сам.
Спасибо тебе, Орлица, - сказал мальчик и сел на спину Орлицы. - Прощай, орленок!
Вскоре Орлица опустилась на заснеженной вершине и улетела. Холодно и пустынно было кругом. Но вдруг мальчик заметил огонек вдали. Осторожно он приблизился к огоньку и увидел, что огонь в пещере развело огромное чудовище. Смело мальчик зашел в пещеру и поздоровался:
Салам Алейкум, Аждаха!
Ваалейкум Салам, мальчик! Зачем пожаловал?
Я пришел к тебе за цветком жизни - у меня сильно болеет мать.
Ты мне нравишься, нахал. Ну раз ты такой искренний, то и я буду откровенен: с чего бы это я должен отдавать тебе цветок жизни? Я берегу его пуще глаза.
Я не прошу его у тебя даром - я готов заслужить его. Скажи мне, чем я могу услужить и я постараюсь исполнить твое пожелание.
Ну хорошо. Ты сам попросил меня дать поручение. Так вот, в одном ауле соткали волшебный ковер, который так красив, что согревает своей красотой - никакой костер не нужен. Мне бы на этой холодной вершине такой ковер очень пригодился бы. Принесешь его - и цветок твой.
Хорошо, - ответил мальчик. - Я выполню твое поручение.
Вышел он из пещеры, немного прошел и с удивлением увидел Орлицу:
Я не улетела и все слышала. Это задание не такое простое, каким кажется на первый взгляд. Охраняют волшебный ковер семь братьев, а соткала его их красавица - сестра. Кто лжив или нечестным путем попытается завладеть ковром, тот и прикоснуться не сможет к ковру - сразу будет испепелен. Поэтому - то злой Аждаха тебя посылает за ковром. Садись ко мне на спину - я мигом тебя доставлю в аул ковроделов. Но перед этим нам нужно с тобой посетить аул златокузнецов. Только достойное оружие сможет удивить братьев-джигитов, и они отдадут волшебный ковер.
Немного времени спустя Орлица опустилась на окраине села златокузнецов. Мальчик пошел по селу и везде видел грустные лица женщин:
Салам алейкум. Что произошло у вас? - спросил он у одной женщины. - Почему вы все так печальны?
Ваалейкум салам. Наш родник почему-то высох, и мы ничего не можем сделать. Какой аул без воды? А ведь это земля наших предков и мы не можем ее покинуть.
Где ваш родник? - спросил Мурад.
В центре села. Иди по этой дороге, и когда увидишь сторожевую башню, сверни направо - там родник.
Мальчик быстро дошел до пересохшего родника. Он огляделся. Деревья вокруг родника стояли зеленые. "Значит, на глубине вода все-таки есть", - догадался Мурад. Тут он увидел козу у родника и сразу подумал:
"А может и здесь на глубине есть какая-то расщелина, куда уходит вся вода?" Мурад обвязался веревкой и стал постепенно спускаться по дну колодца. И точно! В самом низу, в одной из стен колодца была небольшая расщелина, куда и уходила вся вода. Мурад долго возился, но все-таки закрыл расщелину камнями и глиной. И вода снова стала постепенно заполнять колодец! Как обрадовались жители села! Они не знали, как отблагодарить Мурада. А когда узнали, что он собирается добыть волшебный ковер, то изготовили чудо-сабли для семи братьев: с этим оружием джигит становился непобедимым! Счастливый Мурад прилетел в аул ковроделов и отправился в дом семи братьев. Когда братья увидели оружие, то они сразу согласились отдать волшебный ковер! Радостный Мурад возвращался к Аждахе. На вершине горы Орлица его предупредила:
Не забывай, что он не только сильный, но и коварный. Он бодрствует три дня и три дня спит. Сейчас он ждет тебя, но завтра уже будет спать. Может подождешь до завтра, и, когда он будет спать, срежешь ему бороду, а затем сорвешь цветок жизни, - подсказала Орлица.
Не могу, я должен достать цветок честным путем. С чужого коня слезают в грязь. И ведь я выполнил поручение. Чего мне опасаться? - ответил Мурад. Радостный Мурад зашел в пещеру с ковром:
Салам Алейкум, Аждаха! Я принес волшебный ковер. Где мой цветок жизни?
Ах, какой ты молодец, Мурад. Но мы же живем в Дагестане. Я не могу так просто тебя отпустить. Садись и будь моим гостем. Покушай хинкал, поспи перед трудной обратной дорогой, - вкрадчиво говорил Аждаха. - Ты же не откажешь в моей просьбе, не обидишь меня?
Хорошо, - ответил Мурад.
Вскоре он заснул. Осторожно к нему подошел Аждаха, взял Мурада вместе с буркой, на которой он спал, вынес из пещеры и бросил в пропасть.
Глупый мальчишка, - проговорил злобно Аждаха. - Валлах, я так просто не расстаюсь со своими сокровищами.
Он зашел в пещеру и захрапел, завернувшись в ковер. В это время Мурад уже снова сидел на вершине горы и никак не мог понять, как он здесь очутился:
Коварный Аждаха бросил тебя в пропасть, чтобы не отдавать цветок. Я знала, что он обязательно придумает какую-то подлость. Ты же знаешь пословицу: " Клади голову там, где найдешь ее целой". Поэтому мне просто пришлось тебя ловить на лету, - рассказала Орлица.
Спасибо тебе, Орлица, ты спасла мне жизнь. Я теперь в неоплатном долгу перед тобой.
А разве ты не спас жизнь моему орленку, когда он попал в беду? Добро без возврата не останется, - ответила Орлица. - Иди в пещеру, пока он спит. На всякую подлость есть своя хитрость.
Мурад зашел в пещеру, потихоньку подошел к Аждахе, срезал ему волшебными ножницами бороду. Потом подошел к цветку и осторожно его выкопал:
Больше ты не будешь приносить горе честным людям, злой Аждаха, - сказал Мурад.
Орлица стремительно взлетела, и вскоре они были уже у домика матери Мурада. Радостная мать выбежала навстречу Мураду:
Вах, сынок, ты жив! Какое счастье! Я уже выздоровела и все жду не дождусь тебя! Какой же ты у меня большой стал! Настоящий мужчина!
А как же цветок жизни? - спросил обрадованный Мурад.
Посадим в саду и будем выращивать его для всех больных людей. Всем поможем, - ответила мать.
Мама, познакомься, это Орлица. Она меня спасла от смерти и во всем мне помогала.
Потому что у вашего сына орлинное сердце и он мне как сын. Я буду часто навещать вас, а сейчас я спешу к своим орлятам, - сказала Орлица и взлетела в небо.
На радостях мать задала пир: дудки засвистели, бубны загремели, народ собрался со всех концов. Пировали три дня и три ночи.
С тех пор в Дагестане люди очень часто живут больше ста лет - то ли волшебный цветок помогает, то ли орлинное сердце.