Народная мудрость в произведениях унт. Русская народная мудрость. В чем проявляются красота и в произведениях устного народного творчества

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Существо, которое имеет половину своего тела, как волк и как человек, имеет форму оборотня ночью и на рассвете возвращается, чтобы иметь полную форму человека. Мула без головы: женщина, которая жаждет священника католической церкви или хочет думать о нем с другими намерениями, станет мулом, который на месте головы имеет только большое пламя огня. Это своего рода проклятие, подозреваемое в создании католицизма, преобладающей религии в Бразилии с момента ее открытия.

Русалка Иара: Это русалка Амазонки и имеет греческую мифологическую ссылку, Гомер. Иара - русалка с длинными черными волосами, которая соблазняет мужчин своим сладким голосом. Во время пения Иара привлекает мужчину, который хочет жениться на ней и выводит его на дно реки, заставляя его очаровывать своим голосом и прыгать «добровольно». Индейцы избежали рек Амазонки в конце дня, предпочтительное время Иры.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Танец с театром имеет европейские, африканские, а также бразильские особенности. Это красочный фестиваль, который происходит в определенное время года на севере и северо-востоке. Бумба моего вола - прекрасная бразильская традиция, которая не была потеряна с самого начала. Мы можем заметить, что мифы и обряды бразильского фольклора имеют огромное индийское влияние и преобладание на севере и северо-востоке Бразилии. Эта традиция важна для нашей культуры, и ее нельзя игнорировать! И долго живут бразильская культура! 🙂.

Это ознаменовало историю современных знаний. Английский профессор Питер Берк, доктор Оксфорд, является одним из ведущих ученых того, что называется зовом истории культуры. Это больше, чем поле для изучения, это метод. В ней человек стремится понять общество и свое время с помощью символов и ценностей - а не в силу строго политических или экономических аспектов. Именно с этой точки зрения Берк исследует в своей новой книге роль знаний в нашей жизни. В чем история познания?, недавно начатая в Бразилии, утверждает, что, несмотря на то, что человечество накапливает информацию, человек сегодня знает не больше, чем его предки - «он знает только разные вещи», - говорит он.

Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: "Наступил на землю русскую, да оступился", "С родной земли - умри, не сходи", "За правое дело стой смело".

Берк также говорит, что только историки будущего смогут ответить, если «Интернет - это демократическая сила или инструмент для управления государством и компаниями». Некоторые из них необходимы для рисования картин, воспроизведения инструментов, написания стихов, сцены. Другими словами, есть знания, которые могут внести свой вклад, а также оценить то, что мы называем культурой. Это знание не везде во всем мире.

Например, история искусства не говорит о знаниях, необходимых для производства искусства, история культуры больше, чем история знания. Но важно помнить, что в истории человечества академические знания сравнительно недавно - в Древней Греции и Китае это произошло только на 2000 или 3000 лет раньше, чем на Западе. Популярное знание намного старше. Таким образом, длительный процесс кредитования, тестирования и формализации информации и знаний из фольклора в мир «профессиональных врачей».

Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): "Белые ручки чужие труды любят", "Не сметя силы, не поднимай на вилы", "На чужой спине беремя легко", "На чужую работу глядя, сыт не будешь", "Часом опоздано, годом не поверстаешь", "Слово не стрела, а разит".

Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия - все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: "Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Молебен пет, а пользы нет", "Хвали рожь в стогу, а барина в гробу".

Берк - В области народных знаний существует специализация между женским знанием - кулинарией, вышивкой, шитьем и мужественным знанием - охотой, рыбалкой, посевом. Это отдельные знания, которые как-то эквивалентны. Сегодня они все еще остаются меньшинством в академических учреждениях. Женское присутствие выросло, но все еще намного ниже, чем у мужчины.

Многие люди среднего класса пользуются народным искусством и фольклором. Некоторые верят в народное исцеление, например, среди других форм альтернативной медицины. Это правда, что левые интеллектуалы воспринимают популярные знания более серьезно, чем правые интеллектуалы. Они решают ежедневно, снова и снова, так же рационально, как и мы. Когда дело доходит до сверхъестественных проблем, у них обычно нет особого критического смысла. Возможно, это мое предубеждение.

И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.

По крайней мере, это исповедь. Берк - Сейчас больше внимания уделяется знаниям, имея в виду, что существует больше профессий, требующих знания, а не физической силы. Знание было необходимо для нашего выживания с начала человеческой истории. Сегодня человечество может знать больше, чем это было известно в другой век, но это не относится к людям.

Люди сегодня не знают больше, они знают только разные вещи, чем другие знали в прошлом. Информация в настоящее время повсюду. Как отличить информацию от знаний в наши дни? Берк - Информация - это нечто относительно грубое. Знания в отношении информации - это что-то приготовленное, которое успело обработать. Обработать средства для проверки, классификации, систематизации. Мудрость - это конечный продукт всего этого. Знания, хранящиеся в книгах и рукописях, уже были самым престижным способом познания.

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

На этом этапе существовала одна из форм господствующего знания, и все остальные были подчинены ей. Сегодня мы живем в полицентричной системе знаний. Берк - Чем больше информации, тем труднее найти и выбрать то, что хочет или нуждается человек. Таким образом, чувство утопления в информации. Это проблема этого возраста, которой раньше не было.

Сегодня интересы более ориентированы на «знание того, как». Это связано с тем, что поиск знаний более ограничен в функциональности. Знание становится инструментом для практической жизни гораздо более гибким способом, чем это было в прошлом. Можете ли вы объяснить, какое влияние это оказывает на формирование истории знаний? То, что кажется важным за один период, может быть неважным в другом. Берк - Они непременно сосредоточутся на цифровой революции. Разумеется, они смогут ответить на вопрос, который мы обсуждаем сегодня: является ли интернет-демократическая сила или инструментом для управления государством и компаниями?

Письмо военным морякам

Дорогие друзья, военные моряки!

Большое спасибо за теплое письмо и за внимание к моему творчеству.

Вы спрашиваете, почему я сделал Давыдова балтийским матросом.

У Давыдова было несколько прототипов. Я встречался со многими моряками, беседовал с ними, видел, как они работают там, куда направляла их партия. И всюду они вносили в жизнь свои хорошие морские, революционные традиции.

Это важный вопрос для нас, чтобы понять настоящий момент и на него можно ответить только в будущем. Они, безусловно, заметят повышенный интерес к некоторым моментам и снижение интереса к другим. Птица в руке лучше, чем два полета. Говорят, что спешка - это враг совершенства, а у лжи короткие ноги. Такие популярные высказывания передаются из поколения в поколение. Принятые и распространенные, они присоединяются к другим формам народных демонстраций, чтобы определить, что условно называют фольклором.

Таким образом, традиционализм, анонимность и, конечно же, коллективное принятие преобладают, как правило, в народной культуре. Это традиции, возникшие в определенных сообществах, основанные на выражениях социальных групп, которые отмечают личность людей. То есть фольклор, выражение, сформированное из саксонских традиций: народ означает людей и знания, а это значит, по словам создателя слова: мудрость народа. С тех пор появилось много дискуссий, чтобы лучше охарактеризовать, что такое народная культура.

Еще Владимир Ильич Ленин дал высокую оценку морякам после Октябрьских событий. Так же доблестно сражались они и в гражданскую войну, принимали самое деятельное участие в строительстве советской власти.

Это и зародило во мне мысль сделать Давыдова бывшим балтийским матросом. Ибо человек, приехавший на работу в деревню, должен был обладать отвагой, выдержкой, хорошим юмором, умением общаться с людьми, чувствовать коллектив. Все эти качества, беззаветную преданность партии и делу коммунизма я видел у моряков, воспитанных на нашем флоте.

Есть те, кто понимает, что традиции людей связаны только с несущественными проявлениями; для других, как материальное производство, так и нематериальное знание являются частью фольклора. Таким образом, не только высказывания, убеждения и популярные обряды, но и музыкальные инструменты; традиционные торжества, кулинарные, наконец, поддерживают так называемую народную культуру.

Ввиду исследований, вытекающих из того, из какого фольклора состоит, из выражения людей - изучения людей, понимается, что от этого понимания нельзя отменить, что все классы или социальные слои определенным образом производят, переживают и распространяют культуру популярный.

Вот, пожалуй, и все, что я коротко могу сказать в ответ на ваше письмо.

Горячо приветствую вас, дорогие и доблестные моряки, со славным 40-летием наших Вооруженных Сил.

Труден и славен наш подвиг

Дорогие мои, родные воины!

Все самые лучшие чувства, всю теплоту сердца отдаю вам в день 40-летия Советских Вооруженных Сил. Труден и славен ваш подвиг на полях сражений, высока ваша святая обязанность перед народом, перед Коммунистической партией.

Как избежать, разделить или исключить из всех слоев и социальных групп то, что создано людьми, которые их представляют. В большей или меньшей степени народные убеждения, возникающие из определенных регионов, когда они не ломаются с географическими или историческими пределами этих, остаются в радости своих людей. Доказательством этого являются праздничные ритуалы, которые ведут фестивали и различные социальные церемонии.

Поскольку идея статьи заключается не в том, чтобы обсуждать теории, которые разделяют или объединяют теоретические концепции, связанные с народной, народной, эрудированной или массовой культурой, в настоящий момент важно сказать традиции, основанные на обычаях регионов, государств, стран.

Народ создал Армию и Флот в тяжкое время, чтобы отбросить прочь интервентов, чтобы защитить рождение нового строя - советской власти. Наши воины мужественно выполнили заповедь народную.

Я не видел других солдат, которые сражались бы с большим упорством и отвагой и так бы любили свою землю, как советские солдаты. Преданность советскому народу звала их на подвиг в дни Великой Отечественной войны, когда мы спасали не только себя, свой родной дом, а все человечество от ненавистного фашизма.

В частности, по бразильскому фольклору в Бразильской фольклорной хартии в качестве фольклора определяется множество культурных творений сообщества, основанных на его традициях, выраженных индивидуально или коллективно, представляющих его социальную идентичность.

Тем не менее, скажем, о народных традициях или фольклорных проявлениях, присутствующих в нашей повседневной жизни. Между сюжетом и персонажами следует пение. Небольшое шоу величия фольклора Санта-Катарины, из которого извлекаются бесчисленные убеждения, суеверия, народная медицина. Если нет, давайте посмотрим: одна из этих верований - обернутый ребенок. Традиция говорит, что когда младенец или маленький ребенок заболел, и никто не знал, что это было, всегда был диагноз сообщества: ведьма. Целители играли фундаментальную роль в разрыве судьбы - имени, приданного буколическому очарованию.

Для советского литератора нет выше чести, чем писать о вас. Мужество, доблесть, верность знамени революции и войсковому братству - всем этим славитесь вы, верные защитники нашего отечества.

Хочется пожелать вам сердечно новых успехов на трудном воинском пути. Народ уважает и любит вас, храбрые солдаты, стоящие на страже нашего дома. Горячо, от всего сердца поздравляю вас, доблестные защитники нашей матери-родины, со славным 40-летием Советских Вооруженных Сил.

Однако, хотя бензол все еще встречается в некоторых регионах, бензол, а также травяные чаи, мази, становятся все реже. И не только ведьмы живут популярным убеждением, как насчет оборотня, Бойтаты, Мулы без головы, Сачи Перери. Это похоже на прошлое, но если вы расследуете это правильно, многие сопротивляются идти под лестницу, избегая зеркал, охраняя ногу кролика, одевая новорожденного с желтой одеждой, покрывая зеркала молнии, занимаясь любовью на сегодняшний день, зарабатывать деньги, решать какую-то нежелательную ситуацию.

Таким образом, народные традиции сохраняются, и к ним они присоединяются к другим. Среди наиболее ритуальных ритуалов - Рождество, свадьба, крещение. Несмотря на многочисленные преобразования, как сказано, он поддерживает старый рецепт предков. Поэтому, когда вы вызываете традицию, чтобы понять практическую повседневную жизнь, общинную жизнь, есть много фраз эффекта, некоторые из которых предназначены для обучения. Но если правая ладонь поцарапает, скоро придет неизвестный визит. Черная кошка дает неудачу, потому что в средние века кошки были ведьмами, превращенными в животных.

Любите родину, свой народ, крепите войсковое товарищество, и вы всегда будете непобедимы.

В годы Великой Отечественной войны я был с вами, мои родные. И если позовет родина, я - как старый солдат - буду с вами до последнего дыхания.

Обнимаю вас, родные мои.

Солдаты моей Родины

Юбилей Советской Армии не только торжественный день в нашей жизни, но и общечеловеческий праздник, который очень много значит и для населения стран народной демократии, и для народов капиталистической Европы, вдоволь наглотавшихся дыма фашистских кремационных печей, и для немецкого народа, немало испившего цикуты из горькой чаши Бухенвальда.

Создавая Советскую Армию, великий Ленин ставил перед ней благородную задачу - защищать отчизну и завоевания Октября. На протяжении всей своей истории наши Вооруженные Силы были верны этой цели - вели только справедливые войны.

Оборонительные бои гражданской войны против орд интервентов и внутренней контрреволюции, кровавая схватка на далеком озере Хасан, сражение с японскими захватчиками на монгольской реке Халхин-Гол, освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию породили столь массовый героизм советских солдат, какого еще не знала мировая история. Советский воин показал себя как подлинный сын своего века.

Может быть, сегодня стоит вспомнить, какими темными волнами накатывались события в суровые годы Великой Отечественной войны. Полонив капитулировавшую французскую армию, Гитлер огнем и мечом прошел по цветущим полям Бельгии и Голландии и с меловых круч у Дюнкерка сбросил в холодные воды Ла-Манша остатки разгромленной английской армии генерала Александера. Как будто вернулось средневековье: в Европе зачадили костры, зажженные фашистской инквизицией.

В распоряжении фашистского фюрера оказались все арсеналы Западной Европы. Он стал полновластным хозяином промышленности и земли от Атлантики до советских границ.

Теперь известно, с какой точностью германский генеральный штаб разработал и расписал по месяцам и дням планы захвата Арабского Востока, Южной Америки, США. Над народами земного шара, все время разрастаясь, нависла коричневая тень свастики.

Мы помним ясное солнечное утро, тишина которого нарушилась грохотом танковых армий, гулом воздушных армад, топотом стрелковых дивизий, устремившихся на нашу землю, на которой начиналась косовица хлебов.

На оселке войны оттачивал наш народ свою ненависть к захватчикам.

Все лучшие люди мира, затаив дыхание, следили за кровавым сражением, разгоревшимся на Востоке, когда советские войска одни, без помощи союзников, вели напряженные оборонительные бои.

Уже тогда, в первые, самые тяжелые дни войны, ЦК Коммунистической партии поставил перед нашими Вооруженными Силами великую освободительную цель - отстоять родину и вызволить народы Европы из-под фашистского ярма.

Любопытные документы остались от той эпохи. Передо мною лежит пожелтевшая от времени американская газета "Вашингтон пост", в которой с душевным мужским волнением написано: "Дрожишь при одной мысли о том, что могло бы произойти, если бы Красная Армия рухнула под напором наступающих германских войск или если бы русский народ был менее мужественным и неустрашимым…"

Народы, главы правительств и парламенты стран мира не скрывали самого высокого мнения о мужестве советских людей. Английские газеты признавали: "Не будь Красной Армии, судьба свободных народов была бы поистине мрачной".

Победы Советской Армии прибавляли силы народу в закабаленных фашизмом странах, там все ярче разгоралось движение Сопротивления. Мы горды тем, что в рядах партизан Польши, Чехословакии, Югославии, Бельгии, Франции, Италии сражались бежавшие из фашистского плена наши соотечественники, такие, как московский слесарь Федор Поетан и ленинградец Анатолий Тарасов.

Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя , передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не известен, так как не известен автор произведения. Текст передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали .

Однако писатели пересказывают их по своему, чтобы произведения было легко читать и понимать. В настоящее время выпущено в свет очень много сборников, включающих в себя один или сразу несколько жанров русского фольклора. Это такие, например, как "Былины" Л. Н. Толстого, "Русское народное поэтическое творчество" Т. М. Акимовой, "Русский фольклор" под редакцией В. П. Аникина, "Русские обрядовые песни" Ю. Г. Круглова, "Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре" В. И. Калугина, "Русский советский фольклор" под редакцией К. Н. Феменкова, "О русском фольклоре" Э. В. Померанцевой, "Народные русские легенды" и "Народ-художник: миф, фольклор, литература" А. Н. Афанасьева, "Славянская мифология" Н. И. Костомарова, "Мифы и предания" К. А. Зурабова.

Поскольку народ – это целый коллектив, то и определенных авторов у всех этих произведений нет. Любая песня, любая сказка, любая игрушка, отражающая народные традиции – все обретало свой облик при помощи общих усилий, при помощи народных фантазий и мудрости, становилось традиционным, передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Именно поэтому на сегодняшний день мы имеем такое богатое фольклорное наследие, какого, пожалуй, нет ни у одного другого народа в мире. А народ, не имеющий фольклора – безликий народ. Фольклор – это память веков, это клад предков, это лицо народа, нации, это настоящее богатство, которое не имеет цены, его невозможно оценить и измерить.

Фольклор, это не просто культурная ценность, это крепкая цепь, которая связывает воедино не только отдельные человеческие рода, переходя от поколения отцов в поколение детей и внуков, это цепь, связывающая поколения народа. Рассказывая сказки, былины, напевая народные песни, родители передают своему ребенку информацию, культуру, опыт, тем самым прививая ему патриотические чувства, гордость за свой народ и любовь к нему, к своей родине.

В фольклорных сказках и песнях всегда есть мораль, которой должен соответствовать любой член общества. Фольклорные герои трудолюбивы, смелы, мудры, благородны, почтительно относятся к старшим, к родителям, помогают бедным и несчастным, защищают свою землю от посягающих на нее врагов. Любой фольклор очень символичен.

Вся мудрость, заключенная в фольклорных произведениях, будь то сказка, песня или изделие народного промысла, передается читателям и слушателям в символической форме. В народном искусстве все предметы быта и природы несут в себе символический смысл.

Вот, например, издавна символами доброго молодца на Руси считали голубя, орла, селезня. А красна девица всегда жила в голубке, уточке, лебедушке. Из деревьев, символом силы и мудрости всегда считался дуб, а нежности и женственности – береза и ива. Драгоценные металлы, золото и серебро, означали знатность и богатство. И вот, таким образом, фольклор учит человека мыслить.

Ведь за всеми этими символами нужно уметь увидеть и различить скрытую мудрость, скрытый смысл. Человек, научившийся правильно читать символику фольклора, будет мудрым, ему откроются жизненные истины для счастья. Если собрать все фольклорные произведения, можно увидеть за ними не просто мудрость народа, а его душу, самосознание.

Фольклор по праву можно поставить во главу всей мировой культуры. Ведь ее корни уходят глубоко в народное творчество. Фольклор питает своей мудростью живопись, музыку, литературу. Без него, без фольклора, невозможно существование ни одного народа, ни одной нации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!