Организация взаимодействия участников образовательных отношений. Организация эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Признаки реального взаимодействия:

Одновременное существование объектов;

Двусторонность связей;

Взаимопереход субъекта и объекта;

Взаимообусловленность изменения сторон;

Внутренняя само активность учеников.

В системе «школа» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.

В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в отдельных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием.

В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между воспитателем и воспитуемым, организационно - деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателем и школьниками. А так же важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.

1 Педагогическое взаимодействие

Преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса.

Процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.

Признание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности формирования и реализации личностных особенностей и ребенка и педагога. При этом организация и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и активностью, и потребностью ребенка. Такой подход, безусловно, отвечает актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности.

Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием.

В практике же дошкольного воспитания чаще всего имеет место традиционный подход, где ребенок - объект педагогического воздействия, способный только автоматически воспринимать воздействие педагога. Но если ребенок - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект - субъектных отношений в его структуре.

Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

Сущность педагогического взаимодействия. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимовосприятия, поддержка, доверие и др.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным являетсякосвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика сеть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия.

Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только обще социального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учеником, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащегося. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования этой сферы.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным инепреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и, прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение ивнушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролирован поток поступающей информации.

Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации.

Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

С внушением тесно связано подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика.

Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При таком подражании заимствуются лишь общие идеи. Оно требует значительной сообразительности и находчивости, зачастую связано самостоятельной и творческой деятельностью, представляя его первую ступень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность и уменьшается подражание.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимо преобразование на принципах доверия, паритетности и сотрудничества.

Грузинский учёный Ш.А. Амонашвили в своём длительном эксперименте с обучением шестилеток великолепно показал, как дорожат даже самые маленькие школьники тем, что учитель опирается на их деятельность, ждёт от них решений и очень высоко поднимает престиж их ответов. Так изначально учитель вызывает чувство собственного достоинства ученика, содействующее его активности, самостоятельности, интересу к учению, расположенности к учителю. Этот пример убеждает в том, что самый маленький школьник, сохраняя свою наивность, полное доверие к взрослому, обладает значительным интеллектуальным потенциалом, позволяющим ему живо откликаться на решение творческих задач, с увлечением работать на уроках (исправлять ошибки учителя, намеренно им создаваемые, отыскивать недостающие компоненты для решения задач, освещать в устных сочинениях тонкость своих наблюдений природы, умозаключать, выражать своё отношение к изученному).

Доклад на тему:

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

условно разделены на две подгруппы:

– ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

города Балашова, Саратовской области».

Доклад на тему:

«Современные формы взаимодействия

Участников образовательного процесса».

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Участниками образовательной деятельности являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Существует разные подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского »

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

ХАИРОВА А.Н.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

Прибрежное, 2017 г.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современное общество требует от профессионального образования формирования самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной решать возникающие проблемы производственного и социального характера. Выпускник среднего профессионального звена должен обладать высоким уровнем готовности к выполнению своих профессиональных функций в условиях постоянно изменяющегося мира.

Успешное обучение, которое обуславливается высокой результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения активного взаимодействия между всеми его участниками.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

В системе «образования» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство ОУ, преподаватели, кураторы, коллектив педагогов, родительский актив.

В роли объектов воспитания выступают студенческий коллектив, определенные группы обучающихся, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные обучающиеся.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие », которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в отдельных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт педагога с обучающимися (родителями и воспитателями), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

Преподаватель - студент:

    признание ценности личности обучающегося;

    признание индивидуальности личности обучающегося: выявление и развитие общих и специальных способностей;

    выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

    приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;

    ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

    диалоговое взаимодействие с обучающимся;

    актуализация тенденции к личностному росту;

    активизация творчески интересов обучающегося;

    создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

Зачастую у преподавателей, работающих в сфере профессионального образования, возникают некоторые трудности: потеря интереса к учению, отсутствие умения оценивать себя и своих коллег, отсутствие навыков самостоятельной работы, элементарное отсутствие педагогической этики.

Необходимо задуматься о том, как преподаватель будет строить учебный процесс и управлять им, каким образом будет осуществляться педагогическое общение с обучающимися и постоянная обратная связь с ними!!!

Виктор Абрамович Кан-Калик выделил следующие стили педагогического обучения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая деятельность под руководством преподавателя. О таких учителях говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения со студентами, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают либо начинающие педагоги, либо те, кто не умеет организовать продуктивную совместную деятельность. Такое общение разрушает всякое желание к получению новых знаний.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе со студентами не менее отрицательную роль, характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

По мнению Р.В Бисалиева и других ученых, существует целый комплекс субъективных и объективных факторов, влияющих на адаптацию и дальнейшее успешное обучение студентов к образовательному процессу в колледже:

1. факторы, отражающие уровень подготовки до колледжа:

    соответствие объема и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в колледже;

    профессиональная направленность, мотивация выбора образовательного учреждения, будущей профессии;

    сформированность потребности в социально направленной деятельности;

2. факторы, характеризующие индивидуальные и возрастные особенности студента:

    адаптационные способности личности;

    уровень нравственной и социальной зрелости личности;

    адекватность самооценки, выступающей регулятором адаптационной деятельности;

    коммуникативные способности;

    состояние здоровья;

3. факторы, связанные с условиями обучения:

    личностно ориентированный подход к осуществлению педагогического взаимодействия с обучающимися;

    морально-психологический микроклимат в группе;

    теоретическая и методическая подготовка преподавателей, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей;

    использование инновационных технологий в образовательном процессе;

4. факторы, связанные с условиями в семье:

    материальное положение в семье;

    санитарно-гигиенические условия проживания;

    эмоциональный микроклимат;

    особенности семейного воспитания (вседозволенность или жестокое, чрезмерно требовательное отношение родителей).

5. Возрастные особенности:

    повышенная чувствительность к оценке посторонних;

    предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;

    противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;

    эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;

    борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей.

Диагностика стилей взаимодействий

Куратор – студент:

    сотрудничество, добровольность в сотрудничестве;

    сопереживание и поддержка;

    обсуждение ситуации через диалог;

    гибкое введение ограничений;

    искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем «детских» отношений;

    уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам обучающихся;

    конфиденциальность индивидуального общения с обучающимся.

Воспитательные функции в колледже выполняют все преподаватели. Но существенный вклад в воспитательную деятельность вносит куратор студенческой группы.

Куратор организует систему отношений через разнообразные виды деятельности группы, создаёт условия для индивидуального самовыражения личности каждого студента, способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению студентов.

Особенность кураторской работы заключается в том, что это человек, который стоит между преподавательским составом и студенческой группой, т.е. является своего рода посредником между ними, поскольку именно он организует взаимодействие между указанными сторонами. Следует заметить, что куратор является членом педагогического коллектива колледжа. Свою организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а в контакте с другими преподавателями, со студентами.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях.

В соответствии с целями и задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

    Куратор-«информатор» – предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

    Куратор-«организатор» – считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

    Куратор-«психотерапевт» – очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

    Куратор-«родитель» – берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

    Куратор-«приятель» – заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.

    Куратор-«беззаботный студент» – не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.

    Куратор-«администратор» – своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Студент-студент:

    свободное общение со сверстниками;

    приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

    самовыражается через совместную творческую деятельность;

    учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

    учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Преподаватель –преподаватель - руководство:

    развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

    толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

    эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

    демократичность в общении;

    сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

    учитывать личностные и профессиональные качества участников общения;

    проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Обратимся к педагогической этике

Педагогическая этика это совокупность норм и правил поведения педагога , обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.

Нормы преподавательской этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российского педагогического образования, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

Профессиональная этика преподавателя требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

Общение между преподавателями в рамках педагогической этики

1. Взаимоотношения между преподавателями основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Преподаватель защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии студентов или других лиц.

2. Преподаватель как образец культурного человека всегда обязан публично приветствовать своего коллегу, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежение) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

3. Преподаватели избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4. Преподаватели стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Преподаватели объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

Взаимоотношения с администрацией в рамках педагогической этики

1. Деятельность колледжа базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация колледжа делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений преподавателя как основного субъекта образовательной деятельности.

2. В колледже соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

3. Администрация колледжа терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов и мнений, создает условия для обмена творческими идеями, профессиональным и личным опытом. Различные статусы преподавателей, научные степени и звания, их должностные обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми преподавателями своего мнения и защите своих убеждений.

4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать преподавателей за их убеждения, или на основании личных симпатий, или антипатий. Отношения администрации с каждым из преподавателей основываются на принципе равноправия.

5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни преподавателя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах преподавателя.

7. Преподаватели имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы колледжа. Администрация не имеет права скрывать или менять информацию, которая может повлиять на карьеру преподавателя и на качество его труда. Важные для педагогического коллектива решения принимаются в колледже на основе принципов открытости и общего участия.

8. Преподаватели уважительно относятся к администрации колледжа, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.

Взаимоотношения с родителями в рамках педагогической этики.

    Информирование родителей по проблемам обучения студентов – важнейшая часть деятельности колледжа. Сотрудники колледжа устраняют причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в колледже.

2. Преподаватель не разглашает высказанное студентами мнение о своих родителях или законных представителях, как и мнение родителей или законных представителей о студентах. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего преподавателю упомянутое мнение.

3. Преподаватели должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями студентов.

4. Отношения преподавателей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений студента.

5. На отношения преподавателей со студентами и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или законными представителями колледжу.

Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

    Интенсифицировать работу колледжа на основе партнерского взаимодействия;

    Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

Для студентов:

    приобретение социального опыта,

    повысит качество и эффективность коррекции развития,

    воспитания и обучения,

    сформированность активно-познавательной позиции, умений и навыков;

Для педагогов и специалистов:

    позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,

    постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;

    сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами и студентами;

    создать пространство для интеграции педагогических технологий;

    осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

Д ля руководителей поможет создать:

    коллектив творческих единомышленников;

    комфортный психологический климат в коллективе;

    повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки;

    создать привлекательный имидж учреждению;

Заключение

Взаимодействие участников образовательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и студента, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

    по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

    по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

    по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

    по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

    по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всœех ʼʼзаинтересованных субъектовʼʼ взрослого сообщества. В нём говорится: ʼʼДетство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенкаʼʼ.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всœестороннего развития личности ребёнка крайне важно их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителœей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелœегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, в связи с этим осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во всœе тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Все это не приносит желаемых результатов. По этой причине назрела крайне важно сть обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Термин ʼʼвзаимодействиеʼʼ (по мнению Т.А. Марковой) воспринимается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на базе единого понимания. В корне взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителœей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество-объединœение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. ʼʼА так как содружество предполагает, прежде всœего, открытость сердца навстречу друг другу, ᴛ.ᴇ. наличие эмпатии, то содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёйʼʼ, - Т.А. Маркова.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителœей, подготовить их к к восприятию нового опыта.

По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям крайне важно ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителœей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителœей в воспитании своих детей.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой-либо ситуации.

Задача детского сада признать родителœей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю крайне важно знать, что деятельность, общение педагогов и родителœей должны базироваться на принципах:

Открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

Сотрудничества педагогов и родителœей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

Создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

Диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, нужно хорошо знать родителœей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед поможет педагогу профессионально грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьей.

Динамичности;

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителœей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. Учитывая зависимость отэтого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

К сожалению, стараясь выстроить работу с семьёй, педагоги думают больше о количестве запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе - ϶ᴛᴏ качество. При этом плохо подготовленное собрание или встреча с родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. По этой причине даже самое небольшое родительское мероприятие крайне важно тщательно и серьезно готовить.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителœей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современной дошкольной организации. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителœей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединœены одним важным и значимым критерием – его качеством. Эффективность процесса воспитания и развития ребёнка, взаимодействия детского сада и семьи зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителœей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает одним из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников – повышение педагогической культуры родителœей, задачей нового стандарта является и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

По этой причине, в структуру годового плана работы дошкольной образовательной организации (ДОО), в котором прописывается организационно-управленческое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта͵ как один из обязательных компонентов должен входить раздел ʼʼВзаимодействие с родителямиʼʼ, где находят отражение формы конструктивного взаимодействия с семьями дошкольников. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность всœе равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителœей воспитанников в конкретной деятельности детского сада. Дошкольное учреждение, по мнению исследователœей, способно в полной мере удовлетворить запросы родителœей только при условии, что оно является открытой системой. В случае если раньше не предполагалось, что родитель должна быть активным участником жизни детей при посœещении группы, то сейчас педагоги ДОО должны стремиться не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родителям и близким для ребёнка людям, принимающим участие в его воспитании, предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, пройти по всœем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями, друзьями ребёнка, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает. Родитель может прийти в группу и играть разные роли: ʼʼГостяʼʼ, ʼʼДобровольцаʼʼ. Близкие ребёнку люди могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, проявлять общие с воспитателœем и детьми интересы или умения, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую комнату. Педагогу же, в свою очередь, крайне важно поощрять приход родителœей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

По этой причине педагогу современного дошкольного учреждения крайне важно задуматься над тем, как сформировать у родителœей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ ʼʼОб образованииʼʼ не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.

В современных социальных условиях признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями ʼʼсотрудничествоʼʼ и ʼʼвзаимодействиеʼʼ. Педагог детского сада как никогда должен признать, что сотрудничество - ϶ᴛᴏ общение ʼʼна равныхʼʼ, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

К сожалению, практика подтверждает обратное: некоторые педагоги считают, что именно они должны разъяснять, требовать и наставлять родителœей в назидательном тоне как следует воспитывать своих детей. Следовательно, детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Анализ использования в дошкольном учреждении устойчивых традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль при их организации принадлежит педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, зачастую семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Сфера обращения родителœей и воспитателœей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер.
Размещено на реф.рф
Больших результатов такое взаимодействие с семьей не дает, поскольку исходящие от самих воспитателœей (редко запрос идёт от родителœей) такие формы как педагогические беседы, консультации, общие и групповые собрания, родительские уголки, стенды направлены на взаимодействие с широким кругом родителœей и в этих условиях невозможно разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребёнка индивидуально, родители находятся в роли пассивных слушателœей и исполнителœей, воспитателю не предоставляется возможности с ними контактировать, активизировать и работать сообща. Педагогические работники ДОО проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темой. Это может привести к возникновению у родителœей чувства собственной ненужности детскому саду и от этого могут пострадать детские интересы. По этой причине обе взаимодействующие стороны должны быть заинтересованы в воспитании детей, изменении системы взаимодействия участников образовательных отношений, представлять это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Большинство современных родителœей - люди грамотные, хорошо разбирающихся в том, как им нужно воспитывать своих собственных детей. По этой причине наставления, пропаганда педагогических знаний не будет для них полезной и не принœесет положительных результатов. Для того чтобы между участниками образовательных отношений была согласованность, воспитателям крайне важно не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием, что очень важно для них. Важно заметить, что для создания атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях воспитателю помогут демонстрация заинтересованности группы, коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

· работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

· повышение педагогической культуры родителœей, педагогической грамотности семьи;

· вовлечение родителœей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом воспитания детей.

Взаимодействие родителœей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях новой философии предполагает решение следующих задач:

· установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

· объединœение усилий для развития и воспитания детей;

· создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· привлечение родителœей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

· активизация воспитательных возможностей родителœей;

· личностное обогащение всœех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

· поддержка уверенности родителœей в собственных педагогических возможностях;

· использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной программы дошкольной организации.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в ДОО может включать:

Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи;

Информационное просвещение родителœей;

Совместную деятельность педагогов и родителœей с детьми;

Образование родителœей.

Для определœения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу крайне важно принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования базовых направлений взаимодействия ДОО и семьи. Планируя работу, педагоги дошкольной образовательной организации должны иметь представления о современных родителях, как о людях, готовых к саморазвитию и сотрудничеству и предъявлять к формам взаимодействия с ними такие требования как востребованность, оригинальность, интерактивность.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений" 2017, 2018.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Для успешного развития ребёнка необходимо вовлечение родителей в деятельность в ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи. Результатом эффективного взаимодействия является формирование у родителей (законных представителей) педагогической компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а так же позиции в умение понимать своего ребёнка, строить с ним совместную деятельность и правильное общение. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

В условиях внедрения ФГОС необходимо взаимодействие с семьями воспитанников в следующих направлениях: повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основная целью работы с родителями состоит в организация такого взаимодействия и общения, которое базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Основными задачами работы являются: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительские собрания. В организации эффективного взаимодействия участников образовательного немаловажную роль играет использование разнообразных форм проведения родительского собрания и творческий подход к материалу: поиск новых примеров, включение различных приемов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. Все это помогает делать родительские собрания более творческими, познавательными, насыщенными практическим материалом. В итоге родители больше интересуются жизнью группы, стараются принимать активное участие в её работе, повышают ответственность за воспитание детей, сплачивают коллектив родителей, положительно влияют на взаимоотношения семьи и сада.

Необходимо помнить о том, что собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Перед составлением конспекта родительского собрания чётко определяю тему и основные проблемы, продумываю ход и форму его проведения, какой информационный или выставочный материал необходим для повышения активности, оформление группы, (выставка работ детей, фотовыставка по теме, литература для родителей, оформление мыслей и высказываний мудрецов, великих педагогов или детских писателей по теме собрания и т.д.). Продумываю расстановку мебели в группе – чаше столы и стулья ставлю полукругом или буквой “П” (это дает возможность всем друг друга хорошо видеть и слышать) Хороший эмоциональный настрой перед собранием создает тихая спокойная музыка, она помогает родителям немного отдохнуть после рабочего дня до начала собрания, пока все не соберутся.

Темы собраний разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей. Форму его проведения подбираю так, чтобы родители были активными участниками диалога, и оно проходило в обстановке заинтересованности (собрания - лекции, собрания - диспуты, устный журнал, собрания - игры, круглый стол, семинар - практикум).

Для расширения диапазона методов взаимодействия в рамках собрания использую один из их видов - интерактивные . Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. На родительском собрании применяю различные интерактивные методы в совокупности: работа в мини-группах; дискуссии; деловые, ролевые, имитационные игры и др.; разбор педагогических ситуаций; тренинги, анкетирование; вопросы по ходу собрания; мультимедийные презентации.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Вызывают заинтересованность у родителей видеофрагменты образовательной деятельности, утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, интервьюирования детей группы по определенной теме. Помимо методов активизации родителей использую формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, темы которых беру из литературных источников или из жизненных наблюдений; решение педагогических задач.

Для создания определенного психологического настроя, для того чтобы расположить участников не только к восприятию информации, но и продуктивному общению между собой, разогреву группы, сплочению, созданию хорошего настроения, каждое родительское собрание начинаю с коммуникативных игр (“Европейский город”, ““Давайте познакомимся и будем дружить”, и др.). Минутка знакомства помогает снять напряжение.

Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, также в этом нуждаются и наши родители. “Похвала полезна хотя бы по тому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях” - писал Франсуа Ларошфуко. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. На каждом собрание выносится решение, касающиеся как группы, так и семьи. Содержание их конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. В конце каждого собрания провожу небольшое анкетирование (опрос) для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия.

Хочется отметить положительную динамику во взаимодействии с семьями, в которой немаловажную роль сыграло проведение родительских собраний в нетрадиционной форме. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Нетрадиционные формы общения призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребёнка в условиях семьи. Собрания как форма организации эффективного взаимодействия, способствуют приобретению теоретических и практических знаний, повышают уровень педагогической компетентности родителей, что позволяет добиться положительной динамики и стабильных результатов в развитии психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!