Сказки учат нас хорошим поступкам. Чему учат сказки для детей и какие сказки лучше читать ребенку

Детство… Все мы проходим через него, только оно очень быстро заканчивается… Мы теряем его во времени, но оно навсегда остается в нас внутри! Согласитесь, ведь в каждом из нас живет маленький ребенок, который время от времени напоминает о себе. И если мы не подружимся с ним, если не найдем общий язык, то жизнь наша становится сплошной проблемой, напряжением, а не удовольствием.

Да, каждый из нас хранит в себе маленькою девочку или мальчика - того, кем мы были несколько десятков лет назад. Наверное, поэтому мы, будучи взрослыми, так любим сказки, истории, мультфильмы. Мы готовы читать детские книги и от этого получаем не меньше удовольствия, чем сами дети. Есть сказки, которые стоит читать не только малышам, но и взрослым тоже. Это те сказки, которые наполнены огромным глубоким смыслом. Их подтекст не воспринимается в детстве, а только по прошествии лет. Эти сказки написаны не только для детей, но и для взрослых. Не зря психологи так советуют читать детям сказки вслух. Они способны многое открыть и многому научить не только ребенка, но и взрослого!

Ниже вы найдете лучшие отрывки из всем известных сказок, которые наполнены философским смыслом. Эти сказки стоит перечитать и пересмотреть!





Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.

Сказка - это маленькая модель мироздания.
Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо - естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.

Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга - это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка - Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках - отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.

Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.

Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.

Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

Личные границы – это то, чего нет у большей части героев и героинь старых и современных сказок. Нет – потому что границы постоянно нарушаются, личная неприкосновенность отсутствует как таковая.

Тем ценнее те редкие сказки, где героини и герои умеют четко и ясно отстаивать свои границы.

«Орел и овечка», Дональд Биссет

Сказка, которую должны прочесть все мамы своим дочкам. И все папы своим сыновьям.

Орел вернулся и сел опять за стол.

– Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? – спросила Мэри.

– Нет, спасибо, – ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула Мэри.

– Пожалуй, я бы лучше съела орла.

Чему учит сказка?

Взрослых: вежливой и эффективной форме заступаться за детей, без агрессии к ребенку-обидчику.

Детей, которых обижают: не пугаться и не теряться, когда на тебя нападают.

Невоспитанных нахалов: понимать, что чувствует человек, которого хотят съесть, а также тому, что безнаказанность невечна.

Чем отличается "Орел и овечка" от других сказок, где обидчики и обманщики получают тем же самым по тому же месту? Например, от белорусской сказки "Лиса и тетерев" и русской "Лиса и журавль"?

Тем, что в этих сказках Лиса – манипулятор, и, даже когда она хочет съесть Тетерева, она хитрит, не нападает напрямую на Тетерева. И ответить ей относительно просто. И пережить это проще, чем прямую агрессию Орла из сказки Биссета.

Орел покушается на личную неприкосновенность Овечки и лишает ее личностной сущностности – он говорит о ней, как о еде, в третьем лице, при ней. Такая агрессия разрушает, и тот, на кого она направлена – нуждается в защите. Мэри ведет себя очень умно. Она не просто ставит Орла на место, она дает слово самой овечке, тем самым возвращая ей ее субъектность.

– Тетерев, а тетерев, в лесу новый закон вышел, чтобы все звери и птицы мирно жили, друг друга не трогали. Я сама читала.

Спускайся-ка на землю! Потолкуем.

Тетерев ей отвечает:

Хороший закон. Только слышишь, где-то рядом собаки лают? Может, знакомиться с нами бегут?

«Мышонок и карандаш», Владимир Сутеев

В контексте сказок Сутеева – это скорее сказка о смекалке. Но по сути, она о борьбе против того, кто хочет разрушить тебя.

И мышонок больно укусил Карандаш.

– Ой!.. – сказал Карандаш. – Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.

Чему учит сказка?

Бейся за свое спасение, как можешь.

Не теряй самообладания и спасайся, когда тебе грозит опасность. А если хочешь съесть другого, помни, что и тебя могут съесть.

«Про маленького поросенка Плюха», Инга Баллод, Ирина Румянцева

Плюх – самый младший в семье поросят. И, как и все дети, периодически попадает в разные истории. Причем истории не волшебные, а вполне жизненные.

– Скажите, почтенный Долдон, сколько дней вы еще прогостите у нас?

Козел раздраженно ответил:

– Я останусь у вас надолго, потому что мне тут нравится! Услышав это, поросята совсем расстроились.

Чему учит сказка?

В жизни бывает всякое, ты не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Но ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и понимание семьи и на помощь взрослых.

«Колосок» в обработке Софьи Могилевской, «Курочка-хлопотунья» Алексея Гарнича

И другие сказки, где кто-то отказывается кому-то помогать, а потом претендует на обед, но ему не дают – не заработал. Изначально эти нравоучительные сказки писались как сказки про лентяев. Но по существу – они об уважении к своему труду.

– Все ты, – чуть слышно пропищали они.

– А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.

Чему учит сказка?

Не стесняйтесь требовать уважения к своему труду.

Вы не обязаны делиться результатами своего труда с кем бы то ни было.

Не стесняйтесь давать отпор тем, кто вас не уважает.

Не рассчитывайте, что те, кого вы не уважаете, будут к вам по-доброму относиться.

«Принцесса в бумажном мешке», Роберт Манш

В этой книге все ясно и все прямым текстом. Дочка просит книгу про принцесс? Это то, что надо.

Он посмотрел на свою спасительницу, поморщился и сказал:– Ну и вид у вас, Эльза! От вас пахнет гарью, вы не причесанны и на вас надет какой-то бумажный мешок. Будьте так любезны, возвращайтесь, когда будете выглядеть, как принцесса. – Дорогой мой Рональд, – ответила ему Эльза, – от вас пахнет лавандой, волосы у вас идеально причесаны, а платье великолепно. Вы выглядите как настоящий принц, но на самом деле вы просто ничтожество, и я никогда не выйду за вас замуж!

Чему учит сказка?

Ценить себя.

Ставить нахалов на место.

Без сомнений расставаться с теми, для кого важнее внешний облик, а не ты сама (ты сам).

Уважать людей и их поступки как таковых.

Быть готовым к тому, что если тебе важны не люди, а их внешность, ты сам можешь оказаться ненужным.

Читайте Павла Бажова и Астрид Линдгрен.

Все героини и герои Бажова – цельные, ясные, самодостаточные люди, осознанные и умеющие отстаивать себя.

«Горный мастер» Бажова может стать поддерживающей книгой для подростков, особенно девочек, которым нередко приходится выслушивать чужие мнения, как им следует жить.

В произведениях Линдгрен, как правило, дети с четко выраженными границами, и окружение с ними считается.

Несказочные книги Линдгрен:

«На острове Сальткрока» – маленькая девочка с границами на замке;

«Эмиль из Леннеберги» – вот уж дитя с границами!

Сказки Линдгрен:

«Мио, мой Мио» – как бы отец и сын друг друга ни любили, сын пошел, куда надо, а отец, хоть и страдал, не удерживал его. Подростковая сепарация от родителей – это стремительное расширение и самоосознание границ личности ребенка, при которой родители уходят из центра их жизни. И уважение к процессу передела мира, и к новым границам ребенка – непростая тема.

«Пеппи Длинный чулок» – в этой книге очень много всего. Пеппи – пример храброй, сильной, самодостаточной девочки.

Путь сказочного героя… Как часто в детстве мы с замиранием сердца следили за ним, переживали, иногда отождествляя себя с героем, и, тем не менее, знали, что все закончится хорошо – герой пройдет все испытания и в конце обретет свою возлюбленную и царство. В детстве мы еще не осознаем, какую роль путь сказочных персонажей играет в становлении личности, но уже понимаем, чему учат сказки взрослых, и что когда вырастем, станем похожими на любимых героев.

Сказочное в повседневном

Вроде бы, сказочная жизнь не имеет ничего общего с нашей, повседневной, однако, что-то в ней заставляет нас чувствовать себя сопричастными той реальности, сопереживать так, словно сказка написана и про нас тоже. А возможно, если вдуматься, она – действительно про нас? Про то, как любой из нас, кто хочет понять, для чего он родился, движется к самому себе, настоящему, преодолевая всевозможные препоны в собственной душе?

Попробуем посмотреть на путь сказочного героя с этой стороны и разобраться, чему нас взрослых учат и могут научить герои русских народных сказок.

Чему учат герои сказок

«Было у царя (вариант – у крестьянина) три сына, двое умных, третий – дурак» — именно так зачастую начинается сказка. И уже с этих слов нетрудно предугадать, чем она закончится – Иван-дурак, пройдя множество испытаний, в конце концов, окажется гораздо удачливее своих умных братьев, и получит все, они же, нередко, наоборот – все потеряют.

Почему же так происходит? От чего сказочная реальность благоволит именно дуракам – наивным, простодушным, добрым? И кто такой на самом деле Иван-дурак? Тот, кто немного не от мира сего, кто не довольствуется тем, чем живет большинство людей, то есть привычной, обыденной реальностью.

Ему нужно что-то другое, что лежит за пределами обычного миропонимания, и что нередко вызывает насмешку окружающих. Но Иванушка все равно в это верит, и уходит из дому «куда глаза глядят» в поисках неведомого, и именно благодаря своей наивности и душевной чистоте обретает волшебное могущество: «Ванюша не хитер, не мудер, а куда смысловат».

Чему учат русские народные сказки взрослых

Следуя своим путем, Иван-дурак проходит внутреннюю трансформацию, раскрывается и иной стороны, проявляя свои лучшие качества, и, в конце концов, преображается, становится Иваном-царевичем, то есть подлинным хозяином царства, что находится внутри него.

Ведь по сути дела сказка в символической форме повествует об инициации, то есть о преображении, переходе в новое, более совершенное состояние. Это введение героя в новый мир, а может быть, новое видение привычного мира, открытие в нем доселе неведомой глубины.

На самом деле подобное переживает любой из нас, когда движется по пути самопознания и переживает какой-либо переломный момент, когда ты вдруг понимаешь, что прежним уже не будешь, и можно двигаться только вперед, и что там ждет, не всегда бывает сразу ясно.

Таким образом, путь сказочного героя может быть близок и понятен каждому, ведь русские народные сказки учат в символической форме становлению индивидуальности человека, рассказывают о его пути внутрь собственной души, преодолении темного начала в себе и открытии сокровищ. Рассмотрим это на примере всем нам знакомой с детства сказке «Царевна-лягушка».

Путь героя – осознанный выбор

Как мы помним, начинается она с того, что царь велит сыновьям выбрать себе невест. А делают они это путем запускания стрелы, причем не глядя, вслепую. Почему именно так? Что символизирует собой этот акт? Почему именно вслепую?

Чему важному может научить эта сказка? И здесь, на мой взгляд, важен момент, что интеллект человека отключен, и выбор делает Душа. Ведь стрелы, которые пускают братья, символически представляют их стремления, порожденные их осознанными и неосознанными пред­ставлениями о том, что важно и ценно в жизни и ради чего стоит жить, а невесты, выбранные героями, представляют модели жизни, с которыми они (герои) «вступают в брак».

Так можно «жениться» на боярской жизни, если в жизни тебя больше всего привлекают слава и почести. Можно «жениться» на купеческой жизни, если для тебя важнее всего материальный достаток и желание утвердиться, приобретая блага физического мира. Для человека, сделавшего такой выбор, если пользоваться терминологией Э. Фромма «быть» значит «иметь».

Та и другая жизнь, как мы видим из сказки, протекает спокойно, без существенных изменений, все заранее предопределено и ясно. Если брать аналогии с нашей жизнью, то сценарий ее расписан, можно сказать до конца: ясно, в какой институт ты поступишь, где будешь потом работать, и как сложится дальнейшая судьба.

Братья, женившиеся на боярской и купеческой дочерях, остаются в том царстве, в котором родились и, судя по всему, проживут в нем до старости. Они не способны выйти за рамки обыденного и творить чудеса. «Старшие невесты пошли танцевать, мах­нули левыми руками - гостей забрызгали, махнули правыми руками - кость царю прямо в глаз попала». Купеческая и боярская жизни протекают без существенных перемен. Их герои остаются одними и теми же, они движутся через жизнь, но при этом внутренне не меняются.

Так чему же учат такие моменты в сказке?Посмотрим, что происходит с Иваном-царевичем. И здесь мы видим совершенно иную ситуацию. Его стрела попадает в болото и достается лягушке.

Когда же братья смеются над ним, говорят: «Зашиби да выброси!», он, движимый состраданием, говорит: «Нет, видно судьба моя такая – лягушку в жены взять». И с точки зрения здравого смысла, то есть обыденного сознания, он поступает более чем странно, то есть как Иванушка-дурачок, хотя напрямую так не называется, а вот с точки зрения иного, сказочного сознания…

Как мы видим дальше, получает он гораздо больше, чем братья, и его глазам открывается новый мир, ведь скрывающаяся под лягушачьей кожей Василиса Прекрасная оказывается гораздо умелее и мудрее жен старших братьев, она способна творить чудеса: «Махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди…»

Таким образом, она олицетворяет жизнь мудрую и красивую, а также поиск и «тайное» знание, которое позволяет облагородить нашу повседневную действительность.

В таком случае, чем помогает сказка? Решить многие внутренние задачи. И задача Ивана-царевича в данном случае – за убогой, некрасивой оболочкой разглядеть подлинную, прекрасную суть. Ведь царевна-лягушка принадлежит к Тридесятому царству, царству смерти и воскресения.

Лягушка символически связана с этими категориями. Осенью она умирает, погружается в состояние летаргии, и весной снова воскресает. В Индии лягушка считается певцом Матери-Земли, ее пение предвещает возобновление жизни, а в некоторых мифах она является опорой Вселенной.

Испытания героя – поиск себя и своего внутреннего центра

Иван-царевич проходит испытание, проявив чуткость и сострадание к лягушке, и она является ему в своем истинном облике – Василисы Прекрасной. Но следующего испытания, как мы помним он не проходит, хочет получить все и сразу, торопится избавить свою суженую от лягушачьей кожи и тем самым ее теряет.

В этом моменте тоже скрывается глубокий смысл: В начале пути Великое и Прекрасное открывается искателю, но не принадлежит ему по праву. Оно находится рядом и одновременно - в Тридесятом царстве. И для героя начинается новый период испытаний, ведь для того, чтобы снова обрести то, что тебе дорого нужно пройти долгий путь, победить Кащея бессмертного – для того, чтобы изменится самому, стать другим. Ведь долгое путешествие Ивана в поисках своей возлюбленной – это, по сути, дело путешествие внутрь себя, поиски истинного Я, своего внутреннего центра.

Инициация героя через сказочные образы

Как же проходит это странствие? Сначала герой идет, сам не зная куда, то есть бредет наугад, не зная направления пути. Как мы помним, он встречает на своем пути старичка, который объясняет, в чем была ошибка Ивана, и дает клубочек, путеводную нить судьбы.

Старик в данном случае может символизировать разум, но не рациональный, а высший, интуитивный, который всегда подсказывает душе нужное направление. Дальше герой движется уже осознанно.

Далее на его пути встречаются животные, которые могут символизировать различные аспекты его личности. И первым порывом Ивана-царевича бывает желание их уничтожить, но каждый из них, как мы помним, говорит: «Я тебе пригожусь», и герой щадит их, тем самым понимая, что за каждым недостатком скрывается достоинство.

Далее происходит еще один важный момент преображения героя – встреча с Бабой Ягой. Ведь кто такая на самом деле Баба Яга? Она хранитель перехода из мира живых в мир мертвых, что-то вроде Харона-перевозчика у древних греков.

Избушка на курьих ножках стоит на опушке леса, то есть на границе двух миров, и исследователи фольклора считаю, что она имеет своим прообразом домовину, в которой раньше на Руси хоронили покойников. Домовины стояли на столбах над землей, и вход в подобный склеп действительно был обращен в сторону леса, то есть – противоположно миру живых. И герой должен отправиться в это царство для того, чтобы вернуться победителем, тем, кто прошел через смерть и сумел возродиться.

Этим примером мы хотели показать, как русские народные сказки учат нас преодолению себя и поиску источника внутренних сил.

В самом образе Бабы Яги – ужасной старухи с костяной ногой – запечатлено отношение человека к иному миру. Ее образ сначала пугает, отталкивает, но если вдуматься, мы ее боимся не потому, что она такая безобразная, а она безобразная потому, что мы ее боимся. Ведь она олицетворяет собой наше видение мира, выходящее за рамки привычного, это олицетворение наших слабостей и страха перед неведомым, а самое неведомое для нас как раз то, что связано со смертью, с потусторонним миром.

И герою, оказавшемуся в такой ситуации, нужно действовать решительно, то есть не поддаваться страху, а проявить характер: «… не накормила, не напоила, баню не истопила, а уже расспрашиваешь».

Герой проявляет твердость, и Баба Яга помогает ему: парит в бане, омывая и очищая от грязи мира земного, готовит к встрече с Кащеем Бессмертным.

Кащей – одна из самых загадочных фигур русской сказки. Если смотреть этимологию этого слово, то ее можно связать со словом «кощуна» — а так на Руси в дохристианские времена называли сказки, басни мифы (слово «сказка» в известном нам значении появилось сравнительно недавно, в XIX веке).

С принятием христианства кощуна стала синонимом чего-то ложного, нечистого, срамословия. И здесь логично предположить, что под именем Кощея когда-то скрывались волхвы, знатоки традиций, хранители знаний, передававшихся через сказки-«кощуны» из поколения в поколение.

Можно сказать, что Кащей – это некий магический корень сказки, который присутствует в ней с самого начала, создавая своего рода возможность, ткань волшебства. Ведь это именно он наложил чары на Василису, «спрятав» ее таким образом, сокрыв его истинный облик с тем, чтобы Иван сумел за невзрачной оболочкой разглядеть суть. И именно это незримое «вторжение» в жизнь героя и заставляет последнего начать свое инициатическое путешествие.

Внутренняя борьба, осмысление и преображение

Как мы помним, Ивану, чтобы победить Кащея, необходимо найти его смерть, которая находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и т.д. А все это – в сундуке, который либо подвешен на дубе, растущем на острове посреди океана, либо спрятан у его корней. И здесь стоит повнимательнее приглядеться к символике.

Русские народные сказки учат в символах видеть смыслы. Яйцо и дерево – это древние символы мироздания. Вспомним Мировое яйцо, из которого зародился мир, как, например об этом говориться в «Калевале»: «Из яйца, из нижней части, вышла Мать Земля сырая, из яйца, из верхней части встал высокий свод небесный». Или дуб Игддрасиль, который в скандинавской мифологии, является основой мироздания, древом жизни, судьбы.

Поэтому логично предположить, что на самом деле не смерть там спрятана, а источник жизни. И для того, чтобы до него добраться, герою необходимо познать все четыре стихии (землю, воду, воздух, огонь), из которых построен мир, и которые в разных сказках символизируют утка, щука, заяц и другие животные.

Так в традиционных культурах инициация заключала в себя испытания землей, водой и другими стихиями – символами наших психологических состояний. Герою нужно было преодолеть инерцию земли, пробудить силу жизни, которую имеет вода и обрести способность преображать мир вокруг себя подобно огню.

Таким образом, герой сказки проходит инициацию, в нем пробуждается его внутренняя сила, осознание себя, он обретает свою возлюбленную, которая может символизировать Божественную душу, и под конец становится царем в своем царстве. А царство – это, в первую очередь, его собственная душа, внутренний мир, и каждый из нас является в нем царем тогда, когда подчиняет все свои низшие инстинкты и стремления высшему началу.

Чему учат сказки в итоге, какова мораль? В финале героя ждет мудрость и зрелость, то есть способность привнести свет иной реальности в свою повседневную жизнь. И Иванушка-дурачок превращается в Ивана-царевича, то есть в того, кто достиг внутренней гармонии, просветления, и его «дурость», наивность оборачивается мудростью.

Недаром в одной из песен раннего Гребенщикова есть такой образ — Иван Бодхидхарма, который, по словам рок-критиков, является «одновременно Иваном – дураком и первым апостолом дзен (букв. – «посвященный в дхарму»).

И это не случайно, ведь пройдя свой путь, инициацию Иван действительно обретает то состояние просветления, что так ценили на Востоке, то есть способность видеть мир таким, какой он действительно есть, расширить грани повседневной действительности, и может помочь в этом другим. Вдумайтесь:

Он движется мимо строений, в которых

Стремятся избегнуть судьбы.

Он легче, чем дым,

Сквозь пластмассу и жесть

Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья

Там, где мы склонны видеть столбы,

И если стало светлей,

То, видимо, он уже здесь.

Он вылечит тех, кто слышит,

И, может быть, тех, кто умен,

И он расскажет тем, кто хочет все знать,

Истории светлых времен.

Глубокий смысл таят в себе народные вымышленные истории, но совершенно ясно, чему учат сказки: добру, осмыслению себя, поиску света и мудрости.

(В статье использованы материалы философской школы «Новый Акрополь»).

О том, и , мы поговорим в следующих статьях.

Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушка с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.

Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причем касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребенка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополнится самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научится размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.

Чему учат сказки?

Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идет о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои детских рассказов неизменно несут в себе какую-то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:

  • Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя . Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
  • Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки . В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
  • Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути . Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
  • Героем может стать любой . Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
  • Сила – это еще не все . Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
  • Справиться в одиночку не всегда возможно . Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.

Какие сказки лучше читать?

Начать читать ребенку сказки никогда не будет рано. Сказки для детей различаются по возрастам, но начать лучше как можно раньше. Конечно, в самом начале новорожденный не будет понимать значения ваших слов, поэтому не суть важно, какие именно сказки вы будете ему читать. Успокаивающий голос матери или отца поможет ребенку расслабиться. До одного года можно начитывать или напевать маленькие стишки, песенки, показывать малышу цветные картинки. Затем перейти на простейшие классические истории вроде всеми любимого «Колобка». Лучше всего подойдут рассказы про животных с красивыми иллюстрациями.

После 3 лет можно уже вносить людей в картину, как они взаимодействуют с животными, между собой. При этом сюжет все еще остается простым и понятным с предсказуемым счастливым концом. С 4-х лет можно уже немного разнообразить истории. Внести немного волшебства и чудес, показать ребенку новые миры, где все по-другому. А уже с 5-ти перейти на более сложные и волнующие сказки с приключениями, героями, волшебниками и прочей сказочной братвой.

Если у вас кончаются книжки или сборники, вы всегда можете найти новые сказки для детей в интернете. Или попробуйте вместе придумать какую-нибудь историю.

Помните, что сказки – это прекрасная возможность провести время со своими детьми. Не отмахивайтесь от них, если они просят почитать сказку, найдите время и, вполне вероятно, что вам будет так же весело, как и вашим малышам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!