Как россия отстояла черноморский флот. Когда день черноморского флота вмф

(ЧФ) Военно-морского флота (ВМФ) России. День Черноморского флота был установлен приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 г.

В Севастополе в День Черноморского флота проходит торжественное возложение венков и цветов к памятнику Екатерине II и молебен во Владимирском соборе — усыпальнице русских адмиралов.

Флоту России — Слава!

История флота

Флот был основан по указу императрицы Екатерины II после присоединения Крыма к России. Его ядро составили корабли Азовской и Днепровской речных флотилий. 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 г. 11 кораблей Азовской флотилии вошли в бухту у села Ахтиар (впоследствии Севастополь, военный порт и главная база флота), вскоре к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии.

Документом, формально закрепившим образование ЧФ, стал указ императрицы от 24 (13) августа 1785 г. «О распоряжениях по заведению и управлению Черноморского флота и Адмиралтейства». Указом был утвержден штата флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 судов и 8 транспортов, с общей численностью личного состава 13 тыс. 504 человека.

Первым главнокомандующим флотом стал генерал-губернатор Таврической области и Екатеринославского наместничества — генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.

В XVIII-XIX вв. флот принимал участие в русско-турецких войнах. В 1799 г. Севастопольская эскадра ЧФ под командованием адмирала Федора Ушакова совершила поход в Средиземное море, во время которого были взяты 16 городов и крепостей, в том числе греческая крепость Корфу.

В октябре 1827 г. в Наваринском сражении линейный корабль «Азов» уничтожил 6 турецких кораблей. Командовал «Азовом» будущий главный командир флота и портов Черного моря Михаил Лазарев. Участники сражения — лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов, гардемарин Владимир Истомин — в будущем стали героями обороны Севастополя 1854-1855 гг.

После поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 г. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 г. После этого Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в Первой мировой войне. К осени 1917 г. ЧФ насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.


Флот в советское время

После Октябрьской революции 1917 г. при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд Российской коммунистической партии (большевиков), РКП(б), в 1921 г. принял решение о восстановлении Черноморского флота. За 1929-1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система противовоздушной обороны (ПВО) флота.


Корабли Черноморского флота уже в первые дни Великой Отечественной войны совершили рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

За годы войны ЧФ провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 моряков-черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54 766 — награждены орденами и медалями. 7 мая 1965 г. Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» — головной корабль проекта 1164 «Атлант», в советское время носивший имя «Слава». Является флагманом Черноморского флота

После распада СССР в 1991 г. Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Встал вопрос о его разделе. 3 августа 1992 г. в Ялте президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы.

9 июня 1995 г. в Сочи президенты РФ и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма заключили соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. За Севастополем был закреплен статус главной базы российского флота. Корабли и суда предполагалось разделить в пропорции 81,7% — России, 18,3% — Украине.

На начало 1997 г. в составе ЧФ было 525 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. 28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны три соглашения между Украиной и Россией: о параметрах раздела Черноморского флота, о статусе и условиях его пребывания на территории Украины и о взаиморасчетах. Документы вступили в силу 12 июля 1999 г.

Большой десантный корабль «Цезарь Куников»

России отошли 388 кораблей и вспомогательных судов. Украина получила 30 боевых кораблей и катеров, одну субмарину, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения и 100 вспомогательных судов. На кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг. Согласно документам, срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.

21 апреля 2010 г. президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали в Харькове Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Срок пребывания российской базы в Черном море был продлен на 25 лет (до 2042 г.).

После вхождения Крыма и Севастополя в состав России президент РФ Владимир Путин 2 апреля 2014 г. подписал закон о прекращении действия четырех российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту от 1997 г. и 2010 г.

Текущее состояние

Современный Черноморский флот является оперативно-стратегическим объединением ВМФ РФ на Черном море. По состоянию на май 2017 г. в состав флота входят 283 корабля и судна (из них боевых кораблей — 51), личный состав — не менее 25 тыс. военнослужащих. До 2020 г. на флот должны поступить порядка 50 новых кораблей и судов обеспечения.

Флагман ЧФ — гвардейский ракетный крейсер «Москва» (до 15 мая 1995 г. носил имя «Слава») проекта 1164 «Атлант». 11 марта 2016 г. в состав флота вошел «Адмирал Григорович» — первый из шести фрегатов проекта 11356, которые строятся для ЧФ в Калининграде.

По информации командования флота, в 2016 г. корабли и суда обеспечения ЧФ прошли в общей сложности почти 340 тыс. морских миль (около 630 тыс. км), увеличив наплаванность на 45% по сравнению с 2015 г., а продолжительность выполнения задач в море — почти в 2 раза. Моряки флота суммарно провели в море около 3,8 тыс. суток, участвовали в 80 походах (основные задачи выполнялись в составе межфлотской группировки ВМФ России в Средиземном море).

Всего за 2016 г. в акваториях Черного и Средиземного морей было проведено порядка 100 артиллерийских и более 20 ракетных стрельб, свыше 100 глубинных бомбометаний, 30 противоминных упражнений и др. В ноябре 2016 г. боевую стрельбу по инфраструктуре террористических группировок в Сирии комплексом крылатых ракет морского базирования «Калибр» выполнил экипаж фрегата «Адмирал Григорович». Суммарный налет экипажей морской авиации ЧФ превысил 5,5 тыс. часов, было выполнено более 3,6 тыс. боевых упражнений.

Весной 2017 г. фрегат «Адмирал Григорович», морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 и патрульный катер типа «Раптор» участвовали в двухстороннем военно-морском учении PASSEX совместно с ВМС Турции. В текущем году к месту службы на Черном море должны прибыть фрегат «Адмирал Эссен» проекта 11356Р и новые подводные лодки проекта 06363.

В 2014 г. распоряжением президента России Владимира Путина в Севастополе вновь образовано Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (действовало в 1937-1992 гг.), которое обеспечивает военно-специальную подготовку флотских офицеров и старшин.

  • Главная база флота — Севастополь, пункты базирования — Феодосия и Донузлав (Республика Крым), Новороссийск (Краснодарский край).
  • Командующий ЧФ — адмирал Александр Витко (с 15 апреля 2013 г.).

Манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля 1873 года Крым был присоединен к России. А уже через два месяца подписала указ о создании Черноморского флота России. И 13 мая 1783 года в Ахтиарской бухте Черного моря появились 11 русских кораблей из Азовской флотилии , которыми командовал адмирал Федот Клокачев. Эта дата и стала днем рождения Черноморского флота.

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев ранее отлично проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 года, командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа». Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим организатором, так что выбор Екатерины II был не случаен.

Среди знаменитых адмиралов Черноморского флота такие имена как Федор Федорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов, Михаил Петрович Лазарев, Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин.

Герой Севастопольской обороны 1854-55 гг. великий русский флотоводец адмирал говорил: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь - славный" .

Другой выдающийся русский адмирал, командующий Черноморским флотом в 1790-1792 гг., причисленный Русской православной церковью к лику святых как праведный воин отмечал: "Смерть предпочитаю я бесчестному служению" .

Моряки-черноморцы всегда были верны заветам своих славных адмиралов и с честью оберегали южные рубежи России.

Практически с самого своего рождения Черноморскому флоту пришлось вступить в бой за интересы России.

К 1787 году флот насчитывал в своём составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.

В 1787 году Турция, не смирившаяся с потерей Крыма, предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Россия ответила отказом. Так началась Русско-турецкая война, в которой Черноморский флот принял боевое крещение и нанёс турецкому флоту крупные поражения, несмотря на его существенное численное превосходство.

С 1798 по 1800 годы флоту предстояло воевать с Францией. Под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова Черноморский флот за 2,5 года плавания не потерял ни одного корабля, одержав ряд блестящих побед, в частности, взяв штурмом французские укрепления на острове Корфу. Россия обрела военно-морскую базу на Средиземном море, усилив своё господство в этом регионе.

Благодаря развитию судостроения Черноморский флот становится одним из лучших парусных флотов Европы. На его вооружении уже стоят мощные линейные корабли, число которых к середине XIX века достигло 14-ти. Помимо них, в составе флота числилось 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др. Лучшим из линейных кораблей, бесспорно, являлся 74-пушечный корабль «Азов», отличившийся в 1827 году в Наваринском сражении. В русско-турецкой войне 1828-1829 годах прославился 18-пушечный бриг «Меркурий», одним из первых награждённый кормовым Георгиевским флагом.

Во время Крымской войны эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу в Синопской бухте (18 ноября 1853 года), разбив 15 вражеских кораблей из 16. А во время обороны Севастополя моряки-черноморцы, сойдя на берег и затопив свои корабли, 349 дней доблестно сражались на бастионах города.

Поражение в Крымской войне и невыгодные условия Парижского мира 1856 года лишили Россию возможности содержать военный флот и военно-морские укрепления на Черном море. Однако после франко-прусской войны 1870-1871 годов, вызвавшей падение французской монархии, русское правительство приступило к постепенному восстановлению своего военного присутствия в регионе.

В частности, под руководством генерала Э. И. Тотлебена началось строительство подземных артиллерийских укреплений на Крымском полуострове в районе Керчи, а для защиты Севастополя были построены броненосцы береговой обороны «Вице-адмирал Попов» и «Новгород», прозванные «поповками».

Тем не менее, к началу русско-турецкой войны 1877-1878 годах Россия не имела на Черном море полноценного флота, оказавшись в заведомо невыигрышном положении в сравнении с противником. В результате в мае 1877 года эскадра из 5 турецких броненосцев беспрепятственно подошла к Сухуму, подвергнув его сильной бомбардировке, вследствие чего русские войска были вынуждены оставить город вплоть до конца августа.

Во второй половине 1880-х годов, в рамках принятой царским правительством в 1881 году 20-летней судостроительной программы, началось строительство серии барбетных паровых броненосцев для Черноморского флота. С 1889 по 1894 год в строй были введены однотипные барбетные броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец», а в 1892 году - отличавшийся от них по конструкции барбетный броненосец «Двенадцать апостолов».

К началу XX века их дополнили более совершенные башенные броненосцы «Три Святителя», «Ростислав», крейсер «Память Меркурия», а также многочисленные миноносцы и минные крейсера.

К началу Первой мировой войны, помимо вышеперечисленных броненосцев, в составе Черноморского флота имелись паровые броненосцы «Пантелеймон» (быв. «Князь Потёмкин Таврический»), «Иоанн Златоуст» и «Евстафий», бронепалубные крейсера «Очаков», «Память Меркурия-II» (быв. «Кагул»), «Алмаз». Достраивались новейшие дредноуты «Императрица Мария», «Император Александр III», «Императрица Екатерина Великая», строились линейные крейсера типа «Измаил», а также подводные лодки и эскадренные миноносцы типа «Новик».

Во время Первой мировой войны Черноморский флот представлял собой грозную силу и контролировал всю акваторию Черного моря , а также оказывал поддержку Румынскому и Кавказскому фронтам. Во время походов к Босфору и берегам Турции флот совместно с ВВС проводил успешные военные операции по затоплению и захвату вражеских кораблей. К 1917 году Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, в том числе 2 линкора, имел транспортную, подводную, миноносную флотилии. Серьезный удар по боеспособности флота нанесла Февральская революция, а после Октябрьской - Черноморский флот окончательно потерял боеспособность.

Моряки Черноморского флота в начале 1918 года совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление Советской власти, а затем участвовали в борьбе с наступающими германскими войсками. Большая часть кораблей была переведена в Новороссийск, а затем затоплена по приказу большевиков, чтобы не допустить их захвата немцами. Черноморский флот был фактически уничтожен. Во время гражданской войны был создан Белый Черноморский флот, активно принимавший участие в поддержке ВСЮР, а затем Русской армии. Черноморский флот провел эвакуацию войск и беженцев из Крыма. Во время эвакуации Севастополь покинули более 130 кораблей. В 1921 году начинается создание советского Черноморского флота.

С 1929 по 1937 год Черноморский флот активно вооружается - были построены более 500 боевых кораблей и катеров различных классов, сотни боевых самолетов, созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны. Поэтому нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил во всеоружии, и именно его высокая боевая готовность сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годах в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна», крейсеры «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», крейсер-минзаг «Коминтерн», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.

Нападение нацистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. Флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено .

Высокий героизм и подготовка экипажей занимают ключевое место в победах Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза , 54766 человек были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 Черноморский флот был награждён орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы на вооружение Черноморского флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы и отрабатывать задачи боевой подготовки по обеспечению защиты государственных интересов Советского Союза на море.

Таран боевых кораблей США сторожевыми кораблями Черноморского флота СССР (англ. Black Sea bumping incident of 1988).

12 февраля 1988-го корабли Черноморского флота провели операцию по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод.

Провокационные действия американцев получили активный отпор со стороны моряков ЧФ. Два советских боевых корабля - сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6», совершили навал на два американских боевых корабля - ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон».

Непосредственным руководителем операции по вытеснению стал начальник штаба ЧФ вице-адмирал Селиванов. Выполнение задачи было возложено на командира СКР «Беззаветный» капитана 2 ранга Богдашина и командира «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой кораблей командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев.

Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.

12 февраля командный пункт ЧФ примерно в 9.45 получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Селиванов приказал Михееву передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». Тогда Михеев получил указание занять позиции для вытеснения.

В 10.45 «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и «Ямал» начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.

В 11.02 «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку. Командир «Ямала» тоже производил опасное сближение с «Кэроном», но без столкновения.

После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.

Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолетную палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар.

«Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.

Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам: «Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота. После появления над американскими кораблями двух Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в ангар. Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Через несколько часов оба корабля направились в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.

После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота.

Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» - флагмана ЧФ СССР. После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу.


Серьёзным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР и последовавший за ним период общей политической и экономической неопределенности.

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.

12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота России на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе Черноморского флота СССР были созданы Черноморский флот России и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

70% всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии, Новороссийске и временно - в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов.

В 1997 году Россия и Украина заключили двусторонние соглашения, в которых чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе ежегодная арендная плата в размере 97,75 млн долл, выплачиваемая путём погашаемой Россией части государственного долга Украины, а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины - до 28 мая 2017 года.

По Соглашению между Украиной и Россией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 31 мая 1997 года, в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции. Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.

Соглашение о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года предусматривало разделение только корабельного состава гидрографической службы. Россия получила 7 гидрографических судов и 27 катеров (ещё 1 судно и 9 катеров были выкуплены у Украины). Украина сохранила 5 судов и 17 катеров. Стороны договорились о совместном использовании объектов гидрографической службы (в том числе маяков) в Крыму, на участке от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Все остальные маяки и иные гидрографические объекты Крыма были переданы Украине. Перечень навигационных средств, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы российского ЧФ, находящихся на территории Украины, предстояло окончательно согласовать в рамках Соглашения о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности мореплавания в Чёрном и Азовском морях, но этого так и не было сделано. Российская сторона хотела бы сохранить за собой 47-й гидрографический район до 2017 года, передавая его объекты Украине постепенно. Украина требует сначала оформить своё право собственности на это имущество.

В августе 2008 года Черноморский флот принимал участие в событиях, связанных с войной на Кавказе.

10 августа 2008 года группировка Черноморского флота РФ, состоящая из 2 больших десантных кораблей (флагман «Цезарь Куников» и «Саратов») и 2 кораблей охранения (МРК «Мираж» и МПК «Суздалец») находилась у берегов Абхазии, в районе, входящем в морские границы Грузии, но объявленном Россией зоной безопасности. Флагман Черноморского флота ГРКР «Москва» находился в этот день в районе Новороссийска и не принимал участия в столкновении.

В районе патрулирования российскими кораблями были обнаружены 5 идущих на большой скорости не идентифицированных катеров (1 гидрографический и 4 патрульных, как выяснилось позднее), которые нарушили границу объявленной Россией зоны безопасности и не реагировали на предупреждения, - грузинские катера шли на сближение с кораблями Черноморского флота. В 18.39 один из российских кораблей произвёл предупредительный выстрел зенитной ракетой, упавшей между катерами. При этом, по гипотезе И. Матвеева, был подожжен шрапнелью сторожевой катер Р-204 (проект 1400М, «Гриф»), но остался в строю. Грузинские катера продолжали двигаться прежним курсом на сближение и увеличили скорость.

Тогда в 18.41 МРК «Мираж» с дистанции 25 км выпустил по гражданскому гидрографическому сейнеру «Гантиади» 2 крылатые ракеты «Малахит». В результате попадания обеих ракет цель - сейнер «Гантиади» - быстро затонул (исчез с экрана радара после большой кратковременной засветки, оставляемой взрывом цели). О потоплении катера известно только из рапорта российских моряков, место предполагаемого поражения цели не обследовалось.

Оставшиеся 4 грузинских катера развернулись назад, но в 18.50 один из них снова пошёл на сближение с кораблями ЧФ. МРК «Мираж» с дистанции 15 км выпустил по нему ракету из ЗРК «Оса-М». После попадания ракеты в борт катера DHK-82 типа «Ярославец», тот потерял скорость и вышел с линии огня и после снятия экипажа другим катером выгорел и затонул.

Морской бой: Черноморский флот против ВМФ Грузии. 2008 год

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет - до 2042-2047 годов.

27 апреля 2010 года Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева.

19 октября 2011 года Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые. Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации.

С 18 марта 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе де-факто перешла под юрисдикцию России , а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией.

Как заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, действия Минобороны РФ в Крыму в ходе крымского кризиса были вызваны угрозой жизни мирного населения полуострова и опасностью захвата экстремистами российской военной инфраструктуры. Численность личного состава Черноморского флота к весне 2014 года составляла 25 000 человек.

Со времени присоединения Крыма к России Черноморский флот значительно увеличил свою боевую мощь.

Так, по словам бывшего главы службы внешней разведки Украины Николая Маломужа, за последний год Черноморский флот России нарастил свои боевые возможности в 3 три раза .

"Черноморский флот увеличен по количеству, боевые возможности возросли в три раза по сравнению с тем, когда еще не было аннексии Крыма. Контингент на территории Крыма и количество комплексов также увеличены. Поэтому Россия уже готова к тому, чтобы продемонстрировать свою силу на полуострове и в Черном море использую всю свою мощь", – заявил Н. Маломуж в марте 2015-го в программе "События" на телеканале "Украина".

Сегодня Черноморский флот - это оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России на Чёрном море. Как составная часть ВМФ России и Вооружённых Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в регионе Чёрного моря и Средиземного моря.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своём составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе.

Флагман - гвардейский ракетный крейсер «Москва».

13 мая — День Черноморского флота. В этот день (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту (недалеко от татарского села Ахтиар) вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева. Позднее сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Так было сформировано ядро нового флота. С этого события начинается история регулярного Черноморского флота и его главной базы — Севастополя.

Удивительная и порою трагичная судьба выпала на долю Черноморского флота. Его корабли и эскадры мужественно сражались во многих морях и с разными противниками, но никогда не знали поражения в бою. Однако волею политических обстоятельств флот несколько раз оказывался в состоянии полного разорения и упадка. Пройдя через эти тяжелейшие испытания, он возрождался вновь, восстанавливал свои боевые традиции, обретал новую славу и новых героев.

Выход к Черному морю и создание флота

Создание Черноморского флота венчает многовековую историю движения Руси к Черному морю. «Еще в 865 году стая русских лодок неожиданно появилась под стенами Царьграда, и с тех пор наш народ стал всем известен под именем русского. Таким образом, история России начинается с морского набега, за которым последовало много других. Походы русских в Черное море повторялись так часто и производили столь сильное впечатление на прибрежных жителей, что его стали называть Русским морем. Морская сила служила для нашего объединения, обогащения и защиты от врагов. Так было в прошлом…» пишет известный историк российского флота Е.И. Аренс.

Последующие исторические события на много веков отделили русский народ от Черного моря, но необходимость возврата к нему понимали все наши великие самодержцы. Большой вклад в решение этой проблемы внес Петр I, но окончательно решить ее удалось Екатерине II. В 1768 году она утвердила план борьбы за выход России к Черному морю. Начинать было решено с завоевания крепостей Азова и Таганрога, со строительства на донских верфях кораблей для Азовской флотилии. Эта комплексная система мер получила условное название «Донская экспедиция», а возглавлять ее Екатерина II доверила контр-адмиралу Алексею Наумовичу Сенявину, сыну Наума Сенявина, сподвижника императора Петра Великого.



Художник Коваленко В.К.

Флотилия успешно действовала в Азовском море, а затем стала выходить и в Черное. Встал вопрос о преобразовании ее в полноценный флот. И 1 января 1783 года Екатерина II подписала указ о назначении вице-адмирала Ф.А. Клокачева командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». Одновременно в Херсоне была построена верфь и создан кадетский корпус, который начал готовить для флота офицерские кадры. С 1787 г. Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два линейных корабля.

Общее руководство освоением южных областей страны Екатерина II поручила своему фавориту, наместнику Новороссийского края, генерал-губернатору Г.А. Потемкину. Он питал страсть к флоту, любил его, и именно по его инициативе появился новый тип корабля — линейный фрегат. Первым из них стал «Святой Георгий Победоносец», построенный в июле 1785 года. Документы свидетельствуют, что светлейший князь, уделяя исключительное внимание проблемам строительства флота, проявил ум, размах и масштабность государственного деятеля, административную энергию и трудолюбие.



Коллаж

Результаты трудов Г.А. Потемкина по преобразованию края и созданию Черноморского флота Екатерина II увидела лично во время своего путешествия по Крыму в 1787 году. Наибольшее впечатление на нее произвел Севастополь. Здесь она присутствовала при подъеме кайзер-флага на флагмане Черноморского флота — линейном 66-пушечном корабле «Слава Екатерины». Затем Потемкин дал великолепный обед в Инкермане. По сигналу князя отодвинули занавес, и гости с балкона увидели необыкновенную картину. В виду царской столовой, выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек.

В боях и сражениях крепла боевая мощь Черноморского флота

Молодому флоту сразу же пришлось столкнуться с активным противодействием Турции, которая запрещала российским военным судам плавание по Черному морю, а в случае неповиновения угрожала уничтожить их силами турецкого флота. Но нам ли бояться чьих-то угроз. В сентябре 1778 года всего 28 русских кораблей под командованием Ф.A. Клокачева, даже не успев сделать ни одного выстрела, а только решительным маневром, сорвали высадку крупного турецкого десанта в Феодосию. Более 170 турецких кораблей и судов уклонились от боя и ушли к своим берегам.


Корабль «Слава Екатерины»

Позднее, Светлейший князь с гордостью сообщал в Санкт-Петербург о том, что «его моряки успешно действуют не только в Черном, но и в Средиземном морях. Русский флот решительно отбил нападение превосходившего его турецкого флота. Вице-адмирал А.Н. Сенявин с пятью кораблями навел страх на население берега Малой Азии, а 2 августа 1789 года 18 русских кораблей атаковали 50 турецких и обратили их в бегство». Боевые действия Черноморского флота стали еще более активными и эффективными с 1790 г., когда его возглавил контр-адмирал Федор Федорович Ушаков.

Несмотря на численное превосходство турецкого флота, черноморцы нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788), у Керченского пролива (1790), у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В эти годы ярко проявилось флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф. Ушакова. О значении его побед читайте в статье о . Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с 2 турецкими линейными кораблями. К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире.

Тяжелые времена и большие утраты

Во время Крымской войны черноморская эскадра разгромила турецкий флот в Синопском сражении (подробности читайте в статье ). Во время обороны Севастополя моряки во главе с Нахимовым и Корниловым (подробнее о нем читайте ) героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. Однако политики и дипломаты не выдержали давления западных держав и подписали Парижский мирный договор 1856 года. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море.

В 1871 году этот запрет был снят, и Россия начала создавать паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне. Он вел боевые действия на море, поддерживал войска Кавказского фронта на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника (подробнее читайте статью о бое русских броненосцев с ). Личный состав флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 года и в гражданской войне.

В июне 1918 года часть кораблей пришлось затопить в Новороссийске, а корабли находившиеся в Севастополе были захвачены сначала германскими войсками, а затем белогвардейцами. В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск из Крыма около 150 кораблей и судов были уведены в Бизерту (Тунис). Черноморский флот второй раз пережил тяжелейший удар.

Краснознаменный Черноморский флот

В 1921 году советское правительство приняло решение о восстановлении Черноморского флота. В основном оно было закончено к 1928 году. В 1929 - 1937 годах флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был уже хорошо оснащенный по тому времени флот. Наличие таких сил в сочетании с высокой боевой выучкой личного состава позволило Черноморскому флоту внести достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

В ходе войны черноморские корабли эффективно поддерживали приморский фланг нашей армии, обороняли свои базы, действовали на коммуникациях противника, наносили удары по его береговым объектам. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали Новороссийские десанты в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943 года и многие другие. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма и Одессы, а Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, с боями дошла до Вены.

Черноморский флот на новом подъеме

В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной, но с возвращением Крыма в состав России он вновь получил свою историческую главную базу – Севастополь. Начинается новый этап возрождения флота. Черноморцы достойно продолжают и приумножают свои боевые традиции дальними походами и напряженной боевой подготовкой. Наш флот на постоянной основе вернулся в Средиземное море, решает задачи в океанской зоне, участвует в международных учениях. Флот живет и развивается так, как того требуют современные условия.


Сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота
Фото А. Бричевского

В настоящее время Крым, Севастополь и Черноморский флот находятся в центре внимания всего многомиллионного народа нашей страны. Мы радуемся произошедшим переменам и надеемся, что они дадут новый импульс в развитии Черноморского флота. А как Вы, уважаемый читатель, думаете, сможет ли Черноморский флот восстановить свое былое могущество на уровне современных требований и как быстро это может произойти.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Сегодня, 13 мая, отмечается день рождения Черноморского флота России. Дата хоть и не круглая, но этот год и для ЧФ РФ, и для Крыма, и для России особенный, потому что состоялось воссоединение Крымского полуострова и Российской Федерации. Для Черноморского флота России с марта началась новая история — история нового возрождения и усиления.


Игорь Касатонов: "Мы не отдали Украине Черноморский флот"

13 мая 1783 года, после присоединения Крыма к России, в Ахтиарскую бухту Крыма вошли 11 кораблей Азовской флотилии, затем императрица Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота — эта дата с 1996 года и считается днем его рождения. Именно этот флот может считаться самым, так сказать, "историческим" — наиболее яркие страницы русской морской славы именно в его боевой биографии. Но одна из самых ярких страниц была написана, между прочим, всего лишь чуть более 20 лет назад.

Сегодня, в День Черноморского флота, есть святой повод вспомнить те воистину исторические события, которые произошли и пару десятков лет, и всего лишь пару месяцев назад! Не каждое поколение, прямо скажем, может похвастаться тем, что было живым свидетелем событий, которые войдут не только в российскую, но и, по большому счету, мировую историю. Нам повезло.

Кстати, автор этих строк тоже как бы немного черноморец — все-таки пять лет еще во времена СССР учился в Военно-морском училище в Севастополе. Там же, в городе русской славы, живет множество друзей, сослуживцев. До сих пор считаю и ЧФ как бы своим, хотя служил на подлодках Северного флота.

Наверное, нет смысла приводить историю Черноморского флота подробно — она и без того хорошо расписана в разных источниках. Однако некоторые основные ее моменты вспомнить все-таки необходимо.

Так что начнем. 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф. А. Клокачева. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося флота.

Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных суда. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне. В 1784 году по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово "севастополь" означает "величественный". Вскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов.

Моряки Черноморского флота прославились во многих сражениях, защищая рубежи Родины и успешно выполняя поставленные перед ними задачи, — в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, в Крымской войне 1853-1856 годов, в Первой мировой войне. И, конечно же, в годы Великой Отечественной — свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54766 были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Сегодня Черноморский флот ВМФ России — оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота РФ. Как составная часть ВМФ страны, он является средством обеспечения военной безопасности России на юге.

И вот почему я заговорил, что мы живем в то время, которое обязательно будет описано в будущих учебниках истории для наших потомков. Самым серьезным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР и последовавший период общей политической и экономической неразберихи. Это было хуже, чем даже война — корабли гибли без боя…

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединенный флот РФ и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота. Лишь 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

Для меня один из самых запоминающихся эпизодов ставшего в какой-то мере культовым для подводников фильма "72 метра" стал тот, в котором построенный на пирсе в парадных мундирах экипаж черноморской подлодки призывают принять присягу Украины в начале 90-х. Кто смотрел фильм, тот помнит, чем все закончилось… Конечно, люди искусства имеют право на художественный вымысел. Но именно этот эпизод фильма как бы почти документален — примерно так оно и было тогда на бывшем советском флоте.

Застал я те события, конечно, не в Севастополе, а на другом конце страны, в крохотной базе подводников Оленья Губа на Кольском полуострове. И что вы думаете — хоть Заполярье от Украины далеко, но в 1992 году некий мандраж по поводу "новой присяги" охватил тогда еще не расформированные со времен СССР флотские политорганы. Представьте — около 40 процентов командиров стратегических атомных подводных ракетоносцев новой России тогда были выходцами с Украины! А ну как они чего "эдакое" замыслят, угонят атомоход в "рiдну неньку"… Зря боялись.

Лично знаю лишь одного человека, который ушел служить тогда на Черноморский флот Украины. Командир турбинного отсека нашей подлодки Сережа Олифиренко получил письмо от кума из Херсона — мол, айда, хлопец, к нам, я тут с кем надо договорился. Тот написал рапорт, перевелся (вы будете смеяться, но в 1992 году было такое возможно — просто перевестись с российского СФ на украинский ЧФ!), прослужил полгода в военной приемке на верфи в Николаеве — и был сокращен. Украина военных кораблей не строит до сих пор. Где он сейчас, не знаю.

Считаю, что лучший материал о том сложном, практически военном для Черноморского флота времени была именно в нашем издании. Тогда гостем "Клуба главного редактора" в видеостудии Pravda. Ru стал Игорь Касатонов, адмирал, командующий Черноморским флотом ВМФ России в 1991-1992 годах.

По воспоминаниям адмирала, 22 августа 1991 года Леонид Кравчук, будущий президент Украины, объявляет о независимости Украины. А 1 декабря подкрепил это заявление референдумом, согласно которому граждане Украины как бы вовсю ратуют за самостоятельность. Это несмотря на то, что в марте того же года свыше 70 процентов из голосовавших украинцев в ходе референдума по будущему Советского Союза высказались за сохранение республики в составе СССР.

11 декабря Леонид Кравчук собрал командующих тремя округами, пятью воздушными армиями и Черноморским флотом, дислоцированными на территории Украины, и объявил, что отныне он — верховный главнокомандующий и подчиняться следует только ему. И, соответственно, необходимо всем, от командующих до рядовых, принять украинскую присягу. "Помню, я тогда подумал, что нахожусь в каком-то доме умалишенных. Мы присягу давали Советскому Союзу, мощному государству… А тут — светит солнце, голубое небо, море — и вдруг какая-то комедия, мы должны присягать некоей неведомой стране", — вспоминает адмирал Касатонов.

Руцкой позвонил ему тогда и сказал: поддержим, квартиры дадим и прочая, прочая. Советовал: рубите концы, уходите в Новороссийск. Так это только и надо было украинцам, чтобы мы обрубили концы и ушли в Новороссийск. Это как все бросить? Весь же смысл был — там остаться, понимаете?

Для офицера — бесчестье принимать второй раз присягу. Они присягали Советскому Союзу, Россия — его правопреемница, потому второй раз не надо России давать присягу. Какая Украина, какая вторая присяга? И адмирал принял бой, вступил в необычную для него, моряка, информационную войну. Некоторые газеты его поддерживали, он выступал по телевидению, ездил в Одессу, Измаил, Керчь, привлек ветеранов войны… Ни в Киеве, ни в Москве не смогли его остановить. И для обеих столиц он стал на время как бы "оппозиционным".

По мнению Игоря Касатонова, все, что тогда было сделано по Севастополю и по флоту, представляет собой юридический казус и правовое несоответствие. Еще в 1992 году Верховный Совет России поднял вопрос о том, что акт присоединения к Украине 1954 года недействителен. А два года спустя Государственная дума определила, что Севастополь — это российский город. К концу января 1992 года 18 государственных структур Украины полностью блокировали финансирование Черноморского флота из России, блокировали подвоз продовольствия, грузов. И самое главное, что они запретили ввозить призывников из России. А пополнение решили поставлять с Западной Украины.

Доходило до того, что 10 тысяч призывников из России командующий Черноморским флотом Касатонов привез на боевых кораблях, как во время войны возили пополнение. В Севастополе надо было 800 метров идти от причала до учебного отряда. Там украинский ОМОН во всеоружии стоял, весьма агрессивный. Пришлось привезти роту морской пехоты. Она обеспечивала проход.

"Против меня возбудили три уголовных дела, — рассказал Игорь Касатонов в том историческом интервью Pravda. Ru — Я, во-первых, нарушил границу Украины суверенной, второе, незаконно перевез людей, которые являются незаконными вооруженными формированиями, потому что у нас статуса не было. Третье, провел силовые действия в отношении всего этого. То есть это все было выше моих полномочий командующего флотом…".

Далее у Украины был замысел Черноморский флот забрать через процедуру присяги, ведь российской армии де-юре, да и де-факто тогда еще не было. Ничего не было. И верные долгу офицеры придумали юридический казус — присягу СНГ. Только не украинскую…

В 1996 году специальным указом о введении профессиональных праздников создан день Черноморского флота. Его отмечают каждый год 13 мая, так как именно в этот день первые боевые корабли заняли место в одной из бухт Чёрного моря. В 2017 году флоту исполнится 234 года. Сегодняшняя флотилия включает в себя самые современные корабли, оборудованные по последнему слову техники, а некоторые из них не имеют аналогов в мире.

История праздника

Поводом к созданию Черноморского флота послужила Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Императрица Екатерина II решила, что необходимо иметь собственные военные силы на Чёрном море. В это время Российскую империю с южной стороны защищала лишь Азовская флотилия, но она включала в себя маломерные суда, которые значительно уступали по мощи турецким кораблям. По этой причине в конце 1775 года вышел указ об основных направлениях создания боевой флотилии, предназначенной для черноморских акваторий.

Согласно указу, он должен был включать в себя 20 крупных кораблей. Строительство первых 8 судов осуществлялось на побережье Азовского моря. Остальные боевые единицы были построены на Днепре, на месте будущего Херсона. Именно здесь заложили линкор «Святая Екатерина», который имел на своем борту 60 пушек. А уже в 1783 году Екатерина Великая объявила о том, что Крым присоединен к составу России.

13 мая (по новому стилю) первые корабли основались в Ахтиарской бухте, которая оказалась наиболее удобным местом дислокации военных сил. Позже на этом месте был выстроен Севастополь. А когда в 90-х годах XX века встал вопрос об учреждении профессионального праздника для моряков, служащих на Черном море, именно день вхождения кораблей в бухту выбрали в качестве памятной даты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!