Министерство образования
Национальный институт образования
В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Мешечко Е.Н., П.И.Рогач
Общая география
Учебное пособие для 11 класса
Общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Основные этапы развития географии
§ 1 Истоки географических знаний. География античного времени, средневековья и эпохи Великих географических открытий
§ 2. Современная географии: становление и основные направления развития
Тема 2. Методы географических исследований
§ 3. Классификация методов географических исследований
§ 4. Новые методы географических исследований
§ 5. Географическая карта – модель земной поверхности.
Раздел II. Физический мир Земли
Тема 3. История развития Земли
§ 6 Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления.
Тема 4. Влияние Солнца и Луны на Земные процессы
§ 7. Влияние Солнца и Луны на земные процессы
Раздел III. Географическая оболочка Земли
Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба
§ 8. Зональность – основная закономерность географической оболочки
§ 9. Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.
§10 Почвы, растительный и животный мир Земли
§ 11. Взаимодействия общества и природы на разных этапах развития человечества
Тема 6. География природных ресурсов Земли
§ 12. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность и прогнозирование состояния природных ресурсов
§ 13. Распределение природных ресурсов на суше и в Мировом океане.
Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки
§ 14. Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты
Раздел IV. Территориальная организация общества. География мирового хозяйства.
Тема 8. Географические проблемы территориальной организации общества
§ 15. Понятие о территориальной организации жизни населения. Территориальные социально-экономические системы. Факторы и принципы районной планировки.
Тема 9. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс. Международное разделение труда
§ 16. Мировое хозяйство и его отраслевая структура. Международная экономическая интеграция.
§ 17. Влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство
Тема 10. География отраслей мирового хозяйства.
§ 18. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира.
§ 19. Энергетика.
§ 20 Металлургия
§ 21. Машиностроение.
§ 22. Химическая промышленность
§ 23.Лесная промышленность
§ 24. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Пищевая промышленность.
§ 25. Транспорт
§ 26. Мировое сельское хозяйство. Растениеводство
§ 27. Сельское хозяйство. Животноводство
Раздел V. Глобальные проблемы
Тема 11. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении
§ 28. Сущность понятия «глобальные проблемы человечества». Геоэкологические проблемы
§ 29. Демографическая проблема. Демографическая политика.
§ 30. Политическая география. Геополитика.
§ 31. Международное сотрудничество в решения экологических проблем Концепция устойчивого развития.
Вопросы для обобщающего повторения
Заключение
Приложения
Как работать с учебником
Уважаемые старшеклассники!
Перед каждым параграфом предлагаются рубрика «Изучение содержания параграфа предоставляет возможность» , которая раскрывает суть параграфа. Например
Ø дополнить представления об истоках географических знаний;
Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества.
Материал учебника разделен на основной, который обязателен для усвоения всеми учащимися, и дополнительный для расширения общего кругозора учащихся (выделен в тексте параграфа мелким шрифтом). При работе с текстом учебного пособия учащимся необходимо использовать его иллюстративный и статистический материал, а также приложения в конце учебного пособия. Иллюстративный материал сопровождается вопросами и заданиями, поиск ответов на которые позволит более глубоко и осознанно усвоить содержание параграфа. Для самоконтроля и проверки знаний и умений в конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые требуют пересказа содержания учебного пособия, обозначены порядковым номером без звездочки, более сложные обозначены одной звездочкой(*).
Для более глубокой и всесторонней подготовки к урокам вам необходимо использовать периодическую печать, информацию радио и телепередач, Internet, применять знания из других школьных предметов.
ВВЕДЕНИЕ
Вы приступаете к изучению завершающего курса «Общая география», в котором рассматривается природа, население и хозяйство Земли в их тесной взаимосвязи. Как Вы уже знаете общим объектом изучения географии является географическая оболочка. В курсе общей географии она рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба и как объект антропогенного воздействия.
Вы познакомитесь с развитием в географической науке двух направлений – дифференциации, которая ведет к образованию в географии множества научных дисциплин, и интеграции, ведущей к объединению разных ветвей географии в единое целое и способствующей усилению целостности и единства географии как науки, формированию общей географии.
Процессы интеграции протекают не только между частями географии, но и на стыке географии с другими науками (биологией, геологией и др.), что способствует образованию новых научных направлений и новых наук. Эти явления также изучают в общей географии.
Такой подход особенно актуален для географии, которая хотя и состоит из двух структурных частей – естественнонаучной (физическая география) и общественнонаучной (экономическая и социальная география), но ее задачей является изучение природы, население и хозяйственной деятельности в комплексе и установление законов и закономерностей взаимодействия между человеческим обществом и природной средой.
Необходимость общегеографического понимания явлений и процессов, протекающих на Земле, доказывается комплексностью географической науки. Как известно, общим объектом географии является географическая оболочка Земли, которая состоит из взаимодействующих земных сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и является средой жизни и деятельности человека. Состояние географической оболочки во многом определяется не только силами природы и космоса, но и деятельностью человека. Понять и изучить это многообразие можно только, зная общие законы и закономерности развития природы и общества.
Комплексность в общегеографических исследованиях предполагает одновременное изучение и учет всей информации о состоянии природы, хозяйства, населения, экологическом состоянии территории. В общегеографических исследованиях окружающей среды отчетливо проявляются два направления – экологическое (геоэкологическое) и ресурсное. В пределах каждого из них, формируются такие учебные и научные дисциплины, как геоэкология, природопользование, ресурсоведение и др., которые исследуют проблемы взаимодействия между природой, человеком и хозяйством.
Место общей географии в системе географических наук можно показать в виде следующей схемы (Рис…)
Без общегеографического подхода невозможно реализовать огромный научный, мировоззренческий, общекультурный и идеологический потенциал, который заложен в географии как образовательном предмете, дающем комплексное представление об окружающем мире, о системе взаимоотношений общества и природы.
Общегеографические знания играют важную роль в стратегии устойчивого развития государства, в расширении международных связей, в интеграционных процессах. Благодаря комплексному, территориальному подходу к изучаемым природным, хозяйственным, социальным объектам и явлениям у учащихся формируется географическое мышление. Общая география как целостная учебная дисциплина пока находится в стадии формирования. Отдельные понятия, определения требуют дальнейшего обсуждения и уточнения. Однако общепризнанным является значение этой дисциплины в познании и решении сложнейших проблем возникающих во взаимоотношении общества и природы и в формировании географических знаний.
Первый раздел учебного пособия посвящен развитию географической науки. Он раскрывает исторический путь географии от простого землеописания до науки решающей многие практические проблемы в современном мире. Особое внимание уделено вопросам развития общей географии и методам географических исследований. Второй раздел «Физический мир Земли» включает вопросы влияния Солнца и Луны на географические процессы и явления на Земле. Не зная этих вопросов невозможно понять и объяснить основные процессы, происходящие в географической оболочке Земли. В третьем разделе «Географическая оболочка Земли» географическая оболочка рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба, приводятся схемы ее территориального деления, дается общий обзор природных ресурсов, а также воздействие человека на географическую оболочку. Раздел IV. «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» включает социально-географические вопросы и проблемы территориальной организации общества, раскрываются проблемы становления мирового хозяйства и его интеграции, а также особенности развития его отраслей в эпоху НТП.
В завершающем разделе учебного пособия изучаются глобальные проблемы человечества и пути их решения, вопросы устойчивого развития регионов и стран, а также международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества.
Вопросы и задания
1. В чем заключается уникальность географической науки?
2. В чем заключается сущность комплексности географических исследований.
3. Какие существуют отличия между физической, социально-экономической и общей географией?
Раздел 1. .География как наука
Похожая информация.
План:
-
Введение
- 1
История географии
- 1.1 География Древнего Востока
- 1.2 Античная средиземноморская география
- 1.3 География Средневековья
- 1.4 Эпоха Великих географических открытий
- 1.5 Эпоха экспедиций
- 1.6 Научные экспедиции и теоретические открытия XIX - начала XX веков
- 2 Географические открытия
- 3 Карта как основа географических исследований
- 4 Географическая картина мира и географическая культура
- 5
Система географических наук
- 5.1 Физическая география
- 5.2 Социально-экономическая география
- 6 Персоналии
- 7 Основные географические проблемы
- 8 Основные географические дискуссии Литература
Введение
География : (др.-греч. γεωγραφία , землеописание, от γῆ - Земля и γράφω - пишу, описываю)
- единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
- свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)
Физическая карта мира (Средняя) (Большая 2 MB)
Объект изучения географии - законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
География - одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.
1. История географии
1.1. География Древнего Востока
Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.
В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX-VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.
1.2. Античная средиземноморская география
Карта мира, сделанная Птолемеем
Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.
В IV в. до н. э. - V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель глобуса, предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.
«География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.
1.3. География Средневековья
До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учёные и путешественники - Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.
Марко Поло
Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.
1.4. Эпоха Великих географических открытий
XV-XVII века - расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи - гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.
Карта Европы Меркатора, 1554
1.5. Эпоха экспедиций
В XVII-XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.
М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменение лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движение воздушных масс, о слоях земных и т. д.
Александр фон Гумбольдт, 1806
1.6. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX - начала XX веков
Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.
В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.
В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.
2. Географические открытия
3. Карта как основа географических исследований
Спутниковый снимок Земли.
«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта - наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.
4. Географическая картина мира и географическая культура
Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.
5. Система географических наук
5.1. Физическая география
Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.
Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.
Отраслевые науки:
- Биогеография.
- Климатология.
- Геоморфология.
- Гидрология.
- Океанология.
- Гляциология.
- Криолитология.
- География почв.
- Палеогеография.
5.2. Социально-экономическая география
Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами:
- Экономическая география
- Социальная география
- Политическая география
- Культурная география
- Историческая география
Страноведение и Геоурбанистика - дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития.
6. Персоналии
Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки
Александр фон Гумбольдт, 1847
Карл Риттер
- Уолтер Айзард
- Иван Гаврилович Александров
- Дмитрий Николаевич Анучин
- Константин Иванович Арсеньев
- Николай Николаевич Баранский
- Лев Семёнович Берг
- Вильям Бунге
- Бернхард Варен
- Альфред Вебер
- Владимир Иванович Вернадский
- Поль Видаль де ла Блаш
- Александр Иванович Воейков (См.)
- Альфред Геттнер
- Андрей Александрович Григорьев
- Александр фон Гумбольд
- Василий Васильевич Докучаев
- Карл Зауэр
- Анатолий Григорьевич Исаченко
- Станислав Викентьевич Калесник
- Николай Николаевич Колосовский
- Андрей Николаевич Краснов
- Вальтер Кристаллер
- Глеб Максимилианович Кржижановский
- Владимир Святославович Кусов
- Август Лёш
- Владимир Павлович Максаковский
- Герхард Фридрих Миллер
- Фёдор Николаевич Мильков
- Лев Ильич Мечников
- Георгий Фёдорович Морозов
- Владимир Сергеевич Преображенский
- Фридрих Ратцель
- Карл Риттер
- Константин Алексеевич Салищев
- Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский
- Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский
- Николай Адольфович Солнцев
- Николай Владимирович Сукачёв
- Страбон
- Василий Никитич Татищев
- Иоганн Генрих фон Тюнен
- Торстен Хагерстранд
- Питер Хаггет
- Дэвид Харви
- Ричард Хартшорн
- Ричард Чорли
- Жан Жак Элизе Реклю
Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных)
Путешествия Марко Поло
- Васко да Гама
- Христофор Колумб
- Иван Фёдорович Крузенштерн
- Михаил Петрович Лазарев
- Афанасий Никитин
- Марко Поло
- Тур Хейердал
7. Основные географические проблемы
Проблемы, стоящие на пути развития географии и географических наук.
- Проблема единства географии как науки и поиск единого объекта исследования.
- Проблема «теоретической географии» и философских основ в географии.
- Проблема «утраты» практических наук (землеустройство, мелиорация и пр.) и общественного интереса к географии.
8. Основные географические дискуссии
Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация - не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.
- Определение географии как науки, существует ли такая наука, предмет изучения географических наук.
- Определения понятия «географическая оболочка», отличие географической оболочки от геосфер Земли.
- Определение системы географических наук, место отдельных наук в этой системе и их значения для других наук.
- Сущность географии как единой науки и есть ли таковая, цели, задачи и предмет изучения географии.
- Теоретическая география и есть ли таковая, какая из наук может называться теоретической географией или это отдельная дисциплина, существуют ли общегеографические теории.
- Хорологический подход в географии, его главенство в географических исследованиях, является ли география «чистой» хорологической наукой или должна исследовать не только пространственные закономерности.
- Определение понятия «карта», отличие карты от других моделей, сущность картографического метода исследований.
- Определения понятий «ландшафт», «природно-территориальный комплекс», «геосистема», существует ли объективно ландшафт, сущность физико-географического районирования.
- «Дискретность» и «континуальность» географической оболочки
Литература
- Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней: (Эволюция географических представлений и идей). - М .: Мысль, 1985. - 240 с. - 45 000 экз .
- Страбон. География / Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко - М.: Ладомир 1994
- Браун Л. А. История географических карт. - М., Центрополиграф, 2006-480 с.
- Клавихо, Руи Гонсалес де . Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406 гг.) / Пер. со старо-испан., предисл. и коммент. И. С. Мироковой. - М.: Наука, 1990. - 211 с.
- Лимнология и палеолимнология Монголии. Научные статьи / Группа авторов: Батнасан Н., Дорофеюк Н. И., Дулмаа А. и др. - СПб.: Наука, 1994. - 304 с. лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .
География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку. Слово «география » произошло от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу.
География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.
Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.
Рис. 1. Изучение поверхности земли
География – одна из древнейших и основных наук.
Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.
В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.
Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.
Ветви географии
Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
Рис. 2. Основные ветви географии
Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.
Физическая география и ее значение
В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.
Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.
Значение физической географии
1. Описание природы.
2. Разъяснение особенностей природы.
3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.
Что изучают в начальном курсе физической географии
В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:
1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».
2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».
3. «Население Земли».
4. «Влияние природы на жизнь человека».
Рис. 3. Оболочки Земли
В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений ().
4. Электронная версия журнала География ().
Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.
5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.
6) Сравнительно-географический
. Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.
7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .
10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .
Урок №1
«География как наука»
Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.
Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.
Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля? По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.
География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.
Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.
— Ребята, так зачем же нам география?
Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение информацией.
Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?
Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.
- Как «живет» наша природа?
- Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?
- Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам?
- Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас?
- Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?
Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.
- По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
- Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
- В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
- Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?
В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса - все о разных странах и регионах.
ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.
Какие задачи и методы у науки географии?
География - это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество - людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.
ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? Какие задачи и методы у науки географии?
Описание: где что находится, как живет, как развивается
Объяснение: почему это так происходит?
Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?
Управление: как сделать так, чтобы…
В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования - это способ, путь познания).
Есть такие методы, которые используются в самых разных науках:
- логический,
- исторический,
- математический метод,
- методы наблюдения,
- моделирования и др.
Они так и называются - общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.
Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, - методы географической науки.
Самый древний из них - сравнительно-описательный метод . Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспедиционный метод - исследования непосредственно на местности.
Важнейший метод в географии - картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удивительный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований воспользуемся и мы, изучая географию Земли.
ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.