Конспект урока введение география как наука. Конспект урока "География как наука

Министерство образования

Национальный институт образования

В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Мешечко Е.Н., П.И.Рогач

Общая география

Учебное пособие для 11 класса

Общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Основные этапы развития географии

§ 1 Истоки географических знаний. География античного времени, средневековья и эпохи Великих географических открытий

§ 2. Современная географии: становление и основные направления развития

Тема 2. Методы географических исследований

§ 3. Классификация методов географических исследований

§ 4. Новые методы географических исследований

§ 5. Географическая карта – модель земной поверхности.

Раздел II. Физический мир Земли

Тема 3. История развития Земли

§ 6 Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления.

Тема 4. Влияние Солнца и Луны на Земные процессы

§ 7. Влияние Солнца и Луны на земные процессы

Раздел III. Географическая оболочка Земли

Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба

§ 8. Зональность – основная закономерность географической оболочки

§ 9. Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.

§10 Почвы, растительный и животный мир Земли

§ 11. Взаимодействия общества и природы на разных этапах развития человечества

Тема 6. География природных ресурсов Земли

§ 12. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность и прогнозирование состояния природных ресурсов

§ 13. Распределение природных ресурсов на суше и в Мировом океане.

Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки

§ 14. Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты

Раздел IV. Территориальная организация общества. География мирового хозяйства.

Тема 8. Географические проблемы территориальной организации общества

§ 15. Понятие о территориальной организации жизни населения. Территориальные социально-экономические системы. Факторы и принципы районной планировки.

Тема 9. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс. Международное разделение труда

§ 16. Мировое хозяйство и его отраслевая структура. Международная экономическая интеграция.

§ 17. Влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства.

§ 18. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.

Промышленность мира.

§ 19. Энергетика.

§ 20 Металлургия

§ 21. Машиностроение.

§ 22. Химическая промышленность

§ 23.Лесная промышленность

§ 24. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Пищевая промышленность.

§ 25. Транспорт

§ 26. Мировое сельское хозяйство. Растениеводство

§ 27. Сельское хозяйство. Животноводство

Раздел V. Глобальные проблемы

Тема 11. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении

§ 28. Сущность понятия «глобальные проблемы человечества». Геоэкологические проблемы

§ 29. Демографическая проблема. Демографическая политика.

§ 30. Политическая география. Геополитика.

§ 31. Международное сотрудничество в решения экологических проблем Концепция устойчивого развития.

Вопросы для обобщающего повторения

Заключение

Приложения

Как работать с учебником

Уважаемые старшеклассники!

Перед каждым параграфом предлагаются рубрика «Изучение содержания параграфа предоставляет возможность» , которая раскрывает суть параграфа. Например

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества.

Материал учебника разделен на основной, который обязателен для усвоения всеми учащимися, и дополнительный для расширения общего кругозора учащихся (выделен в тексте параграфа мелким шрифтом). При работе с текстом учебного пособия учащимся необходимо использовать его иллюстративный и статистический материал, а также приложения в конце учебного пособия. Иллюстративный материал сопровождается вопросами и заданиями, поиск ответов на которые позволит более глубоко и осознанно усвоить содержание параграфа. Для самоконтроля и проверки знаний и умений в конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые требуют пересказа содержания учебного пособия, обозначены порядковым номером без звездочки, более сложные обозначены одной звездочкой(*).

Для более глубокой и всесторонней подготовки к урокам вам необходимо использовать периодическую печать, информацию радио и телепередач, Internet, применять знания из других школьных предметов.

ВВЕДЕНИЕ

Вы приступаете к изучению завершающего курса «Общая география», в котором рассматривается природа, население и хозяйство Земли в их тесной взаимосвязи. Как Вы уже знаете общим объектом изучения географии является географическая оболочка. В курсе общей географии она рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба и как объект антропогенного воздействия.

Вы познакомитесь с развитием в географической науке двух направлений – дифференциации, которая ведет к образованию в географии множества научных дисциплин, и интеграции, ведущей к объединению разных ветвей географии в единое целое и способствующей усилению целостности и единства географии как науки, формированию общей географии.

Процессы интеграции протекают не только между частями географии, но и на стыке географии с другими науками (биологией, геологией и др.), что способствует образованию новых научных направлений и новых наук. Эти явления также изучают в общей географии.

Такой подход особенно актуален для географии, которая хотя и состоит из двух структурных частей – естественнонаучной (физическая география) и общественнонаучной (экономическая и социальная география), но ее задачей является изучение природы, население и хозяйственной деятельности в комплексе и установление законов и закономерностей взаимодействия между человеческим обществом и природной средой.

Необходимость общегеографического понимания явлений и процессов, протекающих на Земле, доказывается комплексностью географической науки. Как известно, общим объектом географии является географическая оболочка Земли, которая состоит из взаимодействующих земных сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и является средой жизни и деятельности человека. Состояние географической оболочки во многом определяется не только силами природы и космоса, но и деятельностью человека. Понять и изучить это многообразие можно только, зная общие законы и закономерности развития природы и общества.

Комплексность в общегеографических исследованиях предполагает одновременное изучение и учет всей информации о состоянии природы, хозяйства, населения, экологическом состоянии территории. В общегеографических исследованиях окружающей среды отчетливо проявляются два направления – экологическое (геоэкологическое) и ресурсное. В пределах каждого из них, формируются такие учебные и научные дисциплины, как геоэкология, природопользование, ресурсоведение и др., которые исследуют проблемы взаимодействия между природой, человеком и хозяйством.

Место общей географии в системе географических наук можно показать в виде следующей схемы (Рис…)

Без общегеографического подхода невозможно реализовать огромный научный, мировоззренческий, общекультурный и идеологический потенциал, который заложен в географии как образовательном предмете, дающем комплексное представление об окружающем мире, о системе взаимоотношений общества и природы.

Общегеографические знания играют важную роль в стратегии устойчивого развития государства, в расширении международных связей, в интеграционных процессах. Благодаря комплексному, территориальному подходу к изучаемым природным, хозяйственным, социальным объектам и явлениям у учащихся формируется географическое мышление. Общая география как целостная учебная дисциплина пока находится в стадии формирования. Отдельные понятия, определения требуют дальнейшего обсуждения и уточнения. Однако общепризнанным является значение этой дисциплины в познании и решении сложнейших проблем возникающих во взаимоотношении общества и природы и в формировании географических знаний.

Первый раздел учебного пособия посвящен развитию географической науки. Он раскрывает исторический путь географии от простого землеописания до науки решающей многие практические проблемы в современном мире. Особое внимание уделено вопросам развития общей географии и методам географических исследований. Второй раздел «Физический мир Земли» включает вопросы влияния Солнца и Луны на географические процессы и явления на Земле. Не зная этих вопросов невозможно понять и объяснить основные процессы, происходящие в географической оболочке Земли. В третьем разделе «Географическая оболочка Земли» географическая оболочка рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба, приводятся схемы ее территориального деления, дается общий обзор природных ресурсов, а также воздействие человека на географическую оболочку. Раздел IV. «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» включает социально-географические вопросы и проблемы территориальной организации общества, раскрываются проблемы становления мирового хозяйства и его интеграции, а также особенности развития его отраслей в эпоху НТП.

В завершающем разделе учебного пособия изучаются глобальные проблемы человечества и пути их решения, вопросы устойчивого развития регионов и стран, а также международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества.

Вопросы и задания

1. В чем заключается уникальность географической науки?

2. В чем заключается сущность комплексности географических исследований.

3. Какие существуют отличия между физической, социально-экономической и общей географией?

Раздел 1. .География как наука


Похожая информация.




План:

    Введение
  • 1 История географии
    • 1.1 География Древнего Востока
    • 1.2 Античная средиземноморская география
    • 1.3 География Средневековья
    • 1.4 Эпоха Великих географических открытий
    • 1.5 Эпоха экспедиций
    • 1.6 Научные экспедиции и теоретические открытия XIX - начала XX веков
  • 2 Географические открытия
  • 3 Карта как основа географических исследований
  • 4 Географическая картина мира и географическая культура
  • 5 Система географических наук
    • 5.1 Физическая география
    • 5.2 Социально-экономическая география
  • 6 Персоналии
  • 7 Основные географические проблемы
  • 8 Основные географические дискуссии
  • Литература

Введение

География : (др.-греч. γεωγραφία , землеописание, от γῆ - Земля и γράφω - пишу, описываю)

  1. единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
  2. свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Физическая карта мира (Средняя) (Большая 2 MB)

Объект изучения географии - законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География - одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.


1. История географии

1.1. География Древнего Востока

Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX-VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.


1.2. Античная средиземноморская география

Карта мира, сделанная Птолемеем

Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.

В IV в. до н. э. - V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель глобуса, предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.

«География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.


1.3. География Средневековья

До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учёные и путешественники - Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.

Марко Поло

Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.


1.4. Эпоха Великих географических открытий

XV-XVII века - расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи - гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.

Карта Европы Меркатора, 1554


1.5. Эпоха экспедиций

В XVII-XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.

М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменение лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движение воздушных масс, о слоях земных и т. д.

Александр фон Гумбольдт, 1806


1.6. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX - начала XX веков

Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.

В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.


2. Географические открытия

3. Карта как основа географических исследований

Спутниковый снимок Земли.

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта - наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.


4. Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.


5. Система географических наук

5.1. Физическая география

Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.

Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.

Отраслевые науки:

  • Биогеография.
  • Климатология.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Гляциология.
  • Криолитология.
  • География почв.
  • Палеогеография.

5.2. Социально-экономическая география

Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами:

  • Экономическая география
  • Социальная география
  • Политическая география
  • Культурная география
  • Историческая география

Страноведение и Геоурбанистика - дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития.


6. Персоналии

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки

Александр фон Гумбольдт, 1847

Карл Риттер

  • Уолтер Айзард
  • Иван Гаврилович Александров
  • Дмитрий Николаевич Анучин
  • Константин Иванович Арсеньев
  • Николай Николаевич Баранский
  • Лев Семёнович Берг
  • Вильям Бунге
  • Бернхард Варен
  • Альфред Вебер
  • Владимир Иванович Вернадский
  • Поль Видаль де ла Блаш
  • Александр Иванович Воейков (См.)
  • Альфред Геттнер
  • Андрей Александрович Григорьев
  • Александр фон Гумбольд
  • Василий Васильевич Докучаев
  • Карл Зауэр
  • Анатолий Григорьевич Исаченко
  • Станислав Викентьевич Калесник
  • Николай Николаевич Колосовский
  • Андрей Николаевич Краснов
  • Вальтер Кристаллер
  • Глеб Максимилианович Кржижановский
  • Владимир Святославович Кусов
  • Август Лёш
  • Владимир Павлович Максаковский
  • Герхард Фридрих Миллер
  • Фёдор Николаевич Мильков
  • Лев Ильич Мечников
  • Георгий Фёдорович Морозов
  • Владимир Сергеевич Преображенский
  • Фридрих Ратцель
  • Карл Риттер
  • Константин Алексеевич Салищев
  • Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский
  • Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский
  • Николай Адольфович Солнцев
  • Николай Владимирович Сукачёв
  • Страбон
  • Василий Никитич Татищев
  • Иоганн Генрих фон Тюнен
  • Торстен Хагерстранд
  • Питер Хаггет
  • Дэвид Харви
  • Ричард Хартшорн
  • Ричард Чорли
  • Жан Жак Элизе Реклю

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных)

Путешествия Марко Поло

  • Васко да Гама
  • Христофор Колумб
  • Иван Фёдорович Крузенштерн
  • Михаил Петрович Лазарев
  • Афанасий Никитин
  • Марко Поло
  • Тур Хейердал

7. Основные географические проблемы

Проблемы, стоящие на пути развития географии и географических наук.

  • Проблема единства географии как науки и поиск единого объекта исследования.
  • Проблема «теоретической географии» и философских основ в географии.
  • Проблема «утраты» практических наук (землеустройство, мелиорация и пр.) и общественного интереса к географии.

8. Основные географические дискуссии

Данные дискуссии до сих пор актуальны в географии, играют огромную роль в географической науке и, возможно, не имеют однозначного решения. Многие из географических дискуссий сосредоточились вокруг терминологии, классификации и других внешне формальных построениях. Однако терминология и классификация - не что иное, как концентрированное изложение теоретических взглядов учёных, и за дискуссией об определении стоят целые научные школы, теории и гипотезы.

  • Определение географии как науки, существует ли такая наука, предмет изучения географических наук.
  • Определения понятия «географическая оболочка», отличие географической оболочки от геосфер Земли.
  • Определение системы географических наук, место отдельных наук в этой системе и их значения для других наук.
  • Сущность географии как единой науки и есть ли таковая, цели, задачи и предмет изучения географии.
  • Теоретическая география и есть ли таковая, какая из наук может называться теоретической географией или это отдельная дисциплина, существуют ли общегеографические теории.
  • Хорологический подход в географии, его главенство в географических исследованиях, является ли география «чистой» хорологической наукой или должна исследовать не только пространственные закономерности.
  • Определение понятия «карта», отличие карты от других моделей, сущность картографического метода исследований.
  • Определения понятий «ландшафт», «природно-территориальный комплекс», «геосистема», существует ли объективно ландшафт, сущность физико-географического районирования.
  • «Дискретность» и «континуальность» географической оболочки

Литература

  • Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней: (Эволюция географических представлений и идей). - М .: Мысль, 1985. - 240 с. - 45 000 экз .
  • Страбон. География / Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко - М.: Ладомир 1994
  • Браун Л. А. История географических карт. - М., Центрополиграф, 2006-480 с.
  • Клавихо, Руи Гонсалес де . Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406 гг.) / Пер. со старо-испан., предисл. и коммент. И. С. Мироковой. - М.: Наука, 1990. - 211 с.
  • Лимнология и палеолимнология Монголии. Научные статьи / Группа авторов: Батнасан Н., Дорофеюк Н. И., Дулмаа А. и др. - СПб.: Наука, 1994. - 304 с.
  • лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои веще­ства, которые в совокупности образуют географическую оболочку. Слово «география » произошло от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу.

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.

Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.

Рис. 1. Изучение поверхности земли

География – одна из древнейших и основных наук.

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.

Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.

Ветви географии

Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Рис. 2. Основные ветви географии

Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.

Физическая география и ее значение

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Значение физической географии

1. Описание природы.

2. Разъяснение особенностей природы.

3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.

Что изучают в начальном курсе физической географии

В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:

1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».

2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».

3. «Население Земли».

4. «Влияние природы на жизнь человека».

Рис. 3. Оболочки Земли

В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

4. Электронная версия журнала География ().

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .

Урок №1

«География как наука»

Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.

Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля? По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле - владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.

  • Как «живет» наша природа?
  • Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?
  • Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам?
  • Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас?
  • Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

  • По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
  • Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
  • В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
  • Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи - горные породы. Строители - особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели - особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса - все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География - это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество - людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.

ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? Какие задачи и методы у науки географии?

Описание: где что находится, как живет, как развивается

Объяснение: почему это так происходит?

Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?

Управление: как сделать так, чтобы…

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования - это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:

  • логический,
  • исторический,
  • математический метод,
  • методы наблю­дения,
  • моделирования и др.

Они так и называются - общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, - методы географической науки.

Самый древний из них - сравнительно-описа­тельный метод . Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспе­диционный метод - исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии - картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕО­ГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!