Устное народное творчество краткое описание. Понятие о детском фольклоре. На какие жанры делится фольклор

Введение

Существует огромное количество работ, посвященных формам проявления фольклорного сознания, фольклорным текстам. Исследуются языковые, стилистические, этнографические особенности фольклорных текстов; их композиционная структура, включая образы и мотивы; анализируется нравственный аспект фольклорного творчества и, соответственно, значение фольклора в воспитании подрастающего поколения, а также многое другое. В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает его много- и разнообразие, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчивая особой формой общественного сознания и средством отражения и познания действительности.

Отвечая на вопрос, является ли футбол в Бразилии реальным или официальным, учитель ответил: Это зависит от угла, на который вы смотрите. Если вы посмотрите на людей, которые его организуют, это также официальная Бразилия, теперь игроки почти все происходят из реальной Бразилии.

Представляет собой набор популярных выражений культуры, которые охватывают аспекты национальной идентичности. Примерами являются мифы, легенды, игры, танцы, празднества, типичные продукты и другие обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Бразильский фольклор очень разнообразен и имеет атрибуты культуры португальцев, африканцев и коренных народов.

Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Фольклор -- синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства -- словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Фольклор очень интересен для исследования как искусство слова.

Народные и популярные игры из Бразилии

С Марио де Андраде и созданием Национальной службы исторического и художественного наследия фольклор приобретает более академический характер. Ниже приводятся основные герои бразильских народных легенд. Самая популярная народная игра в Бразилии. Камины, изготовленные из бамбуковых палочек и цветной бумажной бумаги, могут быть направлены на выполнение акробатических маневров в небе.

Еще одна забава - рогатка. Изготовлены из разветвленных ветвей и резиновых полосок, которые снимают камни или любой мелкий предмет, такой как зерно. На пикапе, человек коснулся начинает гоняться за другими игроками. Скрытые объекты похожи, но цель состоит в том, чтобы скрыть и не найти ребенка, которого вы ищете.

> Устное народное творчество

> Возникновение устного народного творчества

История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Истоки, которого нужно искать в верованиях древних славян. Народное творчество - историческая основа всей мировой культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосозния. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека. Отражало его религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Человек стремился повлиять на свою судьбу, силы природы посредством различных заклинаний, просьб или угроз. То есть, он пытался договориться с "высшими силами" и нейтрализовать враждебные силы. Для этого человеку требовалось строгое соблюдение ряда правил, показавших свою спасительность во времена предков. Однако если не соблюдать эти правила, то в природе начнётся смута, и жизнь станет невозможной. Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх. Обряды являлись воспроизведением мифологических рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

Еще одна популярная игрушка - мрамор. Цветные и сделанные из стекла, мраморы обычно свертываются на грязных полах, чтобы достичь мяча конкурента. Существует также верхняя деревянная игрушка, которая свернута на полу с помощью струны, прокатанной у ее основания, а затем потянутой.

Народные и популярные танцы из Бразилии

Ешьте виноград и гранаты в Новый год, чтобы иметь счастье и удачу в течение года, когда он начинается. Когда беременная получает будет ребенок ранен или с манией того, что было отказано беременной. Указание на «Три марии» заставляет бородавки появляться на указательном пальце. Пересечение с черной кошкой дает шанс, а также пересечение под лестницей. Четырехлистный плащ приносит удачу, точно так же, как нога кролика. Трехкратное дерево разрушает плохие вещи.

  • Хендл за дверью, чтобы отпугнуть злой глаз.
  • Все, кто заберет букет невесты, будет рядом, чтобы жениться.
  • Зеркальный перерыв дает семь лет несчастий.
Бразильские народные танцы связаны с святыми аспектами, легендами, историческими фактами, типичными вечеринками и играми, загорелыми до звука анимированных песен.

В основе русской художественной культуры - древнеславянская мифология. Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которой отражалась их вера в многочисленных богов - создателей и правителей мира. Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. А началом всего сущего мог быть только первоэлемент, например, мировое яйцо или воля богов и их магическое слово. Например, славянский миф о сотворении мира повествует:

В Маракату танцоры представляют исторические персонажи. На юге и юго-востоке у нас есть Катира, характеризующаяся ударами ног и ладонями танцоров. Квадрильха - это танец, типичный для июньских фестивалей, где один из докладчиков провозглашает фразы, которые определяют движения танца.

Народная и популярная музыка из Бразилии

Народные песни - популярные песни. У них нет определенного авторства, они представляют темы любви и почти всегда сопровождаются альт-кайпирой или гитарой. Обратите внимание, что они распространены внутри страны, откуда они происходят. Основными проявлениями являются кантигас де рода и колыбельные.

Что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род - Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь - Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна - из Его груди, звезды небесные - из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи - из Его дум, буйные ветры - из Его дыхания, дождь, снег и град - от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Он - рожден собой и родится вновь, Он - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

В каком смысле можно сказать, что Сказки Перро популярны? Мне кажется, тщательно различать оригинальные устные рассказы, и письменная адаптация оригинальных сказок имеет несколько персонажей, очень популярных. Они представляют собой очень старые традиции, которые сохраняются в народе. Они используют вербальные приемы, характерные для народного искусства. Они, наконец, разрабатывают темы, которые отражают ситуацию людей в рамках старого режима: восстание и отставка, нерушимая уверенность в силе духа и мечтающая отомстить.

Эти противоречивые характеристики или, в любом случае, смущенные, делают очевидным необходимость определять эту популярность с течением времени. Устные рассказы действительно выражали мысли людей в данный момент и, из-за этого, вероятно, заслуживают того, чтобы их считали популярными, но на самом деле, учитывая осознание людей, они, в любом случае по конкретным моментам, перестали представлять свои глубокие устремления. Коллекция, разработанная или контролируемая Перро, в некотором смысле не пользуется популярностью.

Мифологическому сознанию наших предков было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями.

Древний культ богов связан с определёнными ритуалами - условно-символическими действиями, главный смысл которых - общение с богами. Древние славяне обряды проводили в капищах и святилищах - специально обустроенных местах для поклонения богам. Находились они обычно на возвышенностях, в священных рощах, у священных источников и т.д.

Мотивы, которые интересовали академика в фольклоре, как мы видели, единичны и не проявляют особой симпатии к трудящимся массам. В уме писателя, возможно, речь идет только о «в стиле». Ученый художник использует уловки и процессы изученного искусства для реконструирования традиционных произведений без монотонности. Но странно, все эти предпосылки и даже странное недоразумение, что мы играем в одном направлении. Иногда, дополняя друг друга и иногда отменяя друг друга, эти, казалось бы, противоречивые данные объединяются, что приводит к глубокой популярности работы.

Древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей (пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобразительного и театрального искусства).

Как было уже замечено ранее, своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то это было уделом единиц - образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

Ученый художник, почти несмотря на себя, ставит свою науку на службу «наивным» рассказам. Его личное уравнение заставляет его вибрировать до основной темы героя, который берет его месть. Сознательно или нет, он возвращает этому неизвестному искусству свою чистоту и открывает ему двери большой литературы. Ирония, которую она смешивает с ее адаптацией, является фактором, который идет в направлении «становления историческим». Современный Перро хорошо знал, в глубине души, что наука, в своем развитии, однажды разобьет популярные суеверия.

И он предлагает нам сборник этих суеверий, эти мечты, захваченные в историческом становлении, в тот самый момент, когда они все еще сами и где они станут другими. Это объясняет популярность, а точнее, последовательную популярность этих сказок. Поначалу литературный праздник, сбор был по сути удовольствием двух зрителей, которые не считались таковыми и чей вкус казался априори подозрительным: дети и люди. Дети любили эти рассказы, полные действий, и обнаружили, по крайней мере, через сказку, искусство и опыт единственной действительно созданной детской литературы, устной литературы.

Жизнь и в те далёкие времена была нелегка для большинства живущих людей, таковой она остаётся и так неизбежно будет всегда. Многим приходится тяжко и рутинно работать, зарабатывая себе лишь на малые хлеба, с трудом обеспечивая сносное существование своё и своих близких. И люди издавна догадались, что нужно отвлекать себя, окружающих и коллег по несчастью от каждодневно выполняемых трудов, чем-либо весёлым, отвлекающим внимание от злободневных будней и невыносимых условий тяжкого труда.

Тем временем люди наслаждались поиском некоторых сказок, которые он любил больше всего в трезвой версии, перемещенных и, в конечном счете, в соответствии с традициями. Таким образом, коллекция Перро долгое время пользуется популярностью у различных чувств, которые может принять это слово.

Из «Сказок Перро», научной культуры и народных традиций. Чтобы спросить о термине «культура» для искусств, которые были проигнорированы или недавно учтены в художественном репертуаре, вызывает интерес к легитимационной власти учреждения, что приводит к сомнению в определениях акта творения и статус художника, но он здесь, более скромно, исследует определенное количество точек зрения, причем движение хип-хопа является его основной поддержкой.

Возникновение устного поэтического творчества русского народа связано прежде всего с образованием древнерусского государства в 1Х-Х вв. Устное народное творчество Древней Руси с X до середины XVI века включительно совершенно не фиксировалось письменно. Наши сведения об этом древнем периоде поэтического творчества черпаются лишь из косвен­ных источников.

Хип-хоп процветал в существующих популярных практиках; это часть истории музыки, танца и технологий, а именно: африканских, американских, ямайских и городских корней, но она почти единогласно ограничивается «пригородным» определением, и сами ее создатели иногда неправильно понимают художественные формы прошлого. Дополнительный интерес для движения хип-хопа и его художественных проявлений лежит в претензии улицы. Однако термин «городские культуры», приписываемый им, если он предлагает преимущество, являясь удобным, является неудовлетворительным.

Это первое художественное творчество человека развива­лось в тесной связи с его отношением к природе, к труду, в свя­зи с представлениями человека об окружающем мире, его месте в этом мире. Поэтому первыми произведениями устного народ­ного творчества были обрядовые песни, заговоры, заклинания, которые помогали человеку бороться с непонятными природ­ными явлениями, просить помощи у языческих богов.

Американский философ Ричард Шустерман особенно интересуется концепцией эстетического понимания своего старшего, Джона Дьюи. Корни искусства и красоты погружаются в основные жизненные функции, в биологический характер человека. Ричард Шустерман заключает, противопоставляя свою аналитическую концепцию кантовской философии бескорыстия искусства, его безвозмездности, его автономию, ее внутреннюю ценность.

Что более понятно в этой концепции искусства, чем неразрывность музыки и танца? Внезапно музыкальное время присоединяется к живому времени, время становится чувствительным к телу и преобразуется пульсацией тела. Критики Шустермана Дьюи сосредоточены на элитизме определения «искусства», который, изолируя его от других социальных полей, мешает многим добиваться одобрения в изобразительном искусстве и отказывается от какой-либо художественной легитимности популярные искусства.

Постепенно начинает развиваться и непосредственно сло­весное творчество: сказки, мифы. И позже всего возникает ге­роический эпос - былины, где происходит смешение реально­го с фантастическим. Человек Древней Руси верил в магическую силу обрядового фольклора. Имеется ряд прямых свидетельств в древнерусской письменности о соответствую­щих праздниках и обрядах, соблюдавшихся в Древней Руси (в «Поучении новгородского епископа Ильи - Иоанна XII в. - о колядовании, в «Правиле» митрополита Киприана XIII в. - о масленице, в Ипатьевской летописи под 1174, 1177, 1195 и 1262 гг. - о «русальной неделе» и «купале», в «Послании игу­мена Панфила от начала XVI в. - о купальских обрядах, в «Стоглаве» серед. XVI в., в «Густынской летописи» XVII в. - о купале и троицином дне и в др. памятниках). С принятием хри­стианства не произошло полного отказа от языческих представ­лений о существовании мира, появлении дождя, снега, солнеч­ных и лунных затмений и др. Иногда народ лишь внешне менял одних богов на других. Например, место «скотьего бога» Беле­са занял Власий (или Егорий), место Перуна - Илья-пророк и т.п. Но смысл народной веры остался прежним.

Эти цитаты ставят под сомнение однозначное определение искусства, основанное на делимитации привилегированного круга профессионалов и знатоков, из которых исключены непосвященные и не «сертифицированные». Этот элитизм, к которому ссылаются цитируемые авторы, одновременно приводит к наибольшему числу, недоступности мест распространения искусства, о которых свидетельствуют мои исследования.

Жак Сулилу не имеет никакого отношения ни к чему другому в каталоге Международного Музея Модного Искусства: Пусть читатель простит мне за то, что он навлек на него обыденное обыденное: искусство, одно из которых эта отрасль философии называется «эстетикой», по своей сути нескромной.

До наших дней в той или иной мере дошли разные языче­ские верования, а также песни, загадки, сказания, сказки, со­провождающие эти верования. Культурными центрами, со­хранившими для нас устное народное творчество, были Великий Новгород, Киев, позже Москва и ряд других торго­вых центров Древней Руси.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает на­родная мудрость. С появлением народа связано возникновение народного творчества, которое передавалось из уст в уста. Вся­кое произведение фольклора имеет множество вариантов, так как оно не имеет конкретного автора и с течением времени из­меняется, поскольку каждый рассказчик либо придумывает что- то свое, либо что-то забывает. Поэтому конкретного автора на­звать нельзя, поскольку творцом поэзии был сам народ, произ­ведения создавались веками. Временные границы фольклора условны: устное народное творчество появилось на Руси еще до возникновения письменности и существует до сих пор.

Шустерман использует метафору искусства как «салон красоты нашей цивилизации», чтобы поощрять его преобразование, уделяя большое внимание популярному искусству. Народное искусство доставляет удовольствие, говорит он, и нельзя стыдиться удовольствия, и народное искусство должно объединить в едином эстетическом удовольствии разные социальные классы, если его критики перестанут это судить. вульгарным и легким, и если ограничение класса не налагало пристойности вкусов, но если Шустерман отвергает осуждение народного искусства, он также отвергает его прославление, находя себя в посредственной ситуации изучения и проницательности. эстетика народного искусства, представить его как негативную сторону искусства, осудить характер заимствования из народного искусства, - это забыть, что искусство черпает с незапамятных времен свое вдохновение в культуре популярный.

Все произведения устного народного творчества можно распределить по определенным жанрам. К традиционным жанрам фольклора относятся:

Сказка - эпическое повествование, преимущественно про­заического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. С детства мы знаем такие сказки, как «Колобок», «Липовая нога», «Василиса Премуд­рая», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка». По содержанию сказку можно разделить на социально-бытовую (где повеству­ется о событиях в жизни человека), о животных (героями таких сказок являются звери), волшебную (в которой рассказывается о необыкновенных приключениях героев, появляются особые фантастические существа: Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.)

Отношения с искусством художника Эрве Ди Розы, одного из дизайнеров Международного Музея Модного Искусства, вносят свой вклад в аргумент Шустермана. И скромное искусство, вот и все! Непосредственный вопрос: с кем общаться? аудитория «знатоков»? или один, широкий, обширный и разнообразный, наибольшего числа? Кроме того, мы говорим о людях, в популярных есть люди.

Утверждение политического аспекта искусства, выраженное или лежащее в основе цитируемых авторов, поэтому относится к понятию народной культуры и возвращает свое место искусству в основе повседневной жизни. Бурсьер, борьба политических и религиозных держав в Европе против крестьянских культур установила разделение между популярными формами и научными формами, озвучив дисквалификацию коллективного творчества и участия, устную передачу, возвести сцену, шоу и научное творчество. Джаз-музыка была изобретена, чтобы люди танцевали, вот где мы изобретаем новинки, и записываем их на следующий день.

Бьишна - повествовательное сказание о богатырях, народ­ных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы. В героических былинах рассказы­вается о богатырях и их служении Родине. Например, известная былина «Три поездки Ильи Муромца». В социально-бытовых былинах повествуется о жизни героев из народной среды: куп­цов, мещан, крестьян. Например, знаменитая былина «Садко».

Песнь - музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни чело­века. В старину песня играла очень важную роль в жизни наро­да. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в празд­ники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала: баюкать ребенка, отгоняя от него бессонницу (которая когда-то воспринималась как жи­вое существо), обеспечивать богатый урожайный год, делать счастливой и осмысленной жизнь молодоженов, воспитывать их на добрых традициях. В песне отражались душевная красота, идеалы, чаяния крестьянина, нравственные устои крестьянской жизни. Она радовала в добрый час и утешала в несчастье. Ли­рическая песня основана на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и их детей, му­жей и жен; в солдатских - о службе, войнах, походах; обрядо­вые использовались при совершении обряда.

Кроме собственно больших жанров, в народе создавались также небольшие по объему произведения. К ним относятся:

Загадка - поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной чет­костью. Например, «Висит сито, не руками свито» (паутина).

Пословица - краткое образное ритмически организован­ное народное выражение, обладающее способностью к много­значному употреблению в речи по принципу аналогии. На­пример, «Семеро одного не ждут».

Поговорка - выражение, образно определяющее суть ка­кого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли. Например, «Легок на помине».

Скороговорка - шутливое выражение, намеренно постро­енное на сочетании трудно произносимых вместе слов. На­пример, «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку; рак за руку Грека цап».

Частушка - короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на собы­тие бытового или общественного характера. Например, «Пой­ду плясать, / Дома нечего кусать, / Сухари да корки, / А на но­гах опорки».

Вопросы по докладу:

1) С чем связано возникновение устного народного твор­чества?

2) Что означает слово «фольклор»?

4) Назовите культурные центры Древней Руси, где со­хранились для потомков произведения устного народного творчества.

5) Перечислите основные жанры устного народного твор­чества.

6) Приведите собственные примеры загадок, пословиц, по­говорок, скороговорок, частушек.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!