Потенциал личности дать определение. Личностный потенциал и его особенности у юношества

личность потенциал персонал оценка

Потенциал личности: познавательный, морально-нравственный, творческий, эстетический

Во многих странах мира важнейшей основой национального богатства является человеческий потенциал, которые раскрывается в деятельности руководителя в процессе хозяйственной деятельности. Следовательно, становится ясно, что именно руководитель и является и двигателем прогресса, и основой развития экономики. Каждый человек обладает присущими только ему особенностями и способностями, силой, т.е. определённым потенциалом См.: Мозгачев М.И., Проблемы формирования конкурентоспособности ориентированной экономики России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 7..

Чтобы раскрыть понятие «потенциал личности», сначала определим значение главного слова - «потенциал».

Латинское слово potential (сила, мощь) пришло в русский язык в XIX веке через заимствование французского слова «потенциальный», означающего «могущий быть». То есть понятие потенциал подразумевает: совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами; нереализованные способности и уровень развития общества, социальной, группы человека См.: Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика, 2011, № 1..

Убеждение в том, что человек как биологический вид обладает большим нереализованным потенциалом, составляет важный аспект выдвинутой Маслоу теории человеческой мотивации. Маслоу полагает, что все или, по меньшей мере, почти все младенцы рождаются с потенциалом психологического роста и соответствующей потребностью См.: Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2010..

На данное определение потенциала, приведенное Маслоу нельзя применять как достаточное при раскрытии потенциала управленца, но его идея биологических предрасположенностей человека приобретает новую форму в трудах Ю.В. Синягина и В.Н. Маркова, которые рассматривают «человеческий потенциал управленца» как систему воспроизводимых ресурсов, проявляющихся в деятельности управленца, которые направлены на достижение социально-значимых результатов. При этом, авторы рассматривают человеческий потенциал управленца не как определенный объем ресурсов, присвоенный человеку от рождения (его индивидуальные компетенции), а как его повседневную, ежеминутную способность к реализации своих ресурсов.

В своих исследованиях А. Сен, индийский экономист, рассматривал «человеческий потенциал» с точки зрения возможностей (capabilityapproach) и обосновал его как процесс развития через расширение компетенций, которое характеризует «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает наиболее предпочтительными» См.: Сен А. Развитие как свобода. - М.: Новое издательство, 2004..

В трудах Б.Г. Ананьева потенциал рассматривается как качественная характеристика субъекта, которая раскрывается в специфике трудовой деятельности управленца и характеризуется его трудоспособностью, работоспособностью, активностью, которая направлена на ценностную ориентацию и мотивацию и зависит от сформированного в деятельности практического опыта различной степени обобщенности См.: Ананьев Б.Г., О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2011..

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим) См.: Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. - Ростов н/Д., 2012..

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых, и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный (эстетический) потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского См.: Ромашов О.В., Ромашова Л.О., Социология и психология управления. - М., 2011..

Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются личность, деятельность и коллектив. Межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы. Социально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого развития - от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значимым содержанием совместной деятельности... Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников».

Довольно сложно сразу взять и конкретно охарактеризовать понятие «человеческий потенциал». Можно найти множество разных трактовок данного понятия. Но в целом потенциал человека – это способность реализовать теоретическую возможность на практике.

Значение слова «потенциал» – совокупность как физической силы человека, так и духовной его составляющей, реализовав которые каждый может повысить качество своей жизни, а вслед за этим и расширить воспроизводство различных структур в обществе.

Природа человеческих возможностей:

  • Системность свойств. Они не могут свестись к простой совокупности или перечню человеческих качеств.
  • Внешнее воздействие. Для того чтобы сформировался и реализовался человеческий потенциал, необходимо использовать внешние относительно человека воздействия.
  • Скрытость. Для данного человеческого качества свойственна незримая информация, атрибуты, которые могут проявиться лишь при полном изменении внешней ситуации вокруг индивидуума.
  • Долгосрочная стратегия. Потенциал человека выстраивается как на ближайшее будущее, так и на далекую альтернативу.

Также выделяют и личностный потенциал определенного народа, нации. Это все многообразие открытых и неявных форм, свойственных населению конкретной страны, которые могут проявляться в определенных социально-экономических и природно-экологических обстоятельствах.

Развитие и расширение потенциала – это не только улучшение материального состояния человека, но и прямое увеличение его возможностей, количество возможных вариантов. Выбирать из них человек уже будет самостоятельно, предпочитая тот вариант, который наиболее ему интересен. Потенциальный среднестатистический человек всегда стремится к самосовершенствованию.

Экономическое возрастание способно повлиять на развитие творческого потенциала, обеспечить не только рост благосостояния отдельного трудящегося, но и дать вероятность удерживать приемлемую степень затрат казначейства, направленную на социальное обеспечение, беспристрастно распределять резервы, в общем, тратить деньги персонально на душу населения, а не на оружие для полицейских, чтобы усмирять беспорядки. Материальный доход – лишь одна из составляющих удовлетворенности человека, пусть и имеющая большую значимость.

Государство в своем стремлении к постоянному росту и повышению эффективности зачастую не учитывает некоторые моменты, которые нужны обществу и которые оно не способно решить самостоятельно на удовлетворительном уровне. У каждого человека есть потенциальный запас, и его нужно помочь раскрыть на разных уровнях – бытовом, региональном, государственном.

Но не стоит перекладывать всю нагрузку за раскрытие потенциала на государственную машину, это может вызвать такое негативное явление, как социальное иждивение. А оно в свою очередь приводит к тому, что постепенно снижается экономическая активность каждого человека. Он попросту перестает что-либо предпринимать – ему все и так дает государство.

Поэтому более благоприятной представляется такая модель общества, когда власти обеспечивают не только лишь равное потребление, но прежде всего равенство возможностей. Наиболее важными здесь являются сферы образования, безопасности, охраны труда, здравоохранения, гражданского права, свободы выбора.

Многие задумываются: как раскрыть свой потенциал? Механизм развития скрытых качеств человека основан на следующих принципах:

  • Производительность. Каждый индивидуум должен иметь возможность влиять на производительность своей работы, принимать участие в улучшении процесса работы, разбираться в динамике занятости и денежного довольствия трудящихся,
  • Равные возможности. Следует убрать все негативно влияющие барьеры – сегрегацию по расовому признаку, половому, по уровню доходов и так далее. Это поможет индивидууму в более полной мере участвовать в общеэкономической жизни общества.
  • Устойчивое развитие. Минимизация различных потрясений, как в общественной, так и в бытовой сфере жизни, которые могут выбить из колеи, помешать стремлению в будущее.
  • Увеличение возможностей. Необходимо помогать людям становиться самостоятельными, прививать ответственное отношение к собственной жизни, развивать динамичную светскую позицию, строить гражданское общество.
  • Стабильная обеспеченность. Постепенное увеличение социальных стандартов, рост торговых связей. Социальное единение общества, постепенное улучшение своего материального состояния.

Формирование людских талантов

Разобравшись в структуре и основных составляющих развития человеческого потенциала, можно рассмотреть его влияние на некоторые сферы жизни общества.

Сама природа изначально заложила в нас достаточный физический и интеллектуальный потенциал. Это свойство дает нам возможность становиться первооткрывателями в тех или иных сферах жизни, выходить живым при неравных схватках с дикой природой, используя навыки первобытного охотника, рыбака, собирателя, и так далее.

Человеческая история – это череда непрекращающихся войн, большая часть из которых представляла собой прямое рукопашное сражение, когда от проявления каждым человеком своего физического и духовного потенциала зависело, останется ли он в живых. Потенциально воин постоянно подвергался опасностям со стороны врагов.

Современное же общество практически не нуждается в этом навыке и редко его использует, при этом никто не отменял человеческую потребность выплескивать агрессивный потенциал, что эффективнее всего происходит одновременно с огромными физическими нагрузками на организм. Помимо этого, во многих культурах присутствует социальная необходимость в такого рода деятельности. Это происходит там, где главенствующими ценностями являются смелость, бесстрашие, мужество и тому подобные. Но увы, в обычной жизни такие качества проявить довольно трудно.

Человечество нашло выход из этой ситуации, и это – спорт. По сути, это способ проявить скрытый потенциал в экстремальной ситуации, созданной искусственно. Некоторые виды спорта очень отдаленно напоминают естественные условия, а другие – например, скалолазание, горные походы, спортивный туризм, охота и рыбалка – максимально приближаются к реальным задачам наших предков в обычной жизни. Отсюда и возникает необходимость в полноценных острых ощущениях.

Наше общество, индустриальное и постиндустриальное, полно людей, которые готовы тратить деньги, время и силы для того, чтобы как можно сильнее оторваться от привычной современной жизни, приблизиться к границам своих возможностей – физических, психических и эмоциональных. Испытать себя по полной, лишь так ощутив себя полноценным и по-настоящему живым. Потенциал личности настолько силен внутри нас, что постоянно стремится вырваться наружу.

Повсеместно проводятся специальные курсы и тренинги по выживанию в экстремальных условиях, в диких удаленных местах и т.д. Человек готов отдать много сил, чтобы попробовать себя в борьбе один на один с дикой природой. Это стремление живет внутри нас, оно сформировано тысячелетиями эволюции.

Однако в современном мире у человека практически нет мест, где он может раскрывать этот свой потенциал. Казалось бы, эти навыки были жизненно необходимы, и буквально за последние двести лет, прошедшие с момента начала индустриализации мира, возможность реализовать свой потенциальный запал напрочь исчезла. Отсюда и все эти экстремальные увлечения.

Однако стоит обратить внимание на то, что человек, который для своего пропитания, выживания и в наше время постоянно отстаивает у дикой природы право на жизнь, вряд ли согласится пойти в горы с туристической группой просто так или сплавиться на байдарке по горной реке. Потенциальный риск доступен ему и в повседневной жизни.

Спорт – не единственная сфера реализации человеческого потенциала. Не все прыгают с парашютом. Намного дальше пошли деятели искусства, особенно телевидения и кино. Ведь человек изо дня в день занят рутинной жизнью, значит, у него нет времени на все эти причуды, а вот устроиться в кресле, включить приключенческий фильм, боевик или мелодраматичный сериал и переживать все эмоции вместе с героями картины – вполне доступная возможность. Автор: Андрей Воробьев

В литературе можно встретить различные термины: «человече­ские ресурсы», «человеческий капитал», «уровень жизни», «каче­ство жизни», которые рассматривают человека лишь как эконо­мический ресурс или как потребителя различных благ.

Понятие «человеческий потенциал» выражает представления о человеке как о субъекте деятельности, активном, самоценностном и самораз­вивающемся. Сам термин «роїепсіа», означающий одновременно и возможность и внутреннюю силу, ориентирует нас на гуманис­тическое восприятие людей. По мнению В.М.Шепеля, в XXI в. качество работников как субъектов труда будет признано в циви­лизованных странах главным ценностным приоритетом во всех системах управления .

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал специалистов представляет собой не только набор личност­ных, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, т.е. пассивную составляющую, обеспечивающую возможность ус­пешно реализовывать профессиональную деятельность в экстре­мальных условиях, но, что более важно, является генератором самопополнения, т.е. имеет активную составляющую, являющую­ся основой профессионально-личностного роста специалистов в экстремальных условиях. Именно эта составляющая потенциала обладает способностью к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, направлена на творческое самовыражение, иден­тификацию специалистов.

Понятие «потенциал» в настоящее время изучается в следую­щих аспектах: экономическом (трудовой потенциал), социально-организационном (человеческие ресурсы), социально-экологиче­ском (общая жизнеспособность, жизненный потенциал), психо­логическом (личностный потенциал), личностно-социальном (организаторский потенциал).

В концепции психологического потенциала в управлении ОВД, разработанной группой ученых пол руководством профессора В.И.Черненилова, в структуре профессий н ал ьн о-п сихоло-гического потенциала сотрудника выделяются следующие две основные подструктуры: 1) психотехнологическая и 2) лич­ностная.

Первая призвана обеспечить рациональное выполнение долж­ностных обязанностей, служит показателем того, какого уровня специалистом может стать данный сотрудник, если определенные психологические переменные будут актуализированы при выпол­нении профессиональных задач (функций).

Вторая задает систему смысловых координат труда и жизни в целом: определяет, какой личностью может развиться данный человек и как это может сказаться на его профессиональной дея­тельности и жизни в целом.

В соответствии с указанной концепцией, В.М.Поздняков и И.Е.Реуцкая под профессионально-психологическим потенциа­лом сотрудника ОВД понимают интегративное состояние имею­щихся, но иногда остающихся невостребованными психологиче­ских составляющих личности, которые могут быть ею актуализи­рованы и реально использованы в профессиональной деятельно­сти. При этом психотехнологическая подструктура потенциала по­нимается как проекция целостной психики сотрудника ОВД на плоскость требований к нему как специалисту, предъявляемых в современных условиях. В ней полностью проявляется личность в ее влиянии на все аспекты профессиональной деятельности. Лично­стная подструктура потенциала понимается как все то, что делает человека личностью, а не узким функционером: масштаб пони­мания происходящего, масштаб мышления, кругозор, открытость новому, гражданское мужество, понимание ответственности за судьбы людей, включая ответственность перед потомками и Оте­чеством в целом.

В указанных подходах не полностью учитывается главная осо­бенность профессионально-психологического потенциала, кото­рая делает его основным компонентом психики специалиста. Эта особенность наиболее рельефно просматривается в экстремаль­ных условиях.

К понятию профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов следует подходить с учетом не только личностных характеристик, но и с учетом всей совокупности внеш­них факторов, влияющих на эту личность, индивидуальных, со­циальных, деятельностных, обстановочных. В экстремальных ус­ловиях происходит не просто актуализация профессионального экстремально-психологического потенциала специалиста (кото­рый может быть представлен только своей пассивной составляю­щей различного уровня, при этом активная составляющая может отсутствовать или быть незначительной), а его становление и раз­витие, как специфического психического феномена. Причем, ха­рактеризуя потенциал, целесообразно говорить не о результатах становления специалиста и развития личности, а об особенностях самого процесса, возможностях, качестве, скорости, сроках ста­новления и развития мастерства специалистов. Именно эти пара­метры, а не абстрактный, пусть даже позитивный результат име­ют решающее значение при характеристике профессионального экстремально-психологического потенциала и при профессиональ­но-личностном росте специалиста.

Итак, можно заключить, что под профессиональным экстре­мально-психологическим потенциалом специалиста следует пони­мать интегративную совокупность психических компонентов, имеющих как пассивное, так и активное содержание различных уровней и пропорций, которая формируется и развивается под влиянием и внутренних личностных условий, и внешних - де-ятельностных, социальных, обстановочных. Причем возможно­сти, качество, сроки и скорость протекания этих процессов (фор­мирования и развития) зависят от состояния и функционирова­ния системы: «специалист -жизнедеятельность + экстремальные условия (обстановочный компонент) -функциональная группа» (см. рис. 1).

В пассивную группу компонентов профессионального экстре­мально-психологического потенциала специалистов целесообраз­но включить не обладающие побудительной силой операциональ­ную (знания, умения, навыки, привычки, общие и специальные способности, свойства) и психодинамическую (выносливость, энергичность, ритм труда, работоспособность и пр.) составляю­щие структуры личности, разработанной профессором Академии управления МВД России А. М.Столяренко, в активную - обла­дающую побудительной силой нравственно-мотивационную со­ставляющую (ценности, идеалы, потребности, мотивы, направ­ленность, установки, цели).

Экстремальные ситуации не только способствуют, но и явля­ются обязательным условием формирования и развития профес­сионального экстремально-психологического потенциала должным образом подготовленных специалистов. Вместе с тем они могут приводить к полной профессиональной и личностной деградации неподготовленных специалистов. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов более восприимчива к изменениям условий деятель­ности и может служить своеобразным индикатором уровня сфор­мированное™ и развития всего потенциала специалистов в экст­ремальных условиях. Эта диагностическая особенность потенциа­ла использовалась в процессе психологического сопровождения и подготовки сотрудников спецподразделений в экстремальных ус­ловиях. Активная группа компонентов профессионального экст­ремально-психологического потенциала специалистов способствует формированию и развитию всего потенциала, в том числе за счет накопления потенций пассивной группы компонентов.

Экстремальные условия профессиональной деятельности вы­нуждают специалистов осуществлять глубокие личностные транс­формации психики. Эти изменения проявляются в процессе про­фессионального становления, адаптации, развития и совершен­ствования специалистов в экстремальных условиях.

В экстремальных условиях процесс профессионального станов­ления в аспекте его динамики протекает по другой схеме, чем в обычных условиях. Он более стремителен, потому что выжить в экстремальных условиях можно, только обладая достаточным уров­нем профессионализма, как правило, конфликтен, так как ха­рактер личности наталкивается на жесткие условия жизнедеятель­ности и взаимодействия между специалистами, имеет высокую степень психологического привыкания к риску («сдвиг к риску»).

А. М.Столяренко в психологическом потенциале руководителя ОВД предлагает учитывать следующие особенности: 1) индиви­дуальную управленческую концепцию; 2) развитость морально-психологических качеств; 3) управленческую подготовленность; 4) интеллектуальные способности; 5) эмоционально-волевые свойства; 6) коммуникативные качества.

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал руководителя подразделения в экстремальных условиях, по­мимо указанных компонентов, должен включать в себя:

Развитые организаторские способности и навыки (координа­ция взаимосогласованных и взаимодополняющих действий;

Высокий уровень доверия себе и функциональной группе (сле­довательно, высокий уровень ответственности);

Способности к помогающим (обучающим) действиям, улуч­шающим (совершенствующим) действия подчиненных сотрудни­ков (содействие).

Развитую подсознательную сферу психики и высокие навыки управления этой сферой.

Основным условием повышения профессионального экстре­мально-психологического потенциала руководителя в экстремаль­ных условиях является развитие у него аутопсихологической ком­петентности, которая приобретается в процессе профессиональ­ной экстремально-психологической подготовки, самоподготовки, психоконсультирования и профессиональной деятельности (взаи­модействия).

Аутопсихологическая компетентность руководителя является составной частью его профессиональной компетентности. В соче­тании со способностями профессиональная компетентность об­разует так называемый «практический интеллект» (школа Стерн­берга), который может рассматриваться как форма приобретае­мого опыта в процессе проведения специальных операций.

Латинское слово intellectus - «разумение, постижение» - в словарях обычно переводится как «ум, умственные способно­сти». Считается, что именно они во многом предопределяют ус­пех в обучении и решении сотрудником возникающих жизнен­ных проблем. Однако это оценивание в области лишь так называ­емого «академического» интеллекта, характеризующего успеш­ность обучения и решения задач абстрактно-теоретического пла­на. Вместе с тем с 80-х гг. XX в. психологами разрабатываются понятия «социального», «эмоционального», а также «практиче­ского» интеллекта, которые позволяют более надежно делать про­гноз в отношении решения человеком проблем, возникающих в повседневной жизни, в труде и при взаимодействии с другими людьми.

Интеллект, и прежде всего практический интеллект, крайне важен для руководителей, работающих в экстремальных услови­ях, так как они обязаны для успешности своих действий распоз­навать и решать внезапно возникающие проблемы, намечать и формулировать стратегии решения задач, оптимизировать потоки поступающей из разных источников информации и распределять имеющиеся ресурсы, лично участвовать в решении или контро­лировать решение проблемы и давать ей оценку. Развитие практи­ческого интеллекта связано с развитием у руководителей навыков работы в профессиональных ситуациях, наполненных избыточ­ной оперативной информацией, при ее недостатке или полном отсутствии. Для развития практического интеллекта руководите­лей к деятельности в экстремальных условиях необходимо разви­вать у них навыки концентрации, распределения и удержания внимания на одном и нескольких объектах, профессионального восприятия ситуации, распознавания, структурирования, сорти­ровки, ментального достраивания (конструирования), извлечения из памяти, использования различных информационных потоков. Кроме того, важным являются навыки вербального и невербаль­ного общения на уровне полного взаимопонимания с подчинен­ными.

При решении новых задач в экстремальных условиях руково­дителю недостаточно одного интеллекта. Он является лишь осно­вой, на которой базируются и приобретают ведущее значение личностные особенности (креативность, мотивация, воля, интуи­ция).

Латинское слово create переводится как «сотворение, созида­ние нового». Креативность проявляется не только в особенностях мышления (превалирование дивергентного (разнонаправленного, целостно-образного) над конвергентным (однонаправленным, парциальным) мышлением, по классификации Дж. Гилфорда), но и в специфике интеллектуальной активности, связанной с осо­бенностями мотивации (прежде всего со склонностью к любозна­тельности и риску), а также со способностью интуитивного по­стижения нюансов ситуации и преодоления барьеров в совмест­ной деятельности и общении }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!