Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.
Тема: Начальное знакомство с математикой
Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру
На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.
Сравнить предметы - это значит найти в них сходства и различия.
I. Отгадайте загадки:
1. В южных странах он растет,
Этот всем известный плод.
Выбирать нужно умело.
Если желтый - значит, спелый.
За деньгами лезь в карман,
Чтоб купить себе...
Правильный ответ: Банан (рис. 1).
2. Растет на грядке и в теплице,
В салате очень пригодится.
Зеленый, длинненький бывает.
Кто догадался - молодец!
Растет на грядке...
Правильный ответ: Огурец (рис. 1).
II. Что общего у банана и огурца?
Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.
III. Чем они отличаются?
Правильный ответ: цветом (банан - желтый, огурец - зеленый), вкусом и запахом; банан - фрукт, а огурец - овощ.
Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению - это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.
1. Рассмотрите картинки (рис. 2- 4) и назовите общий признак группы.
Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).
Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).
Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).
2. Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).
Правильный ответ: стекло.
3. Какой общий признак группы (рис. 6)?
Правильный ответ: вкус (это сладости).
4. Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).
Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).
5. Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?
Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин - это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье - это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля - это посуда).
По какому признаку расположены предметы в столбиках?
Правильный ответ: по цвету (в первом столбике - предметы красного цвета, во втором - желтого, в третьем - зеленого, в четвертом - оранжевого).
Определите предмет из таблицы по его признакам:
- Желтый кислый фрукт.
Правильный ответ: лимон.
- Зеленая керамическая посуда.
Правильный ответ: кружка.
- Красная одежда из ткани.
Правильный ответ: шорты.
Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 9- 10).
Правильный ответ:
1. Размер;
Усложним задание.
Правильный ответ:
4. Форма и размер;
Домашнее задание
1. Укажите, какие признаки изменяются.
Снежана Фирсова
Конспект занятия по математике «Количество и счет. Сравнение предметов по величине»
Паспорт НОД
Группа : средняя группа
Место проведения : групповая комната
Продолжительность занятия : 20 мин
Образовательная область «Познавательное развитие» : формирование элементарных математических представлений .
Тема : «Количество и счет . Сравнение предметов по величине ».
Тип занятия , форма проведения : занятие по закреплению и применению математических представлений в форме игровой встречи Умников и Умниц.
Задачи :
1. Образовательные
1.1 Формировать представление о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета в пределах 5 .
1.2 Продолжать сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями : длинный, широкий, короткий, узкий.
1.3 Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг) .
2. Развивающие
2.1 Развивать психические процессы : внимание, память.
2.2 Развивать речь детей : употреблять в речи слова длиннее, короче, уже, шире, больше, меньше.
3. Воспитательные
3.1 Воспитывать умение действовать в коллективе.
3.2 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основной дидактический метод : практический
Частные методы и приемы :
1. Практические : выполнение детьми практических заданий с наглядным материалом , сравнение (наложение, приложение, упражнение с элементами соревнования.
2. Словесные : объяснение игровых упражнений, вопросы, указания, пояснение, речевой образец, контроль и оценка.
3. Наглядные : напоминание и показ способов выполнения задания, практических приемов.
4. Игровые : сюрпризный момент
Ресурс НОД :
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой, М. А. Васильевой,М : Мозаика-Синтез,2016
2. Помораева И. А., Позина В. А.
Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий . – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 С.
Консультация с преподавателем
«Теории и методики математического развития »
Дидактические средства :
1. Демонстрационный материал : машины (5 шт., куклы (5 шт., 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора – с шарами, 2 набора – с кубами; количество шаров и кубов равное количеству детей ).
2. Раздаточный материал : круги (по 5 штук для каждого ребенка, квадраты (по 5 штук для каждого ребенка, «ледяные дорожки» , изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2 шт. на каждого ребенка, «снежные комочки» разного размера (по 2 шт. для каждого ребенка) .
1. Организационное начало занятия
1.1 Приветствие (0,5 мин)
1.2 Размещение детей : сначала полукругом, а потом за столами (0,5 мин)
1.3 Считалочка «1,2,3,4,5-можно все пересчитать» (1 мин)
1.4 Мотивация : игровая с использованием сказочного персонажа Совушки-мудрой головушки (1мин)
2. Основная часть
2.1 Упражнение в счете предметов до 5 (3 мин)
2.2 Упражнение в (1 мин)
2.3 Уравнивание групп предметов по количеству (3 мин)
2.4. Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение количеству (2 мин)
2.5. Игровое упражнение с элементами соревнования «Разложи фигуры» (4мин)
2.6. Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение «ледяных дорожек» по двум признакам величины (длине и ширине) (2 мин)
3. Окончание занятия
3.1 Подведение итогов, оценка детской деятельности (1 мин)
3.2 Рефлексия (1 мин)
Ход НОД:
1. Организационное начало занятия
Сколько лапок у котенка?
Сколько глазок у мышонка?
Сколько ног у воробья?
Сколько в комнате углов?
Сколько пальцев на руке?
Сколько пальцев на ноге?
Добрый день, ребята.
Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.
К нам в гости прилетела Сова.
Правильно, к нам в гости прилетела Совушка - мудрая головушка. Она к нам сегодня прилетела не просто так, она хочет нас познакомить с миром математики , сейчас сова превратит вас в умников и умниц, и мы можем отправляться с вами в мир математики (сова прикасается волшебной палочкой к детям) . Умники, садитесь за те столы, а умницы за эти.
2. Основная часть
2.1 Упражнение в счете предметов до 5
Смотрите-ка, у вас на столах что-то лежит под салфеткой. Хотите узнать, что там? Мне тоже не терпится узнать что там. Так давайте же посмотрим под салфетку. Что здесь лежит?
Под салфеткой умников лежат машинки, а под покрывалом умниц лежат куклы.
Да, у умников под салфеткой лежат машинки, а у умниц куклы. Умники сосчитайте сколько у вас на столе машинок, а теперь умницы сосчитайте сколько у вас на столе кукол.
Сколько машинок на столе?
Одна, две, три, четыре, пять – всего пять машин.
Правильно умники.
Сколько кукол на столе?
Одна, две, три, четыре, пять – всего пять кукол.
Правильно умницы, какие вы все молодцы и умники и умницы.
Умники и умницы, наши куклы собрались поехать в гости к своей подруге к кукле-Кате, давайте посмотрим всем ли куклам хватит машин. Всем хватило машин?
Машин хватило всем куклам.
2.2 Упражнение в сравнении групп предметов по количеству
Правильно умницы и умники, всем куклам хватило машин, но одна машина осталась лишней, так чего же больше 5 машин или 4 куклы?
5 машин больше, чем 4 куклы.
Правильно 5 машин больше чем 4 куклы. А чего меньше 4 куклы или 5 машин?
4 куклы меньше, чем 5 машин.
Молодцы, конечно 4 куклы меньше, чем 5 машин.
2.3 Уравнение групп предметов по количеству
Умники и умницы как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну? Вызывается умник Александр, покажи нам первый способ как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну (добавляет одну машину) . По сколько стало кукол и машин?
Одна, две, три, четыре, пять – всего пять кукол. Одна, две, три, четыре, пять – всего пять машин. Стало 5 кукол и 5 машинок.
Правильно, молодец, по 5 (убираю одну куклу) . Со стороны умниц вызывается умница Полина, покажи нам как еще можно сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну.
Я убираю одну машинку.
Правильно. По сколько стало кукол и машин?
Давайте сосчитаем кукол : Одна, две, три, четыре – всего четыре куклы. Теперь сосчитаем сколько машинок : Одна, две, три, четыре - четыре машины. Стало 4 куклы, 4 машинки.
Молодец, Полина, по 4 куклы и по 4 машинки. Вы так хорошо считали и сравнивали , какие вы молодцы, и умники, и умницы.
2.4 Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение и уравнивание геометрических фигур по количеству
У Совушки – мудрой головушки для вас есть задание, сейчас я его для вас прочитаю : «Умники и умницы, вы должны узнать, чего у вас на столах больше, кругов ли квадратов. У вас на столах лежат карточки, на верхнюю полоску карточки разложите круги, а на нижнюю полоску разложите квадратики. Чего на карточке больше, а чего меньше кругов или квадратов?
Один, два, три, четыре – всего четыре круга. Один, два, три, четыре, пять – всего пять квадратов. Квадратов больше чем кругов.
Молодцы умники и умницы квадратов больше чем кругов, а чего меньше квадратов или кружочков?
Правильно, кругов меньше чем квадратов.
Мне так нравится как вы все хорошо выполняете задания, так хорошо знаете геометрические фигуры и так замечательно умеете сравнивать чего больше , а чего меньше, какие же вы все умные,
сова и я вами очень довольны.
2.5 Игровое упражнение с элементом соревнования"Разложи фигуры".
А теперь давайте всё отложим в сторону. Совушка-мудрая головушка хочет поиграть с вами в одну очень веселую игру : Умники и умницы, вы должны собрать для Совушки урожай из геометрических фигур : из кубов и шаров, я буду вам очень благодарна. Команда умников будет собирать урожай на этой стороне ковра, а команда умниц на той, вы должны собрать кубы в одну корзину, а шары в другую, начали. Какие молодцы, все собрали урожай для Совушки-мудрой головушки. А теперь давайте сравним , правильно ли собран наш геометрический урожай.
Урожай умниц будет проверять умник Юрий, а урожай умников будет проверять умница Арина.
Так, так, так, в корзинку с кубами попал шар, что с ним нужно сделать?
Переложить его в корзину с шарами.
Правильно ребятки. Умники и умницы, вы очень хорошо умеете собирать геометрический урожай, а как хорошо вы знаете геометрические фигуры. Хоть и были маленькие ошибочки, Вы очень большие молодцы.
2.6 Выполнение заданий с раздаточным материалом : сравнение «ледяных дорожек» по двум признакам величины (длине и ширине)
Умники и умницы, какое сейчас время года?
Правильно, а во что вы любите играть зимой?
Кататься на санках, играть в снежки, кататься по ледяным дорожкам.
Как много всего можно делать зимой интересного, посмотрите-ка Совушка-мудрая головушка приготовила для вас ледяные дорожки, сравните их , какая из них длиннее, а какая короче. Покажите мне все длинную дорожку, а теперь покажите короткую дорожку, молодцы, теперь я хочу увидеть широкую дорожку, а теперь узкую. Всё правильно, как можно назвать длинную и широкую дорожку?
Большая дорожка.
Молодцы, большая, а узкую и короткую дорожку?
Маленькая дорожка.
Правильно маленькая. А теперь умники вы должны прокатить снежный комочек по большой дорожке, а умницы по маленькой дорожке. Как замечательно вы катаете снежные комочки по ледяным дорожкам. Молодцы ребята.
3. Окончание занятия
Совушке-мудрой головушке и мне сегодня очень понравилось что вы все были очень дружными, умными и хорошо справились со всеми заданиями. Вы настоящие умники и умницы, все молодцы.
Совушке-мудрой головушке пора лететь в свою страну. Поэтому она сейчас вас снова превратит из умников и умниц в мальчиков и девочек. Давайте все попрощаемся с совой.
Ребята, что вам из занятия запомнилось и понравилось больше всего? Девочки, как вы думаете, можно ли мальчиков назвать умниками? Мальчики, можно ли девочек назвать умницами? Вам понравилось быть умниками и умницами?
Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
Предлагаю вам занимательные задания по математике на сравнение предметов по размерам и форме, которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий
- использование как дополнительный материал после изучения темы “Сравнение предметов”, при проведении устного счета на уроке, так же в конце урока в качестве рефлексии.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют
развитию логического мышления, внимания, памяти, развитию логической операции - сравнение.
Задания предназначены
для детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
С помощью этих заданий дети учатся сравнивать предметы по размерам (задания с 1-4)
Задания с 5-7 учат сравнивать предметы по форме.
Задание №1
Нарисуй воздушный шарик. Нарисуй синий мяч, который больше воздушного шарика. Нарисуй красный мяч, который меньше воздушного шарика.
Задание №2
(сравнение предметов по размерам)
Пусть к доске выйдет например Лена. Есть ли у нас в классе кто-нибудь из девочек такого же роста, как Лена? А из мальчиков?
Задание №3
(сравнение предметов по размерам)
У учителя на столе стоят предметы разной высоты. Среди них есть стакан. Подбери предмет такой же высоты, как стакан; ниже стакана; выше стакана.
Задание №4
(сравнение предметов по размерам)
Рассмотри модель циферблата часов. Какая стрелка длиннее: часовая или минутная? Какая стрелка короче?
Задание №5
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Разложи фигуры в разные группы по форме.
Задание №6
(сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники) разных размеров. Отбери фигуры каждой формы и разложи их в ряд в порядке увеличения размеров-начиная с самой маленькой и кончая самой большой.
Задание №7
(сравнение предметов по форме)
Учащимся предложены фигуры (круги, треугольники, квадраты, пятиугольники). Раскрась фигуры разными цветами так, чтобы фигуры одной и той же формы было раскрашено карандашом одного цвета.