Внутришкольный контроль в системе управления образовательным учреждением
Введение
Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.
Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
Если регулирование поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне необходимо получить информацию о состоянии системы и происходящих процессов и затем анализировать эти данные. Таким образом, именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря осуществлению которого можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее качественного проведения. Именно внутришкольный контроль выступает для аналитической функции в роли основного поставщика нужной и необходимой информации, которую затем в управленческом механизме обрабатывают и анализируют. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
Несмотря на наличие многочисленных исследований по тематике внутришкольного управления в публикациях недостаточно раскрыты научно-педагогические основы управления школой, осуществления контроля администрацией в современных условиях. В связи с расширением сферы самостоятельной деятельности школы возросла актуальность регулирования внутришкольных отношений на основе личностно-правового подхода к управлению.
Актуальность указанных проблем, их недостаточная изученность в условиях изменившихся общественно-производственных отношений, назревшая необходимость оценки теоретической и практической значимости данного вида управленческой деятельности обусловили выбор темы дипломной работы.
Целью исследования явилось решение вышеуказанной проблемы путем научного обоснования и создания модели внутришкольного контроля в современных условиях.
Объект исследования – внутришкольное управление, история, развитие и практика осуществления внутришкольного контроля.
Предмет исследования – процесс совершенствования контрольно-инспекционной деятельности в современной школе.
Гипотеза исследования. На основе анализа литературы по социальному управлению, психолого-педагогической и юридической литературы, законодательно-нормативных документов я выдвигаю следующие предположения:
1. Результативность контрольно-инспекционной деятельности в школе повысится, если в основе ее организации будет личностно-правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод участников образовательного процесса в рамках установленных норм.
2. Внутришкольный контроль сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.
3. Развитию демократических принципов управления будет способствовать привлечение органов школьного самоуправления к разработке локальной правовой базы управления школой и контролю над их соблюдением.
4. Эффективность контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.
Задачи исследования:
1. Выявить структуру, типологию власти и на их основе разработать
подходы к моделированию внутришкольного контроля.
2. Раскрыть сущность локальной правовой базы управления школой
и выработать требования к ее формированию.
3. Раскрыть сущность внутришкольного контроля в современных условиях.
4. Определить принципы, цель, задачи, функции, методы, процедуру внутришкольного контроля.
5. Охарактеризовать педагогические условия повышения эффективности внутришкольного контроля.
Методологической основой исследования являются: общенаучная теория систем, теория управления социально-педагогическими процессами, теория гносеологии и моделирования, признание приоритетности общечеловеческих ценностей и человека высшей ценностью, теория формирования личности в творческой деятельности и общении.
Теоретической основой исследования явились теории и концепции: о педагогических системах (В.П. Беспалько, Е.И. Казакова, Л.И. Новикова и др.); о природе педагогической деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); об управлении, в том числе педагогическими системами (В.Г. Афанасьев, Ю.В. Васильев, Ю.М. Киселев, М.И. Кондаков, A.M. Моисеев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль, Т.И. Шамова и др.); о внутришкольном контроле (Н.В. Горбунова, В.П. Давыдов, Н.С. Жбанкова, Ю.А. Конаржевский, М.К. Рункова, В.Ф. Сауткин, Н.С. Сунцов, Н.А. Шубин и др.). Методология исследования также определилась законодательно-нормативными документами, демократическим государственно-общественным характером управления образованием.
Источники исследования:
Официальные законодательно-нормативные документы, правовые акты, регулирующие отношения в области образования;
Педагогическая периодика, материалы Министерств образования Российской Федерации, отделов образования рай/гор/администраций
г. Георгиевска, нормативные документы общеобразовательных школ;
Антология педагогической мысли, историко-педагогическая литература по проблемам управления, развития школьного образования, юридическая литература;
Отечественные и зарубежные энциклопедии, энциклопедические словари, справочники по вопросам управления и педагогики;
Ежегодные статистические материалы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В дипломной работе приведено комплексное исследование научно-педагогических основ управления современной школой, организации контрольно-инспекционной деятельности администрации школы:
· рассмотрена модель внутришкольного контроля на основе правовой базы управления школой;
· рассмотрена необходимая и достаточная правовая база управления школой, ее структура, содержание и обоснованность в соответствии с требованиями законодательно-нормативных актов;
· раскрыты принципы, цели, задачи, содержание, технология организации внутришкольного контроля и инспектирования, их толкование в условиях современных отношений в системе образования;
· проведена систематизация и классификация основных функций школы, уточнены функции инспектирования и контроля;
· основной предмет внутришкольного управления представлен как процесс формирования, организации, упорядочивания отношений социального партнерства государства, общества, семьи, школы;
· выявлены тенденции нововведений в функциях и структуре внутришкольного управления.
Практическая значимость исследования определяется:
– обоснованием необходимости обновления и развития школьных систем управления и самих школ, их адаптации к современным социально-общественным требованиям, к работе в условиях национально-региональной системы образования;
– внедрением механизмов научных основ внутришкольного управления: понятийного аппарата, закономерностей, принципов, методов и функций управления, которые помогут руководителям школ перейти от «собирательства» примеров управления школами к сознательному проектированию, конструированию системы внутришкольного управления;
– расширением базы, условий управления качеством образования на разных управленческих уровня.
1. Внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением
Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.
Ю.А. Конаржевский, например, считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания; данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.
П.И. Третьеков рассматривает внутришкольный контроль, как вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР школы на диагностической основе.
А.В. Чоботарь считает, что внутришкольный контроль – это одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе!
Я придерживаюсь трактовки, что внутришкольный контроль – это:
1. оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;
2. взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
3. вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития УВР на диагностической основе общегосударственным требованиям.
Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.
«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .
Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
§ Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);
§ Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);
§ Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).
Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:
§ оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;
§ взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;
§ система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;
§ вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.
Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:
1) Общие требования к организации контроля в современном образовательном учреждении:
§ плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;
§ многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;
§ дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;
§ интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;
§ организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;
§ объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;
§ результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;
§ компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.
2) Принципы эффективности внутришкольного контроля:
§ принцип стратегической направленности контроля;
§ принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);
§ принцип контроля по критическим точкам;
§ принцип существенных отклонений;
§ принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);
§ принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.
3) Цели контроля:
§ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;
§ сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
§ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;
§ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;
§ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;
§ выявление и обобщение передового педагогического опыта.
4) Задачи контроля:
§ создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;
§ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;
§ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;
§ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;
§ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.
5) Функции внутришкольного контроля:
§ осуществление обратной связи , так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;
§ диагностическая , под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;
§ стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.
6) Основные компоненты контроля:
§ первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;
§ условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);
§ определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;
§ выбор методов контроля на основе заявленных принципов;
§ выявление и констатация информации о существующем положении дел;
§ оценка полученных результатов;
§ сопоставление полученных результатов контроля с нормами;
§ анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.
7) Организация внутришкольного контроля.
В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.
Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:
§ обоснование проверки;
§ формулировка цели;
§ разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;
§ сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;
§ оформление основных выводов по результатам проверки:
o раскрываются основные причины успехов (неудач);
o принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и другие;
o определяются сроки следующего контроля;
§ обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического объединения, предметной кафедре и т. д.)
Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.
8) Виды контроля.
Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.
§ по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;
§ по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;
§ по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;
§ по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;
§ по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;
§ по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;
§ по объекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.
Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы – учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность.
9) Основные формы контроля, используемые в школе.
Форма контроля – это способ организации контроля.
§ самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);
§ взаимоконтроль (взаимообучение равных);
§ административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;
§ коллективный контроль;
§ внешний контроль.
С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.
Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.
Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.
Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.
Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.
10) Методы контроля.
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
§ наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий);
§ анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);
§ беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);
§ изучение документации (работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);
§ анкетирование (способ исследования путем опроса);
§ хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);
§ устная или письменная проверка знаний, умений, навыков учащихся (испытание для выявления уровня обученности и другие методы).
Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.
При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся:
§ алфавитная книга записи учащихся;
§ личные дела учащихся;
§ журналы: ? классные;
· факультативных занятий;
· групп продленного дня;
· дополнительного образования;
§ книги: ? учета выдачи аттестатов об образовании;
· учета выдачи золотых и серебряных медалей;
· протоколов заседаний педагогического совета;
· приказов по школе;
· учета педагогических работников;
· журнал учета пропусков и замещения уроков.
Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.
В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.
Применение во внутришкольном контроле социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.
Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.
Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10) можно представить следующим образом :
Рисунок 8 ? Классификация контроля по видам.
Рисунок 9 ? Классификация контроля по методам.
Рисунок 10 ? Классификация контроля по периодам).
Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.
11) Итоги контроля могут быть подведены:
§ на совещании при директоре или его заместителях;
§ на заседании методического объединения учителей;
§ на педагогическом совете.
Способы подведения итогов : справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:
§ проводятся заседания педагогического или методического советов;
§ сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;
§ результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
12) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рисунок 11) :
§ учебный, воспитательный процесс;
§ методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;
§ психологическое состояние учащихся и учителей;
§ обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).
Рисунок 11 ? Объекты внутришкольного контроля.
При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы: учебно-воспитательной работы :
§ выполнение всеобуча;
§ состояние преподавания учебных предметов;
§ качество знаний, умений, навыков учащихся;
§ исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.;
§ качество ведения школьной документации;
§ выполнение программ и предусмотренного минимума;
§ подготовка и проведение экзаменов.
методической работы:
§ повышение квалификации учителей и администрации;
§ работа методических объединений;
§ работа с молодыми специалистами;
§ работа с учителями, пришедшими из других образовательных учреждений.
13) Технологии внутришкольного контроля.
§ педагог заполняет «Личностный паспорт»;
§ согласовывает свой план с руководителей методического объединения;
§ руководитель методического объединения систематизирует личностные планы педагогов и составляет технологическую карту контроля своего методического объединения;
§ завуч совместно с руководителем методического объединения анализируют и составляют план контроля на уровне методического объединения;
§ администрация анализирует план методического объединения, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля, знакомит с ним педагогов;
§ директор утверждает сводный план внутришкольного контроля.
Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.
Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ -
Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Специальный факультет по переподготовке кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся
Дипломная работа
Исполнитель: слушатель группы М - 2
специальности
"Менеджмент учреждений дошкольного,
общего среднего образования,
внешкольного воспитания и обучения"
КИРПИЧёВА Т.Г.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Миняйлова Е.Л.
Рецензент к.п.н, доцент АДАРЧЕНКО Е.Л.
Гомель 2009
Задание по дипломной работе (проекту) Слушателю Кирпич ё вой Татьяне Геннадьевне 1. Тема дипломной работы Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся . 2. Срок сдачи слушателем работы "____"_______________ 2009_г.3. Исходные данные к дипломной работеТеоретическая база: работы Л.И. Вагиной, Л.К. Гребенкиной, И.В. Гуревич, Т.Г. Ульяновой, статьи и Интернет-источники, раскрывающие основы планирования и осуществления внутришкольного контроля, нормативно-правовая база, определяющая государственную политику.Объект: процесс управления качеством обучения учащихся.Предмет: внутришкольный контроль как инструмент управления качеством обучения.4. Перечень подлежащих разработке вопросов1) Внутришкольный контроль, его виды и формы2) Теоретические основы планирования и осуществления внутришкольного контроля3) Особенности внутришкольного контроля в современных условиях4) Традиционные и новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы.5) Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования.5 Календарный план-график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов.Содержание
- Задание по дипломной работе (проекту)
- Введение
- 1. Теоретические основы внутришкольного контроля
- 1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы
- 1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
- 1.3 Требования к контролю
- 1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля
- 1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
- 1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы
- 2. Основные направления организации внутришкольного контроля
- 2.1 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
- 2.2 Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования
- 2.3 Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение А
- Приложение Б
- Приложение В
- Приложение Г
Контроль - необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется.
Выполняемые функции
Педагогический контроль - это деятельность, в процессе которой исследуется состояние ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:
- Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.
- Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.
- Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.
- Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.
- Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.
Требования к контролю
Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля:
- Ориентация на требования утвержденных программ.
- Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.
- Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.
- Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов.
- Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.
Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:
- Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.
- Текущий контроль . Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.
- Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.
- Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года.
- Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы.
Формы контроля над деятельностью педагогов
Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль - это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель.
Для этого применяются следующие формы контроля:
- Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником.
- Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом.
- Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине.
- Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.).
- Комплексно-обобщающий. Контроль за и воспитания в параллели классов.
В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная.
Формы контроля за усвоением учебного материала детьми
Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля:
- Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса.
- Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса.
- Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в у доски.
- Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски.
- Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников.
- Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.
Методы педагогического контроля
Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы:
- Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование.
- Письменная проверка , которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д.
- Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты.
- Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования.
- Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу.
- Машинный контроль , предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности.
Контроль и физическое воспитание
Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма.
С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля:
- Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья.
- Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия.
- Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока.
- Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок.
- Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год.
Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес).
Контроль за воспитательным процессом
Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль - это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса.
При этом оцениваются:
- воспитанность школьников;
- работа классных руководителей;
- привлечение родителей к процессу воспитания;
- качество организации общешкольных праздников, мероприятий;
- проведение спортивных соревнований и конкурсов;
- кружковая работа в целях дополнительного образования;
- профилактическая работа со "сложными", педагогически запущенными учениками.
Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях - привлечь специалистов со стороны.
Контроль за уровнем воспитанности учащихся
Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи.
Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов:
- Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.
- Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам.
- Психологическое анкетирование.
- Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях.
- Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств.
Педагогический контроль - это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности.
ТАШКЕНТСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бутабаева Н.П.
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Ташкент – 2007 г.
Рецензенты : Ломухина В.И. – директор школы № 210 г.Ташкента
Мирзоева Л.В. – зам.директора по учебно-воспитательной работе школы № 101 г.Ташкента
Научный редактор : Юлдашев Х.К. – ректор ТГИППКПНО, доктор педагогических наук, профессор
Ответственный за выпуск : Умронходжаев А. – кандидат
Педагогических наук, профессор
Пособие содержит методические материалы по организации внутришкольного контроля.
Для педагогической деятельности любой школы характерны осмысление накопленного опыта работы, поиск новых идей, выход на более высокую ступень педагогического мастерства в организации учебной и воспитательной деятельности, появление и распространение в педагогической, родительской, управленческой среде нового понимания ценностей образования, когда образование становится приоритетным в жизни подрастающего поколения.
Закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров явились руководством к действию в развитии и усовершенствовании народного образования в Узбекистане. Работа в этом направлении еще более усилилась после принятия «Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы», предусматривающей кардинальное улучшение всей системы школьного образования, отвечающий самым современным требованиям.
А одним из рычагов такого развития в каждой конкретной школе является аппарат внутришкольного контроля (ВШК).
ВШК – это система, которая позволяет управлять, контролировать и оптимизировать учебный процесс.
ВШК – это сложная система управления, т.к. включает в себя взаимоотношения между администрацией, коллективом учителей, и коллективом учеников.
Целью данной методической разработки является оценка следующих понятий:
Эффективность ВШК.
Организация работы администрация в этом направлении.
Организация работы учителя.
Мотивирующие аспекты деятельности учителя.
Формы и методы внутришкольного контроля.
Психологический климат педагогического и ученического коллективов.
Эффективность учебно-воспитательного процесса.
Планирование внутришкольного контроля.
Условия эффективности ВШК
Каждый руководитель школы постоянно нуждается в четком представлении о том, как развивается школа, каковы тенденции того развития, как совершенствуется (или не совершенствуется) образовательный процесс. Иными словами нужен постоянный анализ, постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива. Такую информацию – достоверную, полную – можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля на основе диагностики.
Диагностика – основа качественного управления образовательным учреждением.
Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации.
Диагностика коллектива – важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно-ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.
Существует ряд принципов, делающих процесс контроля эффективным:
регулярность и отсутствие неожиданных процедур контроля;
отказ от различных форм скрытого контроля;
выявление не только недостатков, но и успехов контролируемых;
доведение результатов контроля до подчиненных;
уважение к работникам в процессе контроля;
важность принятия подчиненными контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.
К сожалению, чаще всего контроль ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Это может привести к сильному перенапряжению учителя, вызвать чувство сопротивления. В результате этого контроль не только не способствует совершенствованию работы, а является демотивирующим фактором.
Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться следующих условий :
ожидаемые руководством результаты четко определены и известны каждому педагогу;
результаты соответствуют возможностям педагогов, которые не сомневаются в своих силах;
в образовательном учреждении существуют необходимые организационные, материально-технические и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых результатов, в чем педагоги не сомневаются;
достижения ожидаемых результатов не требует от педагогов чрезмерного напряжения;
в организации существуют известные всем вознаграждения за достижения результатов;
данные вознаграждения предоставляют ценность для исполнителей;
система контроля обеспечит объективную оценку результатов труда, и каждый педагог уверен в этом;
результаты каждого педагога известны в коллективе;
статус педагога зависит от того, как он работает;
педагоги не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений, так как они соответствуют результатам труда.
Оценка работы будет значимой и привлекательной для педагога, если он будет уверен в ее справедливости и в реалистичности предъявляемых требований. Слишком высокие требования могут восприниматься как абсолютно не достижимые, в то время как слишком низкие – препятствовать появлению чувства успеха.
Результаты контроля будут восприниматься как справедливые, если педагоги, достигшие равных результатов, будут оценены одинаково. При этом стандарты или критерии оценки должны быть достаточно обоснованы и предварительно согласованы с коллективом.
Справедливость контроля достигается также обоснованием и аргументированностью оценочных суждений проверяющего; признанием наличия у педагога собственной позиции в оценке результатов своего труда; уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.
Требования, обеспечивающие эффективность контроля .
Руководитель, осуществляющий контроль должен сам обладать высокой компетентностью, культурой, т.е. иметь высокую научно-теоретическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школы.
При осуществлении контроля, придерживаться самому и требовать этого от других проверяющих следующих этических правил :
честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
стремление к точности и уважения к очевидности;
достоверность изложенных фактов;
вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образования и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
понимания особенностей образовательного учреждения, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
оценка результатов деятельности осуществляется с учетом показателей приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
признание того, что интересы и благополучие обучающихся являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
уважительное отношение и уверенность в порядочности руководителей, учителей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
понимание того, насколько серьезно изложенное мнение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.
Контроль должен завершаться формулированием предложений по совершенствованию работы проверяемых, а если необходимо, то предложениями по оказанию им помощи. А найденные положительные достижения должны также стать достоянием коллектива, общественности, путем распространения передового опыта, примера лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
Неэффективный контроль (каким не должен быть контроль):
не нацеливающий на конечный результат;
не имеющий системы, т.е. нерегулярный контроль, который имеет характер случайного явления;
тотальный контроль, который по своей сути освобождает педагогов от личной ответственности за результаты своего труда, порождает небрежность;
скрытый контроль (через «стукачей»), вызывающий досаду, так как служит показателем отсутствия доверия;
контроль «для галочки», показывающий, что руководителю все равно достигнет ли учитель успехов или нет;
контроль, где учитель воспринимается как объект контроля, а не как субъект совместной деятельности;
нельзя контролировать только любимый участок – к этому привыкают;
контроль не должен ограничиваться инцидентами (по особым случаям);
замалчивание выводов из результатов контроля, результаты контроля бесплодны, если не становятся предметом обсуждения.
И так, чтобы контроль побуждал педагогов к самосовершенствованию и эффективной работе, руководителю необходимо использовать специальные правила :
добиться того, чтобы контрольные процедуры осуществляли уважаемые люди;
подчеркивать значимость работы проверяемого педагога для всего образовательного учреждения;
стараться выявлять не только недостатки, но и успехи педагогов;
уважать мнение проверяемого, не допускать «разборок»;
оценивать результаты деятельности по согласованным с коллективом критериям;
создать у педагога положительный эмоциональный настрой, уходить при общении от раздражения, чувства обиды, стремления «свести счеты» за какие-либо прегрешения проверяемого;
обсуждать с учителем необходимые изменения в его работе;
внушать педагогу уверенность в собственных силах.
Внутришкольный контроль :
это мотивированный стимулирующий процесс, целью которого является снятие затруднений участников образовательного процесса, направленного на повышение эффективности их совместной деятельности;
это наблюдение, изучение, проверка, мониторинг, сбор и обработка информации, ее анализ, систематизация, выявления состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности.
оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;
взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса;
система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи.
Принципы :
научность; доброжелательность;
актуальность; взаимоуважение;
плановость; взаимообогащение;
открытость; сравнительно-аналитический подход;
методическая направленность.
Объекты контроля :
Состояние организационно-педагогических условий успешной работы школы.
Состояние учебно-воспитательного процесса.
Состояние внеклассной воспитательной работы.
Состояние финансовой и хозяйственной деятельности.
Качество и эффективность работы учителей (качество преподавания, выполнения государственных учебных программ, рост профессионального мастерства как результат повышения квалификации и самообразования, методической работы).
Качество и эффективность работы учащихся (посещаемость учебных занятий, успеваемость; качество знаний, умений, навыков, формирование нравственных качеств).
Качество работы обслуживающего персонала и т.д.
Каждый из этих объектов имеет свои специфические особенности с точки зрения организации и содержания работы, поэтому обладает некоторой самостоятельностью. Но в тоже время все они тесно взаимосвязаны и, в своей совокупности, составляют единую систему и структуру внутришкольного контроля.
Организация внутришкольного контроля :
Определение целей и задач контроля.
Выявление объектов
Определение круга вопросов, требующих изучения.
Определение сроков контроля.
Определение участков, распределение их обязанностей.
Определение форм и методов контроля.
Определение видов подведения итогов.
Подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа, постановления и т.д.).
Определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендаций.
I. Подготовительный:
планирование;
выбор вида и формы;
отбор методов;
установка сроков;
изучение литературы;
формирование группы;
инструктаж.
II. Диагностический (практический):
контрольные работы, тесты, срезовые работы на:
реконструктивном уровне;
творческом уровне.
2. Сбор информации, наблюдение, собеседование, изучение документации, посещение уроков.
3. Анкетирование учащихся и родителей.
III. Аналитический:
анализ и систематизация информации;
беседа с учителями.
IV. Заключительный этап:
формулировка выводов;
оказание методической помощи;
согласование предложений;
подведение итогов контроля.
Распределение обязанностей между руководителями школы при осуществлении контроля
Для правильного осуществления внутришкольного контроля требуется четкое, продуманное распределение обязанностей между руководителями, чтобы предупредить обезличку, дублирование и охватить все звенья контроля. Распределение обязанностей – это одна из первоочередных задач правильной организации труда. Когда в школе не уделяется этому должного внимания, нарушается четкость и ритмичность осуществления контроля, появляются ненужное дублирование и противоречия в оценке деятельности одного и того же учителя, отдельные участки работы остаются бесконтрольными. Все это в конечном счете приводит к снижению трудовой дисциплины и качества работы.
Из чего следует исходить в решении столь сложного вопроса? Во-первых, из обязанностей руководителей, определенных Уставом средней школы; во-вторых, из всего объема внутришкольного контроля; в-третьих, из передового опыта работы школ. На этом основании можно предложить следующее примерное распределение обязанностей, которое является ориентировочным, так как при этом следует учитывать специфику школы и количественный состав администрации.
Директор школы контролирует :
● работу административно-управленческого персонала – заместителей по учебно-воспитательной работе, зам.директора по духовно-просветительской работе; помощника по хозяйственной части;
● выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности;
● идейно-политическую направленность преподавания учебных предметов и качество знаний, умений и навыков учащихся. При этом практикуется такое распределение: если один из руководителей специалист по предметам математического цикла, а второй – гуманитарного, то каждый из них берет под контроль работу учителей соответствующего цикла;
● выполнение закона «О всеобуче»; закона «О народном образовании»; закона «О национальной программе подготовки кадров»; содержание и организацию внеклассной и внешкольной работы;
● выполнение решений педагогического совета;
● работу по вопросам самообразования учителей;
● деятельность классных руководителей;
● выполнение единых педагогических требований к учащимся;
● постановку учебно-воспитательной работы в группах продленного дня;
● сохранность учебно-материальной базы школы;
● поведение учащихся;
● организацию и проведение работы по профориентации;
● ведение школьной документации;
● работу методобъединений предметов контролируемого цикла;
● работу библиотеки;
● организацию и осуществление дежурства в школе;
● состояние военно-патриотической работы в школе;
● педагогическое руководство школьным самоуправлением;
● организацию и осуществление работы среди родителей, в том числе и постановку педагогической пропаганды в школе и на шефствующих предприятиях;
● финансово-хозяйственную деятельность;
● деятельность школы по привлечению внебюджетных средств, согласно Постановлению Каб.Мина № 414 от 3.09.99.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе контролирует :
● состояние учебно-воспитательной работы в школе;
● работу учителей-предметников контролируемого цикла;
● состояние успеваемости учащихся, качество их знаний, умений, навыков, посещаемость;
● работу классных руководителей по вопросам учебной деятельности учащихся;
● дозировку домашнего задания;
● организацию учебной работы в кабинетах по предметам контролируемого цикла;
● выполнение единых педагогических требований к учащимся, выполнение режима учебных занятий;
● выполнение государственных программ и предусмотренного минимума практических, лабораторных, обучающих и контрольных работ, проведение экскурсий;
● работу предметных методических объединений;
● порядок ведения классных журналов, ученических тетрадей и другой школьной документации;
● организацию и проведение факультативных занятий;
● учебную работу в группах продленного дня;
● работу библиотекаря по вопросам организации внеклассного чтения по предметам;
● мониторинг;
● ГОСОСО
● заместитель директора по учебно-воспитательной работе инструктирует и консультирует учителей по вопросам учебных занятий, самообразования, учителей и классных руководителей по вопросам составления планов, отчетов и ведения классных журналов и ученической работы;
Зам.директора по духовно-просветительской работе по гармоничному воспитанию молодого поколения :
● организацию и проведение воспитательной работы в школе;
● деятельность классных руководителей по вопросам проведения внеклассной работы с учащимися, выполнение планов воспитательной работы;
● работу руководителей различных кружков, секций, студий и т.д.;
● внеклассную воспитательную работу, проводимую учителями;
● посещение учащимися кружков, студий, секций и т.д.;
● работу ответственных за подготовку и проведение отдельных общешкольных массовых мероприятий;
● программы радиопередач, содержание общешкольных стенных газет;
● работу классных политинформаторов;
● воспитательную работу в группах продленного дня;
● организацию, проведение и учет общественно-полезной деятельности учащихся;
● спортивно-массовую, туристическую и краеведческую работу;
● контролирует работу молодежных организаций «Камолот», «Камалак»;
● контролирует деятельность организаторов детского досуга;
● возглавляет работу методобъединений классных руководителей, инструктирует и консультирует классных руководителей, воспитателей групп продленного дня и учителей по вопросам внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, приглашенных специалистов и родителей для проведения с учащимися воспитательной работы;
Организатор школьного досуга курирует работу молодежного движения «Камолот», «Камалак», организует работу лидеров и возглавляет лидерский совет.
Формы и методы внутришкольного контроля
Как организовать контроль за состоянием преподавания учебных предметов, чтобы он не был случайным? Какие избрать формы контроля? Бессистемные, непродуманные посещения уроков представляют собой поверхностные наблюдения педагогического процесса. Контроль должен быть обусловлен необходимостью его проведения.
Продумывая организацию контроля, некоторые руководители стремятся установить очередность в изучении состояния преподавания учебных предметов. В этой связи в первой четверти они проверяют одни предметы, а второй – другие и т.д. У других контроль строится без учета каких либо принципов и представляет собой сумму разрозненных мероприятий. Третьи стремятся к ежедневному неравномерному посещению уроков. На первый взгляд, кажется, это не плохо. Но здесь есть и недостатки. Руководитель школы на протяжении месяца каждый день посещает уроки разных учителей и не одному из них не уделяет столько времени, сколько требуется для всестороннего изучения работы учителя. Отмеченные подходы к организации внутришкольного контроля не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, руководители школы должны стремиться к достижению преемственности в научном и методическом росте всего педагогического коллектива школы. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива и, следовательно, в повышении качества всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Соблюдение преемственности должно стать принципом руководства педагогического коллектива и послужить основой для отбора системы средств управления. К системе средств управления, прежде всего, следует отнести сочетание различных форм контроля, которые помогут руководителям получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе. Форма контроля – это важная сторона в организации руководства учебно-воспитательным процессом. Какие из них следует считать более рациональными и почему?
Каждая форма контроля, прежде всего, должна иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок деятельности учителя на разных этапах учебной работы. Правильно выбранные формы контроля помогут руководителю получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в школе.
Можно вычленить следующие формы внутришкольного контроля:
обзорный;
предварительный;
персональный (более продолжительный контроль за работой одного учителя);
тематический;
фронтальный;
классно-обобщающий контроль.
Все эти формы взаимосвязаны и дополняют друг друга, но каждая из них имеет свои специфические особенности. Общими для всех форм является этапность осуществления внутришкольного контроля. Каждая проверка, независимо от ее цели, должна осуществляться в определенной последовательности, а именно: подготовительный этап, сбор необходимой информации, анализ собранной информации и ее обсуждение, проверка исполнения указаний. Все этапы взаимосвязаны, и каждый из них базируется на предшествующем. Например, без предварительной подготовки сбора информации контроль не может быть целенаправленным, и, следовательно, этой информации нельзя дать глубокий педагогический анализ. Если собрать и проанализировать информацию без принятия конкретных мер и проверки исполнения – получится простая констатация фактов.
I. Обзорный контроль позволяет руководителю выяснить на каком профессиональном уровне начинает учебный год весь педагогический коллектив, если он по своему составу большой, то какая-то часть его, особенно та, которая волнует руководителя; вошло ли в практику все то, над чем трудились в истекшем году всем коллективом. Эту форму контроля рационально использовать в начале учебного года. Одни учителя побывали на курсах усовершенствования, другие получили конкретные задания от руководителя школы перед уходом в отпуск для самостоятельной работы в целях повышения своего педагогического мастерства. Естественно руководителей волнует, что нового появилось в работе каждого из этих учителей. С какими потенциальными возможностями они вступят в новый учебный год?
В результате обзорного контроля администрация, с одной стороны может увидеть все новое, передовое в практике работы, с другой – наметить конкретные меры для оказания помощи нуждающимся учителям и использовать в этих целях такие формы, как предварительный и персональный контроли. Деятельность работы с отдельными учителями может быть разной: четверть, полугодие, год, все зависит от успехов каждого. Но сам контроль в этих случаях обусловлен необходимостью.
Обзорный контроль используется также в конце третьей или в самом начале четвертой четверти. Что в этом случае проверяется? Скажем, на протяжении года коллектив решал определенный комплекс вопросов с целью улучшения качества учебно-воспитательной работы в школе. Например, разрабатывались такие темы: 1. Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. 2. Формы и методы работы с сильными и слабыми учащимися на уроке и во внеурочное время и методика организации этой работы.
Эти вопросы на протяжении года обсуждались на производственных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях, по темам проводились открытые уроки. Безусловно, каждого руководителя интересует, нашли ли свое отражение эти вопросы в практической деятельности всего коллектива или какой-то части его.
Как правило, результаты контроля обсуждаются на итоговом педагогическом совете. Подробно отмечается, что достигнуто, а что еще необходимо сделать по этим вопросам в новом году и кому именно. Намечаются конкретные мероприятия.
Эта форма контроля рассчитана только на руководителей школы и по длительности занимает 15-20 дней. Организуется она следующим образом. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет график посещения уроков учителей им и директором.
Эта форма контроля может быть использована и вновь назначенным руководителем. В этом случае она позволяет ему в какой-то мере познакомиться с работой всего коллектива как на уроках, так и во внеурочное время и получить общее представление о состоянии учебно-воспитательной работе в школе.
Итак, обзорный контроль используется:
в начале учебного года, когда руководитель ставит своей задачей увидеть, на каком профессиональном уровне начинает учебный год весь коллектив или часть его, что нового появилось в работе каждого учителя;
в конце учебного года, когда руководитель, стремится определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе всех или части учителей те вопросы, над которыми работал весь коллектив на протяжении года;
вновь назначенным руководителем в целях общего знакомства с состоянием учебно-воспитательного процесса в школе.
II. Предварительный контроль позволяет руководителю познакомиться с построением урока или серии уроков по какой-либо теме у того или иного учителя, по поурочным или тематическим планам, предварительно обсудить, в какой мере эти уроки отвечают требованиям сегодняшнего дня, и при необходимости оказать нужную помощь. Цель предварительного контроля – предупредить возможные ошибки в работе учителя до проведения урока или изучения темы.
Практически эта форма контроля используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в данный педагогический коллектив учителями. Заботясь о том, чтобы вновь прибывший или начинающий учитель как можно быстрее включился в тот ритм работы, который выбран в данном педагогическом коллективе, руководитель школы может начать свой контроль за его деятельностью со знакомства с поурочным планом.
Особое внимание руководитель сосредотачивает на следующем:
продумана ли учителем постановка познавательной задачи в целях повышения интереса к изучаемому материалу и активизации мыслительной деятельности учащихся;
как используется при разработке темы или части ее ранее усвоенные учениками знания с тем, чтобы их углублять и развивать в процессе изучения нового;
каким путем строит учитель изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения, использование интерактивных методов обучения;
насколько удачно отработан учителем познавательный материал из жизненных наблюдений, художественной или научно-популярной литературы, в целях формирования осознанных представлений и понятий;
стремится ли учитель в процессе изложения материала подвести своих воспитанников к самостоятельным выводам и обобщениям;
какие разнообразные и эффективные формы работы с учащимися использует учитель в целях активизации их познавательной деятельности;
какие современные технологии применяет учитель на уроке для развития самостоятельного мышления учащихся;
носит ли обучение воспитательный характер;
в какой мере продумано домашнее задание и нацеливает ли оно учащихся на объяснение фактов или явлений из окружающей действительности на основе приобретенных знаний.
Разумеется, подход при анализе поурочных или тематических планов может быть иным, т.е. могут быть рассмотрены и другие требования учебного процесса. Все зависит от целей и задач, которые учитель собирается решать на уроке (излагать ли новый материал, закреплять ранее изученный, вырабатывать практические умения и навыки и т.д.). Но любой поурочный план должен быть подчинен основным целям обучения – формированию прочных знаний, глубоких убеждений и воспитанию самостоятельного мышления учащихся.
Предварительная форма контроля используется и в том случае, когда учитель начинает изучение наиболее сложной темы. По результатам истекшего года руководитель знает, что учащиеся слабо ее усвоили, так как учителя не продумали эффективные пути изучения данной темы. Чтобы не допустить прошлогодних ошибок, руководитель приглашает нескольких учителей, ведущих в данной параллели этот предмет, и руководителя методического объединения для предварительного обсуждения этой темы, предлагает разработать ее, включая работы тренировочного и контрольного характера, и обязательно обсудить и утвердить разработку на методическом объединении. Важно, чтобы методическое объединение не просто было причастно к разработке темы, но и отвечало за ее качество. Разработанная тема представляется на утверждение руководителю до изучения ее в классе. В этом случае посредством предварительного контроля руководитель стремится не только предупредить возможные ошибки, но и оказать воздействие на эффективность труда учителя.
Эта же форма контроля используется руководителем в работе с молодыми и малоопытными учителями, которые пока еще не умеют глубоко продумывать и правильно планировать урок, исходя из специфики класса. Как им помочь? Руководитель приглашает их на беседу по плану урока опытного учителя и показывает, как мастер педагогического труда, исходя из специфики, готовится к уроку: какой познавательный материал отобран для урока и как учитель увязывает его с жизнью, какие приемы и методы обучения учитель использует и почему считает их в данном случае целесообразными. Подробно разбирается структура урока, эффективные формы работы с учащимися.
Успешно используется эта форма контроля и во внеклассной работе. Руководитель заранее обсуждает ход и содержание того или иного мероприятия с ответственными лицами, вносит поправки, если это необходимо, и тем самым предупреждает возможные ошибки.
Итак, предварительная форма контроля направлена на предупреждение возможных ошибок и используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.
III. Персональный контроль (личностно-профессиональный) позволяет руководителю длительное время работать с отдельным учителем в целях повышения его педагогического мастерства. В практике руководства педагогическим коллективом нередки случаи, когда в результате контроля обнаруживается какие-то недостатки в работе учителя. Но у одного учителя они легко устраняются, а у другого – нет, и требуется длительная работа с таким учителем. В основном персональная форма контроля предназначена для оказания действенной помощи начинающему или малоопытному учителю.
Рассмотрим методику организации персонального контроля. Например, учителю литературы не удаются уроки-беседы и обобщающие повторительные уроки. Он не умеет включить весь класс в активную беседу. В чем причина? Руководитель посещает уроки вместе с опытным педагогом. В итоге устанавливают, что учитель не умеет создать на уроке необходимую ситуацию, вопросы его не будят самостоятельной мысли, а направлены на пересказ содержания. Отсюда вялый и неинтересный урок. Ученики пассивны. Как оказать действенную помощь учителю, если руководитель не специалист по данному предмету? Прежде всего, учителю предлагают самому разобраться и подобрать приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроке. Учителю рекомендуют обратиться за советом к районному или городскому методисту, подробно изучить необходимую литературу. Вместе с опытным учителем разрабатывается несколько поурочных планов, посещаются уроки опытных учителей. Это первый этап работы с учителем. Руководитель намечает конкретную дату повторной проверки, которую вносит в свой график посещения уроков.
Эта форма контроля может быть использована не только для оказания необходимой помощи учителю, но и для осуществления должной требовательности к его работе. Например: устанавливается контроль за проверкой ученических тетрадей, работой над ошибками, опросом учащихся, дозировкой домашнего задания. В этом случае цель персонального контроля – сосредоточить внимание учителя на том, где наблюдается явная недоработка.
Хотя персональный контроль чаще всего планируется в текущем плане работы руководителя, он может включаться в общий план. При хорошей постановке внутришкольного контроля руководитель знает слабые звенья в работе того или иного учителя. Например, учитель не уделяет должного внимания слабым ученикам. В связи с этим руководитель включает в общегодовой план персональный контроль за тем, как учитель планирует работу со слабыми и осуществляет ее в процессе обучения, какова частота опроса слабоуспевающих, индивидуальная работа с ними. Обычно в общешкольном годовом плане намечается проверка работы нескольких учителей и чаще всего по различным вопросам.
Значение персонального контроля трудно переоценить. Успех работы всего коллектива зависит от качества работы каждого ее члена.
Персональный контроль рассчитан на длительную работу с отдельным учителем в повышении его профессионального мастерства. Он может использоваться не только для оказания помощи начинающему или малоопытному учителю, но и в целях достижения необходимой требовательности и систематичности в работе отдельных учителей по тем или иным вопросам.
И так:
Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.
В ходе персонального контроля руководитель изучает:
уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
результаты работы учителя и пути их достижения;
способы повышения профессиональной квалификации учителя.
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
организовать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирования, тестирования учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления народным образованием при несогласии с результатами.