Тихая лазурь. Анализ стихотворения Ф

В русской поэзии особое место занимает пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, способного удивительно точно передавать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» является тонким отображением увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий анализ «Осенний вечер» по плану поможет ученикам 8 класса подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.

Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда приобретается мудрость ценить каждое мгновение.

Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй - драматизирует неизбежность изменений в природе, в третьей - приходит к философскому выводу о цикличности бытия.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с перекрестной рифмовкой.

Метафоры «пестрота деревьев», «таинственная прелесть».

Эпитеты - «порывистый, холодный», «багряных».

Олицетворения - «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот».

Инверсии – «багряных листьев», «холодный ветр порою».

История создания

Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.

Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.

Тема

Главной темой стихотворения является отождествление человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.

Несмотря на «осеннее» настроение литературного произведения, оно, все же, не вызывает депрессивного настроения. Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты даже сквозь призму общего увядания: «легкий шелест», «таинственная прелесть», «светлость вечеров».

В эту пору года, как никогда, остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после - весна, дарующая новое перерождение. В природе все циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройденные жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить и радоваться каждому моменту жизни, не поддаваться унынию и тоске - вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении.

Композиция

Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трехчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно безболезненно разделить на три четверостишия. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.

В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится все стихотворение.

Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчеркивающие неизбежность увядания природы.

В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.

Жанр

Стихотворение «Осенний вечер» написано в жанре пейзажной лирики, где центральное место отведено красоте природы.

Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с двухсложной стопой, с использованием перекрестной рифмовки. Примечательно, что стихотворение представляет собой сложносочиненное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.

Средства выразительности

Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и метафор («пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).

Благодаря олицетворениям («кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.

Встречаются в тексте и инверсии : «багряных листьев», «холодный ветер порою».

Писатель сравнивает « кроткую улыбку увяданья » осенней природы с « божественной стыдливостью страданья » в человеке.

Цель:

  • знать основные мотивы лирики Тютчева, особенности изображения мира природы;
  • уметь анализировать и интерпретировать пейзажную лирику поэта;

Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы уже говорили о том, что поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…

Но природа у поэта имеет и другой лик:

Не то, что мните вы, природа:


Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.

Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.

II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».

Прежде чем окунуться в мир поэзии Тютчева, обратимся к собственному опыту: напишите ваши ассоциации к слову ОСЕНЬ. Вспомнить ваши чувства, ощущения вам помогут картины Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках» – на экране демонстрируются картины. После того как ученики напишут свои слова-ассоциации, они их проговаривают, дополняют свои записи. Примерный перечень слов: сентябрь, жёлтые листья, прозрачный, чистый воздух, тишина, золотая осень, бабье лето, паутина, восторг, восхищение; дожди, грязь, слякоть, тёмные ночи, пасмурное небо, тихие вечера, холодные ветры, ненастная погода, грусть, тоска, одиночество…Одинокая тёмная фигура женщины на картине Левитана говорит о какой-то потере, скорби, как будто что-то ушло безвозвратно…Но могут быть и совершенно неожиданные слова – это зависит от учащихся. Эта работа проводится для того чтобы создать определённое настроение, подготовить учащихся к восприятию стихотворения Тютчева, довольно сложного для учащихся якутской школы. Учитель при этом говорит, что вся работа, которая проводится сегодня на уроке – это подготовка к домашнему сочинению, всё, что они узнают, будут записывать, послужит материалом для сочинения.

Чтение стихотворения (текст демонстрируется на экране, имеется в учебниках)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и над всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Приступаем к анализу стихотворения:

Какое настроение вызывает оно? Напишите в тетради ваши ощущения, ваше настроение (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)

  • Что создаёт это настроение, вызывает эти чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения).
  • Выпишите эти слова в два столбика – «светлые» и «тёмные» (светлость осенних вечеров, умильная, таинственная прелесть, томный, лёгкий шелест листьев, туманная и тихая лазурь, кроткая улыбка, божественная; зловещий блеск, грустно сиротеющая земля, предчувствие бурь, порывистый ветер, ущерб, изнеможенье, увяданье, страдание)
  • Чтобы лучше понять стихотворение, поработаем с некоторыми из них.
  • Как понимаете слово УМИЛЬНАЯ? Подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.
  • метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?
  • ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев.
  • Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.
  • Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг… Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.
  • Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.
  • УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.
  • Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?
  • О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.
  • Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.
  • В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

Сделаем краткий вывод: стихотворение Тютчева вызывает двоякое чувство – с одной стороны, мы видим прелестную картину тихой осени, когда всё золотится, пестреет яркими красками, слышим лёгкий шелест листьев, чувствуем дуновение свежего ветра. В чистом, прозрачном воздухе летают тонкие паутинки. И картина эта вызывает у нас восторг, восхищение, умиление. С другой стороны, так же, как на картине Левитана «Осень в Сокольниках», в стихотворении появляется чувство скорби, тоски, одиночества – ветер, как предчувствие сходящих бурь, сметает всё на своём пути, срывает листья с деревьев, оголяется лес, пустеют поля, всё увядает, сохнет, умирает… Приходит ассоциация с человеческой жизнью, когда приходит старость – позади бурная жизнь, полная событий, впереди только смерть. Становится жутко. Стихотворение Тютчева заставляет задуматься о жизни, о её смысле. О том, что все мы – дети природы, и связаны с ней неразрывной нитью.

Повторное чтение стихотворения.

  • Не правда ли, что теперь вы по-другому его прочитали?
  • Какие стихи другого поэта напоминает стихотворение Тютчева? – Стихи Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»: много общего в описании природы, осени. Но у Пушкина в центре – лирический герой, его чувства. У Тютчева – природа как живое существо. Сравните: ученики читают стихи Пушкина, которое появляется на экране.

III. Заключение.

Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе – это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и душевных бездн. Душа – это самое главное, что пронизывает всю поэзию Тютчева. Вернёмся к эпиграфу урока:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В конце хочу привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не заглянул. Есть галактика Тютчева. В ней ширь, высота, глубина, протяжённость пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный полдень… Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни…»

IV. Домашнее задание:

написать мини-сочинение «Читая стихотворение Тютчева…»

План

1.Вступление

2.Особенности размера, рифмовки и идейного содержания

3.Художественные приемы и их роль в тексте

4.Вывод

Ф. И. по праву считается одним из гениальнейших поэтов- пейзажистов девятнадцатого века. В его стихотворениях не просто изображается красота природы, а еще и проводится незримая параллель её и человеческого мира. И пусть большую часть своей жизни он посвятил государственной деятельности, однако среди его четырехсот стихотворений, каждое непременно является величайшим творением поэтической и философской мысли истинного творца. Данное произведение было написано поэтом в 1830г.

Текст создан пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Удивительна и сама структура стиха, ведь состоит он из одного сложносочиненного предложения, которое читается на одном дыхании. Бесспорно, сделано это не случайно. Образ осени, как момента подготовки к своего рода смерти - сну в природе, столь кратковременен, что как раз и призвана подчеркнуть подобная синтаксическая особенность.

Созданное в романтическом ключе стихотворение является образцом пейзажной лирики, но в то же время наполнено глубоким философским смыслом, который заключен в образной метафоричности осени, как поры определенной зрелости в человеческой жизни. Поэт сумел в унылом осеннем пейзаже разглядеть ту мгновенную красоту, порой неуловимую взором каждого человека, именно поэтому возникает понятие «светлость вечеров».

Использование эпитетов «умильная, таинственная прелесть» - подчеркивает красоту момента, загадочность, происходящих в природе изменений, которые мы воспринимаем как должное. Метафорический эпитет «зловещий блеск» говорит о том, что вся эта красота вот вот исчезнет, в этом и заключено коварство законов мироздания.

Использование ассонансов с «и», «а», «е», «у», создают определенную протяжность поэтических строк, привнося ощущение уныния в душу читателя. Аллитерации с « л», «с», «р» позволяют передать плавность движений, заключенную в падении листа, трепетании ветвей от порыва ветерка. Олицетворение «грустно-сиротеющая земля» так емко изображает осенний пейзаж, в котором сразу представляются оголенные кроны деревьев, словно кто-то нарочно украл эту красоту и убранство у мира.

Но, несмотря на то, что повсюду лирический герой наблюдает ущерб, принесенный осенней порой, в каждой детали он отмечает улыбку. И это неспроста, ведь общеизвестно, что за осенью придет зима, и долгожданная весна, когда природа вновь переродиться и предстанет во всем своем ослепительном блеске. Таков закон жизни, и именно в этом состоит её прелесть. Именно в последней строке поэт проводит параллель всех описанных природных ощущений с человеком. Ведь в жизни каждого из нас наступает своя осень, время мудрости, открытий самого себя, время, когда мы с кроткой улыбкой оглядываемся назад, время, когда мы начинаем ценить каждый миг нашей жизни.

Именно в человеческую осень мы осознаем, как быстротечна жизнь, что она проходит так же мгновенно, как и осень, что нет уж в нас былой красоты и пышности, которой так гордились ранее. Но и человек имеет в своей жизни своего рода весну, новое перерождение, которое он непременно ощутит в своих детях и внуках. Как тонко подмечены Тютчевым такие животрепещущие вопросы в данном стихотворении. Как умело он изобразил единым целым все живое и неживое, наделил их схожими чертами и ощущениями, словно нарочно напомнив нам - читателям об истинных ценностях.

Тютчев является одним из великих русских поэтов XIX века, тонко чувствовавшим красоту окружающей природы. Его пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. «Осенний вечер» - стихотворение Тютчева, соединившее в себе европейские и русские традиции, по стилю и по содержанию напоминающее классическую оду, хотя его размеры куда скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, его кумирами были и Генрих Гейне, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.

Содержание стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев оставил после себя не так уж много произведений - около 400 стихов, потому что всю жизнь занимался дипломатической государственной службой, на творчество практически не оставалось свободного времени. Но абсолютно все его работы поражают красотой, легкостью, точностью описания тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. «Осенний вечер» Тютчев написал в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэту было очень одиноко и тоскливо, а теплый октябрьский вечер навеял ему воспоминания о родине, настроил на лирико-романтический лад. Так и появилось стихотворение «Осенний вечер».

Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не изъяснялся с помощью символов, в его время это было не принято. Поэтому поэт не связывает осеннюю пору с увяданием красоты человека, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старее. Вечерний сумрак у символистов связан со старостью и мудростью, осень навевает ощущение тоски, но Федор Иванович попытался в осеннем вечере найти что-то положительное и прелестное.

Тютчев просто хотел описать открывшийся его взору пейзаж, передать свое видение этой поры года. Автору нравится «светлость осенних вечеров», на землю опускаются сумерки, но грусть озаряется последними лучами солнца, которые дотронулись до верхушек деревьев и осветили листву. Это Федор Иванович сравнил с «кроткой улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь у человека подобное состояние называется страданием.

Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев в своем произведении не проводил разделения между живой и потому что он считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то поступки или жесты, которые видят вокруг. Осенняя пора тоже отождествляется с человеком, ассоциируется с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.

«Осенний вечер» Тютчев написал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенства окружающего мира, у которого все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая покроет все вокруг белоснежным покрывалом, затем земля проснется и запестрит сочными травами. Человек же, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится наслаждаться каждым мигом.

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева занимает особое место в русской литературе. Эта поэзия всегда будет привлекать читателя неповторимой глубиной и яркой образностью. Стихотворение «Осенний вечер» — одна из таких жемчужин.

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в октябре 1830 года. Поэт тогда находился в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому литератору практически не с кем было поговорить на родном для него языке – русском. Лишь поэзия и общение с его дядькой Н.А. Хлоповым были способны восполнить это пустоту. Вероятно, тоска по дому, осенняя погода навевали Тютчеву меланхолические раздумья, что послужило импульсом для создания стихотворения «Осенний вечер».

Жанр, направление и размер

В данном стихотворении ощутимо юношеское увлечение Тютчева русской поэзией XIX века. Это проявляется в торжественном одическом характере произведения, в использовании ярких эпитетов (умильная, грустно-сиротеющая), а также в употреблении неполногласных форм (ветр). Однако же «Осенний вечер» относится к зрелому периоду, когда автор интересуется Шеллингом, Блейком и Гейне. В это время у Тютчева формируется его особая натурфилософская поэзия.

Стихосложение не отличается изобретательностью: размер этого произведения – пятистопный ямб, а рифма – перекрестная. Тютчев оригинален в другом, в частности — в переосмыслении жанра пейзажной лирики.

Композиция

Стихотворение имеет стройную трёхчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они будут по градации выстраиваться в особую линию: от светлой пейзажной зарисовки до глубокого философского вывода.

  1. Первая часть представляет собой пейзажную зарисовку. Здесь выдвигается тезис, на котором строится всё произведение.
  2. Во второй части появляются более драматичные картины, сообщающие увядание природы.
  3. Финал стихотворения – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим миром.

Образы и символы

Наряду с типичными для изображения осени образами (багряные листья, тихая лазурь), Тютчев описывает весьма необычные наблюдения: зловещий блеск, улыбка увяданья.

Лирический герой стихотворения – мыслитель. Его незаурядный взгляд на мир позволяет увидеть не только привычные сюжеты осеннего вечера, но и помогает открыть нечто новое, проецирует размышление о родстве природы и человека. Он видит в картинах угасания кроткую улыбку, а цвет листьев кажется ему зловещим.

Темы и настроение

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Осень традиционно соотносят со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивными трагическими мотивами. Лирический герой старается увидеть положительные моменты даже сквозь тоскливое настроение: светлость вечеров, таинственная прелесть, легкий шелест.

Таким образом, основной темой сочинения выступает противостояние увядания и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к её старению, но всё же поэт не желает поддаваться меланхолии и грусти.

Идея

«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.

В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.

Средства художественной выразительности

Богатая образность произведения достигается путём использования многочисленных средств художественной выразительности. Наиболее часто автор обращается к эпитетам, порой применяя сразу два определения к существительному: «Умильная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест, «порывистый, холодный ветр».

Тютчев сравнивает увядание природы с человеческим страданием. Встречаются в тексте инверсии: багряных листьев, холодный ветр порою.

Олицетворение — сквозной троп стихотворения. Этот приём затрагивает эпитеты (грустно-сиротеющая, томный), существительные, участвующие в описании природных явлений (улыбка, изнеможенье). Кроме того, «поведение» ветра объясняется предчувствием «сходящих бурь». И все процессы, происходящие в природе осенью, сравниваются с человеческим старением.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!