Общественные движения 1860 1870 х годов.

Идейные течения, политические партии и общественное движение в 1860-х– 1890-х

(Консерваторы, либералы. Эволюция народничества. Начало рабочего движения. Российская социал-демократия .)

Реформа 1861 г. не решили аграрного вопроса и не улучшила положения крестьянских масс, не оправдала их ожидания. Грабительская отрезка помещиками земель от крестьянской запашки обострила тяжелую нужду крестьян в земле, заставила их втридорога арендовать барские земли. Арендные цены росли, земля дорожала. Правительство возложило на крестьянство издержки войны 1877–1878 гг. Крестьянские движения в конце 70-х годов приобретают широкий размах.

Тяжелым было и положение рабочего класса. В пореформенный период наблюдается быстрый рост числа индустриальных рабочих. Низкая оплата труда, произвольные штрафы, неограниченный день (13–14 часов), отсутствие фабричного законодательства вынуждало рабочих к стачкам, к забастовкам.

Стремление общества к ограничению самодержавия и введения конституции привели к подъёму общественного движения в России

Причины подъёма общественного движения:

  • Ограниченность и незавершённость реформ 1860 – 1870-х гг.
  • Сохранение самодержавия и полицейских методов управления.
  • Нерешённость аграрного вопроса.
  • Острота социальных противоречий.
  • Отсутствие демократических свобод (свободы слова, собраний, печати, гарантий свободы личности.
  • Колебание правительственного курса – от либерализма к консерватизма.

Консервативное направление.

Представители – К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, газета «Московские ведомости», Д. А. Толстой, министр народного просвещения.

Основные идеи – Сохранение самодержавия, единой и неделимой России, господства православия, поощрение русификации «инородцев», необходимость корректировки реформ 60-70-х гг. XIX в. интересах дворянства

Во второй половине XIX в. российский либерализм в значительной своей части переживает обновление, состав участников пополняется за счет возросшего слоя интеллигенции, которая привносит в либеральное движение отрицание самодержавия, требования социально-экономических преобразований в интересах широких слоев народа, организованность.

Либеральное направление

Представители – И.И. Петрункевич, А.С. Муровцев, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, журнал «Вестник Европы»

Основные идеи – Расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод

Революционное направление

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине 19 - начале 20 века. Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма, была господствующей в российском революционном движении 1860-х - начала 1880-х годов . Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России.

Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины о возможности для России непосредственного перехода - минуя капитализм - к социалистическому строю через общину. Присущие этому патриархальному институту крестьянской жизни периодические уравнительные переделы земли между «дворами», совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, мирская сходка как орган самоуправления рассматривались народниками в качестве зародышей социалистических отношений.

Идеология народничества отражала интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма. По существу народники боролись за буржуазно-демократическую революцию, хотя мечтали перейти к социализму минуя капитализм. Безвозмездная передача всей помещичьей земли крестьянам не только не уничтожила бы капитализм, а, напротив, дала бы более широкую базу для его развития.

Причины возникновения:

  • Несправедливость крестьянской реформы 1861 г.
  • Чувство вины русской интеллигенции перед русским народом.
  • Ослабление цензуры (1865 г.)

Условно движение народничества можно разделить на три периода:

I период - 60-е годы XIX в.

— Пропаганда идей свержения самодержавия (Журнал «Современник» Н.Г. Чернышевского, Санкт-Петербург, с конца 1850-х гг. Первая русская бесцензурная газета «Колокол» в Лондоне с 1857 по 1865 гг.)

— В конце 1861 года возникла первая подпольная революционная организация «Земля и воля». (Название было взято из статьи Огарева «Что нужно народу?» Организаторы: Н.А. и А.А. Серно-Соловьёвичи, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов и др. Активное участие в создании «Земли и воли» приняли Герцен и Огарев. Идейным вдохновителем и вождем движения стал Н.Г. Чернышевский. Ориентируясь на подъем крестьянского движения, вызванного отменой крепостного права, землевольцы надеялись поднять крестьян на революцию. Они развернули активную издательскую деятельность, создали филиалы своей организации в других городах. Землевольцы объявили о поддержке восстания в Польше (1863 – 1864 гг.). После ареста Серно-Соловьёвича тайное общество возглавили малоопытные студенты. Они рассчитывали на то, что в 1863 г. произойдёт крестьянское восстание. Когда эти надежды рухнули, «Земля м воля» самораспустилась (1864 г.)

На рубеже 60 – 70-х гг. XIX в. возникают революционные народнические кружки:

  • Ишутинцы (1863 – 1866 гг.) Организаторы Н.А. Ишутин, И.А. Худяков. Своей целью ставили подготовка вооруженного восстания. Введение общественной собственности и коллективного труда. Попытки организовать коммуны и мастерские окончились неудачей. В организации существовал тайный центр для контроля над своими членами в период подготовки и осуществления революции под названием «Ад». Часть членов организации придерживались террористической тактики. 4 апреля 1866 г. произошло неудачное покушение члена организации Д.В. Каракозова на Александра II . После этого организация была разгромлена. Ишутин приговорён Верховным уголовным судом к казни, замененной пожизненной каторгой. Умер на каторге в 1879 г.
  • Нечаевцы (1869 – 1871 гг.) К ружок С.Г. Нечаева «Народная расправа». Осуществление политического переворота. Была сформирована централизованная и дисциплинированная организация. Было осуществлено показательное убийство подозреваемого в измене члена организации И. Иванова в целях укрепления дисциплины. Процесс над членами организации из политического превратился в уголовный.
  • Чайковцы (1871 – 1874 гг.). Устава общество не имело и более занималось просвещением и самообразованием. Первоначально они распространяли легально изданные книги и создавали самообразовательных обществ. Позднее – переход к распространению нелегальной литературы. Инициирование «хождения в народ»

Разработки теории революционной борьбы

Основные идеи революционного народничества:

  • Капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое «сверху» и не имеет на русской почве социальных корней.
  • У России особый путь исторического развития.
  • Будущее России – социализм, минуя капитализм.
  • Ячейка социализма в стране – крестьянская община.

II период – 70-е гг. XIX в.

Это было время подъема революционного движения в Западной Европе. В 1864 г. К. Марксом и Ф. Энгельсом был создан I Интернационал «Международное товарищество рабочих». К его деятельности было приковано внимание революционеров всех стран. В 1870 г. группа русских эмигрантов создала Русскую секцию I Интернационала. Ее представителем в Генеральном совете Интернационала был К. Маркс. Большое впечатление на передовую молодежь России произвела героическая борьба французского пролетариата в дни Парижской коммуны 1871 г. В 70-е годы произошел подъем крестьянского движения в стране. Подъем крестьянского движения и революционные события в Западной Европе способствовали оживлению революционно-демократического движения, которое теперь получило термин «народничество».

Идеологами народничества 70-х годов были

М.А. Бакунин (1814 – 1876 гг.) в 40-х годах XIX в. эмигрировал за границу и стал активным деятелем западноевропейского революционного движения. Идеолог анархизма, принципы которого изложил в книге «Государственность и анархия» (1873 г.). Основной задачей революции, по его мнению, должно быть разрушение государства и замена его федерацией самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций. Главную силу революции он видел в крестьянстве и люмпен-пролетариате – «разбойном элементе». Бакунин доказывал, что русский мужик уже готов к революции. Революционерам нужно немедленно идти в народ и поднимать его на бунты, которые выльются во всероссийскую революцию.

П.Л. Лавров (1823 – 1900 гг.) . В 60-х годах за участие в революционном движении был арестован. В 1870 г. бежал за границу. Основное произведение – «Исторические письма» Ведущей силой исторического процесса он считал «критически мыслящих личностей», т.е. интеллигенцию. Интеллигенция находится в неоплатном долгу перед народом и должна оплатить ему этот долг. Она должна развернуть широкую пропаганду среди народа, помочь народу в его борьбе за освобождение. Для успешной борьбы за освобождение народа интеллигенция должна создать революционную организацию.

П.Н. Ткачёв (1844 – 1886 гг.). В 1873 г. после освобождения из тюрьмы эмигрировал за границу. Последователь французского коммуниста-утописта Огюста Бланки. Ткачёв полагал, что переворот в России должна осуществить небольшая группа заговорщиков. Путём государственного переворота данное консервативное государство будет преобразовано в революционное, в котором будут проведены социалистические преобразования. Ткачёв считал, что самодержавие не имеет никакой классовой опоры и с ним легко будет справиться. Ткачёв не считал крестьянство революционной силой.

До конца 70-х годов под влиянием бакунинских идей все силы народников были сосредоточены на подготовке крестьянской революции. Первой проверкой идеологии революционного народничества на практике стало предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. массовое «хождение в народ» (1874 – 1875 гг.).

Особенности:

  • Отсутствие единого руководящего центра.
  • Отсутствие единой программы деятельности.
  • Отсутствие единой платформы

Два виды пропаганды:

  • Летучая — передвижения от села к селу, выступления на сходках, чтение прокламаций, призывы не повиноваться администрации, не платить налоги, проповедь христианского равенства.
  • Оседлая – Проживание небольшими группами в сёлах, организация артелей и коммун, школ, распространение нелегальной литературы, постепенная агитация

Но крестьянство оказалось невосприимчивым к идеям революции и социализма. Провал акции «хождения в народ»

В то же время опыт «хождения в народ» способствовал организационному сплочению революционных сил. В 1876 г. была создана тайная революционная организация «Земля и воля», отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. (Основатели организации – Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский и др.)

Цели и задачи организации:

  • Свержение самодержавия.
  • Осуществление социалистической революции.
  • Передача всей земли крестьянам с правом общинного использования.
  • Введение сельского и городского «мирского самоуправления»
  • Создание производственных, земледельческих и промышленных ассоциаций (объединений)
  • Введение свободы слова, собраний, вероисповеданий

Деятельность:

6 декабря 1876 г. – первая в России политическая демонстрация у Казанского собора в Санкт-Петербурге

1878 г. – покушение В. Засулич на петербургского градоначальника Ф. Трепова;

1879 г. – покушение А. Соловьёва на Александра II

1879 г. – раскол «Земли и воли»:

  • «Чёрный передел» (у крестьян назывался полный передел в общине. Революционеры намекали на полный раздел все земли, в том числе и помещичьей)- основатели Г. Плеханов, Л. Дейч, В. Засулич и др. Они сохраняли основные положения программы и тактики «Земли и воли»
  • «Народная воля»- основатели А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская и др. Они были сторонниками тактики террора для устрашения правительства и обеспечения политического переворота. Выдвинув лозунг борьбы за политическую свободу, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению серии террористических актов против царя. Было подготовлено и осуществлено восемь покушений на Александра II. 1 марта 1881 года было осуществлено покушение на царя, в результате которого Александр II получил смертельное ранение от взрыва бомбы, брошенной И. Гривеницким.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы после убийства царя не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения - Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и другие - были схвачены и казнены.

Начиная с 80- годов революционное народничество вступило в полосу кризиса. Интеллигентский радикализм в те годы переживал некоторое отрезвление. На первый план выдвинулась задача борьбы за политическую свободу, а реализация социалистической идеи отодвигалась в будущее. В целом же народничество и в 80-е годы оставалось господствующим направлением в русской общественной жизни.

III период - 80-е годы XIX в.

Убийство Александра II стало началом заката революционного народничества. Последним отзвуком террора стало неудачное покушение на Александра III 1 марта 1887 г., организованное группой петербургских студентов с участием А.И. Ульянова (старшего брата Ленина). На смену революционному народничеству пришло либеральное народничество, которое выступило за уничтожение остатков крепостничества, в первую очередь помещичьего землевладения, улучшения материального положения крестьян, недопущения в России «язв» капитализма, отказ от традиций революционной борьбы. Они пропагандировали мирный путь общественных и социальных преобразований, выступали и с теорией «малых дел» в культурно-просветительской и народнохозяйственной областях (устройство больниц, развитие сети народных школ, защита прав крестьянства, агрономическая помощь и т.д.). Интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. Идеологами либерального народничества были Н.К. Михайловский - публицист, литературный критик, экономисты В.В. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон.

Развитие капитализма и рост рабочего движения в России, а также кризис революционного народничества в 80-е годы заставили некоторых представителей из числа народников обратиться к марксизму . В 1883 г. в Женеве бывшие члены «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и другие создали первую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда».

Основными целями группы были:

  • распространение идей марксизма в России путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса (серия «Библиотека современного социализма»);
  • критика народничества (основной революционной силой является пролетариат, а не крестьянство);
  • анализ русской действительности с позиций марксизма.

Параллельно с группой «Освобождение труда» возникают и действуют марксистские кружки в самой России:

«Социал-демократическое сообщество» М. И. Бруснева, 1889 — 1992 гг. Санкт-Петербург — Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и первой маёвки в России 1891 г. в Санкт-Петербурге

В 90-е годы происходит становление В.И. Ленина как теоретика марксизма в России. Он:

  • выдвигает положение о революционном союзе пролетариата и крестьянства при руководящей роли пролетариата в борьбе с самодержавием.
  • Особое внимание Ленин уделяет задаче создания революционной пролетарской партии путем соединения марксизма с рабочим движением.

Осенью 1895 г. в Петербурге при участии В.И. Ульянова (Ленина) и Ю.О Цедербаума (Мартова) был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который Ленин назвал зачатком революционной партии. Вскоре руководители «Союза» и среди них Ленин были арестованы и в 1897 г. сосланы в Сибирь.

В 1898 г. в Минске состоялся первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), положивший начало созданию социал-демократической партии в России.

Рабочий класс и рабочее движение

За последнюю треть XIX в. численность рабочих в России увеличилось втрое и к 1900 г. составила около 3 млн. человек. Ряды рабочего класса пополнялись в основном за счет крестьян. Отрыв от земли происходил медленно. Страхование от болезней и несчастных случаев тогда не существовало, пенсий тоже не было. Многие рабочие, состарившись, возвращались доживать свой век в деревню. Земельный надел был для них страховкой.

На фабриках рабочий день доходил до 14 – 15 часов. Широко использовался труд женщин и подростков. Заработная плата рабочих в России была в два раза ниже, чем в Англии, и в четыре раза ниже, чем в США.

Вскоре обнаружилось, что рабочие вовсе не обладали тем бесконечным терпением, каким отличались крестьяне. Те же самые люди на фабрике вели себя иначе, чем в деревне, где их сковывали отцовская власть и деревенские традиции. Крестьяне приносили с собой на фабрику накопившееся в деревне недовольство, здесь оно возрастало ещё больше и прорывалось наружу.

В 1872 г. произошла одна из первых забастовок в России, стачка на Кренгольмской мануфактуры в Нарве. В 1880 г. произошла стачка на Ярцевской мануфактуре купцов Хлудовых в Смоленской губернии. Бросив работу, рабочие побили стёкла на фабрике. В Ярцово были вызваны войска. В последующие годы волнения произошли в Московской губернии, в Ярославле и Петербурге. В 1885 году произошла забастовка на Никольской мануфактуре, Морозова (близ Орехова-Зуева), охватившая около 8 тыс. рабочих.

1886 г. правительство приняло закон, по которому участие в забастовке каралось арестом сроком до месяца. Предпринимателям же запрещалось налагать штрафы сверх установленного предела. Принимались меры к упорядочению рабочего дня, взимания штрафов, условий труда для женщин и детей. Контроль за исполнением закона возлагался на фабричную инспекцию. В 1897 г. был принят «Новый фабричный устав».

Решено было под контролем полиции создать «общества взаимного вспомоществования рабочих», чтобы отвлечь их от прямой борьбы за свои права. Идея принадлежала начальнику московского охранного отделения С.В. Зубатову. Эта политика получила название «зубатовщины». «Зубатовские профсоюзы» появились в Петербурге, Москве, Минске, Вильно, Одессе и других промышленных центрах.

Лишь с наступлением промышленного подъёма в 1893 г. волнения рабочих постепенно улеглись .

Консерваторы (Победоносцев, Катков, Толстой) Журнал «Московские ведомости» В идеологических рамках теории «официальной народности» Требования: сохранение самодержавия, помещичьего землевладение, свертывание реформ, за патриархальный образ жизни. идеи панславизма во внешней политике

В 1860 -е годы Михаил Катков - известный публицист и политик. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в частности, нацеленных на утверждение так называемого «классического» образования (с преподаванием древних языков и главным образом гуманитарных предметов). С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея Цесаревича Николая при Московском университете («катковский лицей»). По замыслу основателей лицей должен был стать образцом русского национального учебновоспитательного дела для классических гимназий и университетов. Именно он ввел в обиход термин «нигилизм» как обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди разрушения ради разрушения, высмеивания всего, что дорого каждому образованному и культурному человеку. Видя в классическом образовании своеобразную прививку от увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что в результате падения образовательного уровня аудитории вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически, неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в своей голове…»

l l l С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна без «власти» , поскольку только власть способна защитить личную свободу людей. Люди обретают в лице государства высшую свободу. Монархия вовсе не синоним несвободы, и «только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают “народную свободу”, на самом же деле она обеспечивает ее более, чем всякий конституционализм» . Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не потворства их порокам и недостаткам, а решительного противодействия тому, что их губит. Ослабление власти, отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства появляются тайные. В качестве силы, удерживающей государство и народ от падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть только одна воля, которая имеет право сказать “я – закон”. Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек. Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого движения в государственной жизни.

либералы Журналы «Русская мысль» , «Вестник Европы» Требования: продолжение реформ Демократические свободы За конституционную монархию За свободу предпринимательства За реформы, против революции Основной вид деятельности – подача адресов на имя царя

Радикалы (революционеры) Вели активную антиправительственную деятельность Создавали тайные организации, действовали в России и за пределами России Издавали и распространяли прокламации За насильственные методы преобразований в России

Причины распространения радикальных идей l l Реформы 1860 -1870 -х гг. , хотя и внесли существенные изменения в жизнь России, все же имели незавершенный и во многом непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков прошлого. Самая главная из реформ - крестьянская, дав крестьянам личную свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от помещика, и от государства. Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту радикальных настроений в среде интеллигенции и учащейся молодежи, среди которой увеличилась доля разночинцев - выходцев из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян. Именно этот слой людей, лишенных определенного места в сословной структуре общества, стал питательной почвой для революционного движения, которое набрало значительную силу в период правления Александра II. Так возникло народничество. Это идеология, распространенная в Российской империи в 1860- 1910 х годах. Основные идеи: «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенции потери своей связи с «народной мудростью» , «народной правдой» .

Основные идеи народничества l l l Сторонники идей утопического социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского Основа социализма в России – община. Путь к социализму лежит через революцию Организатор и вдохновитель революции – интеллигенция. Капитализм в России - привнесенное из вне явление, считали капитализм регрессом в общественном развитии. Россия минует капитализм благодаря общине. Боролись против самодержавия и остатков крепостничества.

Идеологи народничества П. Л. Лавров (1823 -1900) М. А. Бакунин (1814 -1876) П. Н. Ткачев (1844 -1886)

Организации революционеров В 1861 г. возникает первая революционная организация «Земля и воля» . В названии организации были заключены ее главные идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей земли и ликвидация самодержавия, замена его демократической республикой. Лидеры «Земли и воли»: братья А. А. Серно-Соловьевич и Н. А. Серно-Соловьевич Н. Н. Обручев А. А. Слепцов Думали, что весной 1863 г. в России вспыхнут крестьянские волнения, которые возглавит «Земля и воля» . Волнения перерастут в революцию. Но надежды не сбылись. Руководители были арестованы, не успев развернуть активную деятельность. В 1864 г. организация прекратила существование.

Революционные кружки 1860 -х гг. Организация Н. А. Ишутина (18631866) Вели революционную пропаганду среди студентов, организовали небольшую коммуну, имевшую свою кассу взаимопомощи, переплётную и швейную мастерскую, бесплатную библиотеку и школу. В своей деятельности Ишутин сочетал пропаганду в народе идей утопического социализма с заговорщической и террористической тактикой. Группа «Ад» (Д. Каракозов) 4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет покушениям революционеров на Александра II

Реакция правительства l l После покушения Каракозова военный министр Д. А. Милютин пытался убедить царя, что лишь последовательные реформы способны предотвратить рост революционного движения. Но возобладала иная политическая линия. Были закрыты «Современник» и «Русское слово» . Значительно сузились права земств. Решения земских собраний подлежали теперь утверждению губернатора или министра внутренних дел. Губернаторы получили право отстранять от должности земских деятелей, признанных «неблагонадежными» . Земствам разных губерний запретили даже сноситься друг с другом и публиковать без разрешения властей свои отчеты. Была задержана подготовка городской реформы. Либерального министра просвещения А. В. Головнина сменил граф Д. А. Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры перегружены древними языками, что должно было, по странному замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной общественной жизни. Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в армию, но против этого выступил военный министр Д. А. Милютин.

Реакция правительства l Ключевой фигурой в правительстве стал шеф жандармов и глава III отделения Его Императорского Величества канцелярии П. А. Шувалов. Стращая монарха ростом оппозиционных настроений и новыми покушениями, Шувалов добился огромной власти; современники именовали его «Петром IV» . Он даже требовал предоставить ему право увольнять чиновников любых ведомств. По свидетельству современника, «ни один генерал-губернатор, являясь в Петербург, не решался представиться к государю, не побывав предварительно у Шувалова и не выслушав его наставлений» . Над Россией распростертой Встал внезапною грозой Петр по прозвищу четвертый, Аракчеев же второй l (Ф. И. Тютчев)

«Народная расправа» С. Г. Нечаев Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. «Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе („Катехизис революционера“), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность» . Стал прототипом Петра Верховенского – героя романа Ф. М. Достоевского «Бесы»

«Хождение в народ» 1874 -1876 l l Весной и летом 1874 «чайковцы» , а вслед за ними и члены других кружков отправились для ведения пропаганды в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции» , а позже - «первого хождения в народ» . Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм «более терпеть нельзя» . Но крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу - «Процессу 193 -х» .

Эпоха реформ по-разному воспринималась в обществе, вызывая нередко противоположные оценки: от одобрения правительственного курса до требований решительного изменения. Это способствовало оформлению радикального (революционно-демократического), консервативного и либерального направлений в российском общественном движении, отличавшихся друг от друга не только социальной базой, политическими программами, морально-этическими воззрениями, методами достижения поставленных целей, но и, что особенно важно, организационными формами.

Революционно-демократическое движение. Идейными лидерами революционно-демократического лагеря были Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836- 1861) и А.И. Герцен (1812-1870). Н.Г. Чернышевский выступал за широкие социальные преобразования в первую очередь в интересах крестьянства при сохранении «принципа общинного землевладения». Община, как он полагал, синтезировала личные и общественные интересы и поэтому могла обеспечить переход от капиталистического к коллективному производству.

Начало 1860-х гг.-время образования революционно-демократических организаций, основу которых составляла разночинная интеллигенция. «Земля и воля» (1861 - 1864) - самая многочисленная из революционных организаций первой половины 1860-х гг. - насчитывала около 400 участников, среди которых были чиновники, офицеры, представители творческих профессий, студенты.

Организационное оформление «Земли и воли» произошло в конце 1861 г. и было связано с деятельностью братьев Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичей и А.А. Слепцова. Программные положения организации предусматривали передачу крестьянам земли, бывшей в их пользовании, установление крестьянского самоуправления, замену губернских и уездных чиновников органами самоуправления, предоставление широких прав общегосударственному народному представительству. Весной 1864 г., в условиях спада революционной активности, разногласий внутри общества, «Земля и воля», так и не раскрытая тайной полицией, самораспустилась.

На рубеже 1850-1860 гг. активизировалось польское национально-освободительное движение. В начале января 1863 г. польские отряды совершили одновременное нападение на русские гарнизоны. Временное национальное правительство провозгласило независимость Польши. Летом 1864 г. восстание было подавлено.

В середине 1860-х - начале 1870-х гг. выразителями революционно-демократического движения стали кружки и тайные общества. В сентябре 1863 г. вольнослушатель Московского университета Н.А. Ишутин (1840-1879) организовал тайное революционное общество. Члены общества считали своей главной задачей подготовку крестьянской социалистической революции посредством пропаганды социалистических идей и последующего захвата власти революционной партией. Радикальная часть кружка готовила террористические акты. После покушения Д. В. Каракозова на Александра II тайное общество было частично раскрыто.

Ведущие позиции в общественном и революционном движении в 1870-х - начале 1880-х гг. занимало народничество. Под народничеством в современной историографии понимается система социально-политических и экономических взглядов, сформировавшихся в странах с преимущественно аграрной экономикой в период перехода к индустриальной стадии развития. Суть народнической теории заключалась в критике капиталистических социально-экономических отношений и обосновании альтернативных, главным образом социалистических, моделей развития общества.

Родоначальниками народничества принято считать А. И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, заложивших основы теории «русского (крестьянского, общинного) социализма», представлявшей собой синтез учений западноевропейских социалистов (Ш. Фурье, П.Ж. Прудона, А. Сен-Симона, Д. Оуэна) и представлений А. И. Герцена и Н.Г. Чернышевского об общественно-политическом развитии России.

А. И. Герцен полагал, что Россия придет к социализму «самобытным путем благодаря сельской общине». Периодическое уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, крестьянское самоуправление, коллективизм, равенство всех членов общины - т.е. основные черты русской крестьянской экономики и общины - рассматривались им как элементы социалистических отношений. Н.Г. Чернышевский также утверждал, что общинная организация в ходе политических преобразований могла обеспечить переход к социализму.

Основные положения теории «русского социализма» получили развитие в работах П. Л. Лаврова, М.А. Бакунина, Н.П. Ткачева, выступавших за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борьбы. Исходя из этого, в историографии выделяют три течения в народничестве.

Пропагандистское направление. Центральное место во взглядах П.Л. Лаврова (1823-1900) занимала проблема преобразования российского общества посредством революции. Он полагал, успехов на этом пути можно достичь только подготовкой революционного выступления, организацией политической партии и пропагандой в массах идей социализма.

Бунтарское, или анархистское, направление. Основоположник теории анархизма М.А. Бакунин (1814-1876) отрицал государство в любой форме, отождествляя его с «насилием, притеснением, эксплуатацией, несправедливостью, возведенным в систему». М.А. Бакунин был сторонником крестьянской революции, которая под руководством революционной интеллигенции приведет к победе социализма.

Заговорщическое направление. П.Н. Ткачев (1844-1885) наиболее эффективной формой революции П.Н. Ткачев считал государственный заговор, в результате которого «дисциплинированная организация революционеров» захватит власть и осуществит революционную диктатуру и социалистические преобразования.

Особое направление в народничестве представляет так называемая нечаевщина. С. Г. Нечаев (1847-1882) считал, что революционная тайная организация должна строится на принципах диктаторского централизма, строгой иерархии, конспирации и тотального контроля за всеми ее участниками, действуя методом насилия под лозунгом «Цель оправдывает средства!».

Идеология народничества оказала влияние на практику движения. Весной - летом 1874 г. народники осуществили «хождение в народ». Выдавая себя за мастеровых, коробейников, наемных работников на полевых работах, они развернули в деревнях социалистическую агитацию, призывая крестьян к восстанию против царя и помещиков. Движение охватило 37 губерний, в нем участвовало 2-3 тыс. человек. Соприкосновение пропагандистов с крестьянской массой выявило несостоятельность теоретических положений народников о «коммунистическом инстинкте мужиков», их готовности к революции. Крестьяне нередко добровольно выдавали «ходоков» полиции. В 1875 году движение было разгромлено.

После провала «хождения в народ» народники перешли к тактике «прямых действий», предполагавшей создание централизованной «революционной партии» и пересмотр методов революционной агитации. В 1876 году была создана организация «Земля и воля», названная так в честь революционеров 1860-х гг. Новая «Земля и воля» строилась на принципах конспирации, подчинения меньшинства большинству. Главная цель организации (вместе с филиалами ее численность не превышала 200 человек) состояла в подготовке народной социалистической революции. С этой целью предполагалось создать опорные пункты и организовать пропагандистскую работу в деревне («деревенщики»), среди рабочих («рабочая» группа) и студентов («интеллигентская» группа). Программа организации провозглашала: передачу всей земли «сельскому и рабочему» сословию, введение общинного (мирского) самоуправления, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций, установление свободы слова, собраний, вероисповедания. Политический террор рассматривался как средство защиты революционеров от полиции.

В середине 1879 г. в народническом движении сформировались два направления - сторонники террора против представителей власти («политики») и сторонники пропагандистской и организаторской работы в деревне («деревенщики»). На съезде «Земли и воли» в август 1879 г. были образованы две самостоятельных народнических организации - «Народная воля» и «Черный передел».

26 августа 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве Александра II. После нескольких неудачных покушений, 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен. 3 апреля 1881 г. на Семеновском плацу были казнены участники покушения А. И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов и Н.И. Рысаков.

Программа «Черного передела» была подготовлена Г. В. Плехановым. Основным направлением деятельности организации признавалась «экономическая земельная революция», которая «неизбежно поведет за собой переворот во всех других общественных отношениях». «Черный передел» как организация перестала существовать в декабре 1881 г. Часть ее руководителей (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л.Г. Дейч) выехали за границу.

В 1880-1890-х годах в среде российской интеллигенции и молодежи получили распространение идеи либеральных народников (Н.К. Михайловский, Я.В. Абрамов, В.П. Воронцов), выступавших за ненасильственные, эволюционные преобразования, основанные на общинном землевладении и социалистических принципах. Теоретик либерального народничества Н.К. Михайловский (1842-1904), считавший революцию деструктивной силой, особую роль в формировании общества социальной справедливости отводил российской интеллигенции как прогрессивно настроенному меньшинству, долженствующему воздействовать на общественное развитие, руководствуясь интересами трудящихся.

Сложившаяся на рубеже XIX-XX вв. идеология неонародничества (выразителями которой были публицисты и экономисты А. В. Пешехонов, В.А. Мякотин, В.М. Чернов), наделяя крестьян революционным потенциалом, тем не менее уже не рассматривали их как «прирожденных» социалистов. Неонародники отводили особую роль в социально-политическом развитии общества интеллигенции, действующей в интересах «трудового народа». Главную цель политической борьбы неонародники видели в экспроприации капиталистической собственности и преобразовании общества на социалистических началах.

Либеральное общественно-политическое движение. Основу либерального движения составляла университетская профессура, деятели земств, представители технической интеллигенции и предпринимательских кругов. Идеологическую базу русского либерализма второй половины XIX в. формировали переработанные теоретические положения западноевропейского либерализма: законность, раскрепощение личности, социальная справедливость, политический прагматизм.

Лидеры либерального направления полагали, что преобразования в России должна осуществить государственная власть. Программа реформ включала: сохранение дворянского землевладения, упразднение сословных привилегий, создание представительных учреждений, но, в рамках монархии, и гласность. Теоретическим обоснованием политических воззрений либера- лов-западников (С.М. Соловьев К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) стала концепция государственной школы, представлявшая государство высшей формой общественного бытия. Государство регулировало социальные отношения, соединяло в одно целое отдельных лиц (общество) и обеспечивало свободу, право и закон.

Начиная с середины 1860-х гг. с требованиями введения общегосударственного представительства выступают земства. Либеральную основу земского движения составляли гласные земств и земская интеллигенция. Они ратовали за расширение прав земства и распространение принципов земского самоуправления на высшие государственные учреждения. Либерально настроенные земские деятели подавали адреса и ходатайства на имя Александра II, проводили нелегальные собрания и съезды.

Консервативное общественно-политическое движение. Основу консервативного лагеря составляли представители дворянства, духовенства, купечества, значительная часть крестьянства и мещанства. Базовыми для консерваторов были следующие положения: признание для России особого от Запада пути развития; отстаивание определяющей роли православия в государственной идеологии и самосознании русского народа; критика либерализма, парламентаризма и социализма; неколебимость самодержавия; сохранение общественной иерархии как основы самодержавия; защита принципа единой и неделимой Российской империи.

Наиболее яркими представителями русского консерватизма были М. Н. Катков (1817-1887), отстаивавший незыблемость самодержавия в печати, и К.П. Победоносцев (1827-1907), использовавший свое влияние в придворных и правительственных кругах для упрочения консервативного политического курса. Верховная власть царя, утверждал М.Н. Катков, олицетворяла силу России, разрешая возникавшие социальные противоречия, обеспечивая стабильное развитие страны и единство всех сословий и многочисленных народов в рамках русского государства. М.Н. Катков в любой форме отвергал «конституци- ализм» и «представительство», рассматривая их не как «выражение народа», а как игру «чуждых ему партий». Народ в этой игре являлся орудием политических партий.

Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827-1907) считал народовластие и парламентаризм «великой ложью нашего времени». Он полагал, что формирование демократических институтов связано с историческими особенностями развития страны. Внедрение в России принципов парламентаризма, отмечал К.П. Победоносцев, приведет к анархии и распаду государства.

Представителями одного из направлений русского консерватизма были почвенники (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов). Считается, что термин «почвенник» происходит от словесных оборотов: «мы оторвались от своей почвы», «нам следует искать своей почвы», которые использовал в публицистических работах Ф.М. Достоевский, сопровождая их призывами вернуться к народным, национальным началам. Почвенники выступали за интеллектуальное противодействие прозападным социально-экономическим и культурным преобразованиям в России, за сближение на религиозно-этической основе образованной части общества с народом («почвой»), за противодействие идеям социализма и материализма. Идеальной формой государственного устройства они считал народную монархию - общество во главе с народным царем.

Рабочее движение и распространение марксизма. В пореформенный период в условиях интенсивного развития промышленности заметным фактором общественно-политической жизни России стало рабочее движение. Среди причин, обусловивших протестные выступления пролетариата, следует назвать продолжительный рабочий день, достигавший 12-14 часов, низкую заработную плату, отсутствие трудового законодательства. В 1875 году в Одессе по инициативе Е.О. Заславского (1847- 1878) был образован «Южнороссийский союз рабочих» - первая пролетарская организация в России. Программные положения были изложены в Уставе организации, декларировавшем необходимость освобождения рабочих из-под власти господствовавших классов в ходе насильственного переворота. В декабре 1875 г. активные участники «Союза» были арестованы.

В конце 1878 г. в Петербурге В.П. Обнорский (1852-1920) и С.Н. Халтурин (1856-1882) учредили «Северный союз русских рабочих». Численность «Союза» не превышала 200 человек. Программа «Союза» провозглашала: «уничтожение поземельной собственности и замену ее общинным землевладением», создание «правильной ассоциационной организации труда, предоставляющей в руки рабочих производителей продукты и орудия производства», ликвидацию сословного неравенства, введение свободы слова, печати и собраний, сокращение налогов и продолжительности рабочего дня, ликвидацию детского труда и паспортной системы. В январе 1879 г. В.П. Обнорский и другие активные участники «Союза» были арестованы.

Первые рабочие организации объединяли в своих рядах незначительное число пролетариев, идейно и политически находившихся под влиянием народников. Становление капиталистических отношений, рост рабочего движения, кризис народничества способствовали переходу части интеллигенции на позиции марксизма.

Первая русская марксистская организация «Освобождение труда» была создана в Женеве Г. В. Плехановым, Л. Г. Дейчем, П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич и В.Н. Игнатовым. В программном заявлении организации 25 сентября 1883 г. провозглашалась непримиримая борьба с абсолютизмом, подчеркивалась важность пропаганды идей социализма в рабочей среде и необходимость организации русского рабочего класса «в особую партию с социально-политической программой». Эти положения определили деятельность организации, заключавшуюся в распространении марксизма посредством перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса и критике утопических социалистических учений, включая народничество. Основоположником «русского марксизма» считается Г.В. Плеханов (1856-1918).

Первая марксистская группа в России «Партия русских социал-демократов» была образована в конце 1883 г. в Санкт- Петербурге. Она вошла в историю революционного движения как «группа Д. Благоева», по имени одного из ее основателей Димитра Благоева (1856-1924). Участники группы (около 30 человек), большей частью студенты Петербургского университета и Технологического института, занимались организацией рабочих кружков и социал-демократической пропагандой на фабриках и заводах.

Видным деятелем начального этапа социал-демократического движения в России был П.В. Точисский (1864-1918). Осенью 1885 г. он основал «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых». Основной формой деятельности «Товарищества» стала организация рабочих кружков и пропаганда среди их участников идей классовой борьбы. Политические взгляды членов «Товарищества» в основном соответствовали социал-демократической доктрине. В феврале - марте 1888 г. центральный кружок «Товарищества» был разгромлен полицией.

Группа М.И. Бруснева (1864-1937), сформировавшаяся осенью 1889 г., отличалась от предыдущих марксистских организаций большим числом участников и разветвленной организационной структурой. В группе преобладала студенческая молодежь и рабочие, пропагандировавшие марксизм в пролетарской среде. В 1891 - 1892 годах члены кружка провели маевки с участием более 300 человек, на которых произносились политические речи. Аресты членов группы в 1892 г. привели к прекращению ее деятельности.

Организатором социал-демократических кружков в Поволжье был Н.Е. Федосеев (1869-1898). При его участии в 1888 г. была создана сеть социал-демократических кружков в Казани и Поволжье. В одном из них состоял В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924).

В 1895 году в Петербурге В. И. Ленин вместе с Ю. О. Цедер- баумом (Мартовым) основал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». «Союз» объединил около двадцати марксистских кружков. В начале декабря 1896 г. руководители «Союза» были арестованы и после суда сосланы в Сибирь. В конце 1890-х годов организации, аналогичные «Союзу борьбы», были созданы в Иваново-Вознесенске, Одессе и других городах.

На рубеже XIX-XX вв. в России сложились теоретические и организационные предпосылки для формирования социал- демократической партии.

На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает рос- сийская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные ва- рианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.


Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной органи- зации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышев- скому, а равно и А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного "Земля и воля". В его состав входили несколько сотен членов, а отделения су- ществовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и дру- гих городах.

По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления устав- ных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаган- ду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена неле- гальная издательская деятельность, создана типография в России, активно ис- пользовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

Однако крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже ле- том 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигриро- вала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были аресто- ваны (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскры- тое, самораспустилось.



Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смяг- чению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830-1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма на- пряженной.

Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановле- нию независимого государства, при этом значительная часть поместной шлях- ты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав. Ради- кально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифе- стаций в Варшаве и других польских городах.

Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на рус- ские гарнизоны.


Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководи- мое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд ли- товских и белорусских губерний.

Однако охвачено им было преимущественно городское население (опре- деленные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабо- чие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.

Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на ра- дикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправ- дались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить воору- женное вмешательство извне в польские события. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внут- риполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки мест- ным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользо- вании к началу восстания, и наделив участками безземельных.

Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н.А. Ишути- ным. Члены кружка считали себя последователями Н.Г. Чернышевского. Вме- сте с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д.А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Неприятие радикально настроенной интеллиген- ции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так на- зываемого нигилизма. Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма. "Русские нигилисты

60-х годов... - отмечал Н.А. Бердяев, - были русскими просветителями, они объ- явили борьбу всем историческим традициям, они противополагали "разум",

существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого... Материализм превратился (у нигили- стов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию... Наука, под которой пони-

мались главным образом естественные науки... стала предметом веры, она была превращена в идол". Тип нигилиста был запечатлен И.С. Тургеневым на стра- ницах романа "Отцы и дети" в образе Базарова.

Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярно- стью пользовались произведения Д.И. Писарева. Талантливый критик и публи- цист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание "но- вого человека" - "мыслящего реалиста". Писарев искренне сочувствовал "уни-


женным и оскорбленным", утверждая, что вне вопроса "о голодных и раздетых людях" нет "решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать". Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль ко- торого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь "пассивный материал", подлежащий "переработке". В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли "разрушителя эстетики".

В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначи- лась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интелли- генции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые дейст- вовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала "нечаевщина", связанная с именем С.Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации "Народная расправа". Нечаевский "Катехизис револю- ционера" призывал применять любые средства для торжества революции, кото- рая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство од- ного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реа- лизацией на практике принципов "нечаевщины". Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судеб- ного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика "нечаевщины" вдохновила Ф.М. Достоевского на написание его поистине про- видческого романа "Бесы",

Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева. Од- нако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях "нечаевщина" заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, полу- чив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступ- ки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тотали- тарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.

Революционное народничество 1870-х гг. Преемниками революционе-

ров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было харак- терно негативное отношение к капитализму, признание самобытности

исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды,

в общину как основу для переустройства общества на социалистических нача- лах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышев- ский. Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга "культурных классов" народу,


тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовно- сти пострадать за свои убеждения "стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века", а в представителях этого движения - преемников "мучеников двоеперстия", приверженцев неистового протопопа Аввакума, ко- торый, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал рас- шатывать основы созданной Петром I империи.

В рамках народнической идеологии существовали различные направле- ния - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланки- стское). Их вдохновителями являлись соответственно М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой изменен- ные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П.Ж. Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное "исторически необходимое зло" в государственной вла- сти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны будут играть народные массы, которых толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять на борьбу практическим, боевым бунтарским призывом. Бакунин от- вергал необходимость революционной пропаганды в массы. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом, безгосударственном обществе возникнет "свобод- ная федерация" рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично- ремесленных. Взгляды Бакунина, его призывы "идти в народ" находили немало приверженцев, особенно среди революционной молодежи.

Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к революции. Только систематическая пропаганда, воспитание руководи- телей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, считая "критически мыслящую личность" дви- гателем общественного прогресса.

Еще одним направлением в революционном движении 1870-х гг. явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во гла- ве с Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи соци- альной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заго-


ворщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захва- ченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сто- ронники Ткачева думали, что коммунистический инстинкт, присущий, как они полагали, русскому крестьянству, позволит затем реализовать в стране социа- листические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую стра- ну.

Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце

1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок "чайковцев" (М.А. Натансон, Н.В. Чайков-

ский и др.). К 1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда университетских го- родов, он составил ядро так называемого Большого общества пропаганды (А.И. Желябов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся

молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельно- стью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л. Лазарева. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. "Большое

общество пропаганды" воспитало целое поколение революционеров- народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии народнического движения.

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и проклама- ции для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название "хож- дение в народ". Это движение (среди его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. По- пытки создать зимой 1873- 1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестья- нами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Крестьяне не по- желали, однако, признать "своими" выходцев из "культурных классов". Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участ- ников "хождения в народ" (было арестовано около тысячи человек). Длитель- ное следствие закончилось политическим "Процессом 193-х", центральным событием которого стала речь одного из подсудимых, И.Н. Мышкина, в кото- рой он выразил веру в неизбежность народного восстания в стране.


"Хождение в народ" стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества "Земля и воля", ставшего круп- нейшей организацией народников 1870-х гг.

Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения револю-

ционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Бело- руссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо

организованный петербургский центр (О.В. Аптекман, Д.А. Лизогуб, А.Д. Ми- хайлов, В.А. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколь-

ко групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок "Земля и воля".

Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требо- ваний, добиться которых можно было "только путем насильственного перево- рота". Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных". Однако рабочие расценивались только как сила, спо- собная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность земле- вольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.

Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и дру- гих губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и по- пытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых полити- ческих процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склоня- лась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу сред- ствами индивидуального террора.

Основные даты и события: 1875 г. - образование «Южнороссийского союза рабочих»; 1878 г. - образование «Северного союза русских рабочих»; 1876-1879 гг. - «Земля и воля»; 1879- 1886 гг. - «Народная воля»; 1 марта 1881 г. - убийство Александра II народовольцами.

Исторические деятели: А.М. Унковский; М.Н. Катков; Н.Г. Чернышевский; М.А. Бакунин; П.Л. Лавров; П.Н. Ткачев; М.А. Натансон; А.Д. Михайлов; Г.В. Плеханов; А.И. Желябов; С.Л. Перовская; В.Н. Фигнер.

Основные термины и понятия: либерализация; консерватизм; народничество; террор.

План ответа:

  • 1) исторические условия и особенности общественного движения 60-70-х гг.;
  • 2) либеральное движение;
  • 3) консервативное движение;
  • 4) революционное движение;
  • 5) народничество;
  • 6) хождение в народ;
  • 7) «Земля и воля»;
  • 8) «Народная воля»;
  • 9) первые рабочие организации;
  • 10) значение общественного движения 60-70-х годов.

Материал к ответу: Общественное движение 1860-70-х гг. имело ряд особенностей. Главными вопросами, которые обсуждались в это время консерваторами, либералами и революционерами, были вопросы политического и социально-экономического реформирования российского общества, направленности и глубины общественных преобразований, конкретных проектов реформ. Реформы 60-70-х гг. опирались на поддержку либералов, работавших в дворянских губернских комитетах. Один из них - предводитель тверского дворянства А.М. Унковский не только был автором собственного проекта освобождения крестьян, но и «адреса» с предложением о созыве выборных представителей от «всей земли русской», т. е. парламента. После земской ре- формы центр российского либерализма переместился в земские и городские учреждения. Однако позиции либералов не разделялись общественностью в условиях неграмотности основной части населения.

Реформы вызвали противодействие у консерваторов, стремившихся к сохранению прежних порядков для стабильности российского общества. Нарастание революционного движения в период реформ консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса. Они не только не поддержали преобразования Александра II, но и попытались кадровыми назначениями ослабить влияние либералов. На позиции консерватизма после польского восстания перешел известный в прошлом либерал М.Н. Катков - редактор «Московских ведомостей». Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде «единство народа с царем».

Реформы вызвали бурный рост революционных настроений в обществе. Представители революционного лагеря считали предпринятые правительством шаги полумерами и даже обманом населения. Они полагали, что решить назревшие вопросы можно лишь путем революционного переворота. Одним из главных теоретиков революционного движения был редактор журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский. Развивая идеи А.И. Герцена об общинном социализме, он был сторонником и теоретиком крестьянской революции в России и призывал к созданию революционной организации. Эти идеи нашли отражение в его романе «Что делать?», написанном в период заключения в Петропавловской крепости.

Теоретические воззрения Чернышевского стали основой для формирования нового политического течения радикальной интеллигенции - народничества. Полагая, что главной революционной силой российского общества является крестьянство, народники ставили своей задачей поднять его на борьбу. Идеологом бунтарского направления народничества был М. А. Бакунин, который исходил из положения о том, что народные выступления против властей будут носить стихийный характер. Результатом революции, по его мнению, должна стать ликвидация государственных институтов и замена их свободными самоуправляющимися организациями. Теоретиком пропагандистского направления выступал П.Л. Лавров. Он считал, что революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотное крестьянство не в состоянии сразу понять идея социализма. Донести до него азы просвещения (как общеобразовательного, так и политического) должна интеллигенция. П.Н. Ткачев известен как лидер заговорщического течения в народничестве. Он считал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Эта функция должна, по его мнению, принадлежать политической организации, которая «расшатает» основы власти путем террора против ее представителей. Появившиеся в конце 60-х - начале 70-х гг. народнические кружки и организации сумели создать сеть своих отделений во многих городах страны. В 1874-1875 гг. была предпринята масштабная агитационная акция народников, известная как «хождение в народ». Несколько сотен народовольцев разошлись по деревням и селам с целью политического просвещения крестьян. Они старались доступно объяснить им социалистические идеи и призывали к массовым действиям против власти. Однако «хождение в народ» окончилось полным провалом - крестьянство в своей массе осталось безразлично к призывам, многие народники были арестованы и осуждены.

В 1876 г. была создана централизованная нелегальная народническая организация «Земля и воля» (М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др.). Ее участники ставили целью передачу земли крестьянам, организацию общинного самоуправления в деревне. Осуществить эти цели предполагалось путем политического переворота, в подготовке которого использовались как пропагандистские меры, так и индивидуальный террор. За короткий срок была совершена серия покушений на крупных государственных сановников и на самого царя. Однако все это привело к усилению политических репрессий. Неэффективность деятельности «Земли и воли» вызвала обострение внутренних дискуссий. В 1879 г. в организации произошел раскол на две самостоятельные части. «Черный передел» в основу своей деятельности положил пропагандистскую работу (его возглавил Г.В. Плеханов). «Народная воля» в качестве важнейшего метода борьбы использовала индивидуальный террор (ее лидерами стали А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др.).

В 1870-е гг. появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Их целью стала борьба за широкие политические свободы. Таким образом, общественное движение в 60-70-е гг. характеризовалось резкой активизацией, созданием первых революционных организаций, началом формирования рабочих союзов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!