Американский летчик сбитый над ссср. Как сбили Пауэрса (5 фото)

КАК СБИЛИ ПАУЭРСА

Дополнение к истории самолета-разведчика U-2

С большим интересом я познакомился со статьей от 30.04.03 в «Отечественных записках» (газеты «Советская Россия»). Писатель Клара Скопина приводит многие подробности этого события сорокалетней давности.

Целый ряд фактов мне был известен ранее, но они «грешили» неточностями. А некоторые не были известны, поэтому представить картину этого боя в деталях не удавалось. Статья Скопиной позволяет сделать это с достаточной ясностью, поскольку целый ряд фактов известен из воспоминаний самого Френсиса Пауэрса, из анализа воздушной обстановки на основе знаний технических особенностей систем ПВО и самолета-разведчика U-2.

Пауэрс стартовал с секретной базы в Пакистане (а не с базы Инжирлик в Турции, как заявляли американцы, о чем указано в статье Скопиной, - вот почему, в частности, его засекли над Афганистаном - он шел оттуда). Конечно, он не был обычным «военным летчиком», а потому и «военнопленным», каким его старались представить американцы. Это был разведчик, тщательно подготовленный во всех отношениях, подготовленный и на случай пленения. Если во время войны всех пилотов на авианосцах инструктировали по правилам поведения в плену, то что же говорить о кадровом разведчике, выполняющем особо секретную миссию! В то же время Пауэрса наверняка не посвятили и в некоторые секреты полета, просто чтобы он их не выдал. Взлет Пауэрса был немного задержан из-за того, что ждали личного приказа президента США Эйзенхауэра! Вопрос о его посылке решался на самом высоком уровне, самыми «высокопоставленными» и, надо сказать, «высокоподставленными» лицами (советники и советчики Эйзенхауэра его здорово «подставили»). Здесь все было покрыто тайной и плотной завесой лжи, которая преподносилась, как правда. Поэтому многим вещам, прежде всего показаниям Пауэрса, не стоит особенно верить. Например, гонорар его за эти полеты скорее всего был существенно больше, чем он заявлял (якобы 2500 долларов). Кое-что в показаниях он просто мог «наплести для вида», чтобы показать, что готов к сотрудничеству, и скрыть за этой ложью значимые факты (ему были даны четкие указания врать по тем фактам и деталям, которые не поддаются проверке, и правдиво сообщать второстепенные факты, скрывая за ними главные)... Но и следователи - не дураки, они допрашивают с изуверской дотошностью и неверием, и им скоро становится понятно, где «липа», где «пустышка», а где «интересная вещь»... Пауэрсу пришлось «раскошелиться»: пойманный с поличным, как шпион-нарушитель международного права, он вынужден был дать ответы на вопросы, которые ему задали. Вот о чем его не спросили, он, конечно, скромно умолчал.

Конечно, хозяева Пауэрса во многих вещах «прокололись», многого не предусмотрели. В частности, переоценили возможности Пауэрса покончить жизнь самоубийством в случае неудачи. Они рассчитывали на безнаказанность полета самолета на большой высоте с большой скоростью. А скорость в 700-750 км/час была значительной - километр самолет пролетал за 5 секунд. Такая скорость позволяла за 2-4 минуты пройти зону поражения тех же зенитно-ракетных дивизионов (ЗРДН) 75-го комплекса (конструктора Грушина, система управления Расплетина) с учетом высоты и направления полета. Времени зенитчикам отводилось очень мало. И то, что U-2 дошел до Свердловска, объяснялось не только отсутствием сплошной защиты ПВО («точечной защитой» наших объектов), но и неготовностью некоторых дивизионов к стрельбе перед праздником. Ведь Пауэрс здорово рисковал: его послали пролететь над очень важными объектами, часть из которых уже была защищена ЗРДН.

Самолет U-2 имел предельно облегченный планер с большим размахом крыла, снабженный специальным высотным турбореактивным двигателем. Даже боковые колесики на концах крыльев отбрасывались после взлета. Кабина пилота и его скафандр были приспособлены для полета на большой высоте. Полезной нагрузкой, весьма ограниченной по массе и объему, являлась аппаратура для разведывательной аэрофотосъемки и радиоразведки систем радиолокации.

После взлета и набора высоты Пауэрс включил автопилот, который повел самолет по заданному курсу. Сам Пауэрс занялся наблюдениями и записями в бортовом журнале, следя за курсом самолета и временами подправляя его. Следил за работой и управлял разведывательной аппаратурой. В полете случились неполадки с автопилотом: самолет два раза терял устойчивость по тангажу, задирал нос и проваливался из-за срывов воздушного потока. Пилот вручную выправлял его. Видимо, в системе автопилота наблюдался временной уход гироскопов системы стабилизации. На основе фактов этих неполадок позже американцы и утверждали, что самолет был сбит на высоте не 20-22 км, а существенно меньше (то ли 12, то ли 4 км по разным «их» версиям). В какой-то момент полета Пауэрс вдруг заметил ниже себя самолет-истребитель, идущий несколько иным курсом с большой скоростью: тот быстро проскочил мимо и скрылся вдали. Пауэрс четко осознал: его обнаружили и пытаются сбить! Позже он напишет, что именно этот увиденный им самолет заставил его очень глубоко прочувствовать тот факт, насколько враждебно относятся к нему люди там, внизу, на земле. С глубокой тревогой и чувством опасности ощутить то, что они пытаются всеми силами сбить его. Сейчас с достаточным основанием можно утверждать, что увиденный Пауэрсом самолет был истребителем Су-9 Игоря Ментюкова. Первый таранный удар дал промах.

Кратко история событий, изложенная в статье Скопиной, выглядит так. Самолет-разведчик U-2 взлетел, имея задание пройти над рядом стратегических объектов СССР, включая ракетный полигон Тюратама (то, что обычно называют «космодром Байконур»), и собрать разведывательную информацию путем аэрофотосъемки и радиоразведки. Уже до пересечения границы самолет, идущий на высоте более 20 км со скоростью более 700 км/час, был обнаружен радиолокаторами дальнего оповещения, и вскоре из Москвы, от министра обороны, командующего ВВС и штаба ПВО поступил приказ немедленно его уничтожить любыми средствами. Но какими?

Высотный потолок истребителей тогда не позволял достичь им 20-22 тыс. метров. На перехват был послан летчик Игорь Ментюков на самолете Су-9, еще не снабженном «штатным» вооружением и аппаратурой летчика для полета на большой высоте. Ментюкову дали приказ таранить U-2, понимая, что спастись ему после тарана на такой высоте не удастся... Ментюков разошелся с Пауэрсом на близких курсах - он проскочил ниже U-2 на большой скорости, не заметив противника, а для возврата, набора высоты и повторной атаки ему уже не хватило горючего...

При входе в зону ПВО Свердловска самолет-разведчик был атакован и сбит первой ракетой ЗРДН № 2 майора Воронова, а две другие ракеты «не пошли»:

«... Оператор Фельдблюм нажал три кнопки. До этой минуты все шло, как надо. Но дальше началось что-то непонятное. Комиссия объяснит: «Чуть-чуть подзадержались с пуском ракеты, растерялись, самолет проскочил, и ракета пошла не навстречу самолету, а вслед, в хвост. Но две следующие ракеты не пошли...» (Из статьи Скопиной, фрагмент «Главное событие»).

Почему так случилось, уточняется ниже. Пауэрсу с большим трудом удалось покинуть подбитый самолет, когда тот снизился по высоте (называется 4,5 км) и превратился, по сути, в уязвимую мишень. Потерявший и скорость, и высоту, он попал в зону поражения соседнего ЗРДН № 3 капитана Шелудько. Этот дивизион добил его двумя-тремя ракетами так, что по воздуху закружился целый рой осколков и от самолета, и от разорвавшихся ракет. Следующим залпом 3-го дивизиона был сбит самолет МиГ-19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова, а другому самолету командира звена Бориса Айвазяна удалось резким маневром уйти из опасной зоны.

Это звено истребителей наземные службы ВВС наводили на U-2 без взаимодействия с дивизионами ПВО. Зенитчики не распознали в этом звене «своих» по двум причинам: на самолете Айвазяна «кубик» автоответчика «свой-чужой» был отключен по настойчивому приказу с земли, а на «кубике» самолета Сафронова не был сменен код, причем оба они летели с неправильным кодом... Технические неисправности вместе с несогласованностью, ошибками наземных служб ВВС и ПВО и трагическое стечение обстоятельств этого боя привели к гибели Сергея Сафронова на МиГе-19 Бориса Айвазяна (волею обстоятельств они перед взлетом поменялись самолетами).

После попадания двух ракет в U-2 рой осколков, кружащихся по воздуху, был увиден на экране локаторов наведения, как зона засветки. Примерно такая же, как и при постановке пассивных помех путем сбрасывания кип металлической фольги или ваты для создания пассивных помех радарам. Звено истребителей внезапно «вывалилось» из этой зоны в виде возникшей точки-цели на экранах станции наведения ракет и подверглось следующей атаке ЗРДН № 3 капитана Шелудько.

Таково описание боя, данное в статье Клары Скопиной. По рассказам зенитчиков в 70-е годы, я сам ранее считал, что первой ракетой U-2 был подбит, вторая его добила, а в МиГ-19 попала третья ракета залпа дивизиона Воронова. Но картина оказалась сложнее: ракета дивизиона Воронова подбила, затем две ракеты дивизиона Шелудько добили U-2, и (по свидетельству генерал-полковника Михайлова) был дан второй (по общему счету третий) залп дивизиона Шелудько уже по звену Айвазян - Сафронов... Второй и особенно третий залпы оказались лишними. В чем-то перестарались, а в чем-то «недотянули». Момент был трудный, стечение обстоятельств - тяжелым, все очень торопились.

Картина боя, описанная Скопиной, может быть уточнена и дополнена. Схематично эта картина изображена в вертикальной плоскости на рисунке (см. 6-ю стр.). Эта схема может «грешить» масштабами изображенных расстояний, но сути дела это не меняет. На ней следует обратить внимание прежде всего на положение зон поражения ЗРДН - только при входе в такую зону самолет можно сбить ракетой с вероятностью немногим более 50%. По целому ряду технических причин это значение увеличить очень трудно. Но вот залп из трех ракет позволяет поднять его до 80-90%. Вот почему стреляют не одной, а двумя-тремя ракетами? Но почему две ракеты дивизиона Воронова «не пошли», а первая пошла сзади, в хвост самолета? Ответ на этот и по ходу изложения еще на ряд вопросов следующий.

Внешняя граница зоны поражения ЗРДН представляет собой немного «приплюснутую» полусферу с центром-позицией дивизиона. На схеме эти границы изображены в виде дуг окружности. Имеется и внутренняя граница: вблизи дивизиона, на разгонном участке ракета неуправляема, автопилот ее только стабилизирует на первоначальном направлении выстрела. Ракета начинает управляемый полет после сброса стартового ускорителя (Су на схеме). При попадании в зону поражения цель идет по «хорде» зоны поражения (ЗП), длина и положение которой зависят от курсовых углов встречи цели, - угла (между курсом и направлением на ЗРДН) в вертикальной плоскости и угла (между курсом и направлением на ЗРДН) в горизонтальной плоскости. Чем больше эти углы, тем меньше длина хорды, тем меньше времени отводится зенитчикам, тем труднее попасть. В данном случае угол был велик из-за большой высоты полета, а то, что угол тоже не был мал - свидетельствует скорее всего другой факт. А именно то, что U-2 на выходе из зоны ЗРДН № 2 попал в зону ЗРДН № 3. Время нахождения на «хорде ЗП» зависит еще и от скорости самолета: чем больше скорость, тем это время меньше.

Чтобы попасть в самолет, выстрел первой ракетой производится не в момент вхождения его в зону поражения, а при входе в зону упреждения, заранее. Так, чтобы ракета встретила самолет в начале «хорды ЗП». А последующие ракеты, стартующие за первой с интервалом в несколько секунд, тоже успели встретить самолет на «хорде». Положение зоны упреждения зависит от скорости самолета. То, что, по свидетельству, ракетчики Воронова «немного замешкались», говорит о том, что первый выстрел по U-2 был произведен, когда он успел пройти часть зоны упреждения (или даже когда он вышел на «хорду»). В результате вторая и третья ракеты уже не успели перехватить U-2: тот успел миновать короткий отрезок «хорды» и вышел из зоны поражения. Эти ракеты или не были пущены, или промахнулись - это уже не имеет значения. Но первая ракета успела. Успела, хотя полет ее был существенно замедлен из-за набора огромной высоты. Ее тормозило не только сопротивление воздуха, но и сила тяготения. Стартовый ускоритель придал ей скорость артиллерийского снаряда, а маршевый двигатель с существенно меньшей силой тяги в условиях резкого набора высоты мог только некоторое время поддержать эту скорость, но не увеличить ее. Ракете потребовалось несколько десятков секунд, чтобы «выжать» высоту более 20 км, - за это время самолет прошел значительное расстояние. Траектория ракеты изогнулась, выпущенная навстречу самолету, она теперь подходила к нему сзади и сбоку. Большой изгиб объяснялся еще и принятым тогда методом наведения «трех точек», по которому ЗРДН, ракета и цель находились на одной прямой. Изгиб траектории тоже удлинил путь и время полета - ракета прошла более 30 км за время 30-60 сек. За это время самолет миновал зону упреждения и значительную часть хорды в зоне поражения.

Ракета не была рассчитана на прямое попадание в самолет - такой вариант маловероятен, она «работала» по-другому. За несколько секунд до встречи она стала посылать сигналы своего бортового локатора-радиовзрывателя, нащупывая цель. Отраженные от цели, эти сигналы принимались приемником радиовзрывателя. И когда эти сигналы на расстоянии всего 20-30 метров от цели стали очень сильными, сработал исполнительный механизм, подорвавший боевую часть ракеты. Фонтан огня направленного взрыва, ударная волна и рой стальных осколков настигли U-2, сломали заднее оперенье, повредили двигатель и вывели из строя управление. Самолет стал беспомощно падать, как лист, быстро теряя высоту и скорость.

Пауэрс покинул обреченный U-2, когда тот потерял большую часть высоты: на большой высоте любой пилот погиб бы от вскипания крови при очень малом давлении воздуха. Надо отдать ему должное, он сумел вывернуться из очень трудной ситуации. Он еще не понял, что случилось. Но, уже качаясь на парашюте, он видел, как его поврежденный самолет-мишень был поражен следующими ракетами. Расстрелять его уже было нетрудно.

Дальнейшее ясно: по «вывалившемуся» из роя осколков самолета и ракет звену Айвазян - Сафронов был дан третий ракетный залп. Надо же было истребителям «высунуться» в тот самый момент, когда зенитчики ракетным кулаком крушили самолет-разведчик изо всех сил...

Очень жаль Сафронова! Он принадлежал к звездному поколению ровесников Гагарина, который уже готовился к своему полету. У всех этих летчиков судьбы сложились по-разному, но у многих, как у Гагарина, весьма тяжело. Многие, как и Гагарин, разбились в расцвете лет из-за технических неисправностей и ошибок.

В данном случае допущенные ошибки были достаточно очевидны: технические «проколы» с кодами ответчиков, слабое взаимодействие родов войск, которое всегда является показателем недостаточной выучки. И просто недостаточное понимание особенностей новой техники и тактики воздушного боя - в этом новый боевой опыт всегда дается не без потерь, не без труда. Причем не только военным, но и всем, кто трудится над этой новой техникой. Тем «теоретикам» и политикам, которые над ней не работают, понять это бывает слишком сложно. Они пребывают в «сладком» заблуждении, что все и всегда должно работать «нормально» - и люди, и техника...

А американцам долгое время подробности боя, видимо, были неизвестны: ведь сам Пауэрс многого не знал. Его вернуть из плена старались, в частности, и для того, чтобы узнать, как все произошло. Но он смог рассказать только то, что видел: желтое пламя и удар по самолету сзади, а позже вид с парашюта на взрывающиеся ракеты сверху, у подбитого самолета...

Отдельные второстепенные утверждения, данные в статье Скопиной, правда, вызывают сомнения. Например, то, что Пауэрс не катапультировался потому, что его сдвинуло в кабине и при выбросе могло оторвать ноги? Но такие самолеты-разведчики облегчают максимально для повышения дальности полета и установки дополнительной аппаратуры для разведки. Пауэрс писал, что при отработках самолета с него снимали все, что возможно. Катапульта - лишний вес, она не нужна для таких самолетов или нужна только для их боевых модификаций... Я серьезно подозреваю, что катапульты на U-2 просто не было... Тем более что те, кто посылал Пауэрса в полет, не слишком-то были заинтересованы в его спасении при неудаче...

В статье говорится, что Хрущев подбросил Эйзенхауэру «соломинку», предлагая откреститься от ответственности за полет, обвинив во всем Аллена Даллеса. Думаю, что такой ход со стороны Хрущева был сделан более для того, чтобы доказать всем официально, что сам Эйзенхауэр дал указание совершить полет. Что указание поступило «с самого верха», от президента США. В случае, если бы Эйзенхауэр свалил вину на директора ЦРУ, он бы попал в очень тяжелое положение «у себя дома». Всем бы стало ясно, что он лжет не только «потенциальным противникам», но и своим гражданам. Американские политиканы могли простить Эйзенхауэру ложь Хрущеву «во имя своих национальных интересов», но вот откровенную ложь своим, внутри США, - этого бы они не простили. На такой шаг Эйзенхауэр не пошел - такой поступок был бы и глупым, и аморальным. Он взял ответственность за международный инцидент и ложь ЦРУ на себя - так, как и было на самом деле. Раз попался, оставалось честно признаться! Далось ему это, конечно, нелегко (жена потом вспоминала, что при встрече в аэропорту, увидев слезы в его глазах, сама разрыдалась вместе с дочерью). По-человечески ему, наверно, хотелось извиниться перед Хрущевым, но и здесь подняться до такого поступка он не смог. Он знал, что «свои» ему этого не простят, как слабость перед лицом противника. А потому сохранил «внешнюю политическую твердость» даже при «плохой игре». А со своими советниками и советчиками он, думаю, тихо разобрался, не вынося сор из избы. Я уверен, что всем «сестрам отвесил по серьгам», но без лишнего шума.

Почему-то в этой связи вспоминается случай, шокировавший президента Кеннеди. Когда он спросил, сколько дивизий имеет Пентагон для защиты собственно территории США, военные ему ответили: «Две дивизии». Конечно, две американские дивизии - это не две наши, это 80 тыс. человек. Но все равно для защиты такой территории этого слишком мало. Кеннеди вдруг ясно увидел, что в чем-то США к большой войне явно не готовы. В результате все советники президента были уволены («о чем они думали, чем они занимались?.. одни дураки вокруг», - видимо, примерно такие вопросы и эмоции возникли у Кеннеди). И он набрал новых, более умных и дальновидных...

О гибели Сафронова Эйзенхауэр не знал (по крайней мере сразу): наше руководство скрыло этот факт (чтобы американцы не узнали, насколько «четко» взаимодействовали наши ПВО и ВВС). До такого смелого признания Хрущев подняться не сумел. Можно только догадываться, как бы повел себя Эйзенхауэр, если бы это стало известно официально. На него бы тогда пало обвинение, как на «первого», а потому и главного виновника кровопролития. Ведь он, боевой генерал Второй мировой войны, не мог не понимать, что такой полет U-2 является военной провокацией, способной вызвать и огонь, и жертвы...

Ошибки же - политические, военные, технические, разведывательные - были для Эйзенхауэра налицо. Выводы были сделаны. Больше самолеты над СССР не летали, упор был сделан на спутниковые системы разведки. Но вот над другими странами американцы U-2 использовали. В первую очередь против Кубы. И информация, добытая, вообще говоря, незаконным путем в чужом воздушном пространстве, была использована и послужила толчком для кубинского ракетного кризиса. А уничтожение ракетой очередного U-2 над Кубой привело к резкому обострению этого кризиса...

Полет Пауэрса и кубинский ракетный кризис - два события, разделенные примерно двумя годами, в которые уместилось очень многое. В них - первые полеты в космос, явившиеся мирными проявлениями нарождающейся ракетно-ядерной мощи двух великих сверхдержав... Сейчас ясно, что это время характеризуется и как время пика «холодной войны», время самого острого политического и военного противостояния после войны в Корее, которое едва не привело к третьей мировой войне. Что, какие соображения руководили тогда политиками, чем объяснялись все эти потуги разведки (в частности, и полет Пауэрса), строжайшие режимы секретности, дикие международные скандалы, откровенное «бряцание оружием» и истерики в средствах массовой информации?

Какие подсознательные мотивы и реальные факторы двигали политическое мышление того времени? Ответ на это частично дает следующая статья цикла («Острая вершина «холодной войны»).

Евгений БУЯНОВ.
Санкт-Петербург.

Холодный май 1960-го. Бой в небе над Свердловском. Фрэнсис Пауэрс. Шпион, который не выполнил приказ. Почему от советских граждан скрывали правду? Какой ценой СССР далось задержание Пауэрса, и чем обернулся этот скандал для советско-американских отношений? Кто все-таки сбил самолет "U-2"? И о чем до сих пор спорят очевидцы? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".

Американский шпион в плену у колхозников

17 августа 1960 года. Колонный зал Дома Союзов. В Москве начался беспрецедентный процесс – судят американского разведчика. Около четырех месяцев назад, 1 мая его самолет взорвался над территорией СССР в районе Свердловска. К заседанию суда прикован интерес всей мировой общественности.

Фрэнсис Гэри Пауэрс на самолете марки "Lockheed U-2" пытался получить данные о секретных военных объектах СССР. Но доблестным советским ракетчикам удалось остановить шпиона ракетой класса "земля-воздух". Всего один точный выстрел. Американский разведчик остался жив. Майор Михаил Воронов, нажавший кнопку "Пуск", награжден орденом Красного Знамени.

"Вы себе представляете, как Хрущеву будут докладывать военные: "У нас там ракеты в разные стороны летали, как стая птиц. Кто сбил, до сих пор не знаем"? Надо было останавливаться на какой-то одной версии, которая более соответствовала, так сказать, имиджу защитников уральского неба. И это, в принципе, вполне логично", - считает главный редактор еженедельника "Военно-промышленный курьер" Михаил Ходаренок

В эти дни американские журналисты получают другие данные, отличные от того, чем так гордится советская пресса. Сам Фрэнсис Пауэрс в зале суда шепчет отцу, специально приехавшему в Москву на процесс: "Не верь, что меня сбила ракета, меня сбил самолет, я видел его собственными глазами".

Американский разведчик Ф.Г. Пауэрс слушает обвинительную речь прокурора в советском суде, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Он достал карту, собрался сделать разворот, для того чтобы там делать снимок одного из военных объектов. И в этот момент он вдруг слышит удар – и вспышка. У него есть книга об операции, в частности, весь этот допрос он тоже там приводит, но я пользовался оригиналом, я пользовался рассекреченным документом ЦРУ. И там первое, что он говорит: "Боже, что это было?!" - рассказывает директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.

Но советские граждане уже пересказывают друг другу и подробности операции. Разведчику Пауэрсу после крушения удается выбраться из кабины и приземлиться с парашютом на поле у деревни Поварня Свердловской области, где его успешно задерживают местные жители. Обломки самолета очень быстро найдут в 15 километрах от Поварни. И только потом станет известно, что Пауэрс нарушил инструкцию – он должен был совершить самоубийство.

"Он как раз, когда спустился на поле колхозников, колхозники подумали: "Кто? Что? Чего?" Стали помогать или расспрашивать, а тот же не знает русского. Со словарем. Колхозники его, естественно, после того как поняли, что это враг, скрутили, все сделали", - вспоминает полковник войск ПВО в отставке, участник событий Борис Базаров.

Гонка США и Советского Союза

Историк Кирилл Андерсон в 1960-м - еще школьник. Московским мальчишкам хотелось увидеть американского шпиона своими глазами, но внутрь Колонного зала в эти дни никого кроме прессы и участников процесса не пускают. Здание оцеплено. На кону международные отношения.

"В 1959-м году осенью Хрущев едет в Америку. Он пытается установить добрые отношения с США, это идея мирного сосуществования. Нащупываются какие-то нити, подписывается соглашение о культурном обмене, приезжает и в Москве устраивается американская выставка, советская выставка в Нью-Йорке, то есть дело идет довольно активно к сближению стран, к отказу от холодной войны. И в это время происходит этот полет. Все это напоминает элементарную провокацию, которая привела к новому обострению отношений между Америкой и Советским Союзом", - считает историк Кирилл Андерсон.

1956 год. Президент США Эйзенхауэр обеспокоен: в СССР есть атомная бомба. Уже несколько лет русские проводят испытания самого мощного оружия на Земле. Они строят полигоны, заводы по производству высокообогащенного урана и плутония. Они вот-вот отправят человека в космос.

Конкурентные отношения между странами обостряются. Военная разведка США ведет работу по сбору данных. Главный инструмент – суперсамолет-шпион "Lockheed U-2". Машина легкая, может преодолевать далекие расстояния и, главное, подниматься над землей на более чем два десятка километров. В арсенале новейшая аппаратура для съемки местности. Однажды "U-2" даже пролетел над Москвой.

Визит Никиты Хрущева в США, 1959 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Подмосковный поселок "Заря". Музей ПВО. Директор Юрий Кнутов рассказывает: в конце 1950-х американские разведчики как по часам и в полной безопасности фиксируют происходящее в СССР. Достать "U-2" почти никаких шансов. У новейших "МиГ-19", например, потолок около 16 километров, а в форсаже, или так называемом прыжке, около 20. Поэтому история первого обнаружения "U-2" трагикомична.

"Летчик на "МиГ-19" заметил такой самолет, сумел его разглядеть. Он шел на два километра выше, на динамический потолок он выходил, как бы прыжок совершал, разгонялся, запрыгивал и потом опускался. Он сумел разглядеть этот "U-2", но сделать ничего не смог. И таким образом, получилось, что, когда приземлился, он говорит: "Вы знаете, я видел такой самолет". Ему говорят: "Нарисуй". Он нарисовал. Посмотрели, показали в Москве ведущим разработчикам техники, конструкторам, они сказали: "У него что-то с головой не то. Такой самолет создать невозможно". Летчика списали. Это реальная история", - рассказывает Кнутов.

Кнутов объясняет: на самом деле сбить шпиона тогда было вполне выполнимой задачей. С ней вполне могли справиться зенитно-ракетные установки С75 "Двина". К 1959 году территория Союза частично защищена системой ПВО, но у США есть фото большинства мест базирования ракетных комплексов. Поэтому самолеты-разведчики их успешно минуют и продолжают делать снимки оборонных объектов.

"Было снято 15 процентов территории Советского Союза, представляете, с помощью самолетов-шпионов. Эти самолеты-шпионы у них летали с 1956 года до 1960-го. Они снимали наши части в странах Варшавского договора и, в том числе, на территории СССР", - рассказывает Юрий Кнутов.

Игра в кошки-мышки

В СССР срочно разрабатывают новые модели самолетов, способных остановить шпионов. Среди них - истребитель-перехватчик "Су-9". Сейчас один из экземпляров легендарного самолета опытно-конструкторского бюро имени Сухого находится здесь, в Центральном музее Вооруженных сил в Монино. В 1960-м эта секретная разработка – одна из самых совершенных машин в парке советской авиации.

"Это был первый в нашей стране боевой авиационный комплекс перехвата противовоздушной обороны. На нем было четыре ракеты. Этот самолет превосходил другие самолеты истребители-перехватчики как по высотности полета, так и по огневой мощи", - объясняет научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил РФ Виктор Пименов.

Апрель 1960 года. Президенту Эйзенхауэру докладывают о новых оборонных объектах СССР. "U-2" обнаружил вблизи Аральского моря строительство пусковой площадки для межконтинентальных баллистических ракет. Глава США приказывает совершить контрольный облет. После этого полеты "U-2" над территорией Советского Союза должны были быть прекращены.

"Когда Никита Сергеевич говорил, что мы делаем ракеты как колбасу, им очень хотелось посмотреть, насколько это соответствует реальности. Действительно ли они ее как колбасу делают или там у них одна, две штуки, десять. Как ни странно, своими действиями, закрытостью Советский Союз иногда способствовал тому, чтобы их разжигало любопытство посмотреть, что происходит на самом деле", - говорит главный редактор "Военно-промышленного курьера" Михаил Ходаренок.

Н.С. Хрущев показывает депутатам фотографии и документы, найденные в сбитом американском самолете-разведчике, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

16 мая 1960-го запланирована встреча Эйзенхауэра и Хрущева на конференции в Париже. А затем вообще беспрецедентное событие в истории взаимоотношений США и СССР – первый визит американского президента в Москву. Дипломаты говорят об этом шаге навстречу друг другу как о завершении холодной войны.

1 мая 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс взлетает на самолете "U-2" с аэродрома в Пакистане. Его задача – пересечь территорию Советского Союза с юго-востока на северо-запад и приземлиться на базе в Норвегии.

"Несколько раз полет откладывался. Пролетать должен был, в основном, над нашими базами, в том числе, впервые сфотографировать завод "Маяк" в районе Свердловска, на котором до этого произошла авария. Соответственно, облачность была большая над северными территориями, и американцы ждали, когда изменится погода. И вот погода поменялась 1 мая 1960 года, и уже Пауэрс считал, что он никуда не полетит", - рассказывает директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.

Приказ: "Идти на таран"

В 6 часу утра 27-летнего Игоря Ментюкова, пилота "Су-9" будит команда "в воздух". Он вообще не готов к бою. Перегоняет самолет с завода из Новосибирска в Минск, а на аэродроме под Свердловском просто остановится на ночлег.

"На самолете "Су-9", который оказался на аэродроме Кольцово во время полета самолета-разведчика-шпиона "U-2", оружия не было. Вот этих ракет на борту не было. Дело в том, что самолет перегонялся, и у летчика, кроме ракет, не было высотно-компенсирующего костюма, потому что он ему был не нужен", - объясняет Виктор Пименов.

Оружия нет, поэтому Ментюков получает от командования приказ таранить американский самолет. При этом шансы спастись у советского пилота практически сводятся к нулю. Без защитного костюма он не сможет катапультироваться.

Истребитель-бомбардировщик Су-9. Фото: ИТАР-ТАСС

"Он мог его поразить только двумя способами. Первый – тараном, второй – он мог, как говорят иногда в авиации, сбить его спутной струей, то есть пролететь в непосредственной близости от этого самолета-разведчика и воздушной струей от двигателя нанести ему повреждения, которые сделали бы невозможным его дальнейший полет. Тем более самолет "U-2" сам по себе представляет весьма хрупкую конструкцию", - рассказывает Михаил Ходаренок.

Параллельно в воздух подняты два "МиГ-19". Все другие борты, в том числе гражданские, садятся на землю в ближайших аэропортах. Одновременно команду уничтожить противника получают и части ПВО, расположенные в районе Свердловска.

Молодой ракетчик лейтенант Борис Базаров служил в дивизионе, которым командовал майор Воронов.

"Дежурное звено вылетело, но у них потолок 12-14 километров, с задачей, вдруг Пауэрс будет где-то маневрировать и в этот момент, естественно, его можно, как говорится, уничтожить. Но самое главное, что с командного пункта центрального (у нас здесь непосредственно) маршал Савицкий приказал начальнику авиации 4-й отдельной армии все силы приложить, чтобы уничтожить, только авиации. Вы понимаете, шла борьба, кто самый главный в родах войск. Но когда он поднял пару "МиГ-19", он не доложил на командном пункте на наш полк, что поднято два "МиГ-19" на перехват", - вспоминает Борис Базаров.

"U-2" Пауэрса хорошо читается на радарах. Ракетчики прицеливаются. Стрелять готовятся сразу несколько дивизионов. Два из них история потом запомнит по фамилиям командиров – Новикова и Воронова. Внезапно изображение на мониторах путает все карты. За все время операции о поднятых в небо "МиГах" им так и не сообщат.

"Так сказали, что приказ цель уничтожить, поскольку неоднократно с командного пункта доложили: своих самолетов нет. И что интересно: когда на планшете идет цель, понятно, что одна, и вдруг ни с того ни с сего появилась вторая цель почти на такой же высоте. Уже две цели", - рассказывает Базаров.

Огонь по своим

Борис Базаров в музее ПВО частый гость. Благодаря ему директор Юрий Кнутов стал искать правду в истории шпиона Пауэрса. У Базарова сегодня ни орденов, ни медалей за участие в ликвидации иностранного шпиона нет, отмечен только почетной грамотой. То утро до сих пор не может забыть. В голове крутилась одна мысль: а вдруг снова война?

"Товарищ лейтенант, боевая тревога!" Думаю: "В такой праздник боевая тревога? Ничего не перепутал? Может, учебно-боевая?" – "Нет, боевая". И вот, понимаете, такое состояние, думаю: "Война, не война. Если цель – противник до Свердловска, а как же там впереди Москва?" То есть напряжение было, конечно, нервное", - рассказывает Борис Базаров.

Игорю Ментюкову на "Су-9" не удается добраться до Пауэрса из-за несовершенных систем наведения. Он никак не может обнаружить самолет противника. Но приказ идти на таран надо выполнять.

"Время запаздывания от 2 до 4 минут. То есть реально на планшете самолет здесь, а реально он пролетел то расстояние, на которое можно улететь за 2 или 4 минуты. Представляете? И вот таким вот образом получилось, что Ментюкова навели, но его самолет пролетел в стороне. То есть он пролетел буквально ниже и в нескольких километрах впереди от самолета Пауэрса выскочил, его Пауэрс видел", - говорит Юрий Кнутов.

Истребители "МиГ", 1961 год. Фото: ИТАР-ТАСС

С75 "Двина" теперь стоит в музее ПВО. Давно снята с вооружения, но в 1960-м система еще почти никому в полку не знакома. Оборудование установили всего несколько месяцев назад. Уральские ракетчики еще ни разу не стреляли, тем более в условиях боевой тревоги. По направлению к целям из дивизиона Воронова смогла взлететь только третья по счету ракета.

"Он растерялся сам, опыта-то нет, и снова звонит, то есть докладывает: "Прошу еще раз уточнить". Но когда он замешкался, это только его неопытность, самолет уже пошел на разворот в обратную сторону, на Челябинск, то есть он задачу свою выполнил, пошел на разворот, чтобы уйти. И уже на развороте, как говорится, поджилки тряслись – самолет уходит, а задачу он не выполняет. Дает команду "Пуск". Пуск первый не прошел, пуск второй не прошел, только третий", - рассказывает полковник войск ПВО в отставке Борис Базаров.

Однако в эти минуты стрельбу ведут несколько дивизионов. Цели на планшете у ракетчиков сразу четыре – два "МиГа", "Су-9" и самолет-шпион. И все идентифицируются как враги.

"Он очень маленький. Здесь движется так развертка, а отметки о цели – это будут небольшие точки. Вот наземный радиозапросчик, который позволяет определить цель, свой или чужой. То есть отсюда посылается сигнал, а там есть приемник. Если сигналы совпадают, то возле цели появляется дужка. Если этой дужки нет, цель – противник. Но так как экран очень маленький, а цели находятся рядом, если будет два ответчика, то все эти отметки сольются в одну и будет одно пятно", - объясняет Юрий Кнутов.

Для тарана Ментюкову на "Су-9" нужно обойти самолет противника, сделать разворот. Но вдруг он получает приказ садиться. Уже на аэродроме узнает: самолет-шпион сбит. Иностранный разведчик остается жив. Однако в то утро сбит "МиГ" старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Это станет известно только спустя десятилетия. Второму "МиГу" удалось увернуться от ракет.

"Царила тогда неразбериха, непонятно было, сколько самолетов находятся в воздухе, кому они принадлежат. Радиолокационная система опознавания находилась тогда еще в зачаточной стадии ее становления. И, собственно говоря, обстановка была очень напряженной. И поэтому самолет "МиГ-19" старшего лейтенанта Сафронова был идентифицирован как тоже самолет-нарушитель, и по нему очередью из трех ракет стрелял один из дивизионов 57-й зенитно-ракетной бригады", рассказывает главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер" Михаил Ходаренок.

Последний разведчик в советском небе

Михаил Ходаренок внес сумятицу в ряды экспертов, опубликовав воспоминания Игоря Ментюкова, уверенного, что Пауэрс упал благодаря его маневру, мол, шпион потерял управление, попав в воздушную струю, оставленную "Су-9". Но Юрий Кнутов считает, что настоящий автор этой версии тогдашний командующий советской авиации Евгений Савицкий. Ему очень хотелось выиграть эту маленькую войну.

"Потом обломки же самолета Пауэрса собрали, привезли в Москву и в парке Горького выставили. Их все фотографировали, все смотрели на них, и ведь смотрел на них Савицкий. И Савицкий сказал Ментюкову: "Сынок, это ты сбил Пауэрса, ты посмотри на эти обломки, на них нет ни одной дырки от ракет". От боевой части ракеты, от осколков. А те части, которые были похожи на сито, их просто не показали по соображениям секретности специально, их спрятали", - говорит директор Музея Войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.

Центральный музей армии. Здесь хранится то, что окончательно опровергает убеждения летчика Игоря Ментюкова, – обломки "U-2" со следами тех самых осколков ракеты. Она взорвалась у хвостовой части самолета.

Журналиста Михаила Ходаренка мучает другой вопрос: а вдруг майора Михаила Воронова наградили зря и это не он сбил Пауэрса, а командир другого дивизиона, подполковник Новиков? В небе над Свердловском в то утро разорвалось несколько ракет.

"Народ же должен быть уверен в официальной версии, что мы всегда на страже, могучим удалом, первой целью, первой бомбой, первой торпедой поражаем врага. А если сказать, что было запущено от 10 до 14 ракет, да при этом сбили еще свой истребитель, да при этом еще царила такая неразбериха, что до сих пор неясно, кто все-таки поразил этот самолет "U-2", - считает Михаил Ходаренок.

Американский разведчик Ф.Г. Пауэрс, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Как бы то ни было, задача выполнена. Шпион Пауэрс пойман и дает показания. После этого боя американские самолеты-разведчики прекращают полеты над Советским Союзом.

"Прекратились полеты американских разведывательных самолетов, наконец-то, после нескольких лет безнаказанного совершенно фотографирования наших самых секретных объектов. Второй момент – началось совершенствование самой системы ПВО, самой аппаратуры, самой техники и системы обслуживания, обучения и так далее, потому что обнаружилось огромное количество разного рода неполадок во время перехвата этого "U-2", - рассказывает военный эксперт Виктор Мясников.

19 августа 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс был приговорен за шпионаж к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет во Владимирском централе.

Хрущев прилетел в Париж на встречу стран-участниц антигитлеровской коалиции, но на общей конференции так и не появился. Он ждал извинений от Эйзенхауэра, но их не последовало.
Исторический визит президента США в Москву не состоялся.

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Пауэрс, Фрэнсис Гэри
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Фрэнсис Гэри Пауэрс (англ. Francis Gary Powers; 17 августа 1929 - 1 августа 1977) - американский лётчик, выполнявший разведывательные миссии для ЦРУ.

Пилотируемый Пауэрсом самолёт-шпион U-2 был сбит во время полёта под Свердловском 1 мая 1960 года. Пауэрс выжил, был приговорён советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы, но позже обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблачённого в США.

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих) ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.

U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолёту вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл сзади самолёта. В результате хвостовая часть самолёта разрушена, но гермокабина с лётчиком осталась цела. Самолёт стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины.
Затем на пяти километрах привёл в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино, недалеко от обломков сбитого самолёта. По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, и на высоте около 10 км, в условиях беспорядочного падения машины, покинул самолёт самостоятельно.

Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель).
Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

По возвращении в США Пауэрса ожидал холодный приём. Первоначально Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по приведению в действие взрывного устройства самоликвидации разведывательного АФА, отснятой плёнки и секретной аппаратуры, а также в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана сотрудником ЦРУ.
Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооружённых сил сняли с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком испытателем. В 1970 написал в соавторстве книгу «Операция Перелёт: воспоминания об инциденте с U-2» (англ. Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident). Ходят слухи, что это привело к его увольнению из Lockheed из-за негативной информации о ЦРУ в книге.

Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе.

1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны). 12 июня 2012 года начальник штаба американских ВВС генерал Нортон Шварц вручил внуку и внучке Пауэрса «Серебряную Звезду» - третью по значимости военную награду США - за то, что тот «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».

Задача данной статьи - выяснить как заложена гибель в авиакатастрофе ФРЭНСИСА ГЭРИ ПАУЭРСА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека"

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

16 17 37 67 84 102 123 140 170 184 202 212 230 234 264 281 291
П А У Э Р С Ф Р Э Н С И С Г Э Р И
291 275 274 254 224 207 189 168 151 121 107 89 79 61 57 27 10

21 38 68 82 100 110 128 132 162 179 189 205 206 226 256 273 291
Ф Р Э Н С И С Г Э Р И П А У Э Р С
291 270 253 223 209 191 181 163 159 129 112 102 86 85 65 35 18

ФРЭНСИС ГЭРИ ПАУЭРС = 291 = 138-АВИАКАТАСТРОФА + 138-АВИАКАТАСТРОФА + 15-АВИА...

291 = 123-КАТАСТРОФА + 168-\ 99-ВЕРТОЛЁТА + 69-КАТАСТ(рофа)\.

Рассмотрим дополнительную таблицу:

20 25 26 43 53 65* 83 115 119 134 146 161 164 179* 189** 207** 220 226*243 262 291*
У Д А Р И Л С Я Г О Л О В О Й + С М Е Р Т Ь
291*271 266 265 248 238 226*208 176 172 157 145 130 127 112** 102** 84* 71 65* 48 29

Мы видим два одинаковых столбца в верхней и нижней таблицах кода ПОЛНОГО ИМЕНИ: 189**\\112** 207**\\102**

123 = КАТАСТРОФА
___________________________
189 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ

189 - 123 = 66 = АВИАТОР.

Проверим дешифровку двумя таблицами:

16* 22** 39 42 57 63* 64** 67** 71 91 109 128 129*
П Е Р В О Е А В Г У С Т А
129* 113** 107*90 87 72 66** 65** 62* 58 38 20 1

4 14 16* 22** 34 63* 64** 67** 77 78 97 112 129*
Г И Б Е Л Ь А В И А Т О Р...
129*125 115 113** 107* 95 66** 65** 62* 52 51 32 17

Мы видим совпадение трёх столбцов: 22**\\113** 64**\\66** 67**\\65**

291 = 129-ПЕРВОЕ АВГУСТА + 162-ГИБЕЛЬ ВЕРТОЛЁТА.

179 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВО\ й \
________________________________________________
129 = ПЕРВОЕ АВГУСТА = ГИБЕЛЬ АВИАТОР\ а \

179 - 129 = 50 = КАТАС\ трофа \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 76-СОРОК + 84-ВОСЕМЬ = 160 = 58-ПАДЕНИЕ + 102-СМЕРТЬ.

291 = 160-СОРОК ВОСЕМЬ, (58-ПАДЕНИЕ + 102-СМЕРТЬ) + 131-В КАТАСТРОФЕ.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

189 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ
___________________________
112 = СОРОК ВОС\ емь \

189 - 112 = 77 = ЛИШЕНИ\ е жизни \.

1 мая 1960 года на Красной площади в Москве проходил парад советских войск. Генеральный секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев заметно нервничал, к нему время от времени подходил и рапортовал военный. Выслушав очередное донесение, Хрущев вдруг сдернул с головы шляпу и широко улыбнулся, его настроение явно поднялось. Только 5 мая, выступая с докладом на открывшейся в Москве сессии Верховного Совета СССР, Хрущев сообщил, что 1 мая 1960 года ракетой ЗРК С-75 в районе деревни Поварня под Свердловском (сегодня Екатеринбург) был сбит американский высотный самолет-разведчик «Локхид» U-2, ведомый летчиком Гэрри Пауэрсом .

Политические последствия инцидента

Ранее такие самолеты считались неуязвимыми, так как могли совершать полеты на высоте более 21 километра, недоступной для тогдашних истребителей.

В США поначалу факт умышленного нарушения границ СССР пытались отрицать, президент Дуайт Эйзенхауэр даже сделал официальное заявление о том, что никакой шпионской миссии не было и в помине, а пилот просто заблудился, выполняя облет приграничных с СССР территорий. Однако советской стороной были представлены неопровержимые доказательства – разведывательная фотоаппаратура, снятая с самолета, и показания самого летчика Гэрри Паэурса.

Разразился огромный политический скандал, были отменены официальные визиты Хрущева в США и ответный Эйзенхауэра в СССР. Сорвалось парижское совещание руководителей четырех великих держав – СССР, США, Франции и Великобритании.

Через неделю после происшествия был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями отличившихся при уничтожении самолета и задержании шпиона. Ордена Красного Знамени были удостоены М. Воронов, Н. Шелудько и С. Сафронов. Первые двое – ракетчики, третий – летчик, награжденный посмертно. Описываемый случай шпионских полетов над территорией СССР был не первым и не единственным.

История шпионских полетов

Известно, что еще 4 июля 1956 года самолетом U-2 был совершен первый пробный полет над СССР. Стартовав с американской авиабазы в Дисбадене, которая располагалась на территории тогдашней ФРГ, он произвел полет над районами Москвы, Ленинграда и Балтийского побережья. В отчете было указано, что полет был удачен. Самолету удалось пролететь над двумя наиболее серьезно обороняемыми районами в мире, а советская система ПВО не открыла огня. Детальные фотографии, выполненные аппаратурой самолета, поражали качеством изображения, можно было разглядеть хвостовые номера на бомбардировщиках.

В июле того же года было проведено несколько разведывательных полетов над СССР на высоте свыше 20 километров. Результатом разведки являлись данные по местонахождению аэродромов истребителей-перехватчиков, позиций зенитной артиллерии, радиолокационных станций, были вскрыты многие элементы системы советской ПВО, принципы ее действия.

Были запечатлены и другие важные оборонные объекты СССР, например, базы Военно-Морского флота. Советскими ПВО были зафиксированы факты вторжения самолетов в воздушное пространство СССР, и 10 июля правительство СССР направило ноту с требованием прекратить провокационные полеты, в которой охарактеризовало эти нарушения как «преднамеренное действие определенных кругов США, рассчитанное на обострение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

На какое-то время полеты над СССР были прекращены. Но желание получать новые разведданные было настолько велико, что полеты возобновились и в период 1957-1959 годов. Над СССР было проведено около 30 полетов, для которых использовались авиабазы в упоминаемом Дисбадене, Инджирлик (Турция), Атсу (Япония), Пешаваре (Пакистан).

Полет Пауэрса

1 мая 1960 года Френсис Гарри Паэурс на пилотируемом им самолете U-2 стартовал с военно-воздушной базы в Пешаваре для выполнения разведывательного полёта над СССР.

Задание состояло в фотосъёмке военных и промышленных объектов Советского Союза и записи сигналов советских радиолокационных станций.

Маршрут полёта, начавшись на базе в Пешаваре, пройдя над территорией Афганистана, должен был пересечь территорию СССР с юга на север на высоте 20 км по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск, и завершиться на военной авиабазе в норвежском Буде.

Пересечение советской границы U-2 Пауэрса произошло в 5:36 по московскому времени на высоте 20 км на участке недалеко от г. Кировабада Таджикской ССР.

Полёт шёл нормально, и никаких казусов не ожидалось. Американская разведка не знала, что к этому времени на смену устаревшей системы радиолокации в ПВО СССР пришла новая, которая смогла засечь самолет-шпион еще над Афганистаном.

Комплексы С-75 были развернуты для прикрытия секретных ядерных объектов на Урале. Но всевозможные шероховатости, известные при работе с любой новой техникой, а также первомайские выходные дни для большинства летчиков и зенитчиков, стали причиной того, что самолету удалось безнаказанно долететь до Свердловской области. А уж тут надо было срочно сбивать самолет, т.к. современных систем еще не хватало для покрытия всего воздушного пространства СССР, и за пределами этой области начиналась «слепая» зона.

Нужно отметить, что в тот период времени шла нешуточная борьба за приоритет, кому называться основным родом войск - зенитным ракетным частям или истребительной авиации? В районе Аральского моря, недалеко от космодрома Байконур, были подняты в воздух истребители, но в районе полета нарушителя не оказалось таковых, которые могли бы подняться на «потолок» Пауэрса, и авиаторы оказались где-то далеко внизу и вскоре отстали.

При приближении самолета Пауэрса к Уралу всем советским военным и гражданским воздушным суднам в данной зоне была дана команда «ковер», по которой они были посажены на ближайшие аэродромы. Войска ПВО отчитались, что в воздухе своей авиации нет, и теперь задача по уничтожению нарушителя возлагалась на зенитные ракеты.

Процесс обезвреживания шпиона

Всего по самолету-нарушителю было выпущено семь ракет. Первая из них, выпущенная зенитным дивизионом под командованием майора М. Воронова, попала в заднюю часть самолета U-2, разрушив двигатель, хвостовую часть и оторвав крыло. Любопытно, что ракета была выпущена уже вне зоны эффективного поражения целей при стрельбе вдогонку, именно это, скорее всего, позволило американскому летчику остаться в живых.

Машина начала неуправляемое падение с 20-километровой высоты. Пилот не воспользовался возможностью катапультироваться, а просто покинул самолет, перевалившись через борт. Есть две версии, почему он это сделал. По одной из них, после взрыва летчик оказался зажат между креслом и приборной панелью, и при катапультировании ему бы неизбежно оторвало ноги. По второй, он скорее всего знал, что в самолет заложено взрывное устройство, которое обязательно должно сработать при катапультировании пилота и которое позже было найдено в обломках самолета.

Падающий и более неуправляемый U-2 по-прежнему был виден на радарах, и на высоте 10 км вошел в зону поражения следующего ракетного дивизиона, которым командовал капитан Н. Шелудько, где его настигли еще три ракеты.

Гибель советского летчика истребителя — случайная жертва или преступная халатность?

К сожалению, еще три ракеты достались истребителю МиГ-19, пилотируемому старшим лейтенантом С. Сафроновым, что привело к его гибели. Архивы умалчивают, кто именно отдал приказ подняться в воздух двойке истребителей при работе зенитных батарей. Ведущий пары «мигов» капитан Айвазян, который следовал впереди, заметив пуск ракет с земли, мгновенно сориентировался и выполнил противоракетный маневр-ушел в пике на малую высоту. А вот ведомый старший лейтенант Сафронов не успел…

А Пауэрс благополучно спустился с высоты на совхозное поле и, задержанный местным шофером-фронтовиком, был отправлен в местный райцентр, ну а затем и в Москву.

Для случая возможного захвата в плен, у летчика была возможность покончить с жизнью с помощью специальной отравленной иглы, которая гарантировала гибель от удушья в течение 5 минут, но вероятно он справедливо рассудил, что собственная жизнь дороже всех секретов.

Следствие и суд над шпионом Пауэрсом

С самого начала Пауэрс согласился сотрудничать со следствием, откровенно отвечая на все вопросы. Это дало ему возможность иметь приличные условия проживания и питания в камере на Лубянке, цивилизованные методы ведения следствия. Следователь Михайлов, который вел допросы летчика, отзывался о нём весьма положительно, отмечая, что Пауэрс был человек не очень эрудированный, но технически неплохо подкованный, представлявший собой образ среднего американца с отличными профессиональными навыками летчика.

17 августа 1960 года начался суд над Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Удивительно, но он был максимально честный и, в то же время, гуманный.

Обвинителем выступал знаменитый Роман Руденко, участник Нюрнбергского процесса. Учитывая и добровольное признание подсудимого, и его примерное поведение, и, наконец, незнание всей информации, обвинение потребовало не расстрел, как следовало ожидать, а всего 15 лет заключения.

По решению Военной коллегии Верховного суда СССР Гэрри Паэурс был приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

Американский лётчик, в 1950-е годы выполнял разведывательные миссии. Сбит над СССР в 1960 году, что привело к кризису в советско-американских отношениях.


Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтёра (позднее - сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.

С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Феникса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолетах Т-6 и Т-33, а также на самолете F-80 После окончания школы служил летчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него возник аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею. В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешёл на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе самолётов-разведчиков U-2. Как показал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.

После привлечения к сотрудничеству с американской разведкой он был направлен для прохождения специальной подготовки на аэродром, расположенный в пустыне штата Невада. На этом аэродроме, являвшемся одновременно частью атомного полигона, он в течение двух с половиной месяцев изучал высотный самолет Lockheed U-2 и осваивал управление оборудованием, предназначенным для перехвата радиосигналов и сигналов радиолокационных станций. На самолетах этого типа Пауэрс совершал тренировочные полеты на большой высоте и на большие расстояния над Калифорнией, Техасом и северной частью США.

После специальной подготовки Пауэрс был направлен на американо-турецкую военную авиационную базу Инджирлик, расположенную вблизи города Аданы. По заданию командования подразделения «10-10» Пауэрс с 1956 года систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.

События 1 мая 1960 года

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Самолёт U-2 нарушил государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса U-2 крыло, повредила двигатель и хвостовую часть, для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате случайно был сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта, старший лейтенант Сергей Сафронов , погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени. Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.


Пауэрс после поражения U-2 зенитной ракетой выпрыгнул с парашютом и по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино. По инструкции Пауэрс должен был воспользоваться катапультируемым креслом системы аварийного покидания самолёта, однако не сделал этого, и на большой высоте, в условиях беспорядочного падения машины выпрыгнул с парашютом. При изучении обломков самолёта U-2 было обнаружено наличие в системе катапультирования взрывного устройства большой мощности, команда на подрыв которого выдавалась при попытке катапультирования.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

11 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель). Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

Память

В Окружном доме офицеров Свердловска долгое время находилась небольшая экспозиция, посвященная сбитию Пауэрса: обломки обшивки самолета, гарнитура, по которой был отдан приказ о поражении, макет ракеты, сбившей самолёт-нарушитель.

Жизнь по возвращении в США

По возвращении в США первоначально Пауэрса обвиняли в том, что он не смог уничтожить разведывательное оборудование своего самолёта или в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана. Однако военное дознание сняло с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком-испытателем. Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. Похоронен на Арлингтонском кладбище.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!