Ассонанс для чего используется. Русский язык и культура речи

(От фр. assonance - созвучие)

У этого термина, увы, два значения.
Ассонансом называют и одну из разновидно­стей рифмы, и повторы гласных звуков в стиховой ткани. Ассонанс как рифменное явление будет рассмотрен в статье о рифме. А здесь разговор пойдет об ассонансе как о звуковом рисунке стиха.

Подобно аллитерации, ассонанс служит стилистическим средством, усили­вающим выразительность эмоциональной речи. Однако эстетическим эффек­том ассонанс превосходит аллитерацию. И не то чтобы аллитерация была хуже ассонанса. Просто ассонанс попадается много реже аллитерации, что обусловлено причиной объективной. В нашем языке гласных звуков в не­сколько раз меньше согласных, в то время как их встречаемость в речи лишь на одну пятую уступает встречаемости согласных. Поэтому гласным сравни­тельно труднее выделиться из привычного звукового фона в ощутимые на слух повторы. Эффект ассонансов можно сравнить с эффектом драгоценных камней:

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Блок

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Заболоцкий

Ассонансы особенно часты в народной поэзии и в белых авторских стихах, где они своеобразно компенсируют отсутствие рифмы:

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью...

Эту народную стилевую стихию гениально воссоздал Лермонтов в речи старого солдата, безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Ассонансы стягивают слова в единый смысловой и эмоциональный узел. Вот как, например, проводит «музыкальную тему» сирен Н. Заболоцкий:

И первая пела сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!»
Вторая богатство сулила:
«Ко мне, корабельщик, ко мне!»...
А третья сулила забвенье
И кубок вздымала вина:
«Испей - и найдешь исцеленье
В объятьях волшебного сна!»

Если поэт, следуя художественному заданию, сознательно избегает ассонан­сов, то словесные образы обособляются отчетливее, воспринимаются как гра­дация, усиливающая впечатление типического или, напротив, оттеняющая противоречивость чувств. Тайнами такого очарования владел, например, А. Блок:
В кабаках, в переулках, в извивах…

Ночь, улица, фонарь, аптека...

Вновь у тебя... Унижен, зол и рад.

Подчас ассонансы могут вызывать у нас те или иные конкретные ассоциа­ции. В строках С. Маршака:

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь -

слух выделяет гулкое «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши. Или ассо­нансы в стихотворении Фета «Кукушка»:

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Как видно из примеров, ассонансы играют не самостоятельную, а подчи­ненную роль: они зависят от характера выражаемых поэтом переживаний.

Другие термины на сайте

Верлибр (Его история и природа)

Верлибр – это любой текст, выстроенный столбцом, что придает ему внешнее сходство со стихом. Ни одно из ныне известных определений верлибра не является полным, а потому – точным. Самым точным (правда, чрезмерно длинным) определением верлибра может быть только перечисление всех свойств стиха под знаком минус. В силу этого относить верлибр к стиховедению ошибочно.

Диссонанс в отличие от ассонанса известен в словарях под одним значением. Этот термин служил для названия такой рифмы, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных.

Метафора l в широком понимании - любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение со­вести или ее пробуждение и т. п. Такие метафоры, обыденные для нашей речи, относятся к явлениям общенародного языка, а не художественной об­разности, если, конечно, в системе поэтического текста они не приобретают иных смысловых оттенков.

В первую очередь ассонанс используется для создания особого колорита внутри художественного текста, в особенности поэтического текста. По сути, ассонанс является своеобразным инструментом в руках писателей и поэтов, которому каждый из них находит уникальное применение. В литературоведении ассонанс часто упоминается в паре с аллитерацией – приемом основанном на повторении согласных звуков. Часто эти приемы можно встретить внутри одного поэтического текста. Например, в отрывке стихотворения С.Я. Маршака:

По небу голубому
Проехал грохот грома.

Ассонанс и аллитерация в этих строках прекрасно соседствуют друг с другом, создавая яркий образ летнего дня. Эти два приема способны придавать особую музыкальность поэтическим произведениям или передавать характер звучания того или иного явления, делать текст в целом более выразительным.

Функции ассонанса в тексте

Кроме того, ассонанс как бы объединяет различные слова между собой, а также выделяет их на фоне остального текста особой напевностью, ритмом и гармонией. Каждая имеет особую длительность и характер звучания, самобытное применение различных свойств звуков отличает поэтические языки разных авторов.

Еще одной функцией ассонанса является его применение для создания особого вида . Такую рифму часто называют неточной или ассонансной. В этой рифме созвучны только гласные. Например, «пояс – поезд». Известно, что в средневековой поэзии ассонанс был одним из самых распространенных приемов для создания рифмы внутри поэтического текста. Также в XIX веке (испанцы и португальцы) довольно часто применяли в своей поэзии данный прием. Считается, что его популярность в этих странах связана с фонетическими особенностями их языков.

История использования приема

Обнаружить ассонанс в оригинальных поэтических текстах немецких поэтов довольно сложно. Одним из редких и ярких примеров использования данного приема является «Аларкос» Шлегеля. В основном же ассонанс встречается в переводных или подражательных текстах.

В народной поэзии славян ассонанс является распространенным, хорошо освоенным явлением. Очень часто встречаются ассонансные рифмы, сочетающиеся с аллитерацией в соседних строках. Таким образом, у славян проявляется себя более-менее разработанная .

Многие авторы XX века также широко использовали в своих текстах ассонанс. Не менее популярным он остается и в современной поэзии. Некоторые исследователи связывают это с «душевной надорванностью» современных творцов. Невозможность гармонии и умиротворения якобы не позволяют им использовать строгие виды рифм в своих произведениях.

Художественный текст - пространство, организованное особым образом. Главная задача его - воздействовать на эмоциональную составляющую личности читателя, затронуть его душевный мир, задеть сокровенные струны. Воспитание прекрасного, пробуждение любви к миру, его красоте, эстетическое воздействие - вот те ориентиры, к которым стремятся мастера художественного слова.

Языковая образность

Одним из таких организационных «инструментов» литературного текста является ассонанс. Примеры его использования мы можем встретить сплошь и рядом, даже не зная, что это такое. Вот знаменитые строки Александра Блока: «О, весна без конца и без краю / Без конца и без краю мечта…» Как звучат они? Протяжно, свободно, напевно. Словно вдох сладкого, свежего весеннего воздуха. Что создает этот удивительный эффект? Ассонанс. Пример того, как повторение одинаковых гласных звуков способно облагородить речь, даёт понять, насколько эффективен он. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы. Таким образом создается эффект присутствия, детализации.

Возможности художественного приёма

Этим и замечателен ассонанс. Примеры хрестоматийных строк из «Незнакомки» того же Блока наглядно демонстрируют красоту языка, благозвучность русского слога, возвышенную романтичность образа главной героини стихотворения: «Дыша духами и туманами / Она садится у окна». Таким образом в художественном, а особенно поэтическом тексте, важную роль играет не только смысловая, но и фонетическая сторона речи. Передать настроение, создать эмоциональный посыл, обнажить «нерв» стиха, его энергетическую напряженность - всё это может ассонанс. Примеры его организующей роли доказывают широкие возможности этого художественного приёма.

Происхождение явления

Как мы убедились, повторение одинаковых гласных звуков выполняет в речи определённые функции. Мастера слова - кто сознательно, кто интуитивно - часто пользуются приёмом для придания стихам благозвучия, более яркого выражения ассоциативно-смысловых связей. Ассонанс в литературе берёт своё начало от греческих рапсодов, сказителей-музыкантов. В наш язык термин пришёл из французского и переводится как «созвучие». Впрочем, и в русском фольклоре, в народных песнях существует он с незапамятных времён, т. к. изначально свойственен нашей фонетической системе. Классический ассонанс - стихи, точнее стихотворные строки Лермонтова из «Бородино», воспроизводящие звуковой строй народной речи: «У наших ушки на макушке…».

К вопросу о терминологии

Впрочем, природа этого явления имеет двойственный характер. В литературоведении под ним принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, т. е. звукопись, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь - ждёшь», «бой - любовь», «дай - да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского.

Роль ассонанса

Итак, аллитерация и ассонанс - примеры того, какую важную роль играет звукопись в прозаической, а особенно в поэтической речи. Эти приёмы дают возможность выделить смысловые центры художественных текстов, так называемые ключевые слова. Вот знаменитое есенинское: «Не жалею, не зову, не плачу... / Увяданья золотом охваченный…». Стечение гласных «е», «у/ю» и согласных «л», «ч», «н» придают строчкам ту знаменитую мягкость и напевность, которыми славится поэзия Есенина. И неполная рифма «плачу-охваченный» не портит общее впечатление, а соответствует ему. Ещё один ярчайший пример взаимодействия звукописных средств - детские стихи Маршака: «По небу голубому / Проехал грохот грома…» Повторение сонорных согласных «р» - раскатистых, звучных, в сочетании с повторяющимся «о», имитирует с потрясающей точностью звуки разгулявшейся стихии. В контексте всего стихотворения - жизнерадостного, бодрого, весёлого, и звуки эти воспринимаются не тревожно, настороженно, а жизнеутверждающе. И совсем иное впечатление возникает у нас при чтении «Фабрики» Блока. Первая же фраза с ассонансом «о» создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В… доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается. Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности.

Ассонанс и ритмика

Характерно, что ассонанс присущ в первую очередь силлабической системе стихосложения. Следовательно, он играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с ударными инструментами в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков. Окрашенность их в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы, всё более популярные в современной поэзии, может быть, не совсем отвечают классической стройности, зато придают ритму и движению стиха определённую динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя. Значит, этот художественный приём, помимо основного предназначения, является едва ли не универсальным инструментом «поэтической кухни». Он многофункционален, поэтому с этой точки зрения употребление ассонансов рекомендовалось ещё такими нашими поэтами, как Тредиаковский, Сумароков, Державин. Развитие литературного мастерства совершенствовало, оттачивало умение пользоваться звуковой организацией текста не только напрямую, но и опосредованно. Если заглянуть в творческую лабораторию любого талантливого литератора, изучить его черновики, то можно понять, какую титаническую работу проводит он, подбирая именно те слова, ту их звуковую оболочку, которая являлась бы для данного произведения оптимальной.

Художественный текст - пространство, организованное особым образом. Главная задача его - воздействовать на эмоциональную составляющую личности читателя, затронуть его душевный мир, задеть сокровенные струны. Воспитание прекрасного, пробуждение любви к миру, его красоте, эстетическое воздействие - вот те ориентиры, к которым стремятся мастера художественного слова.

Языковая образность

Одним из таких организационных «инструментов» литературного текста является ассонанс. Примеры его использования мы можем встретить сплошь и рядом, даже не зная, что это такое. Вот знаменитые строки Александра Блока: «О, весна без конца и без краю / Без конца и без краю мечта…» Как звучат они? Протяжно, свободно, напевно. Словно вдох сладкого, свежего весеннего воздуха. Что создает этот удивительный эффект? Ассонанс. Пример того, как повторение одинаковых способно облагородить речь, даёт понять, насколько эффективен он. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы. Таким образом создается детализации.

Возможности художественного приёма

Этим и замечателен ассонанс. Примеры хрестоматийных строк из «Незнакомки» того же Блока наглядно демонстрируют красоту языка, благозвучность русского слога, возвышенную романтичность образа главной героини стихотворения: «Дыша духами и туманами / Она садится у окна». Таким образом в художественном, а особенно поэтическом тексте, важную роль играет не только смысловая, но и фонетическая сторона речи. Передать настроение, создать эмоциональный посыл, обнажить «нерв» стиха, его энергетическую напряженность - всё это может ассонанс. Примеры его организующей роли доказывают широкие возможности этого художественного приёма.

Происхождение явления

Как мы убедились, повторение одинаковых гласных звуков выполняет в речи определённые функции. Мастера слова - кто сознательно, кто интуитивно - часто пользуются приёмом для придания стихам благозвучия, более яркого выражения Ассонанс в литературе берёт своё начало от греческих рапсодов, сказителей-музыкантов. В наш язык термин пришёл из французского и переводится как «созвучие». Впрочем, и в русском фольклоре, в народных песнях существует он с незапамятных времён, т. к. изначально свойственен нашей фонетической системе. Классический ассонанс - стихи, точнее стихотворные строки Лермонтова из «Бородино», воспроизводящие звуковой строй народной речи: «У наших ушки на макушке…».

К вопросу о терминологии

Впрочем, природа этого явления имеет двойственный характер. В литературоведении под ним принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, т. е. звукопись, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь - ждёшь», «бой - любовь», «дай - да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского.

Роль ассонанса

Итак, аллитерация и ассонанс - примеры того, какую важную роль играет звукопись в прозаической, а особенно в поэтической речи. Эти приёмы дают возможность выделить смысловые центры художественных текстов, так называемые ключевые слова. Вот знаменитое есенинское: «Не жалею, не зову, / Увяданья золотом охваченный…». Стечение гласных «е», «у/ю» и согласных «л», «ч», «н» придают строчкам ту знаменитую мягкость и напевность, которыми славится поэзия Есенина. И неполная рифма «плачу-охваченный» не портит общее впечатление, а соответствует ему. Ещё один ярчайший пример взаимодействия звукописных средств - детские стихи Маршака: «По небу голубому / Проехал грохот грома…» Повторение сонорных согласных «р» - раскатистых, звучных, в сочетании с повторяющимся «о», имитирует с потрясающей точностью звуки разгулявшейся стихии. В контексте всего стихотворения - жизнерадостного, бодрого, весёлого, и звуки эти воспринимаются не тревожно, настороженно, а жизнеутверждающе. И совсем иное впечатление возникает у нас при чтении «Фабрики» Блока. Первая же фраза с ассонансом «о» создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В… доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается. Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности.

Ассонанс и ритмика

Характерно, что ассонанс присущ в первую очередь силлабической системе стихосложения. Следовательно, он играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков. Окрашенность их в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы, всё более популярные в современной поэзии, может быть, не совсем отвечают классической стройности, зато придают ритму и движению динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя. Значит, этот художественный приём, помимо основного предназначения, является едва ли не универсальным инструментом «поэтической кухни». Он многофункционален, поэтому с этой точки зрения употребление ассонансов рекомендовалось ещё такими нашими поэтами, как Тредиаковский, Сумароков, Державин. Развитие литературного мастерства совершенствовало, оттачивало умение пользоваться звуковой организацией текста не только напрямую, но и опосредованно. Если заглянуть в творческую лабораторию любого талантливого литератора, изучить его черновики, то можно понять, какую титаническую работу проводит он, подбирая именно те слова, ту их звуковую оболочку, которая являлась бы для данного произведения оптимальной.

Смыслом обладают не только слова, но и звуки. Возможность целенаправленно воздействовать на человека, на его эмоции при помощи определенных слов и словосочетаний широко известна. Некоторые из них способны вызывать не только определенные эмоции, но подсознательно воспринимаются и как некие образы.

Хорошо известен воздействующий потенциал отдельных звуков человеческой речи -- так называемая фоносемантика, образуемая ассоциативной составляющей звуков и передающих их букв. Эти непосредственные связи между звуком и смыслом весьма смутны, с трудом поддаются прояснению и могут опровергаться множеством примеров, но они ощущаются, передаются и по крайней мере отчасти обладают общей значимостью - например, звукоизобразительные ассоциации (рокот - "Р", плавность и тягучесть - "Л", нудность - "Н", пронзительность - "И", мрачность - "У" и т.д.).

Например, звук [р] воспринимается как динамичный, решительный, мужественный; звуки [п] и [б] -- как солидные, основательные и надежные; [л] и [н] -- как женственные, легкие, нежные. Было замечено, что звук [о] производит впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной теплоты (т-о-о-лстый к-о-о-т). Преобладание звуков [а] и [э] в речи говорящего ассоциируется с эмоциональным подъемом. Недаром этот эффект используют признанные поэты-песенники. А вот звук [ы] производит впечатление чего-то мрачного, непонятного, сходное ощущение возникает и от обилия согласных, особенно шипящих. Психологи установили, что присутствие или преобладание в словах гласной [и] вызывает впечатление чего-то маленького, а в ряде случаев попросту незначительного.

Был проведен оригинальный эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупредили, что одна из них называется "пим", а другая -- "пум". А затем испытуемых попросили определить, какая же из них "ним", а какая -- "пум". Более 80% были убеждены, что маленькая фигура называется -- "ним", а большая -- "пум". Аналогично предъявлялись фигурки с названиями "ли" и "лау". Так же и в этом случае результат был однозначный: "ли" -- маленькая, а "лау" -- большая.

Основа адекватной фонетики рекламной фразы -- ее благозвучие и соответствие звукового состава смыслу рекламного сообщения. Это достигается с помощью использования слов, в которых преобладают звуки с семантикой, сходной с общим смыслом рекламного сообщения.

В общем, рекомендуется использовать в рекламе простые слова. Они возникли первыми и наиболее ярко передают соответствие звукового состава представляемому предмету или явлению. Например, в слове "легкий" звонкий [л] и пронзительный [и] передают идею невесомости, воздушности, тонкости. В слове "толстый" тяжелое глухое [г] и округлое [о] создают впечатление пухлой, объемной формы предмета.

С помощью удачного звукового решения слоган может передать не только общую идею, но и дать подсознательную ориентировку на товарную категорию, способ и ситуацию использования товара. Например:

Зубная щетка "Аквафреш"; Чистит с блеском -- действует с головой. Сочетания (ч, ст, тс и ск) - звуки щетки во время чистки зубов.

Напиток "Миринда": Взрыв вкуса. (Взр,в и вк) -- передают идею взрыва.

Ассонанс на "и" и "о" придаёт напевность и лёгкость тексту рекламного сообщения, близкие по смыслу концепты представлены на лексическом уровне - "легкость", "удобство", "свобода":

Чт[о] лежит в [а]сн[о]ве с[а]зд[а]ни [о]бувиЕССО? Уд[о]бств[а] и к[а]мф[о]рт при х[а]дьбе, [а]щущениесв[а]б[о]ды и л[о]гк[а]сти..? Не т[о]лько. Чт[о]бы п[ан"а]ть [а]с[о]бую культуру ЕССО, не[а]бх[а]дим[а] п[а]пр[о]б[а]в[а]ть эту [о]бувь н[а] себе ("ЕССО").

Аллитерация на шипящие и свистящие в следующем примере создаёт звуковой образ мягкого движения машины, которое ассоциируется с грациозными движениями женщины, - стилевого признака новой модели автомобиля, рассчитанного на женскую аудиторию:

Ни[шт]о так не по[т"ч"]ёркивает [ж]ен[с]твенноть, как му[шс]кой ко[с"]тюм ("Тойота").



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!