Егэ по биологии 5 вариант. Короткий анализ условий некоторых заданий

В4. Установите соответствие между признаком строения клетки и царством, для которого он характерен.
ПРИЗНАК СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ
1) имеют пластиды
2) отсутствуют хлоропласт
3) запасное вещество — крахмал
4) имеют вакуоли с клеточным соком
5) клеточная стенка содержит клетчатку
6) клеточная стенка содержит хитин
ЦАРСТВО
А) Грибы
Б) Растения
В5. Установите соответствие между кровеносными сосудами птицы и видом крови в них.
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ
1) артерии большого круга кровообращения
1) вены большого круга кровообращения
2) артерии малого круга кровообращения
3) вены малого круга кровообращения
ВИД КРОВИ
А) артериальная
Б) венозная
В6. Установите на соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
1) происходит в лизосомах, митохондриях,
цитоплазме
2) происходит на рибосомах, в хлоропластах
3) органические расщепляются
4) органические синтезируются
5) используется энергия, заключенная в молекулах АТФ
6) освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ
ВИД ВЕЩЕСТВА
А) энергетический
Б) пластический
В7. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животные, начиная с наименьшей группы1
A) класс Насекомые
Б) вид Капустная белянка
B) отряд Чешуекрылые
Г) тип Членистоногие
Д) род Огородные белянки
Е) семейство Белянки
С1. Какой вред приносит гриб-трутовик березе?
С2. Что служит основой формирования разнообразные сетей питания в экосистемах?
С3. В чем сходство и различие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и
Сложноцветные?
С4. В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводные по сравнению с рыбами?
С5. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены! следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов и характер наследования признаков.
C6. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительным характер приспособленности.

Осталось

Вариант 5:: Биология

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Скачать pdf

    Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Рассмотрите таблицу «Методы биологии» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

    Сколько нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК, если в пептиде, кодируемым данной ДНК 18 аминокислот? Ответ запишите в виде числа.

    Все перечисленные признаки, кроме двух, относятся к значению хлоропластов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка:

    1. преобразование световой энергии в органические компоненты
    2. выведение вредных веществ
    3. синтез АТФ
    4. имеют граны с тилакоидами
    5. участвуют в процессе расщепления старых органоидов.

    Установите соответствие между периодом развития зародыша и его описанием.

    Сколько типов гамет образует зигота с генотипом АаBbDd? Ответ запишите в виде цифры.

    Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания процесса оплодотворения у сосны. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. наличием мужских и женских шишек
    2. развитие в семяпочке эндосперма, двух архегониев с одной яйцеклеткой в каждом
    3. оплодотворение происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика
    4. проникновение спермиев по пыльцевой трубке к архегониям
    5. образование триплоидного эндосперма

    Установите соответствие между зародышевыми листками и их производными.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Известно, что насекомые – один из самых многочисленных классов животных, имеют узловую нервную систему и отличаются сложными инстинктами . Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков.

    (1) Класс Насекомые относится к типу Членистоногие, поскольку имеют характерные для него признаки: хитиновый покров, разделенное на отделы тело (голова, грудь и брюшко) и членистые конечности рычажного типа. (2) К этой группе животных относят более 1 млн. видов. (3) Такое огромное видовое разнообразие появилось благодаря сложно устроенной нервной системе и различным адаптационным признакам, позволяющим приспособиться к различным условиям обитания. (4) К таким признакам можно отнести различные ротовые аппараты (грызущие, сосущие, лижущие и т.д.), позволяющие питаться разнообразной пищей, что снижает конкуренцию между различными видами, обитающими в одной экологической нише. (5) Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки, при чем нервные узлы как груди, так и брюшка могут сливаться. (6) Благодаря хорошо развитой нервной системе многие насекомые отличаются сложными поведенческими реакциями: общение с сородичами посредством танцев, движений; запоминание места гнезда и ориентиров; разделение на касты у общественных насекомых.

    Запишите цифры , под которыми указаны выбранные утверждения.

    Установите соответствие между растением и экологической группой.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите правильную последовательность классификации белого гриба, начиная с наибольшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр .

    1. Агарикомицеты
    2. Грибы
    3. Базидиомицеты
    4. Боровик
    5. Болетовые
    6. Белый гриб

    цифры , под которыми они указаны. К признакам заднего отдела продолговатого мозга относят:

    1. Является продолжением спинного мозга
    2. Выполняет рефлекторную и проводниковую функцию
    3. Имеет важное значение в регуляции сердечной деятельности, сосудов и дыхания
    4. расположен впереди среднего мозга
    5. Главные отделы – зрительные бугры и подбугровая область.
    6. Регулирует деятельность желёз внутренней секреции

    Установите соответствие между слоями кожи и их функциями.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите последовательность процесса образование мочи в организме человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. обратное всасывание мочи (реабсорбция)
    2. первичная моча поступает в почечный каналец
    3. выведение вторичной мочи в почечную лоханку
    4. фильтрации плазмы крови в капсулу Боумена - Шумлянского
    5. моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Сизый голубь . Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    (1) В дикой природе обычно селится на прибрежных скалах, в горных ущельях, вдоль обрывистых берегов рек, часто поблизости от зарослей кустарника или сельскохозяйственных угодий. (2) Как правило, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым, желтоватым либо пурпурным металлическим отливом на шее и груди. (3) Сизый голубь не умеет усаживаться на ветви деревьев. (4) Сизый голубь питается преимущественно растительными кормами. (5) У голубей имеется не мало естественных врагов – пернатые хищники, а также кошки, опоссумы, еноты. (6) Половая зрелость наступает через 5-7 месяцев жизни, причём самки приступают к размножению несколько раньше самцов

    Установите соответствие между формами естественного отбора и их признаками.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны. Продуценты, в отличие от консументов

    1. производят первичное органическое вещество, благодаря фотосинтезу
    2. усвоение энергии, заключённой в органическом веществе достигает 10%
    3. выделение в атмосферу кислорода, связывание углерода в виде С02
    4. в цепях питания и цепях разложения потребляют органическое вещество.
    5. являются автотрофами
    6. выделяют первого и второго порядков

    Установите соответствие между примером животных и его отношению к температуре окружающей среды.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр .

    1. Фиксация СО 2
    2. Возбуждение электронов хлорофилла квантами света
    3. Образование НАДФ*Н
    4. Восстановление пентозы
    5. Выделение О 2 в атмосферу
    6. Формирование молекул крахмала

    Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

    Список терминов:

    1. тактильный
    2. хрусталик
    3. слуховой
    4. защитно-оборонительная
    5. восприятие вкуса, осязание
    6. белковая оболочка
    7. зрачок
    8. защита от воздуха, инородных тел и т.д.

    Ниже приведена таблица, отражающая статистику некоторых заболеваний населения России по основным классам болезней в 2000 - 2015 годах на 1000 человек. Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

    Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа представленных данных:

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Данные клеточные компоненты имеют наружную и внутреннюю мембраны, бесцветную гидрофильную белково-липоидную строму (или матрикс), в которой содержатся ДНК, РНК, рибосомы и включения. Кроме того, они включают специальные фотосинтезирующие структуры. Что это за компоненты и какие процессы происходят в них?

    На рисунке представлен вид вымершего млекопитающего – Стероподон (Steropodon galmani), обитавшего на планете примерно 110 млн. лет назад.


    Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каком периоде обитал данный организм. Это животное имеет сходство с его ныне живущим потомком. Определите, к какому отряду и семейству на данный момент относится это животное, назовите его характерные особенности. С каким классом позвоночных Стероподон имеет общие черты? Назовите некоторые из них.

    Эры

    Периоды и их продолжительность

    (в млн. лет)

    Название и продолжительность

    (в млн. лет)

    Возраст

    (в млн. лет)

    Кайнозойская (новой жизни), 67 67 Антропоген, 1,5
    Неоген, 23,5
    Палеоген, 42
    Мезозойская (средней жизни), 163 230 Меловой, 70
    Юрский, 58
    Триасовый, 35
    Палеозойская (древней жизни), 340 Возможно 570 Пермский, 55
    Каменноугольный, 75-65
    Девонский, 60
    Силурийский, 30
    Ордовикский, 60
    Кембрийский, 70
    Протерозойская (ранней жизни), свыше 2000 2700
    Архейская (самая древняя в истории Земли), около 1000 Возможно, > 3500
  1. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Грибы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

    (1) Грибы -обособленная группа гетеротрофных организмов, сочетающих признаки растений и животных. (2) У низших грибов мицелий имеет перегородки и представляет собой разветвлённую клетку. (3) Клетка большинства грибов имеет клеточную стенку, состоящую в основном из полисахаридов (80-90 %), связанных с белками и липидами. (4) Запасными питательными веществами служат жиры, волютин, крахмал. (5) Грибы размножаются вегетативным и бесполым путём. (6) Вегетативное размножение происходит почкованием, частями мицелия или распадением мицелия на отдельные клетки, покрытые толстой буроватой оболочкой.

    О пределе холода, который способны вынести растения в естественных условиях, дают представление величины предельно низких температур на земном шаре. Там, где зарегистрирована самая низкая температура (-90°С) растительность отсутствует; а в районах, где живут растения, отмечена температура -68°С. Какие адаптации, направленные на сохранение тепла в отдельных частях растения к холодным условиям имеются у растений? Укажите не менее трёх.

    Ароморфозы сыграли важную роль в эволюции всех классов животных. Привидите три примера ароморфозов насекомых.

    Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК ГЦАТАГЦЦААТЦ. Определите первичную структуру закодированного белка. Определите длину гена. Ответ поясните.

    Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если вторая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Про. Ответ обоснуте.

    Генетический код (иРНК)

    Первое

    основание

    Второе основание

    Третье

    основание

  2. По схеме родословной определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен с полом или нет) и расставьте генотипы всех членов родословной.

Тренировочные варианты ЕГЭ по биологии

После тематических заданий по биологии приступай к практике. Так как для демонстрации высокого уровня знаний необходимо уверенно работать со схемами, таблицами и графиками. Объяснять биологические процессы при помощи графической информации.

Первым делом скачай ФИПИ, который является образцом и дает представление о структуре и форме сложности будущих заданий на ЕГЭ.

На основе новой демоверсии разработано 10 тренировочных вариантов, зарегистрируйся и отслеживай уровень знаний в личном кабинете.

Выявляй, анализируй ошибки и тренируйся снова. Твой успех – постоянное решение вариантов во время подготовки!

Тест ЕГЭ по биологии 2019 включает 28 заданий.

  • Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом (последовательность цифр, число, слово или словосочетание)
  • Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом (дать полный ответ: объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Вариант тематически сгруппирован.

  1. Первая часть содержит 21 задачу, которые группируются по содержательным блокам, представленным в :
    • На множественный выбор;
    • На установление соответствий;
    • На установление последовательности процессов или явлений;
    • Задачи по цитологии и генетике;
    • На дополнение рисунков;
    • Анализ схемы или таблицы.
  2. Вторая часть содержит 7 задач. Для успешного решения которых от ученика требуется досконально владеть понятийным аппаратом и грамотно оперировать биологическими терминами.

Короткий анализ условий некоторых заданий

Задачи из блока первого билета:

  • – представлен биологический фрагмент, требующий установления связей между понятиями;
  • – посчитать количество хромосом и установить количество клеток, образовавшихся при различных процессах;
  • – найти в тексте примеры, соответствующие понятиям;
  • – на проверку знаний видовых свойств – из теста выбрать критерии, соответствующие виду.

Оценивание тестов по биологии ЕГЭ

За первую часть билета максимально – 38 баллов .
За решение задач второй части - 20 баллов .

Полученные баллы за правильно выполненные задания, суммируются.

Перевод баллов в оценки

  • 0-35 баллов - 2,
  • 36-54 баллов - 3,
  • 55-71 баллов - 4,
  • 72 и выше баллов - 5;

Для поступления на бюджетное место в престижном вузе необходимо набрать более 84 баллов.

Решай! Дерзай! Стремись к лучшему!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!