«Это было уничтожение эстонской деревни! Кясму — деревня у моря для состоятельных эстонцев. Крымские эстонские деревни


* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa
До встречи;)

Сегодня начинаем рассказ о наших приключениях в Эстонии - пожалуй, самой недооцененной стране Прибалтики. О пустынных городах, отношении эстонцев к религии и дорожных проблемах в самой северной стране Прибалтики читайте ниже.

1. Эстонские города выглядят как вымершие. Идёшь в середине дня по городку Выру и видишь людей раз в пять минут.

2. Похоже на постапокалипсис, только без разрушений, а наоборот - с благоустроенной городской средой. Смотрите, какой аккуратный домик и как ровно пострижен газончик.

Наша знакомая, которая переехала в Прибалтику, сначала недоумевала: как же так, где движуха, тут же с тоски вздёрнешься. Потом обзавелась друзьями, и жизнь стала насыщенной, несмотря на внешний покой. Но водоворот светских событий вас тут, конечно, не захлестнёт:)

4. Рабочие завтракают в остановке.

5. Гамаки и лежаки на пляже Выру.

6. На дороге тоже тишина и покой. Гладкий асфальт, спрофилированные повороты и редкие встречные машины убаюкивают. Приходится пить Redbull, чтобы не задремать. Ох уж эти европейские проблемы:)

7. Большинство жителей Эстонии - атеисты, из религий больше других распространено лютеранство. Кирхи стоят закрытые - службы проходят только по воскресениям.

Религия для государства не очень важна: на фоне ровных дорог, деревень с постриженной травкой и аккуратными домиками можно встретить заколоченные храмы. Почти вся страна восстановлена, но до них руки ещё не дошли.

А ещё в Эстонии есть целых два направления православной церкви: одно подчиняется московской епархии, другое - константинопольской. Первому виду православной церкви принадлежит, например, собор Александра-Невского в Таллине, второму - храмы на юго-востоке, где живут сету, небольшая угро-финская народность. Сету в России ещё называли Псковской чудью.

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/ , где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa , где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи;)

Известна ли вам история эстонских поселений в России?

Этот интересный, но малоизвестный неспециалистам сюжет раскрывается в книге
В.А. Маамяги - Эстонцы в СССР (1917-1940 гг.) , М., 1990
Эстонские поселения за пределами традиционной этнической территории эстонцев стали появляться начиная с середины 19 века, когда эстонские крестьяне были раскрепощены, но и при этом не получили гарантированные земельные наделы. В поисках свободных земель эстонцы не только отправлялись в соседние Петербургскую и Псковскую губернии, но и переезжали в Сибирь, на Кубань и на Кавказ.

Первые эстонские поселения в Сибири были основаны бывшими каторжниками и ссыльнопоселенцами. В 1803 г. за восстание против барона из Ямбургского уезда по приказу царя в Сибирь была выслана группа эстонских
крестьян, основавшая в Тюкалинском уезде Томской губернии деревню Рышково.
«Переселенцы были доброй нравственности, - отмечала через полвека «Неделя», -
трудолюбивы, скоро обзавелись хозяйством, и сибирская плодородная почва
наградила их за переселение». Деревня росла за счет новых пришельцев,
преимущественно ссыльных лютеран - эстонцев, латышей, финнов. К 1846 г в ней
было до 900 душ населения. В связи с недостатком земли и быстрым ростом населения
часть жителей Рышково (365 семей, в том числе 156 эстонских) в 1863 г. переводится в новую колонию на р.Омь, где основываются деревни Рига, Ревель,
Гельсингфорс, Нарва. В последующие годы население колонии увеличивалось,
образовывались новые деревни и отдельные хутора - Ново-Рига, Ново-Ревель, Орловка,
Ивановка, Ковалево. В Тюкалинском уезде в 1860 г. возникло поселение Вирукюла,
жителями которого стали ссыльные участники крестьянского восстания в Эстонии в
1858 г. (так называемой войны в Махтра) (Крестьянские волнения в Эстонии в 1885
г.: Документы и материалы. Таллинн, 1958)

Крупные поселения Верхний Суэтэк и Верхняя Буланка (последнее в народе называлось еще Свободным Сахалином), расположенные в Енисейской губернии у подножия Саянских гор, были основаны в 1860 и 1861 гг.
бывшими каторжниками эстонского происхождения.

Из сибирских губерний больше всего эстонцев обитало в Тобольской (2031 ч.) и Енисейской (1406), а на юге России - в Ставропольской губернии (1279 ч.), на Кубани (880 ч.), в Черноморской (790) и Кутаисской (621),
в Карсской обл. (455)

В 1922 г.в Нью-йорке строительные и фабричные рабочие и фермеры эстонского происхождения, проживавшие в США и Канаде, основали сельскохозяйственную коммуну «Койт» («Заря»). Инициатором ее создания являлась
редакция газеты «Уус ильм». Коммунары знали, что в Советской России, «где
только что закончились разорительная гражданская война и интервенция, их не
ждет ни богатство, ни роскошь, - писал 50 лет спустя член коммуны Алексей Раук.
- Они знали, что на первых порах им будет тяжело, что надо будет, как
говорится, начать жизнь сначала. Но у них было серьёзное желание жить и
работать в рабоче-крестьянском государстве, внести свой вклад в строительство
социалистического сельского хозяйства».

В мае 1923 года члены коммуны поселились в Донском округе Северо-Кавказского края. Первым предс-лем колммуны был Генри Кинн. В октябре 1924 г коммуна насчитывала уже 67 членов.

Все имущество в коммуне являлось общим, потребности ее членов обсуждались на совете, который решал вопрос о возможности их удовлетворения. Члены коммуны бесплатно питались в общей столовой. Обед состоял
обычно из двух-трех блюд, пища была питательной и обильной. Главным поваром в
коммуне долгое время был Александр Уусэлу, работавший до переезда в Советскую
Россию в одном из фешенебельных ресторанов Нью-Йорка. Для детей выделялись
лучшие продукты. Их кормили пять раз в день. Употребление водки запрещалось
даже по праздникам. Пиво разрешалось только на Новый год. Одежду для коммунаров
в большинстве случаев шили в самой коммуне.

Начиная с 1925 года, в коммуну «Койт» начали прибывать эстонские семьи со всего Советского союза. Из Западной Сибири и Ленинградской области в коммуну переехали 25 семей.

В Отрадном, бывшем имении Красильникова, которое находилось в Омской губернии, в марте 1920 г была создана коммуна «Элу» («Жизнь»).

В 1928 г в деревне Эстония (Восточная Сибирь) возникла коммуна «Юлгус» («Смелость»), в Крыму - коммуна «Выйтлус» («борьба»).

Колхоз «Эстония» Шипуновского района Алтайского края

Общесибирская конференция эстонских крестьян в Омске в октябре 1920г.

Село Эсто-Хагинск Ставропольской губернии

Поселение Эсто-Садок в Сочи

Эстонское село Зимитицы Ленинградской обл. (колхоз «Новый путь» Волосовского района Ленинградской обл.)

Дмитрий Михалев, Березовка (Томская область).

Пожилой жизнерадостный эстонец Эхарлес Абнер, родившийся и всю жизнь проживший в Сибири, с гордостью показывает сделанные своими руками строительные инструменты.

Абнер - один из жителей томской деревушки, куда в начале прошлого века на плотах по полноводной реке Чулым приплыли эстонцы, которые были вынуждены покинуть родину в поисках лучшей жизни. В те далекие годы новая родящая земля была для них спасением. Трудолюбие превратило не знавшую плуга сибирскую землю в пригодный для жилья плодородный край, в "Маленькую Эстонию".

"Моя мастерская. Вот, допустим, все пилы, рукоятки к ним делал сам. Специальные кусачки. Кладешь полотно, чик - и зуб пилы готов", - рассказывает Абнер. Его прадеды одними из первых пришли на эту землю. Они назвали эту деревушку Касакюла, однако позже стала назваться на русский лад - Березовка.

Эхарлес, родившийся в 1937 году, до сих пор держит несколько коров, коня, разводит пчел. С некоторым стеснением он признает, что пишет по-русски с большим количеством грамматических ошибок. "У нас же нет родов", - улыбается радушный хозяин дома, до 7 лет вообще с трудом понимавший русский язык.

"Наши прадеды, обосновавшиеся здесь, и деды не знали русского. До 30-х годов школа была чисто эстонской", - поясняет Эхарлес Эйнович.

Березовку, как и практически примыкающую к ней Лиллиенгофку (цветочный двор), основали в 1902 году коренные эстонцы. Безземелие на родине заставило их искать новые земли, где можно было бы свободно трудиться и жить. "Столыпинским поселенцам", как они сами себя называют, давали нетронутые земли, которой здесь было в прямом смысле немерено.

"Изначально это было поселение добровольно переселившихся эстонцев. Они сначала приезжали в Мариинск, им давали своеобразные подъемные - деньги, хозинвентарь. Потом они привозили сюда свои семьи. Поэтому до сих пор здесь такое гнездовое житье", - говорит завуч березовской школы Татьяна Рейндольф, связавшая с этим местом свою жизнь.

Русская женщина, приехавшая сюда в 1982 году и вышедшая замуж за эстонца, как никто другой понимает необычность небольшой деревни с таким вроде бы родным для русского уха названием.

"Эта школа только с 1937 года стала вести преподавание на русском. Но еще в начале 70-х годов ребята приходили в первый класс, их брала учительница-эстонка, за первый класс переучивала на русский язык, во втором классе отдавала другому учителю-русскоговорящему и опять набирала первый класс. Вот кому сейчас 43-45 лет - они еще через это прошли", - говорит она.

Не простая деревня

От русских деревень Березовку внешне, пожалуй, отличают лишь традиционные эстонские риги - огромные сараи возле домов. Да и внутренний мир приезжему откроется не сразу.

Татьяна Рейндольф на минуту задумывается, прежде чем ответить на вопрос об "эстонской" специфике деревни. Первым делом она вспоминает традиционные блюда.

"Блюда - однозначно. Я научилась делать их кровяную колбасу и смогу от начала до конца все это сделать. У них есть суп из свиных хвостиков - он варится и сейчас. Они по-другому готовят капусту с крупой, варят молочный суп с овощами, традиционные сыры. Но многообразия блюд нет", - отмечает учитель.

"Есть такой интересный ракурс. Всегда здесь, например, были некоторые сложности и особенности с организацией тимуровской работы. Брошенных стариков здесь никогда не было. Не было таких семей, чтобы совсем некому было бы о них позаботиться. Думаю, что такая сплоченность - черта эстонцев", - говорит она.

Завуч отмечает некоторую скрытность эстонцев по сравнению с русскими, но считает это скорее достоинством, чем недостатком.

"Один милиционер мне сказал: "Люблю ездить в Березовку. В другую деревню приедешь - все расскажут. Кто с кем пил, где ходил, чего брал. В Березовке - никто ничего не видел, ничего не знаю", - смеется Татьяна Александровна.

Эстонцы не общественники - собственники. "У них генетически сохраняется забота прежде всего о своем хуторе, но это не принцип "моя хата с краю". У него должно быть все благополучно в своем хуторе-государстве. Но жизнь изменяется и сейчас должно быть общественное сознание, что в них формируется сложно", - говорит она.

Хозяйственность в крови у Эхарлеса Абнера. Все в доме сделано его руками. Деревянные сани, бочки, двери. Здесь давно его земля. Он сибиряк, но сибиряк-эстонец. Гармонь в его руках выдает то русские, то эстонские песни.

"Заволокиных бы сюда пригласить. Вот в Первомайское приезжали, а я и не знал. Обязательно бы поехал", - говорит он. В это время жена предлагает гостям капусту сваренную на сале с перловкой - традиционно одно из любимых блюд.

Тяжелые времена

Эхарлес охотно рассказывает о своей семье эстонцев-хозяйственников. Революция, коллективизация и репрессии, смерть отца.

"В 1917 году, говорили, было страшное время. Ложишься спать, а наутро не знаешь, что будет. В 1929 году, когда началась коллективизация, дед со своей семьей поступил в колхоз. В 1933-м к чему-то докопались и раскулачили. Деда сослали на север, а семью выселили из дома. Когда я родился, у нас еще дома не было. Отца арестовали в ноябре 1937, а в декабре расстреляли", - рассказывает Эхарлес Эйнович.

Татьяна Рейндольф восхищается тягой к жизни и своеобразными чертами сибиряков-эстонцев. "Он из раскулаченных. Ну и что. Сломали все, что можно, все отобрали. И тем не менее, у него сейчас и легковая машина и грузовая машина и трактор колесный и рулонник для сена. В генах все осталось. Хотя и живет в своем микросоциуме с такой же, как у всех пенсией", - улыбается она, говоря о семье Абнеров.

Эту живучесть отмечает она у всей эстонской деревни, в которой сейчас живет уже меньше 600 человек.

"Сейчас в селе довольно сложная ситуация и производства фактически никакого нет. Есть школа, дом культуры, ФАП, три магазина. Все. Но люди все равно ищут, как жить. Кто-то заготавливает сено так, чтобы потом в течение всего года его продавать, кто-то собирает молоко, кто-то идет в таксисты, кто-то на вахту. Муж и еще несколько человек несколько лет назад объединились, оформили свой земельный пай и сеют, обрабатывают землю", - рассказывает учитель, не скрывая, что маргинализация населения все же происходит.

Кто-то уехал

Эстонцы очень дорожат землей. Многие из семей первых поселенцев уехали на родину, признают старожилы села. Другие же видят свою родину только здесь.

"Все-таки они очень дорожат этой землей и привязаны к ней. В принципе, у нас возможность отсюда уехать была. Но... остались", - говорит Татьяна Рейндольф.

Было несколько волн переселения обратно в Эстонию, например в начале 80-х. Но некоторые вернулись в глухое село. "Мы сибиряки, - говорят пожилые эстонцы, - здесь наша родина".

Сибирские эстонцы, уехавшие на национальную родину, ежегодно собираются в августе. Снимают встречи на видео, присылают его в Березовку. В самом селе празднуются и православные и католические праздники.

"Если все праздновать, каждый день гулять можно", - смеется сын Эхарлеса, Оскар Абнер.

Делегация из Эстонии во главе с атташе по культуре посольства Эстонии в России Андрой Вейдеманн, посетившая деревню в прошлом году, превратила знаменитый эстонский праздник Янову ночь в поистине международный, а Березовка стала настоящей российской Эстонией.

Просмотры: 254

Деревня Кясму расположена на одноимённом полуострове в национальном парке Лахемаа. Кясму величают деревней капитанов, здесь была школа моряков, и почти в каждой семье был капитан или штурман. Сейчас эти дома выкуплены состоятельными эстонцами и бизнесменами, которые сделали из них респектабельные дачи или бунгало для туристов. Сейчас один из домов в деревне продаётся, стоимость 295 000 евро (данные kv.ee)
Вот такая себе вилла для состоятельных туристов. Деревня состоит из одной улицы, с одной стороны за домами сосновый лес, со второй — Балтийское море.

Да, в Кясму почти треть домов доступна для бронирования как виллы или бунгало, вы можете легко забронировать их на booking и airbnb . И некоторые автобусные туры по Прибалтике для иностранцев заезжают на часок-другой в эту деревушку. Также здесь проходит самый большой фольклорный фестиваль в Эстонии — Виру Фолк. И рядом в лесу расположено самое большое в Эстонии поле валунов, которые сюда принёс ледниковый период из Скандинавии.

Эта красивая картинка была снята глубоким вечером в небольшой гавани Кясму.

Все домики в деревне — деревянные, 1 или 2 этажа. Белый цвет доминирует — традиции капитанских домов, которые любили красить именно в белый. Очень трогательное и бережное отношение владельцев жилья — во всех окнах и дворах аккуратная и красивая зелень

В деревне есть морской музей и небольшая гавань для суден. Около морского музея сохранились аутентичные сарайчики рыбаков и моряков, которые веселят своей простяцкой эклектикой на фоне респектабельных вилл.

Небольшая деревня имеет свою лютеранскую церковь и кладбище.

Деревенский музей, где выставлены фото жителей разных поколений.

Самое людное время в Кясму — лето, начало осень, когда приезжают туристы и владельцы домов — дачники. Природа и просторные дворы — прекрасное пространство для семьи с детишками, чтобы отдохнуть.

Вокруг Кясму — замечательная северная природа и Балтийское море.

Не пропустите Кясму при автопутешествии по Эстонии. Или планируйте провести в деревне отпуск, местный колорит и природа впечатлят вас.


В середине 19-го столетия переселение с территории нынешней Эстонии в Российские губернии приобрело широкий размах. Движущей силой этого переселения была политика царского правительства, поощряющая освоение новых земель. Но основной причиной массовых переселений были экономические трудности.

Кавказ окончательно присоединили к России в 1864 году. Затем последовала Русско-Турецкая война 1876-1877 г.г., в результате которой несколько сотен тысяч абхазов и представителей других малых народов, населяющих Черноморское побережье, вынуждены были покинуть родину и переселиться в Турцию. Также много представителей местных народов погибло в ходе войны.

Царское правительство заселяло опустевшие земли православными: армянами, греками, болгарами и молдаванами, которые были вынуждены оставить обжитые ими земли Турции и находящихся под её властью территории, а также лютеранами из Прибалтики: эстонцами, немцами и латышами.

В 1881 году Тифлис и Черноморское побережье посетили посланцы эстонцев Яан Кильк и Пеэтер Пийр, которые выбрали участок земли недалеко Сухума и назвали его Линда. Их поддерживал преподаватель Тифлисской гимназии Резольд, который был родом из Эстонии и много писал об этих землях в эстонских газетах. Резольд сам ездил вместе с посланцами в Сухум. Власти обещали переселенцам денежную ссуду, заем, освобождение от воинской службы и государственных налогов.

В мае 1882 года первые семьи эстонцев прибыли в горную Линду. О том, что эти земли были когда-то заселены напоминали только заросшие дороги и одичавшие фруктовые деревья. Из-за плохих дорог уже летом этого же года многие переселились в долину реки Кодор, где основали село Эстония (Эстонка) . Земли же в горной Линде получили в 1884 г. вновь прибывшие из Эстонии. Это были выходцы из Тартуского, Вильяндиского, Пярнуского, Харьюского и Вируского уездов, а также с островов Сааремаа и Хийумаа.

В феврале-марте 1884 года Черноморское побережье Кавказа посетил посланец Куусалуского прихода Иоханнес Линдвест, который выбрал землю на месте нынешнего села Сальме. Поздней осенью этого же года переселенцы выехали из Эстонии поездом до Ростова-на-Дону, дальше пароходом до Адлера, недалеко от которого и находился участок, выбранный Линдвестом для села Сальме . Путь был долгий и только в начале 1885 года эстонцы прибыли на место и начали строительство первых домов.

В начале этого же 1885 года часть семей основали рядом с селом Сальме в более гористой местности село Сулево. Население Сальме и Сулево росло за счёт новых переселенцев из Лифляндии и Эстляндии, а позже - за счёт эстонских сёл Северного Кавказа. В 1886 году эстонцы из села Эсто-Хагинское (Северный Кавказ), перейдя пешком через Кавказские горы, основали села Эсто-садок и Красная Поляна .

Несмотря на экономические трудности уже через несколько лет после переселения культурная жизнь поселений оживилась. Были организованы хоры и оркестры. Школьное обучение проводилось в более крупных усадьбах и учителями были наиболее образованные мужчины села. В хозяйстве поначалу преобладало полеводство. Но уже в конце прошлого столетия начало развиваться садоводство. В 1890-х годах экономическая жизнь заметно оживилась. Переселенцами вскоре был построен небольшой лесопильный завод. Выкорчевав лес и осушив болота, они заложили сливовые сады, сделали сушильню для фруктов, занялись разведением овощей, в том числе цветной капусты. Свою продукцию эстонские переселенцы сбывали в Гагре, Адлере, Сочи и в других поселениях побережья Абхазии. Из-за болот в районе поселения жители месяцами страдали от приступов малярии, многие умирали от болезни.

В 1891-1892 гг был построен тракт Новороссийск - Сухум. Это положило начало строительству курорта на Черноморском побережье Кавказа, что способствовало развитию рыночной экономики. Из эстонских поселений наиболее быстро развивались сёла, находящиеся вблизи Сухума, так как курортный город Сухум был удобным местом сбыта выращенного урожая. Село Линда, находящееся в 7-10 км от Сухума разделилось на Нижнюю и Верхную Линду. Село Эстония находилось в 20 км от Сухума.

В 1897 году было создано Сухумское Общество Землевладельцев, из 70 основателей которого 29 были эстонцами. На рубеже 20-го столетия товарный характер приобретает садоводство, что ещё больше способствовало экономическому подъему. В окрестностях Сухума выращивали в основном персики, в Сальме и Сулево - чернослив, на Красной Поляне - груши, кроме того, во всех сёлах выращивали виноград, инжир и орехи.

Важную роль занимало охотоводство, особенно в горных сёлах Красная Поляна и Сулево. Важное значение имело также пчеловодство. Среди эстонцев появились свои чиновники, домовладельцы, аптекари и владельцы магазинов. Поселения сохранили тесные связи с родиной, откуда заказывали инвентарь и выписывали газеты и журналы. Рядом с Сальме в начале XX века возникло дачное местечко Муравьёво, а затем небольшой поселок под названием Ермоловка (ныне на территории России), который в 1915 году занимал площадь около тысячи десятин, в основном это были дачевладения.

В 1912 году в Сухуми было создано Эстонское Хозяйственное Общество и это был первый подобный кооператив в Абхазии. В Верхней Линде в 1913 году было основано Общество Займа и Сбережений. Общество Землевладельцев, молочные и кредитные союзы также были созданы и в окрестностях Сочи. В первые годы школьное обучение проводилось в какой-либо усадьбе, где учителем был один из наиболее образованных мужчин села. Первые школы-церкви были построены во второй половине 1880-х годов, например, в селе Эстония - в 1887 году, Верхней Линде - в 1888 году. Теперь в школы брали только дипломированных учителей из Эстонии.

В Сухуме была построена лютеранская церковь. Церковный приход составляли эстонцы, немцы и латыши. С приходом Советской власти церковные ритуалы были запрещены. В период Советской власти запретили и школьное обучение на эстонском языке. Позже были разрешены только уроки эстонского языка. В 1980-х годах уроки эстонского языка проводились только в школе села Сальме, которая была также ближайшей средней школой для детей из Сулево.

В 1918 году, в начале Гражданской войны в России, поселения кавказских эстонцев объявили себя нейтральными по отношению ко всем политическим движениям России. Несмотря на это в 1918-1921гг. грабили эстонские сёла как красные, так и белые, а также грузинские меньшевики (зелёные). Поселения несли большие экономические потери, забирали лошадей, подводы, сено и продукты. От приказов о мобилизации, кто бы их ни издавал, эстонцы пытались уклониться. Но когда война стала угрожать родным очагам самих эстонцев, они дружно выступили с ружьем против захватчиков, кто бы им ни был. Сначала поддерживали грузинских меньшевиков в рядах зелёных, но в 1920-1921 воевали уже против войск Грузии.

В 1921-1924 гг. сёла Сальме и Сулево остались на нейтральной, шириной 6 км, территории между Россией и Абхазией. В 1924 году эту территорию присоединили к России. Позже эти земли передали Абхазии.


Празднование 50-летия поселка Сальме в 1934 году.

В 1930-х годах в поселениях проводилась принудительная коллективизация. Весной 1929 года часть наиболее бедных крестьян села Сулево во главе с Иоханнесом Оловом присоединилась к коммуне немцев "Новая Надежда", которая находилась в Ермоловске (Гечрипш). Но более зажиточные крестьяне не спешили создавать колхозы. Вскоре давление на поселенцев увеличилось и было создано несколько коллективных хозяйств, в том числе - колхоз "Дружба" (1931 год), в который вошли крестьяне нескольких сёл, включая Сальме, Сулево и Ермоловск (Леселидзе, Гечрипш). Эстонские колхозы достигли сравнительно зажиточного уровня.

Однако за этим последовали репрессии 1937-1938 годов, которые стали большим ударом для жизни эстонских сёл. Была уничтожена большая часть духовных лидеров и зажиточных землевладельцев. За этим последовало переселение сотен армян турецкого происхождения, а также сванов и мингрелов из горных районов Грузии в эстонские сёла в 1940 - 1950-х годах, в связи с чем эстонцы стали меньшинством в своих сёлах.

В результате этого, а также того, что происходил экономический спад колхозов, эстонцы, особенно молодежь стали покидать родные сёла, многие семьи вернулись обратно в Эстонию, часть обосновалась в ближайших городах и таким образом теряла связь с эстонской культурой.

В 1980-х годах колхозы в Абхазии были практически развалившимися или на грани этого. Основным доходом эстонцев были садоводство и цветоводство, выращивание цитрусовых, лаврового листа, бамбука, табака и шелкопрядного червя. В середине 1980-х в Верхней и Нижней Линде проживало только несколько человек эстонской национальности.

В середине 1980-х годов в селе Эстонка проживало 150 эстонцев, 476 грузин, 399 армян, 186 русских; в Сальме - 285 эстонцев, 586 грузин, 707 армян, 139 русских; в Сулево - 170 эстонцев, 496 грузин, 94 армянина, 66 русских. Дольше всего эстонская культура продержалась в Сальме и Сулево. До начала 80-х годов в Сулево работал драмкружок и духовой оркестр, до начала 1990-х годов собирался хор. Ну а дальше всё развалилось... колхоз "Дружба", как и многие другие, прекратил своё существование, а грузино-абхазский военный конфликт ещё больше подтолкнул эстонцев к отъезду из Абхазии. Согласно Постановлению Верховного Совета Республики Абхазия от 4 декабря 1992 года село Сальме было переименовано в Псоу, по названию проходящей рядом речки, разделяющей Россию и Абхазию.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЭТОТ ЗНАЧОК ОТРАЖАЕТ 100-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ОСНОВАНИЯ ЭСТОНЦАМИ СЁЛ САЛЬМЕ И СУЛЕВО В АБХАЗИИ И 55-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОЛХОЗА "ДРУЖБА".

Но на этом история эстонцев в Абхазии не закончилась. Председатель общества «Линда» Светлана Холич-Якобсон считает, что, поддерживая Грузию, Эстония незаслуженно забывает своих соотечественников в Абхазии. Многие старики живут в полной нищете. «Там (в Грузии) нет эстонских поселений, эстонцы живут в Абхазии, нас тут несколько сотен человек, но никто не поинтересовался, как мы пережили войну, не говоря уже о помощи», - сетует Светлана. Контакты с эстонским консульством в Москве ограничиваются в основном решением визовых вопросов. Эстония не признает Абхазию независимым государством. Консульский отдел, который некогда был в Краснодарском крае, закрыли и теперь местным эстонцам советуют обращаться за консульской помощью в Грузию. В то же время у многих жителей Сальме российские паспорта – так проще переходить границу, ведь многие из них работают в Сочи или имеют там торговые связи. А с российским паспортом в Грузию просто так не попадешь...

Эстонцы в Абхазии общаются между собой на очень интересной смеси языков – в буквальном смысле, половина слов в предложении может быть по-эстонски, а половина по-русски. Причем иногда присутствуют местные кавказские интонации (Кроме этого, например, в образовании прошедшего времени глаголов – “kaisivad” вместо “kaisid”, но в целом язык очень близок к современному эстонскому). По словам жителей Сальме, они выжили и сохранили свою культуру исключительно потому, что всегда полагались только на себя. Жизнь у абхазских эстонцев была, конечно, не легкая, но зато люди в Абхазии никогда не голодали, даже в годы Второй мировой войны. В поселке Сулев еще сохранился эстонский хор! Связь с Эстонией они постепенно утрачивают. Многие вообще никогда в жизни там не были или ездили пару раз еще в советские времена...

В 2014 году поселки отметили 130-й юбилей.

  • История Николая Смецкого в Абхазии и


  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!