Годы жизни юнга. Карл густав юнг: свет и тени индивидуализации

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Кесвиле в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейера. В 1909-1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. Ряд историков обвиняет Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом и Государственным институтом психологических исследований и психотерапии («Институт Геринга»), которым руководил М. Геринг (Goering M.), родственник рейхсмаршала Г. Геринга. Доподлинно известно, что после прихода к власти нацистов в 1933 году Юнг вошёл в правление Немецкого психотерапевтического общества (Allgemeine Ärztliche Gesellschaft für Psychotherapie). Его работа 1936 года «Wotan» об арийской мифологии, где Фюрер назван «медиумом коллективного бессознательного», была высоко оценена Гитлером, а её автор был назначен президентом Немецкого психотерапевтического общества. Размежевание с психоанализом в эти годы стало для Юнга не только теоретически закономерно, но и политически оправдано, поскольку работы Фрейда, еврея по происхождению, были изъяты из всех библиотек и публично сожжены, а психоанализ официально признан вредоносным учением. Однако его биограф Рихард Ноль (Richard Noll), очевидно, оправдывая Юнга, отмечает, что хотя он, «вероятно, разделял антисемитские воззрения, но сам никогда не был членом национал-социалистской партии».

С 1933 по 1942 вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Буаман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К.Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Известен как:

В связи со смертью Юнга не опубликован обобщающий труд с систематизированным понятийным аппаратом. Но вот уже без малого столетие, а особенно последние пятьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики . Юнг также оказал влияние на культурологию , сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи , М. Элиаде и др.).

Биография

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в (Швейцарии). Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле . С по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейера. В -1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом , играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ . В -1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

Юнг в возрасте шести лет

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско -психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе , которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

Научные воззрения Юнга

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное , которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами , которые влияют на наши мысли , чувства , поступки.

Юнг предполагает, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Они как скелеты в шкафу, упоминание о которых вызывает у нас защитные реакции, постепенно становятся явной угрозой. Мы пытаемся ассимилировать их, а они наше эго, иногда превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). Могут вгонять нас в состояние компульсивного мышления и действия. Так при психозах они буквально слышны как голоса, имеющие сугубо личный характер. Тут, поведение уже человека находится под прямым влиянием бессознательного комплексов. Ассимиляция может происходить вплоть до полной идентификации субъекта с комплексом. При неврозе , грань разделяющая сознательное и бессознательное еще сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании. О существовании глубокого мотивационного раскола.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто проработка бессознательного как у Фрейда . «Если попадется хорошая жена - будешь счастливым, плохая - философом». Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары , ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности. Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного, их конечного сращивания не происходит. Вместо этого, происходит появление «трансцендентальной функции». «Трансцендентальной» потому, что делает переход от одной установки к другой органически возможным, без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки.

Цитаты

Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь.

К. Г. Юнг, «Структура Души», раздел «Проблемы души нашего времени» (Москва , , с. 131).

Мы должны выразить благодарность французским психиатрам, в частности - Пьеру Жане, за наше сегодняшнее знание состояния экстремальной разорванности сознания. Жане и Мортон Принс достигли успеха в представлении расколов личности на три или четыре части, и выяснилось, что каждый ее фрагмент имеет свой специфический характер и собственную независимую память. Эти фрагменты сосуществуют относительно независимо друг от друга, и могут взаимозамещаться в любой момент времени, что означает высокую степень автономности каждого фрагмента. Мои изыскания в области комплексов подтверждают эту довольно неутешительную картину возможностей психической дезинтеграции, потому что не существует фундаментальных отличий между фрагментом личности и комплексом. Они имеют все общие специфические черты, вплоть до того момента, когда мы переходим к деликатному вопросу фрагментарного сознания. Фрагменты личности, без сомнения, обладают своим собственным сознанием, но пока без ответа остается вопрос, обладают ли такие небольшие фрагменты психики, как комплексы, собственным сознанием. Должен признать, что этот вопрос часто занимает мои мысли, поскольку комплексы ведут себя подобно Декартовым чертям, и, похоже, получают удовольствие от своих проделок. Они подсовывают не то слово в чей-то рот, они заставляют забыть имя человека, которого как раз кому-то надо представить, они вызывают зуд в горле как раз в момент самого тихого фортепьянного пассажа во время концерта, они заставляют позднего визитера, крадущегося на цыпочках, перевернуть с грохотом стул. Они заставляют нас поздравлять с чем-то людей на похоронах, вместо того, чтобы выразить соболезнование, они подстрекают нас на все то, что Ф. Т. Фишер приписывает «непослушному объекту» (См. Auch Einer.). Они являются действующими лицами наших снов, с которыми мы так самоотверженно сражаемся; они - эльфы, так ярко описанные в датском фольклоре в истории о пасторе, который пытался обучить двух из них молитве. Они прилагали страшные усилия, чтобы вслед за ним повторять слово в слово, но после каждого предложения они не забывали добавить: «Наш отец, который не на небесах». Как можно догадаться, с теоретической точки зрения комплексы не обучаемы. Я надеюсь, что принимая это с известной долей иронии, никто не станет сильно возражать против этой метафорической парафразы научной проблемы. Но даже самая трезвая оценка феноменологии комплексов не может обойти поразительный факт их автономии, и чем глубже проникаешь в их природу, - я бы даже сказал, в их биологию, - тем больше они раскрывают себя как осколочные психе..

См. также

Ссылки

  • Отрывки из некоторых произведений Карла Густава Юнга. Фотографии его дома.
  • Юнг : его жизнь и учение.
  • К. Г. Юнг. О психологии образа Трикстера // Пол Радин . Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. - СПб., 1999, с. 265-286
  • Психологические типы. Часть 1. Проблемы типов в истории мысли. Античность. Средневековье. Шиллер.(аудиокнига)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карл Густав Юнг" в других словарях:

    Карл Густав Юнг Carl Gustav Jung Юнг в 1909 году Дата рождения: 26 июля 1875 Место рождения: Кесвиль, Тургау, Швейцария Дата смерти: 6 июня 1961 … Википедия

    - (Young) (1875 1961), швейцарский психолог, психиатр, основатель «аналитической психологии». В 1907 12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда; пересмотр Юнгом основных положений психоанализа привёл к разрыву с Фрейдом. Развил учение о… … Энциклопедический словарь

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Его учитель - основатель психоанализа Зигмунд Фрейд только приоткрыл бездну бессознательного человека, Юнг эту бездну сделал общечеловеческой. Он ввел понятие коллективного бессознательного, архетипов, которые, по его мнению, были источниками сновидений, древних мифов и единой для всего человечества символики.

Моя жизнь представляет собой историю самореализации бессознательного. Все, что есть в бессознательном, стремится к реализации, и человеческая личность, ощущая себя единым целым, хочет развиваться из своих бессознательных источников. Прослеживая это на себе, я не могу использовать язык науки, поскольку не рассматриваю себя как научную проблему. Карл Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления».

Карл Юнг: известный и неизвестный

Общепризнанны достижения швейцарского ученого Карла Юнга в области психологии и психиатрии. Он - основатель аналитической психологии, одного их направлений глубинной психологии, ему принадлежат идеи о существовании коллективного бессознательного, архетипических образов, оказывающих мощное влияние на подсознание человека, им разработана типология человеческих личностей. Годы его жизни охватывали один из самых сложных и трагичных периодов истории человечества - 1875-1961 года. Но, возможно, степень силы влияния Юнга на мышление наших современников мы еще до конца не осознали. Ведь до него внимание серьезных ученых не останавливалось на фактах или явлениях, которые хоть в какой-то степени можно было счесть сомнительными. Весьма рациональный принцип «картезианского сомнения» царил в научной среде. В соответствии с ним при поиске истины сомневаться нужно было во всем, и без колебания отбрасывать или вообще считать несуществующим абсолютно все, что давало хоть малейший повод к сомнению. А как же сны, смутные предчувствия и неясные ощущения? На них могли обращать внимание только не в меру эмоциональные дамы и экзальтированные мистики, а уж никак не серьезные ученые. Однако Фрейд, а за ним Юнг, даже в большей степени, чем Фрейд, строили свои теории на анализе именно этих весьма сомнительных явлений. Например, синхронности.

Синхронность - причинно не объяснимый параллелизм, как это бывает, например, в случаях одновременного появления идентичных мыслей, символов или психических состояний у разных людей. К.Г. Юнг

Обратим внимание, что гносеология, как направление в философии, изучающая процессы познания, в постюнговский период значительно изменилась. В поле её интересов вошли явления, на которые ранее серьезным ученым обращать внимание было просто неприлично. Картина мира у человека ХХ века менялась, не последнюю роль сыграли открытия в области естественных наук, в частности теория относительности Эйнштейна. В связи с этим вспоминается забавная эпиграмма, которая в шутливой форме передает впечатления современников от знаменитой «теории относительности»

Был этот мир глубокой тьмой окутан
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но сатана не долго ждал реванша,
Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше.

Так что интерес к иррациональному был веянием времени, но и исследования Юнга сыграли свою роль. После выхода его трудов и ввода в научный обиход понятия «коллективное бессознательное» научная общественность не слишком удивилась тому, что доктор философии Станислав Гроф, создавая в 60-х годах ХХ века теорию трансперсональной психологии, основывался на изучении измененных состояний людей. А этнолог и философ, профессор Чикагского университета Мирча Элиаде считал мифологическое восприятие мира шаманами не менее достойным внимания и изучения, чем историческое мышление европейских народов. Для жизненной и творческой судьбы Карла Юнга как раз влияние «субъективного фактора» и «сомнительных явлений» и было определяющим.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение - в нем как будто живут два человека. Один - мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой - вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина - небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

…вы молчали ваш долгий век,
и вот вы кричите сотнями голосов,
погибшие, но живые,
во мне: последнем, бедном,
но имеющем язык за вас,
и каждая капля крови
близка вам, слышит вас,
любит вас...

Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг - доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра - тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед - Самуэль Прайсверк - был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом - это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.

Все более сознавая яркую красоту наполненного светом дневного мира, где есть «золотистый солнечный свет» и «зеленая листва», я в то же время чувствовал власть над собой неясного мира теней, полного неразрешимых вопросов. Из воспоминаний К. Юнга.

Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.

Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.

Из воспоминаний К. Юнга.

Такая интенсивная внутренняя жизнь отделяла Юнга от сверстников и отчасти служила причиной длительной депрессии. Но в 16 лет этот туман, как позже писал сам ученый, стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора. Особенно близки ему оказались идеи Шопенгауэра:

Он был первым, кто рассказал мне о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле - обо всем том, чего другие почти не замечали, пытаясь представить либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец я нашел философа, у которого хватило смелости увидеть, что не все было к лучшему в самих основаниях мира. Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни

Не раз Карл Юнг писал, что в юности он особенно сильно ощущал свою связь с далекими предками, ему казалось, что на него оказывают влияние проблемы или обстоятельства, так и не разрешенные его дедами и прадедами. Это касалось также выбора будущей профессии. Франц Риклин писал, что в стремлении Юнга к изучению медицины решающую роль сыграла память о его деде - профессоре медицины в Базельском университете. В возрасте 20 лет он поступает на факультет медицины в Базельский университет. Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении, умирает отец и семья остается почти без средств к существованию. Семье удалось продать небольшую коллекцию антиквариата, Юнг стал работать младшим ассистентом в университете - так им удалось поддержать довольно скромное существование и оплатить учебу Карла Густава. Позже Юнг вспоминал:

Я не жалею о тех днях нищеты - я научился ценить простые вещи… Оглядываясь назад я могу сказать лишь одно - время учебы было для меня чудесным временем. Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни

В университете помимо чтения обязательной литературы Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Карла де Преля, Сведенборга, Эшенмайера. Эта литература нужна ему для диссертации по медицине, которая называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Близиться окончание университета, будущему великому психиатру нужно выбирать специализацию, определение которой произошло вполне в духе Юнга. Ему в руки попался «Учебник психиатрии» Крафта-Эбинга, юноша понял, что именно это направление позволит ему объединить увлечение философией и медициной.

И тогда я сразу решил стать психиатром, так как я, наконец, увидел возможность соединить мой интерес к философии, к естественным наукам и медицине, что для меня было главной задачей. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Работа в психиатрической клинике

Выбор был сделан, К. Юнг решает работать в психиатрической клинике Бургхельцли ассистентом профессора психиатрии Ойгена Блойлера. Близкие и однокурсники были удивлены его решением: запереть себя в психиатрической клинике, заниматься лечением тяжело больных и, возможно, опасных людей - это ли достойный путь для подающего надежды юноши? Но клиника Бургхельцли была необычным медицинским учреждением, для лечения пациентов использовали гипноз, а не обычные для того времени жесткие способы излечения психически больных людей. Там работали настоящие светила медицины: Герман Роршах, Жан Пиаже, Карл Абрахам.

В этой клинике Юнг пишет «Исследования словесных ассоциаций», метод использовали и до Юнга, но ему удалось добиться успешного применения его на практике, разработать на основе уже существующей методики свой тест. В 1903 году Карл Густав женится на наследнице состоятельного промышленника Эмме Раушенбах, она была когда-то его пациенткой. Несмотря на разницу в материальном положении, родственники Эммы поддержали решение молодых людей, Карл Юнг вызывал у них безусловную симпатию и уважение. В 1905 году молодой психотерапевт защищает докторскую диссертацию. В Бургхельцли Юнг начинает разрабатывать свои идеи о коллективном бессознательном, использует для лечения пациентов методы психоанализа.

Из встреч с моими пациентами и занятий психологическими явлениями, которые проходили передо мной в неисчерпаемой череде образов, я узнал бесконечно много, и не только о том, что относилось к науке, но прежде всего о себе самом. - и, в немалой степени, я пришел к этому через ошибки и поражения. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн

В своих мемуарах ученый, вспоминая годы работы в клинике, пишет, что большинство пациентов составляли женщины. Он подчеркивает их ум и восприимчивость, благодарит за то, что с их помощью ему удалось открыть новые пути в психотерапии. Некоторые из них стали его учениками, дружба с ними продолжалась долгие годы. Все вышесказанное относилось, прежде всего, к Сабине Шпильрейн. В юности она страдала приступами истерии, а Юнг был её лечащим врачом. История взаимоотношений между Сабиной и Карлом Густавом известна из-за явления так называемого «эротического переноса» - термина, используемого в психоанализе. Это явление увлечения пациента лечащим врачом возникает из-за глубокого личностного контакта врача и пациента в процессе психоанализа. Действительно, Сабина и Карл полюбили друг друга. Юнг заметил и оценил острый ум девушки, её научный склад мышления. Шпильрейн помогала Юнгу в его исследованиях, вскоре Сабина была успешно излечена от истерии и покинула клинику. Строгие морализаторы осуждают Юнга за это увлечение, но интересно в этой истории совсем другое: не исключено, что идеи Сабины Шпильрейн о влиянии деструктивных явлений на психику человека были истоками теории З. Фрейда о «Танатосе» - извечном стремлении человечества к саморазрушению.

Сабина Шпильрейн была ученицей и Фрейда, и Юнга, членом Венского психоаналитического общества. Она работала над диссертацией по теме деструктивных явлений в психике человека. Выступала с докладом по этой теме на одном из заседаний Психоаналитического общества. В её дневнике есть запись, где Шпильрейн опасается, что её идеи будут использованы Фрейдом. Её статья «Деструкция как причина становления» действительно предвосхитила идеи Фрейда о «Танатосе» - подсознательном стремлении человека к смерти, разрушению. Не исключено, что Учитель вольно или невольно все-таки опирался на идеи и исследования своей ученицы. К сожалению, судьба Шпильрейн была довольно трагичной. Она была родом из России, после октябрьских событий 1917 года Сабина с мужем возвращается в родной Ростов-на-Дону. Шпильрейн сделала очень много для развития психоанализа в Советской России, но вскоре это направление в психиатрии было запрещено. Сабина с дочерьми погибает во время Второй мировой войны. К сожалению, талантливейший ученый-психоаналитик - Сабина Шпильрейн мало известна в истории науки.

Юнг и Фрейд

Взаимоотношения двух наиболее видных представителей психоанализа - З. Фрейда и К. Юнга - широко известная страница в истории науки. Один считался учителем, второй - учеником. Зигмунд Фрейд был старше Юнга на 19 лет и часто на возражения своего младшего коллеги по поводу чрезмерного акцента на сексуальную составляющую бессознательного в его теории говорил, что Юнг еще слишком молод и неопытен. Но на самом деле Юнг познакомился с Фрейдом уже сложившимся и известным специалистом в области психиатрии. Он был автором двух монографий по лечению шизофрении. Как раз во время работы над второй монографией Юнга и заинтересовали работы Зигмунда Фрейда. Молодого врача особенно увлекали идеи о «вытеснении» в подсознание негативных воспоминаний или эмоций и влиянии этих неосознанных травм на человека. Юнг писал:

Даже беглый взгляд на страницы моей работы показывает, сколь многим я обязан гениальным концепциям Фрейда. Я могу заверить, что у меня, конечно, с самого начала были те же возражения, которые выдвигались против Фрейда в литературе. Справедливость к Фрейду не означает, как опасаются многие, безусловного подчинении догме, при этом вполне можно сохранить свое независимое суждение. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд

Используя разработанный им ассоциативный тест, Юнг нашел путь диагностики истинной причины невроза и исцеления от него. Но никогда он не соглашался с Фрейдом, что «вытесненные» эмоции имеют исключительно сексуальную природу. Тем не менее, довольно длительное время Фрейд считал Юнга своим лучшим учеником, наследником своих идей. Он даже попросил его пообещать, что молодой ученый никогда не отойдет от его теории о сексуальных истоках неврозов. Оба исследователя ведут активную переписку с 1906 до 1913 года. В 1907 году Карл Юнг приезжает в Вену, происходит их личная встреча и беседа, продлившаяся тринадцать часов. Годы сотрудничества были очень плодотворными для Юнга, но его все больше увлекает идея о коллективном бессознательном, ученый занимается изучением мифологии, он стоит на грани открытия архетипов. В наиболее переломные моменты своей жизни Юнг видел очень яркие и запоминающиеся сны. Незадолго до разрыва с З. Фрейдом Юнг увидел именно такой сон. Ему приснилось, что он стоит в холле красивого, двухэтажного особняка. Стены его украшают старинные полотна живописи, Юнг знает, что это его дом. Ничего себе! Мысленно удивляется он. Но зачем-то ему нужно спуститься в подвал, он спускается туда, подвал очень глубок и, якобы, воздвигнут еще во времена Древнеримской империи. Из подвала Юнг попадает в первобытную пещеру в которой видит два черепа. Проснувшись, он не мог отделаться от ощущения, что ему необходимо понять символику этого сна. Юнг просит Фрейда растолковать его видение. Учитель полу в шутку, полу в серьез спрашивает - признайтесь, чьей смерти Вы желаете? Юнг истолковывает сон по-своему: дом - образ души, верхние этажи - события и впечатления повседневной жизни, подвал - бессознательное, где хранятся скрытие или забытые желания и мысли. Но что же такое пещера? Юнг предположил, что за личным бессознательным прячется бездонный океан коллективного бессознательного. Так сон стал одним из импульсов величайшего открытия ученого. Он не может остановиться, Юнгу очень важно продолжить свои исследования, а не терять свою идентичность, оставаясь учеником Фрейда. Молодой ученый пишет книгу «Либидо. Его метаморфозы и символы», расхождения его с Фрейдом становятся очевидными. После публикации этой работы разрыв становится неизбежным.

Каждый, кто имеет доступ к бессознательному является провидцем

Карлу Юнгу все больше времени требуется на научную и педагогическую работу, частную практику, в конце первого десятилетия ХХ века он приобретает участок земли, расположенный на берегу живописного озера и строит трехэтажный дом. Из клиники уходит в 1913 году, поскольку не успевает охватить в полной мере все направления своей деятельности. Тем более, что его слава, как врача-психотерапевта, становится все более распространенной. Помимо действительно успешного излечения больных, популярности Юнга способствовала довольно забавная история. Однажды к нему на прием пришла пожилая женщина, которая страдала от паралича ног уже 17 лет. На врачебных приемах присутствовали студенты. Женщине предложили расположиться в кресле и рассказать о своей болезни, но рассказ её длился так долго, что Юнг попросил её прерваться и предупредил, что сейчас введет её состояние гипноза. Больная быстро впала в транс и стала рассказывать свои видения еще до того, как была введена в гипнотическое состояние. Ситуация была неловкой, к тому же Юнг не мог истолковать её сны и найти причины психосоматического заболевания, видения пациентки все более стали походить на бред, её необходимо было вывести из транса. Врача могло ожидать фиаско перед студентами. Вдруг женщина очнулась и сказала, что она исцелилась, благодаря гипнозу Юнга, который сказал студентам: «Вот видите, какова сила гипноза». Хотя сам в глубине души недоумевал и не понимал, что же случилось. Исцеленная женщина хвалила замечательного врача, слава о нем распространилась по всей округе. А причина внезапного выздоровления пациентки заключалась в том, что её сын страдал слабоумием. Он за несколько лет до описываемых событий лечился в клинике у Юнга. Тогда совсем еще молодой врач Карл Густав Юнг воплощал в себе все то, что хотела бы видеть в сыне несчастная женщина. И она воспринимала его как сына, даже не осознавая этого. В её воображении Юнг занял место сына, тайная боль за судьбу родного ребенка ушла, поэтому исчезла и болезнь. Ну а Юнг после этой истории больше не использовал гипноз.

Жизнь Юнга заполнена работой, исследованиями, педагогической деятельностью. Но его не оставляют странные сны и видения.

Во мне поселился некий демон, с самого начала внушавший, что я должен добраться до смысла своих фантазий. Я чувствовал, что некая высшая воля направляла и поддерживала меня в этом разрушительном потоке бессознательного. И она же в итоге дала мне силы выстоять. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Двойственность натуры Юнга опять давала о себе знать: первый - прекрасный врач, талантливый ученый, рациональный и собранный отец семейства. Второй - задумчивый, погруженный в ночные видения, медитирующий у озера человек. Перед Первой мировой войной у него было видение, которое длилось около часа. Он видел трупы людей и обломки строений, которые неслись в бесконечность по волнам желтого моря, затем море окрасилось в кровавый цвет. Видение было в октябре 1913 года и затем повторилось еще несколько раз, война началась в августе 1914.

Свои фантазии Юнг записал и позже издал в так называемой «Красной книге». Этот кризисный период был, в то же время, очень плодотворным для исследований Юнга. В 1919 году он заканчивает работу над книгой «Инстинкт и бессознательное», в ней он впервые использует понятие архетипа.

В последующие годы Юнг много путешествует, посещает страны Северной Африки, индейцев пуэбло в штате Нью-Мехико. В 1920 году выходит в свет одна из основных работ Юнга - «Психологические типы».

В середине 20-х годов совершает путешествие в Уганду и Кению. После возвращение из Африки один за другим выходят его труды: «Духовные проблемы современного человека», «Структура души», «Отношения между Эго и бессознательным». Идеи Юнга становятся известными во всем мире, популярности трудов ученого способствует активный перевод их на английский язык. Юнга избирают президентом Международного психотерапевтического общества.

А что же двойственность и видения? Они не оставляют ученого до конца его жизни. Юнг объясняет эти явления возможностью контакта с коллективным бессознательным, он считает, что каждый, кто имеет доступ к бессознательному - этому бездонному хранилищу всех судеб и идей, тот является настоящим провидцем.

Карл Густав Юнг прожил большую, насыщенную событиями и удивительную жизнь. Его идеи оказала огромное влияние на развитие психологической, философской, антропологической мысли.

Литература:
  1. Бабосов, Е. М. Карл Густав Юнг [Текст] / Евгений Михайлович Бабосов. - Мн. : Книжный Дом, 2009. - 254 с. - (Мыслители ХХ столетия). - Библиогр.: с. 251-254.
  2. Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни / пер. с нем. - М.: Урал LTD, 1996. - 208 с.
  3. Гиндилис, Н. Л. Научное знание и глубинная психология К.Г. Юнга [Текст] / Наталия Львовна Гиндилис. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 158 с. - Библиогр.: с. 156-158.
  4. Овчаренко В. И. Судьба Сабины Шпильрейн // Психоаналитический вестник. 1992. № 2.
  5. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Юнг К. Г. Собрание сочинений: Дух Меркурий. М., 1996. - 339 с.
  6. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления // Дух и жизнь. М.: Практика, 1996.

Прочитано 15615 раз

Если вы знаете кто такой Зигмунд Фрейд, то наверняка имя Карла Густава Юнга вам также известно. Оба жили и работали на рубеже XIX-XX веков, оба внесли огромный вклад в развитие психологии и психотерапии, а также оказали заметное влияние на медицину, социологию, антропологию, даже на литературу и искусство.

Являясь учеником знаменитого Фрейда, Юнг пошел дальше своего наставника. Он подверг фрейдизм тотальному, глобальному переосмыслению, критике и привнес свои новые идеи в понимание того, что есть такое , личность и душа.

Коллективное бессознательное

Одним из основополагающих аспектов в концепции Юнга выступает так называемое коллективное бессознательное. Автором этого термина является сам ученый, до его исследований такое словосочетание нигде не встречается.

Толчком в появлению целого учения о коллективном бессознательном стал кошмарный сон Юнга. На протяжение многих лет по ночам он видел одно и то же: убийства, смерть, войну, реки крови, поднимающиеся до самых Альп, и плавающие в них тела. Что самое интересное, такие же кошмары снились многим другим людям, и прекратились они только в начале первой мировой войны, в 1914 году.

На основе этого опыта сновидений - своего личного и по рассказам других - Юнг сформировал свое собственное, во многом отличное от , понимание того, что есть такое бессознательное, личность и какие глубинные механизмы управляют человеческим поведением. Тем самым он сделал достаточно смелое заявление для того времени, когда фрейдизм имел большой авторитет.

Юнг утверждал, что сознание и бессознательное не противоборствуют, не сражаются друг с другом. Напротив, они как бы две стороны одной медали. И самый главный принцип их отношений - это взаимодействие, а не борьба.

Юнг отрицал версию о том, что в основе бессознательного лежит сексуальный, животный, примитивный инстинкт, и что именно половая сфера управляет поведением человека. Он сформировал свое понимание бессознательного. Ученый пришел к выводу, что это действительно некая энергия, а не биология и физиология, это некоторые инстинктивные слои психики, которые охватывают все особенности личности, все прежние переживания человеческого опыта и все существующие типы поведения.

Новаторством стала мысль о том, что феномен бессознательного - это нечто уникальное, которое передается из поколения в поколение, которое всегда проявляется не только на личностном уровне, в личных аспектах, но и на уровнях коллективных, общественных. То есть оно имеет две сути - индивидуальную и коллективную, и может передаваться человеку и быть врожденным.

То есть коллективное бессознательное - это нечто общее для абсолютно разных людей, не зависимое от личного опыта и особенностей развития конкретного человека, основанное на опыте общества в целом. А проявляется оно в сознании через систему целого рода разнообразнейших символов, упорядоченных определенным специфическим образом. Так родилось понятие архетипа.

Архетип

Сам Юнг так объяснил термин «архетип» - это трансцендентные (то есть непознаваемые, не изученные до конца) по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни целые комплексы разного рода представлений, которые выступают в виде мифологических мотивов.

Архетипы проявляются в сознании человека, но уловить их мы не можем, так как они невидимы, их невозможно обнаружить. Но они есть и мы можем наблюдать за их действием в нашей жизни.

Сам Юнг для того, чтобы объяснить этот загадочный феномен, приводит такой пример. Представьте себе кристалл, который растет в специальном растворе. Мы определенно точно знаем, что он развивается по вполне конкретным геометрическим осям. Кристалл растет по строгой закономерности, он не делает это произвольно, у него есть заданное направление. Но самих этих осей до того, как ответвления окончательно сформируются, в пространстве не видно. Мы их не обнаруживаем: их нет ни в камне, ни в этом растворе. И только по тому как растет кристалл, его причудливые, но всегда очень гармоничные и последовательные ответвления, мы можем проследить историю этих осей, не видимых на самом деле. Так и архетипы, по мысли Юнга, тоже нельзя обнаружить, но они в любом случае формируют, определяют наше сознание, воздействуют на него разного рода символами, которых может быть безграничное количество.

Юнг всю свою жизнь пытался понять феномен этих образов. Он считал, что основная задача психологии заключается в толковании архетипов, которые возникали у пациентов.

Индивидуация

Еще одним фундаментальным понятием в концепции Юнга стала индивидуация, осуществление которой виделось ученому как цель всей психотерапии.

Индивидуация - это процесс, в рамках которого человеческое сознание вдруг ощущает свое обособленное положение, свою отделенность от природы. Проще всего объяснить это понятие на примере ребенка. В определенной стадии своего развития до какого-то момента своей жизни малыш не отличает себя от окружающего мира, в связи с этим, например, он о себе может говорить в третьем лице («Маше больно, она ударилась»). Тогда окружающий мир для ребенка - есть он сам. Но потом наступает время, когда маленький человек вдруг начинает осознавать и чувствовать разорванность, потерю связи с миром, которая до этого не ощущалась, но была ему необходима. Вдруг он понимает, что уже не часть природы, поэтому испытывает невероятный страх и желание снова слиться с ней, вернуть все. Но это становиться уже невозможным.

Человеку тем не менее необходимо это слияние с природой. Юнг говорил, что для этого люди и создают магию, ритуалы, разного рода мифы, с помощью которых они на какую-то секунду возвращаются в это лоно природы и ощущают взаимосвязь с ней и свою целостность. С течением времени ритуалы усложняются, разветвляются, дифференцируются, приобретают все более яркую интеллектуальную, эмоциональную, волевую, психологическую окраску. И так, по мнению Юнга, появляется религия, самая главная роль которой в том, чтобы сохранять чувство целостности в человеке.

Структура и типы личности

До сих пор остается актуальным предложенное когда-то Юнгом деление людей по типам личности: на экстравертов и . Однако сам ученый понимал, что в «чистом» виде они не встречаются, что в личности всегда переплетены оба вида, один из которых может преобладать.

Экстраверт - это человек, сознание которого по большей части обращено во внешний мир. Здесь, как правило, превалирует европейское, логическое мышление, направленное на преобразование внешнего мира. - это типаж восточного человека с интуитивным мышлением, где преобладают чувства, сознание здесь обращено вовнутрь.

Вершиной творчества Юнга можно считать его концепцию структуры личности, которая состоит из шести элементов. В человеке они присутствуют в комплексе, где какой-то один из них может превалировать. И задача врача, по мнению Юнга, - помочь разобраться человеку в этих его индивидуальных внутренних наслоениях.

Структура личности, по Юнгу, состоит из следующих элементов:

  1. Анима - бессознательная женская сторона личности мужчины.
  2. Анимус - бессознательная мужская сторона личности женщины.
  3. Эго - центр личности, который строится на основе сознательных ощущений, отвечает за чувство идентичности.
  4. Персона - компонент, отвечающий за то, каким образом человек представляет себя миру, то есть каким образом он позиционирует себя (социальные роли, индивидуальный стиль самовыражения, подачи).
  5. Самость - настоящий, подлинным центр личности, то, что человек есть на самом деле, а не как себя ощущает или преподносит. Этот компонент обеспечивает равновесие, стабильность, единство личности.
  6. Тень - центр личного бессознательного; включает в себя желания, переживания, которые так или иначе отрицаются человеком либо осознанно, либо на бессознательном уровне, а также противоречат социальным нормам, рамкам, идеалам.

Концепция Юнга стала прогрессивной для того времени, поскольку усложнила структуру личности, добавила в нее компоненты, которые продолжают изучать и развивать психологи, философы, исследователи и ученые до сих пор.

Если у вас остались вопросы по философии и психологии Юнга, напишите их в комментариях к этой статье. Оставьте свое мнение и впечатления о концепции этого ученого, тем более, что для современного человека она может показаться где-то спорной, а где-то даже наивной.

Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины "интроверсия" и "экстраверсия". Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).

На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.

Детство и юность

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.

В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.

Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал , и даже нашел отражение своих мыслей в работах . В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.

Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.

Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.

Психология

В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.

"Красная книга" Карла Юнга

В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил . Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.

В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.

В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».

В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.

С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».

В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.

В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.

Личная жизнь

С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.

Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.

Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.

В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.

Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».

Смерть

В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.

Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.

Библиография

  • «Архетип и символ»
  • «Воспоминания, размышления, сновидения»
  • «Душа и миф. Шесть архетипов»
  • «Отношения между эго и бессознательным»
  • «Человек и его символы»
  • «Психологические аспекты архетипа матери»
  • «Психология переноса»
  • «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
  • «Символы и метаморфозы. Либидо»
  • «Брак как психологическое отношение»
  • «Проблемы души нашего времени»
  • «Психологические типы»
  • «Работы по психиатрии»

Цитаты

  • «Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе»
  • «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя»
  • «Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма»
  • «Я не то, что со мной случилось, я - то, чем я решил стать»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!