Что такое высокопроизводительные рабочие места. Экспертные параметры доктрины высокотехнологичных рабочих мест

Для того чтобы избавить российскую экономику от кризисного состояния и от замедления темпов ее развития, правительством страны предпринимается ряд мер, в перечне которых находятся задачи, направленные на интенсификацию роста уровня всех производственных отношений. Их решение возможно при повышении качества профессиональной подготовки трудовых кадров, а также при увеличении числа столь необходимых стране высокопроизводительных рабочих мест.

Законодательные акты

7.05.2012 г. увидел свет Указ Президента РФ № 596. В нем нашли отражение те целевые ориентиры, которые позволили бы стране выйти из затяжного кризиса. На это указывает и название данного документа. Это Указ «О долгосрочной экономической государственной политике». Данным законодательным актом предусмотрен прирост высокопроизводительных рабочих мест. Их к 2020 г. Правительство Российской Федерации должно создать 25 млн. Это позволило бы повысить производительность труда не менее чем в 1,5 раза, если рассматривать данный показатель к уровню 2011 г. Подобное направление получило название «Задача-25».

Указом также от 7 мая 2012 г. № 597 Президентом было дано поручение Правительству РФ довести число высокопроизводительных рабочих мест до трети, исходя от общего числа имеющихся в стране квалифицированных сотрудников. При этом реальная заработная плата в высокотехнологичных отраслях должна подняться в 1,4-1,5 раза.

Определение понятия

Создание высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) для России является приоритетным направлением. Однако и до настоящего времени отсутствует единое понимание данного термина. Если рассматривать публикации на эту тему, то их авторами часто к словосочетанию «рабочее место» добавляются такие слова, как «высокотехнологичное», «высокопроизводительное», «высококвалифицированное», «эффективное». При этом содержание данного термина нигде не раскрыто.

Что же это - высокопроизводительные рабочие места? Прежде всего они являются объектом экономической системы. С одной стороны, ВПРМ рассматривают с позиции их физической составляющей. Ведь высокопроизводительные рабочие места - это зоны, занимающие часть пространства, которое необходимо для протекания трудовых процессов. В этих производственных зонах имеется весь необходимый набор орудий для выпуска продукции либо одним, либо несколькими сотрудниками (в условиях многосменной работы).

С другой стороны, высокопроизводительные рабочие места - это категория экономическая. Они представляют собой комплекс условий, позволяющих обеспечить занятость сотрудника в определенном физическом пространстве. Под определение высокопроизводительных рабочих мест подходят те, которые:

Оснащены современным оборудованием, создание которого основано на новейших достижениях техники и науки;

Позволяют достигать высокоэффективного в экономическом плане производства (по уровню превышающего средние показатели по стране в 3,5 раза);

Используют труд высококвалифицированных работников;

Позволяют сотрудникам, находящимся на ВПРМ, получать высокую заработную плату, которая в разы превышает имеющуюся на традиционных производствах;

При оборудовании новых или же модернизации старых мест для работников потребовали вложения не менее ста тысяч долларов.

Сфера распространения

Какова область создания высокопроизводительных рабочих мест в России? В первую очередь данное направление осваивают высокотехнологичные отрасли экономики, активно развивающиеся начиная со 2-й половины 20-го в. Какие критерии служат для оценки? Их всего два. Первый критерий определения высокотехнологичной сферы представляет собой классификацию секторов экономики по использованию высоких технологий. Они определяются по интенсивности применения последних достижений науки и техники в процессе производства.

Еще одним критерием оценки высокотехнологичных отраслей экономики является классификация по конечному продукту, а именно по его наукоемкости. Данный показатель является отношением уровня расходов на НИОКР к затратам на производственные расходы. При этом его значение должно превышать 3,5%.

Производства, наукоемкость которых определена в диапазоне от 3,5 до 8,5%, относят к технологиям высокого уровня. При превышении значения 8,5% отрасли по своей наукоемкости считаются ведущими.

Исходя из данного критерия, создание высокопроизводительных рабочих мест должно происходить на предприятиях, создающих оборудование, машины и автомобили, аппаратуру, летательные аппараты. Подобного процесса потребует фармакология и некоторые другие сферы народного хозяйства страны.

Методика расчета

Прежде чем создавать высокопроизводительные рабочие места, Росстат рекомендует определять отношение производства к сектору высокотехнологичных отраслей. Для этого был издан соответствующий приказ № 81 от 28.02.2013 г. В нем Росстатом была утверждена методика, позволяющая рассчитать показатели доли продукции наукоемких секторов экономики в объеме валового регионального продукта субъектов РФ.

С учетом находящихся в приказе положений, под высокотехнологичными отраслями стоит понимать такие виды деятельности, для которых характерен значительный уровень развития.

Дальнейшее внимание к этим сферам, а также увеличение показателя их удельного веса в народном хозяйстве страны является приоритетным направлением ее выхода из кризиса. Одновременно с этим развитие России начинает придерживаться инновационной модели.

Совет по модернизации экономики государства, работающий при Президенте РФ, уже составил перечень приоритетных направлений, где в первую очередь должны быть созданы высокопроизводительные рабочие места. Это:

Информационные стратегические технологии, в том числе и создание суперкомпьютеров;

Ядерные технологии;

Программное обеспечения;

Космические технологии, связанные, прежде всего, с телекоммуникациями;

Фармацевтика и медицинская техника;

Ресурсосбережение и энергоэффективность.

Международный опыт

Выдвинутое Президентом РФ направление неоднократно подвергалось критике. Однако «Задача-25», как часто называют стратегию роста создания высокопроизводительных рабочих мест, нуждается прежде всего в осмыслении. Это потребует проведения анализа аналогичных процессов, которые происходят в других государствах мира.

Произведенный расчет высокопроизводительных рабочих мест указал на то, что озвученная Президентом России цифра, равная 25 млн, составляет 35% от общего количества тех людей, которые заняты в экономике РФ. Другими словами, к ним можно отнести более трети трудовых ресурсов. И здесь возникает другой вопрос: насколько реалистичной является столь масштабная и в то же время быстрая модернизация? Для ответа на него следует обратиться к мировому опыту. А он явно говорит о том, что многие из государств мира сосредотачивают свои усилия на создании ВПРМ. И добиться успеха им помогают специально разработанные для этого планы.

Так, если взять Индию, то она еще в период с 2000 г. по 2005 г. сумела обогнать многие страны по числу высокопроизводительных рабочих мест (вновь созданных). Ежегодно она внедряла их по 11,3 млн. При этом правительство страны концентрировало свою поддержку в самых технологичных отраслях. Это IT-сфера и автомобилестроение, медицинские исследования и фармацевтика, машиностроение и транспорт. На этом страна останавливаться не собирается. В ближайшие два десятка лет в планах правительства Индии находится создание двухсот миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

Подобного же направления придерживаются и власти Китая. Создание ВПРМ является одной из наиболее приоритетных задач, предпринимаемых для развития экономики страны. Так, в течение 4 лет, начиная с 2011 г., на такие рабочие места было трудоустроено 25 млн людей.

Развитие высокопроизводительных и высокотехнологичных видов деятельности наблюдается и в Бразилии. Эта страна каждый год создает 2,7 миллиона ВПРМ в автомобиле- и авиастроении, в фармакологии и в энергетике, в международном туризме и в областях современной био- и агротехнологии.

Реалистичность поставленной задачи

На основе изучения международного опыта по созданию ВПРМ можно говорить о том, что интенсивность выполнения «Задачи-25» в России превосходит те успехи, которые были достигнуты рассмотренными выше странами. Кроме того, выявленная Росстатом стратегия роста создания высокопроизводительных рабочих мест указывает на то, что годовой объем их введения охватывает 1% общего количества населения страны.

Больший показатель в течение последнего времени зафиксирован лишь в Бразилии. Однако вряд ли эта страна сможет сохранить подобный темп. Становится очевидным, что планы российского Правительства превосходят уже имеющиеся успехи Китая практически в 2,4 раза, а показатели Бразилии и Индии - в 2,2 раза. Но при этом многие эксперты высказывают сомнение в достижимости российской экономикой такого более чем двухкратного увеличения успехов стран группы БРИКС. Сможет ли народное хозяйство РФ вводить столь обширный поток ВПРМ? Ведь даже если оно выполнит данную задачу, в течение ряда лет станет функционировать в условиях «технологического перенапряжения».

Высказывание подобных мнений вовсе не предполагает полного перечеркивания плана «Новой индустриализации». Просто, скорее всего, его практически невозможно будет выполнить в полном объеме в поставленные сроки.

Высокотехнологичные профессии в столице

Как обстоит дело в Москве с высокопроизводительными рабочими местами? Они сосредоточены в индустриальных и технопарках, а также в технополисах. Об этом было сказано во время проведения конференции о создании высокопроизводительных рабочих мест, инициированной промышленным комитетом Общероссийского Народного Фронта.

Высокотехнологичные промышленные производства, по мнению ее участников, должны явиться своеобразным локомотивом в вопросах экономического развития московского региона. Оказание внимания данному направлению позволит сформировать максимально возможный удельный вес добавленной стоимости интеллектуального типа. Основным приоритетом для этого явится поддержка промышленности, создание кадрового потенциала, а также стимулирование предпринимательства. На это также обратили внимание собравшиеся. Они подчеркнули, что в Москве происходит постоянное совершенствование бизнес-среды и налогового стимулирования. Это и позволяет повысить предпринимательскую активность, а также осуществлять экономический рост региона такими темпами, которые превышают общероссийские показатели.

На сегодняшний день высокопроизводительные рабочие места способствуют созданию честного конкурентоспособного бизнеса в столице. Убедительным примером являются московские технопарки. Они представляют собой конкретный результат той поддержки предпринимательского дела, которая прошла через системные решения и снизила издержки производства, нейтрализовав все возможные риски для ведения бизнеса.

Почему именно индустриальные и технопарки, а также технополисы сосредотачивают в себе высокопроизводительные рабочие места? Этому есть свое объяснение. Одно из них - это максимальное число налоговых льгот, величина которых находится в пределах от 17 до 25%. Кроме этого, на данных территориях имеют место преференции, предполагающие снижение налога на прибыль и имущество, а также на землю (в том числе и на ее аренду).

На сегодняшний день на территории столицы работает 31 технопарк, где осуществляет свою деятельность более тысячи семисот компаний, а также тридцать промышленных комплексов.

Москва считается поистине уникальным субъектом РФ. На сегодняшний день она представляет собой своеобразную платформу, позволяющую вырастить компании, которые явятся национальными лидерами на глобальных рынках в области создания отраслей будущего.

Участники беседы подчеркнули, что в Москве проведена огромная работа, в результате которой устаревшие производства были выведены за черту города. При этом получили свое развитие технопарки, а также производственные площадки. Одновременно с этим начала реализовываться концепция умного мегаполиса.

На конференции о создании высокопроизводительных рабочих мест указывалось на то, что на сегодняшний день городу необходима разработка единой стратегии роста, принятая на государственном уровне. В ней должны быть объединены усилия конкурентоспособного частного бизнеса не только столицы, но и других регионов России. Только в таком случае компаниям удастся занять прочные позиции в глобальной цепи добавленной стоимости, а также позволит начать ими управлять. Именно в этих условиях и начнется массовое наращивание массы ВПРМ в экономике Москвы и всей Российской Федерации.

Внимание к решению «Задачи-25»

Цикл конференций, которые были посвящены вопросам создания высокопроизводительных рабочих мест, прошел более чем в 70 регионах России в период с сентября по октябрь 2017 г. Их проведение было инициировано промышленным комитетом Общероссийского Народного Фронта. Данное решение было записано в итогах заседания этого органа.

В рамках проведенных мероприятий обсуждалась социальная значимость ВПРМ, а также имеющаяся методология их подсчета и потенциал создания. Первая конференция о создании высокопроизводительных рабочих мест состоялась 27.09.2017 г. в Твери. Подобные мероприятия прошли в Тюмени, в Орле и во многих других городах.

В каждом регионе конференция по высокопроизводительным рабочим местам ставила своей целью организовать масштабную общественную дискуссию, темой которой служит создание ВПРМ на территории субъектов РФ.

Задачи Рязанской области

Проблема создания ВПРМ поднималась и в этом регионе. На прошедшей здесь 26.10.2017 г. конференции местные власти обсудили с общественностью вопросы создания в области наиболее эффективной системы занятости населения.

Создание высокопроизводительных рабочих мест в Рязани входит в общую государственную «Задачу-25». Именно поэтому данное направление находится под постоянным вниманием губернатора региона - Николая Любимова. Он считает, что достижение поставленной цели позволит обеспечить условия для столь необходимого на сегодняшний день роста экономики. А для более быстрого и эффективного решения вопроса правительство Рязанской области готовит заявку, которая будет отправлена в Минэкономразвитие РФ. В ней содержится просьба о включении региона в федеральную программу, предусматривающую поддержку занятости и создание условий для активации производительности труда.

При принятии данного документа будет обеспечена доступность мер поддержки государства для высокотехнологичных предприятий. Такие меры предусматривают, прежде всего, упрощение различных процедур.

На конференции также говорилось о том, что с целью развития в регионе ВПРМ был проведен диалог, в котором участвовали представители бизнес-сообщества. Его результатом стало решение о предоставлении субсидий и налоговых льгот, направляемых на разработку проектов модернизации уже действующих производств.

Также участниками конференции было озвучено количество предприятий, которые в пилотном режиме примут участие в региональной программе, предусматривающей рост производительности труда через создание ВПРМ. Всего их 14. Это предприятия машиностроения и металлообработки, производства оптического и электронного оборудования, а также пищевых продуктов, строительных материалов и легкой промышленности.

Самыми перспективными в экономике Рязанской области являются инициативы, предлагающие создание кластеров радиоэлектроники и машиностроения, IT и робототехники, туристического направления, производства строительных материалов, медицинской и агропромышленных сфер.

Уже в 2018 г. планируется выделение средств, направленных на реализацию начального этапа создания научно-технического инновационного Центра в Рязани. В этом процессе примут участие четыре ведущих государственных вуза региона. Данный Центр станет основным объектом инфраструктуры по внедрению проекта «Цифровой экономики».

Во время проведения конференции ее участники подчеркнули, что на сегодняшний день область развивается динамично. В ее экономике отмечен серьезный рост показателя индекса производственной сферы. При этом основной стратегией роста является организация высокопроизводительных мест. И для решения данной задачи регион обладает большим потенциалом.

Результатом проведенной конференции стало подписание резолюции. В ней были даны рекомендации органам власти, а также предложения, направленные на реализацию потенциала региона в сфере создания ВПРМ.

Решение социальных задач

Создание высокопроизводительных рабочих мест способно привести к появлению напряженности на рынке труда. В связи с этим решение «Задачи-25» должно быть непременно комплексным. Необходимо рассматривать не только саму "Задачу-25", но и последствия ее решения.

Понадобится как можно больше нивелировать те негативные результаты, к которым приведет высвобождение избыточных трудовых ресурсов. Для этого, например, могут быть созданы программы повышения квалификации работников, а также переподготовки кадров. Кроме этого, понадобится принятие мер стимулирующего характера (в том числе увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест), которые бы позволили не только дать толчок к экономическому развитию регионов, но и сохранить уровень занятости населения.

А сделать это позволит многократное увеличение уровня ВВП. Подобное решение подсказывают нам и факты новейшей истории. Так, СССР смог стать в ряд ведущих мировых держав лишь после проведенной индустриализации страны.

Естественный рост ВВП, который наблюдается при уровне инфляции в 5-7%, на эту ступень вывести страну не сможет.

В прогнозе использовалось два определения высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в зависимости от рассматриваемого сектора экономики.

В качестве основного критерия ВПРМ для большинства секторов использовалась производительность труда, рассчитанная как добавленная стоимость, создаваемая предприятием, на одного сотрудника. Все занятые рабочие места предприятия, производительность труда которого превышает определенный уровень, считаются относящимися к высокопроизводительным рабочим местам. Данный подход соответствует международным методикам расчета производительности труда и напрямую отражает вклад высокопроизводительных рабочих мест в валовой внутренний продукт.

Значение критерия ВПРМ по производительности труда определялась исходя из среднего уровня производительности труда шести крупнейших мировых экономик (за исключением России) - США, Китая, Японии, Германии, Индии, Бразилии. При использовании паритета покупательской способности (ППС) 2005 года в 2011 году средний уровень валового внутреннего продукта в расчете на одно замещенное рабочее место в этих странах составлял 27 тыс. долларов США. В условиях основного варианта прогноза мировой экономики к 2020 году производительность труда в этих странах достигнет 37 тыс. долларов США в ценах 2011 года (по паритету покупательной способности). Это означает, что в соответствии с этими критериями ВПРМ находятся на предприятиях, имеющих в 2011 году добавленной стоимости в расчете на одно замещенное рабочее место на уровне не менее 612 тыс. рублей, а к 2020 году показатель увеличивается до 830 тыс. рублей в ценах 2011 года.

Использование другого критерия предлагается для сектора услуг (медицина, финансовые услуги, образование, государственное управление, коммунальные услуги), так как добавленная стоимость этого сектора формируется на основании затрат и не всегда отражает объективный вклад данных видов деятельности в развитие экономики. Для предприятий этих видов деятельности в качестве критерия наличия ВПРМ использовался уровень заработной платы на одного занятого. В указанных видах экономической деятельности квалификация сотрудников является основным фактором эффективности, а высокая заработная плата позволит привлечь более квалифицированных сотрудников.

Значение критерия высокопроизводительного рабочего места по заработной плате устанавливалось на основе определения среднего класса, данного специалистами Всемирного банка в докладе Global Economic Prospects 2007. Всемирный банк определяет принадлежность к глобальному среднему классу человека с годовым доходом от 4 до 17 тыс. долларов США в ценах 2000 года по паритету покупательной способности при сохранении этого критерия вплоть до 2030 года. С учетом гипотезы о том, что на каждого работающего члена домохозяйства приходится по одному иждивенцу, домохозяйство находится в среднем классе при доходе на занятого в размере 8 - 34 тыс. долларов США в год в ценах 2000 года по ППС. В российских условиях это соответствует среднемесячному доходу в 2011 году 20 - 84 тыс. рублей на одного занятого. В прогнозе для критерия ВПМР в секторе услуг использовалось среднее значение этого интервала - 52 тысячи рублей в месяц в ценах 2011 года - на весь прогнозный период. В качестве уровня дохода на одного занятого использовался уровень заработной платы. В этом случае в 2020 году ВПРМ должно обеспечивать минимальный уровень заработной платы в размере 80 тысяч рублей в месяц в текущих ценах.

Основой для увеличения ВПРМ является масштаб экономического роста, который позволяет в форсированном сценарии увеличить количество ВПРМ к 2020 году на 8,4 млн. мест и достичь целевого параметра. В условиях консервативного и инновационного вариантов к 2020 году достигается 21 - 22 млн. высокопроизводительных рабочих мест.

Налоговая служба и ОНФ рассчитали число высокопроизводительных рабочих мест в России - их данные оказались позитивнее оценок Росстата. Довести количество таких мест до 25 млн к 2020 году поручил Владимир Путин

В 2012 году, начиная свой третий президентский срок, Владимир Путин поручил сделать так, чтобы к 2020 году в российской экономике насчитывалось не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), но он не сказал, как нужно определять и считать такие рабочие места. С тех пор адекватной методики так и не появилось (официальная методика, на которой остановился Росстат, продолжает вызывать много критики). При этом создание высокопроизводительных рабочих мест — это не только формальная цель майских указов Путина, но и элемент дискуссий вокруг будущей экономической программы, которую выберет президент. Прирост ВПРМ — центральное звено программы «Стратегия роста» Бориса Титова и его соратников, а у Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина многое сосредоточено вокруг повышения производительности труда (обе программы конкурируют за внимание Путина).

Реанимировать понятие ВПРМ решили Общероссийский народный фронт, Титов и привлеченные им эксперты. С помощью закрытых данных ФНС они заново подсчитали количество таких рабочих мест и их динамику в целом по экономике и по секторам, следует из доклада Бориса Титова к заседанию промышленного комитета ОНФ, которое пройдет в четверг, 29 июня, в Москве (презентация есть у РБК). Исследование подготовлено промышленным комитетом ОНФ с привлечением экспертов, в том числе Института экономики роста им. Столыпина.

Число ВПРМ с каждым годом растет (см. инфографику), а не падает, как следует из методики Росстата. Обе методики сходятся в том, что сейчас в российской экономике 16-17 млн ВПРМ, но тренд задают принципиально по-разному. При этом в исследовании ОНФ устойчивый рост числа ВПРМ происходит на фоне сокращения общего количества рабочих мест в стране, и ему не помешала двухлетняя рецессия (2015-2016). Почему эти тенденции могут сочетаться, в докладе не поясняется. «Рост ВПРМ — это рост эффективности занятости, и он сильнее всего проявился в обрабатывающих производствах, а в торговле, госуправлении, нефтехимии, рыболовстве и ряде других отраслей число ВПРМ падает. Те цифры, которые мы видим, свидетельствуют о снижении эффективности занятости в целом», — написал Титов РБК по электронной почте.

Рост или падение?

С 2011 года количество высокопроизводительных мест, по оценке ОНФ, выросло почти на треть и составило по итогам прошлого года 16,6 млн — 27% от общего числа рабочих мест в России. Росстат же число ВПРМ по итогам 2016 года оценивает в 16 млн. У Росстата показатель снижается с 2014 года, отдаляясь от цели в 25 млн к 2020 году, которую поставил Путин. Но и из расчетов ОНФ следует, что при сохранении текущей экономической политики показатель в 25 млн не будет достигнут даже к 2025 году.

Росстат и ОНФ по-разному определяют понятие высокопроизводительного рабочего места. До появления майских указов Росстат вообще не считал число ВПРМ, а необходимую методику разработал только в 2013 году. Но в ее основу легли не квалификация сотрудников и не качество производимых ими товаров или услуг (хотя Путин просил, чтобы это были «высокопродуктивные и современные» позиции), а средняя зарплата на предприятии. В случаях, когда она превышает определенное пороговое значение, установленное с учетом отрасли, размера организации и региона, все рабочие места на предприятии автоматически зачисляются в «высокопроизводительные».

Методология ОНФ и Института Столыпина тоже не берется измерить производительность по каждому рабочему месту в отдельности. Но к критерию стоимости оплаты труда добавляется прибыль, сгенерированная для предприятия в среднем одним его работником. Производительность труда на конкретном предприятии определяется как сумма двух слагаемых — оплата труда работника (включая страховые взносы с зарплат) и валовая прибыль предприятия в расчете на одного сотрудника. По каждой отрасли рассчитан целевой показатель производительности труда, равный общеотраслевому показателю, увеличенному в полтора раза (потому что в майских указах содержится поручение увеличить производительность труда в стране в 1,5 раза к 2018 году). Если у предприятия его производительность превышает целевую, то все его работники зачисляются в ВПРМ.


Эту методику готовила «Деловая Россия», а расчеты по ней проводила Федеральная налоговая служба (передавать данные из-за налоговой тайны ведомство не может), говорит директор Института Столыпина и вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович. «В перспективе на базе данных ФНС можно создать полноценную систему статистики в дополнение к базам Росстата, как это делается во всем мире», — добавляет она. Пресс-служба ФНС подтвердила РБК, что ведомство рассчитало эти показатели, в их основу легли учетные данные организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сведения из представляемой ими налоговой и бухгалтерской отчетности.

Что делать с неэффективным госсектором?

Лидером по числу ВПРМ на конец 2016 года оказались обрабатывающие производства (4,3 млн), транспорт и связь (2,2 млн), торговля и ремонт автотранспортных средств (1,9 млн). Меньше всего высокопроизводительных позиций в рыболовстве (38 тыс.), госуправлении (108 тыс.) и образовании (281 тыс.). Госуправление показывает и худшую динамику среди отраслей — за пять лет число ВПРМ в органах власти сократилось на 40%, или 72 тыс. единиц (см. инфографику).

В госуправлении и социальной сфере количество ВПРМ не может быть ключевым показателем эффективности, отмечает Титов. По его словам, сокращение числа чиновников с целью повышения эффективности — это «лобовой» подход, который не работает. Показатели производительности труда в госуправлении должны быть нацелены на рост качества предоставляемых услуг, подчеркивает он.

Высокопроизводительные рабочие места «не главное» в экономике, рассуждает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Георгий Остапкович. «Все зависит от той методологии, которую в итоге сделают чиновники. Я думаю, что они сделают ту методологию, которая будет соответствовать достижению этого показателя», — говорит он. Исходить нужно из окончательных результатов, а технологических прорывов в отечественной экономике пока нет, добавляет Остапкович.


Проблема даже не в количестве рабочих мест, а в их распределении и структуре, отмечает Титов. ВПРМ должны появляться в обрабатывающем, высокотехнологичном секторах и сельском хозяйстве, а не в «раздутых» торговле и добыче, подчеркивает он. Еще одна проблема, по его словам, — «сверхконцентрация эффективных производств в Москве и Санкт-Петербурге и низкая на периферии»: «В регионах нет современных рабочих мест, зарплаты низкие, люди бегут в центр, поляризация пространства нарастает. Чтобы остановить этот процесс, нужно создавать ВПРМ в регионах с учетом их специализации».

Тема производительности — одна из основных при обсуждении мер по ускорению роста российской экономики. По планам Столыпинского клуба Бориса Титова, ими должны стать выход компаний из тени, развитие малого и среднего бизнеса и восстановление экономики «простых вещей» (все это должно произойти в результате реализации , которые потребуют вложения 7,5 трлн руб. в течение пяти лет). Если полностью реализовать «Стратегию роста», количество высокопроизводительных рабочих мест достигнет 25 млн к 2020 году, а к 2035 году — 35 млн, считает Титов. Производительность должна стать основным драйвером роста экономики, говорится в программе ЦСР Кудрина. Но ЦСР не концентрирует внимание на ВПРМ — меры экспертов касаются производительности «всей системы, а не отдельных элементов», говорит представитель центра.

При участии: Анна Могилевская

1. Введение: смена доктрины. За прошедшие четверть века экономических реформ в России многое изменилось. Одной из генеральных линий проводимых преобразований явилась деиндустриализация российской экономики. Пытаясь выстроить капиталистические институты и одновременно разрушить основы социалистического хозяйствования, руководство страны фактически пустило экономику на самотек, что в условиях переходного периода означало разрушение многих ее секторов и отраслей. Общим итогом такого хода событий стала качественная деградация российской экономики, превращение страны в сырьевой придаток передовых государств. Осознание руководством страны тупиковости предшествующего пути развития государства привело к пересмотру предыдущей политики. Первым шагом на этом пути явился лозунг экс-президента страны В.А.Медведева о необходимости построения в России инновационной экономики . Однако время показало, что эта политическая установка оказалась ошибочной, ориентируя страну на перескакивание естественных стадий технологического развития. Вторым и более взвешенным шагом стал новый политический лозунг президента России В.В.Путина о необходимости осуществления «новой индустриализации » страны путем создания 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ). Такая неоиндустриальная доктрина является менее амбициозной по сравнению с инновационной доктриной , зато она представляется более реалистичной и лучше отражает фактические нужды страны.

Сейчас разворачивается процесс реализации неоиндустриальной доктрины. Однако уже первые шаги в этом направлении показали, что здесь не все гладко. Более того, уже сейчас ясно, что неоиндустриальная доктрина грешит серьезными методологическими изъянами. В связи с этим возникает целый ряд острых вопросов. Например, в какой смысл вкладывается политическим руководством страны в понятие ВРМ? Насколько реалистична выдвинутая доктрина? Соответствует ли она общемировым трендам и внутренним возможностям России? Какие подводные камни имеются на пути ее реализации? В данной статье даются ответы на поставленные вопросы.

2. Понятие высокотехнологичного рабочего места. Современная экономика должна опираться на последние технологические достижения, что равносильно созданию множества ВРМ. Что же скрывается под этим термином?

Анализ показывает, что общепринятого строгого определения ВРМ не существует. Тем самым широкая общественность и административный истеблишмент пользуются понятием, не до конца ясным и определенным.

Исторически понятие ВРМ получило «политическое рождение» с речи президента России В.Путина, произнесенной им в день инаугурации 7 мая 2012 г. В этой программной речи была поставлена задача создания к 2020 г. 25 млн. рабочих мест. Впоследствии, 26 мая 2013 г., в преддверии Дня предпринимателя, В.Путин встретился с представителями малого и среднего бизнеса. Главной темой обсуждения стала задача создания 25 млн. рабочих мест (далее – Задача–25). На этой же встрече он сделал важный комментарий к Задаче–25: «Важно, чтобы новые рабочие места были высокотехнологичными . Там, где они появляются, наблюдается так называемый синергетический эффект по всем направлениям: по эффективности, по повышению производительности труда, по решению социальных задач, включая уровень заработной платы и улучшение условий труда» . В.Путин отметил также, что анализ модернизированных производств показал, что на предприятиях так называемой новой экономики выработка на одного работающего почти в 10 раз больше, чем на старых, традиционных предприятиях, а прибыль на одного работающего выше в 8,6 раза. В приведенных комментариях просматриваются основные характеристики ВРМ.

В своих последующих заявлениях В.Путин неоднократно уточнял некоторые параметры ВРМ. Например, в своей предвыборной статье он дал ставшую впоследствии классической характеристику ВРМ: «Так что создание 25 млн. новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования - это не красивая фраза» . Несколько позже в печати стала популярной еще одна характеристика ВРМ: по оценкам Минэкономразвития России, создание одного модернизированного рабочего места стоит примерно 100–300 тыс. долларов.

Еще одна неявная характеристика ВРМ была озвучена Б.Титовым в своей статье, в которой он указал на тот факт, что деловая организация «Деловая Россия» выдвинула идею создать к 2025 г. в конкурентном секторе экономики России 25 млн. новых современных ВРМ с производительностью не менее 3 млн. руб. в год . Это существенное уточнение технологического параметра ВРМ. Чтобы лучше понять масштаб технологического рывка, который необходим при переходе на ВРМ, сравним их производительность со средней по стране. Так, по данным Росстата, численность занятых в стране в 2012 г. достигала 71,5 млн. чел., а ВВП составил 62,6 млрд. руб. Это означает, что средняя производительность труда в этом году в России составляла 875,5 тыс. руб. Следовательно, производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране.

Таким образом, понятие ВРМ как таковое в научной и деловой литературе отсутствует. Между тем данное понятие не является столь сложным, что нуждается в специальных академических определениях; специалисты хорошо понимают сущность этого понятия. В целом же, понятие ВРМ является своеобразным политическим штампом , возникшим в период предвыборной президентской гонки, когда команда В.Путина формировала новые политические слоганы и лозунги. За прошедшее время активные дебаты вокруг Задачи–25 привели к тому, что понятие ВРМ «обросло» необходимыми характеристиками, которые и позволяют довольно точно верифицировать и сам феномен ВРМ. Резюмируем его основные свойства.

ВРМ – это такое рабочее место, для которого имеют место следующие факты:

1. оснащенность самым современным технологическим оборудованием , основанным на последних достижениях науки и техники;

2. высокая экономическая эффективность производства (производительность труда должна, как правило, в разы превосходить аналогичный показатель традиционных производств; например, в 3,5 раза выше средней производительности труда в стране);

3. хорошие условия труда , отвечающие самым строгим современным нормам;

4. хорошее образование и высокая квалификация работников, занятых на данном рабочем месте;

5. высокая заработная плата работников, занятых на данном рабочем месте (в разы выше, чем у работников традиционных производств);

6. высокая стоимость создания нового рабочего места или модернизации старого рабочего места (не менее 100 тыс. долларов).

Из сказанного вытекает, что процесс воспроизводства ВРМ (ВВРМ), который в явном виде в литературе как таковой не обсуждается, предполагает три ключевых момента:

1. Создание новых ВРМ (в том числе за счет модернизации старых);

2. Подготовка квалифицированных кадров для новых ВРМ;

3. Создание благоприятных институциональных условий для инвестирования в новые ВРМ.

3. Реалистичность Задачи–25: международные ориентиры. Поставленная Задача–25 экспертным сообществом страны была подвергнута многосторонней критике . Однако она, прежде всего, нуждается в осмыслении с точки зрения аналогичных процессов, происходящих в других странах мира. Так, расчеты показывают, что означенная масса ВРМ соответствует 35% всех занятых в российской экономике, т.е. больше трети всех работающих людей. Насколько реалистично произвести такую масштабную и быструю модернизацию?

Изучение современного мирового опыта показывает, что многие государства сосредотачивают усилия на опережающем создании новых рабочих мест и разрабатывают для этого соответствующие планы. Например, Индия в деле создания новых рабочих мест обогнала другие страны БРИК: в период с 2000 по 2005 гг. она вводила по 11,3 млн. новых рабочих мест ежегодно, концентрируя их поддержку в самых высокопроизводительных и технологичных для страны отраслях: в IT-сфере, автомобилестроении, фармацевтике и медицинских исследованиях, транспорте и машиностроении. В ближайшие 20 лет в Индии должно быть создано 200 млн. рабочих мест .

В Китае опережающее создание новых рабочих мест также является предметом государственной политики. Создание 24–25 млн. новых рабочих мест является приоритетной задачей китайского правительства в 2011–2015 гг. За последние 4 года в городах страны было создано 55 млн. ВРМ, трудоустроено 45 млн. рабочих-мигрантов из сельских районов.

Что касается Бразилии, то она ежегодно создаёт 2,7 млн. новых рабочих мест, развивая высокотехнологичные и производительные виды экономической деятельности: авиастроение, автомобилестроение, энергетику, фармакологию, международный туризм, современные агро- и биотехнологии. За последние 8 лет Бразилии удалось создать 15 млн. новых рабочих мест, расширив за счёт этого свой внутренний рынок.

На основе приведенных данных можно составить табл.1, их которой вытекают важные выводы. Прежде всего, расчеты показывают, что предполагаемая интенсивность обновления ВРМ в России превосходит даже самые громкие успехи стран БРИК. Более того, из приведенных данных видно, что годовой объем вводимых ВРМ, как правило, не больше 1% населения страны. Только в Бразилии в последнее время зафиксирован больший показатель, однако долгие годы такой темп, скорее всего, не продержится. В этом смысле российские планы превосходят зафиксированные успехи Китая в 2,4 раза, Индии и Бразилии – в 2,2 раза. Такое кратное превышение и без того фантастических успехов стран БРИК представляется явно чрезмерным для российской экономики. Вряд ли реальный сектор экономики России сможет обеспечить такой поток вводимых новых рабочих мест; в противном случае отечественная экономика будет много лет функционировать в режиме «технологического перенапряжения». Из сказанного не вытекает, что принятый план «Новой индустриализации» является неправильным или вредным; скорее всего, он просто-напросто не будет выполнен в полном объеме и к этому уже сейчас нужно быть готовыми.

Таблица 1. Характеристики воспроизводства ВРМ по странам БРИК.

Страны Численность населения, млн. чел.(2011 г.) Среднегодовое число созданных ВРМ, млн. мест
(% населения страны)
Факт План
Россия 143 3,2 (2,2)
Индия 1193 11,3 (0,9) 10,0 (0,8)
Китай 1344 13,8 (1,0) 5,0 (0,4)
Бразилия 194 1,8 (0,9) 2,7 (1,4)

Таким образом, можно констатировать, что генеральное направление, заложенное в Задаче–25, определено верно, но темпы намеченных преобразований являются явно завышенными.

4. Перспективные высокотехнологичные профессии: ситуация на столичном рынке труда. Процесс воспроизводства ВРМ предполагает заблаговременную подготовку специалистов соответствующего профиля и качества. При этом по умолчанию предполагается, что такие специалисты должны пользоваться повышенным спросом и получать повышенную зарплату. Учитывая, что Задача–25 была обнародована в 2012 году, то вполне логично предположить, что рынок труда уже должен отреагировать на разогреваемый правительством интерес к ВРМ и высокотехнологичным профессиям. Как обстоит дело на самом деле и чего можно ожидать в этой сфере в будущем?

Для ответа на эти вопросы обратимся к данным рекрутинговой компании «Head Hunter», которая аккумулирует информацию о спросе и предложении на рынке труда с помощью сайта . Помимо массовых профессий, «Head Hunter» отслеживает рынок высококвалифицированных специалистов, в том числе по высокотехнологичным профессиям (ВТП). Данные компании за первое полугодие 2013 г., включающие 103,6 тыс. анкет от предпринимателей и потенциальных работников, позволяют установить некоторые особенности нынешнего состояния рынка ВТП. Для большей наглядности представим данные компании «Head Hunter» в табл.2, в которой приведена статистика относительно рынка Москвы (первое полугодие 2013 г.). Ключевой информацией здесь является заработок специалистов с учетом их опыта работы с высокотехнологичным оборудованием (ВТО).

Из табл.2 вытекает ряд важных выводов.

Таблица 2. Характеристики рынка труда высокотехнологичных профессий (Москва, 2013 г.).

Специальности Индекс состояния рынка труда (Δ) Среднемесячная зарплата, тыс. руб. Зарплата относительно средней по Москве, % Прибавка за опыт, %
без опыта работы с ВТО с опытом работы с ВТО
Механик –0,820 55 69 101,8 25,4
–0,931 62 67 114,8 8,1
Инженер –0,617 93 113 172,2 21,5
Инженер-технолог –0,102 103 120 190,7 16,5
Медицинские исследователи –1,485 51 65 94,4 27,4
–1,267 86 95 159,2 10,4
Рабочие ВТО –1,825 52 96,2

Во-первых, столичный рынок ВТП находится в состоянии относительного дефицита. Для уяснения ситуации следует воспользоваться методологией компании «Head Hunter», основанной на использовании ее «фирменного» hh-индекса: hh=E/D, где E и D – предложение (резюме работников) и спрос (вакансии у работодателя) на рынке труда. Опыт компании показывает, что «нормальная» или «естественная» величина hh-индекса составляет hh*=3–4; в этом случае имеет место равновесие на рынке труда. Таким образом, если hh наличие относительно острой потребности столичной экономики в высокотехнологичных кадрах и готовность к их «приему».

Во-вторых, сегодняшние заработки работников ВТП не соответствуют имеющимся рыночным установкам и стандартам. Ранее мы отмечали, что новые ВРМ должны иметь производительность не менее 3 млн. руб. в год. Это означает, что производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране. А коль скоро так обстоит дело с производительностью, то и с оплатой труда должна быть примерно такая же пропорция, т.е. представители ВТП должны иметь зарплату примерно в 3,5 раза выше средней по стране или региону. Так как по состоянию на сентябрь 2013 г. средняя заработная плата в Москве составляла 54 тыс. руб., то легко пересчитать относительную зарплату представителей ВТП (пятый столбец табл.2). Как оказывается, ни одна из профессий не соответствует норме превышения в 3,5 раза. Только у инженеров-технологов это превышение приближается к 2; остальные профессии далеки от явного лидерства по доходам. Более того, медицинские исследователи и рабочие ВТО не выходят даже на средний уровень оплаты труда по Москве. Это означает, что рынок труда пока не воспринимает сигналы, идущие от правительства в отношении ВРМ, и недооценивает человеческий капитал высокотехнологичных кадров. Тем самым сложившаяся ценовая картина на рынке рабочей силы столичного мегаполиса оказывает дестимулирующее воздействие на воспроизводство высокотехнологичных кадров. В дальнейшем выявленный факт недоплаты ВТП будет серьезно тормозить решение Задачи–25.

В-третьих, наличие опыта работы с ВТО столичным рынком труда учитывается крайне слабо. Данные табл.2 показывают, что наличие подобного опыта позволяет повысить исходную зарплату на 8–25%, чего явно недостаточно для адекватного вознаграждения опытных специалистов. Как правило, опытные работники могут получать зарплату, кратно большую, чем сотрудники, не имеющие соответствующего опыта. Однако московский рынок труда недооценивает позитивный опыт работы с ВТО . Таким образом, специфика столичного рынка труда состоит в «двойной недооценке» высокотехнологичных кадров – их исходной подготовки и их последующего опыта. При имеющемся относительном дефиците представителей ВТП такая «двойная недооценка» в перспективе будет сильно тормозить процесс воспроизводства квалифицированных кадров.

Итак, московский рынок высокотехнологичных кадров находится в противоречивом и отчасти парадоксальном состоянии. С одной стороны для него характерен дефицит кадров ВТП, с другой – эти кадры не получают адекватного вознаграждения. Чтобы лучше уяснить масштаб дисбаланса, сложившегося на рынке, сравним годовую стоимость высокотехнологичной рабочей силы (Z) со стоимостью ВРМ (X). Для этого рассмотрим два сценария: первый – минимальная стоимость ВРМ (X=100 тыс. долл.); второй – реалистичная стоимость ВРМ (X=300 тыс. долл.). Результаты расчетов приведены в табл.3.

Таблица 3. Соотношение зарплаты высокотехнологичных профессий и стоимости ВРМ (Москва, 2013 г.).

Специальности Годовая зарплата (Z), тыс. долл. Отношение X/Z, лет
X=100 тыс. долл. X=300 тыс. долл.
Механик 25,1 3,9 11,9
Инженер по ремонту/наладке оборудования 24,3 4,1 12,3
Инженер 41,1 2,4 7,3
Инженер-технолог 43,6 2,3 6,8
Медицинские исследователи 23,6 4,2 12,6
Программисты и разработчики ПО 34,5 2,8 8,6
Рабочие ВТО 18,9 5,2 15,8

Полученные цифры показывают, что столичная экономика не готова к серьезной модернизации. Дорогое ВРМ требует аккуратного и квалифицированного обслуживания со стороны работников, стоимость которых должна быть сопоставима со стоимостью ВРМ. В противном случае, ситуация, когда «дешевый» работник задействован на «дорогом» и сложном оборудовании, чревата неадекватным отношением этого работника к своему рабочему месту. Например, испорченное и выведенное из строя дорогостоящее ВРМ из-за недостаточной заинтересованности в нем работника наносит серьезный финансовый урон компании, чем, собственно, и обусловлен принцип соответствия зарплаты и стоимости рабочего места. По нашей экспертной оценке, нормальное соотношение X/Z не должно превышать срок в 3–4 года. Из табл.3 видно, что при действующих ценах на столичном рынке труда мегаполис готов к внедрению лишь самых дешевых ВРМ . Можно сказать, что экономика Москвы идет по нижней кромке ВРМ; более дорогое оборудование требует более высоких зарплат, к которым столичный рынок труда пока не готов. Сценарий развития, при котором стоимость ВРМ на порядок превышает годовую зарплату специалистов, представляется бесперспективным; реализовать такой сценарий, скорее всего, просто-напросто не удастся. Указанное обстоятельство в ближайшие несколько лет будет тормозить процесс внедрения лучших образцов ВРМ, тем самым сдерживая рост производительности труда в российской столице.

В целом, можно констатировать, что в Москве сложился синдром повышенной «прижимистости» работодателей в отношении заработков представителей ВТП. По-видимому, интересы страны и, в частности, города, по обновлению производственной базы приходят в серьезное противоречие с интересами предпринимателей, которые заинтересованы в получении сверхприбылей от этого процесса за счет недоплаты услуг высокотехнологичных работников.

5. Заключение: результат будет, но более скромным. Рассмотренная неоиндустриальная доктрина создания в российской экономике 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест является во многом противоречивой. С одной стороны, потребность в подобной политической установке давно назрела и является своевременной и востребованной. С другой стороны, она несет в себе черты явного популизма и откровенного политического штампа. Это проявляется в слабой проработанности доктрины в смысле инструментов и сроков ее реализации. Проведенные расчеты показывают, что к 2020 году создать в российской экономике намеченную массу высокотехнологичных рабочих мест, скорее всего, не удастся; темпы промышленной реформы руководством страны были явно переоценены. Похоже, что при определении намеченного порогового значения желаемое выдавалось за действительное.

Кроме того, не до конца ясно место малого и среднего бизнеса в намеченной неоиндустриальной доктрине. Масштабные технологические сдвиги реализуются, как правило, крупными корпорациями, тогда как малые и средние предприятия работают в основном у них «на подхвате». В связи с этим до конца не понятно, кто же станет главным оператором намеченного перевооружения российской экономики. Тем не менее, выстроенная в стране «вертикаль власти» с увеличивающейся персональной ответственностью уже сегодня дает определенные результаты. Не исключено, что постоянное давление со стороны высшего руководства страны, дополненное «ручным управлением», все-таки позволит сдвинуться с мертвой точки, в которой оказалась Россия. В дальнейшем это может послужить источником новых технологических успехов.

размер шрифта

ПРИКАЗ Росстата от 21-02-2013 70 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ... Актуально в 2018 году

Приложение 2. ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ПРИРОСТ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ, В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ"

1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и предназначена для расчета показателя, включенного в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

p - прирост (снижение) высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), %

Z_i - число ВПРМ в отчетном году

Z_i - 1 - число ВПРМ в предыдущем году.

Число высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в отчетном году определяется по формуле:

Z_i = Z_i1 + Z_i2 + Z_i3 + Z_i4 + Z_i5,

Z_i1 - число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих видов экономической деятельности: A, B, C, D, E, F, G, H, I, K;

POM(V)_i = D
1 - d_i , (2)

POM(V)_i - оборот малых предприятий i-го вида экономической деятельности, который условно приравнивается к выпуску товаров и услуг,

N 1-предприятие

Величина критерия оборота (для индивидуального предпринимателя - выручки) в расчете на 1 замещенное рабочее место устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности.

POM(V)_i = D
(1 - d_i) x (v_i / o_i) , (3)

POM(V)_i - оборот малых предприятий i-го вида экономической деятельности,

D - добавленная стоимость в расчете на одно замещенное рабочее место,

d_i - доля промежуточного потребления в выпуске товаров и услуг i-го вида экономической деятельности, определенной на основе данных по форме N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации",

v_i / o_i - отношение выпуска товаров и услуг к обороту i-го вида экономической деятельности, определенной на основе данных по форме N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации".

O(V)(m)_i - размер оборота малого предприятия (выручки индивидуального предпринимателя) i-го вида экономической деятельности, в расчете на 1 замещенное рабочее место (для индивидуального предпринимателя - число занятых в бизнесе);

O(V)_i - оборот малого предприятия (выручка индивидуального предпринимателя) i-го вида экономической деятельности;

Z_i - число замещенных рабочих мест (для индивидуального предпринимателя - число занятых в бизнесе).

V_мес - выручка индивидуального предпринимателя, попавшего в списочную выборку с основным видом деятельности, относящимся к 52 классу ОКВЭД (без 52.7), за отчетный месяц;

d_III - доля выручки от розничной продажи товаров в III квартале в годовой выручке индивидуального предпринимателя, попавшего в списочную выборку с основным видом деятельности, относящимся к 52 классу ОКВЭД (без 52.7).

V_мес - выручка индивидуального предпринимателя, попавшего в списочную выборку с основным видом деятельности, относящимся к подклассу ОКВЭД 52.7 за отчетный месяц;

12 - количество месяцев в году.

7.2. Определяются предприятия с высокопроизводительными рабочими местами.

Для этого из выборочной совокупности отбираются предприятия (индивидуальные предприниматели), у которых размер оборота (выручки) в расчете на 1 замещенное рабочее место (1 работающего в бизнесе) O(V)(m)_i >= порогового значения по классу ОКВЭД , к которому относится данное предприятие (индивидуальный предприниматель),

Z_vp - число высокопроизводительных рабочих мест на малых, или микропредприятиях, или у индивидуальных предпринимателей;

Z_j - число рабочих мест работников списочного состава и внешних совместителей на j-ом предприятии (для индивидуального предпринимателя - число работающих в бизнесе);

W_j - вес j-го предприятия (индивидуального предпринимателя) в выборке;

n - количество малых, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей с высокопроизводительными рабочими местами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!