Типы подчинительных связей. Подчинительная связь предложений и словосочетаний, примеры

На вопрос Какие есть типы подчинительной связи в русском языке? и как их определить? заданный автором ДьявоЛ тОжЕ нОсТиТ ПРАдо лучший ответ это





Например: Очень мило (как мило?) ; говорить прислушиваясь (что делая?).

Ответ от Просвистать [гуру]
согласование: зависимое слово является прилаг. (или др. частью речи со значением признака) , отвечает на вопрос какая? (ое, ие, ий...)
синее море...

примыкание -связь по смыслу, зависимое слово обязательно неизменяемое (нареч, дееприч, н. ф. глаг) , отвечает на вопросы обстоятельств (как? где? куда?...)
очень громко, так далеко...

Управление - главное слово подчиняет себе зависимое с помощью к. -н. падежа (кроме И. п) , можно задать вопросы падежей. Если между главным словом и зависимым есть предлог -это точно управление.


Ответ от Игорь Волков [новичек]
Есть три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово согласовывается с зависимым в роде, числе и падеже. Форма гл. сл. =форма завис. сл.
Например: красивая картина (женский род, единственное число, именительный падеж) ; с главной дороги (женский род, единственной число, родительный падеж).
Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово ставит зависимое в определённый падеж.
Например: советовать другу (кому? дат. падеж) ; поговорить о погоде (о чём? предложный падеж).
Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово связывается с зависимым только по смыслу и интонации, а зависимое слово - неизменяемая часть речи.

идти в школу, стучать в дверь видеть друга, отдать тетрадь...


Ответ от Особинка [новичек]
Евгения Гордеева, правду говорит


Ответ от Европеоидный [новичек]
Есть три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово согласовывается с зависимым в роде, числе и падеже. Форма гл. сл. =форма завис. сл.
Например: красивая картина (женский род, единственное число, именительный падеж) ; с главной дороги (женский род, единственной число, родительный падеж) .
Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором главной слово ставит зависимое в определённый падеж.
Например: советовать другу (кому? дат. падеж) ; поговорить о погоде (о чём? предложный падеж) .
Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово связывается с зависимым только по смыслу и интонации, а зависимое слово - неизменяемая часть речи.
Например: Очень мило (как мило?) ; говорить прислушиваясь (что делая?). согласование: зависимое слово является прилаг. (или др. частью речи со значением признака) , отвечает на вопрос какая? (ое, ие, ий...) синее море...примыкание -связь по смыслу, зависимое слово обязательно неизменяемое (нареч, дееприч, н. ф. глаг) , отвечает на вопросы обстоятельств (как? где? куда?...)
очень громко, так далеко.. .управление - главное слово подчиняет себе зависимое с помощью к. -н. падежа (кроме И. п) , можно задать вопросы падежей. Если между главным словом и зависимым есть предлог -это точно управление.
идти в школу, стучать в дверь видеть друга, отдать тетрадь...

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

Подчинительная связь - это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых - главное (подчиняющее), а другое — зависимое (подчинённое).

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. зеленые глаза, писать письма, трудно передать. В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово: Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать - главные слова.

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; 2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; 3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Выделяют три вида подчинительной связи:

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово становится в тех же формах, что и главное: зеленый дуб , широкое поле , свежескошенная трава , зеленые лужайки .
Главное слово при согласовании - существительное (или слово в его значении), зависимое прилагательное, причастие, а также числительное и местоимение, по форме сходные с прилагательным: зеленый дуб , зеленеющий вдали дуб , третий от дороги дуб , этот дуб . Иногда зависимым словом при согласовании может быть существительное: город-герой , девочка-подросток , утес-великан .
Зависимое слово может согласоваться в числе, роде и падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже.
При согласовании изменение главного слова вызывает соответствующее изменение зависимого слова: зеленый дуб - зеленого дуба - зеленому дубу и т. д.
Согласование выражается с помощью окончания зависимого слова.

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или слово в значении существительного) ставится в падеже, определяемом главным словом:гордиться делами (главное слово управляет творительным падежом); стремиться к совершенству (главное слово управляет дательным падежом); дорога в порт (главное слово управляет винительным падежом).
При управлении изменяется только форма главного слова: горжусь делами , гордишься делами , гордиться делами и т. д.

В сочетании слов типа три пальмы неодушевленным существительным) слово три в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним: им. и вин. п. три стола - управление; дат. п. трем столам , твор. п. тремя столами , предл. п. (о ) трех столах - согласование.
В сочетании типа три подруги (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. п., в остальных падежах - согласование: трех подруг , трем подругам , трех подруг ,тремя подругами , (о ) трех подругах - согласование.

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу и интонационно: ехать быстро , говорить не торопясь , желание высказаться ,очень мило .
Примыкают неизменяемые слова - наречия (яйцо всмятку ), деепричастия (встретил улыбаясь ), инфинитив (вышел погулять , желание поехать ).

Задание. Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать - главное слово, механически - зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически -- это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Задание. Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) - наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла. Таким образом, выписываем словосочетание сильно простыла.

Существует такая вещь в лингвистике, как подчинительная связь. В русском языке подчинительная связь бывает в словосочетаниях и в предложениях. Такое встречается в речи постоянно. Но что такое подчинительное словосочетание и предложение?

Для начала рассмотрим, что означает подчинительная связь. Она связывает между собой самостоятельные (знаменательные) слова и словосочетания посредством того, что одна часть является главной, а другая – зависимой . Проверить это очень легко. От главной части можно задать вопрос к зависимой. Такая связь определяется и по смыслу, и грамматически. Например, красивый цветок, где от слова «цветок» можно задать вопрос «какой?» к слову «красивый» и определить, что зависимым тут является прилагательное.

Типы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

  1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
  2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
  3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
  4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

Согласование также бывает полным и неполным . В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий. Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

Управление

При управлении зависимое слово меняется под влиянием главного только по падежу, одно слово «управляет» другим. Словосочетанием с управлением могут быть: глагол + существительное, деепричастие + существительное, причастие + существительное, два существительных или количественное числительное + существительное. Бывает два типа управления : с предлогом, когда есть предлог, или без предлога. При управлении зависимому слову задаётся вопрос косвенного падежа или же обстоятельственный вопрос (где, куда, откуда), так как слово может отвечать одновременно на два вопроса.

Примеры: курить сигарету, жить в доме, игрушка кота, шесть игроков, бросив учёбу, написание книг.

Примыкание

При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу , так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

Словосочетания, которые не имеют подчинительной связи

Подчинительная связь в предложениях

В предложениях тоже есть подчинительная связь, но это касается только не сложносочинённых предложений. Сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого тем, что обе части нельзя разорвать. Если их употребить отдельно, то предложение потеряет смысл, в то время как части сложносочинённого предложения вполне себе можно употреблять отдельно друг от друга и на письме разделить точкой.

Разделяют виды подчинительной связи в таких предложениях только в том случае, если придаточных частей несколько. Например: он сказал мне, что пойдёт только в то место, куда его направили. Тут мы видим одно главное предложение и два зависимых.

  • последовательное;
  • параллельное;
  • однородное.

Последовательное предложение можно определить, если от главной части идёт вопрос к придаточной, а от этой придаточной – к ещё одной придаточной. Например: я купила кофту (какую?), которую мне сшили в ателье (в каком?), которое находится далеко от моего дома.

При параллельном виде подчинения всем придаточным задаются вопросы из главной части, но от разных слов. Таким образом, получается этакая «параллель». В таких случаях обычно главная часть находится между зависимых. (Пример: когда в школе прозвенел звонок, я разговаривал с новым одноклассником, который недавно перешёл к нам в класс).

При однородном типе зависимые предложения относятся к одному и тому же слову, находящемуся в главной части. (Например: сегодня я пошёл гулять в парк, в котором обычно очень мало людей и где я забыл кофту).

Выпускникам школ на экзаменах дают задания определить тип связи в тексте. Многие с трудом могут это сделать, хотя это не так уж сложно.

Сложноподчиненная связь в предложениях или словосочетаниях, это такое предложение (словосочетание), в котором одна из частей подчиняется другой. При внимательном изучении правил подчинительной связи, множество примеров приводят самостоятельно.

Всего три вида подчинения - это согласование, примыкание и управление.

  • Согласование.

Господствующим словом является существительное, а причастия, прилагательные, притяжательные местоимения или порядковые числители - это зависящие слова , т. е. подчиняющиеся, согласующиеся. Падежи, род и числа меняются вслед за главным словом.

Например: наша дача, раскрытая книга, первый воин. В первом словосочетании местоимение выступает в роли предикативного слова, а вид подчинительной связи будет согласование.

  • Управление.

Предикативное слово меняется от господствующего в падеже. Части речи весьма разнообразны. Можно встретить привычные сочетания: прилагательные и существительные, причастия (деепричастия) и существительные, глаголы и существительные, числительные и существительные, даже существительные и существительные.

Пример: смотреть фильм, грозящие расправой, суп из гороха, пять звезд.

На выпускных экзаменах абитуриенты часто сталкиваются с заданием поменять вид связи из согласования в управление или наоборот. Как правило, примером являются два существительных. Вышеуказанный суп из гороха. Для изменения словосочетания, нужно одно существительное преобразовать в прилагательное, таким образом, получится суп гороховый. Для обратного преобразования нужно прилагательное сделать существительным. Например, шелковое платье станет платьем из шелка.

  • Примыкание.

В примыкании главенствующее слово связано с зависящим только логически, т. е. по смыслу. Обычно такой тип связи имеют следующие части речи: глагол и глагол, глагол и наречие, глагол и деепричастие, прилагательное или причастие, глагол и степень сравнения в наречии. Особенностью примыкания является то, что зависящее слово не имеет падежа и рода .

Например: грустно смотреть, рассказывает смеясь, не могу летать, быть добрее, было получше.

Существует несколько видов подчинительной связи в сложном предложении. Имеется одно главное простое предложение и несколько придаточных. Подчинения фраз отличаются друг от друга, поэтому отличить их не всегда просто.

  • Последовательное подчинение.

В этом случае главная фраза идет первой, а зависимые подчиняются ему последовательно друг за другом.

Например. Она посмотрела на парня, у которого когда-то спрашивала лекцию, а он ее тоже не записал.

Основным здесь является «Она посмотрела», первым придаточным «у которого спрашивала лекцию», и вторым придаточным «он не записал».

  • Параллельная подчиненность.

Это подчинения, в котором придаточные предложения зависят от одного главного, но от его разных частей речи.

Например. В этот вечер, который дивно пахнул черемухой, он рассказал своему сыну о моментах, когда они с мамой познакомились.

Главное здесь «В этот вечер он рассказал сыну о моментах». Первое придаточное отвечает на вопрос: «Какой вечер?» И тут же следует ответ: «Который дивно пахнул черемухой». Другая зависимая фраза предложение ставит вопрос: «О каких моментах?», в ответе будет: «Когда они с мамой познакомились».

Нужно знать: что такое , его примеры в литературе.

Отсюда видно, что есть предложение основное и два придаточных, которые зависят от разных слов.

  • Однородное подчинение.

Этот способ подчинительной связи имеет особенность. При таком подчинении, предикативные предложения отвечают на один и тот же вопрос, и зависят от одной и той же части речи.

Например. Она знала, что лучше уже не будет, и что ей лучше уехать навсегда.

Главное: «Она знала». Первое придаточное отвечает на вопрос - знала о чем? О том, что лучше уже не будет. Второе придаточное также отвечает на вопрос «О чем?», ответ - что ей лучше уехать навсегда.

Проанализировав текст, выясняется, что оно сложноподчиненное с однородным способом подчинения.

  • Подчинение союзное.

Это способ подчинения при помощи союзов и союзных слов.

Например. Она не знала, что за ней наблюдают.

Господствующая фраза”Она не знала”, придаточное же, отвечает на вопрос «О чем?». Ответом будет «Что за ней наблюдают».

  • Косвенно-вопросительное подчинение.

Придаточные предложения отвечают на вопрос главного с помощью относительно-вопросительных наречий или местоимений . Основная мысль предикативного предложения выражена при помощи глагола или существительного, описывающего состояние или чувства.

Например. Она не знала, насколько больно это было. Главным является «Она не знала». Придаточное «насколько больно это было» отвечает на вопрос «не знала о чем?».

  • Соподчинение.

Придаточные и главное предложения зависимы друг от друга, а главная мысль высказана при помощи лексико-синтаксических средств .

Она еще не разложила вещи, как была окружена детьми.

Господствующее - она не разложила вещи. Оно отвечает на вопрос «что произошло» (была окружена детьми).

Знать принципы построения сложноподчиненных предложений важно каждому русскому человеку, особенно школьникам перед выпускными экзаменами. Знания не носят за спиной, а с грамотным человеком приятно разговаривать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!