Южная осетия какая столица. Школьная энциклопедия

Республика Южная Осетия - государство на южных склонах центральной части Большого Кавказа. Территория Южной Осетии составляет 3, 9 тыс.км.2, а население по переписи 1989 года - 99 тыс. человек. Около 68% населения составляют осетины. Официальные языки - осетинский, русский. Верующие - преимущественно православные христиане, а также протестанты и иудаисты.
Столица Южной Осетии - г. Цхинвал. Городское население составляет 51%. В составе Республики 4 района - Джавский, Цхинвальский, Знаурский, Ленингорский.

Глава Государства - Президент.

Высший законодательный орган - Парламент.

Конституция Республики Южная Осетия принята на референдуме 8 апреля 2001 года.
Сегодня Республика де-факто более 13 лет является независимым государством и находится в процессе неурегулированного конфликта с Грузией. С 1994 года идет переговорный процесс, в четырехстороннем формате, где наряду с югоосетинской и грузинской сторонами, участвуют также Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Большую часть территории Южной Осетии занимают горы - отроги Главного Кавказского Хребта, 90% из них расположено на абсолютной высоте более 100 метров. Климат умеренный, средняя температура января от -20 до -70 С, августа - +21 -240 С. В год выпадает от 500 до 1000 мм. осадков.
Территория Южной Осетии исключительно богата рудными (металлургическими) и нерудными месторождениями, значительны гидроресурсы (реки, озера, многочисленные минеральные источники). Велик рекриакционный потенциал, значительная часть территории покрыта хвойно-лиственными лесными массивами. В зависимости от вертикальной зональности меняется тип почвенного покрова, от черноземных и перегнойно-карбонатных почв предгорной зоны до горнолуговых почв высокогорья.
Промышленность Южной Осетии представлена предприятиями машиностроения, деревообработки, горной добычи, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности.
В сельском хозяйстве превалирует животноводство, отгонное овцеводство, развито садоводство и виноградарство.

Осетины - прямые потомки индоевропейских скифо-сармато-аланских племен. Индоевропейская языковая традиция на центральном Кавказе существовала на протяжении тысячелетий и ныне продолжается ее носителями.
О древности и длительности проживания скифских племен на центральном Кавказе свидетельствует богатейшие археологические материалы. Письменные источники (греческие, латинские, арабские, древнеармянские, древнегрузинские) также подтверждают наличие скифо-язычных предков осетин на южных склонах Центрального Кавказа.

Этот бесспорный для исследователей факт столь очевиден, что вошел в учебники соседних народов. Так, в изданном в 1912 году в грузинском учебнике «Бенубис кари», в разделе «Соседние народы» указанно: «Осетины - народ горский. Они занимают центральную часть кавказского хребта от Хевсуретии до Сванетии. Одни из них живут по ту сторону хребта, на северных склонах. Другие на южных склонах. Исходя из этого Осетия поделена на Северную и Южную».
Об автохтонности осетин в Южной Осетии говорит этнографический материал и топонимика края. Большинство названий на территории Южной Осетии имеют осетинское происхождение. Убеждают в этом и существование диалектические различия между северными и южными наречиями осетинского языка. Архаизмы осетинского языка доказывают, что южная ветвь осетинского народа формировалась в течение многих веков именно на территории Южной Осетии и примыкающих к ней с юга и востока районах компактного расселения осетин.
Следует отметить, что территория Южной Осетии значительно превосходила нынешние границы. С древности и вплоть до присоединения к России Осетия представляла собой единое этническое и политическое образование. Сами осетины никогда не знали деления на северных и южных. Названия их субэтнических образований восходят к ущельям, в которых они проживали, или к диалектам языка.

С 17 века с повышением роли России на Кавказе отчетливо проявилось стремление к сближению к ней христианских народов, в частности, осетин и грузин. Различные осетинские общества не раз обращались к России с просьбой принять их под свое покровительство. В 1749-1752 гг. в Петербурге с этой целью находилось осетинское посольство, состоявшее из знатных людей, и, прежде всего из выходцев с юга.
После победоносно завершения русско-турецкой войны, в 1774 году по Кючук - Кайнарджийскому миру Осетия вошла в состав России.
В 1918 году в условиях Гражданской войны народ южной Осетии заявил, что он остается в составе России, тогда как Грузия объявила о создании независимого государства.

В ответ на это, созданная в том же году Грузинская Демократическая Республика воспользовавшись сложной обстановкой того времени, впервые аннексировала территорию Южной Осетии. Попытка Тбилиси установить свою власть над Южной Осетией уже тогда была расценена как акт агрессии.
В мае 1920 года в Меморандуме трудовой Южной Осетии было заявлено:
1.Южная Осетия - неотъемлемая часть Северной Осетии.
2.Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании непосредственно.
3.Опосредственного вхождения в Советскую Россию через Грузинскую или иную республику, хотя бы и советскую, ни под каким видом не допустим. Последний пункт примечателен тем, что в основе конфликта лежали не идеологические расхождения, а фундаментальная причина - нежелание разрыва исторических связей с Россией.
Договор от 7 мая 1920 года между Россией и Грузией признал для всех народов бывшего кавказского наместничества право на самоопределение, вплоть до образования самостоятельно государства.

Во время Советского Союза осетинский народ был искусственно разделен на две части. С 1922 года, одна часть осетинского народа (Южная Осетия), как автономное образование была в составе Грузинской ССР, а другая часть (Северная Осетия) в составе России.

С 1988 г. в Грузии стала проводиться политика, направленная на обеспечение приоритета грузинской нации во всех сферах общественно жизни - в политике, экономике, демографии, социальной сфере. Грузинские национальное движение, взявшее курс на выход из СССР и создание национального государства, активно и целенаправленно стали внедрять в сознание народа идеи исключительности, «богоизбраности» грузинской нации, мысли о «коренном» «некоренных» народах, о «гостях» и «оккупантах». Земля, ее богатства, вода даже воздух объявились собственностью только грузин. Активно стал пропагандироваться лозунг «Грузия - для грузин», раздавались призывы к изгнанию или огрузиниванию не грузин, ликвидации автономий, выводу советских «оккупационных» войск и т.д.

В условиях разгара антиосетинской и антиавтономной истерии в Грузии, учитывая правовую незащищенность автономной области, Чрезвычайная 12 сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области 10 ноября 1989г. преобразовала автономную область в автономную республику в составе Грузинской ССР и обратилась в Верховный Совет ГССР с просьбой рассмотреть это решение. Однако Президиум Верховного Совета ГССР 16 ноября 1989 г., не соблюдая даже нормативных формальностей, отверг это решение. Более того, не сессии Верховного Совета ГССР была создана комиссия по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской АО, что фактически было сигналом к ликвидации автономии Южной Осетию такая позиция официальных коммунистических властей Грузии подтолкнула фашиствующих лидеров неформальных партий и движений к более решительным шагам и организации крестового похода на Цхинвал с целью проведения так называемого «мирного» митинга.

9 декабря 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет РЮО, а через два дня парламент Грузии по докладу Гамсахурдиа принял единогласно постановление об упразднении Юго-Осетинской автономной области. Сразу же начались провокации, экономическая, транспортная, информационная блокада, разрушение инфраструктур автономной области. И все же главным козырем в арсенале гамсахурдиевских властей Грузии оставалась военно-полицейская сила, перемешенная с уголовщиной.
6 января 1991 г. в 4 часа утра по сговору с руководством внутренних войск МВД СССР, находившихся в Цхинвале, около шести тысяч человек грузинских милиционеров и переодетых в униформу уголовников, выпущенных из тюрем Грузии, вошли и оккупировали большую часть Цхинвала, заняли все основные объекты жизнеобеспечения. Так началась широкомасштабная военная агрессия против Южной Осетии и осетинского народа, продолжавшаяся более полутора лет.
И только благодаря твердой позиции руководства и народов Российской Федерации и Северной Осетии и перед лицом беспримерной стойкости защитников Южной Осетии, Грузия вынуждена была прекратить агрессию. Дагомысское соглашение и ввод в Южную Осетию миротворческих сил означали прекращение кровопролития и установление относительного спокойствия и безопасности на многострадальной земле Южной Осетии.
С 1989 г. в результате грузинской агрессии в Южной Осетии погибло более 800 человек, около 1700 были ранены, пропали без вести более 100 человек; сожжено и разрушено свыше 100 осетинских деревень и сел, целые кварталы Цхинвала и поселок Знаур. Экономический ущерб составил более 43 млрд. рублей (в ценах 1992 г.). Многие тысячи жителей Южной Осетии, потеряв свои дома, стали беженцами. Война вошла во все дома Южной Осетии, не разбирая национальность их владельцев.
История повторяется. После распада в 1917 г. Российского государства, в состав которого Осетия вошла в 1774 году, Грузия пыталась утвердить свою власть в Южной Осетии. Народ же Южной Осетии твердо заявил тогда о своей воле быть с Россией. Тогда меньшевистское правительство Грузии объявили осетинских крестьян врагами Грузии и призвало свои войска стереть Южную Осетию с лица земли. В 1920г. был учинен первый геноцид осетинского народа. Более 5 тысяч человек погибло, свыше 20 тысяч человек вынуждены были переселиться в северную Осетию, где часть их умерла от эпидемий, холода, голода. Несколько десятков сел было сожжено, хозяйства осетин разорены.
В 1920 г. погрому подверглись только осетины Южной Осетии, в 1991-1992 гг. - «демократы» устроили геноцид не только народу Южной Осетии, но и осетинам по всей Грузии, где их проживало долее 100 тысяч человек. Тысячи осетин подверглись изощренным пыткам и были уничтожены, около 80 тысяч человек ограблены и изгнаны из Грузии. И единственная «вина» их была в том, что они - осетины.

ВХОЖДЕНИЕ ОСЕТИИ В СОСТАВ РОССИИ В 1774 ГОДУ

В архиве Министерства иностранных дел России сохранился фонд «Осетинские дела». Он составляет тысячи страниц, освещающих деятельность осетинского посольства в середине ХИП века в Петрограде. Сохранились и документы Первого и Второго Осетинских духовных комиссий в архивах Петербурга, Москвы, Астрахани и Тбилиси. Резиденция первой Осетинской духовной комиссии находилась в Моздоке, а второй - в Тбилиси. Они относятся к периоду 1742 - 1861 гг. В многочисленных исторических документах Осетию никто не делит на южную и северную части. В них везде речь идет об единой Осетии. Нет в этих исторических документах слова «Северная Осетия или Южная Осетия». Нет в них слов «Северо-Осетинская духовная комиссия или Юго-Осетинская духовная комиссия».

То, что Южная Осетия не входила в состав Грузии подтверждают документы Второй Осетинской духовной комиссии, центр которой находился в Тбилиси и, которая занималась распространением христианства среди всех осетин. Если бы Южная Осетия тогда входила в состав Грузии, тогда бы распространением христианства занималась православная Грузинская церковь.

Первая Осетинская духовная комиссия была организована в 1745 г. синодом и сенатом России по инициативе грузинских духовных лиц, бежавших из Грузии в 1724 году. Из Грузии в Россию ездили только через территорию Осетии. Поэтому грузинские государственные и духовные деятели были заинтересованы, чтобы осетины приняли христианскую веру и вошли в состав Российского государства. Тогда грузинам легче было бы ехать в Россию через Осетию. Организация первого осетинского посольства в Петербурге была поручена руководителю Первой Осетинской духовной комиссии архимандриту грузину - Пахомию. Он справился с этой задачей и 25 сентября 1749 года с пятью осетинами старшинами выехал из Осетии в Петроград.

Один из членов посольства Елисей Лукич Хетагуров был из села Нижнее Закка. В свое время он учился в Тбилиси. Хорошо знал, что его родственники Хетагуровы, Кесаевы и Мамиевы проживали в Нарской котловине, Цхинвале, в нынешнем Знаурском, Цхинвальском и Хашурском районах. Бывало, ночевал у них, когда ходил в Тбилиси в школу. В Петрограде, Елисей Хетагуров защищал и интересы южных осетин. В составе посольства находился Дживи Абаев из села Сба Джавского района. Руководитель осетинского посольства Зураб Елиханов тоже учился в Тбилиси. Он сопровождал грузинского царя Вахтанга VI в Россию. Нормальной работе осетинских послов в России мешали грузинские князья, претендовавшие на крестьян Южной Осетии. Но грузины сами разоблачили их, и решением сената К. Махателова и И. Пристава лишил княжеских титулов за то, что необоснованно выступали против осетинских послов. Член духовной комиссии грузин Беро российским властям сообщил, что князь Кайхосуро Махателов требовал от Пахомия, чтобы он провозгласил его главным старшиной над осетинским народом и выдал бы ему об этом свидетельство. Но Пахомий отверг требования Махателова, заявив ему, что без ведома России, он не правомочен решать этот вопрос.

Еще в 1742 году грузинские священники Иосиф и Николай из Москвы в челобитной сообщали императрице Елизавете Петровне о том, что осетины свободный народ «понеже как турки, как и персяне, никто ими не владеет». Здесь речь идет об Осетии в целом. Южная Осетия была ближе к Турции и Ирану. Николай и Иосиф были образованными людьми и хорошо знали, что южные осетины были независимы от других стран. Так как они ехали в 1724 г. в Россию через Осетию.

Грузинский игумен Христофор в декабре 1743 г. в донесении коллегии иностранных дел сообщил, что Осетия находилась под «владением грузинского царя, но в 1453 г. в связи с усилением Турции и Персии Грузия потеряла независимость, и осетины с того времени остались в своей воле».

Правительство России до организации Первой Осетинской духовной комиссии и Осетинского посольства в сороковых годах ХЧ111 века окончательно выяснило с помощью грузин, кабардинцев и своих людей то, что Осетия не входила в состав или под протекторат других стран. По этому вопросу руководитель коллегии Министерства иностранных дел Бестужев-Рюмин, 9 января 1748 го да в своем докладе о политической независимости осетин сообщил правительству России: «Осетинский народ... в Кавказских горах между обеими Кабардами в пограничности к Грузии живущий, вольной есть и ни у кого в подданстве не состоящий...» После захвата Грузии Турцией и Персией и разделение оной между ними, осетинский народ, яко вольный и никому не подлежащий, в постановленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактатных ни чего не упоминается.

В июне 1750 руководитель Осетинской духовной комиссии грузин Пахомий в Петрограде русским властям доложил что «осетины не подвластны грузинским князьям, так как последние сами находятся в зависимости от Персии и Турции». В составе осетинского посольства в Петрограде был представитель и Южной Осетии Дживи Абаев из села Сба Джавского района. В декабре 1751 года осетинских послов приняла императрица Елизавета Петровна. Послы просили присоединения Осетии к России, разрешения осетинам переселяться в низменные районы Северного Кавказа и беспошлинную торговлю с русскими городами. Последние два вопроса были решены положительно. С решением первого вопроса правительство России воздержалось, опасаясь осложнить свои отношения с Турцией и Ираном.

Собрание Сената заявило осетинским послам, чтобы они старались «других осетин склонять к российской стороне и принятию святого крещения».

В 1769 году русские войска приехали в Цхинвал. Здесь генерал Тотлебен встретился с царями Грузии Ираклием, 11 и Соломоном. Они договорились о совместных действиях против турков. В этой войне на стороне русских и грузин, участвовало много воинов из Южной Осетина. Осетины оказали большую помощь русским войскам при переходе через Крестовый перевал. В 1770 году осетины вновь обратились к русскому правительству с просьбой присоединить их к России. Тогда Россия установила военный караул в Дарьяльском ущелье в осетинском селе Цми. Таким образом Тагаурское общество вошло в состав России.

3 июня 1774 года под Моздоком турецкие войска потерпели поражение. В деревне Кючюк-Кайнарджи был подписан мирный договор между Турцией и Россией. Согласно этому договору Осетия с Кабардой вошли в состав России. В этой войне погиб цхинвалец Болатко Хетагуров.

В 1774 году правительство России поручило Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову поехать в Моздок и принимать посланников Осетии. В этом году П. Н. Кречетников принял в Моздоке осетинские делегации со всех обществ. Все они просили губернатора принять их в состав русского государства. Осетины передавали свои горные богатства России.

Весной 1775 года П. Н. Кречетников в Петрограде Екатерине II докладывал, что с присоединением Осетии к России «произойдет слава Вашего Императорского Величества по всей той стране и приманить весьма многие народы и распространить пределы».

Осетия – один из самых живописных регионов Центрального Кавказа, известный своей уникальной природой, оригинальными достопримечательностями и непростой историей. Найти Осетию на карте России несложно, если речь идет о Северной.

Это Россия или нет?

На этот вопрос будут правильным оба ответа: и «да», и «нет». Частично Осетия относится к Российской Федерации, в то время как вторая ее часть является непризнанной республикой.

Какая республика в составе РФ?

Республика Северная Осетия – Алания является автономным субъектом Российской Федерации и включена в Северо-Кавказский федеральный округ. Южная Осетия считается самостоятельной независимой республикой, но она признана лишь четырьмя странами-участницами ООН: Россией, Науру, Венесуэлой, Никарагуа.

Частично существование такой страны признают в , Приднестровье, Нагорном Карабахе, современном Донбассе, отделенном от Украины.

Сейчас Южная Осетия живет самостоятельной жизнью, будучи признанной всего несколькими странами мира, при постоянной поддержке России.

Регулярно ходят слухи о проведении референдума по поводу присоединения республики к Северной Осетии и ее вхождению в состав РФ.

Где находится?

Северная Осетия, как следует из ее названия, расположена к северу от главного Кавказского хребта, на его северных склонах. Ее столицей является Владикавказ . Южные границы республики выходят к Южной Осетии и Грузии, восточные – к Чечне и Ингушетии, западные – к Кабардино-Балкарии, северные – к Ставропольскому краю.

Общие сведения

Северная часть республики занимает Ставропольскую равнину , дальше к югу расположены Сунженский и Терский хребты, а еще южнее – Осетинская наклонная равнина, ограниченная Большим Кавказом. Площадь Северной Осетии достигает 800 тысяч км² при населении чуть более 700 тысяч человек. Главной рекой является Терек.

Климат здесь умеренно континентальный, немного смягченный близким соседством горных пиков. достаточно теплая, а продолжительное, не знойное, с большим количеством выпадающих осадков. Средняя температура января составляет чуть меньше -3 градусов, а июля – чуть больше +20 градусов.

Основными отраслями экономики являются машиностроение, горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, стекольная, легкая и пищевая промышленность.

Где расположена Южная Осетия?

Чтобы без проблем попасть в Южную Осетию, туристу необходимо точно представлять себе ее местоположение.

Географическое положение

Республика находится на южных склонах Большого Кавказа, в так называемом Закавказье, и не имеет выхода к морю. Столицей Южной Осетии является Цхинвал .

Практически со всех сторон света – юга, запада и востока – она окружена территорией Грузии, и лишь с севера граничит с Алагирским районом Алании.

Внутреннее устройство

Площадь республики составляет около 4 тысяч км² при населении чуть более 50 тысяч человек. Более 90% территории занимают горы.

Климат здесь более теплый , чем в Алании, поскольку горные хребты защищают Южную Осетию от северных ветров. Средняя температура редко опускается ниже +4,5 градусов, а среднегодовое количество осадков достигает 600 мм. Самые крупные реки республики – Большая и Малая Лиахва и Ксани.

В республике всего лишь два города – Цхинвал и Квайса – и три поселка городского типа, остальные населенные пункты являются селами. 90% населения – осетины, количество русских и грузин не превышает нескольких процентов.

Промышленность в республике практически не развита, основная отрасль экономики здесь – сельское хозяйство, а именно экспорт фруктов .

Совсем недавно в Южной Осетии шли боевые действия, однако сейчас туристические поездки в эту местность вполне реальны и вы сможете ближе познакомиться с укладом жизни современных осетин.

Смотрите видео-ролик об отдыхе в Алании и природных красотах этих мест:

Цхинвал - столица Республики Южная Осетия, один из древнейших городов Кавказа, основанный царем Асфагуром в 262 году. Цхинвал - сердце Юга Осетии, её столица. Он как в фокусе, собирает все лучшее и достойное осетинской земли. Цхинвал - является административно-культурным центром, организует экономическую жизнь республики имеет древнюю историю. Здесь расположены промышленные предприятия, сосредоточены основные учреждения науки, литературы и искусства.
Неизмеримо выросло значение Цхинвала после провозглашения республики. Ведущая роль в становлении защиты Республики от грузинской агрессии способствовали тому, что Цхинвал стал символом борьбы за независимость и государственность.
Цхинвал сегодня это сосредоточие всего, что строит и укрепляет нашу Республику.
Исторически складывающийся город имеет многочисленные свидетельства прошлого в памятниках археологии, в типах и облике культовых сооружений.
И. Гильденштедт Цхинвал называет Крцхинвали, Чреба, отмечая, что это знатнейшее место. Цхинвал расположен на красивой предгорной местности в ущелье Большой Лиахвы. С северо-востока и с северо-запада к нему плотно прилегают небольшие живописные горы.
На заре своей истории Цхинвал был одним из главных миграционных перекрестков, по которому приходили и воинские рати и торговые караваны. Примечательным следствием этого было разнообразие национального состава населения. В Цхинвале был колоритный еврейский квартал, разрушенный во время грузинской агрессии, армянские улицы и т.д. Наши предки с древнейших времен расселились по обоим склонам главного Кавказского хребта. Преимущественно жили в горах. Горы были частью их жизненного пространства. Образ жизни и их деятельности на протяжении веков был особенным от активно походной до оседлой горской. При этом равнинные территории ими обязательно строго контролировались и были также частью их мира. Далекие в те времена по своему образу жизни от ведения спокойной равниной жизни они позволяли здесь обосновываться различным миграционным потокам, организовывавшим здесь торговлю, примитивную оседлую инфраструктуру, строили культовые сооружения. Так, например, в 14 веке часть миграционных потоков с Азии и Европы армян, евреев, остановились именно на территории Южной Осетии, которая для них стала Родиной, некоторые раньше. Аланы-осетины миролюбиво отнеслись к новым поселенцам, к новым контактам, тем более их торговые связи и умения играли не последнюю роль в создании общей территориально-гражданской единицы с особым полиэтническим колоритом. Местоположение Цхинвала способствовали этому, здесь испокон веков купцы со всего Южного Кавказа обменивались товаром. Время меняет многое. Постепенно со временем и осетины понемногу начинают переселяться на равнину, в город, который, постепенно становится неким центром общения, установления контактов, информирования и т.д. С середины XIX века Цхинвал стал развиваться активнее, приобретая инфраструктурный облик, хотя в целом он остается к этому времени вдали от главных путей сообщения и экономических связей.
К этому необходимо добавить и политический аспект, связанный с грузинским влиянием и отношением. Грузия руками русской администрации огрузинивала город, захватывая земли, препятствуя осетинам налаживать новый уклад жизни и т.д. Тем не менее, Цхинвал все больше и больше приобретал национальный облик, становился синтезатором и распространителем осетинской традиционности, культуры это чувствовалось во всем, проникало везде, распространялось и обогащалось.
5 декабря 1917 г. жители Цхинвала направили комиссару Внутренних дел прошение. Они просили ввести городское самоуправление. Большая часть населения Цхинвала занималось торговлей и ремеслом, другая - виноградарством и садоводством.
Здесь функционировали торгово-промышленные предприятия: склад земледельческих орудий, склад швейных машин «Зингер», 9 кустарных лесопилок, 5 кирпичных заводов и т.п.
Кроме того в Цхинвале было почтово-телеграфное отделение, образовательные учреждения. И он продолжал, медленно, но, тем не менее, развиваться.
20-30 годы - здесь появляются новые объекты промышленного, социального, культурного назначения. Необходимо отметить, что Цхинвал стал объединяющим центром осетин, которые в начале 20 века в рядах различных общественно-политических движений боролись и искали решения о судьбе Южной Осетии.
20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область с центром в г. Цхинвал. В 1934 году Цхинвал был переименован в г. Сталинир, историческое название ему было возвращено в 1961 году. При многих положительных тенденциях в плане развития Цхинвала, идеологический аспект серьезно влиял на суть и глубину происходящих процессов этого периода, далеко не в положительную сторону. Развитие Цхинвала продолжалось. Строились заводы, фабрики, школы, появился и первый вуз - ЮОГПИ. Цхинвал - важнейший узел автомобильного транспорта, начальный пункт движения по Транскавказской автомобильной дороге (Цхинвал-Алагир). Несмотря на то, что и Советская Грузия продолжила политику скрытой, а порой и очевидной денационализации Цхинвал оставался центром осетинской духовности и культуры.
Новый этап в истории - 90-е годы, трагические и героические. В 1989 году началась грузинская агрессия против Южной Осетии продолжающаяся до сегодняшнего дня. Центром сопротивления стал Цхинвал. В то же время именно в эти годы усиливается политическая роль Цхинвала. В соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия - ст. 3 «Столицей Республики Южная Осетия является город Цхинвал, статус которого определяется конституционным законом».
У города есть свой Устав, в котором определены структуры и наименования органов управления, правовые нормы деятельности, полномочия, экономические и финансовые основы и т.д.
Цхинвал имеет свой герб, являющийся официальным символом столицы. В основу герба положена цветовая гамма Государственного флага РЮО. В верхней части герба изображены на фоне восходящего солнца три башни. Из лучей солнца сложено название города. Ниже дано изображение одного из современных древнеарийских знаков, олицетворяющих гармонию жизни в виде колеса - символа вечного движения с изображением двенадцатиструнной арфы.
Чаша Уацамонга олицетворяет гостеприимство, изобилие, щедрость. Внизу ключ города.
Грузинская агрессия 1989-1992 г., 2004 г., 2007 г. нанесла существенный ущерб городу. О войне нам ежедневно напоминают руины еврейского квартала, прострелянные дома, могильные плиты на печально известном кладбище во дворе школы № 5.
К 10-летию РЮО был поставлен памятник павшим защитникам Отечества рядом с храмом Пресвятой Богородицы.
С 2005 г. Цхинвал является членом ассамблеи столиц и крупных городов. В МАГ входит 64 республик, краевых областных центров представляющих все федеральные округа РФ и 8 стран СНГ.
Цхинвал был принят в ряды Ассамблеи на десятой сессии МАГ в г. Минске.
Сегодня в Цхинвале продолжаются восстановительные работы. Из года в год укрепляется инфраструктура города. Ведется новое строительство. Город живет и обновляется в условиях постоянных провокаций.
Цхинвал в этом году стал объектом 4-х месячной водной блокады, продолжается экономическая блокада.
И, тем не менее, крепнут и растут связи югоосетинской столицы с другими городами.
Цхинвал стал членом всемирной организации «объединенные города».
Учреждено звание Почетный гражданин города. Почетными гражданами Цхинвала являются Востриков Алексей Никитич, Гиоев Михаил Ильич, Меркурьев Алексей Алексеевич и др.
Сложна и интересна история Цхинвала. Цхинвал - это переплетение множества политических интересов, идеологий на протяжении веков.
Кто только не пытается отнять у Цхинвала историю: от вероломных соседей до нашедших здесь в свое время пристанище миграционных групп. А те, чьи предки согревали своим взором, оживляли своим шагом, вдохновляли словами молитвы свою землю, продолжают жить и гордо, как родные горы, стойко и нетерпеливо напоминать, что земля Осетии для мира, добра и радости.



Цхинвал – столица Республики Южная Осетия , один из древнейших городов Кавказа, основанный царем Асфагуром в 262 году. Цхинвал – сердце Юга Осетии , её столица. Он как в фокусе, собирает все лучшее и достойное осетинской земли. Цхинвал расположен на быстрой, живописной Лиахве, этимология гидронима которой восходит к древнеперсидскому языку и означает «быстрая река». Цхинвал является административно-культурным центром, организует экономическую жизнь республики и имеет древнюю историю. Здесь расположены промышленные предприятия, сосредоточены основные учреждения науки, литературы и искусства.

Неизмеримо выросло значение Цхинвала после провозглашения республики. Ведущая роль в становлении защиты Республики от грузинской агрессии способствовало тому, что Цхинвал стал символом борьбы за независимость и государственность.

Цхинвал сегодня это средоточие всего, что строит и укрепляет нашу Республику.

Исторически складывающийся город имеет многочисленные свидетельства прошлого в памятниках археологии, в типах и облике культовых сооружений.

И. Гильденштедт Цхинвал называет Крцхинвали , Чреба , отмечая, что это знатнейшее место. Цхинвал расположен на красивой предгорной местности в ущелье Большой Лиахвы. С северо-востока и с северо-запада к нему плотно прилегают небольшие живописные горы.

На заре своей истории Цхинвал был одним из главных миграционных перекрестков, по которому приходили и воинские рати и торговые караваны. Примечательным следствием этого было разнообразие национального состава населения. В Цхинвале был колоритный еврейский квартал, разрушенный во время грузинской агрессии, армянские улицы и т.д. Наши предки с древнейших времен расселились по обоим склонам главного Кавказского хребта . Преимущественно жили в горах. Горы были частью их жизненного пространства. Образ жизни и их деятельности на протяжении веков был особенным от активно походной до оседлой горской. При этом равнинные территории ими обязательно строго контролировались и были также частью их мира. Далекие в те времена по своему образу жизни от ведения спокойной равниной жизни они позволяли здесь обосновываться различным миграционным потокам, организовывавшим здесь торговлю, примитивную оседлую инфраструктуру, строили культовые сооружения. Так, например, в 14 веке часть миграционных потоков с Азии и Европы армян, евреев, остановились именно на территории Южной Осетии , которая для них стала Родиной, некоторые раньше. Аланы-осетины миролюбиво отнеслись к новым поселенцам, к новым контактам, тем более их торговые связи и умения играли не последнюю роль в создании общей территориально-гражданской единицы с особым полиэтническим колоритом. Местоположение Цхинвала способствовали этому, здесь испокон веков купцы со всего Южного Кавказа обменивались товаром. Время меняет многое. Постепенно со временем и осетины понемногу начинают переселяться на равнину, в город, который, постепенно становится неким центром общения, установления контактов, информирования и т.д. С середины XIX века Цхинвал стал развиваться активнее, приобретая инфраструктурный облик, хотя в целом он остается к этому времени вдали от главных путей сообщения и экономических связей.

К этому необходимо добавить и политический аспект, связанный с грузинским влиянием и отношением. Грузия руками русской администрации огрузинивала город, захватывая земли, препятствуя осетинам налаживать новый уклад жизни и т.д. Тем не менее, Цхинвал все больше и больше приобретал национальный облик, становился синтезатором и распространителем осетинской традиционности, культуры это чувствовалось во всем, проникало везде, распространялось и обогащалось.

5 декабря 1917 г. жители Цхинвала направили комиссару Внутренних дел прошение. Они просили ввести городское самоуправление. Большая часть населения Цхинвала занималось торговлей и ремеслом, другая – виноградарством и садоводством.

Здесь функционировали торгово-промышленные предприятия: склад земледельческих орудий, склад швейных машин «Зингер», 9 кустарных лесопилок, 5 кирпичных заводов и т.п.

Кроме того в Цхинвале было почтово-телеграфное отделение, образовательные учреждения. И он продолжал, медленно, но, тем не менее, развиваться.

20-30 годы – здесь появляются новые объекты промышленного, социального, культурного назначения. Необходимо отметить, что Цхинвал стал объединяющим центром осетин, которые в начале 20 века в рядах различных общественно-политических движений боролись и искали решения о судьбе Южной Осетии .

20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область с центром в г. Цхинвал . В 1934 году Цхинвал был переименован в г. Сталинир, историческое название ему было возвращено в 1961 году. При многих положительных тенденциях в плане развития Цхинвала, идеологический аспект серьезно влиял на суть и глубину происходящих процессов этого периода, далеко не в положительную сторону. Развитие Цхинвала продолжалось. Строились заводы, фабрики, школы, появился и первый вуз – ЮОГПИ. Цхинвал – важнейший узел автомобильного транспорта, начальный пункт движения по Транскавказской автомобильной дороге (Цхинвал–Алагир). Несмотря на то, что и Советская Грузия продолжила политику скрытой, а порой и очевидной денационализации Цхинвал оставался центром осетинской духовности и культуры.

Новый этап в истории – 90-е годы, трагические и героические. В 1989 году началась грузинская агрессия против Южной Осетии продолжающаяся до сегодняшнего дня. Центром сопротивления стал Цхинвал . В то же время именно в эти годы усиливается политическая роль Цхинвала. В соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия – ст. 3 «Столицей Республики Южная Осетия является город Цхинвал, статус которого определяется конституционным законом».

У города есть свой Устав, в котором определены структуры и наименования органов управления, правовые нормы деятельности, полномочия, экономические и финансовые основы и т.д.

Цхинвал имеет свой герб, являющийся официальным символом столицы. В основу герба положена цветовая гамма Государственного флага РЮО. В верхней части герба изображены на фоне восходящего солнца три башни. Из лучей солнца сложено название города. Ниже дано изображение одного из современных древнеарийских знаков, олицетворяющих гармонию жизни в виде колеса – символа вечного движения с изображением двенадцатиструнной арфы.

Чаша Уацамонга олицетворяет гостеприимство, изобилие, щедрость. Внизу ключ города.

Грузинская агрессия 1989-1992 г., 2004 г., 2007 г. нанесла существенный ущерб городу. О войне нам ежедневно напоминают руины еврейского квартала, прострелянные дома, могильные плиты на печально известном кладбище во дворе школы № 5.

К 10-летию РЮО был поставлен памятник павшим защитникам Отечества рядом с храмом Пресвятой Богородицы .

С 2005 г. Цхинвал является членом ассамблеи столиц и крупных городов. В МАГ входит 64 республик, краевых областных центров представляющих все федеральные округа РФ и 8 стран СНГ.

Цхинвал был принят в ряды Ассамблеи на десятой сессии МАГ в г. Минске.

Сегодня в Цхинвале продолжаются восстановительные работы. Из года в год укрепляется инфраструктура города. Ведется новое строительство. Город живет и обновляется в условиях постоянных провокаций.

Цхинвал в этом году стал объектом 4-х месячной водной блокады, продолжается экономическая блокада.

И, тем не менее, крепнут и растут связи югоосетинской столицы с другими городами.

Цхинвал стал членом всемирной организации «объединенные города».

Учреждено звание Почетный гражданин города. Почетными гражданами Цхинвала являются Востриков Алексей Никитич, Гиоев Михаил Ильич, Меркурьев Алексей Алексеевич и др.

Сложна и интересна история Цхинвала. Цхинвал – это переплетение множества политических интересов, идеологий на протяжении веков.

Кто только не пытается отнять у Цхинвала историю: от вероломных соседей до нашедших здесь в свое время пристанище миграционных групп. А те, чьи предки согревали своим взором, оживляли своим шагом, вдохновляли словами молитвы свою землю, продолжают жить и гордо, как родные горы, стойко и нетерпеливо напоминать, что земля Осетии для мира, добра и радости .

Республика Южная Осетия (осет. Республикæ Хуссар Ирыстон, груз. რესპუბლიკა სამხრეთ ოსეთი) — частично признанное государство в Закавказье. Вопрос о международно-правовом статусе Южной Осетии является спорным: независимость Республики Южная Осетия в 2008—2009 гг. была признана Россией и тремя другими государствами-членами ООН, в то время как большое количество других государств и международных организаций осудили действия России и продолжают считать регион частью Грузии. Согласно административно-территориальному делению Грузии территория республики расположена на части территорий краёв Грузии Шида-Картли, Мцхета-Мтианети, Имерети и Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети. В Конституции Грузии именуется как «бывшая Югоосетинская автономная область», в ряде других документов — как «Цхинвальский регион» (груз. ცხინვალის რეგიონი).

В советское время (1922—1990) Южная Осетия являлась автономной областью в составе Грузинской ССР (Юго-Осетинская автономная область). С упразднением Юго-Осетинской автономной области Верховным советом Грузии, её территория была разделена в Грузии между несколькими административными районами: Ахалгорским, Горийским, Джавским, Карельским, Онским и Сачхерским.

Топоним «Южная Осетия»

Топоним «Южная Осетия», наряду с другими терминами — «горная Осетия», «нагорная полоса Южной Осетии», «южные, или карталинские, осетины» и так далее, впервые был использован российской военной, а затем гражданской администрацией лишь в начале XIX века. Этот термин имел собирательный характер и подразумевал горные районы историко-географических областей Картли, Рачи и Имеретии, где проживало преимущественно осетинское население.

Первый серьезный шаг в этом направлении был сделан управляющим гражданскими делами и военачальником генерал-лейтенантом Карлом Кноррингом, который в своем рапорте русскому императору от 26 марта 1802 года горные районы ущелий Большой и Малой Лиахви, заселенные осетинами, небрежно называет «Осетией», а предгорную и низменную зоны, населенные грузинами, — «Грузией».

Очень скоро это название подхватили другие русские чиновники, и в одном из составленных в том же 1802 году рапортов заселенные осетинами районы Шида Картли вновь самовольно называются «Осетией».

C 1830 года уже появляется и оппозиционная топонимическая пара: «Южная Осетия» и «Северная Осетия». Так, в статье анонимного автора, напечатанной в газете «Тифлисские ведомости», «Южной Осетией» называется территория горных районов ущелий Большой и Малой Лиахви, Ксани и Меджуды.

Приблизительно та же картина предстает и в записке генерал-фельдмаршала Паскевича тифлисскому военному губернатору генерал-адъютанту Стрекалову, посланной 24 мая 1830 года, где в противоположность «верхней части Осетии» или «Верхней Осетии» упоминается «нижняя часть Осетии» или «Южная Осетия», которая охватывает горную полосу ущелий Большой и Малой Лиахви и Ксани.

Трансформация топонима «Южная Осетия» в обозначение административно-территориального образования с определёнными административными границами произошла в 1922 году, когда была образована Юго-Осетинская автономная область Грузинской ССР.

В настоящее время грузинские власти в официальных документах и выступлениях используют для именования Южной Осетии название «Цхинвальский регион», введённое в употребление во время президентства Эдуарда Шеварднадзе; ранее введённое в обиход во время президентства Звиада Гамсахурдия название «Самачабло» (по фамилии грузинских князей Мачабели, некогда владевших пятью из 364 сёл на территории Южной Осетии) также продолжает использоваться в грузинской прессе.

Физико-географическая характеристика

  • Более 89,3 % территории Южной Осетии находится на высоте 1000 и более метров над уровнем моря. Рельеф горный.
  • Высшая точка республики — гора Халаца, 3938 м.
  • Главный Кавказский хребет закрывает территорию от холодных северных ветров, поэтому средняя температура выше, чем в среднем по Кавказу: средняя температура января +4,5 °C, июля — +20,3 °C.
  • Среднегодовое количество осадков 598 мм.
  • Крупнейшие озёра республики — Келистба, Эрцо, Цетелихатское и Коз.
  • Крупнейшие реки Южной Осетии — Большая Лиахва, Ксани, Малая Лиахва.
  • Самое южное поселение в Южной Осетии — село Орчосан, самое западное — Переу.
  • Площадь РЮО составляет 3900 кв.км. Наибольшая протяженность её с севера на юг — 79 км, а с запада на восток — 88 км.
Крайние географические точки:
42°44′46.31″ с. ш. 43°47′37.26″ в. д. — северная
42°01′18.68″ с. ш. 44°19′20.97″ в. д. — южная
42°21′16.64″ с. ш. 43°35′40.46″ в. д. — западная
42°12′02.62″ с. ш. 44°37′33.44″ в. д. — восточная

Внешняя политика и международные отношения

Независимость Южной Осетии от Грузии первой признала Россия в августе 2008 года. Впоследствии примеру РФ последовали Никарагуа, Венесуэла и Науру. За границей открыто несколько дипломатических представительств и консульских учреждений Южной Осетии.

Административное деление

В республике статус города имеют только два нп — Цхинвал и Квайса. Все остальные населённые пункты имеют статус сёл.

Население

По итогам Всесоюзной переписи населения СССР 1989 года численность населения Южной Осетии составила 98 527 человек. Население Цхинвала составляло 39 800 человек, с пригородами (или по другим данным в 1989 г.) 42 300 человек.

В Докладе ООН приводятся данные, согласно которым на территории Южной Осетии до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек.

По официальным данным самой Южной Осетии (на официальном сайте президента РЮО) указана численность республики в 72 тысячи человек.

По данным Комитета по миграции ПАСЕ численность Южной Осетии после августовских событий составила порядка 50 тысяч человек в 2009 г.

По данным сотрудницы центра «Демос» Варвары Пахоменко, основываясь на данные избирательных комиссий, сведений о миграции беженцев и численности учащихся школ, в 2009 году численность наличного населения РЮО могла достигать в пределах от 26 до 32 тысяч человек, из которых в Цхинвале не более 17 тыс. человек, в Цхинвальском районе более 5 тыс. (из 23 тыс. в 1989 г.), в Дзауском (Джавском) районе около 5 тыс. (из 10 тыс. в 1989 г.), в Знаурском около 4 тыс. (из 10 тыс. в 1989 г.), в Ленингорском (Ахалгорском) районе около 2,5 тыс. (из 12 тыс. в 1989 г. и 8 тыс. в 2002 г.).

Этнический состав

Население Южной Осетии состоит из осетин, грузин и некоторых других этнических групп (в основном русские, армяне, евреи), при этом осетинские и грузинские населённые пункты (до августа 2008 г.) были перемешаны друг с другом. Многие осетинские семьи покинули регион в результате вооружённого конфликта начала 1990-х годов, найдя убежище на российской территории, в основном в Северной Осетии-Алании. Большинство грузин покинули свои сёла в результате последствий грузинской агрессии августа 2008 г. и бежало в Грузию.

По данным Южной Осетии, сейчас (в 2009 г.) большинство населения составляют осетины (80 %).

Во время вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года беженцами из зоны конфликта стали 15 тысяч этнических грузин (более 80 % грузинского населения) и 34 тысячи осетин (более 70 % осетинского населения).

Экономика

В результате грузино-осетинского конфликта комиссия оценила ущерб только государственным и муниципальным объектам — дорожным, газо- и электроснабжения, в 16-18 млрд рублей.
Согласно решению парламента Грузией была организована экономическая блокада Южной Осетии.
Мнение директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, которого цитировала газета «Время новостей» от 25 сентября 2008 года: «Что собой представляет в социально-экономическом отношении Южная Осетия, пока совсем непонятно, никаких данных об этой республике, кроме данных переписи 1989 года, найти невозможно. Грузинская же статистика даёт по этому региону прочерк».
23 сентября 2008 года председатель Счётной палаты России Сергей Степашин заявил, что на восстановление и создание инфраструктуры, а также новых рабочих мест в Южной Осетии из российского бюджета предполагается направить 10 миллиардов рублей; между Счётной палатой России и руководством Южной Осетии достигнута договоренность о том, что расходы российских бюджетных средств в республике будут контролироваться Счётной палатой России.

Основной продукцией, производимой в Южной Осетии являются фрукты (яблоки и груши), которые после войны августа 2008 года перестали поставляться в Грузию (граница закрыта) и в настоящее время поставляются исключительно в Российскую Федерацию.

Единственной валютой, имеющей свободное хождение в республике является российский рубль. Другая иностранная валюта не имеет обращения ввиду отсутствия обменных пунктов.

Газоснабжение

Трубопроводные поставки газа до августа 2008 года осуществлялись через территорию Грузии. В августе поставки были прекращены. В январе 2009 года ОБСЕ провела мониторинг газопровода Агара — Цхинвал и подтвердила его исправность. Поставки возобновились 25 января 2009 года, стоимость газа составила 645 лари ($450) за тысячу кубометров. Однако поставки были нестабильными, давление в газопроводе снижалось до 8 % от номинального.

26 августа 2009 года состоялось открытие газопровода Дзуарикау-Цхинвал, который соединил напрямую Россию и Южную Осетию газовой трубой и позволил бесперебойно получать газ по втрое меньшей цене, чем покупка газа из Грузии.

Водоснабжение

Значительное социальное значение имеет Водовод Едис-Цхинвал, доставляющий воду из источников в сёлах Едис, Бритат, Згубир и Дзомаг в город Цхинвал и попутные населённые пункты.

Планируется перенаправление Ванатской трубы на Цхинвал. Для этого нужно построить трубу, протяжённостью 12 км от источника около села Ванат до села Прис и создать там бассейн. Это позволит запитать всю левобережную часть города. По состоянию на лето 2009 года источник у села Ванат всё ещё снабжает бесплатно сёла, находящиеся на территории Грузии.

Транспорт

Основным средством транспортного сообщения в республике является автомобильный транспорт.

Основной транспортной артерией является Транскавказская автомагистраль, связывающая Южную Осетию с Россией и, через территорию Грузии, с Арменией.

Железнодорожное сообщение прекратилось с началом первого грузино-осетинского конфликта в начале 1990-х годов.

На октябрь 2008 года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) планирует начать разработку проекта прокладки железной дороги с территории РФ на территорию Южной Осетии.

На данный момент (2009 год) авиация республики представлена только вертолётами. Аэропорты отсутствуют.

В дальнейшем планируется строительство удлинённой взлётно-посадочной полосы к северу от Цхинвала, на месте бывших сёл Тамарашени и Ачабети, способной принимать самые тяжёлые транспортные самолёты. Строительство будет вести Спецстрой Минобороны России. Первые самолёты аэропорт примет в 2010 году.

Вооружённые силы

К началу войны с Грузией, вооружённые силы Южной Осетии насчитывали:

  • 15 танков Т-55,Т-62,Т-72 в основной массе Т-55.
  • 25 самоходных артиллерийских установок «Гвоздика» и «Акация»,
  • 12 гаубиц «Д-30»
  • 6 РСЗО БМ-21 «Град»,
  • 4 100-миллиметровые противотанковые пушки МТ-12 «Рапира»
  • более 30 минометов
  • 52 БРДМ БМП-1 и БТР-70.
  • 3 зенитно-ракетных комплекса «Оса»
  • 3 ракетно-пушечных комплекса «Тунгуска»
  • 6 комплексов «Стрела»
  • 10 спаренных зенитных установок ЗУ-23-2
На вооружении Военно-воздушных сил республики находилось 4 вертолета Ми-8.

Граница

Протяжённость южноосетинско-грузинской границы — около 400 км. Для охраны границы между РЮО и Грузией создано 20 пограничных застав. Границу с Грузией охраняют 890 пограничников.

Религия

В 1991 году в Южной Осетии не было ни одного официально действующего храма.

К концу 1990-х священником Георгием из Русской Зарубежной церкви было открыто в Южной Осетии 10 храмов.

С точки зрения мирового православия, Южная Осетия находится на «канонической территории» Грузинской православной церкви, но до августа 2008 года священники ГПЦ служили только на территории, контролируемой грузинской администрацией.

Население и руководство республики настроено против вмешательства РПЦ МП и ГПЦ во внутрицерковные дела Южной Осетии.

В 2008 году действовала Армянская церковь и синагога.

По разным частям региона разбросано большое количество древних грузинских монастырей и храмов. Большинство из них относится к «золотому веку Грузии» — эпохе Давида Строителя и царицы Тамары (10-13 век).

Огромное количество святынь было разрушено и взорвано. Оставшиеся находятся в ужаснейшем состоянии. Во время военных действий в августе 2008 года были сожжены несколько десятков храмов, как, например, Икортская церковь, церковь Архангела в селе Хеити, церковь святого Георгия в селе Кехви и другие.

Архитектура и изобразительное искусство

Среди памятников древней художественной культуры, обнаруженных на территории Ю. О., — восходящие главным образом к энеолиту руины культовых сооружений, остатки жилья, металлические изделия и керамика кобанской культуры. В средневековой архитектуре, относящейся в основном к зодческой школе Грузии и Абхазии, проявились и местные строительные традиции [крестово-купольные каменные храмы Армази (864), Тигва (1152), Икорта (1172); дворец в с. Дзагина (17 в.)]. В горных районах в средние века возводились сторожевые и боевые башни, жилища-крепости, склепы и святилища. Для поселений высокогорного пояса характерны террасообразные композиции, для поселений горной и предгорной частей — усадебный тип застройки. Народное жилище Ю. О. 18—19 вв. — каменная постройка с плоской крышей, террасой и каменное или деревянное сооружение со светодымовым пирамидальным отверстием в центре плоской или чердачной крыши; распространено также 2-этажное жилище с галереей по фасаду. Народное декоративно-прикладное искусство Ю. О. представлено художественной вышивкой золотыми и серебряными нитями и шёлком, металлическими сосудами, украшениями, оружием (отделанными чернью, гравировкой, насечкой), резной деревянной утварью, мебелью и т. д.; характерны изящные рога для питья в серебряной оправе.

Театр

Первые спектакли на осетинском языке были поставлены в 1904 любительскими драматическими кружками в Тбилиси и Орджоникидзе. Профессиональный театр основан в 1931 в Цхинвали из участников драматических кружков; пополнялся выпускниками театральных студий Тбилиси и театральных вузов Ленинграда и Москвы. Формирование репертуара и творческого лица коллектива тесно связано с драматургией и театральным искусством Грузии, Северной Осетии, России. В 1939 театру присвоено имя К. Л. Хетагурова. В театре шли его пьеса «Дуня» (1939) и инсценировка поэмы «Фатима» (1959). С местными авторами театр создал спектакли: «Пастуший хутор» (1940) и «Ханзерифа» (1949) Шавлохова, «Залина» (1956) и «Сказ о матери» (1966) Гаглоева, «Азау и Таймураз» Джусойты, «Мать сирот» Тутаева (оба в 1956), «Амран» Бритаева (1971) и др. На сцене театра шли произведения русской и зарубежной классики, пьесы советских драматургов. Значительный вклад в развитие театра внесли народный артист Грузинской ССР С. М. Джатиева, З. А. Гаглоева, Н. 3. Чочиева, Д. И. Мамиев, И. Д. Цхвирашвили; режиссёры З. Чабиева, В. Мургулия, Г. Кабисов, В. Каиров; художники М. С. Туганов, Ц. Газданов, Т. А. Гаглоев; композиторы Б. А. Галаев, Н. И. Гудиашвили, Д. С. Хаханов. В 1935 в театр вошла и грузинская труппа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!