Понятие образованный человек в разных странах. Памятка студентам или что значит быть образованным человеком

Задание 1 . Прочитайте требования к речи специалиста. Используя материал данного задания, составьте памятку «Как не должен говорить образованный человек».

Речь специалиста должна отвечать следующим требованиям :

1. Устная и письменная речь специалиста должна быть правильной , т.е. отвечать нормам русского литературного языка (орфоэпическим, орфографическим, грамматическим, пунктуационным, стилистическим).

2. Речь специалиста должна быть точной . Это предполагает владение терминологией своей профессии, знание точного значения специальных слов, законов их сочетаемости и правил употребления.

3. Речь специалиста должна быть логичной . Специалист должен уметь выделять главное и второстепенное, отстаивать свою точку зрения, строить рассуждения, выдвигать тезис и приводить в доказательство соответствующие аргументы.

4. Речь специалиста должна быть ясной и доступной . Эти качества речи достигаются при точной формулировке мысли и логическом построении речи в соответствии с целью и обстановкой общения, следовательно, речь специалиста должна быть коммуникативно целесообразной - уместной .

6. Речь специалиста должна быть выразительной . Выразительность речи связана с умением пользоваться синонимами (лексическими и грамматическими), образными средствами языка (эпитетами, метафорами и т.п.).

7. Речь специалиста должна быть эстетичной . Эстетичность речи придают такие качества, как выразительность, чистота, правильность.

8. Специалист должен уметь вести диалог и монолог с одним и несколькими речевыми партнерами лично, по телефону или посредством деловых писем.

9. Ведя диалог или монолог с речевыми партнерами, важно помнить о соблюдении языковых норм. Успешность речевого общения во многом зависит от общей культуры человека, от его осведомленности о правилах этикета, принятых в обществе.

Специалист должен знать и использовать формулы речевого этикета :

1. Формулы приветствия и прощания: Здравствуйте; добрый день; приветствую вас; до свидания; всего доброго; всего хорошего; до встречи.

2. Формулы представления, знакомства: Разрешите представиться; меня зовут...; позвольте познакомить вас с...; познакомьтесь, пожалуйста, это...; рад с вами познакоми­ться; очень приятно познакомиться.

3. Формулы извинения и благодарности: Прошу прощения; извините; извините меня; виноват; позвольте вас поблагодарить; спасибо; благодарю вас; я вам признателен.

4. Формулы сочувствия и соболезнования: Я вам сочувствую; примите мои соболезнования.

5. Комплименты и одобрения: Вы прекрасно выглядите; ваш доклад был самым интересным; у вас все прекрасно получается; вы незаменимый работник; вы отлич­но справились с работой.

6. Поздравления и пожелания: Поздравляю вас; позвольте вас поздравить; желаю вам; с празд­ником; примите мои искренние поздравления.

7. Формулы, сопровождающие просьбы: Пожалуйста; будьте любезны; позвольте вас попросить; если вас не затруднит; очень вас прошу; вам не трудно; вы не можете (не могли бы).

Специалист должен уметь пользоваться тактиками вежливости :

1. Предупреждение негативной реакции адресата.

Я вас побеспокою; позвольте вас попросить; если вы не против; простите за беспокойство; могу ли я к вам обратиться; не могли бы вы мне помочь.

2. Возражение под видом согласия.

Да, но; отчасти это так; вероятно, вы правы, но; мне кажет­ся, что стоит обратить внимание на такой факт.

Если позволите вступить в полемику; сомневаюсь, что это так; в это трудно поверить; не кажется ли вам, что...; если я не ошиба­юсь; мне думается.

В последний раз, когда мы приняли такое решение, получилось не очень хорошо; давайте попробуем избежать прежних ошибок.

5. Вежливый отказ.

Я очень хотел бы вам помочь, но...; очень сожалею, но наша фир­ма не предоставляет таких услуг; сегодня мы не можем выполнить вашу просьбу, обратитесь, пожалуйста, через неделю.

6. Предоставление свободы действий адресату при демонстра­ции своей позиции.

Вы можете поступать, как хотите, но я считаю; право выбора остается за вами, однако позвольте заметить, что...; не хочу вам навязывать свою точку зрения, однако...; это ваше право.

Задание 2. На основании приведенных пословиц и поговорок сформулируйте правила речевого поведения для говорящего и слушающего.

1. Ножом убивают в безлюдном месте, словом - на людях. 2. Корову ловят за рога, а людей - за язык. 3. Будешь следить за языком - он охранит тебя, распустишь его - он тебя продаст. 4. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. 5. Лучше захромать на ногу, чем на язык. 6. Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь. 7. Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя. 8. Яйцо курицу уму-разуму учило. 9. Слова - жемчуг, но когда их много, они теряют цену. 10. У лжеца дом сгорел - никто не поверил. 11. Мечет бисер перед свиньями. 12. Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано.

Задание 3. Прочитайте приведенные ниже тексты, определите, какие виды логических доказательств (рассуждение с дефиницией, индуктивное и дедуктивное рассуждение, аналогическое рассуждение) представлены в примерах.

1.Ирина Хакамада: Я считаю, что публичная политика - это не игра дилетантов по самоутверждению себя на всем народе, а это нор­мальная профессия, такая же, как профессия врача, художника. Есть люди, способные к этой профессии, есть не способные. А самое главное, если ты ею занимаешься, то, как в любой профес­сии, ты должен знать правила игры. Правила игры такие, что ты дол­жен давать интервью и быть максимально искренним. Нравится или не нравится - пляши, не хочешь плясать - уходи из этой профессии.

2.И.Х.: Нам повезло (тезис): не всегда удается человеку прожить не­сколько эпох в течение одной жизни, огромных исторических эпох. Я родилась в советской стране, я пережила перестройку Горбачева, я пережила демократическую шоковую терапию Гайдара и Ельцина, и я сама творила, я была кусочком этой истории, и все зависело от того, смогу я решиться на то, чтобы бежать с этой историей вместе или иногда даже ее опережать, или я буду бояться и потом оставаться где-то на краю (аргументы). Мне повезло, что я решилась, и я начала вариться в формировании новой истории (вывод). И поэтому, конеч­но, главная идея - изменить, попробовать

3.И.Х.: Я недавно вернулась из Санкт-Петербурга, и меня все спраши­вают: «А как это вы без охраны ходите и не боитесь?» Я говорю: «Ох­рана - это когда человек сам себе игрушку придумывает»... Это как маленького ребенка разукрашивают, как новогоднюю елку, это мама делает не для ребенка, ведь ребенку жутко неудобно, а для себя. Так и охрана, она не для защиты, а просто себя любимого в своих глазах поднять.

(По материалам телепрограммы «Школа злословия»)

Темп и манера речи, громкость голоса, интонации и четкость произношения - это те характеристики, на основании которых о вас сложится мнение в первые минуты разговора. Темпоритм речи желательно стараться сдерживать, чтобы он был спокойным, без излишней экспрессии. "Пустое слово сыплется, как горох из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью", - говорил К.С.Станиславский о различии восприятия быстрой и размеренной речи. Поэтому если вы хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, не торопитесь и не тараторьте. Однако следует помнить, что быстрая речь воспринимается более убедительно, поэтому в особо важных моментах лучше ускорить ее темп.

Вы должны говорить весомо и уверенно - как опытный специалист, знающий себе цену. Нерешительного человека можно узнать по невнятным высказываниям, изобилующим эвфемизмами, смягчающими речь: "достичь определенных успехов" вместо "стать лидером", "не очень рад" вместо "разозлился" и т.д. Создают впечатление неуверенности и так называемые квалификаторы: "как бы", "всего лишь", "немного", "судя по всему". О говорящем так кандидате складывается мнение как о человеке слабом, непригодном для серьезной и ответственной работы. Понижают впечатление такие самоуничижительные высказывания типа: "я не оратор", "я еще малоопытный специалист", "я - человек новый".

Если хотите проверить, как вы умеете вербально преподносить себя, запишите свою "самопрезентацию" на диктофон (или снимите на видео), а затем прослушайте запись. Обычно даже самые опытные топ-менеджеры при прослушивании своих самопрезентаций досадливо морщат лоб. А что уж говорить о нас, простых смертных?

При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности. Главное - будьте искренни. Любая фальшь заметна и играет против нас.

Насколько эти советы актуальны для вас и ваших друзей? Какие из описанных ошибок в речевом поведении вы отмечаете у себя?

Задание 5. Познакомьтесь с вопросами, которые могут быть заданы на собеседовании. Используя материал задания 4 , сформулируйте примерные ответы них.
1. Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?

2. Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем ваши преимущества перед другими кандидатами?

3. Каковы ваши сильные стороны?

4. Каковы ваши слабые стороны?

5. Почему вы ушли с предыдущей работы?

6. Получали ли вы другие предложения о работе?

7. Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками?
8. Какие изменения вы бы произвели на новой работе?

9. На какую зарплату вы рассчитываете?

10. Что вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые вы могли бы использовать на новой работе?

11. Как вы повышаете свою профессиональную квалификацию?

12. В какие сроки вы могли бы приступить к работе?

13. Назовите те ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха. Почему?

14. Как вы относитесь к методу принуждения и угроз по отношению к подчиненным? В каком случае следует прибегать к угрозам?

15. Часто ли вы используете похвалу в адрес подчиненных и других людей?
16. Чем вы любите заниматься в свободное время?

Задание 6. Познакомьтесь со стандартными фразами в деловом телефонном разговоре. Подчеркните те, которые Вы чаще употребляете, когда ведете диалог по телефону.

ЯЗЫКОВЫЕ ФОРМУЛЫ
Инициатор разговора Отвечающий на телефонный звонок
1. Начало разговора
Формула приветствия Здравствуйте! Добрый день! Здравствуйте! Добрый день! Алло! Слушаю вас!
Представление Вас беспокоит... Фирма...
С Вами говорит... из фирмы... ...у телефона
Я звоню по поручению... меня зовут... ...слушает
Я представляю интересы...
Уточнение адресата разговора Будьте добры, соедините, пожалуйста, с... Позовите, пожалуйста... Могу я поговорить с... Простите, это фирма...? Простите, я говорю с...? К сожалению, его сейчас нет на месте. Что ему передать? ...сейчас на совещании. Вы не могли бы перезвонить через 15 минут? ...нет, он будет завтра с 10 до 12. Как Вас представить?
Да, я слушаю. Я у телефона.
Реакция на отсутствие адресата разговора Простите, Вы не могли бы передать... что... Не могли бы Вы передать... что звонили из фирмы... и просили его перезвонить нам по телефону... Хорошо, передам... Да, пожалуйста...
Скажите, пожалуйста, а когда он (она) будет?
Простите, пожалуйста, когда можно перезвонить, чтобы застать его? Простите, пожалуйста, Вы не подскажете, как с ним (с ней) можно связаться? Я из фирмы... по вопросу... Простите, удобно будет, если я перезвоню через два часа?
Извинение за «несанкциони­рованный звонок» Я могу отвлечь Вас ненадолго? Вы можете уделить мне несколько минут? Я могу отнять у Вас немного времени? Да, пожалуйста. Да, я Вас внимательно слушаю. К сожалению, я очень занят. Не могли бы мы перенести разговор на... Извините, но сейчас у меня посетители. Не могли бы Вы перезвонить через... минут? Вы не могли бы перезвонить попозже? Вам не трудно позвонить завтра?
2. Введение в курс дела
Исходная информация Я звоню по вопросу/по поводу (вот по какому вопросу У меня к вам следующий вопрос:... Я звоню по просьбе... Я звоню по рекомендации...
Вы не могли бы... Нам нужно... Я должен... Меня просили... ...проинформировать...поставить в извест­ность...обсудить с Вами...сообщить...проконсультировать...связаться с...
3. Обсуждение ситуации
Ссылка на ис­точник инфор­мации По моим предположениям,.. По нашим сведениям... По данным управления... Как нам стало известно...
Перефразиро­вание и авторизация информации Как я Вас понял... Как я понимаю, Вы утверждаете... Другими словами, Вы считаете... Если я Вас правильно понял, Вы говорите...
Коррекция Вы меня слышите? Вы поняли мое сообщение? Вы меня не совсем верно поняли... Боюсь, что Вы меня неправильно поняли... Кажется, Вы меня не так поняли... Вы не могли бы повторить... Простите, не расслышал... Простите, Вы не могли бы говорить погромче (помедленнее)?
Стремление перехватить инициативу Извините, я закончу мысль... Мне хотелось бы уточнить еще несколько деталей.. Одну минуточку, мне нужно уточнить... Простите, у меня есть соображения по этому вопросу...
Подведение итогов Итак, мы договорились? Я думаю, что теперь ситуация ясна... Как я понимаю, теперь мы обо всем договорились. Вот, пожалуй, и все, что мне нужно было Вам сообщить... Больше никаких уточнений и дополнений не будет? У Вас будут еще какие-нибудь соображения по этому вопросу? Вы удовлетворены таким решением вопроса? Как я понимаю, это все? Вы закончили? По этому вопросу, кажется, все? У Вас есть еще какие-нибудь пожелания? У Вас есть еще вопросы?
4. Заключительная часть разговора
Благодарность Очень признателен за помощь... Спасибо за консультацию... Не стоит благодарности. Это моя обязанность. Мне было приятно сделать это.../помочь Вам...
Спасибо за предложение, мы обязательно его обсу­дим... Благодарю за приглашение, с удовольствием его при­нимаю...
Извинение за несанкцио-нированный звонок Прошу прощения за то, что оторвал Вас... Извините за то, что беспокою Вас в нерабочее время/ в вы­ходной день... Извините, пожалуйста, за слишком долгий разговор Простите, что оторвал Вас от дел... Извините за поздний звонок.... Простите, пожалуйста, что побеспокоил Вас в выходной Ничего страшного. Не беспокойтесь, все в порядке.
Прощание Жду Вашего звонка. Буду ждать известий от Вас. Всего доброго. Обязательно позвоню. Постараюсь поскорее связаться с Вами. И Вам всего доброго.
До свидания. До встречи. Всего доброго. Всего хорошего. Успешной поездки!

Задание 7. Определите, какая из форм публичной коммуникации используется

(доклад, сообщение, выступление, беседа, лекция).

Выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений; речь кандидата в депутаты во время предвыборной встречи; отчет премьер-министра о работе правительства; выступление молодого ученого на научной конференции; выступление профорга перед студентами; разговор психолога со школьником; объяснение материала преподавателем на занятии со студентами.

Задание 8. Выберите правильные утверждения.

1. Речь на траурном митинге – это протокольно-этикетное выступление.

  1. Тост – это развлекательное выступление.
  2. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.
  3. Приветственная речь на открытии конференции – это протокольно-этикетное выступление.
  4. Доклад – это подготовленное выступление.
  5. Лекция – это информационное выступление.
  6. Ответ студента на экзамене, зачете – это убеждающее выступление.
  7. Разговор декана со студентом – это публичное выступление.
  8. Поздравление ректором выпускников вуза на церемонии вручения дипломов – это убеждающее выступление.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Декану ГФ ТГТУ

проф. Павлову И.И.

студента 3 курса гр. ИСТ -34

Смирнова А.Д.

Заявление

Прошу разрешить мне досрочную сдачу экзаменов за летнюю сессию в связи с тем, что в период сессии я должен буду пройти курс лечения в санатории.

Копию путевки в санаторий прилагаю.

Что есть образованный человек?

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой», условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим усло­виям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими слова­ми: оно должно «так направлять разви­тие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историче­скую обстановку и действовать в ней». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды».

Что интересного происходит с образованием в цифровую эпоху? Как теперь устроены отношения между поколениями? Почему сегодня нужно говорить о жизни в условиях неопределенности, об умении делать выбор, строить горизонтальные связи, мыслить красиво? ЧТД предложил несколько тем для обсуждения академику Российской Академии образования, психологу Александру Асмолову и сооcнователю ряда образовательных проектов, предпринимателю Александру Рудику. Публикуем их диалог.

доктор психологических наук, директор Федерального института развития образования (ФИРО), заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.


инвестор, президент фонда «Прообраз», предприниматель, член Координационного совета «Деловой России», сооснователь медиапроектов про образование «Мел» и ЧТД.

Как «цифра» меняет общество

Взрыв, связанный с сетевой реальностью, резко меняет ментальные установки людей. Например, исчезает противопоставление «центр-периферия». Многие схемы, которые есть в нашем сознании, начинают трещать и ломаться. Я, когда заблудился однажды в Париже, всех доставал вопросом: «Как пройти в центр?» Пока один сообразительный человек не сказал мне: «А в Париже нет центра».

У нас географически всегда в центре Кремль, наше пространство упаковано так. Но есть совершенно другая ментальная упаковка, где центр-периферия - только одна из линий. Тогда нет почвы для комплекса неполноценности, если я где-то на выселках, а другие - в центре мира. Это возможно благодаря цифровой реальности, в которой живут и действуют новые поколения.

Другая особенность этих новых поколений - они, как Юлий Цезарь, многозадачники. У них нет одноколейной переработки задач. Их кругозор широк, и они уходят в цифровую реальность, как в портал.

Недавно, когда меня попросили выступить, я предложил тему, которая понятна всем: «Как догнать детей и внуков». Нужно сделать программу интернет-образования для 50-60-70-летних. Не для того, чтобы просто научить их пользоваться интернетом, а чтобы дать им возможность по-другому общаться с молодыми поколениями.

Я знаю ситуации, когда боевые бабушки или дедушки начали быстро осваивать интернет. Одна знакомая, когда у нее появился iPhone, мне сказала: «Я заэпплилась. Наконец внучка посмотрела на меня как на серьезного человека».

При этом большинство не понимают, как работает та или иная цифровая технология (тот же мобильный телефон), хотя все ею пользуются. Есть даже мнение, что общество движется к цифровому первобытному строю.


Другая проблема, которую принесла «цифра», на мой взгляд, - это проблема избытка информации. Сейчас много говорят про цифровую грамотность. Это важный вопрос, но я бы сейчас больше занимался информационной грамотностью. Умение отфильтровать лишнее, определить ценность и правдивость информации - это, мне кажется, самое простое, чему нужно учиться.

Потому что мы часто тратим кучу времени на всякую ерунду; самый ценный свой ресурс используем впустую. Критически важно умение работать с информацией, но этому как раз никто не учит.

А. Асмолов: Интернет и порожденная им избыточность информации постоянно на нас воздействуют, так что можно считать цифровую среду фактором эволюции человека. Нам предстоит учиться жить в этой среде, иметь дело с избыточностью, отбирать ценное из того, что на нас обрушивается, и отвечать за свой выбор.

Кого мы хотим выпускать

А. Рудик: Умение делать выбор и отвечать за него - это следующая тема, которой, к сожалению, не учат у нас вообще никак. Ректор одного из лондонских университетов на мой вопрос: «А на какой результат вы рассчитываете, когда даете образование?» ответил: «Мы учим мыслить красиво». Я говорю: «И все? Это все?» Да, других задач нету.

По сути ведь что дает «цифра»? Невиданную степень свободы. Ты вообще оказываешься в другом мире, где исчезает монополия на информацию и на знания. Контент бесплатный, средства коммуникации практически бесплатны. Приложив небольшие усилия, ты можешь задать любому человеку в мире вопрос и получить ответ. И система образования должна под эти новые условия меняться полностью. А она не меняется, она осталась.

А. Асмолов: Она медленно меняется.

А. Рудик: Да, но ментально она не меняется. Еще одна идея заключается в том, что мы должны выпускать из системы образования «сложного» человека. Не умного, а сложного, который понимает, как действовать, как оценивать информацию, как в ситуации неопределенности поступать правильно. Не все еще осознают, насколько большая предстоит революция.

А. Асмолов: На самом деле происходит революция сложности. Она почище, чем промышленная революция и другие технологические революции, потому что революция сложности - это прежде всего революция ментальности. В ее результате появляется человек, обладающий «избыточными степенями свободы»«.

Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно, я существую». Для сегодняшнего века надо сказать по-другому: «Я сомневаюсь, значит, я существую». Сомнение - это работа с неопределенностью. И когда мы растим людей, готовых к работе с неопределенностью, - тут вы абсолютно правы, это действительно красиво.

У кого есть потребность в развитии

А. Рудик: Мне кажется, у думающих взрослых точно есть такая потребность. Но их не так много. Но всех взрослых можно постепенно «зажать» с двух сторон: есть дети, которые живут в цифровом мире, и есть люди серебряного возраста.

Для меня было открытием, что люди старшего возраста настолько активны, так хотят чему-то научиться и найти себе применение в новом мире!

Если, условно, с одной стороны будут поджимать дети, а другой будут активные бабушки-дедушки...

А. Асмолов: ...Которые хотят догнать внуков...

А. Рудик: Да. Тогда и взрослым придется меняться.

А. Асмолов: У нас с детьми разные модели успеха. Какие модели успеха у нас - я знаю, а какие у них модели успеха? Мы часто видим педагогические вузы, которые тащат детей (через педагогов) назад. Мы как будто хотим, чтобы детей задержали, вернули. Надеюсь, что не получится. Хотя зомбификация происходит быстро.

А. Рудик: Проблема здесь в непонимании мотивации современных детей и того, какие цели мы преследуем в обучении и воспитании. В сложном мире «зомбификация» - это самый простой выход, попытка прислониться хоть к какой-то системе в условиях неопределенности. Поэтому так часто и общество, и власть апеллируют к советскому опыту. Но тогда мир был совсем другим, и задачи были другие. Идеология удерживала связность системы, и эта система не заканчивалась выпуском из школы. Сейчас этого нет. Сейчас спроси у половины чиновников, которые у нас отвечают за образование, - «Чего хотят дети и куда вы их хотите привести?» - они не скажут.

А. Асмолов: Поиск моделей успеха - это колоссальная задача сегодня. А главное, насколько наивно мыслят те, кто хотят детей вернуть назад! Один из управленческих лидеров сказал мне: «Вот вы психолог. Что происходит с детьми? Они все сейчас в интернете. Вы могли бы помочь нам договориться с главным блогером?» Эта идея «главного блогера» сродни идее о том, что всегда посередине города есть Кремль.

Уметь сыграть в оркестре

А. Рудик: Требования к людям сегодня совершенно другие. Они должны уметь быстро подстроиться друг к другу, чтобы играть - условно - в оркестре, чтобы действовать слаженно. Не только знать свою партию, а уметь подстроиться - сыграть в нужной тональности и темпе. Без дирижера.

Мне кажется, что общество будет строиться по принципу сообществ. Это уже происходит сейчас. Причем эти сообщества будут возникать, пропадать, эволюционировать, сливаться, еще как-то двигаться. «Оркестров» будет много. Если раньше были вертикальные группы, устроенные как иерархия, то сейчас свобода стала практически абсолютной. Предстоит большой этап организации этих сообществ. Всяких разных, больших, маленьких... Причем не важно, на какой основе.

А. Асмолов: А между ними мостики.

А. Рудик: Да. И мостики через людей, а не через институты.

А. Асмолов: Вертикаль вообще - хрупкая конструкция, она в этом мире, где столько вызовов, сложностей, прекращает работать, потому что уменьшает число степеней свободы. Сейчас в обществе скорее будет действовать именно сила слабых связей (в соответствии с концепцией американского социолога Марка Грановеттера. - ЧТД), то есть отношений, возникающих между соседями, коллегами, дальними знакомыми.

Что отличает образованного человека

А. Асмолов: Одна из уникальных вещей - искусное плаванье в избытке информации. Но самая главная черта - порождение новой информации.

Замечательный Ганс Селье, который ввел в нашу культуру понятие «стресс», всех людей разделил на две категории: постановщики проблем и решатели проблем. И скромно говорил: «Вот Эйнштейн и я - постановщики проблем».

На самом деле это единство: постановка проблем и умение искать информацию. Ну и третье - принимать решения. Ответственный выбор, а не просто выбор. Сегодня быть образованным значит порождать образование.

А. Рудик: В английском есть слово literacy, которое переводится как «грамотность», но это не совсем грамотность. Не как раньше: «ты умеешь грамотно писать, читать», а грамотность цифровая, информационная, социальная. Грамотный человек не может быть пассивным.

Ты не можешь быть образованным, грамотным, если ты не взаимодействуешь с миром, не являешься частью какого-то сообщества, не даешь туда импульсы...

Ты должен понимать, как сигнал отдавать и как принимать, ты должен делать что-то. Именно это - грамотность в широком смысле слова.

А. Асмолов: На самом деле образование - это порождение смыслов. А уж технологии и платформы вторичны. Почему я боюсь платформ и программ? Я боюсь запрограммированного человека. В данном случае человек, порождающий смыслы, преодолевающий избыточные степени свободы, - вот это образованный человек.

А. Рудик: Причем смыслы - это не только результат работы разума. Я тут увидел выступление , создателя компании Alibaba, и он говорил, что сейчас в мире более важен и востребован не IQ, а LQ. L - от слова Love, Любовь. То есть важен человек, умеющий прежде всего любить. Это то, чего не умеет робот с самым продвинутым искусственным интеллектом. Это и есть элемент человека «сложного». Что такое любовь? Это умение отдавать больше, чем принимать, что в математическую логику не укладывается.

А. Асмолов: У Юрия Германа было гениальное понимание любви, близкое по смыслу к тому, что вы говорите: «Любовь - это общая система кровообращения». И то, что лидер такой крупной компании говорит, что в начале была любовь, а не технология или платформа...

А. Рудик: Это одна из самых технологичных компаний в мире.

А. Асмолов: Да, никто его не упрекнет, что он не знает технологий. Так вот, он этим LQ говорит нам: «Вы думаете, что впереди будет мир искусственного интеллекта. Ничего подобного! Впереди будет коммуникация, впереди будет любовь».

Образованный человек - полезный человек

2. Что есть образованный человек?

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой», условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим усло­виям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими слова­ми: оно должно «так направлять разви­тие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историче­скую обстановку и действовать в ней». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды».

Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых Новосибирской области

Андрагогика (педагогика образования взрослых)

Андрагогика имеет дело с общими закономерностями обучения взрослых, с научно-методическим и кадровым обеспечением этой деятельности. По мнению известного социолога И.С. Кона, возрастные категории имеют три системы отсчета...

Идеал совершенного человека в народных сказках

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания...

Использование инновационных технологий на уроках "Человек и мир"

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической инновационной технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют больше разночтения. ь Технология - это совокупность приёмов...

1. Местоположение раздела «Человек. 8 класс» Данный раздел изучается в 8-ом классе потому, что у учащихся уже сформировано общебиологическое понятие «эволюционное развитие организмов». В 6-ом классе изучался раздел «Бактерии. Грибы. Растения»...

Педагоги прошлого – Януш Корчак

Мы хотим, чтобы дети были лучше нас. Грезится нам совершенный человек будущего. Мы простили себя и освободили от обязанности исправляться. Плохо нас воспитали. Но поздно! Не позволяем критиковать нас детям, и не контролируем себя сами...

Проведение урока "Всеобщая декларация прав человека"

Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы на уроках "Человек и мир"

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности...

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

В современном индустриально развитом мире появилось множество проблем - социальных, демографических, межнациональных, экологических. Каждая страна мира пытается решить их по-своему...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Здесь выделяется два аспекта: во-первых, ребенку нужно научиться справляться с той пищей, которую едят все, и во-вторых, научиться делать это без посторонней помощи. Овладеть этими умениями очень важно...

Формирование творческой активности школьника

В наших словарях и энциклопедиях понятие «человек» сводится к понятию «личность». И только философский словарь эти понятия разводит, зато философская энциклопедия (М., 1970) - эти понятия окончательно запутывает...

Как все живое, человек активен, т. е. способен избирательно отражать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, имеет, по выражению Ф.Энгельса, «самостоятельную силу реакции». Он пластичен, т. е...

Человек как предмет педагогической антропологии

Все перечисленные видовые особенности присущи человеку с самого рождения. Каждый ребенок целостен, каждый связан с Космосом, земной природой и обществом. Он рождается биологическим организмом, индивидной индивидуальностью, членом общества...

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников

Существует несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В нашей работе мы рассматриваем именно электронное портфолио, так как, помимо того...

Я-концепция ребенка дошкольного возраста

Программа "Я - человек". Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу "инструмент", который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях...

на тему: Образованный человек - полезный человек



Введение

Слово и жизнь

Что есть образованный человек?

Требования к образованному человеку

Заключение

Список литературы


Введение


Государство делает все возможное для того, чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми, получили отличное образование, овладели новыми информационными технологиями, необходимыми в XXI веке, стали достойными, уважаемыми людьми, патриотами Отечества.

Как мы видим, одна из целей - предоставление образования, что закреплено в основном законе государства - Конституции РФ. Чем обусловлено такое целеполагание, настолько оно необходимо и в чем выражается его полезность попробуем сейчас разобраться.

Так, образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Следовательно, в процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Таким образом, на мой взгляд, образование - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею, фундамент развития культуры.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что образованный человек есть полезный человек - он является своеобразным средством передачи информации.


1. Слово и жизнь


"Слово человека есть кровь его сердца " (Араб. пословица)


Приведённая выше пословица людей востока означает, что всё то, что человек может передать людям полезного через слова, не может быть им выражено для пользы людей, если это не будет пережито и перечувствовано самим говорящим. Слово, как одно из важных средств общения с людьми, должно быть не только средством, но и особым разумным содержанием, - тем, что даёт человеку его духовный опыт жизни и наблюдения.

Властно влияя на умы и чувства людей, такое слово переходит в творческий процесс жизни и одухотворяет эту жизнь, давая ей разумное содержание и направление. В общем культурном развитии человечества только от такого направления человеческой деятельности и накопились особые духовные ценности, как религия, в истинном своём значении, давшая в области чувства нравственные законы взаимоотношений между людьми, и наука, давшая в области опыта и знания обильный материал для материального улучшения человеческой жизни.

Для освобождения же личности человека от невежества и пробуждения в нём творчества мысли необходимо образование - это самое широкое ознакомление человека с достигнутыми научными ценностями при свободном исследовании всего, что подвергается вниманию и суждению человека.

Потребность передачи опыта жизни, как и потребность исследования скрытых сил природы, врожденна чувству человека, как существу разумному, мыслящему. Это создало преемственную связь одного поколения с другим, способствуя дальнейшему умственному развитию человечества.

Таково значение человеческого слова. Печатное слово, являясь хорошим пособником самообразования, может тогда только исполнить своё высокое значение, когда оно будет содержать в себе серьёзный и разумный материал, отвечающий запросам человеческого духа, и когда с вдумчивым расположением будет относиться к нему читатель.

Читатель стал искать в чтении не решения серьёзных вопросов жизни, не подтверждения верности своих наблюдений и переживаний, а удовольствие самому себе во время отдыха, но не от труда, а от тяжести изживаемых им излишеств. А раз народился такой читатель, то по спросу, вызывающему предложение, появился и писатель, удовлетворяющий вкусу этого читателя, и оттого самое слово, как средство общения, потеряло даваемое ему прежде такое высокое значение, как средство для выражения только особой человеческой мудрости. Нелишне напомнить слова поэта: "Сейте разумное, доброе, вечное: сейте, - спасибо вам скажет сердечное русский народ!..".

Из всего сказанного следует сделать вывод и для писателя и для читателя, а для последнего, пожалуй, необходимо не менее серьёзное отношение к чтению, так как это помогает самообразованию. Самая суть чтения не должна состоять в простом механическом восприятии чужих знаний, чужих мыслей и настроений - "что последняя книга скажет, то на душу и ляжет"; суть чтения состоит в переживании возбуждённых прочитанным своих собственных мыслей и настроений, то есть - в переводе чужих слов и мыслей на язык своего духовного чувства, которое родится от углубления сознания в передаваемые мысли в связи со своими наблюдениями жизни.

Только такое отношение создаёт условие для просвещения и развития сознания человека, ибо жизнь прежде всего есть творчество, а чтобы творить, для этого нужна деятельная способность и уменье разбираться в окружающих обстоятельствах.


2. Что есть образованный человек?


Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой», условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: оно должно «так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды».


3. Требования к образованному человеку

знание слово образованный общественный

Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной жизни. Это говорится о людях, не имеющих иных условий для своего просвещения, как только через самообразование. Но что сказать о тех, кому представилась возможность воспользоваться всеми условиями и средствами образования? Что сказать о человеке, получившем всестороннее и полное образование?

К такому человеку жизнь предъявляет и больше требований. Образованный человек должен всё своё знание превращать в постоянный источник света для других. Он должен войти в сферу просветительного и облагораживающего влияния на самую жизнь и стать в непосредственное общение с народными массами. Образованный человек должен представлять ту частицу общества, которая из грубого материала жизни претворяется, как кровь в сердце, в духовные ценности для всего общественного организма.

В нём должен проявляться особый вид общественной деятельности. Он должен представлять из себя не мёртвую пассивную силу, а деятельное сердце и мозг общественного организма, разумно соединяясь со всеми его направлениями, как сила мыслящая, чувствующая и направляющая. Он должен понимать и оценивать действительность с точки зрения общественного блага. Образованный человек не может быть образован только для себя и про себя, - он образовывается для всех и должен быть светлым явлением в том уголке, где он живёт.

Особая чуткость и отзывчивость к интересам окружающей жизни, вообще, и к личной каждого, в частности, есть своего рода образованность характера и мир чувства, что дополняет умственное развитие так же, как при цветке, кроме его красивого вида, нужен ещё и плод. Он должен помнить, что мир жизни - это мир общественного трудообмена и взаимопомощи в тесной связи служения друг другу, а для этого одного умственного развития не достаточно, нужно ещё и развитие чувства, той особой чуткости и отзывчивости, которые характеризуют особенности отношения человека к другим в его поступках и деятельности.

Такое повышенное требование к образованному человеку диктует в настоящее время и сама жизнь. Образованному человеку не достаточно только знать о многом научном, но нужно показать на себе, как это научное нужно прилагать к жизни в общении с людьми, короче говоря - жить научно. А это уже переходит в область самопознания, в область чувства. Для этого нужно прежде всего самому сделаться духовно стойким и сильным, нужно в себе накопить не только силу мысли и разума.

Быт жизни засорён многими привычками с пагубными последствиями и это только потому, что люди видят примеры поступков других людей в удовлетворении своих вредных прихотей. Практическое же применение научной мысли, образование отдельных кружков для проведения научных идей в жизнь, создадут оживляющие жизнь центры, от которых пройдёт в общественную жизнь влияние на создание нового научного быта народной жизни. Этому поможет уменье образованного человека вдумываться, оценивать и понимать запросы текущей жизни.

Способность же образованного человека организовываться в жизни, опираясь на достоверные научные знания и беспристрастные нравственные обязанности, должно быть всегда достоянием общества, как материал, возмещающий общественное неравенство умственного развития, в особенности, при наследии этого от прошлых условий общественной жизни. Вот, только с такими личными отношениями образованного человека к жизни и можно назвать его истинно образованным в самом лучшем и высоком значении этого слова.


Заключение


Проделывая эту работу, я пришел к выводу, что только в особых условиях личной деятельности образованного человека и при непосредственном общении его с широкими народными массами может создаться и широкая возможность передачи образования практическим жизненным путём в самую среду народной жизни. Если в стенах учебных заведений передаётся учащимся знание, то вне этих стен должна работать сознанием и практика.

Приобретённая образованным человеком научная ценность обязывает его к этой особой научной деятельности в непосредственном общении с людьми. Этим, несомненно, значительно облегчится и разовьётся самообразование для тех, кому нет возможности оторваться от семейной трудовой жизни и посвятить свои годы исключительно науке. Правда, один из видов общения представляет из себя и литература, это - то печатное слово, которое является посредником между мыслящим образованным человеком и человеком, ищущим средств для своего духовного развития. Но ведь самое слово, которое передаётся литературой, происходит из тех процессов жизни, в которых находится сам человек по выражению: "кто кем побеждён, тот тому и раб".


Список литературы


1. Журнал "Вестник " №12.

Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании.

Журнал «Школа и жизнь».

Биери П. Отечественные записки.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!