Жанры античной лирики в лицейский период творчества А.С. Пушкина

Учебник для 9 класса написан известными учеными в области истории литературы и методики ее преподавания в школе. Историко-литературный курс охватывает основные этапы развития отечественной литературы от Средневековья до середины XIX столетия, а также обзор литературы второй половины XIX-XX веков. В каждой части учебника помещены основные художественные тексты и их фрагменты, необходимые для работы на уроках.

«Свободы верный воин».
По окончании Лицея Пушкин окунулся в бурную, полную развлечений и пропитанную духом либерального вольномыслия атмосферу столичной жизни. Рост свободолюбивых настроений в русском обществе был обусловлен многими причинами, среди них Великая французская революция 1789 года и события 1812 года, а также итоги зарубежного похода русского воинства в 1814 году. Обещанные Александром I в начале царствования либеральные проекты остались лишь намерениями, что вызвало рост недовольства в среде образованного молодого дворянства. На этом фоне вновь стали актуальны радищевские призывы к борьбе с самодержавным самовластьем. Возникали тайные собрания и кружки (вроде упомянутой «Зеленой лампы») - литературно-политические объединения с явным либеральным уклоном.

Пушкин был завсегдатаем вечеров, заседаний молодых прогрессистов - членов «Союза спасения» и «Союза благоденствия», рассматривающих лирику вольнолюбивого поэта как важнейшее средство распространения передовых идей. Общение с братьями Тургеневыми, Н. Муравьевым и И. Долгоруким оказало огромное влияние на взгляды Пушкина-художника («Витийством резким знамениты, / Сбирались члены той семьи» - так охарактеризует поэт тайные собрания будущих декабристов в набросках к 10 главе романа «Евгений Онегин»). П.А. Вяземский вспоминал об этом периоде жизни Пушкина: «Он часто был Эолова арфа либерализма на пиршествах молодежи и отзывался теми веяниями, теми голосами, которые налетали на него <...> Он любил чистую свободу, как любить ее должно, как не может не любить ее каждое молодое сердце, каждая благорожденная душа».

Оглавление
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН 3
«Мы рождены для вдохновенья...» 4
Лирика
«Я петь пустого не умею...» 19
«Свободы верный воин» 22
Поэтический побег 27
«...Друг истины, поэт!» 37
«Поговорим о странностях любви...» 43
«...Чтоб мыслить и страдать...» 49
Роман «Евгений Онегин»
«Я думал уж о форме плана...» 75
Онегин и другие 79
Милый идеал 87
Эпическая муза 91
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 97
Неведомый избранник 106
Роман «Герой нашего времени»
«...Признаки таланта первостепенного...» 122
«Онегин нашего времени» 124
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ 143
«Талант необыкновенный, сильный и высокий» 150
Поэма «Мертвые души»
Рождение русского эпоса 152
Русь «с одного боку» 154
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКА
«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 211.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, 9 класс, Часть 2, Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Профессор Куницын на акте, в день открытия Лицея,обращался к двенадцатилетним мальчикам, будущим своим слушателям. Он наставлял их на путь истинной добродетели, убеждал их быть достойными своих знаменитых предков и позаботиться о славе своего имени. «Вы ли хотите, говорил он мальчикам,смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?»

Вступительный экзамен сдан 12-го августа и обнаружилполную случайность и несистематичность знаний Пушкина: он получил отметки: «в грамматическом познании Российского языка - очень хорошо, в грамматическом позвании французского языка - хорошо, в грамматическом познании немецкого языка - не учился, в арифметике - до тройного правила, в познании общих тел - хорошо, в начальных основаниях географии и в начальных основаниях истории - имеет сведения».

Успехи лицеистов были очень скромны: ни директор, ни инспектор не сумели поставить преподавание с надлежащей серьезностью, и в результате воспитанники завоевали полную свободу:«кто не хотел учиться, говорит бар. Корф, тот мог предаваться самой изысканной лени; но кто и хотел, тому не много открывалось способов, при неопытности, неспособности или равнодушии большей части преподавателей, которые столь же далеки были от исполнения устава, сколько и вообще от всякой рациональной системы преподавания».«Кто хочет - учится, кто хочет - гуляет», пишет в 1812 году Илличевский. Само собою разумеется, что такая постановка преподавания была верным залогом того, чтонестройные и неровные познания Пушкина, вынесенные из домашнего чтения, не только не улеглись в стройную систему, но едва ли особенно обогатились чем-нибудь под влиянием лицейских руководителей: по-прежнему чтение, случайное и несистематическое, воспитывало вкривь и вкось душу юного поэта.

Из наставников один Кошанский, профессор русской словесности, чувствуя в юноше будущего писателя, пытался «воспитывать» его гений; но юный поэт, не терпевший никаких притязаний на свою свободу, недобрым смехом отозвался на добросовестные потуги педанта-Аристарха.
http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/03juv_misc/1815/0191.htm «Моему Аристарху.»

Из этих характеристик мы видим, что и для педагогов Лицея Пушкин остался все тем же неразгаданным, не поддающимся никакому влиянию , каким он покинул отчий дом.
Профессор Куницын признал «понятливость», «замысловатость» и «остроумие» юноши, но убедился в том, чтоон «способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особливо по части логики».
В октябре-ноябре 1816 г. успехи его были таковы: «в Энциклопедии права 4 (высший балл - 1; 0 обозначает отсутствие ответа), Политической Экономии - 4, Военных науках - 0, Прикладной Математике - 4, Всеобщей Политической Истории - 4, Статистике - 4, Лат,.яз. - 0, Российской поэзии - 1, Эстетике - 4, Немецкой риторике - 4, Французской риторике - 1; Прилежание - 4, Поведение - 4».
(Т.Е. если исключить французский и русский Пушкин был, говоря по современному «двоечником!»)

В выпускном свидетельстве, рядом с отметками, показывающими успехи хорошие, весьма хорошие и даже превосходные («в российской и французской словесности, а также в фехтованье),об истории, географии, статистике, математике и немецком языке глухо, но красноречиво сказано: «занимался». Если сравнить эту аттестацию с той, по которой он был принят в Лицей, нетрудно убедиться, что за все пять лет пребывания в Лицее Пушкин успешно отстаивал свою личность от всяких на нее посягательств,учился лишь тому, чему хотел, и так, как хотел. «Неуимчивый», по удачному выражению няни Арины Родионовны, в детстве, он таким же «неу имчивым» оказался и в юности.

Т.Е. если исключить французский и русский Пушкин был, говоря по современному «двоечником по всем предметам!»

В записи все характерно от начала до конца: и полная беспомощность по отношению к юноше-поэту одного из воспитателей, который даже по признанию бар. Корфа отличался «большим даром слова и убеждения», и необузданность13-летнего мальчика , вспыльчивого и заносчивого, готового вслух задирать нелюбимое начальство и, в порыве смешливого настроения, зло и обидно шутить не только над товарищами, но и над их родителями.

Директор Лицея Ег. Ант. Энгельгардт (был назначен 27-го января 1816 г., вступил в отправление обязанностей 4-го марта 1816 г.), котороговсе современники и лицеисты, товарищи поэта,считали хорошим человеком и влиянию которого поддались в Лицеевсе, кроме Пушкина.
Пушкин не поддался этой умной политике нового директора: он упорно замкнулся в себе, к директору на дом не ходил и вообще в обращении с ним обнаруживал наиболее несимпатичные стороны своего характера. В результате, Энгельгардт, этот, по общему отзыву современников, хороший педагог, не понял сердца юноши и несправедливо осудил его в известной своей характеристике:«его сердце холодно и пусто; в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце». (Я согласен с этим мнением, ибо перечитал лицейские стихи Пушкина! Иерей Леонид.)

…то тем понятнее недоразумения в отношениях Пушкина с товарищами,недоразумения, начавшиеся с первого года его вступления в Лицей и продолжавшиеся не только в течение всей его жизни, но перешедшие даже на его память.

Пущин: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. Не то, чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями ставил себя в неловкое, затруднительное положение, не умел потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускользают в школьных сношениях.Все мы, как умели, сглаживали некоторые шерховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью - и то и другое невпопад, это тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное ему недоставало того, что называется тактом; это капитал, необходимый в товарищеском быту, где мудрено, почти невозможно, при совершенно бесцеремонном обращении, уберечься от некоторых неприятных столкновений вседневной жизни. Все это вместе было причиной, что вообще не вдруг отозвались ему на его привязанность к лицейскому кружку, которая с первой поры зародилась в нем, не проявляяся впрочем свойственной ей иногда пошлостью».

«Барон Корф писал о Пушкине вот в таких выражениях:
«В Лицее он решительно ничему не учился , но как и тогда уже блистал своим дивным талантом, а начальство боялось его едких эпиграмм, то на его эпикурейскую жизнь смотрели сквозь пальцы, и она отозвалась ему только при конце лицейского поприща выпуском его одним из последних. Между товарищами, кроме тех, которые, пописывая сами стихи, искали его одобрения, и, так сказать, покровительства, он не пользовался особой приязнью. Как в школе всякий имеет свой собрикет (прозвище), то мы прозвали его «французом», и хотя это было, конечно, более вследствие особенного знания им французского языка, однако, если вспомнить тогдашнюю, в самую эпоху нашествия французов, ненависть ко всему, носившему их имя, то ясно, что это прозвание не заключало в себе ничего лестного. Вспыльчивый до бешенства, с необузданными африканскими (как его происхождение по матери) страстями, вечно рассеянный, вечно погруженный в поэтические свои мечтания, избалованный от детства похвалою и льстецами, которые есть в каждом кругу, Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего привлекательного в своем обращении. Беседы ровной, систематической, связной у него совсем не было; были только вспышки: резкая острота, злая насмешка, какая-нибудь внезапная поэтическая мысль, но все это только изредка и урывками, большею же частью или тривиальные общие места, или рассеянное молчание, прерываемое иногда, при умном слове другого, диким смехом, чем-то вроде лошадиного ржания…»
http://www.boldinomuzey.ru/dujeljant/137-dujel-s-korfom.html


Начало творчества

Стихи Пушкина 1813-1814 годов, лицей

Профессор Куницын к двенадцатилетним мальчикам: «Вы ли хотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?»
Декабрь. Пушкин принимает участие в литературном кружке лицея и в первом лицейском рукописном журнале “Вестник”


Первый том.

Четвёртое от начала стихотворение: «К другу стихотворцу.»

«мой жребий пал,я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, -а я таки поэт».
«Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия! - Что, если Аполлон,..
Твой гений наградит
Хорошие стихи не так легко писать,
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Поэтов - хвалят все
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным - хорошо, спокойным - лучше вдвое.» 1814 год

Девятое от начала Первого тома стихотворение: «К сестре» 1814 г. Пушкину 15 лет.
«Я поэт младой.»
Итак, выбор сделан!

В конце Средневековья появился интерес к классическому прошлому, который привёл к Ренессансу . Во время ренессанса внимание сместилось с общества в целом на отдельную личность. В результате, в этот период на танцоров стали смотреть как на идеальных людей.
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_балета

Но танцоры мало подходили на роли «идеальных людей,» поэтому на роль «идеальных людей» назначили поэтов.
Начала «просвещённая» Европа Байрон, Вольтер и иже с ними!
Затем за дело взялись и мы:
«Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса.»

И вот наши люди на самых высоких точках вершин Пинда и Парнаса!
«Со второй половины 1820-х годов А.С. Пушкин стал считаться «первым русским поэтом»

Стихотворение: «К сестре» 1814 г. Пушкину 15 лет.
«Я поэт младой.»
А вот поэт старый:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…

Что в мой жестокой век восславил я Свободу

что чувства добрые я лирой пробуждал

Т.е. Пушкин через всю жизнь пронёс уверенность в великой значимости поэзии и лично себя для человечества.

«Мой портрет»

Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю, не стесняясь,
И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,
Ни доктора Сорбонны —
Надоедливее и крикливее,
Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,
Уединение я ненавижу;
Мне претят ссоры и препирательства,
А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,
И если быть откровенным,
Я сказал бы, что я еще люблю…
Если бы не был в Лицее.

По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености —
Да, таков Пушкин. 1814 г.
«Надо, чтобы поэт и в жизни был мастак.» Маяковский .

«Я петь пустого не умею.»-Пушкин.1814 г. «Князю Горчакову.

А.С. Пушкин. Сочинение в трёх томах. Москва. «Художественная литература.» 1985 г.
Первый том.
Любовь.
Первое стихотворение в первом томе про «любовь.»
«К Наталье.»
«Что за птица Купидон?
Признаюсь - и я влюблен!
И теперь я - Селадон!
Видел прелести Натальи,
В женски прелести влюблен.
Белой груди колебанье,
Все к чему-то ум стремится,
А к чему?- никто из нас
Дамам вслух того не скажет,
Белоснежну, полну грудь.»

Второе стихотворение «Монах» обсуждает тему блуда.

Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцем нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура! Пушкин.1814 г. «Князю Горчакову.

Вдруг из глубины пещеры
Чтитель Вакха и Венеры,
Резвых Фавнов господин,
Выбежал Эрмиев сын.
Розами рога обвиты,
Плющ на черных волосах,
Козий мех, вином налитый,
У Сатира на плечах.
«Слушай, юноша любезный,
Вот тебе совет полезный:
Миг блаженства век лови;
Без вина здесь нет веселья,
Нет и счастья без любви;
Так поди ж теперь с похмелья
С Купидоном помирись;
Позабудь его обиды
И в объятиях Дориды
Снова счастьем насладись!»-«Опытность.» 1814.г

Зовите на последний пир
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина….
В последний раз на груди снежной
Упьюсь отрадой юных лет-«Мое завещание друзьям» 1815 г.

С строгой мудростью дружись;
Хоть не рад, но дверь отворишь,
Как проказливый Эрот
Постучится у ворот.
Испытал я сам собою
Истину сих правых слов.
«Добрый путь!
Счастье, счастье ухвачу!»
Нет! мне, видно, не придется
С богом сим в размолвке жить
Пусть владеет мною он!
Веселиться - мой закон.»-Опытность.1814 г.

Про «любовь» Пушкин будет петь всю жизнь.
От меня вечор Леила
Равнодушно уходила.
Я сказал: „Постой, куда?”
А она мне возразила:
„Голова твоя седа”.
Я насмешнице нескромной
Отвечал: „Всему пора!
То, что было мускус темный,
Стало нынче камфора”.
Но Леила неудачным
Посмеялася речам
И сказала: „Знаешь сам:
Сладок мускус новобрачным,
Камфора годна гробам”-1836 г. Пушкин стар…ему з6 лет!

Винолюбие!

Исторически традиционно Пушкин начинает с:
«С кружкой пива налитой
и с цигаркою в зубах.»-«К Наталье.» Первое стихотворение в первом томе. 1813 г. Пушкину 14 лет.

Друзья! досужный час настал;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда вино златое!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья!…

Под стол ученых дураков!

Без них мы пить умеем.
Ужели трезвого найдем

За скатертью студента?.

В награду пьяным - он нальет

И пунш, и грог душистый,

Ты Эпикуров младший брат,

Душа твоя в бокале.
А ты, красавец молодой,

Сиятельный повеса!

Ты будешь Вакха жрец лихой,

Хотя я пьян,

Придвинь же пенистый стакан,:

Не в первый раз мы вместе пьем,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем -

И тотчас помиримся.

Наполни кружку до краев, -

Рассудок! бог с тобою!

Бутылки, рюмки разобьем

В козачью шапку пунш нальем -

И пить давайте снова!..

пьяный лишь смеется!

В честь Вакховой станицы

Запойте хором, господа,

Нет нужды, что нескладно;

Охрипли? - это не беда:

Для пьяных всё ведь ладно!
Но что?… я вижу всё вдвоем;

90Двоится штоф с араком;

Вся комната пошла кругом;

Покрылись очи мраком…

Где вы, товарищи? где я?

Скажите, Вакха ради…-«Пирующие студенты» 1814 г. Пушкину 14 лет.

И это так же на всю жизнь…

Была пора наш праздник молодой
… бокалов звон мешался,
Мы пили все за здравие надежды
.Теперь не то:
Стал глуше звон его заздравных чаш;
: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.-1836 г.

Когда Пушкин стал гением?!

Замечания к стихотворению «Сраженный рыцарь» (1815)

Последним сияньем за лесом горя,
Вечерняя тихо потухла заря,
Безмолвна долина глухая;
В тумане пустынном клубится река, (Клубится? Это каким образом? Прим. мое)
Ленивой грядою идут облака,
Меж ими луна золотая.

Чугунные латы на холме лежат, (Весьма! Весьма трудно представить рыцарские латы изготовленные из чугуна… – Прим мое, Л.Г.)

В стальной рукавице забвенный булат, (Латная перчатка, а не руковица, изготавливалась из железа, а не из стали. – Прим мое, Л.Г.)

И щит под шеломом заржавым,
Вонзилися шпоры в увлаженный мох, (Т.е. рыцарь лежит на спине, как же щит оказался под рыцарем? Раз булат-мечь в руке, то и щит в руке, щит должен быть на рыцаре сверху или в стороне.. – Прим мое, Л.Г.)

Копье раздробленно, и месяца рог (В 6 строчке написано: «Луна золотая, а не месяц. Получается на Пушкинском небе два светила! – Прим мое, Л.Г.)

Над ними в блистанье кровавом. (Отчего такой цвет вдруг? Луна-то золотая была! И битва кровавая, если таковая и была, давно канула в лету… – Прим мое, Л.Г.)

Вкруг холма обходит друг сильного - конь; (Сильный – эпитет положительный. Но ведь рыцарь на холме один, где же побеждённые им воины? Отчего видно, что рыцарь сильный? По костям? – Прим мое, Л.Г.)

В очах горделивых померкнул огонь, (Горделивость-гордость не бывает у животного, в данном случае у коня. – Прим мое, Л.Г.)

Он бранную голову клонит.
Беспечным копытом бьет камень долин (Т.е. конь не только «вкруг холма обходит,» но и по соседним долинам прогуливается. – Прим мое, Л.Г.)

И смотрит на латы - конь верный один,
И дико трепещет, и стонет. (Просто смешно…Неудачны в этом месте оба глагола. К тому же двумя строчками ранее Пушкин назвал коня: «Беспечным», а тут беспечный конь «трепещет и стонет»? Никогда я такого коня не видел… – Прим мое, Л.Г.)

Во тьме заблудившись, пришелец идет, (Так ведь светили путнику Луна золотая и месяц кровавый? Как же тьма? – Прим мое, Л.Г.)

С надеждою робость он в сердце несет,
Склонясь над дорожной клюкою, (Куда это и с какой срочной целью старика понесло на ночь глядя? – Прим мое, Л.Г.)

На холм он взобрался, и в тусклую даль, (Куда смотрит? В даль? Он же во тьме заблудился, ничего в дали не видно! – Прим мое, Л.Г.)

Он смотрит и сходит – и звонкую сталь (Латы изготавливали из железа, а не из стали. Сталь использовали при изготовлении сварных мечей. Заржавелые доспехи, о чём написано в 9 строчке, звенеть не будут! – Прим мое, Л.Г.)

Толкает усталой ногою.
Хладеет пришелец, - кольчуги звучат. (Пришелец с клюкою, значит, не молодой и испугался доспехов мёртвого рыцаря? Слово кольчуга, как защитный доспех одного воина, употребляется в единственном числе. Или пушкинский рыцарь одел на себя не одну кольчугу, а сразу несколько? Там ржавые латы звонкие, а тут ржавая кольчуга как-то звучит… – Прим мое, Л.Г.)

Погибшего грозно в них кости стучат, (Грозно? Представляют опасность? От рыцаря остались одни кости, значит, прошло много лет, и много лет «Вкруг холма обходит друг… конь» «И дико трепещет, и стонет» – Прим мое, Л.Г.)

По камням шелом покатился, (Ранее написано: «На холм он взобрался… и сходит,» т.е. пришелец сходит (спустился) с холма. Что же? Рыцарь не на холме лежит, а внизу? А если внизу, то куда шлем покатился? Наверх холма покатился? – Прим мое, Л.Г.)

Скрывался в нем череп… при звуке глухом
Заржал конь ретивый - скок лётом на холм, - (Что за ретивость и скок лётом у старого коня? – Прим мое, Л.Г.)
Взглянул… и главою склонился.

Уж путник далече в тьме бродит ночной,
Все мнится, что кости хрустят под ногой…(Путник скорее был бы озабочен поисками дороги и голодом, чем костями рыцаря. В те времена не редкость было встретить у европейской дороги и повешенного, а то и не одного, не боялись, привыкли! Также см. примечание к 25 строчке. – Прим мое, Л.Г.)

Но утро денница выводит -
Сраженный во брани на холме лежит, (А где другие воины от брани? – Прим мое, Л.Г.)
И латы недвижны, и шлем не стучит, (Удивительное дело! Почему недвижны? Побежали бы куда? А шлем почему стучать может? – Прим мое, Л.Г.)
И конь вкруг погибшего ходит. – «Сражённый рыцарь.» 1815 г .

Есть несколько иной вариант:
Недвижные латы на холме лежат,
В стальной рукавице забвенный булат,
И щит под шеломом заржавым,
Вонзилися шпоры в увлаженный мо х,
Копье раздробленно, и месяца рог
Покрыл их сияньем кровавым.
http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/03juv_misc/1815/0184.htm

По содержанию стихотворения получается, что рыцарь лежит здесь давно, но обычно после боя доспехи павших воинов собирали, а не бросали, ибо дорого стоили. К тому же у рыцаря всегда были слуги, подобрали бы хозяина и коня.
По общему тону данное стихотворение создаёт героический и благородный образ европейского рыцаря, хотя рыцари таковыми и не являлись. Весьма характерно для писателей «Золотого века» хвалить ВСЁ европейское, Пушкин сему тоже следует на протяжении всего своего творчества.
Я понимаю, автору стиха всего 15-16 лет, однако ляпы Пушкина встречаются и в поздних стихах.
Думаю Пушкин на меня не в обиде, ибо и сам любил указывать ближнему на творческие и иные погрешности…

О вере родимой православной

А.С. Пушкин. Сочинение в трёх томах. Москва. «Художественная литература.» 1985 г.
Первый том.

Второе стихотворение от начала Первого тома.

Хочу воспеть, как дух нечистый ада
Оседлан был брадатым стариком,
Как овладел он черным клобуком,
Как он втолкнул монаха грешных в стадо. –»Монах» 1813 г. Пушкину 13 лет.

Четвёртое стихотворение от начала «творчества»
В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный – «К другу стихотворцу».1814 г.

Спеша на новоселье,
Оставлю темну келью,
Поля, сады свои;
Под стол клобук с веригой –
И прилечу расстригой
В объятия твои. – «К сестре.» 1814 г

Не дерзал в стихах бессмысленных
Херувимов жарить пушками,
С сатаною обитать в раю
Иль святую богородицу
Вместе славить с Афродитою.
Не бывал я греховодником! — «Бова» 1814 г.

Прочитала скорым шепотом
То, что ввек не мог я выучить:
Отче наш и Богородице,
И тихохонько промолвила:
«Что я вижу? Боже! Господи…
О Никола! Савва мученик! – «Бова» 1814 г

свечка нагорела;
Стоит богов домашних лик
В кивоте небогатом,
И тих мой будет поздний час;

выходит 7 глава
И смерти добрый гений
Шепнет, у двери постучась:
«Пора в жилище теней! ..» –»Мечтатель» 1814 г.

А вот эпизод из Евгения Онегина»

«Увидеть барский дом нельзя ли?» –
Спросила Таня.
Вот это барский кабинет;
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на всё глядит ,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полу-мучительной отрадой:
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом. – Глава.7.19 1830 г.18-19 марта выходит 7 глава романа. Пушкину 30 лет.

Что изображает этот эпизод из 7.19?
Под шляпой, небрежно брошенной Онегиным на стол, находится Распятие Иисуса Христа изготовленное из металла. (Из чугуна?)

В последний год жизни Пушкин пишет:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 1836 г.

Весьма некорректно по отношению к Господу нашему написаны в 1836 году стихи: «Мирская власть,» «Подражание италиянскому,»
а также:
«Пошли мне долгу жизнь и многие года!»
Зевеса вот о чём и всюду и всегда
Привыкли вы молить. ..»

«Напрасно я бегу к сионским высотам,
грех алчный гонится за мною по пятам…»

Свобода! Уря!

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
«Свободой Рим возрос, а рабством погублен» – Лицинию. 1815 г.

Где ты,… гроза царей,
Свободы гордая певица?
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Тираны мира! трепещите!
Восстаньте, падшие рабы!
Везде бичи, везде железы,
Везде неправедная Власть
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Граждан над равными главами
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой. – «Вольность.» 1817.г. Пушкину 18 лет

И дум высокое стремленье
Доходит мой свободный глас
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. 1827 г.. Декабристам.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу . – «Памятник.» 1836 г.

А что же такое СВОБОДА?!

УЧАСТЬ МОЯ РЕШЕНА. Я ЖЕНЮСЬ…

(С французского)

Я женюсь, т. е. я жертвую независимостию, моею беспечной, прихотливой независимостию , моими роскошными привычками, странствиями без цели, уединением, непостоянством.
Утром встаю когда хочу , принимаю кого хочу, вздумаю гулять - мне седлают мою умную, смирную Женни,.. Приеду домой - разбираю книги, бумаги, привожу в порядок мой туалетный столик, одеваюсь небрежно, если еду в гости, со всевозможной старательностью, если обедаю в ресторации, где читаю или новый роман, или журналы; если ж Вальтер Скотт и Купер ничего не написали, а в газетах нет какого-нибудь уголовного процесса, то требую бутылки шампанского во льду, смотрю, как рюмка стынет от холода, пью медленно, радуясь, что обед стоит мне 17 рублей (Месячная зарплата рабочего. – Прим. мое. Л.Г.) и что могу позволять себе эту шалость. Еду в театр , отыскиваю в какой-нибудь ложе замечательный убор, черные глаза; между нами начинается сношение – я занят до самого разъезда. Вечер провожу или в шумном обществе, где теснится весь город, где я вижу всех и всё и где никто меня не замечает, или в любезном избранном кругу, где говорю я про себя и где меня слушают. Возвращаюсь поздно ; засыпаю, читая хорошую книгу . На другой день опять ….- Вот моя холостая жизнь. 1831 г.

И мало горя мне, свободно ли печать
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать ;
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права.. … – «Из Пиндемонти.» 1836 г. Авторство Пушкина!
» …отсылка к Пиндемонти была признана мистификацией, так как ни сходства, ни заимствования идей Пушкиным у Пиндемонти найдено не было.» https://ru.wikipedia.org/wiki/Из_Пиндемонти

Научно-исследовательская работа

по русскому языку «Глаголы звучания в лицейской лирике А.С. Пушкина»

ученицы 10а класса МБУ СОШ №89

г.о. Тольятти Самарской области

Ворожейкиной Алены

Введение.

О богатстве окружающего мира человек узнает благодаря пяти внешним органам чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Для описания данных ощущений в языке имеются специальные лексические единицы, значительное место в данной группе занимают глаголы, передающие процесс звучания.

Актуальность данной темы связана с изучением «поведения» глагола звучания в поэтическом тексте. Интерес к данной теме вызван еще и тем, что А.С. Пушкин признан мастером – стилистом, щедро использующим «звучащие» глаголы. Его стихи лицейского периода удивляют богатством звуковых деталей, еще не в полной мере изученных.

Достижению основной цели подчинено решение конкретных задач:

    Конкретизировать понятие глаголы звучания.

    Выявить на материале поэзии А.С. Пушкина семантическую группу глаголов звучания.

    Дать описание структурно – семантического разнообразия звукоописующих глаголов.

    Проанализировать смысловые емкости звукоописующих слов путем исследования их сочетательных возможностей.

Материалом для исследования послужила лирика А.С. Пушкина лицейского периода

Объектом исследования являются глаголы звучания, функционирующие в лирике поэта.

Предметом изучения послужили особенности значения глаголов речи, закономерности их использования в поэтическом тексте.

Новизна работы состоит в том, что осуществлено исследование глаголов звучания в поэтической лирике раннего Пушкина, определены закономерности употребления их в поэзии.

Практическая ценность . Результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на факультативных занятиях по русскому языку, на занятиях по изучению творчества А. С. Пушкина лицейского периода.

Часть 1.

Глаго́л -

В поэзии молодого Пушкина мы нашли глаголов звучания, выражающих горе, очень мало. Зато глаголов 5 группы достаточно много.

    Здесь подняв на лиру длани

И нахмурив важно бровь,

Хочет петь он бога брани,

Но поет одну любовь.

    Я петь пустого не умею

Высоко, тонко и хитро

И в лиру превращать не смею

Моё гусиное перо.

    Пусть не смейся , не резвись,

С строгой мудростью дружись.

    Пел влюбленный пастушок,

Томный гул унылой трели

Повторял в глуши долин…

    Говорит пастух со вздохом

Как могу бороться с роком?

Частое употребление глагола «петь» в ранней лирике поэта, наверное, объясняется тем, что и в лицейском своём затворничестве Пушкин пел звонко, как сверчок, невидимый никем.

Другую группу образуют производные значения глаголов звучания, которые обозначают какие-либо действия, сопровождающиеся звуками: «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какие-либо звуки»; «ударять», «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться».

    Рот разинут, зубы скалятся,

Уши длинные, ослиные

Над плечами громко хлопают .

    Уж путник далече в тьме бродит ночной,

Всё мнится, что кости хрустят под ногой.

    Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят .

    Не приходи стучаться у дверей,

Я рад ему, но только за обедом,

И дружески я в полдень уберу

Его дары.

    Волшебной пляской топчут луг,

И младость пылкая толпами

Стекаются вокруг.

Глаголы звучания со значениями «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться» в рассматриваемых произведениях мы не обнаружили.

У нас особый интерес вызвал глагол звучания со значением «говорить». Практически все глаголы звучания могут быть использованы для обозначения человеческой речи.

При этом в лицейской лирике А.С.Пушкина большая часть этой группы не только указывает на особенности звучания человеческой речи, но и оценивает её. На значение говорения в сочетаемости глаголов звучания с другими словами указывают определенные формы, которые характерно собственно для глаголов речи. Прежде всего, к ним относятся:

    Способность вводить прямую речь. Таких глаголов в поэзии поэта много:

    Но дай лишь мне твою златую лиру,

Я буду с ней всему известен

Ты хмуришься и говоришь: «Не дам».

    Бьет чай, Молоко не хочет отцепиться,

Бьет два, бьет три – нечистый всё сидит.

«Уж будешь мой», — он сам собой ворчит.

    «Что вижу я!… иль это только сон?» —

Вскричал монах, остолбенев, бледнея….

    «Ура!» — вскричал монах с усмешкой злою –

Поймал тебя, подземный чародей.

    Поскольку процесс говорения предполагает несколько участников, то возможна сочетаемость глаголов звучания со словами, указывающими на адресат речи. Такие примеры мы находим в поэзии молодого Пушкина:

    «Постой, — кричал , — прелестная , постой!»

    Осгар стучится в дверь красавицы младой

И шепчет : «Юный друг ! не медли, здесь твой милый».

    Слеза повисла на реснице

И канула в бокал.

«Дитя , ты плачешь о девице,

Стыдись!» — он закричал .

    Играйте, пойте , о друзья !

Утраты вечер скоротечный,

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнулся я.

Таким образом, глаголы звучания в производном значении приобретают свойства глаголов речи.

Вывод.

Центральное место в лицейской лирике А.С.Пушкина занимают глаголы звучания. Абстрактные существительные характеризуют ситуации звучания, они сочетаются с глаголами мыслительной деятельности. Благодаря этим глаголам поэтические строки становятся подвижными, эмоциональными. Лирический герой пушкинских произведений часто находится в смятении.А глаголы звучания помогают понять, почувствовать внутренний мир лирического героя. Без глаголов речи невозможно повседневное общение людей, ими обозначается важная область деятельности человека – речь, опосредованно отражающая процесс.

Список литературы

1. А.С.Пушкин Сочинения в 3-х томах. Том 1-ый.Москва «Художественная литература» 1986

2. Современный русский язык. Часть 1-ая под редакцией Д.Э.Розенталя. Москва «Высшая школа»1976

3. Словарь синонимов русского языка под редакцией Л.А.Чешко. 1975 Москва

4. Е.А.Земская «Современный русский язык» Москва «Просвещение» 1999

5. Журнал «Русский язык в школе» № 3 1986

Научно-исследовательская работа

по русскому языку «Глаголы звучания в лицейской лирике А.С. Пушкина»

ученицы 10а класса МБУ СОШ №89

г.о. Тольятти Самарской области

Ворожейкиной Алены

Введение.

О богатстве окружающего мира человек узнает благодаря пяти внешним органам чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Для описания данных ощущений в языке имеются специальные лексические единицы, значительное место в данной группе занимают глаголы, передающие процесс звучания.

Актуальность данной темы связана с изучением «поведения» глагола звучания в поэтическом тексте. Интерес к данной теме вызван еще и тем, что А.С. Пушкин признан мастером – стилистом, щедро использующим «звучащие» глаголы. Его стихи лицейского периода удивляют богатством звуковых деталей, еще не в полной мере изученных.

Достижению основной цели подчинено решение конкретных задач:

    Конкретизировать понятие глаголы звучания.

    Выявить на материале поэзии А.С. Пушкина семантическую группу глаголов звучания.

    Дать описание структурно – семантического разнообразия звукоописующих глаголов.

    Проанализировать смысловые емкости звукоописующих слов путем исследования их сочетательных возможностей.

Материалом для исследования послужила лирика А.С. Пушкина лицейского периода

Объектом исследования являются глаголы звучания, функционирующие в лирике поэта.

Предметом изучения послужили особенности значения глаголов речи, закономерности их использования в поэтическом тексте.

Новизна работы состоит в том, что осуществлено исследование глаголов звучания в поэтической лирике раннего Пушкина, определены закономерности употребления их в поэзии.

Практическая ценность . Результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на факультативных занятиях по русскому языку, на занятиях по изучению творчества А. С. Пушкина лицейского периода.

Часть 1.

Глаго́л - , , которые, по , обозначают или и отвечают на что делать? что сделать? что делал(а,и,о)? Как правило, в глаголы выступают в качестве .

Глагол – наиболее «живая» и «подвижная» часть речи, она придает повествованию динамику. Поэтому неудивительно, что любой художественный текст содержит множество глаголов. Поэтические тексты исключением не являются.

Глаголы «звучания» - это категория глаголов, которые показывают звуковые эффекты, делятся на три категории: глаголы вытья, глаголы ржания и глаголы крика.

Часть 2.

В анализируемых произведениях наиболее характерных в плане сочетаемости является модель «сущ + глаг». Позицию субъекта занимает существительное, которое называет различные источники звука (человек, различные предметы).

    Молитвенник упал из рук под стол,

Святой вздремал, всхрапел , как старый вол.

    «Ты ль это?..» - возопил герой

И трепетно рукой дрожащей

С главы снимает шлем блестящий –

И Колону видеть пред собой.

    Вскричал Одульф подруге нежной, верной.

Изменница! ты здесь его зовешь?

    Слышно плещет лишь волна,

И колышет повиликой

Тихо веющий зефир.

    Звучат кольчуги и мечи.

В этих примерах глаголы звучания выступают в прямом значении «издавать, производить звуки». Однако выбор сочетающихся слов может зависеть от определенного компонента в структуре значения данного глагола. Например, глаголы вскричал , всхрапел , возопил предполагают источник звука «голос», что позволяет им сочетаться с существительными, обозначающими живые существа.

Аналогичным образом происходит выбор существительного в сочетаниях с глаголами, называющими предмет как источник звука:

    Здесь грома вовсе нет,

Лишь изредка телега

Скрыпит по мостовой.

    Там свищет саблей он зубчатой,

Там кивер зыблется пернатый.

Глаголы скрыпит , свищет по источнику звука предполагают «предметы, сделанные из металла».

Отдельную группу в лирике поэта представляют глаголы, обозначающие «водный источник звука».

    Вблизи ручей шумит и скачет ,

И мчится в влажных брегах,

И светлый ток с досадой прячет

В соседних рощах и лучах.

    Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;

Ещё роса над свежей муравой;

Златых озер недвижно дремлют волны.

    Но ежели в глуши, близ водопада,

Что над горой клокочет и кипит,

Прелестный сон, усталости награда,

При шуме волн на дикий брег слетит.

    Но вьет берег отдаленный,

Власы раскинув по плечам.

    Слышно плещет лишь волна.

Для глаголов звучания, помимо субъективной сочетаемости, характерна сочетаемость с зависимыми словами (наречиями, существительными в косвенных падежах)

Анализ обстоятельственных распространителей глаголов звучания позволяет выделить три группы сочетаний:

    Сочетания глаголов звучания со словами, характеризующими физические свойства звука (силу, громкость, высоту, длительность) таких сочетаний в лирике А.С. Пушкина лицейского периода немного:

    Научи, Сатир, меня,-

Говорит пастух со вздохом , -

Как могут бороться с роком?

Как могут счастливыми быть?..

    Хладеет пришелец, кольчуги звучат.

Погибшего грозно в них кости стучат ,

По камням шелом покатился,

Скрывался в нем череп… при звуке глухом

Заржал конь ретивый, скок летом на холм –

Взглянул… и главою склонился…

    Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят

    «…«Я здесь!» - шепнули торопливо.

И дева трепетной рукой

Окно открыла боязливо…

Луна покрылась темнотой.

    Сочетания, характеризующие звучания с эмоционально – оценочной стороны:

    Кто смело просвистал шутливого сатирой,

Кто выражается правдивым языком

И русской глупости не хочет бить челом.

    Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят .

Что все от жалости в театре заревут .

    Сочетания глаголов звучания с зависимыми словами, которые указывают на место действия:

    Арист нам обещал трагедию такую,

Что все от жалости в театре заревут.

    Летят на грозный пир; мечам добычу ищут,

И се – пылает брань; на холмах гром гремит .

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут ,

И брызжет кровь на щит.

    Невидимый для взора,

Лепечет у забора .

Таковы значения глаголов в их прямом значении. Однако в поэзии А.С. Пушкина лицейского периода есть производные значения глаголов звучания. Среди вторичных значений мы выделяем такие, которые включают в себя звук как дополнительный компонент. К ним мы относим следующие основные значения глаголов звучания:

    «издавать звуки, выражая горе»

    «издавать звуки, выражая радость» (смеяться)

    «говорить»

    «ругаться»

    «петь»

В поэзии молодого Пушкина мы нашли глаголов звучания, выражающих горе, очень мало. Зато глаголов 5 группы достаточно много.

    Здесь подняв на лиру длани

И нахмурив важно бровь,

Хочет петь он бога брани,

Но поет одну любовь.

    Я петь пустого не умею

Высоко, тонко и хитро

И в лиру превращать не смею

Моё гусиное перо.

    Пусть не смейся , не резвись,

С строгой мудростью дружись.

    Пел влюбленный пастушок,

Томный гул унылой трели

Повторял в глуши долин…

    Говорит пастух со вздохом

Как могу бороться с роком?

Частое употребление глагола «петь» в ранней лирике поэта, наверное, объясняется тем, что и в лицейском своём затворничестве Пушкин пел звонко, как сверчок, невидимый никем.

Другую группу образуют производные значения глаголов звучания, которые обозначают какие-либо действия, сопровождающиеся звуками: «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какие-либо звуки»; «ударять», «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться».

    Рот разинут, зубы скалятся,

Уши длинные, ослиные

Над плечами громко хлопают .

    Уж путник далече в тьме бродит ночной,

Всё мнится, что кости хрустят под ногой.

    Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят .

    Не приходи стучаться у дверей,

Я рад ему, но только за обедом,

И дружески я в полдень уберу

Его дары.

    Волшебной пляской топчут луг,

И младость пылкая толпами

Стекаются вокруг.

Глаголы звучания со значениями «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться» в рассматриваемых произведениях мы не обнаружили.

У нас особый интерес вызвал глагол звучания со значением «говорить». Практически все глаголы звучания могут быть использованы для обозначения человеческой речи.

При этом в лицейской лирике А.С.Пушкина большая часть этой группы не только указывает на особенности звучания человеческой речи, но и оценивает её. На значение говорения в сочетаемости глаголов звучания с другими словами указывают определенные формы, которые характерно собственно для глаголов речи. Прежде всего, к ним относятся:

    Способность вводить прямую речь. Таких глаголов в поэзии поэта много:

    Но дай лишь мне твою златую лиру,

Я буду с ней всему известен

Ты хмуришься и говоришь: «Не дам».

    Бьет чай, Молоко не хочет отцепиться,

Бьет два, бьет три – нечистый всё сидит.

«Уж будешь мой», - он сам собой ворчит.

    «Что вижу я!... иль это только сон?» -

Вскричал монах, остолбенев, бледнея….

    «Ура!» - вскричал монах с усмешкой злою –

Поймал тебя, подземный чародей.

    Поскольку процесс говорения предполагает несколько участников, то возможна сочетаемость глаголов звучания со словами, указывающими на адресат речи. Такие примеры мы находим в поэзии молодого Пушкина:

    «Постой, - кричал , - прелестная , постой!»

    Осгар стучится в дверь красавицы младой

И шепчет : «Юный друг ! не медли, здесь твой милый».

    Слеза повисла на реснице

И канула в бокал.

«Дитя , ты плачешь о девице,

Стыдись!» - он закричал .

    Играйте, пойте , о друзья !

Утраты вечер скоротечный,

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнулся я.

Таким образом, глаголы звучания в производном значении приобретают свойства глаголов речи.

Вывод.

Центральное место в лицейской лирике А.С.Пушкина занимают глаголы звучания. Абстрактные существительные характеризуют ситуации звучания, они сочетаются с глаголами мыслительной деятельности. Благодаря этим глаголам поэтические строки становятся подвижными, эмоциональными. Лирический герой пушкинских произведений часто находится в смятении.А глаголы звучания помогают понять, почувствовать внутренний мир лирического героя. Без глаголов речи невозможно повседневное общение людей, ими обозначается важная область деятельности человека – речь, опосредованно отражающая процесс.

Список литературы

1. А.С.Пушкин Сочинения в 3-х томах. Том 1-ый.Москва «Художественная литература» 1986

2. Современный русский язык. Часть 1-ая под редакцией Д.Э.Розенталя. Москва «Высшая школа»1976

3. Словарь синонимов русского языка под редакцией Л.А.Чешко. 1975 Москва

4. Е.А.Земская «Современный русский язык» Москва «Просвещение» 1999

5. Журнал «Русский язык в школе» № 3 1986



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!