Что высмеивает автор в рассказе микроскоп. Награда за добросовестный труд

(1873-1950) русский писатель

Будущий писатель родился в патриархальной купеческой семье, воспитывался в атмосфере почитания старины, сугубой религиозности. Одновременно Иван Сергеевич Шмелев испытывал влияние «улицы» - рабочего люда разных губерний, стекавшегося во двор отца - подрядчика в Замоскворечье - и приносившего с собой стихийную мятежность, богатый язык, фольклор. Это определило социальную остроту лучших произведений Шмелева, с одной стороны; с другой - внимание к «сказу», близость к литературным традициям, идущим от Николая Семеновича Лескова и Федора Михайловича Достоевского . Все это способствовало тому, что Шмелев стал большим мастером русского литературного языка, видным представителем критического реализма.

После окончания юридического факультета университета (1898) и года военной службы он 8 лет был чиновником в глухих уголках Московской и Владимирской губерний.

В эти годы Иван Шмелев впервые живет в близости к природе. Он живо чувствует и понимает ее. Впечатления этих лет подсказывают ему страницы, посвященные природе, начиная с рассказа «Под небом» (1910) и кончая позднейшими произведениями.

Первый печатный опыт Ивана Шмелева - зарисовка из народной жизни «У мельницы» (1895). Серьезнее были вышедшие в Москве в 1897 году очерки «На скалах Валаама».

Получили широкую известность произведения Ивана Сергеевича Шмелева, написанные под воздействием революции 1905-1907 годов (повести «Распад», 1907, «Гражданин Уклейкин», 1908; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмич», 1907). Максим Горький поддержал Шмелева в завершении работы над значительным произведением - повестью «Человек из ресторана» (1911).

Главным, новаторским в повести «Человек из ресторана» было то, что автор сумел полностью перевоплотиться в своего героя, увидеть мир глазами официанта.

Гигантская кунсткамера разворачивается под музыку перед старым официантом. И среди посетителей он видит одно лакейство. Действующие лица повести образуют единую социальную пирамиду, основание которой занимает Скороходов с ресторанной прислугой. Ближе к вершине лакейство совершается уже «не за полтинник, а из высших соображений»: так, важный господин в орденах кидается под стол, чтобы раньше официанта поднять оброненный министром платок. И чем ближе к вершине этой пирамиды, тем низменнее причины лакейства.

Суд лакея оказывается жестоким. При всем этом Иван Шмелев не теряет чувства художественного такта: ведь Скороходов - обыкновенный официант, предел мечтаний которого - собственный домик с душистым горошком, подсолнухами и породистыми курами, он отнюдь не сознательный обличитель. Его недоверие к господам, недоверие простолюдина - слепо. Оно перерастает в неприязнь к образованным людям вообще.

В «Человеке из ресторана» чувство недоверия к «образованным» тем не менее не переходит в предрассудок. Темный, религиозный человек, Скороходов особо выделяет революционеров, противостоящих своекорыстному миру.

Повесть имела шумный успех.

В течение 1912-1914 годов публикуются рассказы и повести Ивана Шмелева «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», «Виноград», упрочившие его положение в литературе как крупного писателя-реалиста.

Первое, на что обращаешь внимание, - это тематическое многообразие его произведений. Тут и разложение дворянской усадьбы («Пугливая тишина», «Стена»); и тихое житье-бытье прислуги («Виноград»); и эпизоды из жизни аристократической интеллигенции («Волчий перекат»); и последние дни богатого подрядчика, приехавшего помирать в родную деревню («Росстани»).

В повести «Росстани» (что означает последнее свидание с отбывающим, прощание с ним и проводы его) купец Данила, вернувшись помирать в родную деревню Ключевую, по сути, возвращается к себе истинному, неосуществившемуся, открывает в самом себе того человека, какого он давно забыл. Только теперь, когда осталась малая горсть жизни, собранная по сусекам - на последний блин, получает Данила Степанович возможность творить добро, помогать бедным и сирым.

Пристальное внимание к национальной специфике, «корню» русской жизни, все более характерное для шмелевских произведений, не вывело писателя на грань шовинистического патриотизма, который охватил большую часть литераторов в годы Первой мировой войны. Настроение Шмелева этих лет прекрасно характеризуют сборники его прозы - «Карусель» (1916), «Суровые дни» и «Лик скрытый» (1916).

Октябрь Иван Сергеевич Шмелев не принял. Отход писателя от общественной деятельности, его растерянность, неприятие происходящего - все это сказалось на его творчестве 1918- 1922 годов.

В 1918 году Иван Шмелев пишет повесть «Неупиваемая чаша». Он заклеймил в ней «барство дикое, без чувства, без закона», однако само обращение к прошлому выглядело анахронизмом в ту пору, когда шла Гражданская война.

Отъезд писателя в 1922 году не был следствием только идеологических разногласий с новой властью. Единственного сына Сергея писатель любил больше жизни. В 1920 году офицер Добровольческой армии Сергей Шмелев, не пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят из лазарета и без суда расстрелян. Писатель уезжает сначала в Берлин, а потом в Париж.

Поддавшись горю утраты, он переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает тенденциозные рассказы и памфлеты-повести - «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925). Все же против русского человека Шмелев не озлобился, хотя и многое в новой жизни проклял. Непримиримость свою он сохранил и в годы Второй мировой войны, унизившись до участия в пронацистских газетах.

Из чужой и «роскошной» страны с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Ивану Шмелеву старая Россия. Из потаенных закромов памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «Богомолье» (1935), «Лето Господне» (1933).

До конца своих дней, чувствовал Иван Шмелев саднящую боль от воспоминаний о России, ее природе, людях. В последних книгах - крепчайший настой первородных русских слов, пейзажи-настроения, поражающие своей высокой лирикой, самый лик Родины - в ее кротости и поэзии.

При всем при том, что книги «Родное», «Богомолье», «Лето Господне» являются художественной вершиной шмелевского творчества, в целом произведения эмигрантской поры отмечены крайней, бросающейся в глаза неравноценностью. Это отмечалось и в эмигрантской критике. Рядом с поэтической повестью «История любовная» (1927) писатель создает лубочный роман «Солдаты» (1930) на материале Первой мировой войны; вслед за лирическими очерками автобиографического характера («Родное», «Старый Валаам») появляется двухтомный роман «Пути небесные» (1936-1948) - растянутое и местами аляповатое повествование о «русской душе». Целиком на сказе построен роман «Няня из Москвы», где события переданы устами старой русской женщины Дарьи Степановны Синицыной.

Последние годы жизни Иван Сергеевич Шмелев проводит в одиночестве, потеряв жену, испытывая тяжелые физические страдания. Он решает жить «настоящим христианином» и с этой целью 24 июня 1950 года отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ обрывает его жизнь.

Иван Шмелев. Биография Ивана Сергеевича Шмелева

Иван Сергеевич Шмелев (21 сентября 1873 - 24 июня 1950) - величайший русский писатель. В его произведениях открывается уникальный мир простого русского человека, верующего христианина, вся жизнь которого проникнута евангельским духом, согрета детской, простой и глубокой верой.

Писатель родился в Кадашёвской слободе Замоскворечья. Отец писателя был из купеческого сословия. Сергей Иванович выполнял работу подрядчика, владел большой плотничьей артелью, держал банные заведения. Семья была патриархальная, религиозная. Отца мальчик потерял в семь лет, и именно его писатель Шмелев будет так часто упоминать в своих произведениях.

Окончив гимназию, в 1894 году Шмелев поступает на юридический факультет Московского университета. Первый рассказ Шмелева «У мельницы» появился в журнале «Русское обозрение» в 1895 году. В октябре 1895 года вместе с молодой женой Ольгой Александровной Шмелев отправился в свадебное путешествие на Валаам. После поездки Шмелев напишет книгу очерков «На скалах Валаама». По распоряжению обер-прокурора Синода К. Победоносцева книга была задержана цензурой. После публикации в 1897 г. значительно исправленного произведения и неудачной продажи Шмелев какое-то время не решался снова заняться написанием книг. Однако перед первым свадебным путешествием Шмелев и его супруга посетили старца Варнаву Гефсиманского. И он благословил писателя, провидя будущий творческий труд Ивана Сергеевича, который станет делом его жизни.

После окончания университета в 1898 году он прошел военную службу, позже служил несколько лет чиновником. Получив в 1907 году отставку, Шмелев стал жить в Москве.

Особую популярность получили его произведения, написанные в 1906-1907 гг. после событий первой русской революции («По спешному делу», «Распад», «Вахмистр»). Он печатался в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», в сборниках издательства «Знание», организованного М. Горьким. В 1911 г. он написал одно из ярких своих произведений — «Человек из ресторана», которое имело значительный успех. Критики сравнивали этот успех с дебютом Федора Михайловича Достоевского.

В 1912 году Шмелев становится членом-вкладчиком нового издательства - «Книгоиздательства писателей в Москве» (там состояли также И. Бунин, Б. Зайцев, В. Вересаев). Именно в нем вышло собрание его сочинений в восьми томах.

Во время Первой мировой войны Шмелев написал сборник рассказов «Суровые дни».

Шмелев принял февральскую революцию восторженно, а вот ко времени начала октябрьской проявил истинную непримиримость. Растерянность писателя, которая также обуревала его в те дни, видится по рассказу «Неупиваемая чаша». Тогда же создается цикл из семи сказок и написанный на материале Первой мировой войны рассказ «Чужой крови» (1918-1923).

Осенью 1918 года он уезжает в Алушту. Его сын Сергей в 1920 году вернулся из Добровольческой армии Деникина и проходил лечение от туберкулеза в госпитале Феодосии. В ноябре 1920 года он был арестован чекистами и около трех месяцев больной юноша провел в душных арестантских подвалах. В январе 1921 года он был расстрелян без суда и следствия. Долгое время Шмелев не знал о случившемся и надеялся на лучшее, однако в 1922 году один человек засвидетельствовал смерть сына писателя.

События этого времени отразились в автобиографической повести «Солнце мертвых» (1923). В конце 1922 года Шмелев с женой Ольгой Александровной уехал в Берлин, откуда через два месяца переехал в Париж. За границей он часто печатается, одно за другим выходят его произведения (всего более двадцати книг). У писателя появился верный читатель - верующая русская эмиграция. В его произведениях через описание праздников Русской Православной Церкви, радостных моментов русской природы и московской старины происходит приобщение читателя к русской духовности.

Однако писатель жил беднее всех среди русской эмиграции - семье часто не хватало денег на отопление, новую одежду. Иван Сергеевич не умел и не хотел заискивать перед богатыми издателями, не искал себе покровителей.

В 1934 году писатель заболел тяжелой формой желудочного заболевания, его должны были оперировать, на что он не мог решиться. В тот самый день, когда доктор сказал, что операция не понадобится, Ивану Сергеевичу приснились рентгеновские изображения и на них слова: «Св. Серафим». Шмелев считал, что именно преподобный Серафим Саровский помог ему выздороветь. После этого писатель напишет очерк «Милость преподобного Серафима» (1935). Переживание чуда отразилось на многих произведениях писателя.

После кончины супруги в 1936 году Шмелев посетил Псково-Печерский монастырь, находившийся тогда на территории Эстонии. Сам писатель умер от сердечного приступа во время посещения обители Покрова Божьей Матери Бюсси-ан-Отт (140 км от Парижа), чтобы взять благословение на продолжение работы над книгой «Пути небесные». В мае 2001 г. по инициативе русской общественности супругов перезахоронили в некрополе Донского монастыря в Москве.

Увлекательные повести, романы и рассказы Ивана Сергеевича полюбились и современному читателю. Издательство «Русский Паломник» с большой любовью относится к творчеству писателя и старается предложить Вам лучшие его творения.

Главные герои Василия Макаровича хотят осуществить свои мечты и фантазии, воплотить в жизнь собственные идеи по преобразованию, улучшению мира, они мечтают безвозмездно помочь всем людям и решить серьезные проблемы человечества. Именно такой главный герой рассказа-притчи "Микроскоп". Произведения о вечных проблемах поиска смысла жизни и о трудностях пути непонятого человека, выступающего в роли пророка. Этот рассказ пронизан юмором, но в нем заложена мысль о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распространенной в наше время.

Главный герой рассказа - Андрей Ерин - столяр маленькой мастерской при "Заготзерне". Краснеющий, когда врет, но переживающий, когда так приходится делать, простой, добрый, работящий человек, хорошо относящийся к людям. Он терпит, когда жена злится, обзывает и бьет его сковородником, сам злится, но не позволяет себе выругаться в ответ. И искренне радуется, сияет, светится, когда ему удается осуществить то, что он задумал. В рассказе нет описания Андрея Ерина, потому что для Шукшина оно не важно. Главное - это показать особенность своего героя, а она заключается в том, что этот чудик готов пойти на жертвы (получить от жены ужасную головомойку, работать больше месяца по полторы смены и, самое главное, суметь подавить муки совести из-за обмана) , лишь бы воплотить в жизнь заветную мечту - приобрести микроскоп. Ни жена, ни друзья никогда не смогут понять, зачем выбрасывать огромные деньги на покупку "ненужного" предмета, но Андрей к этому не стремится, и он не хвастается, не хочет отличаться тем, что просто имеет микроскоп. Его цель высока и гуманна - он хочет научиться бороться с "микробами", которые почти в три раза укорачивают жизнь человека. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страдания и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам, из-за нехватки элементарных знаний. Чудик стремится к движению вперед, он ощущает себя причастным ко всему, что делается в мире, он способен искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в области техники и науки. А Шукшин торжествует, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Помимо всего перечисленного, Андрей Ерин, как и многие герои Василия Шукшина, очень чувствителен и эмоционален. "И любопытство и страх отразились в глазах у Ерина. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем…чуть дрожали на коленях". Он сильно переживает за людей, болеет и волнуется о них. "Андрей сел и закурил. - От такой мелкой твари гибнут люди! - Вид у него был убитый…"

Именно этим желанием помочь и защитить пропитаны все мысли главного героя. Шукшинский чудик мечтает изменить жизнь людей, мечтает сделать для человечества что-то стоящее и нужное, то, что обязательно всем пригодиться и поможет. Взамен он ничего не просит, он даже готов страдать ради людей, ради мечты, ради того, чтобы доставить благо другим. Главный персонаж грезит своей мечтой, искренне надеется и верит, что она осуществится, и больше ему ничего не нужно, ни похвалы, ни признания, потому что герой-"чудик" не такой. Он добрый, уступчивый, отзывчивый, терпимый, впечатлительный, а главное - гуманный, мечтающий человек, имеющий цель в жизни и пытающийся всеми способами ее осуществить.

Мы переживаем время тотального интереса к метафоре. На феномене метафоры сосредоточили своё внимание философы, логики, психологи, психолингвисты, стилисты, литературоведы, семасиологи. Этот факт связывают с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире, а также с новой проблемой вербализации научного знания. За последние десятилетия в исследование метафор внесено много плодотворных идей, интересных интерпретаций фактического материала, практических разработок. Тем не менее, разнородный материал не обобщен, его анализ содержит противоречивые выводы и решения, как бывает всегда, когда какое-либо явление исследуется интенсивно и многоаспектно. В этом актуальность работы.
Цель данной работы - исследовать употребление метафоры в произведениях Василия Шукшина и доказать значимость ее для более полного понимания текста.
Объектом для данного исследования послужили рассказы В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».
Предметом исследования являются частные случаи употребления метафоры в данных рассказах.
Метафора, какая разная она бывает! Метафора используется в бытовой и художественной речи. Художественная метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Особенности использования метафор в художественных текстах

В.М. Шукшина»

ученица 8 класса

МОУ «ТСОШ № 1»

Прибайкальского района

Республики Бурятия

Руководитель: Шульгина Оксана Анатольевна

  1. Введение ___________________________________________________3
  2. Глава I.

§ I Классификация метафор и метафорических переносов___________4

  1. § II Языковая метафора в социально-психологическом аспекте ______6
  2. Глава 2

Особенности использования метафор в рассказах В. Шукшина ______8

  1. Заключение _________________________________________________11
  2. Список использованной литературы ____________________________12

I. Введение

Мы переживаем время тотального интереса к метафоре. На феномене метафоры сосредоточили своё внимание философы, логики, психологи, психолингвисты, стилисты, литературоведы, семасиологи. Этот факт связывают с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире, а также с новой проблемой вербализации научного знания. За последние десятилетия в исследование метафор внесено много плодотворных идей, интересных интерпретаций фактического материала, практических разработок. Тем не менее, разнородный материал не обобщен, его анализ содержит противоречивые выводы и решения, как бывает всегда, когда какое-либо явление исследуется интенсивно и многоаспектно. В этом актуальность работы.

Цель данной работы - исследовать употребление метафоры в произведениях Василия Шукшина и доказать значимость ее для более полного понимания текста.

Объектом для данного исследования послужили рассказы В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».

Предметом исследования являются частные случаи употребления метафоры в данных рассказах.

Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач :

Выявить случаи проявления метафоричности в тексте произведения;

Определить типы метафор, используемых автором;

Проанализировать контекстуальную значимость метафор.

В ходе исследования были использованы следующие методы : метод контекстуального анализа и метод стилистического анализа художественного текста.

Цель и задачи данного исследования определили его структуру . Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

II. Глава I

§ I. Классификация метафор и метафорических переносов

Истоки исследовательского интереса к метафоре связывают обычно с именем Аристотеля. В своей «Поэтике» он впервые описал метафору как способ переосмысления значения слова на основании сходства. Метафора, по Аристотелю, дает возможность и право «говоря о действительном, соединять с ним невозможное», иными словами, речь идёт о способе называть предмет «не принадлежащим ему именем» через элементы сходства, сопоставления: «Создавать хорошие метафоры, значит, подмечать сходство». Аристотелю принадлежит одна из первых классификаций метафор, на которую ссылаются едва ли не современные исследователи: «метафора – перенесения слова и изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии».

Символы метафоры обнаруживают большое разнообразие как по своему семантическому устройству (моносемные, полисемные), так и по характеру связи исходного значения с метафорическим (более или менее непосредственная связь, опосредованная и т.п.). В соответствии с этими различиями могут быть выделены следующие виды языковых метафор: 1) мотивированная ЯМ; 2) синкретическая ЯМ; 3) ассоциативная ЯМ.

Следует иметь в виду, что эта классификация условна и имеет методические цели. Четко отграничивать один вид ЯМ от другого не всегда представляется возможным – этому способствует неустойчивый и подвижный характер символа метафоры.

  1. Мотивированная языковая метафора: формальным критерием для отбора таких ЯМ послужили данные толковых словарей. Пример: Карикатура. Рисунок, изображающий что-либо в искаженном, смешном виде. Перен. Неудачное подражание, смешное искаженное подобие кого-нибудь, чего-либо. Метафора прозрачна, механизм образования её вскрыт.
  2. Синкретическая языковая метафора: в трудах по исторической поэтике А.Н. Веселовский вскрыл психологические основы образования метафор и эпитетов и показал, что большая часть метафорических преобразований современных языков восходит к древнейшей поре, когда «физиологическая неразборчивость» человеческого сознания приводила к тому, что чувственные впечатления (зрительные, слуховые, обонятельные и другие) воспринимались неразчлененно, слитно, и эта слитность закреплялась в языке в его «обиходных формулах»: чёрная тоска, мертвая тишина.
  3. Ассоциативная языковая метафора: базируется на способности сознания отыскивать аналогии между любыми объектами действительности. Например, признаки «шум, крик», связаны с восприятием такой реалии, как базар; качества человека «мягкий, вялый, безвольный» психологически ассоциируются с такой реалией, как кисель.

Системный подход к метафоре позволил обнаружить и описать направления метафорических переносов в их многообразии, охватывающие как материальные, так и идеальные сущности, вовлеченные в процесс метафоризации, при этом метафорический перенос совершается в определенных направлениях в достаточно жесткой последовательности.

Типы регулярных метафорических переносов:

  1. Предмет → предмет

Водопад (слёз), золото (волос), поток (писем), бисер (пота)

  1. Предмет → человек

а) характеристики человека

дубина, заноза, идол, статуя, сокровище, лопух и т.д.

б) обозначение частей тела человека

жерди (ноги), котелок (голова), варежка (рот), вывеска (лицо)

в) обозначение группы людей

море (людей), обойма (писателей), поток (посетителей)

  1. Предмет → физический мир

Град (ударов, пинков), волна (света, звуков, запахов), стена (огня)

  1. Предмет → психический мир

Звезда (удачи, счастья), гранит (науки), лекарство (от лени, от любви), грязь (жизни, отношений)

  1. Предмет → абстракция

Бездна (дел, вопросов, забот), цепь (событий, приключений), крупинка, крупица (пользы, радости, смысла, доброты, покоя)

Помимо описанных регулярных типов метафорических переносов были обнаружены и некоторые нерегулярные. Они исчисляются единицами:

  1. Животное → предмет

Бегемот (тяжелое орудие), перья (мороза), чешуя (водной поверхности)

  1. Животное → животное

Бегемот (о коне), змей (о быке)

Я опомкал все закоулки, все укромные места – нет быка . Ну, думаю, только бы мне найти тебя, змей , я тебе покажу. (Шукшин «Из детских лет Ивана Попова)

  1. Животное → психический мир

Хвост (задолжность по какому-либо учебному предмету), стая (мыслей, воспоминаний)

  1. Человек → животное

Кота надо высечь. Это не кот , а бандит . (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

  1. Физический мир → физический мир

Шквал (аплодисментов), вспышка (болезни, смеха)

  1. Физический мир → человек

Огонь (горячий, энергичный человек), слякоть (бесхарактерный), чума, холера (бранное)

§II . Языковая метафора в социально-психологическом аспекте

Метафора играет важную роль в построении языковой картины мира и в членении действительности. Языковая метафора мелиоративной оценки – положительная – ясный сокол, плеяда, соль общества. Языковая метафора пейоративной оценки обнаруживает большое семантическое разнообразие. Отрицательно оцениваются пороки (глупость, равнодушие, жестокость и т.п.), недостойное поведение (чванство, притворство) и т.д.

Таблица языковой метафоры мелиоративной оценки

Примеры ЯМ

  1. Внешность
  1. Красивый (привлекательный, нарядный и т.п.)
  2. Высокого роста (+стройный)
  3. Крепкого телосложения
  4. Имеет свежий бодрый вид

Игрушка, игрушечка, конфетка, конфетка, куколка, херувим, цветок

тополь

дуб, кряж

огурчик

  1. Характер
  1. Волевой
  1. Смелый, отважный
  2. Живой, активный

Гранит, кремень

Лев, орел, орленок, сокол, соколенок

Огонь, порох

  1. Поведение
  1. Подвижный, резвый

Дьяволенок, коза, козочка, разбойник, разбойница, стрекоза, чертенок, юла

  1. Социальные качества
  1. Наделенный властью, могущественный
  2. Играет важную роль в жизни общества (знаменитый, прославленный)
  3. Опытный, умелый
  4. «Лучшие люди общества»
  5. Кого любят, кому поклоняются
  6. Ласковое обращение

Бог, владыка, командир, матрона

Бог, звезда, именинник, исполин, колосс, королева, король, львица, маяк, орел, патриарх, светило, солнце, стержень

Зубр

Созвездие, сок, соль

Богиня, божество, кумир, мадонна, сокровище, солнце

Голубь, ласточка, птаха, пташка, птичка, ягодка

  1. Прочие

Волшебник, соловей, философ, поэт, дипломат, самородок, праведник

Таблица метафоры пейоративной оценки

Параметры оценки и символ метафоры

Примеры ЯМ

А. Наименование человека

I. Внешность

1.1.

1.2. низкорослый (+ невзрачный)

1.4. медлительный

Кикимора, мартышка, попугай, пугало, чучело

Огарок, пигалица, сморчок, шпингалет

Дубина, каланча, оглобля

Черепаха

II. Характер

  1. Безвольный
  2. Робкий
  3. Упрямый

Кисель, курица, размазня, тюфяк

Баба, овца, теленок, ягненок, телок

Баран, ишак, осел

III. Поведение

  1. вспыльчивый
  2. нелюдимый
  3. притворщик
  4. задиристый

Кипяток, порох

Монах, отшельник

Актер, актриса, артист, артистка

Ерш, заноза, петух

IV. Социальные качества

4.1. занимает высокое положение в обществе (высокомерный)

4.2. занимает низкое положение в обществе (презираемый)

4.3. «Худшие люди общества»

4.4. мучитель, угнетатель

Вельможа, воевода, индюк, осетр

Карлик, козявка, лилипут, огрызок, падаль, фитюлька, хлам, червь

Отбросы, отребье, подонки, рвань

Крепостник, палач, тиран, тюремщик, феодал, хищник

  1. Прочие

Выкормыш, гастролер, динозавр, жонглер, ихтиозавр, маньяк, слепец, поросенок, трюкач, черт, могильщик, калека

Б. Наименование частей тела человека

Будка, вывеска, грабли, жердь, клешня, лапа, морда, оглобля, рыло, терка

III. Глава 2

Особенности использования метафор в рассказах В. Шукшина

Используя метафоры, встречающиеся в рассказах В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», «Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка» я заполню таблицы, о которых писала в главе 1.

Таблица № 1 Языковая метафора мелиоративной оценки

И человек как огурчик. («Космос, нервная система и шмат сала»)

Людей интересных много, - продолжал Степан. – Есть такие орлы! («Степка»)

Таблица № 2 Языковая метафора пейоративной оценки

Параметры оценки и символ метафоры

Примеры ЯМ

А. Наименование человека

I. Внешность

1.1. Некрасивый (непривлекательный, нелепо, некрасиво одетый)

1.3. чрезмерно высокого роста

Кикимора

Верста коломенская

II. Характер

2.2. Робкий

Телок

IV. Социальные качества

4.8. Обладает отталкивающими → качествами

гадина

  1. Прочие

акварель

Кикимора ты болотная!.. («Микроскоп»)

Приполз … гадина какая. («Осенью»)

Где же на месяц? Эх ты … акварель! («Светлые души»)

… Ну что мне с тобой делать, верста коломенская? («Стенька Разин»)

… Он какой- то телок у нас – всего стесняется. («Игнаха приехал»)

Таблица № 3 Семантические виды языковой метафоры

Мотивированная

Синкретическая

Ассоциативная

признаковая

психологическая

Скрепить 8

Налетел 9

Поднялась 9

Вспыхнула 10

Заиграет 3

Полоскать 5

Заходил 6

Дергать 7

Проглатила 11

Раскинулось 12

Добрый 12

Стегал 13

Толкался 13

Плакало кровью 14

Темнота 15

Заскулила 16

Заломить 17

Отодрал 18

Свежее 19

Отломил 20

Дремучие 21

Оглушил 22

Галоп 24

Облако 1

Выцедить 2

Мариновать 23

Сундуки 4

1. Старуха оделась и вышла, впустив в избу белое морозное облако. («Как помирал старик»)

2. Такая слабость, вроде всю кровь выцедили. («Как помирал старик»)

3. Лучше дай мне полрюмки вина… Может, хоть маленько кровь-то заиграет (там же)

4. Всю жись тряситесь над ей, а не понимаете, водка – это первое лекарство. Сундуки какие-то. (там же)

5. Будешь потом по деревне полоскать – кому охота на таком морозе долбать. (там же)

6. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. («Дядя Ермолай»)

7. Небо – синим-сине, а уж дергал ветер. («Дядя Ермолай»)

8. И он скрепя сердце, тоже стал собираться. (там же)

9. Налетел сильный ветер, поднялась пыль. (там же)

10. Вспыхнула молния. (там же)

11. Все как будто на миг повисало в воздухе, лишь тьма проглатывала все. (там же)

12. Утро раскинулось ясное, умытое, тихое. (там же)

13. На реке ветер похаживал добрый. Стегал и толкался. («Осенью»)

14. Сердце плакало кровью. (там же)

15. Мы же так никогда из темноты не вылезем. (там же)

16. Душа чего-то заскулила. (там же)

17. Сердце ночью так заломит-заломит. (там же)

18. Филипп отодрал наконец ноги с места. (там же)

19. Лицо ещё свежее. (там же)

20. Обломил смолоду кусок счастья. (там же)

21. Я на такие дремучие вопросы не отвечаю. («Космос, нервная система и шмат сала»)

22. Ты же вчера оглушил свою нервную систему, затормозил. (там же)

23. Другие наоборот маринуют: дескать, мясистее будет. (о свинье) (там же)

24. География… Сейчас мы её галопом. (там же)

Типы регулярных метафорических переносов в языке

  1. Предмет → человек

Дай мне душеньку отвести, скважина ты кривоносая! («Микроскоп»)

II. Животное → человек

1. Я, што ли, один так лаюсь? («Космос, нервная система и шмат сала»)

2. Скулил как пёс за воротами («Осенью»)

3. Он здоровый как бык («Как помирал старик»)

4. Смотрел орлом («Осенью»)

Типы нерегулярных метафорических переносов в языке

  1. Физический мир → животное

Носил постоянно в себе эту боль-змею. («Осенью»)

  1. Животное → животное

Вот они, собаки!- прошептал Андрей Ерин. С каким-то жутким восторгом прошептал: - Разгуливают. (о микробах) («Микроскоп»)

III. Физический мир → человек

И пришла весна – добрая и бестолковая, как недозрелая девка . («Степка»)

IV. Заключение

Метафора, какая разная она бывает! Метафора используется в бытовой и художественной речи. Художественная метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Мною было проанализировано несколько рассказов В. Шукшина: «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», «Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».

Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений, большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. Наша бытовая речь пестрит метафорой: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, встает солнце.

Есть несколько типов, на которые можно подразделить метафору: Индивидуально-авторская, развернутая и общеязыковая. Она может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного в переносном значении, и развернутой.Также метафора бывает именной и глагольной, каждая из которых подразделяется на: олицетворяющиеся и на не олицетворяющиеся.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что метафоры, используемые В. Шукшиным, разнообразны по оценке, семантическим видам и типам метафорических переносов. Больше всего в произведениях синкретических метафор. С помощью этих метафор автор необычно, по-особенному описывает природу, изменения погоды: заходил дождь, на реке ветер стегал и толкался, утро раскинулось.

V. Список использованной литературы

  1. Аристотель Поэтика.- Л., 1927
  2. Арютюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры ∕∕ИАН СЛЯ 1978 Т.37 № 4
  3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова∕∕ВЯ 1953 № 5
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь∕∕Выготский Л.С. Избранное психологические исследования.-М., 1956
  5. Гак В.Г. К проблеме общих семантических законов ∕∕Общее и романское языкознание. – М., 1972
  6. Гусев С.С. Наука и метафора. – Л., 1984
  7. Корольков В.И. Метафора∕∕Краткая литературная энциклопедия.- М., 1967
  8. Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи∕∕Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1969
  9. Левин Ю.И. Структура русской метафоры∕∕Труды по знаковым системам.- Тарту, 1965
  10. Шукшин В.М. Рассказы Повести.- М., Дрофа, 2002

Главные герои Василия Макаровича хотят осуществить свои мечты и фантазии, воплотить в жизнь собственные идеи по преобразованию, улучшению мира, они мечтают безвозмездно помочь всем людям и решить серьезные проблемы человечества. Именно такой главный герой рассказа-притчи «Микроскоп». Произведения о вечных проблемах поиска смысла жизни и о трудностях пути непонятого человека, выступающего в роли пророка. Этот рассказ пронизан юмором, но в нем заложена мысль о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распространенной в наше время.
Главный герой рассказа - Андрей Ерин - столяр маленькой мастерской при «Заготзерне». Краснеющий, когда врет, но переживающий, когда так приходится делать, простой, добрый, работящий человек, хорошо относящийся к людям. Он терпит, когда жена злится, обзывает и бьет его сковородником, сам злится, но не позволяет себе выругаться в ответ. И искренне радуется, сияет, светится, когда ему удается осуществить то, что он задумал. В рассказе нет описания Андрея Ерина, потому что для Шукшина оно не важно. Главное - это показать особенность своего героя, а она заключается в том, что этот чудик готов пойти на жертвы (получить от жены ужасную головомойку, работать больше месяца по полторы смены и, самое главное, суметь подавить муки совести из-за обмана), лишь бы воплотить в жизнь заветную мечту - приобрести микроскоп. Ни жена, ни друзья никогда не смогут понять, зачем выбрасывать огромные деньги на покупку «ненужного» предмета, но Андрей к этому не стремится, и он не хвастается, не хочет отличаться тем, что просто имеет микроскоп. Его цель высока и гуманна - он хочет научиться бороться с «микробами», которые почти в три раза укорачивают жизнь человека. Думая о человечестве, Андрей готов претерпевать страдания и непонимание со стороны близких. К этому человеку невольно проникаешься уважением, даже понимая, что он взялся за дело, которое ему не по силам, из-за нехватки элементарных знаний. Чудик стремится к движению вперед, он ощущает себя причастным ко всему, что делается в мире, он способен искренне радоваться мировым открытиям и достижениям в области техники и науки. А Шукшин торжествует, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.

Помимо всего перечисленного, Андрей Ерин, как и многие герои Василия Шукшина, очень чувствителен и эмоционален. «И любопытство и страх отразились в глазах у Ерина. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем…чуть дрожали на коленях». Он сильно переживает за людей, болеет и волнуется о них. «Андрей сел и закурил. – От такой мелкой твари гибнут люди! – Вид у него был убитый…»
Именно этим желанием помочь и защитить пропитаны все мысли главного героя. Шукшинский чудик мечтает изменить жизнь людей, мечтает сделать для человечества что-то стоящее и нужное, то, что обязательно всем пригодиться и поможет. Взамен он ничего не просит, он даже готов страдать ради людей, ради мечты, ради того, чтобы доставить благо другим. Главный персонаж грезит своей мечтой, искренне надеется и верит, что она осуществится, и больше ему ничего не нужно, ни похвалы, ни признания, потому что герой-«чудик» не такой. Он добрый, уступчивый, отзывчивый, терпимый, впечатлительный, а главное - гуманный, мечтающий человек, имеющий цель в жизни и пытающийся всеми способами ее осуществить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!