Игры по русскому языку в школе. Дидактические игры по русскому языку в начальной школе

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Слайд 2

Разгадайте шарады.

  • 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
  • 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
  • 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

коснуться

  • 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
  • 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
  • 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
  • 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.

прикосновение

Слайд 3

Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

Слайд 4

Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:

1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.

2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.

3.Губернские чиновники трепетали при его имени.

времени, пламени, имени

Слайд 5

Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?

Девятеро

Слайд 6

Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?

полтора, полтораста

Сколько окончаний у слова семьсот?

Два окончания, оба - нулевые

Слайд 7

Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?

Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)

Слайд 8

Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.

Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.

1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0

Слайд 9

Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.

Вопросительные и относительные.

Который час?

Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.

Слайд 10

Отгадайте несклоняемое имя существительное.

Линейной меры единица

В соединенье с буквой гласной

Вам скажет сразу, что в столице

Любой увидеть может сразу?

Слайд 11

Образовать существительные общего рода от слов:

  • выскочить
  • задираться
  • ломаться
  • не посидеть
  • размазать
  • трудиться
  • выскочка
  • задира
  • ломака
  • непоседа
  • размазня
  • трудяга
  • Слайд 12

    Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?

    Белка песенки поёт

    И орешки всё грызёт.

    А орешки не простые,

    Все скорлупки золотые.

    Имеется скрытое противопоставление.

    Слайд 13

    Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.

    1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.

    2)Эй, пошёл, ямщик!

    3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!

    1) Повелительное в значении условного.

    2) Изъявительное в значении повелительного.

    3) Условное в значении повелительного.

    Слайд 14

    В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?

    1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.

    2) Все ушли, один я остался.

    3) Все как один.

    4) Один за всех, все за одного.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло.

    1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.

    2)Один я остался – частица (только).

    3)Все как один – наречие (дружно)

    4)Одинза всех, все за одного – существительное.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.

    Слайд 15

    В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?

    1)Прошло около четверти часа.

    2)Прошла вторая учебная четверть.

    3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.

    4)Сейчас половина четвёртого.

    5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.

    6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.

    четверть восьмого, половина четвёртого

    Слайд 16

    Литература

    1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.

    Посмотреть все слайды

    Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

    Цели урока :

    1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

    2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

    3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

    Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

    Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

    КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

    Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

    1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

    2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

    3. Кончил дело - … (гуляй смело).

    4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

    5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

    6. Как аукнется - … (так и откликнется).

    7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

    8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

    9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

    10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

    11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

    12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

    КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

    Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

    1) А / Я = О / ? (Ё)

    2) М / М’ = Р / ? (Р’)

    3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

    4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

    5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

    Что такое толь? (дополнительный балл ).

    *Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

    КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

    Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

    1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

    2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

    3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

    4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

    Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

    КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

    Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

    1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

    Луноход

    Прилунился лунолёт.

    В лунолёте - луноход.

    Цирки, кратеры и лунки

    Луноходу не страшны.

    Оставляет он рисунки

    На поверхности Луны.

    Пыли много, ветра нет.

    Жить рисункам тыщу лет!

    (Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

    (За каждое найденное слово - 1 балл ).

    2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

    Чет и нечет

    Попробуешь

    Слова сличить -

    И аж мороз идет по коже!

    «Мучить» и «учить»

    Звучат извечно так похоже.

    Но и бывает смысл иной,

    Доподлинно необъяснимый:

    Казнящий ли владел казной,

    Или казной владел казнимый?

    Земля и тля. Вина - вино.

    Все это будет не одно,

    Но от другого не отбросить!

    Березка - розга. Лик и лак,

    Увечить и увековичить…

    Неужто это просто так,

    Одна случайность -

    Чет и нечет?

    КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

    (правильный ответ - 1 балл )

    1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

    2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

    3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

    4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

    5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

    6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

    7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

    8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

    9. Часть слова без окончания (основа ).

    10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

    11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

    12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

    КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

    Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

    Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

    Фразеологизмы :

    Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

    Развязать кому-то язык - заставить говорить.

    Находить общий язык - договариваться.

    Прикусить язык - замолчать.

    Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

    Проглотить язык - замолчать.

    Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

    Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

    Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

    Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

    Наступают на язык - заставляют молчать.

    Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

    Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

    Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

    Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

    Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

    Пословицы:

    Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

    Слово - серебро, молчание - золото.

    + (собственные примеры)

    Мал язык, да всем телом владеет.

    Язык до Киева доведет.

    КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

    Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

    (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

    КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

    Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

    1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

    2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

    3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

    4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

    5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

    6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

    (Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

    КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

    1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

    2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

    3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

    4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

    5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

    6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

    7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

    КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

    Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

    Ответы

    Текст №1

    1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

    2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

    3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

    4. Голова сказала: «Разойдемся!».

    5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

    6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

    Текст №2

    1. У одного отца было два сына.

    2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

    3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

    4. Они пошли судиться к соседу.

    5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

    6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

    7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

    8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


    ПРИЛОЖЕНИЕ

    «Фонетические пропорции»

    1) А / Я = О / ?

    2) М / М’ = Р / ?

    3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

    4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

    5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

    «Родственные слова»

    Луноход

    Прилунился лунолёт.

    В лунолёте - луноход.

    Цирки, кратеры и лунки

    Луноходу не страшны.

    Оставляет он рисунки

    На поверхности Луны.

    Пыли много, ветра нет.

    Жить рисункам тыщу лет!

    Чет и нечет

    Попробуешь

    Слова сличить -

    И аж мороз идет по коже!

    «Мучить» и «учить»

    Звучат извечно так похоже.

    Но и бывает смысл иной,

    Доподлинно необъяснимый:

    Казнящий ли владел казной,

    Или казной владел казнимый?

    Земля и тля. Вина - вино.

    Апрель и прель. Мороз и проседь…

    Все это будет не одно,

    Но от другого не отбросить!

    Березка - розга. Лик и лак,

    Увечить и увековичить…

    Неужто это просто так,

    Одна случайность -

    Чет и нечет?

    Текст №1

    И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

    Голова сказала: «Разойдемся!».

    Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

    Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

    Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

    Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

    Текст №2

    Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

    Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

    Они сказали: «Он велел делить все пополам».

    Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

    Они пошли судиться к соседу.

    У одного отца было два сына.

    Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

    Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

    Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

    Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

    В чем отличие?

    Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
    Словесно-ролевые игры -- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
    Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

    Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

    Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

    Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

    Что отрабатываем: логику речи.

    Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

    Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
    Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

    Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

    Словесная игра “Один день из жизни”

    Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

    К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

    Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

    Словесная игра “Новый словарь”

    Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

    Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

    Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

    Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

    Словесная игра “Табу”

    Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
    Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
    Другие студенты должны это слово отгадать.

    Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).

    Лингвистическая игра “Звукообразы”

    Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
    “Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
    Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

    [л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

    Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

    Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

    Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

    С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

    С [о]- высокое, голубое, лоно:

    С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

    Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.

    Словесная игра “Буквы-Пуквы”

    Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

    Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

    Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

    Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

    О.Ю. ШКАТОВА,
    школа № 3, г. Борисоглебск

    Игровые задания на уроках русского языка

    Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
    Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

    ФОНЕТИКА

    Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

    к-р-нд-ш
    з-мл-
    ж-в-тн-
    -п-ст-л-сь

    О-о-а (корова)
    -о-а- (школа)
    -о-у-а (подруга)
    -о-и-а (столица)

    Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

    1-й вариант

    кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

    2-й вариант

    коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

    Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

    Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

    Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

    1. букв > звуков;
    2. букв < звуков;
    3. букв = звукам.

    Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

    Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

    к ка;
    ш – ша.

    Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

    р – эр и а .

    Задание 6. Фонетическая эстафета .

    Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

    Задание 7 . Соберите букет .

    1-й вариант

    Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

    2-й вариант

    Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

    Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


    ФРАЗЕОЛОГИЯ

    Кроссворды

    Знаете ли вы пословицы?

    1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
    2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
    3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
    4. Делу..., потехе час (время) .
    5. Где тонко, там и... (рвется) .
    6. Копейка... бережет (рубль) .
    7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

    Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

    1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
    2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
    3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
    4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
    5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
    6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
    7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
    8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

    Игра «Лото»

    Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

    ОРФОГРАФИЯ

    Уроки-путешествия, уроки-сказки

    Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

    На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

    Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

    Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

    Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

    Задание 2

    Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

    Выпишите слова с пропущенной буквой о .

    Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

    Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

    Где а ?
    1. Р_стов
    2. водор_сли
    3. р_сток
    4. возр_ст

    Где е ?
    1. сж_гать
    2. вт_реть
    3. заб_рать
    4. сд_рать

    Где о ?
    1. з_ря
    2. оз_рять
    3. з_рница
    4. з_ревать

    Где и ?
    1. зап_реть
    2. ст_реть
    3. ум_рать
    4. бл_стеть

    Где о ?
    1. попл_вок
    2. выпл_вка
    3. пл_вец
    4. спл_вной

    Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

    Игра в мяч

    Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

    Задание 4 . Третий лишний .

    Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

    Лимонный, карманный, соломенный;
    горяч, могуч, плач;
    мокрый, влажный, сухой;
    отрежь, наотмашь, спрячь.

    Словарные эстафеты

    Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

    ЛЕКСИКА

    Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

    Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

    Ка мпания... – ко мпания,
    абонент – абонемент,
    завеша нный – завеше нный,
    засланный – застланный.

    Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

    1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
    2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
    3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

    Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

    Аргумент –
    атрибут –
    абсолютный –
    актуальный –
    гипотеза –

    Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

    Зачеты в форме игры

    Конкурс грамотеев

    Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

    Аукционы

    Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

    1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
    2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
    3. Назовите все разряды местоимений .

    Любопытный

    Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

    – Где был?
    – В чем перевозят бензин?
    – Что выписал из книги?
    – Какой струнный инструмент знаете?
    – Какое блюдо любите?

    Занимательные игры

    Выпусти пар

    Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

    пар - - -
    пар - - -
    пар - - -
    пар - - -
    пар - - -

    (Парник, партер, пароль, партия, парень.)

    Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

    Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

    Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
    Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
    Задачи:
    1. Развитие логического и творческого мышления.
    2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
    3. Развитие навыков командной работы.

    Пояснительная записка.
    Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

    1 конкурс. РАЗМИНКА.
    Ведущий:
    Ответьте, о ком или о чем говорится.
    1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
    2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
    3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
    4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
    5) Как называется школьный известняк? (мел).
    6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
    7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
    8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
    9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
    10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
    11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
    12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

    2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
    Ведущий:
    Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
    Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
    поговоркам.
    1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
    2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
    3. У него глаза велики... (у страха).
    4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
    5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
    6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
    7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

    3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
    Ведущий:
    Ответьте на вопросы: что это? кто это?
    Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
    Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
    Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
    Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
    Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
    Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

    4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
    Ведущий:
    Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
    А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
    Например:
    Букву Е
    БРТ – БеРеТ
    СВР – СеВеР
    ВР – ВееР
    КЛЩ – КЛеЩ
    Команды получают задание на карточках:

    5 Конкурс. РЕДАКТОР.
    Ведущий:
    В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
    Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
    Ведущий раздает командам тексты:
    1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
    2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
    3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
    4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
    5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

    6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
    Ведущий:
    В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
    1. Не ударить в грязь лицом.
    2. Держать себя в руках.
    3. Мелькнуть, как молния.
    4. Игра не стоит свеч.
    5. Стрелять без промаха.
    6. Во что бы то ни стало.
    7. Не находить себе места.
    8. Вешать голову.
    А. Занятие, которое себя не оправдывает.
    Б. Обязательно.
    В. Очень быстро.
    Г. Точно в цель.
    Д. Сохранять самообладание.
    Е. Показать себя с лучшей стороны.
    Ж. Быть в состоянии большого волнения.
    З. Огорчаться.
    Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

    7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
    Ведущий:
    читает стихотворение О. Высоцкой
    Существительное – школа,
    Просыпается – глагол.
    С прилагательным веселый
    Новый школьный день пришел.
    Встали мы – местоименье,
    Бьет числительное семь.
    За ученье, без сомненья,
    Приниматься надо всем.
    Мы наречием отлично
    На уроках дорожим.
    Соблюдаем мы привычно
    Дисциплину и режим.
    Не и ни у нас частицы,
    Их нам надо повторять
    И при этом не лениться
    И ни часу не терять!
    После школы, как известно,
    Мы катаемся в санях.
    Здесь особенно уместны
    Междометья ох и ах!
    А потом у теплой печи
    Повторяем части речи!

    Ведущий:
    Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
    Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

    Подведение итогов.

    Ведущий:
    Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

    Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!