Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр в развитии познавательного интереса к предметному миру старшего дошкольника. Методика диагностики детской

Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Методика 22. Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция . Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку
Количество называний мотива
Частота называний мотива
Ранг мотива

Вариант II

Инструкция . Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов- максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).

Обработка результатов . Подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).

Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

Форма 2

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности

Методика 23. Анкета для оценки уровня школьной мотивации

Н. Лускановой.

1. Тебе нравится в школе?

§ не очень

§ нравится

§ не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

§ чаще хочется остаться дома

§ бывает по-разному

§ иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

§ не знаю

§ остался бы дома

§ пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

§ не нравится

§ бывает по-разному

§ нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

§ хотел бы

§ не хотел бы

§ не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

§ не знаю

§ не хотел бы

§ хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

§ не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

§ точно не знаю

§ хотел бы

§ не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

§ нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

§ нравятся

§ не очень

§ не нравятся

Ключ:

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ

Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень . 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень . 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Методика 24. «Цифровые таблицы»

Существует простая методика оценки распреде­ления и устойчивости внимания. Она требует для своего проведения и получения нуж­ных результатов минимум времени. Этой методикой рекомендуется пользоваться тогда, когда достаточно прибли­зительно оценить внимание лишь по двум свойствам.

На рисунках 1а, 1б, 1в, 1г, 1д приведены пять черно-белых таблиц, в клетках которых в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает подряд все пять таблиц и в каждой из них находит и указывает все цифры от 1 до 25. Определяется, сколько времени потребуется на решение этой задачи с каждой таблицей. Сумма времени, затраченного на все таблицы, делится на число просмотренных таблиц, и в результате получается средний показатель времени решения поставленной задачи с одной таблицей. Это и будет показа­тель распределения внимания.

Для того чтобы определить устойчивость внимания, не­обходимо сравнить время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если это время от первой до пятой таблицы меня­ется незначительно, т.е. разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 с, то внима­ние считается устойчивым. В противоположном случае дела­ется вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Методика 25. «Оценка внимания» (по методике Мюнстенберга).

Методика направлена на определение избирательности вни­мания, а также для диагностики концентрации внимания и по­мехоустойчивости.

Инструкция : «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматри­вая текст, найти и подчеркнуть эти слова».

Пример : рюклбюсрадостьфркнп

Время работы с бланком - 2 минуты.

Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисм фактукгнэкзаменовдыфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеори ялждлащшщуахоккейтроицалодоыэвшкщежжытелевизорлэзн пппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосп риятиебюерадостьжьщвшкгншщсчмнародлжфльгждвлшйщшугдлудлждлждлрепортажшзщшышвшггншфщвшнеконкурсдлжд пшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгвнш эпрплаваниеоьвдловдоадьюлдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялждалждлукшзщшшгщшгащьюснованиелыовдфлоылвжыдфлаэжьщлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщцкощ

Методика 26. «Концентрация и распределение внимания»

Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую – нолик.

Инструкция . «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь».

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Телеграм

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ

ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

НОРМАТИВНАЯ ШКАЛА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ.

Разработана американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.

Состоит из трех относительно самостоятельных частей: « Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера"» и "«Познавательный язык".

ИНСТРУКЦИЯ.

В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводится опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» – 140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.

Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в таблицах.

Общие двигательные способности.

№ Наименование усвоенного действия норма в опережение

месяцах на 30%

1. Поднимает подбородок, лежа на животе 1 0,30

2. Держит голову и корпус 2 1,40

3. Переворачивается лежа 3 2,40

4. Сидит при поддержке 4 2,80

5. Сидит самостоятельно 7 4,90

6. Стоит с посторонней помощью 8 5,60

7. Стоит, держась за опору 9 6,30

8. Ползает 11 7,70

9. Устойчиво стоит сам 11 7,70

10. Ходит самостоятельно 12,5 8,75

11. Ходит, прекратив ползать 15 10,50

12. Ползает по ступенькам лестницы 15 10,50

13. Поднимается по ступенькам 18 12,50

14. Самостоятельно сидит на стуле 18 12,60

15. Переворачивает страницы книги 18 12,60

16. Спускается по ступенькам лестницы, держась 21 14,70

одной рукой за опору

17. Поднимается по ступенькам, держась за перила 21 14,70

18. Хорошо бегает (без падений) 24 16,8

19. Поднимается и спускается по ступенькам 24 16,80

самостоятельно

20. Ходит на цыпочках 30 21,00

21. Прыгает одновременно двумя ногами 30 21,00

22. Чередует ноги, поднимаясь по ступенькам 36 25,20

23. Прыгает с места 36 25,20

24. Катается на трехколесном велосипеде, используя 36 25,20

25. Прыгает на одной ноге 48 33,60

26. Бросает мяч 48 33,60

27. Прыгает с чередованием ног 60 42,00

Двигательные способности более специального характера

_____________________________________________________________

1. Схватывает и тут же выпускает из рук ложку 1 0,70

2. Координирует глаза по вертикали 1 0,70

3. Играет с погремушкой 3 2,10

4. Манипулирует с мячиком, проявляет интерес к деталям 6 4,20

5. Координированно натягивает ленту 7 4,90

6. Избирательно пользуется левой и правой рукой 8 5,60

7. Держит предмет между пальцами и ладонью 9 6,30

8. Координированно держит карандаш 11 7,70

9. Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль 11 7,70

10. Самостоятельно рисует каракули 13 9,10

11. При рисовании имитирует штрихи 15 10,50

12. Сгибает лист бумаги 21 14,70

14. При рисовании имитирует штрихи типа О и Y 24 16,80

15. Имитирует штрихи типа Y и H 3 0 21,00

16. Имитирует мостик из кубиков 36 25,50

17. Рисует человека, составляя его из частей 48 33,60

18. Рисует четко различаемую фигуру человека 60 42,00

19. Копирует треугольник 60 42,00

20. Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды 72 50,40

Познавательный язык

_____________________________________________________________

№ Наименование усвоенного действия норма опережение

_____________________________________________________________

1. «Социальная улыбка» при виде человека 1,5 1,05

2. Издает четыре и более звуковых тонов 1,6 1,12

3. Визуально опознает мать 2 1,40

4. Реагирует на звук взором 2,2 1,54

5. Издает два разных звука 2,3 1,61

6. Произносит четыре разных слога 7 4,90

7. Произносит «да-да» или нечто аналогичное 7,9 5,53

8. Реагирует на свое имя 9 6,3

9. Проявляет интерес к картинкам в книгах 10 7,00

10. Имитирует слова 12,5 8,75

11. Имеет активный словарный запас не менее трех слов

(помимо «ма-ма» и «да-да») 14 9,80

12. Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена 15 10,50

13. Показывает названную часть тела 17 11,90

14. Называет один предмет (« Что это? ») 17,8 12,46

15. Выполняет указание положить предмет на стул 17,8 12,46

16. Имеет активный словарь из 10 слов 18 12,60

17. Имеет активный словарь из 20 слов 21 14,70

18. Соединяет два или три слова 21 14,70

19. Перестает использовать жаргон, строит предложение из

трех слов 24 16,80

20. Пользуется словами: «я», «ты», «мне» 24 16,80

21. Называет три и более предметов на картинке 24 16,80

22. Способен опознать пять и более предметов 24 16,80

23. Опознает семь предметов 30 21,00

24. Называет свое имя 30 21,00

25. Называет пять предметов на картинке 30 21,00

26. Способен сказать, как используются те или иные предметы 30 21,00

27. Считает (перечисляет) предметы до трех 36 25,20

28. Различает пол человека 36 25,20

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Если Ваш ребенок опережает норму на 30% и более по представленным параметрам, то есть основания считать его одаренным. Опережение необходимо по большинству представленных параметров.

Одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное состояние, а как динамическая характеристика.


ОПРОСНИК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ

(Дж. Рензулли, Р.Хартман, К.Каллахэн)

Данная методика содержит четыре опросника.

Опросник 1. Характеристика способностей к обучению.

Опросник включает 8 пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые характеристики, связанные со способностями к обучению. Заполняющий анкету оценивает, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ребенок обладает данными характеристиками.

Максимальная оценка - 32 балла.

Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики.

Опросник включает 9 характеристик. Максимальная оценка – 36 баллов.

Опросник 3. Творческие характеристики (креативность).

Опросник включает 10 пунктов. Максимальная оценка – 40 баллов.

Опросник 4. Лидерские характеристики.

Опросник включает 10 пунктов, в каждом из которых отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Максимальная оценка 40 баллов.

Возможные оценочные баллы:

4 – постоянно;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

Каждый пункт следует оценивать безотносительно к другим пунктам.

Экспертами могут быть педагоги, воспитатели, знающие детей.

Перед заполнением опросника в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Т.Е. оценки могут проводить либо несколько экспертов в одно и то же время, либо один. Аналогично можно оценивать либо целую группу детей, либо одного. Время заполнения опросника не ограничено. Можно заполнить все четыре опросника, можно один (для каждой шкалы существуют отдельные нормативные данные).

Опросник 1. Характеристики способностей к обучению

(для дошкольников).

1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; использует термины вполне осмысленно; речевое развитие характеризуется богатством, выразительностью, разработанностью и беглостью.

2. Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов его сверстников).

3. Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.

4. Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть что и почему происходит что-либо; задает много вопросов, вскрывающих истинный глубинный смысл (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе поступков или мыслей людей.

5. Легко схватывает основные, главные принципы и может легко и быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; ищет сходство и различие между событиями и предметами.

6. Тонкий и проницательный наблюдатель, « видит больше» и « извлекает больше» из рассказа, фильма и т. д., чем остальные.

8. Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части; делает собственные выводы, находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.

Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики

(для дошкольников).

1. Глубоко и полностью погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в нахождении пути решения проблемы (иногда трудно перевести его внимание на другую тему).

2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.

3. Мало нуждается во внешней мотивации и стимуляции при выполнении работы, которая изначально его вдохновила.

4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко бывает удовлетворен своими темпами и результатом.

5. Предпочитает работать самостоятельно и независимо; от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции, затем любит все делать сам.

6. Интересуется многими «взрослыми» проблемами в большей мере, чем его сверстники.

7. Часто твердо отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активен), упорен в своих убеждениях.

8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей и ситуации.

9. Его всегда интересует правда и ложь, добро и зло; часто оценивает и судит о людях, событиях и предметах.

Опросник 3. Творческие характеристики

(для дошкольников).

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях; постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.

3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален и горяч в споре; упорный и настойчивый.

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума», фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдет если…»); любит занитматься применением, улучшением и изменением идей, правил и объектов.

6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; мальчики более свободно проявляют «типично женские качества», например чувствительность; девочки более независимы, активны и настойчивы, чем их сверстницы.

8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.

Опросник 4. Лидерские характеристики

(для дошкольников).

1. Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо.

2. Чувствует себя уверенным с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу пред группой.

3. Видно, что к нему хорошо относятся сверстники.

4. Сотрудничает со взрослыми и сверстниками; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.

5. Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развита и его легко понять.

6. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях и не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется.

7. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.

8. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.

9. Принимает активное участие в различных мероприятиях, можно рассчитывать, что если кто и будет участвовать в подготовке к праздникам, соревнованиям и т.д., то именно он и никто другой.

10. Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается атлетическими играми.

Лист ответов.(для экспертов)

В таблице под номером от 1 до 8 отмечены характеристики обучаемости (способности к обучению). Пожалуйста, оцените, используя четырехбальную систему, в какой степени каждый ребенок обладает вышеописанными характеристиками.

Возможные оценочные баллы:

№ Ф.И. ребенка номера характеристик способностей сумма
1 2 3 4 5 6 7 8

Аналогичные листы ответов составляются для каждого опросника. Число столбцов зависит от количества оцениваемых способностей.

Лист ответов. Оценка родителей

Дата ________ Д.С.________ Группа__________

Возраст________ Респондент_________ (Ф.И.О. заполняющего анкету)

В таблице под номером от 1 до 8 отмечены характеристики обучаемости (способности к обучению). Пожалуйста, оцените, используя четырехбальную систему, в какой степени Ваш ребенок обладает вышеописанными характеристиками.

Возможные оценочные баллы:

4 – постоянно; 3 – часто; 2 – иногда; 1 – редко;

1. Шкала способностей к обучению

Аналогично составляются таблицы для оставшихся шкал.


Обобщенный лист ответов

Дата тестирования_____________ Кол. человек_______

Сад№____________ Группа___________

Эксперт_________________

Таблица итоговых данных (суммарные баллы)

Ф.И. ребенка

Опросник 1

Опросник 2

Опросник 3

Опросник 4

Э – эксперт, Р – родитель.

Обработка полученных данных

Для каждого ребенка суммируем баллы по всем утверждениям каждого опросника. Получаем суммарные сырые баллы ребенка. Затем сравниваем полученные сырые баллы с нормативными данными и оцениваем место каждого ребенка по каждому виду способностей относительно нормы.

Средние и стандартные отклонения для разных возрастных групп.

Группа1 (возраст 5 лет – 6 лет 11 месяцев)

Методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич)

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

· Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

· Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

· Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

· Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

· Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

· Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2,3,4,5.

Методика

«Радости и огорчения»

Методика помогает выявить место познавательной деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.

После организованного познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений ребёнка спрашивают:

1. Что тебя больше всего порадовало во время занятия?

2. Что тебя больше всего огорчило во время занятия?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

1. Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?

2. Когда во время занятия ты сильнее всего огорчался?

Анализ ответов фиксируется в схеме:

Примечание: проводить методику сразу после занятия нежелательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

(В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой.)

Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.

Стандартизированная анкета включает 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям.

Вопросы Возможные ответы Балл
1. Как часто (полчаса – час) ребенок занимается какой-нибудь умственной работой

а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

2. Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?

а) помучиться, но самому найти ответ

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

3. Просит ли почитать книги, дослушивать до конца?

а)постоянно слушает до конца;

б)иногда, не всегда слушает до конца;

4. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением?

а)очень эмоционально

б)когда как

в)эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5. Часто ли ребенок задает вопросы?

в)очень редко

6. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

б) не всегда

7. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)

а) да, бывают довольно часто

б) когда как

в) не наблюдалось

Обработка и интерпретация результатов

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

27-35 баллов – потребность выражена сильно;

17-26 баллов – умеренно;

меньше 17 баллов – слабо;

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка

(Методика Н.И. Гуткиной)

Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере.

Порядок проведения

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

Тестовый материал

Сказка ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.

Нет, одолею!

Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

Давай, - согласился заяц.

данном месте чтение прерывается).

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит - Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

1 Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.

7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки..

13 Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

18. Со вниманием относитесь к его потребностям.

19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

20. Не дразните ребенка за ошибки.

21. Хвалите за любые успехи.

22. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

23. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

24. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

25. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

26. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

27. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.

28. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

29. Помогайте ребенку стать личностью.

30. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

31. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

32. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

33. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

34. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

35. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Методика 22. Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция . Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.



5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но ).

Инструкция дается в следующей форме:

“Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться”.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

№ позиции фигурки

Характеристика

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

мотивация на развлечения

отстраненность, замкнутость, тревожность
отстраненность от учебного процесса, уход в себя

комфортное состояние, нормальная адаптация

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

По результатам проведения методики “Дерево” в классе, можно составить диаграмму, где наглядно отобразится ситуация адаптированности детей к обучению в классе.


Диаграмма “Напоминание себя” Диаграмма “Желание быть похожим”

Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. - Одесса: Астра-Принт, 1999.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!