Л н толстой война и мир биография. Результат беспорядочных действий союзников

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого - один из самых запоминающихся эпизодов. Однако если бы вы поставили себе цель досконально изучить ход и развитие 1805 года, то эта битва навряд ли привлекла бы ваше внимание. В развернутой повести войны данное событие было бы сравнимо лишь с запятой в предложении.

Но Л. Толстому сражение близ деревни Шенграбен дало возможность написать целый ряд психологических портретов своих героев. Здесь же ярко видно и отношение самого писателя к этой войне. По сути, в глазах классика это единственная битва, имевшая моральное оправдание.

Малая частичка большого целого

Для того чтобы понять, какое место занимало Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» (в масштабе всей войны), стоит кратко рассмотреть причины возникновения, ход событий и роль русской армии в этой военной кампании.

Итак, по сути, России в той войне изначально ни делить, ни защищать было нечего. Все началось с того, что Наполеон решил подмять под себя Великобританию. Он подвел свою «Великую Армию» в количестве 180 тысяч человек к Ла-Маншу со стороны Франции. Для Туманного Альбиона это была серьезная угроза. Противопоставить достойную силу хорошо обученным войскам противника было бы весьма проблематично.

Морская преграда

Слабым местом наполеоновской армии был флот. Его катастрофически не хватало, чтобы организовать эффективное прикрытие во время переброски сухопутного десанта. Наполеон, объединив свои корабли с испанскими, попытался оттянуть основные силы английского флота от Ла-Манша. Но в битве при Трафальгаре его флотилия терпит сокрушительное поражение от адмирала Нельсона, командующего английской эскадрой.

Рождение коалиции

Однако Англия прекрасно понимала, что эта победа давала ей всего лишь временную передышку, потому что основные - сухопутные - силы противника от ее границ никуда не исчезли. Поэтому британское правительство спешно сколачивает куда вошли Россия, Австрия, Швеция, Португалия и Неаполитанское королевство.

Результат беспорядочных действий союзников

Чтобы передвинуть театр военных действий, принимается решение напасть на Баварию и Италию (союзников Франции). Россия выдвигает две своих армии в помощь Австрии. А в это время австрийцы, не дождавшись подкрепления, атакуют Баварию.

Наполеон очень мобильно перекидывает свои силы и, застигнутая врасплох, австрийская армия капитулирует. В этой ситуации генералу Кутузову остается только отступать, чтобы соединиться со второй русской армией под предводительством Буксгевдена.

Он успешно противостоит войску Наполеона, просчитывая и предвосхищая его действия, и даже дает сражение близ Кремса, в котором наносит значительный урон французам. Однако войско противника все еще имеет существенное численное преимущество, и Бонапарт начинает маневр, в случае успеха которого он бы сумел нанести сокрушительный удар по армии Кутузова.

Чтобы избежать этого, и понадобилось Шенграбенское сражение. Толстой очень удачно избрал именно этот эпизод войны, чтобы описать то, как раскрываются характеры разных людей в критической ситуации. В его романе запах пороха и холодное веяние прохаживающейся по рядам товарищей смерти срывают маски и обнажают саму сущность человека.

Шенграбенское сражение: краткое содержание

Атаку начали французы. Под прикрытием тяжелой артиллерии, они выступили к расположению русских солдат. Численное превосходство было на стороне наполеоновской армии. Тридцать тысяч солдат против шести тысяч имеющихся в подчинении у генерал-майора Багратиона.

Из орудий в русском лагере было четыре пушки, которые, по первоначальному замыслу военного руководства, должны были обстреливать близлежащую лощину. Но принимает решение бомбить деревню Шенграбен зажигательными снарядами. Именно там остановилась значительная часть французов.

При первых атаках ряды русских солдат дрогнули, и командирам пришлось менять позиции. Но перегруппировавшись, воины со свежим запалом ринулись в битву. Чтобы выслать подкрепление на ослабленные участки, у капитана Тушина, под командованием которого и находилась батарея из четырех орудий, полностью забрали всякое прикрытие. Но они с такой энергичностью продолжали обстрел, что французы решили, что именно там сосредоточены главные силы русских войск. Тушину удалось поджечь деревню Шенграбен, и это отвлекло врага.

В конце концов, после упорных боев и маневров французам удалось взять людей Багратиона в кольцо. Но, собравшись с силами, они прорвали оцепление и отступили на новые позиции.

Цель была достигнута - отряду удалось задержать продвижение наполеоновской армии настолько, чтобы Кутузов смог соединить свои основные силы с армией Буксгевдена.

В знак признания заслуг этот отряд был назван «Дружина героев».

Вклад Л. Н. Толстого

Хотя этот военный эпизод на самом деле был героическим, но широкую известность он получил именно благодаря Толстому, который очень ярко описал Шенграбенское сражение в романе «Война и мир». Вследствие этого сегодня про подвиг русских солдат при Шенграбе знает любой образованный человек.

Да и как может быть иначе? Ведь Лев Николаевич Толстой является признанным классиком, а потому его роман «Война и мир» входит в общеобразовательную программу, и каждый школьник в обязательном порядке услышит про Шенграбенское сражение. Какая глава описывает эту битву, какие герои задействованы в эпизоде, какова характеристика их действий - вот минимальный объем информации, вкладываемой в детские умы.

Научный подход

Интересно, что писатель очень ответственно относился к описанию батальных сцен. Он внимательно изучал документы и даже сам ездил на места баталий, чтобы точно передать происходившие события. Как Толстой рисует Шенграбенское сражение? Глава начинается с ненавязчивого, но детального описания окружающей местности. Лев Николаевич, как талантливый художник, мазок за мазком создает в воображении читателя отчетливую картину. Благодаря этому легче понять действия участников боевых действий в той ситуации.

Психологическая составляющая

Очень интересно следить за тем, как меняется взгляд некоторых героев романа на войну. Например, наблюдая Шенграбенское сражение, Болконский понимает, что реальная ситуация управления непосредственно во время атаки и отступления в корне отличается от продуманных планов, составленных на бумаге.

Молодой Николай Ростов с ужасом признается себе, что романтика военной кампании враз улетучилась, и остался только за свою собственную жизнь. Ему стыдно перед самим собой, но он ничего не может с этим поделать.

Однако Толстой не просто раскрывает перед нами своих героев. На протяжении сравнительно короткого периода повествования он меняет отношение самого читателя к некоторым персонажам.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» предстает перед нами с разных позиций. Мы получаем возможность наблюдать за битвой и за сокровенными чувствами некоторых ее участников. Так, невзрачный и даже несколько неуклюжий капитан Тушин предстает перед нами настоящим героем. А бравый и молодцеватый Жерков, напротив, проявляет отталкивающую трусость. Андрей Болконский тоже испытывает страх, но он достойно его преодолевает, помогая батарее Тушина отступать.

Лев Николаевич Толстой своим чистым русским пером дал жизнь целому миру персонажей в романе «Война и мир». Его вымышленные герои, которые переплетаются в целые дворянские роды или родственные связи между семьями, являют современному читателю настоящее отражение тех людей, которые жили во времена описанные автором. Одна из величайших книг мирового значения «Война и мир» с уверенностью историка-профессионала, но в, то, же время как в зеркале, представляет всему миру тот русский дух, те характеры светского общества, те исторические события, которые неизменно присутствовали в конце XVIIIи начале XIX веков.
И на фоне этих событий показывается , во всей ее мощи и многообразии.

Л.Н.Толстой и герои романа «Война и мир» переживают события прошлого девятнадцатого века, однако описывать Лев Николаевич начинает события 1805 года. Грядущая война с французами, решительно надвигающееся на весь мир и растущее величие Наполеона, сумятица в московских светских кругах и наглядное спокойствие в петербургском светском обществе – все это можно назвать своеобразным фоном, на котором, как гениальный художник, автор прорисовывал свои персонажи. Героев довольно много – около 550 или 600. Есть как основные и центральные фигуры, а есть и прочие или просто упомянутые. В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы: центральные, второстепенные и упомянутые персонажи. Среди всех их существуют как вымышленные герои, как прототипы людей, окружавших на то время писателя, так и реально существовавшие исторические личности. Рассмотрим основные действующие лица романа.

Цитаты из романа “Война и мир”

- … я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни.

Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё.

До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них.

Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов.

Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.

Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию.

Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным…

Центральные фигуры романа «Война и мир»

Ростовы – графы и графини

Ростов Илья Андреевич

Граф, отец четверых детей: Наташи, Веры, Николая и Пети. Весьма добронравный и щедрый человек, который очень любил жизнь. Его непомерная щедрость в итоге и привела его к расточительности. Любящий муж и отец. Очень хороший организатор различных балов и приемов. Однако его жизнь на широкую ногу, и бескорыстная помощь раненным во время войны с французами и выезда русских из Москвы, наносили роковые удары по его состоянию. Его совесть постоянно его мучила из-за надвигающейся нищеты его родных, но он ничего не мог с собой поделать. После гибели младшего сына Пети, граф был сломлен, но, однако оживился во время подготовки к свадьбе Наташи и Пьера Безухова. Проходит буквально несколько месяцев после свадьбы Безуховых, как Граф Ростов умирает.

Ростова Наталья (жена Ильи Андреевича Ростова)

Жена графа Ростова и мать четверых детей, эта женщина в возрасте сорока пяти лет имела восточные черты лица. Средоточие медлительности и степенности в ней расценивалось окружающими как солидность и высокая значимость ее личности для семьи. Но настоящая причина ее манер, пожалуй, кроется в изнуренном и слабом физическом состоянии благодаря родам и воспитанию четырех детей. Очень любит свою семью, детей, поэтому известие о гибели младшего сына Пети чуть было не свело ее с ума. Так же как и Илья Андреевич, графиня Ростова очень любила роскошь и исполнение любых ее приказаний.

Лев Толстой и герои романа «Война и мир» в графине Ростовой помогли раскрыть прототип бабушки автора – Толстой Пелагеи Николаевны.

Ростов Николай

Сын графа Ростова Ильи Андреевича. Любящий брат и сын, почитающий свою семью, в то же время любит служить в российской армии, что является для его достоинства весьма значимым и важным. Даже в своих однополчанах он часто видел свою вторую семью. Хоть и был долгое время влюблен в свою кузину Соню, все же в конце романа женится на княжне Марье Болконской. Очень энергичный молодой человек, с курчавыми волосами и «открытым выражением лица». Его патриотизм и любовь к императору России никогда не иссякали. Пройдя через многие тяготы войны, становится отважным и храбрым гусаром. После смерти батюшки Ильи Андреевича, Николай выходит в отставку для того, чтобы поправлять финансовые дела семьи, оплачивать долги и, наконец-то, стать хорошим мужем для Марьи Болконской.

Представляется Толстому Льву Николаевичу как прототип его отца.

Ростова Наташа

Дочь графа и графини Ростовых. Очень энергичная и эмоциональная девушка, считавшаяся некрасивой, но живой и привлекательной, она не очень умна, но интуитивна, потому как умела отлично «угадывать людей», их настроение и некоторые черты характеров. Весьма порывиста на благородство и самопожертвование. Очень красиво поет и танцует, что на то время было важным характеризующим качеством для девушки из светского общества. Самое главное качество Наташи, которое Лев Толстой, как и его герои, неоднократно подчеркивают в романе «Война и мир» – это близость к простому русскому народу. Да и сама она вся впитала в себя русскость культуры и силу духа нации. Тем не менее, эта девушка живет в своей иллюзии добра, счастья и любви, которая, спустя какое-то время, вводит Наташу в реальность. Именно эти удары судьбы и ее сердечные переживания делают Наташу Ростову взрослой и дарят ей в итоге зрелую настоящую любовь к Пьеру Безухову. Особого уважение заслуживает история перерождения ее души, как Наташа начала посещать церковь, после того как поддалась соблазну лживого обольстителя. Если вас интересую произведения Толстого в которых более глубоко рассматривается христианское наследие нашего народа, тогда вам нужно прочитать и о том как он боролся с соблазном.

Собирательный прототип невестки писателя Кузьминской Татьяны Андреевны, а также ее сестры – жены Льва Николаевича – Софьи Андреевны.

Ростова Вера

Дочь графа и графини Ростовых. Славилась строгим нравом и неуместными, хоть и справедливыми, замечаниями в обществе. Неизвестно почему, но мать ее не очень любила и Вера это остро ощущала, видимо, поэтому часто шла наперекор всем вокруг себя. В последствии стала женой Бориса Друбецкого.

Является прототипом сестры Толстой Софьи – жены Льва Николаевича, которую звали Елизаветой Берс.

Ростов Петр

Совсем еще мальчик, сын графа и графини Ростовых. Подросший Петя, юношей порывался идти на войну, причем так, что родители совершенно не могли его никак удержать. Вырвавшись все-таки из родительской опеки и определившись в гусарский полк Денисова. Петя погибает в первом же бою, так и не успев повоевать. Его гибель очень сильно подкосила его семью.

Соня

Миниатюрная славная девушка Соня была родной племянницей графа Ростова и всю свою жизнь прожила под его крышей. Ее долговременная любовь к Николаю Ростову стала для нее роковой, потому как ей так и не удалось соединиться с ним в браке. К тому же и старая графия Наталья Ростова была очень против их брака, ведь они были кузенами. Соня поступает благородно, отказывая Долохову и соглашаясь на всю жизнь любить только Николая, при этом освобождая его от данного ей обещания жениться на ней. Всю свою остальную жизнь она живет при старой графине на попечении Николая Ростова.

Прототипом этого, казалось бы на первый взгляд, незначительного персонажа была троюродная тетя Льва Николаевича, Ергольская Татьяна Александровна.

Болконские – князья и княжны

Болконский Николай Андреевич

Отец главного героя, князя Андрея Болконского. В прошлом действующий генерал-аншеф, в настоящем князь, который заслужил себе прозвище «прусский король» в русском светском обществе. Социально деятельный, строгий как отец, жесткий, педантичный, но мудрый хозяин в своем имении. Внешне это был худощавый старик в напудренном белом паричке, густыми бровями, нависавшими над проницательными и умными глазами. Не любит проявлять чувства даже к любимому сыну и дочери. Постоянно изводит свою дочь Марью придирками, острым словцом. Сидя у себя в имении князь Николай постоянно на чеку событий, происходящих в России и только перед смертью он теряет полное представление о масштабности трагедии войны русских с наполеоном.

Прототипом князя Николая Андреевича был дед писателя Волконский Николай Сергеевич.

Болконский Андрей

Князь, сын Николая Андреевич. Честолюбив, так же как и его отец, сдержан в проявлении чувственных порывов, но очень любит своего отца и сестру. Женат на «маленькой княгине» Лизе. Сделал хорошую военную карьеру. Очень много философствует о жизни, смысле и состоянии его духа. Из чего видно, что он находится в каких-то постоянных поисках. После смерти жены в Наташе Ростовой увидел для себя надежду, настоящую девушку, а не фальшивую как в светском обществе и некий свет будущего счастья, поэтому был в нее влюблен. Сделав Наташе предложение, вынужден был уехать за границу лечиться, что послужило обоим настоящим испытанием их чувств. В итоге их свадьба сорвалась. Князь Андрей ушел на войну с Наполеоном и был тяжело ранен, после чего он не выжил и умер от тяжелой раны. Наташа до конца его смерти преданно ухаживала за ним.

Болконская Марья

Дочь князя Николая и сестра Андрея Болконских. Очень кроткая девушка, не красива, но добра душой и очень богата, как невеста. Ее богодухновенность и преданность религии служит многим примером добронравия и кротости. Незабвенно любит своего отца, который часто издевался над ней своими насмешками, укорами и уколами. А также любит и своего брата, князя Андрея. Сразу не приняла Наташу Ростову как будущую невестку, потому что та казалась ей слишком легкомысленной для брата Андрея. После всех пережитых невзгод она выходит замуж за Николая Ростова.

Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого – Волконская Мария Николаевна.

Безуховы – графы и графини

Безухов Пьер (Петр Кириллович)

Один из главных героев, который заслуживает пристального внимания и самой положительной оценки. Этот персонаж пережил много душевных травм и боли, обладая сам по себе добрым и высокоблагородным нравом. Толстой и герои романа «Война и мир» очень часто выражают свою любовь и принятие Пьера Безухова как человека весьма высоких нравов, благодушного и человека философского ума. Лев Николаевич очень любит своего героя, Пьера. Как друг Андрея Болконского молодой граф Пьер Безухов весьма предан и отзывчив. Не смотря на различные плетущиеся у него под носом интриги, Пьер не озлобился и не утратил своей добродушности к людям. А женившись на Наталье Ростовой он, наконец, обрел ту благодать и счастье, которого ему так не хватало в его первой жене, Элен. В конце романа прослеживается его стремление к изменению политических устоев в России и издалека даже можно угадать его декабристские настроения. (100%) 4 votes


И началась война, то есть совершилось
противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие...
Л. Толстой
Когда Толстой приступил к работе над романом "Война и мир", все вопросы, личные и общественные, волновавшие писателя еще со времен Крымской кампании, встали теперь перед ним во весь рост. Крестьянская реформа не устранила глубоких противоречий между помещиком и мужиком. "Великое благодеяние", обещанное народу, вылилось в отчаяние и протест миллионов. "Проблема мужика" по-прежнему оставалась в литературе главной. Ее решение во многом зависело от тех коренных общественных преобразований, которые ожидали Россию в будущем. Задача состояла в том, чтобы "внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности...", идею, которая, по мысли Толстого, имеет будущность, то есть возможность духовного единения людей на основе равенства и братства.
Задуманное произведение Толстой представлял себе как напоминание о том, что народ - огромная нравственная сила, которая подчиняет себе все здоровые силы общества. Писатель погружается в материал истории, чтобы найти в нем объяснение многим явлениям своей современности. И когда взгляд Толстого останавливается на эпохе 1812 года, "мысль народная" захватывает все существо его. Понадобилось "пять лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни", что бы сказать то, "что никто никогда не скажет". Писание "Войны и мира" вылилось в рождение еще неизвестного до того в литературе жанра - романа-эпопеи. По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного.
"Что такое "Война и мир"? - писал Толстой по поводу формы своего произведения. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". А в беседе с Горьким сказал: "Без ложной скромности это как "Илиада".
Творческая история "Войны и мира" хранит на себе следы многочисленных правок, исправлений, поисков того нужного слова, которое как результат упорного труда венчает высокое мастерство и совершенство. Толстой бесчисленное количество раз начинал и бросал писать свой роман до тех пор, пока эпоха 1812 года не предстала перед ним в ясных и определенных образах и сама, как он говорит, не попросилась на бумагу
В "Войне и мире" Толстой старался писать историю народа. Подлинным героем его произведения является русский народ, те Карпы и Власы, которые не везли в Москву продавать французам сено за большие деньги, а жгли его. Народный характер войны сказался не только в духовном единении народа и прогрессивных слоев русского общества, но и в стихийном росте партизанского движения, развернувшегося на захваченной врагом территории. Не считаясь с правилами военного искусства, партизаны наносили сокрушительные удары по французам. Увлекательно и интересно, с большим тактом и мастерством рисует Толстой партизанские рейды в тылу врага под командованием Дениса Давыдова, рассказывает о дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, истребившей сотни французов. "Дубина народной войны, - пишет Толстой, - поднялась со всею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".
Судьбы народные переплетаются в романе с жизненными судьбами отдельных героев. Это придает всей картине характер всеобщности, эстетического многообразия, скрепленного единством авторской мысли. Жизнь русского общества в один из интереснейших периодов его истории предстала в изображении Толстого во всей ее полноте благодаря тому, что в романе своем он рисовал людей различных общественных групп и сословий с позиций народных представлений о жизни. Писатель беспощаден ко всякого рода лжи, лицемерию, обману, общественному и семейному. И он клеймит это, когда создает типы чуждого ему круга людей - высших сановников, представителей царского двора, чиновников, штабных офицеров, использующих войну в корыстных целях. И наоборот, он полон высокого воодушевления и оптимизма при изображении героев и героинь, близких его сердцу, - они "путеводители" мысли и чувства художника, воплощение его эстетических и нравственных правил. Такими предстают в романе Андрей и Пьер, Наташа Ростова и Мария Болконская, Кутузов и Багратион.
Рассматривая исторический процесс как движение самих народных масс, Толстой огромное значение придает в этом движении выдающейся личности. Кутузов и Наполеон выступают в романе как две диаметральные противоположности, к которым стягиваются все нити повествования. Закон отталкивания и притяжения действует по отношению к этим противоположностям согласно их роли и месту в историческом процессе. Наполеон, в толковании Толстого, воплощение зла, олицетворение буржуазной цивилизации Запада, ведущей к отчуждению личности от народа. Кутузов же - носитель народного чувства. Главное в нем - его глубокое понимание народных запросов, его духовная близость к народу. Эти качества характера Кутузова позволили, говорит Толстой, выбрать его, против воли царя, в представители народной войны.
В сценах, рисующих Кутузова как гениального военного стратега и выдающегося государственного деятеля, Толстой остается верен исторической правде. Так, например, Бородинскую битву Кутузов расценил как победу русских, а сдачу Москвы - как преддверие окончательной гибели наполеоновской армии. Однако в своих философских размышлениях о "границах свободы и зависимости" и толкованиях движущих сил истории Толстой высказывает суждения, противоречащие его художественной истине.
В несоответствии с исторической истиной дается в романе трактовка образа Платона Каратаева. Толстой любуется его незлобивостью, кротостью, его терпеливым отношением к жизни. Он весь олицетворение чего-то "доброго, круглого". В нем нет и тысячной доли того, что характеризует собой все русское крестьянство с его громадной волей к победе и непременным участием во всех жизненно важных процессах. Идеализация в Платоне Каратаеве черт непротивленчества открывает новый этап в мировоззренческой деятельности Толстого, этап постепенного перехода писателя на позиции патриархального крестьянства.
В "Войне и мире" Толстой стремился рассказать не только правду о душе человека, но и правду истории. И потому все противоречия "личной мысли" писателя ни в какой мере не умаляют художественных достоинств романа, не снижают уровня повествования. Этим романом-эпопеей Толстой вошел в мировую литературу как автор величайшего из когда-либо написанных произведений.

Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.

Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство межу персонажем и автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем».

Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе – и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей от Наполеона, «Антихриста». Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться.

Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «… Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой.

На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.

Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает чувствовать и после освобождения – все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Толстой отмечает: «планов теперь он не делал никаких…», «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощутимого Бога».

Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту.

В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.

Психологизм романа "Война и мир"

Два женских характера в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: Наташа и Соня.

Не преступление любить несколько раз в
жизни и не заслуга любить только один раз:
упрекать себя за первое и хвастаться вторым-
равно нелепо.
В. Белинский
Произведение получившее лишь на последнем этапе работы название “Война и мир”, сделало Л.Н. Толстого величайшим
русским и мировым писателем. Роман писался в период с1863 по 1867 год. По первоначальному замыслу автора, роман должен
был быть посвящён возвращению декабристов, выпущенных по амнистии нового императора. Толстой даже написал несколько
страниц, в которых описывается возвращение декабриста и его жены из Сибири. В образах этих двух героев очень легко
улавливаются элементы характера, черты Пьера Безухова и Наташи Ростовой.
Наташа- лавная героиня романа, оно воплощение истинно русской женской души. Каковы же тогда другие женщины в
романе? Попытаемся сравнить Наташу Ростову с её кузиной Соней.
В начале романа перед нами предстаёт: ” Черноглазая, с большим ртом девочка”. Это Наташа Ростова, она не
красоавится у неё маленькие ножки и тоненькие ручки. Но в первый раз, когда автор нас с ней знакомит он говорит, что
Наташа “ живая”. Она вносится в зал, где собрались гости в честь её именин. Наташа пробегает мимо них и смеётся. Её
звонкий и добрый смех заставляет засмеяться даже “ чопорную” гостью. Наташа, как цветок, испускающий аромат,
распространяет вокруг добро, ласку и любовь. Она пленит всех своей непринужденностью. Её не надо натянутой улыбки,
фальшивых заученных фраз. Всё, что она говорит, порой не думая, идет прямо из души открытой на распашку. Её большие
черные глаза постоянно что-то высматривают. То они сузится от смеха, то большими от какой-то гримасы.
Соня же предстаёт перед нами очень симпатичной молодой девушкой:”... тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким,
оттененным длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи
на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее”. Она грациозна, в движении
плавна, мягка. Своей манерой она напоминает еще не сформировавшегося котёнка, который будет прелестной кошечкой. Она
улыбается, чтобы показать, как ей интересно участие в “ общем разговоре”, но её не удаётся обмануть всех. Её глаза
смотрели лишь на, уезжающего в армию cousin .и всем было понятно, что она сидит здесь из-за него.
В отличие от Наташи Соня не совершает ни одного дурного поступка. Именно она препятствует позорному бегству
Наташи с Анатолем. Но симпатии автора не на стороне благоразумной и рассудительной Сони, а на стороне “преступной”
Наташи. Она переживает свой поступок с такой силой отчаяния и стыда, что становится “ выше” Сони с её расчетливостью и
ложной самоотверженностью.
Толстое не считал Наташу умной, расчетливой, приспособленной к светской жизни.. Но её простота,
одухотворенность сердца побеждали ум, ученость и хорошие манеры. Секрет обаяния Наташи Ростовой не только в ее
удивительной искренности, открытости сердца, но и в том, что ее натура не терпит насилия над собой.
Толстой часто изображает Наташу на фоне природы, в блеске солнечного или лунного света. Вспомним ночь в
Отрадном.Наташа сидит на окне и любуется видом. Душа её полна светлых поэтических чувств.Она просит Соню подойти к окну,
вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, она восклицает:” ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но
соня не понимает её оживленного, восторженного возбуждения. В Соне нет такой божьей искры, которую воспел в любимой
героине Л.Н. Толстой. Соня добра, мила, честна и приветлива. Она несет сквозь годы свою любовь к Николаю и не совершает
ошибок, как Наташа. Но такая девушка не интересна ни читателю, ни автору. “ Пустоцвет скажет о ней Наташа ив этом слове
будет самая жестокая правда. Соня слишком хороша и правильна, не в пример Наташе. Но, как не странно, все, кто читают и
любят роман “ Война и мир”, влюбляются в Наташу, а не в кого- ни будь другого, проникаются её чувствами и душевными
переживаниями. А уж переживаний ей не занимать!!
И все они пронизаны любовью: к родителям, к народу, к любимому. Каждому из любимых она отдавала частицу себя.
Вспомним самую первую, детскую влюбленность Наташи. Ей было шестнадцать и она вскружила голову Борису. Мать объясняла,
что он ей не пара, а Наташа упрашивала, разрешить ему приходить:” Ну, не выйду замуж, так пусть ездит, коли ему весело и
мне весело. Просто так ”. Это было ещё незрелое чувство, а свою первую настоящую любовь она встречает на своем первом
балу. “Она стояла, опустив свои тоненькие руки и смерно поднимающеюся, чуть определенною грудью, сдерживала дыхание,
блестящими, испуганными глазами глядела перед собой с выражением готовности на величайшую радость и величайшее горе”. У
нее была одна мысль:” неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми...” И он подошел,
он предложил ей тур вальса. Это был Андрей Болконский. Лицо Наташи “ осветилось”счастливой, благодарной, детской
улыбкой.
“ Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чужого для него, особенного мира, преисполненного каких-то
неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда в отрадненской аллеи и на окне, в лунную ночь так дразнил
его. Князь Андреи любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с
её удивлением, радостью и робостью и даже ошибками во французском языки” Они полюбили друг друга. Он попросил её руки,
она дала согласие. “ Неужели это я, та девочка ребенок думала Наташа,- неужели я теперь жена, равная этого чужого милого
человека? Неужели теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово”. Да, Наташе
шестнадцать лет. Это много или мало? Её мать в этом возрасте уже была замужем. А мне семнадцать, я учусь в одиннадцатом
классе и ещё даже не задумываюсь о таких серьёзных вещах, как замужество. Наташа счастлива, молода, доверчива, но
неопытна. Её трудно отличить настоящую!
любовь от игры и забавы. Наташа увлекается Анатолем Курагиным, но она невеста Андрея.Инстинкт говорит ей:” Что хотя
ничего и не было, вся прежняя чистота любви её к Андрею погибла”.
Но почему, тогда она влюбляется в Анатоля? На это есть простое объяснение. Наташа человек, которому не чуждо
всё мирское. Её сердцу присуще простота, открытость, влюбчивость. Доверчивая Наташа верит в чувства Анатоля. Он пишет ей
письмо, в котором говорит, что “ умрет” без неё. Наташа воспринимает это очень серьезно. Она готова убежать, тайно
обвенчаться. Узнав об обмане Курагина, Наташа тяжело переживает его предательство, свою измену, во всем винит себя.
Просит Безухава передать Болконскому, чтоб простил её. Она считает, что для неё всё в жизни пропало.
Последней любовью Наташи становится Пьер Безухов. Внебрачный сын одного из богатейших людей в России. Он
вызывает в свете общества лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем
и желанным женихом. Именно своими суждениями, своей “ детской душой”он был близок Наташе.Пьер был единственным, кто
вносил радость и свет в дом Ростовых, когда Наташе было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала,
ненавидела себя за все случившееся. Наташа не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил её, а Наташа
была благодарна за то, что он есть на свете ничто он для неё единственное утешение.
Но насколько бы разными не были эти девушки, они идут по жизни рядом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!