Лекции по фармацевтической химии 5 курс. Фармацевтическая химия

6.1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Индивидуальные различия между людьми, или межиндивидуальная вариативность в выраженности определенных психологических свойств, - наиболее широкое представление о предмете дифференциальной психологии. "Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" [Психология... - 1990. - С. 136]. К таким особенностям относятся самые разнообразные качества и свойства психики конкретного человека. Психологическое понимание того, что выступает как "свойство", базируется обычно на том или ином теоретическом подходе, а эмпирически наблюдаемые или предполагаемые различия между людьми на теоретическом уровне их анализа описываются с помощью психологических конструктов. Но иногда исследователи оставляют открытым вопрос о теоретическом понимании свойств как психологических отличий, давая им операционалистскую трактовку, что выражается, например, в таком понимании интеллекта: "...интеллект - это то, что измеряют тесты". Описание диагностируемых различий между людьми учитывает как бы двухуровневую представленность психологических свойств: 1) отличия на уровне диагностируемых "признаков", данных в виде тех или иных фиксируемых психологом показателей, и 2) отличия на уровне "латентных переменных", описываемых уже не показателями, а психологическими конструктами, т. е. на уровне предполагаемых скрытых и более глубинных оснований, определяющих различия в признаках.

Дифференциальная психология, в отличие от общей психологии, не ставит задачей поиск общих закономерностей функционирования тех или иных сфер психической реальности. Но она использует общепсихологические знания в теоретических реконструкциях диагностируемых свойств и в методических подходах, позволяющих обосновывать взаимосвязи в переходах между указанными двумя уровнями их представленности. Задачей дифференциальной психологии можно назвать выявление (качественную идентификацию) и измерение отличий в познавательной или личностной сфере, характеризующих индивидуальные особенности людей. В



связи с этим возникают вопросы: 1) что диагностируется, т.е. к диагностике каких психологических свойств имеет отношение конкретная психодиагностическая методика? 2) каким образом осуществляется диагностика, т. е. как решается задача сопоставления эмпирически выявляемых показателей ("признаков") и предполагаемого скрытого глубинного основания отличий? В контексте постановки психологического диагноза возникает обычно и третий вопрос: каковы схемы размышлений психолога, на основании которых он переходит от выявления отдельных свойств к целостному описанию психологических "симптомокомплексов" или "индивидуальных профилей"?

Различают теоретические и практические области разработки проблем психодиагностики. Теоретическая работа здесь направлена на обоснование психодиагностических методов как способов выявления межиндивидуальных различий или описания интраиндивидуальных структур и их объяснение в рамках психологических понятий (или психологических конструктов). Обоснование взаимосвязей между эмпирически фиксируемыми переменными (т. е. полученными путем наблюдения, опроса, использования самоотчетов и т.д.) и латентными переменными, т. е. предполагаемыми глубинными основаниями различий в структурах или выраженности психических свойств, включает обращение как к психологическим теориям, так и к статистическим моделям. В этих моделях "признаки" выступают в качестве выборочных значений переменной, а предполагаемая статистическая модель отражает характер распределения признаков (нормальное распределение или какое-то иное).

При разработке психодиагностической методики понятие выборки имеет другой, не статистический смысл. Оно подразумевает, что исследователем была выбрана группа людей, показатели которых легли в основу построения измерительной шкалы; другое название этой группы - нормативная выборка. Обычно указывается возраст людей, пол, образовательный ценз и прочие внешние характеристики, по которым одна выборка может отличаться от другой.

Преимущественно качественное или количественное описание выявляемых индивидуальных различий означает разную степень ориентировки психологов на один из двух источников при разработке психодиагностических процедур. Первый источник - это обоснование путей постановки психологического диагноза с использованием клинического метода (в психиатрии, в медицинской детской психологии). Для него характерны: 1) использование представлений об эмпирически выявляемом свойстве как внешнем "симптоме", требующем вскрытия стоящей за ним "причины"; 2) анализ взаимосвязей между различными симптомами, т.е. поиск симпто-мокомплексов, охватывающих разные структуры латентных переменных; 3) использование теоретических моделей, объясняющих типологические различия между группами людей, т. е. эмпирически выявленные типы связей между психическими особенностями (будь то особенности интеллектуального развития или личностной сферы), а также постулирующих закономерности развития исследуемой психологической реальности.

Второй источник - психометрика, или психологическое шкалирование (психологическое измерение). Это направление развивалось как в недрах экспериментальной психологии, так и в ходе развития современных статистических процедур при обосновании психодиагностических методов как измерительных инструментов. Психологическое измерение как область психологических исследований имеет и самостоятельную цель - построение и обоснование метрики психологических шкал, посредством которых могут быть упорядочены "психологические объекты". Распределения некоторых психических свойств в рамках той или иной выборки людей - один из примеров таких "объектов". Специфика, которую приобрели измерительные процедуры в рамках решения психодиагностических задач, может быть кратко сведена к попытке выражения свойств одного субъекта через их соотнесение со свойствами других людей. Итак, особенности использования психометрики в такой области, как психодиагностика, - это построение измерительных шкал на основе сравнения людей между собой; указание точки на такой шкале - это фиксация позиции одного субъекта по отношению к другим в соответствии с количественной выраженностью психологического свойства.

Практические задачи психодиагностики могут быть представлены как задачи обследования отдельного человека или групп людей. Соответственно цели таких обследований как психодиагностической практики тесно связаны с более широким пониманием задач психологического тестирования.

В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, педагогу, врачу и др.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить кор-рекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается дифференциальная психология от общей?

2. Укажите два разных способа задания понятия "психологическое свойство".

3. На какие вопросы необходимо дать ответ при постановке психологического диагноза?

4. Перечислите характеристики, существенные для описания психологической выборки.

5. Что такое психометрика?

Психодиагностика - постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.

Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой психологического диагноза и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.

Психологический диагноз описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:

1) сбор данных;

2) переработка и интерпретация данных;

3) вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический.

Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и опросники.

Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.

Отличие психодиагностики от других психологических методов состоит в направленности на измерение индивидуальных различий между людьми. Но эти цели могут достигаться только собственно психодиагностическими методиками, удовлетворяющими определенным требованиям оценки:

Валидности,

Надежности,

Репрезентативности.

Валидность психодиагностической методики – это комплекс показателей, отражающих разные аспекты оценки ее соответствия (или адекватности) как диагностической процедуры той психологической реальности или тем психологическим конструктам, измерение которых предполагается. По определению видного американского тестолога А. Анастази, «валидность теста – понятие, указывающее нам, что, тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Таким образом, валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.

Надежность – составляющая оценки свойств психодиагностической методики, отражающая степень точности измерения и стабильности результатов с точки зрения контроля разных источников вариативности психологических показателей: вариативности самого измеряемого свойства; вариативности данных в силу множественных соответствий латентного свойства и эмпирических «признаков»; устойчивости самой шкалы в контексте процедурных компонентов методики; возможности получения сходных результатов в другое время или подверженности изменениям со стороны других процессов и свойств (например, противостояния разных пунктов опросника фактору «социальной желательности» ответа).



Известный специалист в области психодиагностики К. М. Гуревич предлагает выделять три типа надежности: надежность самого измерительного инструмента, стабильность изучаемого признака и константность, т. е. независимость результатов от личности экспериментатора.

Практические задачи психодиагностики могут быть представлены как задачи обследования отдельного человека или групп людей. Соответственно цели таких обследований как психодиагностической практики тесно связаны с более широким пониманием задач психологического тестирования.

Пути и опыт решения психодиагностических задач существенно разнятся в практике зарубежной и российской высшей школы. Сходным, однако, является сам факт зависимости использования психодиагностических средств для решения тех или иных практических задач от общественного мнения и отношения общества к оценке социальной значимости этих задач, а также применимости психологических оснований для их решения.

Психодиагностические средства, разработка которых основывается на использовании психометрических процедур оценки надежности и валидности, обычно предполагают их подкрепленность проверкой статистических гипотез о связях между выборочными значениями переменных. То есть в основе их разработки лежит корреляциопный подход, предполагающий исследовательские схемы сопоставления групп лиц, отличающихся по тому или иному внешнему критерию (возраст, пол, профессиональная принадлежность, образовательный ценз), или сопоставления различных показателей, полученных для одних и тех же лиц разными методическими средствами или в разное время (при повторном тестировании, по схеме «до – после» осуществления какого-то воздействия и т.д.).



Мерами связи являются коэффициенты ковариации и корреляции. Статистические гипотезы формулируются как гипотезы об отсутствии связи между выборочными значениями переменных, о равенстве коэффициентов какой-то величине (например, нулю, что не равнозначно понятию нулевой корреляции) или между собой.

При проверке корреляционных гипотез открытым остается вопрос о том, какая из двух переменных влияет на другую (или ее детерминирует). Именно это обстоятельство ограничивает возможности прогноза, т. е. обоснованного предсказания значений величин на одной психологической шкале по данным измерения других (переменных). Например, можно выявить положительную связь между показателями теста, измеряющего умственный возраст, и академической успеваемостью.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении испытания, относятся унификация инструкций, способов их предъявления (вплоть до скорости и манеры чтения инструкций), бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания, способов регистрации и оценки результатов. Диагностическая процедура строится таким образом, чтобы ни один испытуемый не имел преимуществ перед другими (нельзя давать индивидуальных пояснений, изменять время, отведенное на обследование, и т.д.).

Литература.

1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2003.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

3. Краткий психологический словарь / Ред.- сост. Карпенко Л.А.; Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.- Ростов на Дону, 1999.

4. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. – М., 2000.

5. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / отв. редактор М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.:Феникс, 2002.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001.

Информация по специальности

Кафедра органической химии химико-технологического факультета готовит дипломированных специалистов по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия», специализации «Органическая химия» и «Фармацевтическая химия». Коллектив кафедры - высококвалифицированные преподаватели и научные сотрудники: 5 докторов наук и 12 кандидатов химических наук.

Профессиональная деятельность выпускников

Выпускники готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, научно-производственной, педагогической, проектной и организационно-управленческой. Специалист-химик специальности «Фундаментальная и прикладная химия» будет готов решать следующие профессиональные задачи: планирование и постановка работы, которая включает исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии; подготовка отчета и научных публикаций; научно-педагогическая деятельность в вузе, в среднем специальном учебном заведении, в средней школе. Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировку, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. В распоряжении обучающихся имеются химические лаборатории, оснащенные современным оборудованием и компьютерный класс, с необходимой литературой и доступом к полнотекстовым электронным базам данных.

Специалисты будут:

  • владеть навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций;
  • представлять основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;
  • владеть навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов;
  • иметь опыт работы на серийной аппаратуре, применяемой в аналитических и физико-химических исследованиях (газо-жидкостная хроматография, инфракрасная и ультрафиолетовая спектроскопия);
  • владеть методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов.
  • Владеть навыками планирования, постановки и проведения химических экспериментов в области тонкого органического синтеза для получения веществ с заданными полезными свойствами

Студенты приобретают знания в области основ неорганической химии, органической химии, физической и коллоидной химии, аналитической химии, планирования органического синтеза, химии алициклических и каркасных соединений, катализа в органическом синтезе, химии элементорганических соединений, фармацевтической химии, современных методов анализа и контроля качества лекарственных средств, основ медицинской химии, основ технологии фармацевтических препаратов, основ фармацевтического анализа. В ходе практических занятий обучающиеся получают навыки работы в современной химической лаборатории, осваивают методы получения и анализа новых соединений. Студенты владеют навыками работы на газо-жидкостном хроматографе, инфракрасном спектрофотометре, ультрафиолетовом спектрофотометре. Студенты проходят углубленное изучение иностранного языка (в течение 3 лет).

В процессе обучения студенты осваивают методы работы на аналитическом оборудовании кафедры «Органическая химия»:

Хромато-масс спектрометр Finnigan Trace DSQ

ЯМР спектрометр JEOL JNM ECX-400 (400 МГц)

ВЭЖХ/МС с времяпролетным масс-спектрометром высокого разрешения с источником ионизации ESI и DART, с диодноматричным и флуориметрическим детекторами

Система препаративной флэш-хроматографии с УФ и ELSD детекторами Reveleris X2

Инфракрасный-Фурье спектрометр Shimadzu IRAffinity-1

Жидкостный хроматограф Waters с УФ и рефрактометрическими детекторами

Дифференциальный сканирующий калориметр ТА Instruments DSC-Q20

Автоматический C,H,N,S анализатор EuroVector EA-3000

Сканирующий спектрофлуориметр Varian Cary Eclipse

Автоматический поляриметр AUTOPOL V PLUS

Автоматический прибор для определения температуры плавления OptiMelt

Высокопроизводительная вычислительная станция

В процессе обучения предусмотрена ознакомительная и химико-технологическая практики в лабораториях предприятий:

  • ЗАО «Всероссийский научно-исследовательский институт органического синтеза НК»;
  • ОАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» НК Роснефть;
  • ЗАО «ТАРКЕТТ»;
  • Самарская ТЭЦ;
  • ОАО «Сызранский НПЗ» НК Роснефть;
  • ОАО «Гипровостокнефть»;
  • ОАО «Завод авиационных подшипников»;
  • ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» НК Роснефть;
  • ЗАО «Нефтехимия»
  • ООО «Пранафарм»
  • ООО «Озон»
  • ОАО «Электрощит»
  • ФГУП ГНПРКЦ
  • «ЦСКБ-Прогресс»
  • ОАО "Балтика"
  • ПАО «СИБУР Холдинг», Тольятти

Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировки, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. Специалисты, получившие подготовку по специальности «Фундаментальная и прикладная химия», востребованы в лабораториях государственных научных центров и частных компаний, в исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических и газодобывающих), в экспертно-криминалистических лабораториях; в таможенных лабораториях; диагностических центрах; санитарно-эпидемиологических станциях; организациях экологического контроля; центрах сертификационных испытаний; предприятиях химической промышленности, черной и цветной металлургии; в учебных заведениях системы среднего профессионального образования; отделах охраны труда и производственной санитарии; метеорологических станциях.

Присваивается квалификация «Химик. Преподаватель химии» по специализации «Органическая химия» или «Фармацевтическая химия». Зачисление по результатам ЕГЭ: химия, математика и русский язык. Срок обучения: 5 лет (очно). Возможно поступление в аспирантуру.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Саратовский государственный аграрный университет

имени Н. И. Вавилова»






ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


краткий курс

лекций


для студентов 3

курса

Специальность
36.05.01
Ветеринария



Квалификация (степень) выпускника
Специалист

Нормативный срок обучения
5
лет
Форма обучения
Очная


Саратов 201
6

УДК 615.1:54(075.8)
ББК 52.58
Р е ц е н з е н т:
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Факультетской хирургии и онкологии»
ГБОУ «Саратовский ГМУ им. С.В. Разумовского»
В.Л. Мещеряков
Фармацевтическая химия :краткий курс лекций для студентов 3 курса специальности
36.05.01
Ветеринария (специализация:
«Ветеринарная фармация»)/ Сост.: Л.Г. Ловцова // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов,
2016. – 57
с.
Краткий курс лекций по дисциплине «Фармацевтическая химия» составлен в соответствие с рабочей программой дисциплины и предназначен для студентов специальности 36.05.01 «Ветеринария», специализации «Ветеринарная фармация».
Краткий курс лекций содержит теоретический материал по основным вопросам данной дисциплины, в частности рассмотрены: источники получения лекарственных веществ, пути и методы их синтеза; классификация и основные характеристики лекарственных средств; фармакокинетика и фармакодинамика; основы фармацевтического анализа ЛВ неорганической, органической природы и биологически активных веществ; основные положения и документы, регламентирующие фармацевтическую продукцию, а также контрольно- разрешительная система качества лекарственных средств и форм.
В целом курс направлен на формирование у студентов знаний об основных методах фармацевтического анализа контроля качества лекарств и их использовании в профессиональной деятельности.
УДК 615.1:54(075.8)
ББК 52.58

©Ловцова Л.Г., 2016
© ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», 2016

3
Введение

Для ветеринарного провизора необходимы знания, с помощью которых можно контролировать качество лекарственных веществ (форм), определять их подлинность, условия хранения, сведения о способах получения новых лекарств из природных ресурсов.
Фармацевтическая химия занимает центральное место в комплексе наук фармации - это наука о химических свойствах и превращениях лекарственных веществ, методах их разработки и получения , качественного и количественного анализа.
Краткий курс лекций по данной дисциплине раскрывает основные способы получения, строения, физико-химические свойства и классификацию лекарственных веществ; взаимосвязь между структурой их молекулы и действием на организм; методы контроля качества лекарств неорганической, органической природы, биологически активных веществ и изменения, происходящие в них при хранении, а также основные положения и документы, регламентирующие фармацевтическую продукцию.
Конечная цель обучения : сформировать у студентов теоретическое мышление, профессиональные привычки, умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области организации и проведения контроля качества лекарственных средств, включая:
- установление связи между строением лекарственных веществ и их свойствами
(фармакологическими, физико-химическими);
- прогнозирование стабильности лекарственных средств;
- принципы и требования, определяющие качество лекарственных средств;
- выбор методов оценки качества лекарственных средств, как производственного изготовления, так и изготовленных в аптеке;
- анализ качества лекарственных средств в соответствии с требованиями
Государственной Фармакопеи и другой НТД.






4
Лекция 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

1.1. Предмет и содержание фармацевтической химии, связь еѐ с другими
науками
Для ветеринарного провизора необходимы знания, с помощью которых можно контролировать качество лекарственных веществ (ЛВ), определять их подлинность, условия хранения, знать способы получения новых ЛВ из природных ресурсов.
Фармация (от греч. pharmakeia – применение лекарств) – комплекс наук и практических знаний, включающий вопросы изыскания , исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных и лечебно-профилактических средств.
Фармацевтическая химия (ФХ) занимает центральное место в комплексе наук фармации - это наука о химических свойствах и превращениях ЛВ, методах их разработки и получения, качественного и количественного анализа.
Создание и развитие фармацевтической химии тесно связано с историей фармации, которая зародилась в глубокой древности. Различают: период алхимии (IV-XVI вв.,
«философский камень»), эпоху Возрождения (ХVI-XVII-вв. - иатрохимия, от др.- греч. ἰατρός - врач) и период зарождения первых химических теорий (XVII-XIX вв.).
Зарождение фармации в России связано с народной медициной и знахарством (XVI-
XVII вв.).
Задача дисциплины заключается в изучении состава и строения ЛВ, их физико- химических свойств; в разработке способов получения (синтеза); влияния особенностей строения ЛВ на характер фармакологического действия; контроля качества, хранения и отпуска ЛВ и лекарственных форм (ЛФ).
Чтобы отпустить больному лекарство, необходимо проверить: подлинность; доброкачественность; количественное содержание ЛВ в препарате. На основе этих данных решается вопрос о пригодности лекарства к употреблению.
Фармхимия базируется на знаниях химических дисциплин (неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной и биохимии) и медико-
биологических (биологии, физиологии, анатомии, фармакологии, микробиологии и др.). Кроме того, служит необходимой базой для изучения смежных
фармацевтических
дисциплин
(технологии лекарств, фармакогнозии, токсикологической химии, экономики и организации фармдела). Фармацевтические и химические дисциплины изучают химию и технологию лекарственных средств, а медико-биологические дисциплины - действие лекарственных веществ на организм, превращения веществ в организме.
Итак, тесная взаимосвязь со всеми перечисленными дисциплинами обеспечивает решение современных проблем фармацевтической химии . В конечном итоге эти проблемы сводятся к созданию новых, более эффективных и безопасных лекарственных средств и разработке способов фармацевтического анализа.




5
1.2. Источники получения лекарственных веществ, пути и методы синтеза

Лекарственные вещества по природе делятся на неорганические и органические, которые могут быть получены из природных источников и синтетически.
Для получения неорганических ЛС используется минеральное сырье: горные породы, руда, газы, вода озер и морей. Так, для приготовления натрия хлорида
(Natrii chloridum) NaCl используются природные растворы: воды озер и морей.
Синтетические органические ЛС получают из продуктов переработки каменного угля, нефти, природного газа, дерева, полезных ископаемых. Выделенные при этом индивидуальные органические соединения являются реагентами в органическом синтезе ЛВ .
Природным источником получения органических ЛВ является растительное лекарственное сырье, из которого получают алкалоиды, терпены, гликозиды, витамины, эфирные и жирные масла, смолы, млечные соки, белки, углеводы, а также используют для получения галеновых препаратов.
Гормональные препараты готовят из сырья животного происхождения: тиреоидин – из щитовидной железы, адреналин – мозгового слоя надпочечников.
Для биосинтеза антибиотиков используют животные организмы
– микроорганизмы. Известны полусинтетические антибиотики, которые синтезируют из биологически-активных продуктов естественного происхождения: пенициллины и цефалоспорины. Полусинтетический способ применяется также для получения алкалоидов, витаминов, гормонов, анаболических стероидных препаратов.
В XX в. появились первые синтетические ЛС: антимикробные сыворотки, профилактические вакцины и антидоты; противоопухолевые, сердечно-сосудистые, сульфаниламидные и другие препараты. С развитием генной инженерии научились синтезировать: продуцент инсулина, соматотропин и интерферон.
Другими словами, номенклатура ЛС растет с каждым годом. В Государственный регистр ЛС России «Энциклопедия лекарств» 2004 г. уже включено несколько тысяч различных лекарственных форм.

1.3. Классификация лекарственных веществ
В настоящее время имеется несколько классификаций лекарственных форм:
- по агрегатному состоянию (твердые; жидкие; мягкие; газообразные);
- по дозировке (дозированные и недозированные);
- по пути введения: энтеральные и парентеральные;
- по химическому строению: кислоты, соли, щелочи, спирты и т.д.
Для фармацевтической химии имеет значение следующие классификации:
1. Химическая классификация ЛС, основанная на общности их химической структуры и свойств:
- лекарственные средства неорганической природы . Они делятся в соответствии с положением в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева (s-, p- и d- элементы первой, второй, третей и т.д. групп) и основным классам (оксиды, кислоты, соли, комплексные соединения и др.);
- лекарственные средства органической природы. Делятся по двум признакам: а) По структуре углеродной цепи или цикла: алифатические и циклические
(гетероциклические и карбоциклические соединения).

6 б) По природе функциональной группы алифатические и ароматические углеводороды разделяют на галогенопроизводные, спирты, фенолы, простые и сложные эфиры, альдегиды и их производные, кетоны, карбоновые кислоты и их производные и т.д. в) В зависимости от способа получения : природные, синтетические, полусинтетические.
Недостатком этой классификации является то, что в ряде случаев близкие по химическому строению вещества обладают различным физиологическим действием.
2. Фармакологическая классификация – в ней отражаются принципы преимущественного действия препарата на ту или иную физиологическую систему
(сердечно-сосудистую, ЦНС, ЖКТ). В каждой из этих групп препараты классифицируются по химическому строению.
3. Фармакотерапевтическая классификация – ЛС группируются в зависимости от применения для лечения определенного заболевания. Внутри еѐ проводится химическая классификация.
Фармакологическая и фармакотерапевтическая классификации являются комбинированными. Их недостаток состоит в том, что в одну группу объединяют различные по химическому составу вещества.
Так как каждый вид классификации имеет свои недостатки, поэтому многие авторы используют смешанные классификации, в которых учитываются многие признаки .

1.4. Общие и специальные термины фармхимии

В фармацевтической химии используются общие (применяемые и в других химических дисциплинах) и специальные (фармацевтические) термины. Рассмотрим некоторые, наиболее важные для курса ФХ, термины в соответствии с ГОСТ
91500.05.001-2000 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения», в котором реализованы положения Федерального закона «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ (ред. от 30 декабря 2001 г.).
Биодоступность - полнота и скорость всасывания лекарственного вещества, которые характеризуются его количеством, поступившим в организм, после применения лекарственного препарата.
Биоэквивалентность - равенство биодоступности в допустимых пределах одних и тех же лекарственных препаратах, приготовленных разными производителями.
Валидация - оценка и документальное подтверждение соответствия производственного процесса и качества продукции утвержденным требованиям.
Качество лекарственного препарата - совокупность свойств, которые придают лекарственному препарату способность соответствовать своему назначению и отвечают требованиям, установленным стандартом.
Лекарственные средства (ЛС) - вещества, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, микроорганизмов, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. Этому термину соответствует термин Фармакологическое средство – это вещество или смесь веществ с установленной фармакологической активностью, являющееся объектом клинического испытания.
Лекарственное вещество (ЛВ) – лекарственное средство, представляющее собой индивидуальное химическое соединение или биологическое вещество.

7
Вспомогательное вещество - относительно индифферентное в химическом и биологическом отношении вещество, разрешенное к медицинскому применению в целях получения лекарственной формы, придания или сохранения определенных свойств лекарственного препарата.
Лекарственное (фармацевтическое) сырье - лекарственные средства, лекарственное растительное сырье, вспомогательные вещества, разрешенные к медицинскому применению для производства лекарственных препаратов или другой фармацевтической продукции, или полуфабрикатов. Фактически понятие «сырье» включает все исходные материалы, поступающие в производство для переработки с целью получения готового продукта или полуфабриката.
Лекарственная форма (ЛФ) - состояние, придаваемое лекарственному средству или лекарственному растительному сырью, удобное для применения, обеспечивающее необходимый лечебный эффект.
Лекарственный препарат (ЛП) - дозированное лекарственное средство в определенной лекарственной форме и готовое к применению.
В свою очередь, различают лекарственное средство:
Ядовитое средство - лекарственное средство с очень высокой биологической активностью, прописывание, отпуск, хранение и учет которого производится по особым правилам, установленным Минздравом России. Включено в «список А».
Сильнодействующее лекарственное средство - лекарственное средство с высокой биологической активностью, прописывание, отпуск, хранение и учет которого производится по особым правилам, установленным Минздравом России. Включено в
«список Б».
Наркотическое средство - ядовитое или сильнодействующее лекарственное средство, требующее ограниченного применения и отнесенное к наркотическим в соответствии с законодательством. Наркотические средства реализуют по особым правилам, установленным Минздравом России.
Радиоактивное средство - лекарственное средство, применяемое в медицинской практике в связи с его способностью к ионизирующему излучению.
В зарубежной литературе иногда используют термин «фармацевтические (или
лекарственные) продукты ». Это связано с тем, что около 95 % лекарств представляют собой лекарственные формы промышленного производства. Таким образом, можно отличить готовые промышленные формы от лекарственных субстанций и ЛС, изготовленных в аптеках.
Кроме того, каждое лекарственное средство имеет:
Сертификат - письменное свидетельство (гарантия), что качество лекарства
(эффективность, безопасность) отвечает установленным требованиям спецификаций, а производственный процесс - правилам GMP (Good Manufacturing
Practice - надлежащая производственная практика (правила организации производства и контроля качества ЛС)).
Сертификация - процедура, с помощью которой третья сторона дает письменную гарантию того, что продукция, процесс или услуга отвечают заданным требованиям.
Срок годности - утвержденное законодательным органом на основании результатов специальных исследований время хранения лекарственного средства
(препарата), в течение которого оно сохраняет свои физико-химические, микробиологические и терапевтические свойства без изменений или в установленных для них пределах при условии соблюдения условий хранения.

8
Стабильность - способность лекарственного средства (препарата) сохранять свои физико-химические и микробиологические свойства в течение определенного времени с момента его выпуска.
Вопросы для самоконтроля
1) Что изучает фармацевтическая химия? Назовите еѐ цели, задачи и историю становления.
2) На знаниях каких дисциплин базируется фармацевтическая химия? Приведите перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для еѐ изучения.
3) Назовите источники получения лекарственных веществ, пути и методы синтеза.
4) Приведите классификации лекарственных веществ. Их особенности и недостатки.
5) Дайте определение основным терминам (общие и специальные), которые используются в фармацевтической химии .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Аксенова, Э.Н . Фармацевтическая химия / Э.Н.Аксенова, О.П.Андрианова, А.П
Арзамасцев. - Учебное пособие. - Изд-во: ГЭОТАР- Медиа. – 2008. - 640с., ISBN 978-5-9704-
0744-8 2. Беликов, В.Г . Фармацевтическая химия. В 2 ч.: Ч.1. Общая фармацевтическая химия;
Ч.2. Специальная фармацевтическая химия: учебное пособие./В.Г.Беликов – М.: МЕДпресс информ. – 2009. – 616 с., ISBN 5-98322-585-5 3. ГОСТ 91500.05.001-2000 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения». ФЗ: «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ (ред. от 30 декабря 2001 г.).
4. Чупак-Белоусов, В.В . Фармацевтическая химия. Курс лекций./В.В.Чупак-Белоусов. Книга первая. – 3курс. - М.: Изд. БИНОМ, 2012. – 335 с., ISBN 978-5-9518-0479-2

Дополнительная
1. Машковский, М.Д . Лекарственные средства./М.Д. Машковский - 15-е изд. - М.: Новая
Волна, 2005. – 1200 с. – ISBN 5-7864-0203-7 2. Система сертификации лекарственных Систем сертификации ГОСТ Р от 16.04.98. - М.:
Медицина - 1998.- 28 с., ISBN 5-225-04067-5 3. Соколов, В.Д. Ветеринарная фармация / В.Д. Соколов, Н.Л. Андреева, Г.А. Ноздрин и др.
– М.: Колос С, 2003. – 496 с., ISBN 5-02-029288-5 4. Тюкавкина, Н.А . Биоорганическая химия: учебник для вузов /Н.А.Тюкавкина, Ю.И.
Бауков– 4-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 542 с., ISBN 5-7107-8994-1 5.
Электронная научная интернет-библиотека. lib.e-science.ru › book/?c=11&p=2 6. www.ximuk.ru







9
Лекция 2

ИССДЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ
2.1.
Связь между структурой вещества и их действием на организм

Под понятием «структура-активность» понимается комплекс физико-химических свойств, обусловленных строением молекулы изучаемого соединения. К настоящему времени удалось установить лишь некоторые закономерности, которые дают только ориентировочные представления о том, как может изменяться действие вещества на организм. Так, установлено, что:
1) Ненасыщенные соединения более фармакологически активны, чем насыщенные.
2) Длина цепи алифатического радикала, вводимого в молекулу, влияет на активность и токсичность веществ. Нарастание биологической активности происходит при удлинении цепи до шести атомов углерода, затем достигается «перелом» и высшие гомологи оказываются неэффективными.
3) Ведение в молекулу галогенов усиливает фармактивность соединений, причем активность и токсичность зависят от числа атомов галогена и их расположения.
Галогены, введенные в ароматический цикл (Ar), повышают токсичность. Хлор- и бромпроизводные усиливают наркотическое действие и снижают кровяное давление.
Йодопроизводные менее активны, но имеют выраженное антисептическое действие.
4) Влияние кислорода находится в зависимости от функциональной группы, в состав которой он входит : введение в молекулу –ОН - увеличивает всасываемость, растворимость, причем фармактивность растет от первичных к третичным спиртам. У ароматических соединений введение гидроксильных и карбонильных групп также усиливает фармактивность. Карбоксильная группа снижает фармактивность и токсичность, но улучшает растворимость.
5) Ведение нитрогруппы в молекулу не снижает токсичности бензола, она усиливается при введении галогена. Галогенопроизводные бензола проявляют антимикробную активность. Восстановление нитробензола приводит к образованию анилина, который токсически действует на ЦНС, но одновременно проявляет жаропонижающее и анальгезирующее действие. Токсичность анилина снижается при введении фенольного гидроксила.
6) Свойства атома азота: в ряду NH
3
> -NH
2
- > -NH- > -N= усиливается активность и проявляется ганглиоблокирующее действие, причем - N=: усиливает действие веществ на различные отделы ЦНС; -NH
2
: повышают токсичность; NH
3
: раздражает нервные центры и гладкую мускулатуру, вызывает спазмы и судороги.
7) На активность препарата также оказывают влияние: кристаллическая структура, растворимость, пространственная структура (цис- и транс- изомеры, оптическая активность и направление вращения).
Приведенные примеры показывают, что при создании нового препарата у химика- фармацевта есть определенные предпосылки при выборе тех или иных соединений и функциональных групп, однако это будут только ориентировочные наметки , которые далеко не всегда совпадают с поставленной целью.



10
2.2. Зависимость фармакологического действия ЛВ от фармакокинетических
свойств

Важно, чтобы лекарственное средство могло быть перенесено к месту действия и поставлено в условия, необходимые для взаимодействия с биологическим субстратом.
Для этого надо, чтобы оно обладало определенным комплексом физико-химических свойств, обеспечивающих его распределение в организме, поскольку биологический ответ организма на данное вещество зависит от многих факторов: проникновения вещества через липидный слой, транспорта, адсорбции, ионизации, комплексообразования, метаболизма.
Растворимость обусловливает распределение вещества в организме, определяет фармакологические свойства препаратов, так как она существенно влияет на проникновение ЛВ из кишечника в кровь, обеспечивая его биодоступность. При синтезе ЛВ необходимо учитывать воздействия различных радикалов (атомных групп) на гидрофильность или гидрофобность вещества. Выяснено, что сродство к воде уменьшается при введении радикалов (функциональных групп) в такой последовательности :
Гидрофильные группы : -СООН > -ОН > -СНО > -СО- > -NH
2
> -CONH
2
;
Гидрофобные радикалы : -CH
3
> -CH
2
- > -C
2
H
5
> -C
3
H
7
> …Аlk > -C
6
H
5
Многие системы организма функционирует в водной среде или включают воду, и эта среда представляет определенные требования к структуре ЛВ, молекулы которых должны обладать гидрофильно-гидрофобными свойствами, это определяет возможность их распределения между водой и липидами и, следовательно, взаимодействия с ферментами и рецепторами.
Параметром гидрофобности является логарифм коэффициентов распределения ЛВ в системе «октанол-вода» (lgP). Интервал варьирования величины lgP зависит от типа действия ЛВ и имеет среднее значение у противомалярийных - 4,5; снотворных -
1,33; анальгетиков - 0,83; антибиотиков - 0,27; сульфаниламидов - 0,13 и т.д.
Следовательно, противомалярийные средства относятся к чрезвычайно гидрофобным веществам, снотворные - к высокогидрофобным. Подобным образом можно систематизировать все известные фармакологические группы.
Липофильность (гидрофобность) и коэффициент его распределения между водой и липидами. Этот фактор обусловливает проникновение ЛВ через мембраны к клеткам тканей. При этом проникновение вещества в клетку происходит двумя путями:
1.
Проникновение молекул водорастворимых веществ и ионов через субмикроскопические (диаметром 0,7-1 нм) заполненные водой поры, пронизывающие протоплазму;
2. Растворение ЛВ в липидах, которые входят в состав протоплазмы. По этому пути осуществляется транспорт ЛВ, нерастворимых в воде, но растворимых в липидах.
На скорость всасывания ЛВ влияет рН среды . Ионы водорода и гидроксила практически не могут проникать в клетки, т.к. обладают высокой реакционной способностью и взаимодействуют с концевыми химическими группами, локализованными на поверхности клетки. Исходя из этого, изменяя рН среды при пероральном введении лекарств, можно увеличивать или уменьшать число недиссоциированных молекул и таким образом усиливать или ослаблять процесс проникновения лекарственных препаратов в клетку.
На активность лекарств влияет
pages -> Профилактические медицинские осмотры
pages -> Благодарности от родителей по итогам благотворительного марафона «Ты нам нужен!» 2014 года Татьяна Жеглова: «Вы внесли в этот мир свою дольку добра»

Год выпуска: 2004

Жанр: Фармакология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Объем материала, изложенного в учебнике «Фармацевтическая химия», значительно превышает содержание учебной программы для фармацевтических училищ. Авторы умышленно пошли на такое расширение, учитывая примеры некоторых зарубежных и отечественных учебников, где предмет излагается с привлечением информации о последних научных достижениях. Это позволяет преподавателю самостоятельно осуществить отбор материала, рекомендованного программой в соответствии со сложившимися традициями учебного заведения. Принимая во внимание высокий уровень подготовки некоторых студентов, более широкое изложение предмета поможет им при изучении некоторых разделов.
Особенностью изложения материала является использование данных Российской энциклопедии лекарственных средств (2003), Фармакопеи США (USP-24), Европейской Фармакопеи (ЕФ-2002), Британской Фармакопеи (БФ-2001), научных изданий последних лет и текущей научной периодики по химии лекарственных средств (ЛС). Использование зарубежных фармакопеи при подготовке учебника вполне оправданно, так как отечественная Фармакопея в полном объеме не переиздавалась с 1968 г., а получение временных фармакопейных статей учебными заведениями сопряжено с ощутимыми материальными затратами. Кроме того, в России, как известно, ведется работа по внедрению методов GP (Good Practice - надлежащей практики) в фармацию на всех этапах «жизни» лекарства. Надлежащая фармацевтическая практика перешагнула границы США и Европы. Поэтому будущая отечественная Фармакопея непременно впитает в себя многое положительное, что достигнуто и используется в странах, входящих в сообщество Европейской Фармакопеи (ЕФ) в качестве членов и наблюдателей.
Вполне возможно, что интеграция стран на всех уровнях облегчит задачу присоединения России к Европейской Фармакопее, как это уже сделали 27 государств. Такое единство, согласование (гармонизация) фармакопеи разных стран не случайно: лекарство, которое мы продаем или приобретаем, перестало принадлежать одной стране. Субстанции, вспомогательные вещества, реагенты, упаковка, методики контроля качества всех компонентов, аппаратура для анализа - плод работы специалистов разных стран. В конечном итоге, ЛС может оказаться на рынке совсем иного государства. К сожалению, в настоящее время требования, применяемые в разных странах для оценки безопасности и эффективности ЛС, отличаются. Вот почему так важен вопрос согласований Фармакопеи различных государств, как выпускающих ЛС, так и применяющих их на своей территории.
Нетрадиционные для фармацевтической химии подходы были использованы для характеристики биологической активности лекарственных веществ в биологических средах. Так, авторы применили методы «рН-диаграмм» и диаграмм «рН-потенциал» для кислотно-основных и окислительно-восстановительных процессов с участием ЛС. При описании особенностей синтеза, анализа, условий хранения, терапевтической активности были использованы фундаментальные законы, в частности, закон действующих масс для равновесия и закон действующих масс для скорости.
Впервые в учебной литературе для оценки пирогенности инъекционных лекарственных форм описан ЛАЛ-тест, включенный в последние фармакопейные издания и отвечающий требованиям GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащая производственная практика).
К сожалению, некоторые вопросы, важные для фармацевтической химии, остались вне изложения, что объясняется ограничениями объема издания.
Учебник «Фармацевтическая химия» написан коллективом авторов, представляющих три взаимосвязанных направления - биологию, химию, фармацию.
Глущенко Наталия Николаевна - доктор биологических наук, зав. лабораторией Проблем воздействия тяжелых металлов на биосистемы Института энергетических проблем химической физики РАН.
Плетенева Татьяна Вадимовна - профессор, доктор химических наук, заведующая кафедрой фармацевтической и токсикологической химии медицинского факультета Российского университета дружбы народов.
Попков Владимир Андреевич - профессор, доктор фармацевтических наук, доктор педагогических наук, академик Академии Образования, заведующий кафедрой общей химии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Авторы будут признательны за критические замечания и пожелания по улучшению содержания учебника.

Учебник «Фармацевтическая химия» предназначен для студентов средних медицинских училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0405 «Фармация». Отдельные разделы учебника могут быть использованы студентами вузов и слушателями факультетов повышения квалификации.

«Фармацевтическая химия»


ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Содержание фармацевтической химии

  1. Связь фармацевтической химии с другими науками
  2. Основные термины и понятия, используемые в фармацевтической химии
  3. Классификация лекарственных средств
Получение и исследование лекарственных средств. Основные положения и документы, регламентирующие фармацевтический анализ
  1. Источники получения лекарственных средств
  2. Основные направления поиска и создания лекарственных веществ
  3. Критерии качества лекарственных средств
  4. Стандартизация лекарственных средств. Контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных средств
  5. Методы анализа лекарственных средств
  6. Общие сведения о методах и испытаниях ЛС на токсичность, стерильность и микробиологическую чистоту
  7. Определение биоэквивалентности и биодоступности лекарственных средств кинетическими методами
  8. Сроки годности и стабилизация лекарственных средств
  9. Внутриаптечный контроль лекарственных средств
ХИМИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Лекарственные средства s-элементов
  1. Общая характеристика группы
  2. Химия лекарственных средств магния
  3. Химия лекарственных средств кальция
  4. Химия лекарственных средств бария
Лекарственные средства р-элементов
  1. Лекарственные средства р-элементов VII группы
  2. Лекарственные средства р-элементов VI группы
  3. Лекарственные средства V группы
  4. Лекарственные средства р-элементов IV группы
  5. Лекарственные средства р-элементов III группы
Лекарственные средства d- и f-элементов
  1. Лекарственные средства d-элементов I группы
  2. Лекарственные средства d-элементов II группы
  3. Лекарственные средства d-элементов VIII группы
  4. Лекарственные средства f-элементов
Радиофармацевтические лекарственные средства
Гомеопатические лекарственные средства

ХИМИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Лекарственные средства органической природы и особенности их анализа
  1. Классификация
  2. Анализ
Ациклические лекарственные средства
  1. Спирты
  2. Альдегиды
  3. Углеводы
  4. Эфиры
  5. Карбоновые кислоты. Аминокарбоновые кислоты и их производные

Карбоциклические лекарственные средства

  1. Аминоспирты ароматического ряда
  2. Фенолы, хиноны и их производные
  3. Ароматические кислоты, гидроксикислоты и их производные
  4. Ароматические аминокислоты
  5. Ароматические ацетаминопроизводные
Гетероциклические лекарственные средства
  1. Производные фурана
  2. Производные пиразола
  3. Производные имидазола
  4. Производные пиридина
  5. Производные пиримидина
  6. Производные тропана
  7. Производные хинолина
  8. Производные изохинолина
  9. Производные пурина
  10. Производные изоаллоксазина
Антибиотики
  1. Антибиотики с азетидиновым ядром (р-лактамиды)
  2. Антибиотики тетрациклинового ряда
  3. Антибиотики - аминогликозиды
  4. Антибиотики ароматического ряда - производные нитрофенилалкиламинов (группа левомицетина)
  5. Антибиотики макролиды и азалиды

Список литературы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!