Негро африканская цивилизация вклад в мировую культуру. Древние культуры тропической африки

(оранжевый цвет), исламская культура (зелёный цвет), православная культура (бирюзовый цвет), буддийская культура (жёлтый цвет) и африканская культура (коричневый цвет)

Африканская цивилизация - согласно гео-политологу Хантингтону , одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское , но также иногда и православное : см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм , анимизм , язычество . В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.

История

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет . Затем Нубия , Сонгай , Гао , Мали , Зимбабве . Последними, уже в XVIII веке , возникли Зулуленд и Матабелеленд . Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей , государство зулусов - Британской). К 1890 году , 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи , часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства - Либерия и Эфиопия . Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР , в 1922 Египет , в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии . Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой . На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий ; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка - самый бедный континент в мире , единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население. Такое человечеству предсказывал Мальтус .

См. также

Напишите отзыв о статье "Африканская цивилизация"

Примечания

Ссылки

  • «Столкновение цивилизаций » Хантингтона. Хантингтон С. . - М .: АСТ, 2003. - ISBN 5-17-007923-0

Отрывок, характеризующий Африканская цивилизация

Видение исчезло. А я, совершенно ошеломлённая, никак не могла очнуться, чтобы задать Северу свой следующий вопрос...
– Кто были эти люди, Север? Они выглядят одинаково и странно... Их как бы объединяет общая энергетическая волна. И одежда у них одинаковая, будто у монахов. Кто они?..
– О, это знаменитые Катары, Изидора, или как их ещё называют – чистые. Люди дали им это название за строгость их нравов, чистоту их взглядов и честность их помыслов. Сами же катары называли себя «детьми» или «Рыцарями Магдалины»... коими в реальности они и являлись. Этот народ был по-настоящему СОЗДАН ею, чтобы после (когда её уже не будет) он нёс людям Свет и Знание, противопоставляя это ложному учению «святейшей» церкви. Они были самыми верными и самыми талантливыми учениками Магдалины. Удивительный и чистый народ – они несли миру ЕЁ учение, посвящая этому свои жизни. Они становились магами и алхимиками, волшебниками и учёными, врачами и философами... Им подчинялись тайны мироздания, они стали хранителями мудрости Радомира – сокровенных Знаний наших далёких предков, наших Богов... А ещё, все они несли в своём сердце негаснущую любовь к их «прекрасной Даме»... Золотой Марии... их Светлой и загадочной Магдалине... Катары свято хранили в своих сердцах истинную историю прерванной жизни Радомира, и клялись сохранить его жену и детей, чего бы им это ни стоило... За что, позже, два столетия спустя, все до одного поплатились жизнью... Это по-настоящему великая и очень печальная история, Изидора. Я не уверен, нужно ли тебе её слушать.
– Но я хочу узнать о них, Север!.. Скажи, откуда же они появились, все одарённые? Не из долины ли Магов, случаем?
– Ну, конечно же, Изидора, ведь это было их домом! И именно туда вернулась Магдалина. Но было бы неправильно отдавать должное лишь одарённым. Ведь даже простые крестьяне учились у Катаров чтению и письменности. Многие из них наизусть знали поэтов, как бы дико сейчас для тебя это не звучало. Это была настоящая Страна Мечты. Страна Света, Знания и Веры, создаваемая Магдалиной. И эта Вера распространялась на удивление быстро, привлекая в свои ряды тысячи новых «катар», которые так же яро готовы были защищать даримое им Знание, как и дарившую его Золотую Марию... Учение Магдалины ураганом проносилось по странам, не оставляя в стороне ни одного думающего человека. В ряды Катар вступали аристократы и учёные, художники и пастухи, землепашцы и короли. Те, кто имели, легко отдавали катарской «церкви» свои богатства и земли, чтобы укрепилась её великая мощь, и чтобы по всей Земле разнёсся Свет её Души.
– Прости, что прерву, Север, но разве у Катар тоже была своя церковь?.. Разве их учение также являлось религией?
– Понятие «церковь» очень разнообразно, Изидора. Это не была та церковь, как понимаем её мы. Церковью катаров была сама Магдалина и её Духовный Храм. То бишь – Храм Света и Знания, как и Храм Радомира, рыцарями которого вначале были Тамплиеры (Тамплиерами Рыцарей Храма назвал король Иерусалима Болдуин II. Temple – по-французски – Храм.) У них не было определённого здания, в которое люди приходили бы молиться. Церковь катар находилась у них в душе. Но в ней всё же имелись свои апостолы (или, как их называли – Совершенные), первым из которых, конечно же, была Магдалина. Совершенными же были люди, достигшие самых высших ступеней Знания, и посвятившие себя абсолютному служению ему. Они непрерывно совершенствовали свой Дух, почти отказываясь от физической пищи и физической любви. Совершенные служили людям, уча их своему знанию, леча нуждающихся и защищая своих подопечных от цепких и опасных лап католической церкви. Они были удивительными и самоотверженными людьми, готовыми до последнего защищать своё Знание и Веру, и давшую им это Магдалину. Жаль, что почти не осталось дневников катар. Всё, что у нас осталось – это записи Радомира и Магдалины, но они не дают нам точных событий последних трагичных дней мужественного и светлого катарского народа, так как происходили эти события уже спустя две сотни лет после гибели Иисуса и Магдалины.

Мы живём в стремительно меняющемся мире, когда каждый день происходит множество судьбоносных для наций событий, но есть в нём и то, что формируется и остаётся практически неизменным десятилетиями, даже столетиями. Это цивилизации...
Именно они и стали объектами изучения на апрельских уроках географии в 10 классах. Было сделано более 200 фотографий, снято около 30 видеороликов, спето много песен, дети танцевали, играли на музыкальных инструментах, ели что-то необычное. И всё это прямо на уроке!

Предлагаю поближе познакомиться с некоторыми мировыми цивилизациями в понимании десятиклассников...
Но сегодня мы не просто посмотрим фото и видео, но и на самом деле узнаем много нового и интересного!

Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3-4 тыс. лет до н. э.
А на вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, нет однозначного ответа. Учёный Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций :
1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами;
2) китайскую (или конфуцианскую);
3) японскую ;
4) исламскую ;
5) индуистскую ;
6) славяно-православную (или ортодоксально-православную);
7) африканскую (или негро-африканскую ) и
8) латиноамериканскую .
Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными...

Текст самого материала про цивилизации довольно серьёзный... Но иллюстрировать его будут не картинки из интернета, а... дети, учащиеся 10 А, Б, В, Г классов. По датам на фото станет понятно, что представление цивилизаций происходило на нескольких уроках подряд. Было всё - от чтения сложнопонимаемых самими чтецами текстов, презентаций, докладов до представлений с танцами, домашних видеозаготовок, инсценировок, угощения. Но было соблюдено одно важное условие - о каждой цивилизации было рассказано и что-то особенное. Думаю, и показано тоже...

Теперь, предлагаю познакомиться с заданием , которое получили ребята. Они должны были подготовить презентацию одной из цивилизаций . Но именно так, презентацию цивилизации, а не "про цивилизацию". Приветствовалось наличие музыки, танцев, песен, угощения, иллюстраций, демонстраций . И вот, что у нас получилось....

ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Это одна из самых древних цивилизаций: истоки относят к началу II тыс. до н.э. Кристаллизационное ядро индуистской цивилизации относится к бассейну рек Инд и Ганг.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. По легенде касты появились из частей тела бога Брахмы. Потому у людей разных каст такое разное значение в обществе.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия - индуизм (брахманизм).

Индуисты поклоняются Богу как у себя дома, так и в храмах. Можно прийти к Богу с помощью беззаветного служения (бхакти ), приобретения знаний и медитации (джняна ) или добрых дел (кармы ).

Некоторые индуисты отрекаются от мира. Они не женятся, носят особое оранжевое одеяние, живут либо в религиозных общинах, либо сами по себе, за счет милостыни.

Семьи, ведущие одинаковый образ жизни, заранее договариваются о браке своих детей. Семейная жизнь и работа индуистов напоминает о давней кастовой системе, где профессия человека и его место в обществе были определены с самого рождения.

Образование, жизнь в городах и новые законы препятствуют кастовой дискриминации.

Ганг считается священной рекой; каждый год в города, расположенные на его берегах, приходят тысячи паломников-индуистов.

Как основатель Индии почитается Махатма Ганди (1869 - 1948гг.), возглавивший индийский народ в борьбе за независимость и против владычества Великобритании (Индия долгое время была её колонией).

Одними из самых известных памятников индуистской цивилизации можно считать золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице).


Несколько видеофрагментов выступлений ребят:

ЯПОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Японская цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской в первые столетия новой эры, обрела неимитируемые своеобразные черты, о которых сказано и написано более чем достаточно.

Но часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации.

Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны.

Но в отличие от Китая, более "скованного" традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность.

В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский.

Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Видеофрагменты выступлений:

НЕГРО-АФРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только "ни на что непохожести". Это крайнее суждение.

Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию.

Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту и др.

Характерные особенности данной цивилизации: эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой.

На развитие стран южнее Сахары сильное влияние оказали:

Колонизация,
-- работорговля,
--расистские идеи,
-- массовая исламизация и христианизация местного населения.

Большая часть негроидных народов Африки до 20 века не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно "высокие" религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения. Все это пришло к африканцам из других регионов.

Но хватит о серьёзном! Быть может, кто-то хочет бананов? Или попробовать почти настоящий кус-кус?

Не уверена, что хотели ВСЕ попробовать, но Владимир был очень настойчив, так что, попробовали!))))

И фото на память с африканским вождём...

Правда, почти настоящим!))))

Предлагаю посмотреть несколько видеофрагментов:

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Но есть ещё и европейская цивилизация... Это самое запутанное понятие и определение цивилизации, как по началу зарождения (от Древней Греции), так и по территориальному охвату. Кто-то считает, что северная Америка и Россия входят в её состав, кто-то Россию выделяет в некое отдельное евразийское образование. Последнее может быть и правильно, Россия - это не Европа.
А мы на уроках рассматривали именно Западноевропейскую цивилизацию...

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции.

При этом история Европы знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума.

"Вечный город" Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура "пропитывает" лишь поверхность остального мира.
Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире.
Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна.

Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере.

Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, частично ЮАР.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.).

Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в "заповедное поле охоты на краснокожих" не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери.
Однако ее проявления можно встретить повсеместно.

Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания "исконных" американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной "католизации" местного населения, обращению его в сторону западноевропейской цивилизации.

И все же длительное обособленное развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии "побеги" в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин "конфуцианская" указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется "небом" (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным "оком" государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох.

В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).
Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях.

Вот такие печеньки с предсказаниями получил каждый ученик нашего класса. Вернее, выбрал. Удивил Дмитрий, так удивил!!!

И каждый раз при выборе фото и видеофрагментов что-то остаётся за кадром ... Но не в этот раз. Надеюсь, ребятам понравилось и было интересно!
Но... не можем же мы завершить наш виртуальный урок так серьёзно?)))))))

Огромное спасибо Ване Куничкину , который собрал воедино все видеофрагменты!! Он проделал огромнейшую работу!!! А наши "Танцы" вообще выше всех похвал!
Все ребята молодцы! Самое главное, они очень старались! Уверена, что при подготовке выпускного видео мы к видеофрагментам ещё вернёмся!! Нашлось время и на пошутить, посмеяться, чуть покрасоваться перед противоположным полом... А что делать - это ведь дети!)))) И какие же они умницы, что не стеснялись, танцевали!! Пишу эти строки и понимаю - а ведь мой 10 А так и не станцевал...
Ну что ж, малышата, я подумаю об этом завтра! ;))

Вот такие у нас бывают уроки географии... И с котелком, наполненным только что приготовленным кус-кусом, и с танцами, и с печеньками с предсказаниями... Я надеюсь, что эти уроки запомнятся ребятам надолго!

А какие самые необычные уроки школьной поры запомнились Вам?

Конечно, чтобы рассказать об особенностях цивилизаций, мне помогали рассказы детей и два источника информации. Главный - наш учебник географии за 10 класс (издательство "Просвещение", Москва, 2016 год, авторы Ю.Н.Гладкий и А.В.Николина), а также сайт http://biofile.ru/geo/ , где информация из учебника была чуть более подробна...

Бытует заблуждение, что до прихода европейских колонистов в Африке жили одни дикари в набедренных повязках, которые не имели ни цивилизации, ни государств. В разные времена там существовали сильные государственные образования, которые своим уровнем развития порой превосходили страны средневековой Европы.

Сегодня о них известно немного - колонизаторы грубо разрушили все зачатки самостоятельной, уникальной политической культуры чернокожих народов, навязали им свои порядки и не оставили никаких шансов на самостоятельное развитие.

Традиции погибли. Хаос и нищета, которые сейчас ассоциируются с черной Африкой, возникли на зеленом континенте не из-за насилия европейцев. Поэтому древние традиции государств черной Африки сегодня известны нам только благодаря историкам и археологам, а также эпосу местных народов.

Три золотоносные империи

Уже в XIII веке до н.э. финикийцы (тогдашние хозяева Средиземноморья) вели торговлю железом и экзотическими товарами, вроде бивней слонов и носорогов с племенами, которые жили на территориях современных Мали, Мавритании и региона большой Гвинеи.

Неизвестно, имелись ли в это время полноценные государства в этом регионе. Однако можно с уверенностью сказать, что к началу нашей эры на территории Мали были государственные образования, и сложился первый безусловный региональный доминант - империя Гана, которая вошла в легенды других народов как сказочная страна Вагаду.

Нельзя сказать ничего конкретного об этой державе, кроме того, что это было сильное государство со всеми необходимыми атрибутами - все, что мы знаем о той эпохе, мы знаем из археологических находок. Человек, владеющий письмом, впервые побывал в этой стране в 970 году.

Это был арабский путешественник Ибн Хаукала. Он описал Гану как богатейшую страну, тонущую в золоте. В XI веке берберы разрушили это, возможно, тысячелетнее государство, оно распалось на множество мелких княжеств.

Новым доминатом региона вскоре стала империя Мали, которой правил тот самый манса Муса, который считается самым богатым человеком в истории. Он создал не только сильное и богатое, но и высококультурное государство - в конце XIII века в медресе Томбукту складывается сильная школа исламского богословия и науки. Но империя Мали просуществовала недолго - примерно с начала XIII в. по начало XV в. Ее сменило новое государство - Сонгай. Он стал последней империей региона.

Сонгай не был так богат и силен как его предшественники, великие золотоносные Мали и Гана, которые обеспечивали золотом половину Старого Света, и куда больше зависел от арабского Магриба. Но, тем не менее, был продолжателем той полуторатысячелетней традиции, которая ставит эти три государства в один ряд.

В 1591 марокканская армия после продолжительной войны окончательно уничтожила армию Сонгая, а вместе с ней и единство территорий. Страна распадается на множество мелких княжеств, ни одно из которых не смогло вновь объединить весь регион.

Восточная Африка: колыбель христианства

Древние египтяне мечтали о полулегендарной стране Пунт, которая находилась где-то на территории Африканского рога. Пунт считался прародиной богов и египетских королевских династий. В понимании египтян эта страна, которая, судя по всему, на самом деле существовала и торговала с поздним Египтом, представлялась чем-то вроде Эдема на земле. Но о Пунте известно мало.

Гораздо больше мы знаем о 2500-летней истории Эфиопии. В VIII веке до н.э. на Африканском роге поселились сабеи - выходцы из стран южной Аравии. Царица савская - именно их правительница. Они создали царство Аксум и распространили порядки высоко цивилизованного общества.

Сабеи были знакомы и с греческой, и месопотамской культурой, владели очень развитой письменностью, на основе которой появилось аксумское письмо. Этот семитский народ распространяется по эфиопскому плато и ассимилирует жителей, принадлежащих к негроидной расе.

В самом начале нашей эры появляется очень сильное Аксумское царство. В 330-х годах Аксум принимает христианство и становится третьей древнейшей христианской страной, после Армении и Римской империи.

Это государство просуществовало более тысячи лет - до XII века, когда распалось из-за острого противостояния с мусульманами. Но уже в XIV веке христианская традиция Аксума возрождается, но уже под новым именем - Эфиопия.

Южная Африка: малоизученные, но древние традиции

Государства - именно государства со всеми атрибутами, а не племена и вождества, в южной Африки существовали, и их было много. Но они не имели письменности, не возводили монументальных построек, поэтому мы о них почти ничего не знаем.

Возможно, в джунглях Конго исследователей ждут сокрытые дворцы забытых императоров. Доподлинно известно лишь о нескольких очагах политической культуры в Африке южнее Гвинейского залива и Африканского рога, которые существовали в Средние века.

В конце I тысячелетия в Зимбабве складывается сильное государство Мономотапа, которое пришло в упадок к XVI в. Еще одним центром активного развития политических институтов было атлантическое побережье Конго, где в XIII веке складывается империя Конго.

В XV веке ее правители принимают христианство и подчиняются португальской короне. В таком виде эта христианская империя просуществовала до 1914 года, когда было ликвидировано португальскими колониальными властями.

На берегах великих озер, на территории Уганды и Конго в XII-XVI веках существовала империя Китара-Уньоро, о которой мы знаем из эпоса местных народов и небольшого количества археологических находок. В XVI-XIX веках. в современной ДР Конго существовали две империи Лунда и Луба.

Наконец, в начале XIX века, на территории современной ЮАР возникает государство племен зулу. Его вождь Чака реформировал все социальные институты этого народа и создал поистине эффективную армию, которая в 1870-х годах попортила очень много крови британским колонистам. Но, к сожалению, не смогла противопоставить ничего ружьям и пушкам белых.

В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.

Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно.

Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание - в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…

Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова - они ведь были не чернокожими.

Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология - Палермском камне.
Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке - вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.

Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».

Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов - от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.

Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.

В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый - почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера - первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.

И второй вопрос - а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?

В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь - ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени - рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.

Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто - эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.

Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.

Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.

Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно - практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете - это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле - скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.

После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…

Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…

А́фрика - континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30 065 000 км², или 20,3 % площади суши, а с островами - около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположены 53 государства, 4 непризнанных государства и 5 зависимых территорий (островных).

Население Африки составляет 960 млн человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков. Последние насчитывают возраст в семь миллионов лет - включая Sahelanthropus tchadensis, Australopithecus africanus, A. afarensis, Homo erectus, H. habilis и H. ergaster. Самые ранние останки Homo sapiens найдены в Эфиопии и датируются двумястами тысячами лет.

Африканский континент пересекает экватор и множество климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного умеренного климата до южного умеренного. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения - равно как и ледников или водоносного горизонта горных систем - естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Изучением культурных, экономических, политических и социальных проблем Африки занимается африканистика.
Происхождение названия

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии. По мниению историка и археолога И.Ефремова слово «Африка» происходит из древнего языка Та-Кем (Египет."Афрос" - пенная страна. Это связано со столкновением нескольких видов течений, которые образуют пену при приближении к континенту в средиземном море.

Есть и другие версии происхождении топонима.

* Иосиф Флавий, еврейский историк I века, утверждал, что это название проиходит от имени внука Авраама Эфера (Быт. 25:4), чьи потомки заселили Ливию.
* Латинское слово aprica, означающее «солнечный», упомянуто в «Началах» Исидора Севильского, том XIV, раздел 5.2 (VI век).
* Версию о происхождении названия от греческого слова αφρίκη, что означачает «без холода», предложил историк Лев Африканский. Он предполагал, что слово φρίκη («холод» и «ужас») соедиённое с отрицательным префиксом α-, обозначает страну, где нет ни холода, ни ужаса.
* Джеральд Мэсси, поэт и египтолог-самоучка, в 1881 году выдвинул версию о происхождении слова из египетского af-rui-ka, «поворачиваться лицом к отверстию Ка». Ка - это энергетический дубль каждого человека, и «отверстие Ка» означает лоно или место рождения. Африка, таким образом, для египтян означает «родину»
Происхождение человека

Африка считается родиной человека. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo. Из восьми видов этого рода выжил только один - человек разумный, и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000-40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

Африка в период каменного века
Наскальная живопись в Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре

Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.

В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э).

Лингвистические данные показывают, что этносы, говорящие на языках банту мигрировали в юго-западном направлении, вытеснив оттуда койсанские народы (как например, коса и зулу). Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.

Небольшое количество этнических групп, наиболее яркий например бушмены, продолжают вести примитивный образ жизни, занимаясь охотой, собирательством.

Древняя Африка
Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гиза

В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация - Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Напата). На её обломках образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
Руины Карфагена

На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.

В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Это способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) - по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. Такими, например, были образования в Судане, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья.

осле арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан. Во 2-м тысячелетии эта зона была объединена политически и экономически в мусульманских империях, таких, например, как Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования соседних народов.

К югу от суданских цивилизаций в 1-м тысячелетии н. э. складывается протоцивилизация Ифе, ставшая колыбелью цивилизации йоруба и бини (Бенин, Ойо); её влияние испытали и соседние народы. К западу от неё во 2-м тысячелетии сформировалась акано-ашантийская протоцивилизация, расцвет которой пришёлся на XVII - начало XIX века. В районе Центральной Африки в течение XV-XIX вв. постепенно возникали различные государственные образования - Буганда, Руанда, Бурунди и др.

В Восточной Африке с X века процветала суахилийская мусульманская цивилизация (города-государства Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др., султанат Занзибар), в Юго-Восточной Африке - зимбабвийская (Зимбабве, Мономотапа) протоцивилизация (X-XIX век), на Мадагаскаре процесс государствообразования завершился в начале XIX века объединением всех раннеполитических образований острова вокруг Имерина, возникшего около XV века.

Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV-XVI веков. С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.

Арави́йский полуо́стров (араб. جزيرة العرب‎‎, Джазират аль-Араб), Ара́вия, - полуостров в Юго-Западной Азии.

На востоке омывается водами Персидского и Оманского залива. С юга его омывают Аравийское море и Аденский залив, с запада - Красное море.

В геологическом отношении полуостров образует Аравийскую плиту, бывшую некогда частью африканской континентальной массы. Аравийский полуостров почти полностью покрыт пустынями - северную его часть занимает пустыня Нефуд, южную - Руб аль-Хали.

На Аравийском полуострове и сопредельных островах расположены современные государства Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар и Кувейт. В непосредственной близости к Аравийскому полуострову расположены Египет, Иордания и Ирак.

Источники и история изучения Древней Аравии

Географическое положение и природная среда. Аравийский полуостров - крупнейший в Азии - занимает площадь около 3 млн. кв. км. Он омывается на западе Красным морем, на востоке - водами Персидского и Оманского заливов, а с юга - Аденским заливом и Аравийским морем.

Огромные просторы Аравии заняты большей частью выжженными палящим солнцем пустынями (Руб-эль-Хали и др.), покрытыми редкой и скудной растительностью. Северная часть полуострова, так называемая «Пустынная Аравия», на западе смыкалась с каменистой пустыней Синайского полуострова, а на севере переходила в полупустынную Сирийско-Месо-потамскую степь. Вдоль Западного побережья Красного моря также тянулась пустыня, изобиловавшая солончаками.

Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносили свои воды до Красного моря, большая же часть представляла собой «вади»- сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхавшие и исчезавшие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища (цистерны, колодцы, каналы, отстойники) и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагались в основном в юго-западной и южной частях полуострова, представлявших собой возвышен-ные плато, прорезанные долинами «вади».

Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами и прежде всего славился на Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, бальзам, алоэ, корица, шафран - вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии. Благовония и пряности использовались при отправлении религиозных культов, в медицине, древней косметике и парфюмерии, как приправа к пище. Их покупали во всех древневосточных странах, а позднее и на западе - в Греции и Риме.

В окружающих Аравию морях добывался жемчуг, красные и редкие черные кораллы. На территории полуострова встречались металлы: золото в виде песка и самородков, серебро, олово, свинец, железо, медь, сурьма. Горные хребты на юго-западе и юго-востоке были богаты белым мрамором, ониксом и лигдином (разновидности алебастра). Имелись и драгоценные камни: изумруды, бериллы, бирюза и др. Встречались соляные месторождения.

Через Аравийский полуостров проходил ряд торговых путей. Главный назывался «путем благовоний». Он начинался на юго-западе Аравии и шел вдоль берега Красного моря на север, к побережью Средиземного моря, разветвляясь севернее залива Акаба: одна дорога шла к прибрежным городам Газа и Ашдод, а другая направлялась на Тир и Дамаск. Еще одна торговая дорога пролегала через пустыню из Южной Аравии в Южную Месопотамию. Северную часть полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекали торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта. Помимо сухопутных имелись и морские пути. По Красному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю Аравия поддерживала контакты со странами Восточной Африки и Индией, откуда для транзитной торговли поступали многочисленные, пользующиеся активным спросом на Древнем Востоке товары: красное, эбеновое (черное) и сандаловое дерево, благовония и пряности, слоновая кость, золото, камни-самоцветы. На Красноморском побережье находились важные для мореплавателей гавани.

Население Аравийского полуострова и Сирийско-Месопотамской степи. Следы обитания человека на территории Аравии встречаются со времен палеолита. Есть памятники, датируемые мезолитом и неолитом (от X до V тысячелетия до н. э.).

Точных данных о населении Аравийского полуострова в IV--III тысячелетиях до н. з. нет. В шумерских документах упоминаются страны Маган и Мелухха, с которыми во второй половине III тысячелетия до н. э. имели контакт обитатели Двуречья, и некоторые исследователи склонны локализовать Маган на Восточном побережье Аравии.

Во II тысячелетии до н. э. в юго-западной части Аравийского полуострова складываются союзы ряда племен: сабеев, минеев, катабанцев и других, говоривших на южноаравийских диалектах семитских языков. Обитателями северо-западной части Аравии во II тысячелетии до н. э. были племена мидианитян.

Множество кочевых семитоязычных племен населяло центральные и северные области Аравийского полуострова (наба-теи, самуд и др.).

Источники по древней истории Аравии. Их можно разделить на четыре основных вида: эпиграфический материал, вещественные памятники, письменные документы из других древневосточных стран и свидетельства античных авторов.

Сохранилось более 5000 южноаравийских надписей на камне, бронзе, керамике, которые по своему содержанию распадаются на две группы: государственные документы (указы, описания военной и внутриполитической деятельности царей, строительные и посвятительные надписи) и частноправовые (межевые, надгробные надписи, долговые документы, надписи на оросительных сооружениях и др.). Большая их часть найдена ка территории Южной Аравии, некоторые обнаружены в Северной и Центральной Аравии. Часть надписей найдена за пределами полуострова: в Египте, Месопотамии, на острове Делос, в Палестине, Эфиопии,- где, возможно, были торговые поселения или кварталы купцов и переселенцев из Южной Аравии. В Северной и Центральной Аравии найдены местные (самудские, набатейские) надписи, в основном надгробные и посвятительные. Датировка южноаравийских надписей спорна: ряд ученых относят самые древние из них к рубежу II и I тысячелетий до н. э., другие датируют их VIII веком до н. э., а некоторые - даже V веком до н. э. Эпиграфические документы представляют собой единственный, собственно аравийский письменный материал для восстановления древней истории этого района.

Исключительно интересны развалины Мариба, главного города Сабейского царства (к северо-востоку от Саны, столицы Йеменской Арабской Республики). Выявлена планировка города, обнаружены развалины дворца, остатки крепостных стен и башен, погребальные сооружения, скульптуры. Поражают руины грандиозной Марибской плотины, расположенной к западу от города. Были открыты и остатки столицы Катабана - Тимны: это развалины крепостных сооружений, больших общественных зданий, храмов, некрополя, произведения искусства. По остаткам дерева, обнаруженным в нижних слоях городища, с помощью радиоуглеродного анализа была установлена приблизительная дата возникновения Тимны - IX- VIII вв. до н. э. Интересные архитектурные сооружения и скульптура обнаружены в столице набатейского царства - Петре.

Краткие сведения об арабах и Аравии сохранились в документах, происходящих из других стран Древнего Востока: в Библии, ассирийских летописях, надписях нововавилонских и персидских царей и др.

Античные авторы также оставили ряд сведений о Древней Аравии. Они встречаются в «Истории» Геродота (V в. До н. э.), «Истории растений» Феофраста (IV в. до н. э.), «Исторической библиотеке» Диодора (I в. до н. э.), «Географии» Страбона (I в. до н. э.- I в. н. э.) и др. Особенно подробны сведения древних авторов о географии Аравии, возможно, носившие чисто практический характер. Стремление персов, греков, римлян освоить Красное море, Персидский залив, выйти в открытый океан и добраться до Индии приводило к созданию подробных «Перип-лов»- описаний плаваний, в которых нашла отражение характеристика берегов Аравии, караванных, морских дорог, городов и портов, жителей и их обычаев.

Изучение истории Древней Аравии. Оно началось с путешествий, в ходе которых накапливался эпиграфический материал, собирались этнографические и картографические данные, зарисовывались руины и памятники.

Исследование древней истории Аравии с XIX в. развивается в нескольких направлениях. Одно из важнейших - сбор, публикация и изучение эпиграфического материала. Другое направление - археологическое исследование памятников Древней Аравии, которое пока еще не достигло значительного развития. Изучены памятники Заиорданья, Южной Палестины и Северо-Западной Аравии, преимущественно набатейские. В 50-60-е годы XX в, в Южной Аравии проводился цикл археологических работ американской экспедицией: раскопки столицы Сабы Мариба, окрестных памятников и столицы Ката-бана Тимны.

Первые сводные труды по истории Аравии появились в конце XIX в. XX век привел к значительному развитию отраслей науки, занимающейся изучением древней истории Аравии (семитологии, арабистики, сабеистики, название которой происходит от наименования одного из крупных государств Южной Аравии - Сабы). Были созданы и продолжают создаваться труды, посвященные древней истории арабов в целом, отдельным государствам и народам Аравии, а также наиболее важным проблемам; исторической географии, экономике, политическому строю, культуре и религии, хронологии, ономастике и др. В Бельгии, Франции, Австрии, США сложились научные школы сабеистов.

Описания русских путешественников {купцов, паломников, дипломатов ученых), побывавших в Аравии, издание в России сочинений зарубежных путешественников положили начало знакомству с ее древностями и их изучению в нашей стране в XIX - начале XX в.

В советское время такие крупнейшие ученые, как И. Ю. Крачковский и Н. В. Пи-гулевская, заложили капитальные основы советской арабистики и сабеистики. В 60- 80-е годы эта отрасль исторической науки достигла высокого развития. Советские ученые успешно занимаются разработкой проблем социально-экономических отношений в южноаравийском обществе, в ходе которой сделан принципиально важный вывод о раннерабовладельческом характере этого общества, отмечены сохранившиеся в нем традиции родоплеменного строя, выявлены общие и особенные черты общества Южной Аравии в сравнении с другими обществами Древнего Востока и античного мира. Большое внимание уделяется проблемам политического строя государств Южной Аравии, культуре и религии народов, населявших ее в древности, весьма сложной и еще не решенной окончательно проблеме хронологии Аравии. Издаются надписи и изучается язык южноаравийской письменности. В 80-е годы советские ученые в составе советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) ведут археологические и этнографические исследования на территории НДРЙ в районе Хадрамаута и на острове Сокотра.
Источник -



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!