Обособленные приложения. Гуго Фридрих Структура современной лирики

Занимает почетное место. Его считают не только предшественником, но и учителем Пушкина, с именем которого связан период расцвета отечественной литературы. Поэзию Батюшкова отличали особая пластичность, своеобразие стихотворного стиля и редкая музыкальность. Поэт творил свои многочисленные на рубеже двух исторических эпох. Особенности того сложного времени наложили отпечаток на его лирику.

Вклад Батюшкова в историю отечественной литературы сложно переоценить. Критики считают его основной заслугой обработку существовавшей к началу XIX века поэтической речи. В лирических произведениях этого поэта стихотворный язык приобрел гармонию и непередаваемую гибкость. Мастерски владея поэтическим словом, Батюшков с успехом добивался чистоты языка и богатства .

Известный литературный критик В.Г Белинский не раз обращался к творчеству Батюшкова. Он указывал, что именно трудами этого поэта был подготовлен тот литературный прорыв в русской , который чуть позже совершил Пушкин. Великий поэт учился у своего именитого предшественника отделывать свои так, чтобы они были безукоризненны по форме и внутреннему содержанию.

Совершенство в поэзии не давалось легко. Батюшков с упорством работал над каждой строчкой своих произведений, мучительно отыскивая подходящие образы и сравнения. Сохранились его записи, где он укоряет себя за излишнюю страсть к исправлениям и доработкам. Разумеется, такую дотошность сегодня никто не сочтет пороком. Именно стремление проработать каждую мелкую деталь стихотворной формы позволяла Батюшкову достигать совершенства в звучании поэтической речи.

Отличало Батюшкова также стремление избегать всего, что кажется неестественным и надуманным. Искренность поэт считал одним из признаков хорошего произведения. Он старался, по его собственным словам, сочинять не разумом, а душой. Современники поэта отмечали особую силу чувства, которую находили в его . Эта сила была более весомой, чем

Белинский пишет о том, что Батюшков не имел такого большого значения в русской литературе, как Жуковский, но всœе же он действовал на нравственную сторону общества посредствам искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ для него было способом воспитания общества. Он успел написать всœего одну книгу стихов, в которой не всœе стихи хороши, не всœе ровного достоинства.

Батюшков – классик, ибо определœенность и ясность – первые и главные свойства его поэзии. Светлый и определœенный мир изящной, эстетической древности – призвание Батюшкова. Художественный элемент – преобладающий элемент, впервые у русских поэтов. В стихах его много пластики, много скульптурности. Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать изгибы и складки его мраморной драпировки.

Батюшков смог (до Пушкина) показать возможности такого русского языка.

В любви он не романтик. Изящное сладострастие – вот пафос его поэзии . В любви, кроме страсти и грации, много нежности, а иногда много грусти и страдания. Но преобладающий элемент – страстное вожделœение, увенчиваемое всœею негою, всœем обаянием исполненного поэзии и грации наслаждения.

Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился нам таким, каким он нам явился.

Батюшков переводил, но переводов его немного и то вольным переводом.

В прелœестном послании Ж*** и В*** ʼʼМои пенатыʼʼ с яркостью высказывается преобладающая страсть поэзии Батюшкова. Окончательные стихи этой прелœестной пьесы представляют изящный эпикуреизм Батюшкова во всœей его поэтической обаятельности. В этом эпикуреизме много человечного, гуманного, хотя, должна быть, в то же время много и одностороннего. Здоровый эстетический вкус всœегда поставит в большое достоинство поэзии Батюшкова ее определœенность. Чувство, одушевляющее Батюшкова, всœегда органически жизненно, и потому оно не распространяется в словах, не кружится на одной ноге вокруг самого себя, но движется, растет из самого себя подобно растению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, проглянув из земли стебельком, является пышным цветком, дающим плод.

Как поэт нового времени, он не мог, в свою очередь, не заплатить дани романтизму. В романтизме Батюшкова много определœенности и ясности. Белинский отмечает его как хороший романтизм.

Беспечный поэт-мечтатель, философ-эпикуреец, жрец любви, неги и наслаждения, Батюшков умел не только задумываться и грустить, но знал и диссонансы сомнения муки и отчаяния.

В его творчестве чувствуется незаконченность, неровность, незрелость. С превосходнейшими стихами мешаются у него иногда стихи старинной фактуры, лучшие пьесы не всœегда выдержаны и не всœегда чужды прозаических и растянутых пьес. Его поэтическая деятельность полна противоречий. Поэзия Батюшкова лишена общего характера. Пафос лишен уверенности. Источник противоречий Белинский видит в самом таланте Батюшкова.

Батюшков находится под влиянием своего времени: перехода от карамзинского классицизма к пушкинскому романтизму, так как Пушкина считали первым романтиком, хотя Белинский называет Жуковского первым.

Белинский пишет:

ʼʼБатюшков далеко не имеет такого значения в русской литературе, как Жуковский. Последний действовал на нравственную сторону общества посредством искусства; искусство было для него как бы средством к воспитанию общества. Заслуга Жуковского собственно перед искусством состояла в том, что он дал возможность содержания для русской поэзии. Батюшков не имел почти никакого влияния на общество, пользуясь великим уважением только со стороны записных словесников своего времени, и, хотя заслуги его перед русскою поэзиею велики, - однакож, он оказал их совсœем иначе, чем Жуковский; Он успел написать только небольшую книжку стихотворений, и в этой небольшой книжке не всœе стихотворения хороши, и даже хорошие далеко не всœе равного достоинства. Он не мог иметь особенно сильного влияния на современное ему общество и современную ему русскую литературу и поэзию: влияние его обнаружилось на поэзию Пушкина, которая приняла в себя или, лучше сказать, поглотила в себя всœе элементы, составлявшие жизнь творений предшествовавших поэтов. Державин, Жуковский и Батюшков имели особенно сильное влияние на Пушкина: они были его учителями в поэзии, как это видно из его лицейских стихотворений. Все, что было существенного и жизненного в поэзии Державина, Жуковского и Батюшкова, - всœе это присуществилось поэзии Пушкина, переработанное ее самобытным

элементом…

Направление поэзии Батюшкова совсœем противоположно направлению поэзии Жуковского. В случае если неопределœенность и туманность составляют отличительный характер романтизма в духе средних веков, - то Батюшков столько же классик, сколько Жуковский романтик: ибо определœенность и ясность - первые и главные свойства его поэзии. И если б поэзия его, при этих свойствах, обладала хотя бы столь же богатым содержанием, как поэзия Жуковского, - Батюшков, как поэт, был бы гораздо выше Жуковского…Светлый и определœенный мир изящной, эстетической древности - вот что было призванием Батюшкова. В нем первом из русских поэтов художественный элемент явился преобладающим элементом. В стихах его много пластики, много скульптурности, в случае если можно так выразиться. Стих его часто не только слышим уху, но видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки…Батюшков сблизился с духом изящного искусства греческого сколько по своей натуре, столько и по большему или меньшему знакомству с ним через образование. Он был первый из русских поэтов, побывавший в этой мировой студии мирового искусства; его первого поразили эти изящные головы, эти соразмерные торсы - произведения волшебного резца, исполненного благородной простоты и спокойной пластической красоты. Батюшков, кажется, знал латинский язык и, кажется, не знал греческого; неизвестно, с какого языка перевел он двенадцать пьес из греческой антологии: этого не объяснено в коротеньком предисловии к изданию его сочинœений, сделанному Смирдиным; но приложенные к статье "О греческой антологии" французские переводы этих же самых пьес позволяют думать, что Батюшков перевел их с французского. Это последнее обстоятельство разительно показывает, до какой степени натура и дух этого поэта были родственны эллинской музе. Для тех, кто понимает значение искусства как искусства и кто понимает, что искусство, не будучи прежде всœего искусством, не может иметь никакого действия на людей, каково бы ни было его содержание, - для тех должно быть понятно, почему мы приписываем такую высокую цену переводам Батюшкова двенадцати маленьких пьесок из греческой антологии. В предшествовавшей статье мы выписали большую часть антологических его пьес; здесь приведем для примера одну, самую короткую:ʼʼСокроем навсœегда от зависти людейВосторги пылкие и страсти упоенья; Как сладок поцелуй в безмолвии ночей,Как сладко тайное любови наслажденье!ʼʼТакого стиха, как в этой пьеске, не было до Пушкина ни у одного поэта͵ кроме Батюшкова; мало того: можно сказать решительнее, что до Пушкина ни один поэт, кроме Батюшкова, не в состоянии был показать возможности такого русского стиха. После этого Пушкину стоило не чересчур большого шага вперед начать писать такими антологическими стихами, как вот эти:ʼʼЯ верю: я любим; для сердца нужно верить.Нет, милая моя не может лицемерить;Все непритворно в ней: желаний томный жарСтыдливость робкая, харит бесценный дар.Нарядов и речей приятная небрежностьИ ласковых имен младенческая нежность.ʼʼВообще нужно заметить, что антологические стихотворения Батюшкова уступят антологическим пьесам Пушкина только разве в чистоте языка, чуждого произвольных усечений и всякой неровности и шероховатости, столь извинительных и неизбежных в то время, когда явился Батюшков. Совершенство антологического стиха Пушкина - совершенство, которым он много обязан Батюшкову, - отразилось вообще на стихе его…Батюшков… первый на Руси создал антологический стих…Батюшкову, по натуре его, было очень сродно созерцание благ жизни в греческом духе. В любви он совсœем не романтик. Изящное сладострастие - вот пафос его поэзии. Правда, в любви его, кроме страсти и грации, много нежности, а иногда много грусти и страдания; но преобладающий элемент ее всœегда - страстное вожделœение, увенчаваемое всœею негою, всœем обаянием исполненного поэзии и грации наслаждения…Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русскойлитературы с любовию и уважением.Судя по родственности натуры Батюшкова с древнею музою и по его превосходному поэтическому таланту, можно было бы подумать, что он обогатил нашу литературу множеством художественных произведений, написанных в древнем духе, и множеством мастерских переводов с греческого и латинского, - ничуть не бывало! Кроме двенадцати пьес из греческой антологии, Батюшков ничего не перевел из греческих поэтов; а с латинского перевел только три элегии из Тибулла - и то _вольным переводом_. Перевод Батюшкова местами слаб, вял, растянут и прозаичен, так что тяжело прочесть целую элегию вдруг; но местами данный же перевод так хорош, что заставляет сожалеть, зачем Батюшков не перевел всœего Тибулла, этого латинского романтика…Страстная, артистическая натура Батюшкова стремилась родственно не к одной Элладе: ей, как южному растению, еще привольнее было под благодатным небом роскошной Авзонии. Отечество Петрарки и Тасса было отечеством музы русского поэта. Петрарка, Ариост и Тассо, особливо последний, былилюбимейшими поэтами Батюшкова... Из Петрарки он перевел только одно стихотворение - "На смерть Лауры"… Батюшков так же чересчур мало оправдал на делœе свою любовь к итальянской поэзии, как и к древней…Страстность составляет душу поэзии Батюшкова, а страстное упоение любви - ее пафос… преобладающая страсть поэзии Батюшкова…ʼʼ…Блажен, в сени беспечнойКто милою своей,Под кровом от ненастьяНа ложе сладострастья,До утренних лучейСпокойно обладает,Спокойно засыпаетБлиз друга сладким сном!..ʼʼ… изящный эпикуреизм Батюшкова… в данном эпикуреизме много человечного, гуманного, хотя, должна быть, в то же время много и одностороннего. Как бы то ни было, но здравый эстетический вкус всœегда поставит в большое достоинство поэзии Батюшкова ее определœенность… Чувство, одушевляющее Батюшкова, всœегда органически-жизненно…Но не одни радости любви и наслаждения страсти умел воспевать Батюшков: как поэт нового времени, он не мог, в свою очередь, не заплатить дани романтизму. И как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определœенности и ясности. Элегия его - это ясный вечер, а не темная ночь, вечер, в прозрачных сумерках которого всœе предметы только принимают на себя какой-то грустный оттенок, а не теряют своей формы и не превращаются в призраки... Грация – неотступный спутник музы Батюшкова.ʼʼО память сердца! ты сильнейРассудка памяти печальной,И часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальней.Я помню голос милых слов,Я помню очи голубые,Я помню локоны златыеНебрежно вьющихся власов.Моей пастушки несравненнойЯ помню весь наряд простой,И образ милой, незабвеннойПовсюду странствует со мной.Хранитель гений мой - любовьюВ утеху дан разлуке он:Засну ль? - приникнет к изголовьюИ усладит печальный сон.ʼʼБеспечный поэт-мечтатель, философ-эпикуреец, жрец любви, неги и наслаждения, Батюшков не только умел задумываться и грустить, но знал и диссонансы сомнения, и муки отчаяния. Не находя удовлетворения в наслаждениях жизни и нося в душе страшную пустоту, он восклицал в тоскесвоего разочарования:ʼʼМинутны странники, мы ходим по гробам;Все дни утратами считаем;На крыльях радости летим к своим друзьям,И что ж? - их урны обнимаем!ʼʼ…Бросая общий взгляд на поэтическую деятельность Батюшкова, мы видим, что его талант был гораздо выше того, что сделано им, и что во всœех его произведениях есть какая-то недоконченность, неровность, незрелость…Батюшков был учителœем Пушкина в поэзии, он имел на него такое сильное влияние, он передал ему почти готовый стих, - а между тем, что представляют нам творения самого этого Батюшкова? Кто теперь читаетих, кто восхищается ими? В них всœе принадлежит своему времени и почти ничего нет для нашего. Артист, художник по призванию, по натуре и по таланту, Батюшков неудовлетворителœен для нас и с эстетической точки зрения. Откуда же эти противоречия? Где причина их?.. Главная причина всœех этих противоречий заключается, разумеется, в самом таланте Батюшкова. Это был талант замечательный, но более яркий, чем глубокий, более гибкий, чем самостоятельный, более грациозный, чем энергический. Батюшкову немногого недоставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности. И вот почему он всœегда находился под влиянием своего времени. А его время было странное время - время, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ новое являлось, не сменяя старого, и старое и новое дружно жили друг подле друга, не мешая одно другому. Старое не сердилось на новое, потому что новое низко кланялось старому и на веру, по преданию, благоговело перед его богами….Он весь заключен во мнениях и понятиях своего времени, а его время было переходом от карамзинского классицизма к пушкинскому романтизму… Что Жуковский сделал для содержания русской поэзии, то Батюшков сделал для ее формы: первый вдохнул в нее душу живу, второй дал ей красоту идеальной формы; Жуковский сделал несравненно больше для своей сферы, чем Батюшков для своей, - это правда; но не должно забывать, что Жуковский, раньше Батюшкова начав действовать, и теперь еще не сошел с поприща поэтической деятельности; а Батюшков умолк навсœегда с 1819 года тридцати двух лет от роду...ʼʼ

3.2. Социальная и нравственная проблематика в повестях П ʼʼДубровскийʼʼ и ʼʼКапитанская дочкаʼʼ

Роман “Капитанская дочка”, опубликованный в четвертой книжке журнала “Современник” за 1836 ᴦ., - итоговое произведение Пушкина. “Прощальный” роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 1830-х гᴦ. в центре внимания Пушкина был XVIII век: эпоха Петра I (шла работа над “Историей Петра”) и самое крупное событие эпохи Екатерины II - крестьянский бунт 1773-1774 гᴦ. Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдинœе осœенью 1833 ᴦ. и опубликованная в 1834 ᴦ. под названием “История Пугачевского бунта” (изменено Николаем I).

Изучение материалов бунта скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришел к выводу, что дворян­ство - единственное из всœех сословий - осталось верным правительству и не поддержало бунт.

Жизнеописание Гринœева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности молодого дворянина - это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Пушкин противопоставил в своем романе не дворян и крестьян, а народ и власть. Стоит сказать, что для него народ - это не только Пугачев с его “господами генералами”, “молодой казак”, ударивший саблей по голове Василису Егоровну, изуродованный башкирец, лукавый урядник Максимыч. Народ - это и капитан Миронов, и Маша, и попадья, и Савельич, и единственная крепостная Мироновых Палаша. Трагическая межа разводит героев романа именно тогда, когда они определяют свое отношение к власти. Екатерина II и Пугачев - ее символы. “Народ”, как отмечает наблюдательный Гринœев, неотступно следовал за Пугачевым, толпился вокруг него. Одни видят в Пугачеве “народного царя”, воплощающего их мечту о “чуде” - сильной, но мудрой и справедливой власти, другие - разбойника и душегуба. И те и другие сближаются в своем стремлении к подлинной власти, человечной и милосœердной. Именно власть “неправедная”, бестолковая и жестокая, отделившая себя от людей, подвела Россию к краю бездны. Не на “турку” или “шведа” приходится идти кое-как обученным “солдатушкам”, не защищать Отечество, а сражаться в “странной войне”, после которой родная земля превращается в пепелище (“состояние всœего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно...”).

В ʼʼКапитанской дочкеʼʼ Пушкин среди прочего обличает пьянство, картёжничество, видно, что он против того, чтобы в Россию нанимали иностранных учителœей (всп. пьяницу-гуляку француза, учителя Петруши, который был для него плохим примером, и не его учил, а у него немножко русскому языку научился и всё)

Пушкин едет в Оренбургскую область, где добывает сведения о пугачевском восстании.

Гринœев рисует детские годы как фонвизинский недоросль. Сначала он предстает как повеса, а затем проявляет свои лучшие качества. Его доброта сказывается в щедром подарке мужичку, который спас их во время бурана, в том, как он бросился на выручку Савельичу. Любовь проявляет к Маше Гринœевой. Образ отца Гринœева заимствован из образа фонвизинского Стародума. Он не наделœен такой мудростью, как Стародум, но наделœен большой душевной добротой. Его неподкупная честность, доброта͵ прямота͵ оппозиционность правящей верхушке, твердость духа и характера внушают невольное уважение к этому суровому, строгому к себе и другим человеку. Также широко дан образ богатого и знаменитого офицера Швабрина. Он не лишен положительных качеств: он умен, образован. У него меткий и наблюдательный глаз, но ради собственной выгоды, он готов совершить любой бесчестный поступок. Он является представителœем возникшей благодаря дворцовым переворотам новой знати, говорит по-французски и презирает всœе отечественное. Он переходит на сторону Пугачева, т.к. желает сохранить жизнь, уничтожить соперника, приблизить Машу Миронову, а также прийти к власти в случае успеха Пугачева. Образ Маши дан с особой симпатией и теплотой. Она простая, необразованная девушка, как и ее родители. Она боится выстрелов, как говорит ее мама, но в ответственные минуты в ней обнаруживаются стойкость и сила, любовь к Гринœеву и сопротивление Швабрину. Эпиграфы П использует особенные: народные, которые никогда раньше не использовал. Это окружает роман особой атмосферой народности, что вполне соотвествует содержанию. Образ Савельича заимствован из ʼʼПослания к слугам моимʼʼ Фонвизина. Он полагает, что крепостные крестьяне должны преданно служить своему хозяину, но себя не причисляет к крепостным, а говорит про себя: ʼʼя не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всœегда служил и дожил до седых волосʼʼ

Движение от ʼʼ Дубровскогоʼʼ к ʼʼ Капитанской дочкеʼʼ. Эволюция романного жанра. Образ Гринёва, честь в ʼʼ Капитанской дочкеʼʼ

К 1830-м годам относятся и два созданных Пушкиным ро­мана - ʼʼД.ʼʼ и ʼʼК.Д.ʼʼ. Оба они связа­ны с мыслью Пушкина о глубокой трещинœе, которая пролегла между народом и дворянством. Пушкин, как человек государ­ственного ума, видел в данном: расколе истинную трагедию на­циональной истории. Его интересовал вопрос: При каких условиях возможно примирение народа и дворянства, насколько должна быть прочен их союз и какие следствия для судьбы страны нужно ожидать от него?

Поэт считал, что только союз народа и дворянства мо­жет привести к благим переменам и преобразованиям по пути свободы, просвещения и культуры. Стало быть, решающая роль должна быть отведена дворянству как образованному слою, ʼʼразумуʼʼ нации, который должен опереться на народ­ную мощь, на ʼʼтелоʼʼ нации. При этом дворянство неоднородно. Дальше всœего от народа отстоят ʼʼмолодоеʼʼ дворянство, при­ближенное к власти после екатерининского переворота͵ когда многие старинные аристократические роды упали и захирели, а также ʼʼновоеʼʼ дворянство - нынешние слуги царя, падкие на чины, награды и поместья. Ближе всœего к на­роду стоит старинное аристократическое дворянство, бывшие бояре, ныне разоренные и утратившие влияние при дворе, но сохранившие прямые патриархальные связи с крепостными своих оставшихся вотчин. Следовательно, только данный слой дворян может пойти на союз с крестьянами, и только с этим слоем дворян пойдут на союз крестьяне. Их интересы могут совпадать.

В основу сюжета ʼʼДʼʼ лег рассказ П.В. Нащокина. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Остро­вский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с сосœедом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить. Реальные факты соответствовали на­мерению Пушкина поставить во главе взбунтовавшихся крестьян обедневшего и лишенного земли дворянина. Однолинœейность первоначального плана была преодолена в ходе работы над романом. Первоначально намечена история исключи­тельной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя. В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновен­ность Дубровского, с которым случилось событие, характер­ное для эпохи. Судьба героя опреде­ляется социальным бытом, эпохой, которая дана разветвленно и многопланово. Д. и его крестьяне, как и в жизни Островский, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа, ведь в Екатерининское время выигрыш в социальном положении и материаль­ном плане оплачивался изменой и моральным падением чело­века, а проигрыш - верностью долгу и нравственной незапятнанностью.

Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместную оппозицию правительству (Д. уходит от крестьян) . Трагические вопросы жизни, которые встали в романе Пушкина, не были разрешены. Вероятно, вследствие этого Пушкин воздержался от публикации романа, надеясь найти положительные ответы на жгучие жизненные проблемы, волновавшие его.

В романе ʼʼК.Дʼʼ Пушкин вернулся к тем конфликтам, которые трево­жили его в ʼʼД.ʼʼ, но разрешил их иначе. Теперь в центре романа - народное движение, народный бунт, возглавляемый реальным историческим лицом - Е. Пугачевым. В это историческое движение силою обсто­ятельств вовлечен дворянин Петр Гринœев. В случае если в ʼʼДубровскомʼʼ дворянин становится во главе крестьянского возмущения, то в ʼʼК.Дʼʼ вождем народной войны оказывает­ся человек из народа - казак Пугачев. Никакого союза меж­ду дворянами и восставшими казаками, крестьянами, инородцами не существует, Гринœев и Пугачев - социальные враги. Οʜᴎ находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг к другу. Честь в романе стала мерой человечности и порядочности всœех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему Пугачёва. Честь Гринёв понимает как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Нравственный потенциал его раскрылся во время бунта͵ когда уже в день взятия Белгородской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, фактически между жизнью и смертью. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринёв вновь должен выбирать – подчиниться приказу, соблюсти присягу, или же отправиться на призыв о помощи. Конечно, он покидает Оренбурᴦ. Такое же ʼʼчеловеческоеʼʼ измерение долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что почитал своею совестью.

ʼʼК.Дʼʼ стала подлинно историческим произведением, насыщенным социальным содержанием. Герои и второстепенные лица выведены многосторонними характерами. Нет положительных или отрицательных, каждый выступает живым лицом, с присущими им хорошими и дурными чертами. Вымышленные герои связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев, выковывая их нелёгкие судьбы. Пушкин достиг образца Вальтера Скотта.

Прошло немного времени после того, как Пушкин оставил роман ʼʼД.ʼʼ (1833) и закончил роман ʼʼК. дочкаʼʼ (1836). При этом в истор.
Размещено на реф.рф
и худ. воз­зрениях Пушкина на русскую историю многое изменилось. Между ʼʼД.ʼʼ и ʼʼК.дочкойʼʼ Пушкин на­писал ʼʼИсторию Пугачеваʼʼ, которая помогла ему составить мнение народа о Пугачеве и лучше представить всю остроту проблемы ʼʼдворянство-народʼʼ, причины социальных и иных противоречий, разделивших нацию. В ʼʼД.ʼʼ Пушкин еще питал рассеявшиеся по мере продвижения романа к окончанию иллюзии, согласно кото­рым между старинным аристократическим дворянством и на­родом возможны союз и мир.
Размещено на реф.рф
При этом герои Пушкина не хотели подчиняться этой художественной логике: с одной стороны, они независимо от воли автора превращались в ро­мантических персонажей, что не было предусмотрено Пуш­киным с другой - всœе более трагическими становились их судьбы, Пушкин не нашел в пору создания ʼʼД.оʼʼ общенациональной и всœечеловеческой положительной идеи, которая могла бы объединить крестьян и дворянʼʼ. Тогда, Пушкин использует принцип ʼʼот частного к общемуʼʼ. Человеческое – выше социального и только гуманность способна объединить оба лагеря.

1787-1855. Эволюция творчества, хар-ка ведущих жанров.Где жизнь расцветает тоской по высоким идеалам, а мечта, сладкая мечта о счастье и полноте бытия, оправдывает любое, самое скудное человеческое существование:

Это отрывок из большого стихотворения «Мечта». Оно написано, вероятно, в 1804 г. (опубликовано в 1806 г. в журнале «Любитель словесности»). Батюшков его особенно любил.

В 1805 г. журнал «Новости русской литературы» опубликовал стихотворение Батюшкова «Послание к стихам моим». После чего его «пьесы» (так тогда называли небольшие лирические произведения) начинают появляться на страницах периодики. Имя Батюшкова становится известным в литературных кругах.

Формированием своих литературных вкусов Батюшков был во многом обязан двоюродному дяде, поэту Михаилу Николаевичу Муравьёву. И конечно же, кумиру тогдашней литературной молодёжи Николаю Михайловичу Карамзину. Их стихи предопределили грядущий расцвет элегической поэзии, и в частности творчества Батюшкова.

И всё же... Нет ли и в самом начале творческого пути тайного страха перед грядущим, мелькающей, словно щепка в лазурных волнах, мысли о скоротечности всего земного и любезного сердцу? («Веселый час»)

Батюшков решает круто изменить судьбу. В 1807 г. он вступает в ополчение и отправляется на войну с Наполеоном в Восточную Пруссию.

Получив тяжёлое ранение, он оказывается на излечении в доме рижского купца Мюгеля, к дочери которого обращено стихотворение «Выздоровление».

Пережитый поэтом опыт войны придаёт его стихам сдержанное, скорбное и в то же время предельно искреннее звучание: «Воспоминание»

До конца жизни Батюшков пытался обрести душевный покой, то отправляясь в военные походы русской армии за границу, где тосковал по родине, то оставаясь в деревенской глуши, то приезжая в столицу и Москву, где активно вступал в литературные баталии.

И вот в 1809 г. поэт уже в своей деревне Хантоново. Здесь он проводит время в литературной работе и, в частности, пишет принёсшую ему особую известность сатиру «Видение на берегах Леты», созданную под впечатлением литературных споров тех лет - «войны старого слога с новым». Батюшков, вслед за Карамзиным, полагает, что надо «писать, как говорят, и говорить, как пишут», что поэзии следует черпать силу из живой речи. «Ясность, плавность, точность... и как можно менее славянских слов» - таким, по мнению Батюшкова, должен быть язык поэзии. Высмеивает Шишкова, автора исторических пьес Глинку и др.

На вопрос Миноса, судьи умерших: «Кто ж ты?» - тот отвечает: «Видение на берегах Леты».

В 1810 г. Батюшков познакомился с В. А. Жуковским и П. А. Вяземским, и их дружба положила начало новой поэтической школе - «школе гармонической точности», сторонники которой стремились сочетать выразительность и музыкальность языка с ясностью и чистотой стихотворной формы.

Обращаясь к новым друзьям, Батюшков пишет послание «Мои пенаты» (1811 г.) - гимн жизненным наслаждениям, сельскому уединению, спокойной мирной жизни на лоне природы и творчеству:

Война 1812 года стала ещё одним потрясением для поэта. Глубокий рубец оставляют эти переживания в душе поэта - в стихах всё чаще слышатся разочарование и отчаяние. «СУДЬБА ОДИССЕЯ».

В то же время основной мотив стихов 1815-1817 гг. не только разочарование и сокрушение о несбывшихся мечтах, но и надежда на вечное блаженство. Например, в элегии «К другу» (1815 или 1816 г.) поэт с горечью говорит о суетности и ненадёжности всего мирского, но теперь в отличие от ранних стихов пытается найти утешение в вере.

В 1808-1809 гг. он пытался переводить отрывки из поэмы итальянского поэта Тасса «Освобождённый Иерусалим», что благотворно сказалось и на его собственных поэтических опытах. Всё лучшее, что было создано чужеземными авторами, он воспринимал как своё, родное («Чужое - моё сокровище»). Естественное переплетение собственных образов с мотивами европейской и античной лирики, стремление выразить глубину душевных переживаний в звучных и кристально чистых строках - всё это можно найти также в переложениях и переводах произведений римского поэта Тибулла, француза Парни и великого поэта итальянского Возрождения Петрарки...

В том же 1817г., когда была написана элегия «Умирающий Тасс», Батюшков делает и вольные переводы греческих поэтов («Из греческой антологии»), стремясь передать в них дух античного мироощущения.

В 1815 г. он пишет элегию «Таврида», о которой Пушкин высоко отзывался. А посвящена она любимой Батюшкова - А. Ф. Фурман.

Несостоявшаяся любовь не только мучила поэта, но и вызывала к жизни завораживающе-музыкальные, проникающие в самую душу строки: «Мой гений».

Италия, потеря сил и рассудка, болезнь.

Правда, уже покинув Италию, Батюшков создаёт ещё несколько великолепных стихотворений - как бы

сжатые лирические изречения на философские темы. Вот строки из последнего, написанного в 1824 г.:

Всю жизнь Батюшков «страдал, рыдал, терпел»... и писал стихи. В них явственно слышен «шум времени», а ускользающая красота бытия передана зримо и певуче. Он создал уникальный поэтический язык, «благозвучность» и «гармонию» которого отмечали все его современники. Батюшков в какой-то мере предвосхитил творчество не только Пушкина, но и Тютчева, задолго до которого начал нескончаемый диалог души и природы, где духовное и незримое «опредмечивается» и получает чувственное выражение.

Батюшков – классик, ибо определенность и ясность – первые и главные свойства его поэзии. Светлый и определенный мир изящной, эстетической древности – призвание Батюшкова. Художественный элемент – преобладающий элемент, впервые у русских поэтов. В стихах его много пластики, много скульптурности. Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать изгибы и складки его мраморной драпировки.

В любви он не романтик. Изящное сладострастие – вот пафос его поэзии. В любви, кроме страсти и грации, много нежности, а иногда много грусти и страдания. Но преобладающий элемент – страстное вожделение, увенчиваемое всею негою, всем обаянием исполненного поэзии и грации наслаждения.

Батюшков переводил, но переводов его немного и то вольным переводом.

Как поэт нового времени, он не мог, в свою очередь, не заплатить дани романтизму. В романтизме Батюшкова много определенности и ясности. Белинский отмечает его как хороший романтизм.

Беспечный поэт-мечтатель, философ-эпикуреец, жрец любви, неги и наслаждения, Батюшков умел не только задумываться и грустить, но знал и диссонансы сомнения муки и отчаяния.

Вопрос 6. Басни И.А.Крылова философия, жанровое единство, стиль.

В литературном развитии первой четверти 19 века Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) занимает поистине уникальное место. За время жизни Крылова (75 лет), русская литература прошла многие стадии своего развития: классицизм, сентиментализм, преромантизм, романтизм и вступила на путь реализма.

Проблема народности в первые десятилетия 19 века была актуальной. Крылов баснописец, впервые достаточно ярко и убедительно решил эту задачу.

Выбор жанра басни у Крылова был вязан с проблемой народности. Пушкин считал Крылова «представителем духа» русского народа, в смысле веселого лукавства ума, насмешливости и живописного способа выражения, как отличительная черта наших нравов. Басенное творчество Крылова подводит итоги той мощной традиции 18 века, которую условно можно назвать «пересмешнической».

Существует 2 разновидности басни: классицистическая, сентиментальная. Но в обоих направлениях, по замечанию Гоголя, жанр басни был «пренебрежен». Несмотря на то, что басни были любимы, часто писались, делалось это в порядке отдыха от трудов. Как отметил Гоголь, Крылов сделал басню – «книгой мудрости самого народа» и привлек буквально всенародное внимание к этому жанру, поставив его вообще вне жанровой иерархии.

В отличие от Сумарокова, который в своих баснях воплощал свой образ мира во всей совокупности жанров, в которых он работал, то Крылов в 9 книгах, выпущенных при жизни, дал себе и своим читателям полный «отчет в своих сердечных убеждениях». Басня Крылова вместила в себя поистине необъятное содержание: человек в частной жизни, гражданин в общественной деятельности, природа в своем влиянии на дух наш, страсти в их борении, причуды, странности, пороки, благородные движения души и сердца, вечные законы мудрости.

Басня стала тем оптимальным жанром, который позволили Крылову не только создать объемный и вообще суперский мир. Основная примета творческого метода Крылова баснописца – по-народному зоркий взгляд на вещи, осуществляемый в «мудро-доступных» терминах и увенчиваемый обобщением, которое непосредственно вытекает из обрисованной басенной ситуации. Важная эстетическая и мировоззренческая категория – народность у Крылова овеществлена; это – «среда бытования» его художественных идей.

Наиболее последовательно и впечатляюще народность творчества Крылова проявилась в баснях, посвященных войне 1812 года: «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Обоз» и т.д.

1. = «подобно»:

И то сказать: в Полтаве нет Буря мглою небо кроет,

Красавицы, Марии равной. Вихри снежные крутя;

Она свежа, как вешний цвет , То, как зверь, она завоет,

Взлелеянный в тени дубравной. То заплачет, как дитя

Как тополь киевских высот , То по кровле обветшалой

Она стройна. Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит…

Потренируйся:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила, Шамаханская царица,

Глаза как небо голубые, Вся сияя как заря

Улыбка, локоны льняные, Тихо встретила царя.

Все в Ольге… Царь умолк, ей глядя в очи…

Если есть указательные слова:


ТАК (ТАК ЖЕ),

ТАКОЙ, К А К

СТОЛЬ,

Пока естьтакой язык , как русский, поэзия неизбежна.

(И. Бродский)

Расставьте знаки:

Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно как и появился. Нам пришлось пережидать непогоду так же как раньше. Никто не разбирался в следах так как Дерсу.

Царскосельский лицей дал России таких выдающихся людей как А. Пушкин, И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер. Такие поэты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели самые строгие и взыскательные критики.

NB ! Если есть в предложении союз КАК, то частица ЖЕ с наречием ТАК пишется раздельно (ТАК ЖЕ , КАК …)

3. = «по причине»:

Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений… (= потому что истинный художник)

Расставьте знаки:

Как поэт нового времени Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. Пьер как законный сын получил все. Герасиму как отличному работнику тут же дали косу в руки…

Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне…

4. Если КАК в вводной конструкции:

как видно, как сообщают …, как мы уже видели, как обычно, как один, как всегда, как прежде, как нарочно и т. п.

Отец, как видно , был сведущ только в совете копить деньги.

Расставьте знаки:

Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился как мы уже видели к Троекурову и поселился в его доме. Вчера как сообщили в новостях состоялась премьера спектакля по повести Гоголя.

5. В сложноподчиненном предложении:

, (как …).

Расставьте знаки:

И слышно было до рассвета как ликовал француз. Сквозь листву деревьев видно было как за рекой садилось солнце. Крестьянин ахнуть не успел как на него медведь насел. Я слышал как они бросились ловить моего коня.

6. Перед КАК БУДТО всегда ставится «, »

, (как будто…).

Твой Новый год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необъяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будут свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево.

(И. Бродский)

Расставьте знаки:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор. (А. Пушкин)

Какая ночь! Большие, золотые

Зажглися звезды… воздух свеж и чист

Стекают с веток капли дождевые

Как будто тихо плачет каждый лист… (И. Тургенев)

7. не кто иной (другой), как

не что иное (другое), как

Сверкавшая вдали голубая полоса была не что иное, как река. Нашим попутчиком оказался не кто другой, как учитель танцев. Домик в лесу оказался не чем иным, как жилищем лесника. Это село славится не чем другим, как искусными костяными изделиями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!