Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». Азбука

Специфические черты: Порядок изучения звуков и букв: На первом этапе вводятся буквы гласных, обозначающих одну гласную фонему (а,о,э,и,ы,у) Затем буквы согласных, обозначающие непарные по глухости-звонкости фонемы (м,л,н,р,й) – сонорные (термин не вводится.
























Звукобуквенные схемы: Произнесите слово; Назовите звуки этого слова (первый уровень схемы); Прочитайте слово по слогам (второй уровень схемы); Прочитайте с ударением (орфоэпический); Сравните звуковую форму слова с буквенной (чем похожи, чем различны?).








Предложение – с.7 знакомство со схемой. Необходимо сформировать понятие у детей, что устное предложение можно поселить в дом- предложение, т.е. записать его. Вертикальная линия символизируется со стеной, точка с замком. Треугольная крыша дополняет образ дома.




Специфические черты Текст – (с.8-12)- формирование образного представления о тексте, как о «доме», в котором живут и дружат предложения. Учить выделять из короткого текста, воспроизводимого учителем вслух, отдельные предложения, не нарушая последовательности, и соотносить их с моделью текста.




Нетрадиционный слогораздел - по закону восходящей звучности и при этом слог стремится быть открытым: шумный+шумный шумный+сонорный сонорный+сонорный оба звука отходят к последующему слогу. Например: ша-пка, с. 75 пе-шкаф, пу-шкаф; ве-сна, с. 71 фу-тляр; во-лна, с.98 со-лне-чный.




Три периода: подготовительный, основной и заключительный Подготовительный период Вводный урок. Знакомство с учебником. Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушкаф», беседа. Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово. Как хлеб на стол пришел? Текст, предложение, слово.Как хлеб пришёл на стол? Текст, предложение, слово. Интонация. «Доброе дело». «Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы. «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы. «Неудачная прогулка» Слова-действия. Звуки речевые и неречевые. «Догадливая лягушкаф». Слова-признаки. «Зимние забавы» «Наши гости» Слова-помощники. Звуки речевые и неречевые.






Основной период Основные задачи данного периода: научить детей слышать, акцентировано произносить в заданной последовательности звуки в слове; дифференцировать их по двум признакам (твёрдости-мягкости, звонкости-глухости); перекодировать их в буквы и, наоборот, переводить (при чтении) буквенную запись слова в звуковую форму.


1 этап – изучение гласных звуков Необходимо донести до детей: - звук речи понимается как мельчайшая структурная и функциональная единица языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; - слог – минимальная неделимая произносительная единица, т.е. это один звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха.


1. Определение темы урока детьми. 2. Звукобуквенный анализ слова. 3. Определение лексического значения слова. 4. Выделение изучаемого звука в слове и определение его места в слове. 5. Интонирование каждого звука и соотнесение звуков с графической схемой (квази чтение). 6. Соотнесение звука с буквой. 7. Конструирование буквы (можно использовать приём реконструирования И-А-У). 8. Обозначение звука [а ] с помощью квадратных скобочек и строчной буквы а. Работа по изучению гласных звуков (с.13-23)




2 этап изучение согласных звуков Структура уроков чтения основного периода (знакомство с новым согласным звуком-буквой): 1. Определение темы урока детьми. (Первоначальные навыки работы с книгой – листание) Помогает смешной человечек в верхнем левом углу. 2. Далее работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения. 3. Работа со схемой: чтение схемы этих слов, с выделением голосом первых звуков (например с 53 зонт, зёрна). Определение различия по твёрдости-мягкости на фоне одинакового свойства (звонкости в данном случае). Составление схематической схемы звуков. (согласный звонкий, согласный звонкий, мягкий).


4. Правило соотношения звуков и буквы. Звуки (з), (з") на письме обозначаются буквой З. Знакомство с буквой: работа с конвертом – конструирование печатных букв З,з. Обратить внимание детей, что удобно обозначение звуков с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках. 5. Работа по двухуровневым схемам (при изучении согласных). 6. Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов: закрытый слог с твёрдым на конце, открытый слог с твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале. (аз, за, за).


7. Упражнение в чтении столбиков слов подобранных на приёме наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или изменённых по форме. (с.54) 8. Упражнение в чтении упражнений и текстов, максимально насыщенных изучаемыми звуками. 9. Задания волшебной палочки несколько слов можно разобрать на уроке, остальное на урок – закрепление.




Заключительный период 1 уровень – чтение нараспев, в замедленном темпе. 2 уровень – орфоэпическое беглое прочтение с акцентированием ударного слога в целом слове. 3 уровень – беглое прочтение целого предложения с ориентировкой на знаки препинания как внутри его (запятая, тире), так и на конце (точка, вопросительный и восклицательный знаки). 4 уровень – правильное, беглое, ускоренное и выразительное чтение связных текстов прозаического и стихотворного жанров.










Одновариантное начертание букв Все буквы, в которых есть: - овал а,б, д, о, О, ф, Ф, ю, Ю; - прямая линия с четвертным овалом ъ, ь,ы; - линия с петлёй, переходящей в строчный овал в; имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего повтора по полуовальной линии.


Логическая группировка букв 1 группа – линия с закруглением с одной стороны. 2 группа – плавная линия. 3 группа – полуовал. 4 группа – линия с петлёй. 5 группа – линия с закруглением с двух сторон. 6 группа – овал. 7 группа – прямая линия. 8 группа – прямая линия с петлей и с закруглением с противоположной стороны(4 буквы - е,ё,З,Н). 9 группа – 3 буквы на основе прямой линии с четвертным овалом: ъ,ы,ь.









51 Логические задания Условные знаки: - подчёркивание размер или пространственное положение; - выделение элемента круглыми скобками если элемент не относится к этой группе; - тире указывает на операцию сравнения: отличие в размере, пространственной ориентации.




Структура и содержание тетрадей по письму 1. Знакомство с изучаемой буквой: - соотнесение печатных и письменных букв; - определение детьми буквы, которую будут изучать (в синем кружке); - рассмотрение зрительных элементов изучаемой буквы (на первой линии); - рассмотрение двигательных элементов на планке;


Структура и содержание тетрадей по письму 2. Формирование представлений о звуках-фонемах как структурных единицах звучащего слова. - работа со звуками в квадратных скобках – приведение примеров с этим звуком, интонирование каждого звука, их характеристика.


Структура и содержание тетрадей по письму 3. Формирование зрительного образа письменной буквы: - из каких элементов состоит буква; - в каких пространственно-количественных отношениях они находятся в ней; - конструирование буквы; - соединить только те элементы, которые подходят к изучаемой букве (веер) (самостоятельно).


Структура и содержание тетрадей по письму 4. Объяснение учителем на доске последовательности начертания буквы (Дети повторяют в воздухе на второй раз). 5. Упражнение в письме буквы под счёт: - учитель объясняет на доске; - тренировка написания по таблице-самоучителю (в конце каждой тетради). 6. Усвоение технологии начертания буквы по алгоритму. - тупым концом ручки или указкой обведение элементов буквы по образцу. 7. Графическое упражнение в написании двигательных элементов буквы и их комплексов по алгоритму, а затем – буквы целиком.


Структура и содержание тетрадей по письму 8. Упражнение в выполнении соединений с этой буквой и упражнение в написании соединения. 9. Упражнения по речеязыковому развитию учащихся: - работа по предметным или сюжетным иллюстрациям. 10. Выполнение логических заданий с буквами. 11. Выполнение узоров-бордюров.

Данный урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Проведён в 1 Б классе УМК Перспективная Начальная Школа.Форма проведения традиционная – изучение нового материала, с применением ИКТ в виде мультимедийной презентации. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач, развитию и воспитанию учащихся. Использовались задания для расширения кругозора учащихся, проблемный характер изложения учебного материала. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Трунова А.И.

учитель начальных классов

1 урок Обучение грамоте (чтение) ПНШ

Тема: Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбука»

Цель: определить, какие знания и действия помогут стать школьниками, содействовать формированию элементарные представления о слове, предложении и тексте; создать условия для формирования УУД

Личностные ууд: Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика» (знакомство с героями интриги, школьниками Машей и Мишей). Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (модели единиц русского языка, условные обозначения).

Познавательные ууд: Умение использовать знаково-символические средства (условные обозначения, модели единиц русского языка). Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (плакат с изображением мишени со стрелой в центре; отрывок из стихотворения Е. Ильина; стихотворение «Зяблик»).

Регулятивные ууд: Формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные ууд: Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить знакомство с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация к уроку, условные обозначения в учебнике, проектор, экран

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

2.Знакомство с учебником «Азбукой»

У вас на партах важная и нужная книга – Азбука. Она очень нужна всем – даже тем, кто уже умеет читать. Её первые страницы «прочитает» и тот, кто не знает пока буквы.

Рассмотрите учебник. Что вам понравилось в нём?

Много ли картинок? Разных рассказов?

Было время, когда о буквах никто и не слыхал, а люди всё-таки умели передавать друг другу информацию. Пользовались они тем, что есть на 2 и 3 страницах нашего учебника. Посмотрите и скажите, чем пользовались люди для передачи информации?

3.Работа с презентацией.

Это рисунки. Вот какие рисунки были обнаружены учёными на камнях. Древние художники рассказывали о своих путешествиях на лодках, о том, как они охотились. Постепенно письмо от рисунков перешло к картинным знакам. Похожим письмом пользуются и сегодня. Например, на столбе вы видите такой картинный знак. Он сообщает вам о том, что недалеко аэропорт. На коробке с телевизором такие знаки. Они означают, что внутри находится хрупкий, бьющийся предмет и что он боится воды.

А о чём сообщают эти знаки вы можете догадаться?

4. Физкультминутка.

5.Работа с учебником. Рассматривание условных знаков на с.2-3

Рассмотрите знаки. Как вы думаете, что они обозначают?

Мы видим много знаков на этих страницах. Некоторые из них мы будем называть «моделями» и использовать во втором классе. Даже те, кто умеет читать, ещё не знают этих знаков и не умеют ими пользоваться. Для того, чтобы учиться в школе, нужно не только знать буквы, уметь читать и писать слова. Ещё нужно хорошо знать то, что в нашем языке обозначают модели. Условные обозначения помогут нам также пользоваться учебником. Мы их постепенно запомним.

6. Физкультминутка.

7.Работа над развитием умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Чтобы стать школьниками и хорошо учиться в школе, нам нужно, как и взрослым, ставить для себя на уроках цели и оценивать свою работу. В этом нам также помогут модели и условные обозначения. О цели урока и об оценивании нашей работы нам будет напоминать вот этот знак. Это мишень, в центре которой стрела.

Как вы думаете, почему этот знак будет напоминать нам о цели урока?

При стрельбе по мишени говорят: «Попасть бы в цель!»

8. Слушание стихотворения в котором говорится о цели бегунов.Какова эта цель?

Пусть в Олимпию прибудет,

Кто отважен и силён.

Для сражений мирных будет

«полем боя» стадион.

Так мудрейшие решили,

Уважаемые коллеги, предлагаю вид обобщающего урока, который целесообразно проводить в 1 классе, как заключительный, при переходе от учебника "Азбука" к учебникам "Литературное чтение" и "Русский язык". Урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа". Буду рада, если этотконспект будет Вам полезен.

Просмотр содержимого документа
«1 класс. Обобщающий урок. "Прощание с Азбукой" УМК "Перспективная начальная школа".»

Учитель: Смирнова Марина Анатольевна, МБОУ ВМР «Федотовская средняя общеобразовательная школа»

Вологодская область, Вологодский район, поселок Федотово, дом 38

Предмет и УМК: Литературное чтение, «Перспективная начальная школа»

Тема: «Прощание с Азбукой»

Место урока в теме: заключительный урок

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах русского алфавита.

Ожидаемый результат : предметные – научиться различать и объяснять понятия «звук» и «буква» русского алфавита, пользоваться схемой обозначения звуков русской азбуки; метапредметные: регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; личностные : проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Задачи: 1. повторить алфавит;

2.закрепить знания о звуках и буквах русского алфавита;

3. развивать красивую и грамотную речь;

4. воспитывать интерес к учебе и любознательность;

Оборудование к уроку: медиапроектор, интерактивная доска, ученические ноутбуки, учебники, карточки с заданиями,

Этапы урока;

Задачи в деятельности

обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний учащихся

Дорогие, ребята, у нас не очень обычный урок, позади огромный промежуток времени, за который мы научились хорошо читать, рассказывать стихи, обозначать слова графически и многому другому. Сегодня мы пригласили ваших родителей, т.к. они были и остаются очень активными участниками процесса вашего образования. Те знания, которые вы получили, изучая первую школьную книгу, пригодятся на протяжении всей школьной жизни.

Давайте попробуем определить главного героя на нашем сегодняшнем уроке

(на доске ) зашифровано графически слово: АЗБУКА

Дети активно помогают учителю определить и высказываются по поводу данного урока, его необычности.

Работая, в паре расшифровывают запись.

Читают стихи (см. приложение)

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из слов учителя

Коммуникативные:

Участвуют в выполнении задания в паре

2.Целеполагание

Какую цель вы себе ставите на сегодняшний урок? (СЛАЙД1 ) 1)повторить…

2)научиться ….

3)закрепить…

4)развивать…

Давайте выберем девиз, под которым мы будем работать на уроке сегодня:

Для того, чтобы решить все задачи, которые мы поставили сегодня на урок, нам необходимо еще одно, вы должны сейчас отгадать, что это.

Выберите нужные буквы из алфавита: (см. приложение)

С ней дорога не беда.

С ней любое испытание будет по плечу всегда.

1)повторить…

2)научиться ….

3)закрепить…

4)развивать…

Составляют из разбросанных слов пословицы –

АЗБУКА К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА. КТО МНОГО ЧИТАЕТ – ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.

Дети выбирают нужные буквы и собирают слово ДРУЖБА

Личностные: осознают свои возможности при определении задач и цели урока

Коммуникативные:

участвую в составлении пословиц и слова

Регулятивные:

Соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем

3.Обобщение и систематизация освоенных знаний и умений

Ребята, вы все любите путешествовать, предлагаю отправиться на поезде ПЕРВОКЛАССНИК (СЛАЙД 2 )

Физминутка: ТУ-ТУ-ТУ!!!

ЧИ-ЧИ-ЧИ!!!

- Мы приезжаем на первую станцию АЛФАВИТОВО (СЛАЙД 3)

- В АЛФАВИТОВО есть район ГЛАСНЫХ, кто здесь живет?

Чем отличаются гласные звуки от гласных букв?

А кто живет на районе СОГЛАСНЫХ?

Кого вы поселите на улицу парных?

На аллею звонких?

В тупик твердых?

На бульвар глухих?

В переулок знаков?

Восстановите алфавит (в паре)

Повернитесь друг к другу - похвалите и, или пожурите за знания алфавита.

Изображают поезд.

Задают вопросы об алфавите одноклассникам:

1)Почему так назвали эту станцию?

2)Сколько букв в русском алфавите?

3)Какой синоним к слову алфавит?

4)На какие две группы можно разделить все буквы русского алфавита?

А, О, У, Э, И, Ы;Е,Ё,Ю,Я

Б,В,Г,Д,З,Т,С,Ф,К,П,Ж,Ш;

Работают в паре, проверяют меняясь, обсуждая в четверке.

Познавательные:

умеют ориентироваться в алфавите, отвечают на простые и сложные вопросы одноклассников и учителя

Регулятивные: корректируют выполнение заданий и выполняют оценку своей работы.

Коммуникативные:

участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном выполнении заданий учителя и одноклассников

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха

4.Формировние первичных умений на основе самоконтроля

Если услышите слово, начинающиеся с гласного, то поднимите руки вверх, если слово начинается с согласного, то приседаете: утюг, стол, книга, апельсин, окно, школа, лошадь, карандаш, мост, урок, ириски, жук, эхо, ослик, доска, карандаш.

Звуковая зарядка и физминутка

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

5.Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая самооценка

СЛОГОВАЯ

- Предлагаю в тетради, слушая внимательно, записать слова, которые должны у вас получиться. Я называю слова, а вы записываете только первую букву услышанного слова: к рот, н очь, и волга, г рач, а стра; б абушка, у мница, к ран, в олк, а рбуз.

Разделите слова на слоги, поставьте ударение, подчеркните гласные.

Что у этих слов общего?

Обозначьте эти слова графически.

По каким критериям можем себя оценить:

1)правильная запись слов;

2)правильно разделил(а) на слоги;

3)правильно поставил ударение;

Записывают в тетрадь слова: книга, букварь.

В каждом слове по 2 слога, по 2 гласные.

Рисуют графически слова – предметы

Оценивают свою работу и работу соседа по данным критериям.

Познавательные: сравнивают и группируют объекты; осуществляют выбор критериев и оснований для сравнения результатов

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, выполняют оценку своей работы и работы соседа

6.Выбор домашнего задания

Наш поезд прибывает на станцию СКОРОГОВОРКИНО

- Работа по учебнику с. 126 стихотворение «Как хорошо уметь читать»

Дети выбирают скороговорку и читают

Дети читают самостоятельно, в паре, вслух по желанию. Д\З на выбор: наизусть или выразительное чтение

Познавательные: работают с дополнительной литературой, умеют ориентироваться в учебнике

7.Рефлексия

Наш поезд прибывает на станцию

понимаю, разбираюсь, помогу

разбираюсь, помочь не могу

много пробелов, нужна помощь

Дети оценивают свою работу на уроке, выбирая смайлик нужного цвета

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха

Приложение:

1.Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: “Благодарю!
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть!”

2.Я эту книгу полюбил.

Я в ней буквы изучил.

И как мне радостно сказать

3. Поступили осенью

В школу ты и я.

Нас считали школьниками

С первого числа.

4.Утром, в 9.30

В школу каждый раз

Двадцать школьников

Входит в 1 класс.

5.Нас 20 школьников –

Дружная семья.

Все шагаем парами

В первой паре я.

6.Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь.

Я могу с задачей справиться.

Потому что не ленюсь.

7. Мне теперь не до игрушек.

Вам, ребята, говорю.

Соберу свои игрушки

И Андрюшке подарю.

8.Я бросила куклы, играть не хочу.

Мне некогда очень, я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Из их написала: «Трава» и «Дрова».

Дрова на дороге, трава на лугу.

9.Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

Урок 1.
Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбука».
Цель: определить, какие знания и действия помогут стать школьниками; содействовать формированию элементарных представлений о слове, предложении и тексте; знакомство с героями книги (школьниками Машей и Мишей); формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (модели единиц русского языка, условные обозначения); развивать внимание, связную речь, память.
Оборудование: условные обозначения в учебнике.
Ход урока:
Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Знакомство с учебником «Азбукой».
- У вас на партах важная и нужная книга – Азбука. Она очень нужна всем – даже тем, кто уже умеет читать. Ее первые страницы «прочитает» и тот, кто не знает пока буквы.
- Рассмотрите учебник. Что вам понравилось в нем? Много ли картинок? Разных рассказов?
- Было время, когда о буквах никто и не слыхал, а люди все-таки умели передавать друг другу информацию. Пользовались они тем, что есть на 2 и 3 страницах нашего учебника. Посмотрите и скажите, чем пользовались люди для передачи информации?
3. Беседа по иллюстрации обложки «Азбуки».
- Посмотрите на обложку Азбуки. Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?
- Почему вы так думаете?
- Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки осени вы заметили?
- Что делает мальчик? Опишите его щенка?
- Как вы думаете, что означает название вашей первой книжки?
- в старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая – не «бэ», а «буки». Соединим названия первых букв (аз+бук) – получится слово «азбука», то есть название книги, по которой мы с вами будем учится читать. В ней вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты.
4. Физкультминутка.
5. Беседа по иллюстрации титульного листа.
- Посмотрите, кто нарисован. Дайте имена детям и клички животным. Составьте о них рассказ. Озаглавьте эту иллюстрацию.
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником. Рассматривание условных знаков на с.2-3.
- Откройте учебник на стр 2 и 3. Рассмотрите знаки. Как вы думаете, что они обозначают?
- Мы видим много знаков на этих страницах. Некоторые из них мы будем называть «моделями» и использовать во втором классе. Даже те, кто умеет читать, еще не знают этих знаков и не умеют ими пользоваться. Для того, чтобы учиться в школе, нужно не только знать буквы, уметь читать и писать слова. Еще нужно хорошо знать то, что в нашем языке обозначают модели. Условные обозначения помогут нам также пользоваться учебником. Мы их постепенно запомним.
8. Чтение стихотворения «Зяблик».
- Определите, была ли у мальчика цель и как он сумел ее достичь.
Зяблик.
Хотел иметь я птичку
И денег накопил.
И вот на птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
С. Михалков.
9. Итог урока.
- Как вы думаете, какова сегодня у нас цель? Чего мы достигли? Что узнали, поняли?


Приложенные файлы

Учебно-методический комплект
«Перспективная
начальная школа»
АЗБУКА

Цель курса – обучение детей первоначальным
навыкам чтения и письма на основе
ознакомления с общими закономерностями
устройства графической системы русского
языка.
(В основе обучения лежит аналитико-синтетический принцип в
его современной интерпретации)

Специфические черты:

1. Порядок изучения звуков и букв:
На первом этапе вводятся буквы гласных,
обозначающих одну гласную фонему
(а,о,э,и,ы,у)
Затем буквы согласных, обозначающие
непарные по глухости-звонкости фонемы
(м,л,н,р,й) – сонорные (термин не
вводится.

Специфические черты:

- парные по глухости-звонкости согласные;
- Ь и Ъ знаки;
- буквы е,ё,ю,я, способные иметь разное
фонемное соответствие в разных позициях.

Специфические черты:

2. При изучении новых букв на уроке
подобрано максимальное количество
слов с изучаемой буквой.
Задание – с.55 сосчитайте сколько раз буква З встречается в
словах (неповторяющихся словах):

Специфические черты:

Специфические черты:

3. Включены произведения устного народного
творчества.
Почему?
4. Формирование и совершенствование
фонематического слуха и техники графического
действия:

Специфические черты:

Приём наращивания – постепенного увеличения
звуковой цепочки и создания новых слогов и
слов:
с.25
с. 55

Приёмы работы:

Вначале идёт чтение на слоговом уровне –
нараспев:
фо-нарь, зе-рно.
Далее орфоэпическое чтение – чтение
цельнооформленного слова с постановкой
ударения:
фона́рь.
В этом заключается технология овладения
первоначальным навыком чтения.

Специфические черты:

Приём реконструирования слов – сопоставление
слов в минимальных парах, отличающихся друг
от друга одной фонемой (буквой).

Специфические черты

5. Формирование первоначальных представлений
об основных единицах языка (звук, слово,
словосочетание, предложение, текст).

Модели единиц русского языка

Текст
Устное высказывание
Предложение
Значащее слово
Слово-помощник
Звуковая схема слова
Звукобуквенная
схема слова
Слоги
Слова, составляющие
предложение

Модели единиц русского языка

Специфические черты

Вначале вводится графическое обозначение
звука, а только потом вводятся фонетикографические схемы:

Звукобуквенные схемы:

1. Произнесите слово;
2. Назовите звуки этого
слова (первый уровень
схемы);
3. Прочитайте слово по
слогам (второй уровень
схемы);
4. Прочитайте с ударением
(орфоэпически);
5. Сравните звуковую форму
слова с буквенной (чем
похожи, чем различны?).

Задание: выберите схему и составьте фрагмент урока

Обратите внимание на слоги!

Специфические черты

Слово: формируется образное представление о том, что
предложение состоит из слов, которые обозначают
предметы (с.8-9), действия (с.10) и признаки предметов
(с.11).

Специфические черты

Специфические черты

Предложение – с.7 знакомство со схемой.
Необходимо сформировать понятие у детей, что
устное предложение можно поселить в домпредложение, т.е. записать его.
Вертикальная линия символизируется со стеной,
точка с замком.
Треугольная крыша дополняет образ дома.

Предложение

Специфические черты

Текст – (с.8-12)- формирование образного
представления о тексте, как о «доме», в котором
живут и дружат предложения.
Учить выделять из короткого текста,
воспроизводимого учителем вслух, отдельные
предложения, не нарушая последовательности, и
соотносить их с моделью текста.

Специфические черты

Специфические черты

Нетрадиционный слогораздел - по закону восходящей
звучности и при этом слог стремится быть открытым:
шумный+шумный
шумный+сонорный
сонорный+сонорный
оба звука отходят к последующему слогу.
ша-пка, с. 75 пе-шка, пу-шка;
ве-сна, с. 71 фу-тляр; во-лна,
с.98 со-лне-чный.
Например:

Технология обучения первоначальному чтению

Деятельность четырёх компонентов:
- слухового (фонематического);
- артикуляционного;
- зрительного;
- двигательного.

Три периода: подготовительный, основной и заключительный

Подготовительный период
Вводный урок. Знакомство с учебником.
Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина
избушка», беседа.
Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово.
Как хлеб на стол пришел? Текст, предложение,
слово.Как хлеб пришёл на стол? Текст, предложение,
слово. Интонация.
«Доброе дело». «Доброе дело». Слова-предметы.
Живые и неживые предметы.
«Попугай». Текст. Живые и неживые предметы.
«Неудачная прогулка» Слова-действия. Звуки речевые и
неречевые.
«Догадливая лягушка». Слова-признаки.
«Зимние забавы» «Наши гости» Слова-помощники.
Звуки речевые и неречевые.

Подготовительный период

Подготовительный период

Подготовительный период

Основной период

Основные задачи данного периода:
научить детей слышать, акцентировано
произносить в заданной
последовательности звуки в слове;
дифференцировать их по двум признакам
(твёрдости-мягкости, звонкости-глухости);
перекодировать их в буквы и, наоборот,
переводить (при чтении) буквенную запись
слова в звуковую форму.

1 этап – изучение гласных звуков

Необходимо донести до детей:
- звук речи понимается как мельчайшая структурная
и функциональная единица языка, с помощью
которой различаются слова и формы слов;
- слог – минимальная неделимая произносительная
единица, т.е. это один звук или сочетание звуков,
произносимые одним толчком выдыхаемого
воздуха.

Работа по изучению гласных звуков (с.13-23)
1. Определение темы урока
детьми.
2. Звукобуквенный анализ слова.
3.Определение лексического
значения слова.
4.Выделение изучаемого звука в
слове и определение его
места в слове.
5.Интонирование каждого звука и
соотнесение звуков с
графической схемой
(квазичтение).
6.Соотнесение звука с буквой.
7.Конструирование буквы (можно
использовать приём
реконструирования И-А-У).
8.Обозначение звука [а ] с
помощью квадратных
скобочек и строчной буквы а.

Знакомство со слоговой структурой слов, ударным слогом

2 этап изучение согласных звуков

Структура уроков чтения основного периода (знакомство с
новым согласным звуком-буквой):
1. Определение темы урока детьми. (Первоначальные навыки
работы с книгой – листание) Помогает смешной человечек
в верхнем левом углу.
2. Далее работа с предметными картинками: произнесение
слов, определение их лексического значения.
3. Работа со схемой: чтение схемы этих слов, с выделением
голосом первых звуков (например с 53 зонт, зёрна).
Определение различия по твёрдости-мягкости на фоне
одинакового свойства (звонкости в данном случае).
Составление схематической схемы звуков. (согласный
звонкий, согласный звонкий, мягкий).

4. Правило соотношения звуков и буквы. Звуки (з), (з") на
письме обозначаются буквой З. Знакомство с буквой:
работа с конвертом – конструирование печатных букв З,з.
Обратить внимание детей, что удобно обозначение звуков
с помощью строчной печатной буквы в квадратных
скобках.
5. Работа по двухуровневым схемам (при изучении
согласных).
6. Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению
слов: закрытый слог с твёрдым на конце, открытый слог с
твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале. (аз, за,
зя).

7. Упражнение в чтении столбиков слов подобранных на
приёме наращивания в них звуков, преобразованных в
другие слова или изменённых по форме. (с.54)
8. Упражнение в чтении упражнений и текстов, максимально
насыщенных изучаемыми звуками.
9. Задания волшебной палочки несколько слов можно
разобрать на уроке, остальное на урок – закрепление.

Задание: составить конспект урока

Заключительный период

1 уровень – чтение нараспев, в замедленном темпе.
2 уровень – орфоэпическое беглое прочтение с
акцентированием ударного слога в целом слове.
3 уровень – беглое прочтение целого предложения с
ориентировкой на знаки препинания как внутри его
(запятая, тире), так и на конце (точка, вопросительный и
восклицательный знаки).
4 уровень – правильное, беглое, ускоренное и выразительное
чтение связных текстов прозаического и стихотворного
жанров.

ПИСЬМО

Компоненты формирования графического действия:

Слуховой компонент.
Артикуляционный компонент.
Зрительный.
Двигательный компонент.
Рукодвигательный компонент.

Принципы обучения первоначальному письму:

Поэлементное изучение.
Одновариантное начертание.
Логическая группировка букв.

Поэлементное изучение письменных букв

Зрительные элементы:
Двигательные элементы

Одновариантное начертание букв

Все буквы, в которых есть:
- овал а,б, д, о, О, ф, Ф, ю, Ю;
- прямая линия с четвертным овалом ъ, ь,ы;
- линия с петлёй, переходящей в строчный овал в;
имеют лишь один вариант начертания, в котором
используется приём нижнего повтора по
полуовальной линии.

Логическая группировка букв

1 группа – линия с закруглением с одной стороны.
2 группа – плавная линия.
3 группа – полуовал.
4 группа – линия с петлёй.
5 группа – линия с закруглением с двух сторон.
6 группа – овал.
7 группа – прямая линия.
8 группа – прямая линия с петлей и с закруглением с
противоположной стороны(4 буквы - е,ё,З,Н).
9 группа – 3 буквы на основе прямой линии с четвертным
овалом: ъ,ы,ь.

Основные приёмы
1. Аналитическое восприятие (анализ элементов букв):

Поэлементно-целостный метод формирования письма

Практическое конструирование изучаемых букв:

Поэлементно-целостный метод формирования письма

Первичное копирование элементов, букв и их соединений с
использованием алгоритмов:

Поэлементно-целостный метод формирования письма

Приём тактирования: сверху – вниз (напряжение) счёт
раз, два, три; снизу вверх (расслабление) дополнительный
счёт и.

Тетрадь №1

Структура страниц

Логические задания

Условные знаки:
- подчёркивание размер или пространственное положение;
- выделение элемента круглыми скобками если элемент не
относится к этой группе;
- тире указывает на операцию сравнения: отличие в размере,
пространственной ориентации.

Структура и содержание тетрадей по письму

Тетрадь 1,2,3. вторая половина тетради №1 (со с.13), 2,3
предназначены для основного периода.

Структура и содержание тетрадей по письму

1. Знакомство с изучаемой буквой:
- соотнесение печатных и письменных букв;
- определение детьми буквы, которую будут изучать (в синем
кружке);
- рассмотрение зрительных элементов изучаемой буквы (на
первой линии);
- рассмотрение двигательных элементов на планке;

Структура и содержание тетрадей по письму

2. Формирование представлений о звуках-фонемах как
структурных единицах звучащего слова.
- работа со звуками в квадратных скобках – приведение
примеров с этим звуком, интонирование каждого звука, их
характеристика.

Структура и содержание тетрадей по письму

3. Формирование зрительного образа письменной буквы:
- из каких элементов состоит буква;
- в каких пространственно-количественных отношениях они
находятся в ней;
- конструирование буквы;
- соединить только те элементы, которые подходят к
изучаемой букве (веер) (самостоятельно).

Структура и содержание тетрадей по письму

4. Объяснение учителем на доске последовательности
начертания буквы (Дети повторяют в воздухе на второй
раз).
5. Упражнение в письме буквы под счёт:
- учитель объясняет на доске;
- тренировка написания по таблице-самоучителю (в конце
каждой тетради).
6. Усвоение технологии начертания буквы по алгоритму.
- тупым концом ручки или указкой обведение элементов
буквы по образцу.
7. Графическое упражнение в написании двигательных
элементов буквы и их комплексов по алгоритму, а затем –
буквы целиком.

Структура и содержание тетрадей по письму

8. Упражнение в выполнении соединений с этой буквой и
упражнение в написании соединения.
9. Упражнения по речеязыковому развитию учащихся:
- работа по предметным или сюжетным иллюстрациям.
10. Выполнение логических заданий с буквами.
11. Выполнение узоров-бордюров.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!