Конструирование уроков биологии по фгос. Технологическая карта урока биологии по фгос ооо (5 класс)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(1).Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

Структура ФГОС

Стандарты первого поколения

Стандарты второго поколения были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий, утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами, ориентированные на получение обучающимися знаний, умений и навыков;

Стандарты третьего поколения

В 1993—1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

В истории разработка государственных стандартов общего образования выделяются четыре этапа: 1993—1996, 1997—1998 и 2002—2003, 2010—2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом — кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

Ориентация на личностные, метапредметные, предметные результаты

Реализация системно-деятельностного подхода

Реализация задач духовно-нравственного развития личности (осознание ценностного содержания учебного знания)

Показатели урока ФГОС:

Адекватное использование технологий для развития конкретных УУД

Передача функции целеполагания от учителя к ученику

Наличие личностных, метапредметных, предметных результатов урока

Наличие ценностного содержания учебного материала

Понимание смыслов изучения темы и ее связи с жизнью

Наличие системно-деятельностного подхода

Наличие самооценки на каждом этапе урока

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

самостоятельность

ПРЕДМЕТНЫЕ

Классификация результатов:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)

1. Развитие УУД;

Глава 2. Практическая часть

Тема урока: Бактерии.

Цели:

  • Предметно-дидактическая:
  • Деятельностная:

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:
  • Метапредметные:
  • Предметные:
  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека;
  • Тип урока:
  • индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной:
  • Дополнительные:
  • словесные (беседа, диалог);
  • Основные вопросы:
  • Меры профилактики бактериальных инфекций.
  • Средства обучения:
  • Рабочая тетрадь к учебнику;
  • Презентация «Бактерии»;
  • Оценочный лист.
  • Оборудование:
  • Ход урока (см. технологическую карту).

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»»

МБОУ ЧСОШ-1 имени А.С. Новгородова

Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»

Выполнила: учитель биологии

Терютина Евдокия Николаевна

с.Чурапча-2015

Введение ……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоритическая часть …………………………………………………..

      Урок – как форма реализации ФГОС………………………………………

      Проблемы в реализации ФГОС на уроках биологии………………………

Глава 2. Реализация ФГОС на уроках ..................................................................

2.2. Первые шаги в реализации ФГОС на примере урока по биологии в 5-м классе по теме «Бактерии»………………………………………………………….

2.3. Анализ урока и результат урока………………………………………………..

Заключение …………………………………………………………………………..

Использованная литература ……………………………………………………….

Введение

Невозможно считать себя современным учителем, не изучая новые методики, не учась применять их на практике. Какие инновационные педагогические технологии использовать для создания современного урока, учитывая новые требования ФГОС, как сделать урок ярким и запоминающимся, интересным и насыщенным, позволяющим ученикам добыть и получить знания в собственной познавательной деятельности? Ища ответы на этот вопрос, я вникаю в содержание ФГОС, начиная с вопроса «Что такое ФГОС?»

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(1). К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

В настоящее время ФГОС является актуальным в образовательном процессе, становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

Применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

Создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Цель моей работы: Изучение ФГОС и реализация на уроках биологии по теме «Бактерии»

Задачи:

1. Изучить материал по ФГОС, ознакомиться с технологией ведения современных уроков.

2. Рассмотреть основные этапы проектирования современного урока биологии

3. Рассмотреть способы реализации универсальных учебных действий на уроках биологии.

4. Разработать фрагменты современного урока биологии с учетом требований ФГОС.

5. Рассмотреть возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках биологии.

Глава 1. Теоретическая часть

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(1).Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

Единство образовательного пространства Российской Федерации;

Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

Разработки примерных основных образовательных программ;

Разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

Организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

Разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

Осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

Проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

Построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Структура ФГОС . Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Реализация ФГОС в образовательной среде. Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.

Поколения государственных образовательных стандартов. Стандарты общего образования:

Стандарты первого поколения были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами; утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами;

Стандарты второго поколения были приняты - для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий, утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами, ориентированные на получение обучающимися знаний, умений и навыков;

Стандарты третьего поколения утверждаются с 2009 года, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

История разработки образовательных стандартов в России. Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.

В 1993-1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

В истории разработка государственных стандартов общего образования выделяются четыре этапа: 1993-1996, 1997-1998 и 2002-2003, 2010-2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух - незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом - кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения - федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральным государственным образовательным стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

1.3. Урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современные требования к уроку:

Ориентация на личностные, метапредметные, предметные результаты

Реализация системно-деятельностного подхода

Реализация задач духовно-нравственного развития личности (осознание ценностного содержания учебного знания)

Показатели урока ФГОС:

Адекватное использование технологий для развития конкретных УУД

Передача функции целеполагания от учителя к ученику

Наличие личностных, метапредметных, предметных результатов урока

Наличие ценностного содержания учебного материала

Понимание смыслов изучения темы и ее связи с жизнью

Наличие системно-деятельностного подхода

Наличие самооценки на каждом этапе урока

Требования к результатам освоения ООП:

ЛИЧНОСТНЫЕ

Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка

Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»

Ценностная и морально-этическая ориентация:

ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных

проблем на основе децентрации; оценка своих поступков

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и

самостоятельность

Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества

Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-

символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие

ПРЕДМЕТНЫЕ

Основы системы научных знаний

Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Классификация результатов:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)

Взаимодействие ученика с учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта

Второй уровень результатов - Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом

Третий уровень результатов - Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

      Проблемы подготовки учителей биологии к введению ФГОС

Как известно, повсеместное введение ФГОС в 5-х классах назначено на 2015 год.

К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. На предмет биологии ложится формирование таких личностных результатов, как «экологическое сознание, признание высокой ценности жизни и правил отношения к природе; знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях».

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися разнообразных познавательных, коммуникативных, регулятивных компетенций.

К познавательным компетенциям стандарта по биологии относят: «овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности», «давать определение понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, структурировать материал, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; и т.д.»

Регулятивные учебные действия, используемые в учебном процессе должны научить школьника «целеполаганию, планированию, основам прогнозирования, как предвидения будущих событий и развития процесса, … самостоятельно оценивать правильность выполняемых действий, принимать решения в проблемной ситуации и т.п.»

Развивая коммуникативные УУД школа должна научить выпускника «учитывать разные мнения, формулировать собственную позицию, задавать вопросы, работать в группе, использовать адекватные языковые средства и т.п.», всего 26 позиций.

Планируемые предметные результаты отражают программы по биологии концентрического или линейного типа.

Перечисленные метапредметные умения должны реализоваться в 4-х междисциплинарных программах:

1. Развитие УУД;

2. Формирование ИКТ - компетентности;

3. Развитие стратегии смыслового чтения;

4. Основы проектной и исследовательской деятельности.

Основной технологией, которая должна способствовать освоению планируемых результатов, является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному и успешному формированию общеучебных умений; принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возраста и психологии детей; принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного, системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук; принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предоставить ученику освоение содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, ориентированного на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора; принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Для достижения планируемых результатов основной задачей является - не дать готовый материал, а научить самостоятельно добывать знания на основе разнообразных учебных действий, которые в дальнейшем формируются в компетентности. Здесь важна познавательная компетенция самого учителя

Глава 2. Практическая часть

2.2. Первые шаги в реализации ФГОС на примере урока по биологии в 5-м классе по теме «Бактерии»

Итоговой моей работой изучения ФГОС стало выполнение проекта «Реализация ФГОС на уроках биологии по теме «Бактерии»». План урока составлен на основе просмотренных и прочитанных материалов.

План-конспект открытого урока биологии

Тема урока: Бактерии.

Цели:

    Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.

    Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

    Личностные:

    Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

    Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

    Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

    Метапредметные:

    Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

    Выдвигают простейшие гипотезы;

    Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

    Работают с информацией и преобразуют её;

    Находят причинно-следственные связи;

    Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

    Предметные:

    Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;

    Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

    Тип урока:

    По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

    По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

    По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

    Методы:

    Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

    Дополнительные:

    словесные (беседа, диалог);

    наглядные (работа с рисунками, схемами);

    практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

    дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

    Основные вопросы:

    Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;

    Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;

    Значение бактерий в природе и в жизни человека;

    Меры профилактики бактериальных инфекций.

    Средства обучения:

    Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;

    Рабочая тетрадь к учебнику;

    ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».

    Дополнительный текстовый материал;

    Презентация «Бактерии»;

    Оценочный лист.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.

    Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»

Этап

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствует обу­чающихся, просит их проверить готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Самопроверка

Регулятивные:

    Самоконтроль учебной деятель­ности

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова

На уроках биологии мы будем знако­миться с различными группами организ­мов.

Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Кто озвучит тему урока?

Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить от­веты?

Словесный

(бе­седа), наглядный

Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы и к по­становке познава­тельной цели урока.

    Определяют тему урока;

    Участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

Словесная оценка учителя

Регулятивные:

    Целеполагание

Учебно-познавательная деятельность:

    Постановка проблемы

    Открытие но­вого через её решение

    Первичное закрепление

    Открытие нового

    Постановка и решение проблемы

Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?

Слайд 3. Какие организмы, из изобра­жённых на слайде, нельзя отнести к бак­териям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два ор­ганизма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивиду­ально или в парах.

Учебник § 11, с. 60.

Дедуктивный (применение знаний)

Проблемный,

наглядный

    Предлагает обу­чающимся про­блемные вопросы и задания с целью выявления суще­ственных призна­ков строения бак­терий.

    Направляет дея­тельность обуча­ющихся, связан­ную с постанов­кой проблемы, поиском путей её решения.

    Делают вывод о ма­лом размере бакте­рий.

    Делают вывод об од­ноклеточности бакте­рий.

    Осуществляют сравне­ние организмов, вы­являют признаки их сходства и различия, осознают затрудне­ние, производят поиск способа его преодо­ления.

    Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бак­терии, отвечают на проблемный вопрос.

Словесная оценка учителя

Самопроверка по образцу

Самопроверка по образцу

Само- и взаимо­проверка по образцу

Самопроверка по образцу

Взаимопроверка

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Словесная оценка учителя

Познавательные:

    Формулирование проблемы, поиск путей решения;

    Информационный поиск;

    Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение;

    Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

    Построение рече­вого высказыва­ния.

Регулятивные:

    Целеполагание;

    Планирование;

    Контроль;

    Оценка и само­оценка.

Коммуникативные:

    Участие в сов­местной деятель­ности;

    Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

    Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

    Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

    Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.

По­работаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34) .

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оце­ночный лист.

Слайд 5. Формы бактериальных кле­ток разнообразны.

Дедуктивный (применение знаний),

практический (заполнение схемы),

наглядный

Организует первич­ное закрепление материала.

    Выполняют задания в рабочей тетради.

    Осуществляют про­верку и оценивание друг друга.

Какой процесс лежит в основе увели­чения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предпо­ложение.

Выполните в рабочей тетради задание № 67, с. 34 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оце­ночный лист.

Практический (заполнение схемы),

наглядный

    Предлагает обу­чающимся во­просы и задания с целью выявления особенностей процессов жиз­недеятельности бактерий.

    Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние.

    Высказывают предпо­ложение о размноже­нии бактерий. Обсуж­дают его в группе.

    Знакомятся с ЦОР «Де­ление бактери­альной клетки»

    Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаи­мопроверку.

Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предпо­ложение о питании бактерий.

Наглядный,

дедуктивный (анализ)

    Высказывают предпо­ложение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.

    Делают вывод о раз­нообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются гото­вые питательными веществами).

Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями в небла­гоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.

Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник с. 60).

Проблемный,

наглядный

    Направляет дея­тельность уча­щихся, связанную с постановкой проблемы, поис­ком путей её ре­шения.

    Выслушивают мнение других групп, осу­ществляют оценку.

    Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».

    Выполняют задание в рабочей тетради.

Можно ли на Земле обойтись без бак­терий? Изучите дополнительную инфор­мацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа положительного значения бак­терий в природе; 2 группа – пользы бак­терий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – спосо­бов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактери­альных инфекций. Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бак­терий в природе и в жизни человека.

Проблемный,

практический,

индуктивный,

наглядный

    Организует ра­боту групп для от­вета на проблем­ный вопрос.

    Во время выступ­ления групп де­монстрирует слайды, иллю­стрирующие при­меры.

    Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

    Выслушивают мнение других групп, допол­няют ответы, осу­ществляют оценку.

    Делают вывод об огромной роли бакте­рий.

Закрепление, ре­флексия, подведе­ние итогов урока

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на не­сколько вопросов о бактериях.

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Словесный

(бе­седа),

практический

    Организует за­крепление мате­риала и рефлек­сию.

    Работают с интерак­тивной системой го­лосования.

    Осуществляют рефлек­сию.

Самопроверка

Регулятивные:

    Участие в подве­дении итогов урока;

    Самооценка.

Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.

Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выде­ления живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии произво­дят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения ). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные ) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»

А1. Бактерии – это организмы:

    только одноклеточные;

    только многоклеточные;

    и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

    оболочка, цитоплазма, ядро;

    цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;

    оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

А3. Бактерии:

    питаются готовыми питательными веществами;

    сами способны создавать питательные вещества;

    верно 1 и 2.

А4. Определите правильное высказывание.

    Бактерии размножаются спорами.

    Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.

    Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.

А5. Определите правильное высказывание.

    Все бактерии приносят вред другим живым организмам.

    Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.

    Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.

Оценочный лист к уроку

Фамилия, имя ученика ________________________________________________________________

Задания

Баллы

Критерии оценки

Задание № 64

3 балла – правильно названы 3 особенности строения.

2 балла – правильно названы 2 особенности строения.

1 балл – правильно названа 1 особенность строения.

Задание № 65

3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки.

2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки.

1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание № 67

2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание № 66

2 балла – правильные ответы на два вопроса задания.

1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания.

0 баллов – задание не выполнено.

Работа с дополнительной информацией

2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы.

1 балл – задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы.

0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал.

Итого

Максимальный балл – 12.

Оценка за работу на уроке

10 – 12 баллов – оценка 5.

8 – 9 баллов – оценка 4.

5 – 7 баллов – оценка 3.

Меньше 5 баллов – оценка 2.

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

Но и при реализации хорошо знакомого материала требуемый результат достигается далеко не всегда. Затруднения вызывает описание планируемых результатов: предметных, метапредметных и особенно личностных. И часто наблюдается нестыковка между задачами, ожидаемыми результатами, содержанием и методикой проведения урока.

Трудно было отойти от привычной схемы: опрос, изучение, закрепление и спланировать учебные действия учащихся, необходимые для самостоятельного «добывания знаний». Предлагаемые схемы не включают обсуждения цели урока на основе проблемного вопроса, мало элементов эвристической беседы, диалога, работы в малых группах. Учитель не знаком с модульной технологией, предполагающей индивидуальный маршрут изучения материала; технологией работы в парах сменного состава; технологией развития критического мышления, проектной и т.д. В представляемых проектах отсутствуют задания по развитию смыслового чтения, а формирование ИКТ-компетентностей реализуется только, как правило, в слайд-презентациях или использовании интерактивной доски.

2.2. Результаты сравнительного анализа традиционного и урока с реализацией ФГОС.

Традиционный урок: класс 5 «а»

Количество учащихся 23

Таблица №1

Ф.Имя

Ориен. Мотив.

Учебно

познав

Перв. Закр.

Открытие нового

Рефлексия и итог

Алексеева Кристина

Борисова Валерия

Быганова Лера

Егорова Алина

Егоров Коля

Захаров Сережа

Лукина Арина

Петров Коля

Петрова Мира

Понамарев Афоня

Елисеев Эрхан

Макаров Ньургун

Игнатьева Айна

Никитин Ваня

Павлов Алеша

Сивцева Милена

Николаев Саша

Малышев Ваня

Оконешникова Кристина

Тихонова Анюта

Лыткин Миша

Макаров Саша

Халгаев Афоня

Итого:

Экспериментальный урок с реализацией ФГОС: класс 5 «в»

Количество учащихся: 20

Таблица №2

Ф.Имя

Ориен. Мотив.

Учебно

познав.

Перв. Закр.

Открытие нового

Постановка и решение проблемы

Рефлексия и итог

Артемьева Алена

Варламов Рустам

Давыдов Богдан

Догордурова Куннэй

Иванов Валентин

Игнатьев Афоня

Трофимова Дайаана

Жергина Дайаана

Кузьмина Сайаана

Монастырева Милена

Павлова Маша

Сивцева Настя

Собакина Таня

Харитонов Айан

Филиппов Витя

Кривошапкина Алена

Никитина Лия

Сергеев Айал

Илларионов Ян

Пудова Аина

Итого:

Диаграмма №1

Анализ: Диаграммой показаны сравнительные результаты универсальной учебной деятельности учащихся на данном уроке. По ней видно, что все показатели детей экспериментального урока высокие кроме этапа постановки и решения проблемы. Что приводит к мысли:

Перечисленные метапредметные умения реализованы в 4-х междисциплинарных программах:

1. Развитие УУД;

2. Формирование ИКТ - компетентности;

3. Развитие стратегии смыслового чтения;

4. Основы проектной и исследовательской деятельности.

Основной технологией на уроке является системно-деятельностная, основными принципами которой являются: принцип деятельности, где ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствовало активному и успешному формированию общеучебных умений;

Учащиеся получили обобщенное, системное представление о бактериях, о роли их и месте в жизни человека;

Реализованы идеи учащхся сотрудничества,

Развивалась диалоговая форма общения;

Формируются у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;

Дети ориентированы на творческое начало

Учащиеся приобрели собственный опыт творческой деятельности

Пришла к выводу : не дать готовый материал, а научить самостоятельно добывать знания на основе разнообразных учебных действий, которые в дальнейшем формируются в компетентности.

Заключение:

1. Изучен материал по ФГОС, познакомилась с технологией ведения современных уроков.

2. Рассмотрены основные этапы проектирования современного урока биологии в пятом классе по теме «Бактерии»:

3. Рассмотрены способы реализации универсальных учебных действий на уроках биологии.

4. Разработан фрагмент современного урока биологии с учетом требований ФГОС.

5. Рассмотрены возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках биологии.

В приложении (итоге) привожу отзывы учителей, посетивших открытый урок по названной теме.

Технологическая карта открытого урока биологии

Тема урока: Грибы.

Цели урока: Обучающие:
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
развивать понятия о многообразии живых организмов;
продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

    Личностные:

    Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

    Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

    Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

    Метапредметные:

    Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

    Выдвигают простейшие гипотезы;

    Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

    Работают с информацией и преобразуют её;

    Находят причинно-следственные связи;

    Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

    Предметные:

    Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

    Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

    Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

    Тип урока:

    По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

    По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

    По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

    Методы:

    Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

    Дополнительные:

    словесные (беседа, диалог);

    наглядные (работа с рисунками, схемами);

    практические (поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

    дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

    Средства обучения:

    Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2012;

    Дополнительный текстовый материал;

    Презентация «Грибы»;

    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, интерактивная система голосования.

    Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Грибы»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Перед уроком за 2 минуты до звонка звучит музыка природы и на экране природа. Звенит звонок и учитель читает стихотворение о природе под сопровождение музыки)

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На травинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Я неслучайно начала наш урок с этого прекрасного стихотворения. Мы должны охранять и беречь нашу природу, но для этого мы должны её изучить, чем мы и занимаемся.

Организация рабочих мест, приветствие

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Актуализация имеющихся знаний учащихся

Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

Какие царства живой природы мы с вами изучили?

Давайте вспомним отличительные признаки животных и растений.

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки – растения и животные
Неограниченный рост
Питание путём всасывания воды и минеральных солей
Наличие хлоропластов
Фотосинтез. (Автотрофы).
Активное движение
Ограниченный рост
Отсутствие хлоропластов
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств

На доске: вывешены фотографии животных и растений и грибов

Классификация фотографий, вывешенных на доске.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Выберите из данных изображений представителей царства животных и представителей царства растений.

(работа на интерактивной доске)

Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки.

Фронтальная работа с классом

Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

У вас остались лишние организмы. Что за загадочные существа остались на нашей полянке?

Скажите ка вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (Цель урока)

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, питания; узнать грибы нашей области.

Вернёмся к признакам царств растений и животных

И вдруг появляется грибок. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к грибу? (Интерактивная доска)
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течении урока.

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных.

Отвечают на вопрос учителя:
Для грибов характерны следующие признаки растений:
Неподвижность
Неограниченный рост
Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных:
Отсутствие хлоропластов.
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Объяснение нового материала

Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получаете конверт с заданием.

Физкультминутка

Работа в группах

1 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью пластилина смоделируйте полянку из шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба.

(работа с документ – камерой)

2 группа

Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Интернет. Представить все в виде презентации и рассказа. (Презентация по заранее приготовленному шаблону)

3 группа

Рассказать о грибах, встречающихся в нашей местности, используя книги о Липецкой области, Интернет. Представить все в виде брошюре и рассказа. (Брошюра по заранее приготовленному шаблону)

Каждая группа представляет свой наработанный материал перед классом. (Если презентация или брошюра, то заранее перекидывается на компьютер учителя.

По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

Как итог нашей работы давайте посмотрим видео об удивительном мире грибов (смотрим видео)

Просмотр презентации на доске

Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина.

Групповая работа обучающихся с последующей защитой у доски

Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Коммуникативные : постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

Закрепление изученного материала

Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала. Включили пульты и приступаем к выполнению заданий

Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.
3.
По способу питания грибы

а) автотрофы
б) гетеротрофы 4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)автотроф.

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Выполняют тест

Оценивают себя

Выполняют индивидуальные задания .

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило

Домашнее задание

П.13.

Спасибо за урок!!!

Высказывают мнение об уроке.

Индивидуальная работа

Личностные : имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Целеполагание
Учитель: В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Назовите данную группу.

Заполняется схема на интерактивной доске:
«Признаки царств живой природы».

Учитель: Тема нашего урока „Грибы”. Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.
«Доказать, что …. сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные».

Вводный настрой на изучение нового материала. (Используются задачи с элементами ТРИЗ).
Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” –белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм)

Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой штурм).

Объяснение нового материала

Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (просмотр презентации на интерактивной доске). Сейчас мы с вами попробуем смоделировать строение гриба.
Внимательно прочитайте текст в учебнике и с помощью пластилина смоделируйте шляпочный гриб.

Посмотрите на признаки царства растений и животных скажите, какие признаки растений характерны для грибов?


Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных характерны для грибов?

Учитель: Давайте сделаем вывод.

Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные.

Поставьте перед собой модель гриба.



Учитель: Какие грибы растут в нашей окрестности? Какие грибы вы знаете? Где они встречаются?

(Пояснение: Ответы на вопросы ученики дают в результате работы с учебником, с помощью информации, полученной на уроке).

Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете?

Ученики выполняют лабораторную работу "Строение плодовых тел грибов”, используя пластиковые макеты, соленые или маринованные грибы (опята, грузди, маслята и др.).


Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

(Пояснение: Знания о симбиозе получены ранее).

Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?

Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет. Самостоятельно запишите в тетрадь полученную информацию в виде схемы: «Виды размножения грибов».

Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?

Рост грибов.
Задача ТРИЗ. «Нечистая!!!». Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм).

Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров.
Встретив в природе "ведьмино кольцо”, вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: "Растут, как грибы после дождя!” (рассказ демонстрируется презентацией с фотографиями грибов)

Оздоровительный момент: зарядка дляпальцев рук и глаз.

Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе?

Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы?

Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые?
Проводится упражнение «Сфетофор» (у каждого ученика по 3 цветных кружка). Учитель называет гриб, ученик должен поднять соответствующий кружок. Красный, если не съедобный гриб,зеленый- съедобный, желтый – «не знаю».

Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов:
1) Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые.
2) Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть.
3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы.
4) В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.
5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) "поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный "мусор”.

Технологическая карта открытого урока по биологии

Учитель биологии, химии Таюрская Людмила Николаевна

Класс 6

Дата: 20.12.2016 г.

Урок № 14

Тема урока : Особенности строения цветковых растений

УМК: Пасечник В.В., Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Цель : повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе.

Задачи :

Формы работы : фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения : частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.

Универсальные учебные действия

Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки

Применяемые технологии : классно-урочная деятельность, интерактивные

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

время

1.Организационный этап

Приветствие учащихся . Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Рассаживаются по парам.

Слушают учителя.

1-2 мин

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка учебных задач.

Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока.
А чтобы узнать тему урока отгадайте загадку.
«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки»
Что это за замок?

Организовывает погружение в проблему. Обеспечивает мотивацию выполнения.

С целью подготовки к к/р

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2-3 мин

3. Актуализация знаний

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Задание 1 : Какие органы растения вы знаете? слайд 2

Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? см. карточки (стебель, корень, цветок, лист)

Учащиеся выбирают вариант ответа и следуют к соответствующей табличке, которые находятся в углах класса и в парах объясняют свой выбор, дают определения органам.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся;

Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

3-4 мин

4. Переход к этапу решения частных зада ч.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Оценивает выполнение каждой операции.

Задание 2:

Рассмотрите картинки растений (фикус, шиповник, вороний глаз, кукуруза) и заполните таблицу (см. Приложение 1,2) слайд 3

Проверка по заполненной таблице, слайд 4.

Работают в команде, выполняет письменную работу, по окончании обсуж-

дают друг с другом. Фронтальная проверка по слайду 4.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Закрепление и взаимопроверка знаний о листе. Осуществляют работу по выполнению отдельных

операций (сравнение листьев)

15 мин

Задание 3 .Ответы на вопросы по корню:

Какие типы корневых систем вы знаете?- слайд 5

2.Какие функции выполняет корень?

Работают в случайных парах. Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места.

Участвуют в обсуждении содержания материала. Закрепление и взаимопроверка знаний о корне.

Проводят исследование текста. Закрепление и взаимопроверка знаний о цветке.

Осуществляют самоконтроль.

Задание 4: Записать названия частей цветка, используя рисунок,

проверка по слайду 6.

См. Приложение 4.

Учитель осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Подписывают части цветка по рисунку согласно нумерации.

Закрепление и самопроверка знаний о цветке.

Рефлексия своих действий.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;

Задание 5.

Слайд 7.

Высказывают свои предположения. Слушают друг друга

Осуществляют анализ, находят причинно –следственные связи, выдвигают гипотезы, обосновывают мнение.

Физминутка

5. Обобщение и систематизация знаний

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Задание 6. Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.

См. Приложение 3 Проверка по слайду 8.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют. Обосновывают выбор написания терминов

Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: Мах -7 баллов.

7 баллов – «5», 5-6 балл – «4», 3-4 балла –«3».

Осуществляют:

  • взаимооценку;
  • взаимопроверку;

6 мин

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Диагностическая работа (на выходе):

Организация дифференцированной коррекционной работы

Задают вопросы по теме урока

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

5 мин

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Задает домашнее задание: готовится к контрольной работе

Записывают

Планируют свою деятельность

1мин

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания учащихся; беседу, связывая результаты урока с его целями

Выставляет оценки в журнал

Рефлексия своих действий, подводят итоги урока.

Расскажите по схеме:

я знаю

Запомнил

Смог

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

3 мин

Приложение № 1

Цветковые растения появились в эпоху динозавров, однако и сегодня они имеют те же самые общие черты строения. Мы так сроднились с такими растениями, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться и грустить, волноваться и вспоминать о чем-то своем. Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. О любви наших предков к цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях, национальные вышивки на скатертях, полотенцах, платках.Цветы прочно вошли в наш быт. Стало обычным сажать цветы во дворах жилых домов, на пришкольных участках, они украшают улицы городов, наши помещения, комнаты. С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются любовью у своих народов. О них сложены легенды.Хризантема изображена на государственном флаге, печатях и денежных знаках Японии. Высшая награда в этой стране Орден Хризантемы. Лотосом был украшен в древности герб Индии. Лилия – это цветок Франции, её символ. А Голландия – страна тюльпанов. Поэт Евгений Долматовский («Справка о тюльпанах») писал в стихах:

У тюльпанов есть своя столица

Не оранжерея и не сад –

Целый нидерландский город Лиссе,

Как букет, весь в лентах автострад.

Там цветник – седьмое чудо света…

Нидерланды называют одним большим цветником, эта страна экспортирует цветы во многие страны мира.

Цветы очень разнообразны. Они поражают нас разноцветьем окраски, формами и размерами. Перед вами самый крупный цветок раффлезии (в диаметре около 1 м) и самый маленький – ряски (все растение умещается на ногте большого пальца

Сегодня на уроке вы обобщите знания о строении цветковых растений

Как вы думаете, все ли растения образуют цветки?

Итак, цветки образуются только у цветковых растений. Это очень красивое явление в растительном мире - цветение. Цветки самой разнообразной формы, окраски привлекают человека. Одни растения зацветают ранней весной, другие летом, а третьи – осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, все они имеют единый план строения.

Ребята, как вы думаете, цветок относится к вегетативным или генеративным органам? (Ответ: цветок относится к генеративным органам)
Правильно, ребята, слово генеративный произошло от латинского слова «генерация» что означает рождение, воспроизведение. А цветок является органом семенного размножения.

Приложение 2

Приложение 3. Таблица к заданию 2

Название растения

Листья простые или сложные

Черешковые или сидячие

Листораспо-

ложение

Жилкование листьев

1.Фикус

Простые

Черешковые

Очередное

Сетчатое

2.Шиповник

Сложные

Черешковые

Очередное

Сетчатое

3.Вороний глаз

Простые

Сидячие

Мутовчатое

Сетчатое

4.Кукуруза

Простые

Сидячие

Очередное

Параллельное

Приложение 4. к заданию 6

1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.

Слова для справки : Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.

Приложение 5. к заданию 4

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АНАЛИЗА УРОКА (ЗАНЯТИЯ) БИОЛОГИИ

НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Цель посещения урока : Аттестация педагога. Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Ф ГОС) к результатам образования.

Задачи:

Проанализировать урок (занятие) по биологии с точки зрения реализации на нем общекультурного системно-деятельностного подхода, предусмотренного новым ФГОС;

Проанализировать мастерство педагога

Время (порядковый номер урока): 14

Класс (группа): 6

Предмет БИОЛОГИЯ

Тема урока (занятия): Особенности строения цветковых растений

Тип форма урока (занятия): обобщение и систематизация знаний

Цели урока (занятия) в деятельностной форме :

повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе

Задачи :

  • Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
  • Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.

Показатель

Да\нет

(1\0 балл)

Примечания

1. Системно-деятельностный подход

1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока биологии

Участвуют в формировании задач урока.

Отвечают на вопросы учителя

1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания

Фиксируют проблемы

1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия третьего вида

Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию

1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы друг друга

ВСЕГО по пункту 1:

2. Учебные задачи

2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение

универсальных учебных действий (указать группы):

Познавательных общеучебных

Познавательных логических

Коммуникативных

Регулятивных

Личностных

Учитель развивает УУД

Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.

Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.

Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

2.2. Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, ведущей деятельности

Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями

2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали

Учащиеся планируют свою деятельность, критически осмысливают, сотрудничают, принимая во внимание позиции партнёров

2.4. Характер учебной деятельности

Индивидуальный,

Коллективно-распределенный,

В парах,

В разновозрастных группах

Индивидуальный,

В парах,

2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности

Этапы урока соответствуют требованиям современного урока

ВСЕГО по пункту 2:

3. Критериальное оценивание

3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания

Учитель предлагает критерии оценивания к заданиям урока

3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием всех групп универсальных учебных действий

Задания направлены на развитие всех УУД

3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока)

Рефлексия своих действий.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;

3.4. Сочетание оценки и самооценки

Учащиеся осуществляют самоконтроль

3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание)

Учитель делает анализ, проверку заданий

ВСЕГО по пункту 3:

4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр.,экологическую) проблему (со-проектирования безопасной образовательной среды)

Задание 5. Что произошло бы, если бы не было стебля?

4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней

Работа по презентации, по карточкам, картинкам, с таблицами

4.3. Содержание соответствует Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности

Приобретение социального опыта, развитие учащихся как личности, проявление способности к саморазвитию, готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли

4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры

4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической)

С информатикой, литературой

ВСЕГО по пункту 4:

5. Воспитание

5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности, здоровья, качества окружающей среды

Предлагается задание, которое решается с позиции экологии

5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность

Учитель воспитывает бережное отношение к растениям, акцентирует внимание на Красной книги Иркутской области

5.3. Психологический климат занятия,

контакты учитель – ученик :

Комфорт – напряжение

Индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия

Преодоление негативных установок на отдельных учащихся

Культура речи учителя

Учитель создаёт на уроке ситуацию успеха, сам выступает в роли консультанта.

Учитель грамотно строит этапы урока, комментирует где нужно

5.4. Психологический климат,

контакты ученик – ученик :

Сотрудничество – соперничество

Дружелюбие – враждебность

Заинтересованность – безразличие

Активность – пассивность

Культура речевого общения

Культура неречевого общения

Ученики работают в непосредственном сотрудничестве между собой, проявляют заинтересованность в выполнении заданий.

Темп урока умеренный. Учитель развивает качества: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

5.5. Соответствие решаемых учебных задач:

Личному опыту социализации и самоопределения;

Индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха)

Учитель грамотно организует учебное взаимодействие учеников, предлагает индивидуальные задания, создаёт на уроке ситуацию успеха

ВСЕГО по пункту 5:

Результаты подсчета баллов по каждому пункту суммируйте:

  1. Теория учебной деятельности - 5
  2. Учебные задачи - 5
  3. Критериальное оценивание - 5
  4. Содержание образования 4
  5. Воспитание - 5 ИТОГО: 24 балла


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!