Что значит быть способным человеком. Сочинение "что значит быть человеком"

Добрых и отзывчивых людей любит весь свет. Чтобы стать таким, вовсе не обязательно быть ангелом во плоти, достаточно просто не совершать плохих поступков и стараться работать над своим характером. Множество людей задумываются над тем, что значит быть и ответ каждый ищет самостоятельно. Для всякого может оказаться своя правда. Данная статья призвана рассмотреть ситуацию внутреннего поиска личности и ответить на существующие животрепещущие вопросы.

Духовные потребности

Каждому из нас необходимо чувствовать себя важным и значительным. Нам мало просто хорошей работы или большого количества денег, а хочется признания со стороны окружающих, прежде всего своих талантов и способностей. Что значит духовным? Во многом это значит иметь возможность прощать, развиваться внешне и внутренне.

Безусловно, сюда же относится потребность делать добро, помогать нуждающимся. К числу духовных нужд относится желание изучать виды искусства и заниматься медитацией. Безусловно, молитва является мощной духовной составляющей. Пребывая в состоянии глубокого умиротворения, человек испытывает счастье. Медитация помогает восстановить душевные силы, обрести целостность внутри себя.

Что мы ценим в окружающих

Не секрет, что приветливые и доброжелательные люди больше располагают к себе, нежели хмурые и сердитые. Что значит быть Прежде всего, уметь радоваться. В широком смысле этого слова. Своим и чужим успехам, победам, свершениям, исполнениям мечты. Каждый из нас всегда подсознательно выбирает себе подходящую компанию для общения, но мало кто задумывается над тем, чтобы совершенствовать себя: избавляться от вредных привычек, менять характер, работать с имеющимися проблемами.

Если вы чем-то раздражены, постарайтесь сначала успокоиться, а уже потом приниматься за общение с людьми. В ином случае вы рискуете испортить отношения с близкими людьми и когда-нибудь полностью растерять друзей. Некоторые действительно не понимают, что значит быть человеком приветливым и улыбчивым, значит, этому необходимо учиться.

Стремление помочь тем, кто нуждается в помощи

Доброта, открытость, искренность всегда ценились. Случалось, что любящий человек делился последним куском хлеба с нищим или обездоленным. Заметьте, когда мы совершаем благое деяние, наша душа радуется. Вы можете почувствовать на себе, как тепло и приятно становится на сердце в данный момент. Конечно, чаще всего мы не придаем значения тому, что с нами происходит. А чудо: хочется быть еще добрее, радовать близких людей приятными сюрпризами. Именно в такие высокие минуты самопознания мы и понимаем, что значит быть нужным человеком. Ведь если ты хоть кому-то помог в этой жизни, значит, уже прожил ее не зря.

Умение прощать

Никогда не следует брать на себя роль Господа Бога и решать, кто достоин называться вашим ближайшим другом, а кого надо немедленно прогонять в три шеи. Время все расставит по своим местам. Жизнь мудрее нас, какими бы умными мы ни были. Она незаметно отводит от нас ненадежных людей и заменяет их новыми, тех, на которых можно положиться. Разумеется, в том случае, когда мы не препятствуем ее движению. Нужно всегда уметь радоваться тому, что имеешь на данный момент времени и уметь прощать тех, кто вовремя не отдал вам свои долги. Под последней фразой следует понимать не только денежный эквивалент, но и любое проявление добра, любви и нежности.

Никто другой не ответит вам, что значит быть человеком в полном смысле этого слова. Это необходимо понять самому, пройдя через некоторые трудности, испытания.

Уважение коллектива

Признание в своей сфере - неотъемлемый шаг в становлении гармонично развивающейся личности. Каждому, чтобы быть счастливым, нужно успешно самореализоваться в какой-либо области. Поэтому выбор профессионального пути - задача не из легких. Нужно очень четко представлять себе цели и стремиться к их достижению.

Люди хотят чувствовать, что то, чем они занимаются, необходимо другим. По сути, мы и находимся здесь затем, чтобы служить обществу посредством выполнения своей профессиональной задачи. Мы отдаем людям то, что можем дать, и получаем за это вознаграждение в виде денежных средств, уважения и благодарности. Причем получать признание со стороны коллектива не менее ценно, чем сами купюры. Вот что значит быть человеком.

Осознание своей индивидуальности

Позицию «Я - ценность» выбирает меньшинство людей, потому что не знают о ее удивительных свойствах. Что значит быть хорошим человеком? Нужно знать, в чем заключается твое предназначение, и честно его выполнять. Индивидуальность начинается со смелости задать себе вопрос: «Зачем я пришел в эту жизнь?» Когда ответ становится более-менее ясным, необходимо приложить максимум усилий, чтобы добиться значимых результатов. Что значит быть объясняется стремлением организовать жизнь так, чтобы во всем была четкая структура, порядок, ведущий к новым свершениям и победам.

Таким образом, вопрос, что значит быть воспитанным человеком, решается только благодаря осознанному пониманию, какими мы хотим быть и к чему стремимся. Все остальное не важно. Помните, что везде ценен, ему всюду открыта дорога. Он пройдет сквозь все преграды и победит, завоюет любовь публики и окружающих людей. Открытость порождает ответное доверие.

Делия и Фернан: Мы просим тебя рассказать о человеке, так как этим словом называют всех существ, имеющих человеческий облик. Но поскольку их поведение нередко различается самым решительным образом, а интересы разнятся до такой степени, что благородное и доброе для одних является неблагородным и злым для других, то оказывается, что под человеческим обликом скрыты существенные противоречия. Кроме того, мы видим, что в нас самих порой преобладает одна часть нашей природы, а порой — другая. Иногда мы даже не знаем, какие возможности таятся внутри нас, а когда они обнаруживают себя, это становится для нас полной неожиданностью. Как направить эти наши различные «я» в нужное русло, чтобы они не замутняли наше сознание или, по меньшей мере, не разрушали нашу жизнь и не наносили вред другим?

У этого вопроса несколько аспектов. Одни мы затронем сейчас, а другие - чуть позже.

Прежде всего, стоит напомнить, что существо, которое мы называем человеком, строго говоря, не является ни единым, ни тем более однородным. И поскольку оно неоднородно по своей природе, мы не можем ожидать в его проявлениях постоянства и неизменности. Даже на чисто физическом плане порой возникают ситуации, когда одними и теми же словами называются вещи, тесно связанные, но все же имеющие различия. Если я, к примеру, произнесу слово «стул», в вашем воображении возникнет образ этого предмета. Но если я вас спрошу, является ли этот предмет горизонтальным или вертикальным, что вы мне ответите? Вы ответите, что у него есть и вертикальные, и горизонтальные элементы, и есть даже такие, которые не являются ни строго вертикальными, ни строго горизонтальными. К тому же, кроме неподвижных, в нем могут присутствовать и подвижные элементы, которые можно установить как вертикально, так и горизонтально. Согласитесь, что можно привести и другие характеристики: стул может еще состоять из жестких и эластичных элементов и т. д.

Так же нужно рассматривать и человека. На наших занятиях мы говорили о том, что все древние люди, рассматривая строение человека, делили его на различные, более или менее гармоничные, тела, своего рода «проводники», которые сознание использует для своего перемещения, в зависимости от необходимости и от накопленного опыта. И у нас в потенциале есть тела, которые нам предстоит использовать в будущем, когда позволит наша эволюция и когда у нас возникнет реальная потребность в них.

У древних египтян и древних индийцев мы почерпнули знания о семеричной структуре, согласно которым каждый человек в действительности состоит из семи тел. И поскольку эти тела находятся во взаимосвязи, действуя в семи различных измерениях или планах природы, для наглядности их можно представить как бы наложенными одно на другое, как чешуя или водолазный костюм. Повторяю, что это сравнение условно, но на первоначальном этапе оно поможет нам создать соответствующий образ.

Анатомия показывает, что различные системы физического тела, например нервная система и система кровообращения, очень похожи по форме и во многих местах переплетаются. Если бы мы могли идеально вычленить нервную систему, костную систему и систему кровообращения, то на первый взгляд они показались бы очень близкими по своему строению. Тем не менее, они различны, и если их тщательно исследовать, мы убедимся, что они коренным образом отличаются - настолько, что если бы мы не видели их вместе, то не смогли бы представить их в непосредственном взаимодействии, как это происходит в действительности. Для неопытного глаза место прикрепления мышцы к большой кости может показаться простой неровностью; проход артерии через мозг - одной из мозговых извилин; ответвление нервного узла, отвечающее за кровоснабжение определенной зоны, - чем-то похожим на волокно и т. д.

Это легко понять со смирением в сердце... Но если мы вдруг захотим все знать и наше тщеславие (в той или иной мере являющееся проявлением нашего подсознания) станет грубо толкать нас вперед, то, подобно стаду буйволов, мы проскочим мимо нежных цветов. И когда пыль и расстояние скроют их от нас, мы спросим: «А где же эти цветы?» И если цветы понимать как символ знания, станет ясно, как легко пройти мимо них, не заметив и даже - из лучших побуждений - растоптав.

Я советую вам, дорогие друзья, идти по жизни ровно, без лишней беготни и бесполезных остановок, как бы гуляя и наслаждаясь прекрасным пейзажем. В сущности, окружающая действительность именно такова.

Но вернемся к нашей теме. Итак, согласно древним учениям, которые мы принимаем - не потому что они древние, а потому что верные и потому что ни одна другая теория в нашем веке не отличается таким правдоподобием, - тот, кого мы называем человеком, состоит - «снизу вверх» - из семи тел: физического, жизненного, психического, ментального конкретного, ментального духовного, интуитивного и высшего, истинно духовного. Дадим более подробное объяснение каждого из них.

Физическое тело: запрограммированный «робот», совершеннейшая электротермодинамическая машина, которая, впрочем, представляет не бо/льшую ценность, чем любая другая машина. Наше «я» влюблено в него и отождествляет себя с ним, как порой мы отождествляем себя с нашим автомобилем или любимым животным. На физическом плане оно нам необходимо, но мы преувеличиваем эту необходимость, полагая, что оно будет полезно всегда и без него невозможно наше дальнейшее существование. Мы настолько отождествляем себя с этой машиной и придаем ей такое значение, что, как правило, верим, что от нее зависят все остальные наши функции и способности, не замечая, что они лишь отражаются в ней, точно так же, как в тормозящей машине отражается воля водителя остановиться.

Жизненное тело: еще один «робот», но состоящий не из материи, а из энергии. Это тело обуславливает взаимосвязь молекул и определяет их функции. Именно здесь происходят все явления, обобщенно именуемые жизненными, характеризующие объективную жизнь. Не надо быть искушенным экстрасенсом, чтобы ощутить его как своего рода прозрачный «двойник», копию физического тела. Вернее, это физическое тело является его копией. Тело умирает, именно когда этот «двойник» распадается (я имею в виду непосредственную причину смерти).

Психическое, или астральное, тело: еще один «робот», но значительно более «духовный». Это тоже своего рода «двойник», но состоящий из психической субстанции. Здесь находится источник наших поверхностных эмоций и чувств. Отсюда исходит множество импульсов нашей жизни, таких, как внезапный гнев или быстротечная радость. Это тело питается удовольствиями и отвергает боль, в прямом и переносном смысле. Находясь во власти иллюзий этого мира, оно испытывает чувства и само по себе является переменчивым, непостоянным, боязливым и коварным - не потому, что оно плохое, а вследствие необходимости «чувствовать», наслаждаться или вызывать наслаждение. Это основа секса и всех вожделений плоти. Оно постепенно растворяется после смерти, за исключением тех случаев, когда его существование продлевается слишком материалистичной природой человека либо состояниями глубокого «шока», последствия которых - в виде комплексов, тоски, привязанности - связывают физическую жизнь с последующим воплощением.

Ментальное конкретное тело, или тело желаний: продолжая наше «восхождение», мы встречаем этот «проводник», созданный из ментальной материи. Это основа нашего эгоизма, как разумного, так и излишнего. Корень глубинной радости и печали. Вместилище великих желаний, великой любви и великой ненависти. Это самое «низкое» из наших «Я». Все предыдущие тела остаются машинами. Им не свойственно какое бы то ни было осознание своего «Я», за исключением сопротивления разрушению. Последнее, по сути, является «инстинктом самосохранения», присутствующим во всех существах, в том числе и в тех, которые неверно называют неодушевленными предметами. Конкретный разум на самом деле - это не тело, но, будучи частью того, что находится «внизу», он является опорой для последующих и венцом для предыдущих. Его существование носит двойственный характер. Он и умирает, и не умирает, так как от одной жизни до другой от него остается ряд подпланов, которые определяют следующее воплощение и хранят опыт, помогающий нашему «Я» совершенствоваться. Это корень эгоизма, агрессии и страха. Кроме того, это эффективный двигатель всякого рода действий, и прежде всего тех, что носят «индивидуальный» характер. Это последний уровень нашей «частной жизни», в обычном понимании этого слова. Собственно ментальное тело: это наш Разум, наше «Я». Это то, что уже не является нашим окружением и дает нам осознание нашей индивидуальности и существования отдельно от существования других. В нем пребывают возвышенные, альтруистические мысли, великие идеи и математические абстракции. В нем покоятся, в ожидании своего времени, все наши героические мечты. Здесь сплетается нить, которая посредством воспоминаний соединяет самое лучшее, что остается от наших реинкарнаций, как в плане индивидуальном, так и в плане сознательного участия в коллективном. Это наше Сознание, внутренний голос, который нас вдохновляет или укоряет. Если в конкретном разуме пребывает наше любопытство, то собственно Разум является точкой опоры для наших диалектических вопросов и ответов, основой мистических откровений, приходящих тогда, когда обычные аргументы бессильны. Здесь рождаются и умирают все противоречия, которые мы можем постичь разумом.

Интуитивное тело: на этих «высотах» понятие «тело» употребляется лишь условно - не то чтобы здесь не существовали принципы организации, но на этом уровне действуют другие законы, которые мы не способны воспринять как принципы и цели, а можем только почувствовать интуитивно. Здесь обитает непосредственное Знание, находящееся за пределами рационального, еще не получившее своего развития на данном этапе эволюции человечества. В действительности то, что мы обычно называем интуицией, - это своего рода проявление интуитивного подтела, действующего внутри нашего ментального тела. Ведь, согласно традиционным учениям, каждое из этих тел состоит из семи подтел, которые как бы воспроизводят внутри него целое как единство его составных частей - наподобие концентрических колец, когда одни прочно вставлены в другие.

Духовное тело: место, где обитает Воля Бытия. Начало нашего непосредственного существования, выделенного из Космического Разума. Наше «Я» в своем высшем значении. Молчаливый созерцатель всех наших действий и конечный судья нас самих. Это Бог Платона и Павла в нас. Это Осирис-Ани египтян, который «ростом подобен богам».

Восточные источники, которые в наиболее полном виде дошли до нас и к настоящему времени наиболее глубоко изучены, обычно наделяют три высших тела аморфными характеристиками. Но дело просто в скудости наших бытовых языков, которые не могут в точности передать то, что выражали священные языки. Вследствие этого все метафизическое пропадает или теряет свое звучание, когда мы пытаемся охватить его нашим ограниченным разумом. Просто-напросто система высшей организации не поддается нашему пониманию, когда мы рассматриваем ее «снизу» при помощи ограниченного набора «инструментов». Точно так же для наблюдающего невооруженным глазом звездное небо - не более чем беспорядочное нагромождение звездочек-огоньков. Звезды, расположенные на расстоянии миллионов световых лет от нас, мы видим как бы в одной плоскости, но нам, тем не менее, кажется, что они недалеко. Все это так непостижимо, когда смотришь невооруженным глазом, что в конце концов мы ощущаем нечто вроде вращающегося хаоса у нас над головой.

То же самое происходит и в микромире, и студент, наблюдающий в микроскоп за сложной жизнью мириадов форм, воспринимает ее как пыль, без всякого смысла и связи. Но во Вселенной все разумно взаимосвязано и подчинено общей гармонии. Всюду, насколько хватает нашего понимания, это так, а если мы не можем понять чего-то, то это еще не основание для того, чтобы в это не верить.

Ассоциировать духовность с хаосом и случайностью - не что иное, как отрицать то, что недоступно нашему пониманию. Людям свойственно наделять все неизвестное сверхъестественными, фантастическими качествами. Но все подчинено чудесной гармонии благодаря Божественному Мыслителю, или Богу, как бы мы Его ни называли. Если Добро - это выбор лучшего, чистого и неподкупного; если Справедливость - это определение ценности каждой вещи в ее взаимосвязи с другими; если Порядок - это расположение каждой вещи в естественном для нее месте, - тогда Добро, Справедливость и Порядок - опоры этой прекрасной Вселенной, лишенной в своей сути каких-либо противоречий. Кажущиеся противоречия на самом деле являются движителями гармонии и условием функционирования Вселенной как единого целого. Тот, кто знает Цели, понимает Принципы. Как говорит «Кибалион», «что вверху, то и внизу».

Д. и Ф.: Но если мы признаем существование этой гармонии, почему тогда в нас уживается столько противоречий, что порой мы себя ощущаем и действуем как святые, а порой, напротив, нами управляют зло и эгоизм? Причем эти разные состояния могут разделяться и днями, и минутами.

Представьте себе эти тела в виде дома из семи этажей, связанных лифтом. Перемещающегося на лифте назовем в этом случае Сознанием. В зависимости от этажа, на котором оно остановится, перед ним открывается тот или иной вид, та или иная обстановка. Лифт направится именно на тот этаж, с которого поступил вызов, а не на другой, на котором он, возможно, остановится через несколько минут. Восточные мудрецы сравнивали сознание с обезьяной, прыгающей по одному и тому же дереву с ветки на ветку, почти не задерживаясь ни на одной из них. Например, если ваше сознание направлено на то, о чем я только что говорил, вы, в нашем примере со зданием, находитесь на четвертом или пятом этаже. Но если в эту минуту кто-то нанесет вам сильный удар, вы мгновенно переместитесь на нижний этаж, и на какое-то время синяк на теле может стать для вас самым важным местом в мире.

Д. и Ф.: Тогда получается, что сознание - это в некотором роде восьмое тело, которое, будучи подвижным, может посещать остальные тела и быть связующим звеном между ними?

Нет. Сознание - это не тело, которое является сложно организованной структурой. Сознание - это «Око Души» (соответствующее на Востоке восьмому аспекту Шивы), которое направлено в разные стороны. Сознание, в том виде, в котором мы можем его воспринимать и использовать, не состоит из материала, из которого состоят эти тела, а является своего рода подтелом, абсолютно подвижным, состоящим из ментальной субстанции. Повторяю, я имею в виду сознание в том смысле, в котором мы его воспринимаем и используем в обычной жизни. В действительности следует вести речь о семи типах сознания, но это выходит за рамки данной темы и намного сложнее нашего вопроса.

Д. и Ф.: Можем ли мы каким-то образом контролировать это сознание, чтобы не находиться постоянно в состоянии «разброда и шатания» под действием либо внешних факторов, либо внутренних переживаний.

Да, можем. Примечательно, что в нашем веке, когда психология была открыта вновь и были изучены с разных точек зрения причудливые полеты бабочки-Психеи, исследования еще до сих пор не установили принципиальное строение и устройство нашей тонкой части. И полученные знания служат лишь для «латания дыр» в отдельных «травматических» случаях, а не для того, чтобы предоставить обычному человеку возможность самоконтроля. Сами психологи, попадая в критические или затруднительные ситуации, ведут себя так, как если бы они занимались не психологией, а работали, скажем, часовщиками или астрономами. Это как сапожник без сапог: ведь, к примеру, мы меньше всего можем ожидать от механика, что он сможет починить собственную машину. Во всяком случае, далеко не всегда.

Таким образом, современная наука психология парадоксальна, и психологические исследования, за редким исключением, являются по сути лишь нагромождением запутанной терминологии. Юнг родился слишком рано, и те, кто сегодня изучает некоторые из его ценных идей, нередко подвергаются атаке со стороны прямолинейной, материалистической науки, которая трактует душу как эманацию тела, во всем неразрывно связанную с ним.

Но вы знаете простые и эффективные средства, благодаря которым, при условии большого желания и упорства, можно в значительной мере контролировать свои действия, чувства и мысли. Если каждый раз, перед тем как что-то сделать, вы спрашиваете себя, к какому плану в основе своей принадлежит это действие и какое тело «направляет» его, вы увидите, что не так трудно достигать самоконтроля исходя из самосознания. Об этом говорил Сократ, и он показал это на примере собственной смерти. А вам нужно доказать это собственной жизнью.

Например, если знаешь, что вспышка гнева вызвана возбуждением твоего эмоционального тела, над которым есть другое, отвечающее за разум; если видишь все «за» и «против» и ощущаешь, что все подчинено свету высокой духовности, - тогда вполне вероятно, что ты посмеешься над собственным гневом или, по крайней мере, подобно божественному Платону, не будешь ни действовать сам, ни судить других, находясь в состоянии раздражения. Поэтому внимательно наблюдайте за собой, изучайте себя и, если возникнут сомнения, обращайтесь к Учителям Мудрости, которые в своих учениях оставили золотые ключи к нашим деяниям. Спросите себя, к примеру: как бы действовал Сократ или Конфуций на моем месте? И свет озарит вас изнутри.

Д. и Ф.: Это так, но будем исходить из того, что мы молоды и не являемся ни Сократом, ни Конфуцием. Кажется, последний сетовал по поводу того, что ему не хватает еще ста лет жизни, чтобы понять некоторые из тайн природы, о которых говорится в И цзин. Как молодой человек, не обладающий достаточным опытом, может достойно справиться с такими ситуациями, при том, что молодости свойственна импульсивность поступков?

Это хороший вопрос. Но если вы перестанете отождествлять себя со своим телом и задумаетесь над тем, что ваш дух бесконечно стар и что ваше сознание перевоплощается в течение миллионов лет, накапливая свой опыт... Тогда какая, по существу, разница между молодым человеком 20-30 лет и стариком? Что значат эти небольшие годы в сравнении с огромным числом веков, которые вы прожили?.. Ваша Душа стара и знает, как справиться со множеством ситуаций. Если вы обратитесь к своей Душе, а не к новым формам своей нынешней личности, вы убедитесь в том, что в вас присутствует очень большой потенциал Мудрости. Усердное чтение классиков освежит эти воспоминания, и вы сможете сдерживать свои эмоции и желания, вместо того чтобы с легкостью отдаваться им.

Вы знаете, что любая форма жизни заключает в себе войну, иными словами, конфликт между ее составными частями. Как учит нас индийская Бхагавадгита, покинуть поле боя - значит повести себя низко, недостойно. Внутри самих себя необходимо вести бой со всем, что преграждает нам путь к совершенству. Достоинство - это естественное стремление к доброму и вечному. Достоинство как таковое - это не высокомерие и не смирение. Это способность определить нашему сознанию именно то место, которое оно вправе занимать в соответствии с долгим путем развития человечества. Так, выполняя свои обязанности, вы получите доступ к своим правам, будете вести правильную жизнь и не будете совершать действий, в которых пришлось бы раскаиваться впоследствии.

Я знаю, что постоянно применять все это на практике будет нелегко: мир полон развоплощенных человеческих сущностей, которые, обретая свою эфемерную физическую жизнь или движимые своими фантазиями, создают препятствия на пути. Но уместно вспомнить древнейшую мудрость, гласящую, что лучше пострадать от несправедливости, чем допустить ее. И поскольку (как утверждают стоики, которых вы так много читали) есть вещи зависящие и не зависящие от нас, вы почувствуете, что в практической жизни есть ситуации, которые вы не в состоянии изменить, но есть и другие, непосредственно касающиеся вас, на которые вы можете повлиять. В первом случае остается лишь ждать другого, благоприятного момента, а во втором - вступать в бой мужественно и активно, стараясь преодолеть трудности, не забывая, что, прежде чем победить в войне, приходится проиграть великое множество сражений.

Остерегайтесь также оказаться во власти чрезмерного стремления к совершенству, которое может заставить вас отказаться от вашей работы и достижений, помешать добиться оптимальных результатов. Каждый шаг вперед - правильный шаг, и необходимо иметь кроткое сердце, чтобы избегать неуместных сравнений с великими, чтобы наши усилия не сошли на нет после первых же поражений. Если вы не можете выстроить дворец из мрамора, возьмите, по крайней мере, бревна, чтобы построить небольшую хижину, где можно было бы жить, - это лучше, чем жить в чистом поле, как животные.

Итак, нам нужно настойчиво стремиться к духовным свершениям, но при этом не отчаиваясь и довольствуясь тем, чего мы достигаем, приложив все силы и все тепло своего сердца. Придут другие, более одаренные, которые продолжат наше дело, но наши усилия не пропадут никогда. Даже наш самый скромный внутренний шаг в сторону Добра в каком-то смысле является шагом всего человечества. Ни один человек не избавлен от ответственности за ход Истории, но, с другой стороны, никто не является хозяином Истории, ее собственником. Все мы должны творить ее понемногу, и лучшее начало - не то, что исходит из преходящих материальных ценностей, а то, что осуществляется на других, менее эфемерных планах сознания, неизбежно находя свое отражение в мире в должное время.

Если каждый день вы преодолеваете в себе хотя бы одно негативное побуждение; если каждый год справляетесь с одним пороком; если каждое десятилетие вам удается совершенствовать свой самоконтроль, - значит, вы творите Историю и своими действиями помогаете не только самим себе, но и всем людям. Даже один человек, который хотя и не владеет собой в полной мере, но все же умеет вовремя сдерживать свои агрессивные порывы в мыслях, словах и делах, который может верно и убедительно объяснить и себе и другим природу нашего поведения, который самой жизнью своей доказывает, что человек - это не мыслящее животное, что он принадлежит к другому царству Природы, который считает вопросы духа первичными по отношению к вопросам «спящего духа», или материи, - такой человек - это островок мира и согласия в океане катаклизмов нашего века, как и любого другого периода времени, подвластного материализму.

Материализм - это деспот, взгромоздившийся на голову миллионам, и все внутренне жаждут избавиться от него, отдают они себе в этом отчет или нет. Материализм продолжает существовать потому, что люди не знают самих себя, свое устройство, не знают Природу. Дайте людям пример настоящей культуры, понимая под культурой знания и их правильное применение, и тогда ваше дело не пропадет даром.

Простите, что я повторяюсь, но это важнейший вопрос. Перед лицом реальности и необходимости человеческого сосуществования один неграмотный человек, освоивший основы искусства познания себя и самоконтроля, стоит тысяч наших эрудитов в различных областях этого иллюзорного мира. Они без устали разглагольствуют о философии, о психологии и т. д., но при этом орудуют как простой дворник, который ничего другого не умеет, кроме как подметать, с той лишь разницей, что дворник свою работу делает хорошо. Окажись такие «знатоки» перед пламенем пожара, или красивым телом, или горой денег, и вы увидите, как они засуетятся, движимые импульсом желания, совершенно забыв о том, что они обладают «телом желания» и, следовательно, не делая ни малейшей попытки сдержать это желание или направить его на достижение благородных целей. Но тогда какой смысл в том, что они знают - или думают, что знают? Для чего все это?.. Это лишь пыль, сор, шелуха. Работать с такими «специалистами» бесполезно, а если мы и изучаем их «науки», то лишь для того, чтобы уметь их опровергать. Точно так же извлекают яд из змеиных зубов лишь затем, чтобы сделать из них противоядие и побороть силу самих змей.

Человек человеку рознь. Не бывает одинаковых людей, не бывает «хороших» или «плохих» людей. Однако в обществе можно довольно-таки часто услышать что-то вроде «Главное – быть хорошим человеком», или «Ну будь ты человеком!». А как быть хорошим человеком и что означает быть человеком вообще – при ответе на подобные вопросы люди теряются. Не знают. Или знают, но предательски молчат…

Для себя я – самый лучший

Человек – это биологический вид, надельный определенными физическими характеристиками (руки, ноги, голова) и социально-психологическими (характер, культура общения, ценностная ориентированность). Исходя из этого определения, можно нас поздравить – все мы «человеки». А что делает человека «хорошим»? Ответ прост – наше отношение. Наше собственное отношение к себе, и отношение окружающих, субъективная оценка.

Быть хорошим человеком для самого себя значит поступать в соответствии с нашими социально-психологическими установками. У каждого из нас свое видение реальности, свои правила, принципы и нормы поведения. Стоит ли уточнять, что руководствуясь ими – мы принимаем их за некий эталон. Наши мысли, взгляды, поступки – это эталон, это хорошо для нас лично, в то время как для другого человека подобное может быть абсолютно неприемлемым, неправильным и т.д. Мы сами наделяем себя определенными характеристиками, соответствующих нашему мировоззрению (эталону). Чем выше степень соответствия, тем больше оснований считать себя «хорошим».

Давать себе обещания и сдержать их – вот что значит быть человеком ответственным. Ответственным перед самим собой. Иметь представление о том, как вести себя в обществе и поступать в соответствии с этими представлениями – вот что значит быть человеком воспитанным. Воспитанным в нашем личном понимании этого вопроса. Знать о том, как делать «можно», а как делать «нельзя» и вести себя соответственно – вот что значит быть человеком порядочным. Быть порядочным исходя из наших личных суждений.

Каждый человек считает себя воспитанным, ответственным, порядочным исходя из своих личных представлениях об этих явлениях. Разница в том и заключается, что представления у каждого свои. По этой причине происходит столкновение мнений – для себя ты, вроде как, самый лучший, а кто-то поливает тебя, простите, грязью. И кому верить?..

Мнение окружающих

Что значит быть хорошим человеком для окружающих – вопрос очень интересный, потому как он совершенно бессмысленный! Начнем с того, а можно ли вообще быть хорошим для окружающих, ведь понятие «окружающие» подразумевает несметное количество людей. А сколько людей – столько и мнений, это мы уже выяснили. Мнению каждого соответствовать просто невозможно, следовательно, для всех хорошим ты не будешь. Так стоит ли продолжать? А продолжать стоит, только толпу, которая нас окружает, предлагаю оставить на заднем плане. Поговорим о дорогих нам людях…

Наша семья и близкие друзья – вот те окружающие, для которых мы должны и хотим быть хорошими людьми. Главная цель – не обидеть, не сделать им больно. Нужно стараться вести себя достойно с теми, кто нам небезразличен. Это есть проявление нашей заботы. Это нелегко, потому как к каждому нужен свой подход и хоть какое-то соответствие его взглядам, но это делает нас людьми в глазах других, что для нас важно. А мнение остальных, мнение «толпы» не должно нас волновать в принципе.

Нет смысла задумываться над тем, каким должен быть идеальный человек. Идеальных людей не бывает, это факт. Можно лишь стремиться быть идеальным для самого себя, исходя из своих личных ожиданий. Можно стремиться быть идеальным для любимого человека. Хотя в последнем случае, важно то, какой ты есть, ты настоящий. Вас будут любить и принимать со всеми положительными и отрицательными чертами. В этом и есть проявление истиной любви.

И в заключении, трудно быть человеком, которым ты на самом деле не являешься. Пытаться соответствовать чьим-то требованиям, постоянно наступая самому себе на горло, лгать, причем как самому себе, так и другим – это те моменты, которые серьезно осложняют нам жизнь. Хотите играть несвойственную вам роль – пожалуйста, театральный кружок к вашим услугам. Но не играйте с жизнью, она слишком коротка. Быть собой, быть довольным своей жизнью – вот что значит быть настоящим человеком.

Цели :

  • Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
  • Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
  • Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.

– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2. Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1 уч-ся:

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.

2 уч-ся:

Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?

3 уч-ся:

Придёшь обедать к 3 часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
– Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.

– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: Егор, будь человеком!

– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

  • Будь внимательным к людям.
  • Не будь грубым.
  • Не причиняй другому неприятностей и обид.

– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4 уч-ся:

Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
– У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: – Это детские места.
– Ну, садись, – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: Егор, будь человеком.

– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

  • Помогай тому, кому трудно.
  • Будь трудолюбивым и отзывчивым.
  • Уважай старших, помогай малышам.
  • Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

  • быть готовым оказать ему помощь;
  • вежливо разговаривать;
  • сидеть за одной партой в классе;
  • вместе играть на переменах.

– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра «Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

– Прочитаем хором. Слайд 3

  • Будь вежлив на словах и на деле.

– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?

Дети: Егор, будь вежливым человеком.

– Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: Нет.

– Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5 уч-ся:

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

6 уч-ся:

Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?

Дети: Егор, будь добрым человеком.

Слайд 4:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

7 уч-ся :

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

3. Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо-невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

8 уч-ся:

Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты человек, ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют как прежде чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

– В удушье городов в наш беспокойный век
Почувствовать дыхание природы
Способен настоящий человек,
Влюблённый в состояние свободы.
Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.

– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).

– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

Слайд 7:

– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».

Этот вопрос всегда будет обсуждаться людьми и так никто и не найдет ответа на этот главный вопрос. По – моему мнению, быть человеком не просто, не каждый из нас заслуживает это звание. Люди рождаясь, причисляют к себе это слово, хотя в душе они пустышки.

Я думаю, что человеком сначала становятся внутри себя, а потом это проявляется наружу. Быть человеком это значит не оставаться в стороне, когда видишь, что у кого -то беда, прийти в нужный момент на помощь не быть безразличным ко всем живым существам. Все это утрачивается со временем, люди теряют свою человечность, намного проще быть эгоистами, убивать свою душу, не заботиться ни о ком и ни о чем на земле. Но эти люди забывают, что человек это часть природы, она создала нас и если отвернутся от нее, она с легкостью обратно погубит. Человеком не рождаются, человеком становятся.

Если люди хотят, чтобы будущее было у детей, то непременно надо их воспитывать. Первым шагом на пути становления человеком это изучение правила этикета и литературы, которая разовьет ребенка духовно, после начать объяснять ему, что человек не одиночка, он часть системы в которой надо помогать друг другу, если этого не делать, то он просто погибнет. Конечно же, человек должен думать о себе, о своем будущем и т.д., но в чрезвычайных ситуациях он должен быстро среагировать, ведь от его поступка может зависеть жизнь другого человека. Лучше начать действовать прямо сейчас, чем потом нести внутри себя камень за то, что ты когда-то не решился сделать первый шаг.

Стать человеком сложно, но это того стоит. Ты чувствуешь себя на вершине мире, тебе свободно дышится, а когда такое происходит с человеком, то он действительно становится счастливым. Возможно, пора прекращать обсуждать все это и просто начать действовать.

Краткое мини сочинение Что значит быть человеком для 4 класса

Быть человеком это целое призвание. Это означает, что он должен быть смелым, отважным, отзывчивым, неравнодушным и т.д. Таких людей сразу можно выделить из толпы, они чем – то отличаются от остальных людей и притягивают к себе. Возле таких людей всегда нужно держаться рядом, так как они ничего плохого не пожелают другим людям, они дружелюбны и становятся хорошими друзьями.

Мне очень хочется, чтобы вокруг меня были бы именно такие люди. Видя их в толпе, на душе становится чуточку спокойнее, потому что именно они являются двигателями этого мира, они спасают жизни, они находят решения в трудных ситуациях.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика Загорецкого и его образ в Горе от ума Грибоедова сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Антон Антонович Загорецкий.

  • Сочинение Образ Жюльена Сореля (по роману Красное и черное Стендаля)

    Центральным персонажем произведения является Жюльен Сорель, представленный писателем в качестве молодого, амбициозного юноши.

  • Образ и характеристика Главной героини в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

    Она – именно так называет Бунин главную героиню своего рассказа «Чистый понедельник». Более практически никаких подробностей не дается помимо указания на проживание ранее в Твери, богатство и красоту.

  • Музыка в моей жизни - сочинение 4, 9 класс

    Во все времена музыка являлась вдохновением для многих великих людей. Она наполняла душу человека прекрасными образами, которые всплывали в сознании под звуки лучших мелодий. Это величайшее достижение в области искусства.

  • Образ и характеристика Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение

    Андрей Штольц - один из центральных персонажей в известном романе И.А.Гончарова «Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!