Эмоциональное возбуждение напряжение. Нервное возбуждение - виды, причины, симптомы и лечение

Речь – не исключение, а, скорее, вербальный индикатор «горячего» мозга.

Взволнованный, взбудораженный или разозленный человек с большим трудом находит подходящие слова, чтобы описать свои эмоции или выразить какую-то мысль. Люди с хроническими эмоциональными или психическими расстройствами зачастую вовсе не способны справиться с лексическим выбором или принять окончательное решение. Исследователи из университета Колорадо (University of Colorado) изучили механизмы, которые позволяют эмоционально адекватному человеку разобраться со своими приоритетами.

С холодной головой

Коллектив под руководством Ханны Шнайдер (Hannah R.Snyder) обратил внимание на то, как изменяется поведение и решимость человека в зависимости от того, зол он или нет. Для этого полторы сотни добровольцев прошли психологические, физиологически и интеллектуальные тесты . Для эксперимента ученые отобрали лишь тех, кто был не зол и не депрессивен, не страдал лексическими расстройствами, писал правой ркой, хорошо слышал, понимал английский язык и имел достаточный словарный запас.

Отобранные участники по заданию экспериментаторов подбирали глаголы к существительному. Например, к слову «кот» человек мог подобрать глаголы «кормить» и «мяукать». В ходе эксперимента датчики фиксировали время, которое тратили люди на подбор подходящих слов, и колебания голоса. Таким способом ученые оценивали решительность каждого испытуемого. После контрольного эксперимента исследователи «разозлили» людей с помощью специальных психологических методик, после чего повторили эксперимент.

Второй опыт повторял первый, с одним лишь отличием – мозг испытуемых сканировался с помощью МРТ. Третий эксперимент был самым сложным и познавательным. Участники исследования получили таблетки, которые подавляли работу нейронов в теоретически ответственной зоне мозга.

Используемый в эксперименте препарат увеличивал уровень гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), которая снижает возбуждение.

Понятно, что одной группе достались «пустышки», другим – настоящие лекарства. Все изменения в работе нервной системе фиксировал МРТ, а за колебаниями голоса следил микрофон.

По результатам трех экспериментов ученые составили модель, которая позволяет понять, почему эмоционально возбужденный или хронически злой человек теряется в выборе вещей и слов, не может принять ответственное решение, высказать свое мнение и не заикаясь построить грамотное предложение.

Злой мозг

Ученые пришли к выводу, что у «уровень злости», который повышается при снижении концентрации «тормозного» нейротрансмиттера (ГАМК), снижает активность коры головного мозга. При этом нарушается баланс передачи конкурирующих нервных импульсов. Иначе говоря, когда в мозгу заканчивается снижающая возбуждение «тормозная жидкость», эмоции перехлестывают все разумные пределы. При этом нарушается равновесие и думающая часть мозга (кора) начинает медленнее работать - человек не находит подходящих слов. Если уровень ГАМК повышается, в том числе фармакологическими средствами, то эмоции отступают. Человек снова начинает мыслить и говорить адекватно – не путаясь, не заикаясь и не сбиваясь.

Предполагается, что возникновение эмоционального процесса в принципе равнозначно появлению состояния возбуждения. Это возбуждение связано с повышением уровня активации (arousal) центральной нервной системы. По данным Линдсли, в течение нескольких десятков лет проводившего электрофизиологические исследования, эмоциональные процессы можно описывать при помощи континуума активации; на одном полюсе будет состояние комы или глубокого сна, при котором исчезают рефлексы и который не могут нарушить даже очень сильные раздражители, на другом - состояние крайнего возбуждения, как в случаях, например, приступа бешенства, паники, ярости, экстаза. Между этими двумя полюсами располагается целый ряд промежуточных состояний, таких, как сон, апатия, сонливость, безразличие, заинтересованность, бодрость, возбуждение, сильное возбуждение (Lindsley, 1957).

Представленный Линдсли континуум активации охватывает три типа изменений: изменения в электрической активности мозга, в состоянии сознания, а также в качестве деятельности.

Приведенный континуум более подробно дифференцирует состояния низкого уровня активации; это понятно, так как в лабораторных условиях трудно различить состояния сильного и очень сильного эмоционального возбуждения. Однако, исходя из данных наблюдения над поведением людей, следовало бы в верхней части континуума различать состояние сильного эмоционального возбуждения - аффекта (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняются ориентация и контроль, и состояние крайнего возбуждения, описываемое такими словами, как «паника», «ужас», «бешенство», «экстаз», «полное отчаяние», когда ориентация и контроль практически невозможны.

Усиление эмоционального возбуждения может привести к двигательной активности, увеличению скорости и силы моторных реакций, но может этих эффектов и не вызывать; внешне человек может даже казаться равнодушным, неподвижным, тогда как увеличение возбуждения будет выражаться в форме значительного усиления ассоциативной активности - в том, что обычно описывается как «наплыв мыслей», беспрерывный поток фантазий и грез, «хаос в голове», ощущение сильного беспокойства, неодолимое желание что-то сделать и т. п.

Тот факт, что повышение эмоционального возбуждения может привести не только к увеличению интенсивности внешних реакций, но и к усилению внутренней активности, известен ужо давно. В связи с этим различали стенические эмоции (приводящие к увеличению активности - к действию) и астенические (не побуждающие к действию).

В отдельных случаях фактор, нарушающий равновесие, может привести к уменьшению возбуждения, то есть к снижению активации. Эмоциональный процесс, для которого характерно уменьшение возбуждения, возникает тогда, когда сложившаяся ситуация исключает какую бы то ни было возможность приспособления (во всяком случае, с точки зрения субъекта); такое снижение активации может быть также следствием бурной эмоциональной вспышки или длительного пребывания в состоянии возбуждения.

Эмоциональное возбуждение может принять также специфическую форму, обычно называемую “эмоциональным напряжением” .Что такое «эмоциональное напряжение»?

Клинические наблюдения позволяют утверждать, что это - состояние, характеризующееся повышенным уровнем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которые блокируются в экспрессивно-исполнительной фазе. Другими словами, эмоциональное напряжение возникает, как правило, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п. Оно характерно также для состояния конфликта. Во всех таких случаях наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но тенденция эта блокируется - именно тогда и возникает состояние, которое можно назвать эмоциональным напряжением. Его характерным признаком являются непроизвольные выразительные движения. Возможно, однако, что эмоциональное напряжение возникает и при других обстоятельствах.

Так, оно является необходимым опосредующим звеном для развития некоторых эмоций. Это означает, что некоторые эмоции развиваются не плавно, а скачкообразно: кумуляция возбуждения в одной системе приводит к внезапному включению другой системы. Таким образом, не исключено, что эмоциональное напряжение может возникнуть в фазе накопления возбуждения в некотором механизме и что соответствующий акт поведения возможен только после такого накопления. Это позволило бы объяснить взрывной характер некоторых эмоций и типичную последовательность их развития: напряжение - взрыв - разрешение. Так протекают гнев, отчаяние, обида и ряд других эмоций.

Кумулятивное развитие эмоций подробно описано Т. Томашевским, выделившим на примере эмоции гнева четыре фазы ее развития: фазу кумуляции, взрыв, уменьшение напряжения и угасание (Томашевский, 1946).
Согласно этим представлениям, эмоциональное напряжение следует объяснять не задержкой внешней активности, а накоплением возбуждения, которое, чтобы вызвать определенные реакции должно достигнуть необходимого уровня.

Однако в действительности эмоциональное напряжение проявляется, скорее всего, в обеих формах: торможения внешней активности и накопления возбуждения.

Одно из наиболее частых проявлений острого психического заболевания, выражается двигательным беспокойством разной степени: от суетливости до разрушительных импульсных действий.

В зависимости от заболевания виды возбуждения чрезвычайно разнообразны как по выраженности, так и по клинической картине. Но независимо от этого всякое психомоторное возбуждение требует оперативных мер неотложной терапии , так как в это время больные представляют наибольшую опасность для себя и окружающих.

Часто двигательное возбуждение сопровождается речевым (речедвигательное возбуждение) с многоречивостью, нередко почти непрерывным говорением с выкриками фраз, слов, отдельных звуков и т.п.

Наряду с этим характерны ярко выраженные и часто очень интенсивные расстройства аффективной сферы :

  • тревога;
  • растерянность;
  • гневливость;
  • злобность;
  • напряженность;
  • агрессивность;
  • веселье и др.

Виды нервного возбуждения

Обычно по характеру возбуждения больного и его высказываниям удается дифференцировать разные виды возбуждения.

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение возникает на почве бреда и галлюцинаций; возбужденное состояние больного обусловливается прежде всего этими расстройствами. Больные испытывают страх, тревогу, растерянность, в других случаях, они злобны, напряжены, недоступны. Часто разговаривают с галлюцинаторными "голосами", отвечают на их вопросы или к чему-то прислушиваются.

При делирии переживания больных определяются зрительными галлюцинациями. При резком возбуждении больные под влиянием бреда, галлюцинаций нападают на мнимых преследователей или, наооорот, спасаясь от них, бегут, не разбирая дороги, выпрыгивают из окна, из движущегося поезда и др. Часты переходы от обороны к нападению.

Кататоническое возбуждение

Кататоническому возбуждению свойственны нецеленаправленность, хаотичность, бессмысленность, внезапные и импульсивные поступки с агрессивными действиями и переходом от возбуждения к ступору. Часто сопровождается речевой разорванностью, бессвязностью. Характерны также дурашливость, манерность, гримасничанье, нелепость поведения.

Депрессивное возбуждение

Депрессивное возбуждение (депрессивная ажитация, меланхолический раптус) возникает у больных депрессией обычно при резком усилении депрессивных переживаний в виде нарастающего чувства невыносимой тоски, безысходности, отчаяния. Больные мечутся, не находят себе места, кричат, стонут, воют, рыдают, упорно наносят себе повреждения, активно стремятся к самоубийству.

Маниакальное возбуждение

Маниакальное возбуждение выражается не только в повышенном настроении, как это бывает при маниакальном и гипоманиакальном состоянии, но и в речедвигательном возбуждении. Больные то веселы, то гневливы, злобны, раздражительны, почти не сидят на месте, поют, танцуют, во все вмешиваются, берутся за множество дел, ни одного не заканчивая.

Почти непрерывно разговаривают, речь быстрая, фразы часто не заканчивают, перескакивают на другую тему. Переоценивают свои силы и возможности, нередко высказывают бредовые идеи величия. В связи с этим совершают множество нелепых, нередко опасных для жизни поступков, при возражениях бывают гневливы, агрессивны.

Эпилептическое возбуждение

Эпилептическое возбуждение возникает при сумеречном расстройстве сознания у больных эпилепсией, поэтому для его распознавания важно выяснить наличие эпилептических припадков в анамнезе. Характеризуется внезапным началом и столь же внезапным концом, сопровождается злобно-напряженным аффектом, полной дезориентировкой, невозможностью контакта.

Под влиянием острейших галлюцинаторнобредовых переживаний возбуждение достигает резчайших степеней, отличается чрезвычайной опасностью для окружающих, так как больной может набрасываться на окружающих, нанося им тяжелые повреждения, разрушая все, что встречается на пути.

Психогенное (реактивное) возбуждение

Психогенное (реактивное) возбуждение возникает, как правило, сразу же после острых психических травм или ситуаций, угрожающих жизни (катастрофа, крушение, землетрясение и другие экстремальные ситуации), и выражается двигательным беспокойством разной степени с обилием выразительных движений, ярких эффективных и вегетативных нарушений.

Клиническая картина очень разнообразна - от однообразного монотонного возбуждения с нечленораздельными звуками до картин хаотического бессмысленного возбуждения с паническим бегством, нанесением самоповреждений, самоубийства.

Нередко возбуждение протекает с психогенным бредом или сменяется ступором. При массовых катастрофах психогенное возбуждение по механизмам психической ндукции может охватывать более или менее большие группы людей с возникновением паники.

Психопатическое возбуждение близко к психогенному, оно также возникает чаще вслед за воздействием внешних раздражающих факторов, однако вызвавшая его причина не соответствует силе ответной реакции, что связано с патологическмми (психопатическими) особенностями характера больных.

Возбуждение со злобностью

Возбуждение со злобностью, агрессивностью обычно целенаправленно адресуется к конкретным лицам, обидевшим больного, сопровождается выкриками, угрозами, циничными ругательствами.

Для многих случаев характерна выраженность, яркость, большая напряженность, аффективность расстройств, демонстративность в поведении больного, его стремление привлечь к себе внимание окружающих, вызвать их сочувствие или одобрение.

Демонстративность, достигающая степени театральности, с бурными эмоциональными реакциями, настойчивым стремлением добиться сочувствия, жалости окружающих, характерна для истерического варианта психопатического возбуждения.

Движения, мимика больных подчеркнуто выразительны, экспрессивны: они рыдают, кричат, заламывают руки, принимают выразительные позы. Часто на высоте возбуждения возникает истерический припадок, который представляет как бы максимальную выраженность вышеописанных нарушений.

При этом в отличие от эпилептического припадка вместо судорог тонического и клонического характера отмечаются выразительные движения, не бывает столь внезапного падения с нанесением себе повреждений, редки прикусы языка и у пускание мочи, не бывает ночных припадков, нет полной амнезии.

Причины нервного возбуждения

Нервное возбуждение обычно развивается, если человек подвержен:

  • частым стрессам;
  • недосыпу;
  • раздражению;
  • нервозности;
  • страдает психическим заболеванием.

Все это может выражаться в частых конфликтных ситуациях с окружающими людьми. Иногда причиной развития повышенной нервной возбудимости являются не эмоционально-психические факторы, а тревожно-мнительные черты характера.

Однако зачастую первая и вторая причина присутствуют в сочетании. Происходит складывание замкнутого круга: недосыпание – раздражение – нервные стрессы – бессонница.

Нервоное возбуждение может являться симптомом слелующих заболеваний:

Симптомы нервного возбуждения

Симптомами нервного возбуждения являются:

  • нарушения движений глазных яблок;
  • несимметричность мышц лица;
  • плохая ориентация во времени и пространстве;
  • неловкость и несобранность.

Кроме того, отмечаются головные боли и незначительная задержка интеллектуального развития.

Именно бессонница является отличительным признаком повышенной нервной возбудимости. Бессонница определяется состоянием человека, если он не может погрузиться в сон в течение трех-четрыех часов, метается в постели, стараясь отыскать удобное положение тела.

Также человек может проснуться посередине ночи и лежать до утра с открытыми глазами. В некоторых случаях бессонница рассматривается как симптом какой-либо соматической патологии.

Лечение нервного возбуждения

Наиболее важным способом борьбы с нервным возбуждением или беспричинной тревогой, является поиск и лечение причины. Без лечения такое нервное возбуждение приводит к повышенному риску самоубийства .

Следующие меры помогут уменьшить волнение:

  • Спокойная обстановка.
  • Достаточное освещение.
  • Лекарства, такие как бензодиазепины, а в некоторых случаях, нейролептики.
  • Полноценный, качественный сон.
  • Смена привычной обстановки или окружения, например небольшой отпуск.
  • Хобби и увлечения.

Не зацикливайтесь слишком на своей тревоге, если это возможно. Как правило, это усугубляет проблему. Если ваш близкий человек находится в опасности причинения вреда себе или другим, по причине нервного возбуждения, или беспричинной тревоги, и нет других, менее ограничительных способов управления его поведением, используйте только жесткие ограничения .

Вопросы и ответы по теме "Нервное возбуждение"

У моего сына сына и.ч.м.т., нам пришлось уехать из Москвы, у сына нервное возбуждения весной и осенью, они с каждым годом все сильней, ему выписывали аминазин и ещё какое то лекарство, не помню какое, не посоветуете, что ещё ему можно давать, чтобы он успокоился
Назначать препараты может только лечащий врач. Основные рекомендации вы может прочитать в разделе " ". Кроме того, необходима работа с психотерапевтом.
Уже несколько месяцев у меня постоянная повышенная нервная возбудимость. Я нервничаю по поводу и без, а теперь уже нервничаю от самой боязни начать нервничать. На ЭЭГ: умеренно выраженные общие изменения биоэлектрической активности. Признаки ирритации структур ствола головного мозга. С какой вероятностью здесь можно говорить об органическом поражении мозга?
Выполнение инструментального обследования без показаний и гипердиагностический шабаш в описании данных обследования - путь к соматизации психических расстройств и невротизации нации. Общее правило: ЭЭГ нужна для диагностики эпилепсии. Исключения из этого правила крайне редки. Пример исключения – подозрения на смерть мозга. Последнее точно не Ваш случай! То, что написано в описании принято писать на норму. Нет данных за органическое поражение мозга. Лечение у психотерапевта.
Добрый день. Моему сыну 11 лет. Он очень агрессивен по отношению к младшей сестре и сверстникам. В школе учителя на него жалуются - сам не работает и другим мешает. Делаю замечания или ругаю начинает плакать. Вниманием и заботой не обделен. Посоветуйте какие успокоительные можно применять в 11 лет?
Перед применением успокоительных средств ребенка необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, для определения причины повышенной нервной возбудимости. Возможно необходимо будет пройти обследования и только после осмотра и получения результатов врач назначит вам корректное лечение, если такое будет необходимо.

Здесь наблюдается известная вариативность возникновения и развития эмоциональной реакции, но, как правило, на первой стадии происходит кумуляция эмоционального напряжения, которая в силу взаимодействия определенных личностных особенностей и ситуативных воздействий не находит отреагирования. Среди таких индивидуально-психологических особенностей можно назвать исходный низкий уровень гетероагрессивности и эмоциональной устойчивости, пониженный порог фрустрации, нетипичность внешне обвиняющих форм реагирования в конфликтных ситуациях, высокий уровень опосредованности поведения и самоконтроля, робость, нерешительность, сенситивность, склонность выражать агрессию (когда это необходимо) в социально допустимой форме. Указанные личностные особенности обусловливают, в условиях затяжного течения конфликтной фрустрирующей ситуации длительностью до нескольких лет и в ситуациях, которые блокируют прямые проявления агрессии (например, в сфере семейных отношений, или в строго регламентированных условиях военной службы), накопление эмоционального напряжения. Столь длительной кумуляции эмоционального напряжения способствуют и ограниченные ресурсы совладающего поведения, сводящиеся к различным психологическим механизмам мотивации «избегания»: уход из ситуации, суицидальные попытки и т. д. Механизм переживания преимущественно заключается в «терпении» , часто феноменологически протекающем в виде депрессии невротического уровня, что может сочетаться и с «вытеснением» и образованием «аффективных комплексов» , непосредственно связанных с фрустрирующей ситуацией. В результате эмоциональное напряжение достигает очень высокого уровня - более высокого, чем при кумулятивном аффекте. На этом фоне даже незначительные, иногда условные фрустрирующие воздействия могут вызвать пик эмоционального возбуждения, нарастание которого обычно более сглажено, чем у взрыва при физиологическом или кумулятивном аффекте, но на высоте пика возбуждения происходит типичное сужение сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием эмоциональных переживаний, связанных с ситуацией) и нарушение регуляции поведения. Третья фаза характеризуется психической и физической астенией.

Описанное эмоциональное состояние можно проиллюстрировать следующим примером. Военнослужащий Б. обвинялся в умышленном убийстве своего сослуживца К. Рос и развивался нормально, закончил 8 классов и СИТУ. Работал токарем. В возрасте 22 лет женился, на следующий год родился ребенок. Был призван в армию, в строительные войска, в возрасте 25 лет. В батальоне стал подвергаться издевательствам и избиениям со стороны сержанта К. и некоторых других старослужащих. Осуществил демонстративную попытку побега из части с целью привлечения внимания командования к применению к нему неуставных отношений, однако никаких мер командирами не было принято: ни его, ни его обидчиков не наказали, в другую часть его не перевели. В день происшествия Б. утром был избит сержантом К. за отказ чистить его сапоги, и последний пригрозил избить Б. еще сильнее вечером, после работы. Б. не мог работать, думал только о предстоящем избиении, ближе к вечеру принял решение уйти из части. Когда он вышел из строящегося здания, увидел спящего на траве сержанта К. В нем «поднялась злость и ненависть», он поднял лежащий на тропинке железный прут арматуры и нанес три удара по голове К. После этого бросил прут около убитого, убежал на речку и сидел там до тех пор, пока его не нашли. По показаниям свидетелей, «у него дрожали, тряслись руки», «он был бледный», «в глазах у него было тупое выражение».

Психологический анализ материалов уголовного дела и данных экспериментально-психологического исследования выявил, что протрагированная конфликтная ситуация в виде систематического унижения чести и достоинства со стороны К. являлась личностно значимой для Б., фрустрация усугублялась его повышенной чувствительностью, самолюбием, сознанием того, что он старше К., имеет сына. Психотравмирующие воздействия обусловили у Б. накопление эмоционального напряжения. Невозможность отреагирования эмоциональной напряженности определялась с одной стороны тем, что его действия (побег из части) не дали ожидаемых им результатов, а с другой - кумуляции напряжения способствовали такие его личностные особенности, как аффективная ригидность, склонность к застреванию на отрицательных переживаниях, восприятие этих ситуаций как трудноразрешимых, нерешительность. В день правонарушения после утреннего избиения эмоциональное напряжение достигло высокого уровня, сопровождалось доминирующим чувством страха, сосредоточением переживаний на предвосхищении угрозы, ощущением субъективной безвыходности. На фоне интенсивной эмоциональной напряженности с повышенной чувствительностью к повторным (реальным или потенциальным) фрустрирующим воздействиям у Б. при виде К. субъективно внезапно наступило эмоциональное возбуждение, на высоте которого он нанес удары прутом К. Его действия в этот момент импульсивно реализовали аффективно обусловленную цель избегания предстоящего избиения, явились отреагированием накопившегося эмоционального напряжения, сопровождались снижением контроля поведения, игнорированием возможных последствий своих действий, частичным сужением сознания с фрагментарностью восприятия (Б. не помнил точного количества ударов, их силу). Последующее поведение Б. было нецеленаправленным, состояние его характеризовалось явлениями психического истощения, астении.

На основании изложенного комиссия экспертов пришла к заключению, что эмоциональная реакция у Б. в момент совершения инкриминируемых ему деяний развивалась по механизму кумуляции эмоционального напряжения с последующим его отреагированием и не носила характера физиологического аффекта, однако эмоциональное возбуждение у Б. оказало существенное влияние на его сознание и поведение.

7.2.5. Эмоциональное напряжение,
оказывающее существенное влияние на сознание и поведение

Первая стадия протекает аналогично первой фазе эмоционального возбуждения - происходит кумуляция эмоциональной напряженности. Однако эмоциональное напряжение после каждого очередного фрустрирующего воздействия не сбрасывается (по В. Вундту , спад эмоционального напряжения сопровождается резким ростом эмоционального возбуждения), а все более нарастает и переходит во вторую фазу, которая не носит взрывного характера, а представляет собой как бы «плато» интенсивного эмоционального напряжения. По аналогии с моделью стресса Г. Селье , можно сказать, что стадия сопротивления организма (первая стадия) сменяется стадией истощения адаптационных возможностей или описанной в физиологии фазой «отрицательной эмоции» , которая может сопровождаться угнетением интеллектуальных функций при сохранении или даже повышении энергетических ресурсов. Обычно эти состояния характеризуются меньшей интенсивностью и силой переживаний, чем эмоциональное возбуждение, но при определенной констелляции личностных и ситуационных факторов, исчерпании ресурсов обладающего поведения и попыток субъекта адаптироваться к конфликтной стрессовой ситуации, эмоциональное напряжение может достигать такого уровня, когда нарушается процесс выбора цели действия, высвобождаются стереотипные автоматизированные движения, происходят ошибки в восприятии окружающей действительности . Иными словами, определенное взаимодействие личностных особенностей обвиняемых с ситуационными переменными обусловливает такой рост эмоциональной напряженности, который сопровождается частичным сужением сознания, снижением контроля и регуляции поведения. Следует отметить, что сужение сознания выражается не столько в фрагментарности восприятия, сколько в доминировании аффектогенной мотивации, носящей сверхзначимый, сверхценный характер и обусловливающей затруднения в осмыслении и понимании окружающего. Она же редуцирует борьбу мотивов, нарушает оценочные, прогностические и контролирующие функции человека. Третья стадия характеризуется выраженным физическим и психическим истощением.

Характерным примером может служить дело военнослужащего К., обвиняемого в умышленном убийстве фельдшера Ф. Из материалов уголовного дела, медицинской документации, показаний подсудимого и свидетелей в судебном заседании известно, что раннее развитие без заметных отклонений был скромным, послушным, подчиняемым, не очень общительным, жалостливым, добрым, слабым по характеру, трусливым, стремился избегать конфликтных ситуаций, не мог постоять за себя в случае необходимости, был аккуратным и очень чистоплотным. Попав в армию, стал нерасторопным, не следил за собой, личную гигиену не соблюдал. Через некоторое время начал стационарно лечиться в медпункте части по поводу флегмоны ноги. Ф. заставлял К. делать самую грязную работу, каждую ночь выполнять обязанности дневального, при отказах избивал. Свидетели показывали, что в этот период К. выглядел мрачным, угнетенным, замученным, подавленным. За неделю до правонарушения Ф. дал закурить ему самодельную сигарету с наркотиком, после чего, воспользовавшись беспомощным состоянием К., совершил насильственный акт мужеложества. После этого К. переживал чувство страха, обиды, боялся огласки. В день правонарушения К. был вновь изнасилован Ф. и неизвестным ему «гражданским» в кабинете начмеда. Испытывал чувство унижения, оскорбления, подавленность и страх. Решил покончить жизнь самоубийством, пошел искать веревку в месте хранения инструментов, но ее не нашел. Увидел там гаечный ключ, и возникла мысль убить обидчиков. Вернулся в кабинет, подошел к спящему Ф. и нанес ему удар ключом по голове. После этого ключ выпал из рук, его трясло, возникла мысль: «Откуда кровь?». В это время ему показалось, что Ф. «еще хрипит». Перенес тело Ф. в блиндаж, где с помощью брючного ремня потерпевшего подвесил его за шею к трубе. Смерть Ф. наступила от механической асфиксии. К. вернулся в палату и заснул. Через час его разбудили, об убийстве вспомнил только тогда, когда стали искать Ф.

Экспертно-психологическое исследование выявило, что после призыва на военную службу у К. наступила социальная дезадаптация, сопровождающаяся заострением его личностных черт, появлением регрессивных форм поведения, ограничением круга общения, снижением активности. В период стационарного лечения на фоне дезадаптации, соматического неблагополучия, астенизации, связанной с недосыпанием в результате систематических психотравмирующих воздействий со стороны Ф., у К. происходило накопление эмоциональной напряженности. Присущие К. особенности личности препятствовали непосредственному отреагированию напряженности, повышая чувствительность к вновь возникающим фрустрирующим воздействиям по механизму «порочного круга». Противоправные действия потерпевшего привели к такому усилению эмоциональной напряженности К. (с выраженным страхом, обидой, чувством унижения, сосредоточением эмоциональных переживаний на угрозе возможного повторения случившегося и боязни огласки), что наступило частичное сужение сознания с ощущением субъективной безысходности, суицидальными намерениями в сочетании с доминированием аффективно обусловленной мотивации достичь «ликвидации» сложившейся личностно непереносимой ситуации. Сознание К. с этого момента фиксировалось исключительно на реализации возникшей сверхзначимой мотивации. Это резко нарушило процесс целеполагания и ограничило субъективные представления о возможных способах разрешения сложившейся ситуации, привело к импульсивности принятия решения «убить Ф». Его последующие действия - нанесение удара ключом, перенос тела потерпевшего и последующее удушение последнего - реализовывало аффективно обусловленную цель, сопровождалось ограничением адекватной оценки своих действий и прогностических функций (парциальной некритичностью), резким снижением самоконтроля и появлением несвойственной его личностной структуре брутальной агрессии. Последующее поведение К. характеризуется дезорганизацией, истощением, с последующим сном.

Комиссия экспертов пришла к заключению, что состояние К. в тот период следует квалифицировать как выраженное эмоциональное напряжение, оказавшее существенное влияние на его сознание и поведение и ограничившее возможность осознания значения своих действий и их контроля, регуляции.

Из сказанного ясно, что если экспертно-психологическая квалификация вариантов физиологического аффекта приводит к юридической квалификации «внезапно возникшего состояния аффекта, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего», то диагностика кумулятивного аффекта, а также состояния эмоционального возбуждения или напряжения, оказывающего существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого, может быть соотнесена и с «внезапно возникшим состоянием аффекта, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего».

Таким образом, судебно-экспертное заключение о наличии состояния аффекта должно основываться на психологической квалификации тех эмоциональных реакций и состояний, которые существенным образом ограничивают способность обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять их произвольный волевой контроль. При этом эксперт-психолог должен проводить дифференциальную диагностику между аффектом и эмоциональными состояниями, не достигающими степени выраженности аффекта и не оказывающими существенное влияние на сознание и поведение.

В компетенцию эксперта-психолога входит ответ на вопрос судебно-следственных органов о наличии у обвиняемого в момент совершения правонарушения состояния аффекта. Утвердительный ответ на данный вопрос, возможный при экспертном установлении физиологического аффекта и его вариантов (кумулятивного аффекта и аффекта на фоне легкого алкогольного опьянения) или эмоционального состояния (возбуждения, напряжения), оказывающего существенное влияние на сознание и деятельность обвиняемого, имеет определенное юридическое значение - квалификацию преступления по статьям УК РФ, предусматривающих смягчение наказания.

Эмоциональное возбуждение – это состояние человека, которое возникает в результате чрезмерной активации нервной системы. Что еще мы знаем об эмоциях? Что далеко не всегда можно определить внешне по человеку, что он испытывает всплеск каких-либо эмоций, к которым относятся радость, гнев, восторг, удивление, расстройство и т.д... В таком состоянии очень сложно принимать какие-либо решения. Наверняка, многим знакомо ощущение, когда трудно определиться с выбором покупки или подобрать подходящие слова в той или иной ситуации. К чему же еще приводит сильное эмоциональное возбуждение, признаки его какие и как снять его? Поговорим на эту тему дальше.

По словам ученых нейрофизиологов, в организме человека присутствует вещество, при нормальном уровне которого эмоциональное возбуждение также снижается. В спокойном и уравновешенном состоянии можно легко рассуждать, выражать конкретную мысль, принимать решения. Взбудораженному или разозленному сделать это гораздо сложнее, хотя в большинстве случаев поведение также может меняться. В состоянии гнева часто повышается решительность, смелость.

Признаки эмоционального возбуждения

Ярко выраженным подтверждением присутствия такого состояния являются:

Повышенное потоотделение;
Участившееся дыхание и изменение глубины вдохов-выдохов;
Приток крови к голове;
Повышение артериального давления;
Учащенный пульс.

Состояние эмоционального возбуждения провоцируется так называемыми стрессовыми факторами. Они могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от отношения человека к происходящему. Обычно такие реакции длятся от нескольких минут до часа. Все зависит от предмета, человека или ситуации, которые спровоцировали всплеск эмоций. К примеру, многим знакомо состояние радости от услышанной долгожданной приятной новости, испуг от резкого звука или крика, пережитое событие (авария, заключение выгодной сделки, свадьба и т.д..) Для каждого уровень возбуждения абсолютно индивидуален в силу физиологических различий каждого человека.

Кстати, нередко бывает так, что человек сам не может выяснить причину всплеска своих эмоций. С другой стороны, некоторые факторы, вызвавшие эмоциональное возбуждение, могут оказывать и длительное воздействие. Например, влюбленность или наоборот ненависть к конкретному лицу, - это те чувства, которые при каждой личной встрече или даже просто упоминании могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Психологи определяют первые и вторые состояния как кратковременные или устойчивые.

Как снять эмоциональное возбуждение?

Большинству из нас на ум сразу же приходят современные продукты фармацевтической отрасли. Действительно, существует немало качественных препаратов, которые позволяют справиться с разбушевавшимися эмоциями. Они могут стабилизировать нервно-психическую и эмоциональную устойчивость, но нередко вызывают привыкание и далеко не всегда являются безопасными для здоровья. Все-таки, психотропные препараты лучше не начинать использовать без консультации врача.

Психологи советуют первым делом при эмоциональном всплеске переключиться. Это один из популярных способов тренировки психо-эмоционального равновесия. Например, можно переключиться на другой вид деятельности, заняться абсолютно противоположным по характеру делом. Идеальный вариант – занятие спортом. Оно позволяет восстановить и привести в порядок нервную систему.

Второй способ, по мнению психологов, - найти способ вызвать эмоцию противоположного значения. Это рекомендуется делать при возникновении негативных переживаний: нужно научиться быстро переключиться на любое позитивное событие. Это называется физическо-эмоциональной тренированностью. Такие навыки создают предпосылки для быстрой мобилизации резервов всего организма в целях борьбы с перевозбуждением. Необходимость в тренированности подобного уровня самоконтроля возникает у людей, которым необходимо уметь быстро принять решение, выполнить то или иное действие, мгновенно сориентироваться (например, водители) в стрессовой ситуации. Кроме того, это один из факторов стабильной работоспособности и стрессоустойчивости.

Цветотерапия как способ снять эмоциональное возбуждение

Влияние цвета на организм и психологию человека известно давно. Так вот в зависимости от того, негативные или положительные эмоции приходится переживать, можно использовать быстрый способ успокоиться и взять себя в руки. Найдите перед глазами предметы или фоны спокойных оттенков, если вам нужно успокоиться: фиолетовые, синие или голубые цвета. Если всплеск эмоций вызван негативными эмоциями, переживаниями, злостью, гневом, то внимание нужно сосредоточить на бодрящих и теплых оттенках: красном, оранжевом, желтом.

Умение владеть собой в любых возникающих вокруг ситуациях позволяет избежать более серьезных последствий – нервного стресса и невроза. Для успешных тренировок необходим здоровый сон в достаточном количестве, а также не разовые, а регулярные занятия спортом. Но это вовсе не означает, что все свои эмоции нужно всегда держать в себе. Выплескивать их обязательно нужно, но делать это без последующего вреда для себя и опасности для окружающих.

Также изучите Трансерфинг Зеланда, предлагаемое им позитивное мышление или законы притяжения.

Народные средства

Чрезмерное эмоциональное возбуждение, сильный всплеск чувств можно успокоить используя листья мяты перечной в виде настоя: залейте столовую ложку сухих мятных листьев стаканом кипятка, дайте настояться полчаса, процедите и пейте вместо чая. Можно принимать такое средство на ночь или по три раза в течение всего дня.

Чтобы наоборот взбодрить и тонизировать нервную систему, таким же способом приготовить настой из базилика. Средство можно употреблять с медом или сахаром по вкусу, но не больше, чем по половине стакана дважды в день.

Учитесь владеть собой, мыслить позитивно и избегать состояний, которые вредны для здоровья. Заменяйте негативные чувства позитивными и вы заметите, как жизнь окрашивается в красивые и яркие цвета!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!