Как сделать морфемный и морфологический разбор слова. Что такое морфологический разбор слова на конкретных примерах

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Морфологический разбор слова – один из самых распространенных видов анализа. Чтобы успешно сдавать экзамены по русскому языку, нужно научиться делать морфологический разбор грамотно.

Морфологический разбор – это разбор слова как части речи. Цель морфологического разбора – определить, к какой части речи относится данное слово и доказать свое предположение.

Если в тексте вы видите, что какое-то слово помечено цифрой 3, значит, вам необходимо сделать данный вид анализа. Морфологический разбор состоит из трех частей:

1. Выписать слово в той форме, в которой оно употреблено в предложении. Определить, к какой части речи относится это слово. Поставить слово в начальную форму.

2. Перечислить все грамматические признаки слова. Сначала перечисляются постоянные признаки, затем – непостоянные.

3. Указать, каким членом предложения является слово.

По указанному плану разбираются все части речи русского языка. Но поскольку части речи имеют разные грамматические признаки, то конкретная схема разбора существительного, прилагательного, глагола и других категорий будет отличаться.

Морфологический разбор существительного

1. Обозначает предмет. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное, род, склонение.

Непостоянные признаки: число, падеж.

3. В предложении может выполнять роль подлежащего, дополнения, именной части составного глагольного сказуемого, определения, обстоятельства.

Морфологический разбор прилагательного

1. Обозначает признак предмета. Начальная форма – именительный падеж мужского рода единственного числа.

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Для качественных прилагательных – степень сравнения, полная или краткая форма.

3. В предложении обычно выполняет роль определения или именной части составного именного сказуемого, но может быть любым членом предложения.

Морфологический разбор местоимения

2. Постоянные признаки: разряд.

Непостоянные признаки: род, число, падеж. Важно учитывать, что местоимения различных разрядов изменяются по-разному. У всех местоимений есть один непостоянный признак – это падеж. По родам изменяются не все местоимения, для личных число является постоянным признаком.


3. В предложении местоимение может выполнять любую роль, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением или определением.

Морфологический разбор числительного

1. Начальная форма – именительный падеж.

2. Постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное), разряд по структуре (простое, составное или сложное).

Непостоянные признаки: род, число, падеж, если есть.

Морфологический разбор глагола

1. Начальная форма (неопределенная форма, инфинитив) отвечает на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»

2. Постоянные признаки: вид (совершенный-несовершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный-невозвратный), спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время (если есть), число, лицо (если есть), род (если есть).

3. может выполнять роль любого члена предложения, но чаще всего является сказуемым.

Морфологический разбор причастия

1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.

2. Постоянные признаки: залог, вид, время.

Непостоянные признаки: полная или краткая форма, род, число, падеж.

3. В предложении причастия чаще всего выполняют роль определения.

Морфологический разбор деепричастия

1. Неизменяемая форма глагола

2. Признаки глагола: вид, переходность, возвратность.

Признаки наречия: неизменяемость.

3. Синтаксическая функция – обстоятельство.

Морфологический разбор наречия

1. Неизменяемое слово.

2. Постоянные признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть).

Непостоянные признаки отсутствуют.

3. В предложении наречие выступает в роли обстоятельства, именной части составного именного сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.


Чтобы научиться делать морфологический разбор, необходимо знать особенности каждой части речи, ее грамматические признаки, уметь определять синтаксическую роль слова в предложении.

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

Андрей

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Самой большой проблемой для учащихся является морфологический анализ (разбор) слова. Это можно объяснить тем, что части речи изучаются на протяжении нескольких лет, и их признаки вылетают из головы. Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы - планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

Учащимся не нужно обращаться к разным учебникам, чтобы вспомнить многие правила. Эта памятка пригодится не только в 5-7 классах, но и при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.

Ганус Антонина Валентиновна, 30.03.2018

2914 229

Содержимое разработки

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

    собственное или нарицательное,

    одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),

    род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),

    склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

несклоняемые (неизменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки:

    в … числе (ед., мн. ),

    в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ).

И. Кто? Что? В. Кого? Что? Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем? Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (может быть в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

    в степени сравнения (для качественных);

    в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,

    в … падеже (для полной формы),

    в …числе (ед., мн.),

    в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА .

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

    вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),

    спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),

    возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),

    переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки: (!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова)

    в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),

    в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),

    в … числе (ед., мн.),

    в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО .

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н .Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

    разряд по структуре (простое/сложное/составное),

    разряд по значению (количественное + подразряд (целое/дробное/собирательное)/ порядковое ),

    особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .

5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .

40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .

тысяча скл., как сущ.1 скл.

миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .

сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.

сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • число (если есть),

    род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ .

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

    разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)

    разряд по значению с доказательством:

личное , т.к. указ. на лицо;

возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;

притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;

вопросительное , т.к. указ. на вопрос;

относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;

неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,

отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;

определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.

    лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • число (если есть),

    род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ .

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

)

Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ .

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?), места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?), причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

    действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).

    вид (совершенный – что с делавший? несовершенный – что делавший?).

    возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).

    время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

    полная (какой?) или краткая форма (каков?) (только для страдательных).

    падеж (только для причастий в полной форме).

    число (ед., мн).

    род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ .

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

    Неизменяемая часть речи.

    Вид (совершенный – что с делав?/несовершенный – что делая?).

    Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор СОЮЗА .

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: и, а, но… потому что… ).

    Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)

    Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА .

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

    Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).

    Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).

    Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ .

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

    Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).

    Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ .

I. Часть речи – межд, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию.

II. Признаки:

III. Не является членом предложения.

14. Морфологический разбор ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА .

I. Часть речи – зв/п.слово, т.к. передаёт звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!