Минское художественное училище. Знаменитая «Глебовка» обзавелась собственной художественной галереей

История колледжа

Минское художественное училище было основано в 1947 году

После Великой Отечественной войны в Беларуси не осталось ни одного художественного учебного заведения. И в 1947 году всё началось заново с открытия Минского художественного училища, которое стало центром художественной жизни Беларуси.

Белорусские соотечественники, выпускники художественных академий Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и Москвы заложили основу белорусской национальной художественной школы. Первые выпускники Минского художественного училища продолжали учиться в Ленинграде и Москве, а с 1953 года - и на художественном факультете Белорусского государственного театрально-художественного института (ныне Белорусская государственная академия искусств). Многие из наших выпускников продолжают учёбу в зарубежных академиях.

Минское художественное училище с 1969 года носит имя известного белорусского художника и педагога Алексея Константиновича Глебова .

Среди выпускников колледжа – Народные художники Беларуси : Михаил Андреевич САВИЦКИЙ , Май Вольфович ДАНЦИГ , Виктор Александрович ГРОМЫКО , Арлен Михайлович КАШКУРЕВИЧ , Леонид Дмитриевич ЩЕМЕЛЁВ , Георгий Георгиевич ПОПЛАВСКИЙ , Иван Якимович МИСКО , Лев Николаевич ГУМИЛЕВСКИЙ , Анатолий Васильевич БАРАНОВСКИЙ , Василий Петрович ШАРАНГОВИЧ и многие другие, получившие международное признание.

Почти пятнадцать поколений художников сформировали определённый стиль и отличительные черты белорусской живописи, графики, скульптуры.

Главными преимуществами нашего учебного заведения всегда были поддержание классических традиций и сочетание профессиональных навыков с современными творческими решениями.

В 2011 году училище было переименовано в колледж.

Сегодня Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова - старейшее в стране среднее специальное (профессиональное) художественное учебное заведение, центр подготовки специалистов среднего звена в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Мы активно участвуем в культурной жизни не только Беларуси, но и других стран

Колледж является учредителем международного конкурса изобразительного искусства «КрасаWEEK ». За много лет конкурс увеличил свою географию и количество участников - более 100 художественных школ, студий, колледжей из Беларуси, России, Казахстана, Украины, Литвы, Латвии, Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, Словении, Молдовы, Сербии, Армении, Ирана, Индии, Шри-Ланки, Китая, Тайваня, Таиланда, США.

Юные художники получают возможность продемонстрировать свои способности авторитетному жюри и выставить свои работы на суд зрителей в столице Беларуси.

В 2013 и 2016 годах на базе колледжа проводились очные этапы X и XI Республиканских открытых художественных конкурсов .

Учащиеся колледжа неоднократно становились лауреатами и призёрами конкурсов, проводимых в России, Польше, Германии, Эстонии, Болгарии.

Впервые в 2015 году учащаяся колледжа Кабанович Ангелина Владимировна приняла участие в составе команды Республики Беларусь в X молодёжных Дельфийских играх государств-участников СНГ , где завоевала бронзовую медаль. В 2017 учащаяся колледжа Гончарук Лия Владимировна стала победительницей XII молодёжных Дельфийских игр государств-участников СНГ , заняв I место в номинации «Изобразительное искусство».

Таких как «Мой другой» (2014), «In memorian» (2015) Польша, г. Лодзь, IV Международная студенческая научно-практическая конференция «Социокультурное и профессиональное становление личности в современном мире», которая была посвящена юбилейной дате, 250-летию Государственного Эрмитажа (2014), V студенческая научно-практическая конференция «Мировое культурное наследие как источник познания и творчества» (2015), конкурс творческих работ «Портрет живого слова» (2015) Россия, Санкт-Петербург, творческий конкурс «Рождественская волна Балтии» Эстония, г. Таллин (2014), конкурс в рамках международного пленэра «Город на Эльбе» Германия, Дрезден (2015).

Значительно расширилась география пленэров , сегодня это не только историко-культурные места Беларуси такие как Несвиж, Полоцк, Гродно, но и международные пленэры: Карпаты (Украина), «Волна идей» (Болгария, г. Кранево), «Человек и природа» (Болгария, г. Варна), «Межкультурные исследования в искусстве» в г. Лодзь (Польша), пленэр на родине И. Н. Крамского среди студентов художественных училищ России и стран СНГ (Воронеж, Россия), пленэр в г. Смижаны в рамках Международного фестиваля «Словацкий рай» (Республика Cловакия), международный художественный пленэр «Культура на границе» (Польша), пленэр международного биеннале «Oskar Ostrava 2015», Чехия.

Разработаны и реализованы образовательные программы с целью ознакомления с шедеврами мирового искусства, углубления знаний по профильным дисциплинам: «Шедевры Санкт-Петербурга», «Германия как сокровищница шедевров мирового искусства».

Колледж активно сотрудничает с учебными заведениями Польши и России. В 2014 году нами был организован и проведён международный пленэр «Диалоги» в Центральном ботаническом саду Национальной академии наук Беларуси и на площадке музея «Ружанский дворцовый комплекс Сапег» совместно с учащимися Российского колледжа традиционной культуры г. Санкт-Петербурга и Комплекса государственных художественных школ имени Т. Маковского в Лодзи (Польша). В 2015 году эти же учебные заведения принимали участие в международном пленэре на территории Республики Польша.

На базе колледжа организовываются встречи с представителями иностранных государств. В 2015 году проведены мастер-классы по книжной иллюстрации французской художницей Доминик Корбасьён, по батику преподавателями Российского колледжа традиционной культуры г. Санкт-Петербурга Костиной Ю. В. и Самининой Е. С., творческая встреча с советником по культуре посольства Франции Эльзой Пиньоль.

Колледж активно организует выставки работ учащихся и педагогов в Музее истории города Минска, Национальной библиотеке Республики Беларусь, библиотеке Янки Купалы (Минск), Польше, Национальном театре белорусской драматургии, Новом драматическом театре.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

УО «Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова» (МГХК имени А. К. Глебова)
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Оригинальное название
Год закрытия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реорганизован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год реорганизации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Проректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Директор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Начальник

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Студентов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Преподавателей

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расположение

Белоруссия 22x20px Белоруссия

Метро

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Адрес
Сайт
Логотип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

К:Учебные заведения, основанные в 1947 году Координаты :

Среди выпускников колледжа - художники , скульпторы и педагоги Республики Беларусь Михаил Савицкий , Май Данциг , Виктор Громыко , Арлен Кашкуревич , Леонид Щемелёв , Георгий Поплавский, Юрий Выходцев , Адам Глобус , Сергей Бондаренко и другие, получившие международное признание. Колледжу присвоено имя белорусского художника и педагога Алексея Константиновича Глебова , выпускника Витебского художественного училища - исторического предшественника Минского государственного художественного колледжа.

Местонахождение

С исчезновением СССР и созданием в Европе нового государства - независимой Республики Беларусь в 1992 году училище преобразовано в Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова .

Персоналии

Народные художники Республики Беларусь - выпускники колледжа

  • Виктор Громыко
  • Георгий Поплавский

Преподаватели

  • Шевченко, Аким Михайлович - преподаватель живописи, 1947-1959 годы
  • Выходцев, Юрий Фёдорович - рисунок, станковая живопись, -1986 годы
  • Мозолёв, Александр Петрович - живопись, графика
  • Цуканов, Сергей Максимович - директор и преподаватель, 1969-1975 годы

Учащиеся колледжа разных годов

  • Леонид Давиденко - белорусский советский скульптор, живописец, график, педагог.
  • Юрий Карачун - художник, искусствовед, директор Национального художественного музея Беларуси в 1977-1997 годах.
  • Виктор Копач - белорусский скульптор, учился с 1986 по 1990 год.
  • Максим Петруль - белорусский скульптор.
  • Андрей Сидоренко - художник.
  • Георгий Скрипниченко - белорусский художник-сюрреалист.
  • Андрей Шеллюто - художник и дизайнер.

Напишите отзыв о статье "Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова"

Примечания

Литература

  • Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.10: Малайзія - Мугараджа / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. - Мн.: БелЭн, 2000. - Т. 10. - С. 412. - 544 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0169-9 (т. 10) (белор.)
  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма - Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. - Мн.: БелСЭ, 1986. - С. 552-553. - 751 с. - 9500 экз. (белор.)

Ссылки

  • // «Культура», № 50 (816) / 15 - 21.12.2007 г. (белор.)

Отрывок, характеризующий Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова

Мне было очень жаль, что она прервала это волшебно-текущее повествование!.. Но добрая, эмоциональная Стелла видимо не в состоянии была спокойно выдержать такую сногсшибательную новость...
Изидора ей лишь светло улыбнулась... и мы увидели уже другую, но ещё более потрясающую, картинку...
В дивном мраморном зале кружилась хрупкая черноволосая девчушка... С лёгкостью сказочной феи, она танцевала какой-то причудливый, лишь ей одной понятный танец, временами вдруг чуть подпрыгивая и... зависая в воздухе. А потом, сделав замысловатый пирует и плавно пролетев несколько шагов, опять возвращалась назад, и всё начиналось с начала... Это было настолько потрясающе и настолько красиво, что у нас со Стеллой захватило дух!..
А Изидора лишь мило улыбалась и спокойно продолжала дальше свой прерванный рассказ.
– Моя мама была потомственной Ведуньей. Она родилась во Флоренции – гордом, свободном городе... в котором его знаменитой «свободы» было лишь столько, насколько могли защитить её, хоть и сказочно богатые, но (к сожалению!) не всесильные, ненавидимые церковью, Медичи. И моей бедной маме, как и её предшественницам, приходилось скрывать свой Дар, так как она была родом из очень богатой и очень влиятельной семьи, в которой «блистать» такими знаниями было более чем нежелательно. Поэтому ей, так же как, и её матери, бабушке и прабабушке, приходилось скрывать свои удивительные «таланты» от посторонних глаз и ушей (а чаще всего, даже и от друзей!), иначе, узнай об этом отцы её будущих женихов, она бы навсегда осталась незамужней, что в её семье считалось бы величайшим позором. Мама была очень сильной, по-настоящему одарённой целительницей. И ещё совсем молодой уже тайно лечила от недугов почти весь город, в том числе и великих Медичи, которые предпочитали её своим знаменитым греческим врачам. Однако, очень скоро «слава» о маминых «бурных успехах» дошла до ушей её отца, моего дедушки, который, конечно же, не слишком положительно относился к такого рода «подпольной» деятельности. И мою бедную маму постарались как можно скорее выдать замуж, чтобы таким образом смыть «назревающий позор» всей её перепуганной семьи...
Было ли это случайностью, или кто-то как-то помог, но маме очень повезло – её выдали замуж за чудесного человека, венецианского магната, который... сам был очень сильным ведуном... и которого вы видите сейчас с нами...
Сияющими, повлажневшими глазами Изидора смотрела на своего удивительно отца, и было видно, насколько сильно и беззаветно она его любила. Она была гордой дочерью, с достоинством нёсшей через века своё чистое, светлое чувство, и даже там, далеко, в её новых мирах, не скрывавшей и не стеснявшейся его. И тут только я поняла, насколько же мне хотелось стать на неё похожей!.. И в её силе любви, и в её силе Ведуньи, и во всём остальном, что несла в себе эта необычайная светлая женщина...
А она преспокойно продолжала рассказывать, будто и не замечая ни наших «лившихся через край» эмоций, ни «щенячьего» восторга наших душ, сопровождавшего её чудесный рассказ.
– Вот тогда-то мама и услышала о Венеции... Отец часами рассказывал ей о свободе и красоте этого города, о его дворцах и каналах, о тайных садах и огромных библиотеках, о мостах и гондолах, и многом-многом другом. И моя впечатлительная мать, ещё даже не увидев этого чудо-города, всем сердцем полюбила его... Она не могла дождаться, чтобы увидеть этот город своими собственными глазами! И очень скоро её мечта сбылась... Отец привёз её в великолепный дворец, полный верных и молчаливых слуг, от которых не нужно было скрываться. И, начиная с этого дня, мама могла часами заниматься своим любимым делом, не боясь оказаться не понятой или, что ещё хуже – оскорблённой. Её жизнь стала приятной и защищённой. Они были по-настоящему счастливой супружеской парой, у которой ровно через год родилась девочка. Они назвали её Изидорой... Это была я.
Я была очень счастливым ребёнком. И, насколько я себя помню, мир всегда казался мне прекрасным... Я росла, окружённая теплом и лаской, среди добрых и внимательных, очень любивших меня людей. Мама вскоре заметила, что у меня проявляется мощный Дар, намного сильнее, чем у неё самой. Она начала меня учить всему, что умела сама, и чему научила её бабушка. А позже в моё «ведьмино» воспитание включился и отец.
Я рассказываю всё это, милые, не потому, что желаю поведать вам историю своей счастливой жизни, а чтобы вы глубже поняли то, что последует чуть позже... Иначе вы не почувствуете весь ужас и боль того, что мне и моей семье пришлось пережить.
Когда мне исполнилось семнадцать, молва обо мне вышла далеко за границы родного города, и от желающих услышать свою судьбу не было отбоя. Я очень уставала. Какой бы одарённой я не была, но каждодневные нагрузки изматывали, и по вечерам я буквально валилась с ног... Отец всегда возражал против такого «насилия», но мама (сама когда-то не смогшая в полную силу использовать свой дар), считала, что я нахожусь в полном порядке, и что должна честно отрабатывать свой талант.
Так прошло много лет. У меня давно уже была своя личная жизнь и своя чудесная, любимая семья. Мой муж был учёным человеком, звали его Джироламо. Думаю, мы были предназначены друг другу, так как с самой первой встречи, которая произошла в нашем доме, мы больше почти что не расставались... Он пришёл к нам за какой-то книгой, рекомендованной моим отцом. В то утро я сидела в библиотеке и по своему обычаю, изучала чей-то очередной труд. Джироламо вошёл внезапно, и, увидев там меня, полностью опешил... Его смущение было таким искренним и милым, что заставило меня рассмеяться. Он был высоким и сильным кареглазым брюнетом, который в тот момент краснел, как девушка, впервые встретившая своего жениха... И я тут же поняла – это моя судьба. Вскоре мы поженились, и уже никогда больше не расставались. Он был чудесным мужем, ласковым и нежным, и очень добрым. А когда родилась наша маленькая дочь – стал таким же любящим и заботливым отцом. Так прошли, очень счастливые и безоблачные десять лет. Наша милая дочурка Анна росла весёлой, живой, и очень смышлёной. И уже в её ранние десять лет, у неё тоже, как и у меня, стал потихонечку проявляться Дар...
Жизнь была светлой и прекрасной. И казалось, не было ничего, что могло бы омрачить бедой наше мирное существование. Но я боялась... Уже почти целый год, каждую ночь мне снились кошмары – жуткие образы замученных людей и горящих костров. Это повторялось, повторялось, повторялось... сводя меня с ума. Но больше всего меня пугал образ странного человека, который приходил в мои сны постоянно, и, не говоря ни слова, лишь пожирал меня горящим взором своих глубоких чёрных глаз... Он был пугающим и очень опасным.
И вот однажды оно пришло... На чистом небосводе моей любимой Венеции начали собираться чёрные тучи... Тревожные слухи, нарастая, бродили по городу. Люди шептались об ужасах инквизиции и, леденящих душу, живых человеческих кострах... Испания уже давно полыхала, выжигая чистые людские души «огнём и мечом», именем Христа... А за Испанией уже загоралась и вся Европа... Я не была верующей, и никогда не считала Христа Богом. Но он был чудесным Ведуном, самым сильным из всех живущих. И у него была удивительно чистая и высокая душа. А то, что творила церковь, убивая «во славу Христа», было страшным и непростительным преступлением.
Глаза Изидоры стали тёмными и глубокими, как золотая ночь. Видимо всё приятное, что подарила ей земная жизнь, на этом заканчивалось и начиналось другое, страшное и тёмное, о чём нам скоро предстояло узнать... У меня вдруг резко «засосало под ложечкой» и стало тяжело дышать. Стелла тоже стояла притихшая – не спрашивала своих обычных вопросов, а просто очень внимательно внимала тому, о чём говорила нам Изидора.
– Моя любимая Венеция восстала. Люди возмущённо роптали на улицах, собирались на площадях, никто не желал смиряться. Всегда свободный и гордый город не захотел принимать священников под своё крыло. И тогда Рим, видя, что Венеция не собирается перед ним склоняться, решил предпринять серьёзный шаг – послал в Венецию своего лучшего инквизитора, сумасшедшего кардинала, который являлся самым ярым фанатиком, настоящим «отцом инквизиции», и с которым не считаться было никак нельзя... Он был «правой рукой» римского Папы, и звали его Джованни Пиетро Караффа... Мне тогда было тридцать шесть лет...

Чтобы сотворить шедевр, одного лишь вдохновения недостаточно. Требуется знание техники, широкий кругозор и умение мыслить. В одиночку изучить мировую и национальную культуру и раскрыть свой потенциал не всегда возможно. Помощь рядом: в Минском государственном художественном колледже имени А. К. Глебова и научат, и подскажут, и вдохновят. О том, какие есть специальности и как проходит обучение, рассказал директор колледжа Шантарович Александр Валерьевич .

– Александр Валерьевич, какие специальности есть в колледже?
– У нас 4 специальности: «Дизайн», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство». Все они популярны, об этом говорит конкурс, который образуется у нас в последние годы. В прошлом году, к примеру, на бюджетное обучение по специальности «Дизайн», претендовало 7,8 человека. В среднем конкурс по всем четырем специальностям составляет в последние несколько лет 3-3,5 человека на место. Более того: даже на платное обучение поступают не все желающие.
Сегодня очень популярен дизайн. Поэтому на соответствующую специальность набираем больше всего учащихся: 26 человек. Здесь преобладает платная форма получения образования: на бюджете учится всего 4-5 человек из группы.
В последние годы вырос интерес к живописи. В этом году мы набираем 16 человек. Конкурс в прошлом году был очень высок, и это радует. Большинство учится на бюджете, на платной основе обучается всего
4-6 человек.
Несколько лет назад были проблемы со специальностью «Скульптура». Мы с трудом набирали группы по этой специальности. Но уже в прошлом году конкурс был 2 человека на место, а сегодня, анализируя нашу работу с потенциальными абитуриентами, мы думаем, он будет еще выше.
В рамках специальности «Декоративно-прикладное искусство» мы занимаемся обработкой дерева. На этой специальности учится всего 5 человек, поэтому они всегда находят места для распределения.
Кстати, обучаться специальностям «Скульптура» и «Декоративно-прикладное искусство» в нашем колледже можно только на бюджетной основе.

– Как проходит вступительная кампания?
– Чтобы поступить в художественный колледж, нужно сдать творческий экзамен. Он состоит из трех этапов. Тем, кто поступает на специальности «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн», надо сдать вступительный экзамен, который включает в себя испытания по рисунку, живописи, композиции (станковой, если поступать на специальность «Живопись», и декоративную, если на специальности «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство»).
Тем, кто поступает на специальность «Скульптура», предстоит испытание по рисунку, скульптуре и скульптурной композиции.
Чтобы подготовиться к экзаменам, абитуриенты могут пройти обучение на подготовительных курсах, которые работают у нас в течение всего учебного года и в течение месяца перед вступительными испытаниями. Есть также Дни открытых дверей, тренировочные мастер-классы. Мы приглашаем абитуриентов и в условиях мастерской проводим репетиционные экзамены по всем трем дисциплинам. Кроме того, на сайте колледжа можно познакомиться с требованиями, которые предъявляются к вступительным работам, и с программой вступительных испытаний.

Практические занятия по живописи

– Как проходят занятия в колледже?
– Все дисциплины, связанные со специальностью, носят практический характер. Обучая рисунку и живописи, мы начинаем с натюрмортов. Потом постепенно усложняем задачу и приводим учащихся к самому сложному – изображению человеческой фигуры.
Наши коллеги по подготовке музыкантов, танцоров, артистов обучают будущих исполнителей, задача которых – уметь исполнять чужое произведение. А каждый наш выпускник – сам композитор, потому что он творит свое произведение. Поэтому недостаточно научить технике и технологии, поставить руку, развить глаз. Нужно настолько развить мышление, сознание, чтобы человек мог сам придумать произведение и передать свою мысль на холсте или в материале. Это в разы сложнее.
Этому сложно научить. Но это возможно, если учитель, который разбирается в своем деле, объединится с учащимся, который хочет получить знания. И тогда все получится.
Поэтому у нас есть дополнительные занятия, направленные на развитие потенциала учащегося и на становление профессиональных навыков. Мы организовываем большое количество выездных пленэров. Каждый год 31 августа наши первокурсники садятся в автобусы и выезжают на свой первый пленэр. Традиционно мы едем в Несвиж.
Также мы организуем большое количество выставок и по городу, и по стране. Участвуем в конкурсах различного уровня, даже организовали свой международный конкурс, чтобы максимальное количество наших учащихся смогло поучаствовать и привыкало к конкурсной среде.

– Кто работает с учащимися?
– За последние годы значительно обновился состав преподавателей. Практически все – это выпускники Белорусской государственной академии искусств. Многие преподаватели специальных дисциплин в прошлом – наши выпускники.
Сохранение лучших традиций в сочетании с новациями в области художественного творчества всегда являлись главными и отличительными особенностями нашего колледжа. Даже в 1947 году, когда создавался колледж, сюда пришли работать выпускники разных художественных школ: и преподаватели Витебского художественного техникума, и преподаватели из России, Украины, Прибалтики. Соединение разных школ в одну создало свою специфику, благодаря которой наш колледж всегда узнаваем.

– Предоставляет ли колледж общежитие иногородним студентам?
– Пока нет. Новый корпус и общежитие колледжа сейчас находятся в процессе строительства. Наши коллеги из Белорусской государственной академии искусств и Белорусского государственного университета культуры и искусств ежегодно выделяют места нашим учащимся в своих общежитиях.
Мест немного, поэтому мы заселяем только детей, которые нуждаются в жилье.

– Чем могут занять себя учащиеся после занятий?
– Наши дети участвуют в волонтерских проектах. Мы посещаем детские дома, интернаты, хосписы, детские больницы, поликлиники. Ребята проводят мастер-классы, рисуют и лепят вместе с детьми, оформляют холлы и медицинские кабинеты так, чтобы они выглядели привлекательно для посетителей. Маленькие пациенты, рассматривая рисунки на стенах, созданные нашими ребятами, отвлекаются от больничной атмосферы, реже испытывают чувство страха перед посещением врача.
Также в колледже функционирует образовательно-экскурсионный проект. Одно дело – изучать историю всемирного и белорусского искусства по картинкам и презентациям, и совсем другое – видеть ее наяву. Культуру нужно видеть и чувствовать. Для этого нужно встречаться и общаться с людьми-носителями этой культуры, ездить по миру и изучать памятники искусства. Поэтому в течение всего учебного года мы организуем серию поездок по стране. Раз в год выезжаем за границу. В этом году прошла 11-дневная поездка по Италии, в прошлом году – по Германии. Активно сотрудничаем с нашими польскими коллегами.
К каждой поездке мы готовимся: учащиеся ходят на дополнительные занятия, изучают тот материал, столкнуться с которым им предстоит. Все они получают индивидуальное задание на поездку, ведут путевой дневник с эскизами и набросками, а вернувшись, представляют свои серии рисунков, на основе которых организуется выставка. Также по результатам поездки они пишут эссе.
Многие годы мы реализуем проект «Портрет ветерана». Сегодня у нас собралась большая экспозиция портретов.
В этом году мы выиграли гранд ЮНЕСКО на реализацию проекта «Наследие Франциска Скорины», посвященного 500-летию белорусского книгопечатания. Проект предполагает проведение серии выездных пленэров по всем местам, которые связаны с жизнью и творчеством Скорины, исследовательскую деятельность, встречи с представителями учебных заведений посещаемых городов. Так, во время поездки в Италию мы посещали Падуанский университет. И когда в Зале сорока видишь портрет нашего соотечественника, возникает ощущение национальной гордости, понимание значимости национальной культуры.
Мы побывали в Полоцке, Вильнюсе, Праге, Кракове, Падуе. Написали работы, сформировали выставку, которая будет экспонироваться во многих выставочных залах страны. Если реализуем проект до конца, то последняя выставка должна пройти в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В рамках проекта будут изданы каталоги пленэрных работ, будет проведена научно-практическая конференция, посвященная 500-летию, будут изданы материалы.

– Куда отправляются выпускники после окончания колледжа?
– Наши выпускники выбирают различные места для продолжения своего творческого пути. Кто-то уходит после окончания колледжа работать, а кто-то поступает в высшие учебные заведения. Большая часть поступает в академию искусств или в другие университеты на те же или родственные специальности, которые они освоили в нашем колледже.

Защита дипломной работы

– Куда распределяют выпускников?
– Выпускники находят свое первое рабочее место в художественных школах, студиях, центрах дополнительного образования. Возможен вариант, когда выпускник устраивается в дизайнерские студии и отделы дизайна при организациях, где востребован художник или дизайнер. Это могут быть разные организации как бюджетной, так и частной формы собственности.
У нас есть заказчики кадров, с которыми заключены долгосрочные договоры. Сегодня мы поддерживаем связь со всеми основными музеями страны, театрами, художественными школами, центрами дополнительного образования.
Некоторые выпускники сами находят места для распределения. Если их заявки соответствуют специальности и квалификации, мы с удовольствием удовлетворяем их, ведь в этом рабочем месте выпускник заинтересован и его там хотят видеть.
Мы всегда внимательно относимся к распределению и заинтересованы в том, чтобы наши учащиеся трудились в тех местах, где будут продолжать профессионально развиваться.

– Планируются ли какие-либо изменения, которые должны знать будущие учащиеся колледжа?
– Мы не планируем добавлять новые специальности. Наш колледж – единственный в стране, где идет подготовка по всем четырем основным специальностям на уровне среднего специального учебного заведения в области изобразительного искусства.
Мы постоянно корректируем программу, особенно программы специальных дисциплин дизайнеров. Если «Скульптура» и «Живопись» – это классические специальности, устоявшиеся веками, то «Дизайн» – специальность динамично развивающегося направления. После каждого семестра мы обсуждаем, что можно внести в программу, чтобы наш дизайнер был востребованным. Добавляем больше веб- и цифровых технологий.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы учиться в колледже?
– Самое главное – это трудолюбие. Как показывает практика, способности – это далеко не все, что нужно для достижения успеха. Безусловно, и творческая составляющая должна быть. В этом и заключается проблема для многих наших первокурсников. До поступления они занимались в студиях или в художественных школах, с удовольствием приходили 1-2 раза в неделю на час или два и под настроение что-то там писали. И все восхищались их работами, говорили, как здорово. Такое времяпрепровождение очень приятное: ты за мольбертом, ты себя реализуешь, у тебя получается. Но это все на любительском уровне.
Как только такие ребята приходят к нам, все меняется. Теперь вне зависимости от того, хочешь или нет, есть у тебя вдохновение или нет, ты должен прийти в мастерскую, стать к мольберту и отработать свои часы. Иногда это четыре часа, а иногда и все 10.
Для того, чтобы был результат, нужно работать. Поэтому я бы на первое место поставил умение, желание работать и организовывать свое время. Еще лучше, если при этом трудолюбие накладывается на способности, которые от работоспособности все больше развиваются.
Безусловно, как и в каждом деле, большая составляющая – это овладение техникой и технологией. А если еще «включил» и свою индивидуальность, результат будет. Очень обидно видеть ребят, которые потенциально очень сильны и могли бы достичь многого, но в силу разных причин не могут себя организовать. И результат оказывается не таким хорошим, каким мог бы быть.

Выпускной

– Что нужно понимать, чтобы стать художником?
– Прежде всего, нужно очень хотеть учиться. Раньше мы говорили, что необходимо закончить художественную школу, чтобы прийти подготовленным и поступить в наш колледж. Но в последнее время к нам все чаще поступают абитуриенты, которые не посещали школу искусств.
Есть случаи, когда человек считает, что он хочет заниматься дизайном, живописью или скульптурой, приходит к нам, а во время учебы понимает: чтобы стать художником, нужно несколько часов ежедневно стоять у станка. И куда-то сразу пропадает все желание. Важно понимать: учиться у нас – это колоссальный труд.

Наталья ДАНИЛЕВИЧ

К собственному 70–летию Минский государственный художественный колледж им. А.Глебова, больше известный под чуть фамильярным названием «Глебовка», преподнес шикарный презент всем нынешним и будущим студентам.

В одном из залов учебного заведения открыли новенькое «Окно» - современное выставочное пространство, где свои работы могут представлять не только лучшие ученики и преподаватели, но и уже признанные мастера изобразительного искусства. О новом выставочном пространстве рассказывает корреспондент «СБ «.

К солидной юбилейной дате, которую «Глебовка» отмечала весь 2017 год, в колледже (или «училище», как по старинке величает его старшее поколение скульпторов и художников) начали готовиться еще в 2016 году. В стареньком доме по улице Петруся Бровки, куда студенческие мастерские переехали почти 10 лет назад, сделали большой ремонт. Увы, но своего собственного помещения у известнейшей в стране кузницы художественных кадров по–прежнему нет. С тех пор как историческое здание, в котором когда–то располагалась «Глебовка», в 2008 году признали аварийным и снесли, ученики и педагоги вынуждены были скитаться по всему Минску. Весь 2009 год мастерские «квартировали» в трех разных точках - на минских улицах Менделеева, Рафиева и Богдановича. Чуть позже администрация нашла пустующее помещение на ул. Петруся Бровки - туда и переехали.

Несмотря на годы стесненных условий, директор учебного заведения Александр Шантарович сохраняет бодрость духа и старается по максимуму обустроить здание и обжиться в тех стенах, которые есть у «Глебовки» сейчас. Он уверен, что собственная художественная галерея - важный шаг на пути компромисса между «своей» и «чужой» территорией колледжа:

Директор «Глебовки» Александр Шантарович и профессор Владимир Зинкевич (справа).

Когда именно мы обрастем новой площадью, сказать сложно. Все думали, надеялись, что если не в этом году, так в следующем. Не в следующем, так через год… Но прошло уже почти 10 лет, из этих стен выпустились сотни талантливых ребят. Мы долгие годы выставляли их работы на разных площадках - от художественной галереи Михаила Савицкого (кстати, нашего выпускника) до Нового театра и театра белорусской драматургии. Но со временем пришло понимание, что нам нужно личное выставочное пространство. В котором мы были бы не гостями, а полноправными хозяевами.

Новая галерея, не сомневается Александр Валерьевич, изменит художественную жизнь «Глебовки» к лучшему. Ведь не зря просторный белый зал получил название «Окно»:

С одной стороны, это окно, которое даст возможность нашим ребятам выходить в свет, показывать свое творчество всему культурному миру. С другой - через наше окно студенты смогут заглянуть в творчество больших художников, которые будут у нас выставляться. Причем будем звать в гости выпускников не только «Глебовки», но и других учебных заведений.

Планируется, что со временем в новой галерее разместится и часть богатейшего художественного фонда колледжа. Сейчас он насчитывает почти 2,5 тысячи работ - хватило бы на несколько крупных картинных галерей. Самая ранняя из сохранившихся, кисти художника (и по совместительству первого директора минского худучилища) Ивана Красневского, датирована 1953 годом. Пока ее показывают лишь самым дорогим гостям - это своего рода «глебовская» реликвия. А вот работ Алексея Глебова, чье имя колледж носит с 1969 года, здесь всего ничего. Точнее, вовсе одна: оригинальную «Пловчиху» в дар в свое время передал сын мастера.

Среди знаменитых выпускников «Глебовки» - все те, чьи имена в белорусском советском искусстве давно стали знаковыми: Михаил Савицкий и Леонид Щемелев, Георгий Поплавский и Май Данциг, Василий Цвирко и Иван Миско, Арлен Кашкуревич и Виктор Громыко. Заведующий кафедрой монументально–декоративного искусства Белорусской академии искусств Владимир Зинкевич ностальгирует:

Помню свое поступление в середине 1960–х. Это было единственное училище в стране, которое готовило специалистов изобразительного и декоративно–прикладного искусства. Конкурс сумасшедший, по 20 человек на место. Пришел поступать, а у оперного театра уже стоит огромная толпа: попасть сюда на учебу хотелось всем. Я поступил сразу, и началось новое время моей жизни… На открытии галереи я будто бы снова окунулся в годы своей юности. Качество работ и отношение к творчеству сохранилось, уровень работ высочайший. «Глебовка» была, есть и будет школой серьезного качественного образования, но со своей особой творческой атмосферой.


В мастерской еще одного знаменитого выпускника «Глебовки», народного художника Василия Шаранговича, до сих пор висит его выпускная работа. Дочь мэтра, директор Национального центра современных искусств Наталья Шарангович, рассказывает:

Отец очень гордится этим пейзажем. И считает его одним из своих самых лучших несмотря на то, что написан он еще в студенческие годы. Училище и тогда, и сегодня - это высокий уровень исполнительского мастерства, помноженный на многолетние традиции образования.

КСТАТИ

Не так давно фонд колледжа пополнился эскизом установленного в Полоцке памятника Франциску Скорине. Сын Глебова, Александр Алексеевич, подарил рисунок после научно–практической конференции «Наследие Франциска Скорины».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!