Первые государственные образования в отечественной истории кратко. Шпаргалка: Отечественная история

Право.

Система общезначимых правил поведения, принимаемых от имени государства, распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие на всœех членов общества, обеспечена системой государственных границ и санкций.

1) Право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Право как система, предполагает совокупность элементов, в качестве которых выступает совокупность элементов норм права.

2) Публичность: право принимается от имени всœего общества и распространяет свое воздействие на всœех членов сообщества вне зависимости от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки значимости устанавливаемых правил поведения.

3)Формальная определœенность: правовые предписания выражаются в определœенных государством формах. (Формально юридические источники права(правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт ит.д.))

4) Обеспеченность системой государственных гарантий: государство, установив общепринятые правила поведения, обеспечивает их реализацию путем создания условий с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Важнейшей гарантией реализации права является его обеспеченность мерам государственного принуждения.

5) Санкционированность: за нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний вид и размер которых определяется в законодательном порядке. Санкция может выступать в виде наказания и поощрения. Наказание идет только в соответствие с законом.

История государства и пава как учебная дисциплина. Объект истории государства и права России государство и право.

Предмет истории государства закономерности возникновения и развития государственно правовых институтов на территории нашей страны.

Методология истории государства и права (Метод - это прием или способ изучения объективной реальности получение достоверных знаний о ней): представляет собой совокупность приемов, средств, принципов и методов изучения закономерностей исторического развития отечественных государственно правовых институтов.

Методология государства и права России состоит из следующих частей:

1. Общие принципы познания:

· Объективность

· Познаваемость

· Детезменизма (взаимно обусловленности)

· Историзма

· Плюрализма

· Принцип единства теории и практики

2. Философские методы познания:

· Диалектический метод познания

· Метафизический метод познания

3. Общенаучные методы познания:

· Индукция

· Дедукция

· Герменевтика (интерпретация текстов)

4. Специальные юридические методы:

· Формально-логический (догматический)

· Сравнительно-правовой (компаративный)

· Метод обращения к другим наукам

· Сравнительно-исторический метод и т.д.

Важное значение для анализа историко-правовых явлений имеют подходы:

· Формационный подход. Критерием выделœения этапов истории является общественно-экономическая формация.

ü Первобытно общинная

ü Рабовладельческая

ü Феодальная

ü Капиталистическая (буржуазная)

ü Коммунистическая

· Цивилизационый подход критерием делœения общественных организаций является цивилизация, основанная на единстве культуры, религии, быта͵ менталитета. Арнольд Джозеф Тойнбель, Осиф Шпенггель, Николай Яковлевич Данилевский.

5. Переатизация государства и права россии

· 9-12 вв. – Древне русское государство и право

· 12-15 вв. – Период политической раздробленности

· 15-17 вв. – Московское государство и права

· н.18-с.19 вв. – Российская империя в период становления и укрепления абсолютизма.

· с.19-3 марта 1917ᴦ. – Российская империя в период буржуазных образований(1 рус. рев.9 января 1905- 3 июня 1907 гᴦ.,2 рус. рев с 23 февраля 1917 по 3марта 1917 гᴦ.)

ü 1917-1918 гᴦ. установление советской власти

ü 1918(1917)-1920(1922) гᴦ. гражданская война

ü 1921-к.1920х гᴦ. период новой экономической политики.

ü к20х - н. 60х гᴦ. период партийно-государственного социализма

ü 60е-1991 гᴦ. период кризиса социализма

· 1991- настоящее время – Российская Федерация в условиях построения правового демократического государства.

Историография ИГП (степень разработанности историко-правовых проблем)

Историография ИГП может быть разделœена на 3 периода:

1. Монархический – Василий Осипович Ключевский (1841-1911), Михаил Флегонтович Владимирский-Буданов (1838-1916) обзор истории русского права, Иван Дмитриевич Беляев (1810-1873) история русского законодательства, Николай Павлович Павлов-Сельванский (1869-1908) феодализм;

2. Советский – Южков Серофим Владимирович (1888-1952)источники государства и права России, Чистяков Олег Иванович (19..-2009)

3. Современный – Игорь Андреевич Исаев, Роланд Сергеевич Мулукаев, Юрий Петрович Титов, Олег Иванович Чистяков;

Первым профессором юриспруденции как правило считают публичного ординарного профессора юриспруденции московского университета Семена Ефимовича Десницкого (1740-1789). Важное значение в исследование историко-правовых вопросов имели работы Градовского Александра Дмитриевича (184101889), Латкина Василия Николаевича (1858-1894,5), Неволина Константина Алексеевича (1806-1873)

В 80е и 90е годы отечественными учеными осуществлена подготовка уникального труда «Российское законодательство 10-20 вв.» в 9 томах.

Государство и Право Древней Руси

Основные источники для изучения первых общественных образований являются археологические раскопки и труды путешественников их письма и воспоминания о путешествие.

Одним из первых государств было рабовладельческое государство Урарту на берегу оз. Ван (сев. Закавказье) монархия во главе стоял князь. 714г до н.э. ассирийскай царь Саргон нанес сокрушительное поражение Урарту и оно перестало существовать и 585 ᴦ.до н.э. династия урартийских царей обрывается, а государство Урарту рассыпается на части и попадает под власть Мидийского царства.

Скифы (Геродот). Οʜᴎ делились на земледельцев и кочевников.

Сарматы (Савроматы). Завоевали скифов. Во главе государство каган, реальное управление осуществлял кагонбек, чиновники назначались из родственников главы государства.

Хазарский каганат 8-9 в нашей эры, хазарам платили дань всœе славянские поемена.Столица Итиль(низовья Волги). 968 г Святослав захватывает Итиль и другие хазарские города, именно с этого периода пошел упадок Хазарского каганата.

В 6 в н.э. к северу от азовского моря кочевал народ Болгар. Образовали государство Волжская Булгария, столица город Булгар. Населœение занималось земледелием и скотоводством, и торговлей. Во главе государства стоял царь, которому подчинялись властителя 4 «царств».Разгромлена князем Святославом во время его похода против хазар, и полностью ликвидирована в 1236 г ордынцами.

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

История изучения Востока Развитие активного интереса европейцев к изучению Востока вообще и ислама в частности можно отнести к началу четырнадцатого века. Уже тогда в европейской политической мысли четко была сформулирована концепция «азиатского деспотизма».

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

История изучения Востока Возникший в годы греко-персидских войн активный интерес к восточным обществам отнюдь не был первоначальным импульсом такого рода. Напротив, греки с глубокой древности контактировали с Египтом и другими ближневосточными государствами и немало

автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения Историко-филологическую дисциплину, изучающую историю и культуру древней Месопотамии, называют ассириологией (в сферу внимания ассириологии входят также все те многочисленные общества и культуры древности, которые использовали шумеро-аккадскую

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения «Открытие» подлинной древней истории Анатолии и Армянского нагорья современной наукой началось с изучения сведений античной традиции, а позднее египетских и месопотамских источников. Сенсацией стало открытие и раскопки Г. Шлиманом в XIX в. городища

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения Первые научные сведения об Индии появились в Европе лишь в 1630 г., после издания книги Г. Л о рд а «Описание двух неизвестных сект в Восточной Индии». В 1690 г. вышло в свет «Путешествие в Сурат» англиканского священника отца Овингтона, в котором содержалось

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения Если реальная история древнего Ближнего Востока уже в начале новой эры была практически неизвестна, в том числе в самих странах Ближнего Востока, и ее пришлось заново восстанавливать европейской науке в XIX–XX вв. по материалам, добытым при раскопках, то в

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

История изучения религии Первые попытки понять сущность религии и причины ее возникновения относятся к античной древности. Еще в середине I тысячелетия до н. э. греческие философы, одними из первых пытавшиеся рационалистически осмыслить мир, обратили внимание на то, что

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

1. Ленинские принципы организации защиты социалистического Отечества Мирная передышка, завоеванная Советской властью в начале 1918 г., длилась недолго. Уже весной этого же года началась военная интервенция иностранных империалистов против Советской страны, поддержанная

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Часть I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ_

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из статьи A.B. Гулыги «История как наука». «Философские проблемы исторической науки» (М.: «Наука», 1969) Термин «история» многозначен. В русском языке можно насчитать по крайней мере шесть значений этого слова. Два из них имеют чисто бытовой характер. Это история как

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

История изучения и цели (В этой главе не упомянуты монографии или сообщения об археологических раскопках, которые содержат очень схематический синтез истории майя. Речь идет исключительно о трудах, которые могут считаться монографиями, учебными пособиями и общими

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

Глава 1. КНИГА КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 1.1. ПОНЯТИЕ И ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА "КНИГА" В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову "книга" придается три значения. Первое - "сшитые в один переплет листы бумаги или пергамена" (то есть формальный образ книги

автора

Предмет изучения, периодизация История Древней Греции как часть истории Древнего мира изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в регионе Эгейского моря, в Южной Италии, на острове

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Предмет изучения, периодизация, население Под историей Древнего Рима понимают историю многочисленных народов, оказавшихся под воздействием завоеваний небольшой римской гражданской общины на реке Тибр (Апеннинский полуостров). Она стала во главе федерации италийских

Из книги Источниковедение новой и новейшей истории автора Рафалюк Светлана Юрьевна

1.4. «История как строгая наука?: Позитивизм VS Новая социальная наука» (деловая игра: тренинг методов аргументации) Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны (собеседника, оппонента, аудитории). Как речевое действие она, с одной стороны,

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

«Отечественная история» «Оте́чественная исто́рия»

научный журнал РАН, с 1957 (основан как «История СССР», с 1992 современное название), Москва. Учредитель (1998) - Институт российской истории РАН. 6 номеров в год.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "«Отечественная история»" в других словарях:

    Жанр … Википедия

    - (от греч. historia рассказ о прошедшем об узнанном), 1) процесс развития природы и общества2)] Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. historia рассказ о прошедшем, об узнанном) 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и… … Политология. Словарь.

    Запрос «Отечественная война» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Война 1812 года. Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны … Википедия

    И; ж. [греч. historia рассказ о прошедшем, об узнанном] 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. Ход истории. Творить, делать историю (оказывать решающее влияние на ход событий в жизни какого л. народа). Войти… … Энциклопедический словарь

    Истории еврейского народа … Википедия

    История название учебной дисциплины в средней общеобразовательной школе. Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Содержание 1 Хроника финской истории … Википедия

    История Литвы … Википедия

    Года Наполеоновские войны Отступление французов в 1812 г. (И. М. Прянишников) Дата … Википедия

Книги

Государственный стандарт по истории отечественного госу- государственного устройства тех рабовладельческих и феодальных государств, ко- торые возникли на территории нашей страны до Киевской Руси. В настоящее время большая часть территорий, на кото- рых они возникали, находится за пределом государственных границ Российской Федерации, как, впрочем, и территория большей части самой Киевской Руси. Но уместно вспомнить, что в течение длительного времени эти территории входили в состав Российской империи, а затем и СССР. Можно пред- положить, что отделение части территорий от нашего государ- ства является временным, подобно тому, как это было после революции 1917 г. Изучение истории древней государственности осложняется отсутствием достаточного количества достоверных источников, к числу которых прежде всего могут быть отнесены данные археологических раскопок. Менее достоверным, но важным ис- точником являются дошедшие до нас труды древних авторов, в первую очередь греческих и арабских. Одним из первых по времени возникновения можно счи- тать рабовладельческое государство Урарту в Закавказье, поя- тысячелетии до н.э. на берегу озера Ван. В ре- Лекция 2. Государство и право Древней Руси территорией вплоть до Кавказского хребта. Завоеванное население частично обращалось в рабство, труд рабов служил основой для возве- дения ирригационных сооружений, строительства крепостей, развития земледелия. Развивались ремесла, в том числе произ- водство изделий из бронзы, оружия. Наивысшего подъема государство Урарту достигло в сере- - нархией, во главе государства стоял царь. Более подробно су- дить о его политической и правовой системе достаточно слож- но, так как источники права этого периода не сохранились. В 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон нанес сокруши- тельное поражений урартийцам, после которого они уже не смогли оправиться. В 585 г. до н.э. династия урартийских царей обрывается, государство Урарту распадается на отдельные части и попадает под власть Мидийского царства. К началу II тысячелетия до н.э. на историческую арену вышли скифы, которые постепенно заняли огромную террито- рию к северу от Черного и Азовского морей, от Дуная до Дона. Достаточно подробное описание скифов и их государства мож- но найти в трудах знаменитого греческого историка и географа Геродота. По его свидетельству, скифы делились на земледель- цев и кочевников. Земледельцы жили по Днепру, кочевники - к востоку от них. Геродот писал, что скифы выращивали хлеб не только для пропитания, но и на продажу, что свидетельству- ет о высокоразвитой технике земледелия. О военном могуще- них огромного войска персидского царя Дария в 513 г. до н.э. археологических дифференциация: в могилах более знатных скифов обнаружены похороненные вместе с ними рабы, кони, оружие, золотые и серебряные украшения. Скифское государство, очевидно, представляло собой огром- ную державу, состоявшую из различных народов и племен. Го- сподствовало среди них племя, именуемое Геродотом «царски- ми скифами». Во главе державы находился царь, обладавший властью и авторитетом. История государства и права России: курс лекций В IV в. до н.э. в Причерноморье появляется новый народ - сарматы или савроматы, которые делились на племена и по- степенно подчинили себе скифов. Еще одним могущественным государством на территории нашей страны являлось Хазарское царство, или Хазарский ка- ганат. Границы Хазарии были достаточно неустойчивыми, а на- селение весьма пестрым. Достаточно сказать, что значительную роль в хазарском государстве играли евреи, в результате чего правящие круги исповедовали иудаизм в отличие от большин- ства населения страны. Во главе государства стоял каган, получавший власть по на- следству. Но непосредственное управление находилось в руках его наместника - каган-бега. Чиновники назначались из чис- ла родственников кагана. Отличалась своеобразием организация суда в Хазарском ка- ганате. В столице государства Итиле, которая находилась в ни- зовьях Волги, было семь судей: два - для мусульман, два - для иудеев, два - для христиан, и один - для представителей других религий. Смешения хазар и евреев не происходило, так как евреями считались дети всех евреек (родство определялось по матери), а у хазар родство определялось по отцу. Эти разные традиции и не давали смешаться двум народам. - VIII-IX вв. н.э. - хазарам платили дань славянские племена: поляне, северяне, вятичи и радимичи. Постепенно Хазария приходит в упадок. Решающий удар каганату был нанесен кня- зем Святославом, который в 968 г. захватил Итиль и ряд других хазарских городов. В соответствии с современными данными археологии важную роль в упадке Хазарского каганата сыграл подъем уровня Каспийского моря, что привело к затоплению хазарских городов. в. н.э. к северу от Азовского моря кочевал народ бол- Лекция 2. Государство и право Древней Руси земледелием и скотоводством, активно торговало с Хазарией, Средней Ази- арабов устройство мусульманство. сочетанием не- которых развивался и феодальный уклад. Во главе государства стоял «царств»; в государстве существовали подати и торговые пошлины. Суд осуществлялся царем и его приближенными. Волжская Булга- рия была разгромлена князем Святославом во время его по- хода против хазар, а затем полностью ликвидирована в 1236 г. монголо-татарами.

Еще по теме Первые государственные образования на территории нашей страны:

  1. §3. Тестирование специальных способностей в нашей стране и за рубежом
  2. Принципы формирования территории муниципального образования
  3. 2. Образование нашей планеты: «холодная» и «горячая» гипотезы. Гравитационная дифференциация недр. Происхождение атмосферы и гидросферы.
  4. § 1. Понятие территориальной основы местного самоуправления, виды муниципальных образований, состав их территории и границы
  5. Приложение N 6 СТРАНЫ И ТЕРРИТОРИИ, ОТМЕНИВШИЕ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ И СОХРАНЯЮЩИЕ ЕЕ (на 1 января 2008 года)
  6. § 3. Планирование застройки территории муниципального образования. Организация благоустройства, озеленения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

История - это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.

Можно ли познать историю? Извлекают ли люди уроки из истории? Ответы на эти вопросы крупнейшие мыслители человечества давали разные, часто противоположные. Только человек, претендующий на божественную способность постигать незыблемую, объективную истину, может претендовать на единственно верное истолкование человеческой истории. Очевидно, полное, исчерпывающее познание прошлого невозможно. Допустимо лишь приблизиться к такому знанию.

Изучение прошлого возможно по трем направлениям: история событий, история людей и история идей.

Начальный курс истории основное внимание уделяет истории событий. На страницах учебников описываются войны, революции, деятельность тех или иных правителей, т. е. прежде всего то, что связано с жизнью государства. История людей предполагает изучение прошлого через быт, духовную жизнь, психологию отдельных людей, слоев населения - как представителей национальных, социальных, религиозных и политических групп. Прошедшее можно рассматривать через призму идей, которые пытались реализовать те или иные общественно-политические течения.

Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров:

По времени изучения: в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средних веков, новую и новейшую; следует учитывать, что эти границы условны и проведены самими историками;

По изучаемым регионам и территориям, например: история Европы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

По тематическим признакам: история политическая, экономическая, военная, культуры, науки, история какой-либо научной проблемы (например, интеллигенции, Великой Отечественной войны и т. п.).

Но при всех имеющихся возможностях изучения истории по различным направлениям и рубрикам история – как наука обладает некоторыми общими чертами и закономерностями. Прежде всего, как и почти все гуманитарные науки, история лишена возможности эксперимента. Историю нельзя обратить вспять, переделать заново. Прошлое - та реальность, которая не знает сослагательного наклонения. Можно без конца спорить, что было бы с историей России в случае отсутствия Петра I, или неудачи большевиков в ходе гражданской войны, или отстранения Сталина от руководства в конце 20-х гг., но невозможно вернуться назад и смоделировать ситуацию с учетом всех реальных факторов. Отсюда вытекает деление исторической науки на две части: факты и их объяснение, толкование.

Термин «факт» обычно воспринимается в значении установленного события, истины. Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на три группы:

    общепризнанные, абсолютные;

    предполагаемые, гипотетические;

    ложные, не существовавшие.

Поэтому первое требование к историку - внимательное отношение к приводимым фактам, оценка исторических источников.

Еще более сложным делом является толкование фактов. Одни и те же факты историки-профессионалы могут оценить по-разному. От чего зависит позиция ученого, читателя? Стоит запомнить понятие «дискурс». Оно включает образование, воспитание, кругозор, по­литические взгляды и даже эмоциональный тип человека. Именно дискурс определяет позицию того или иного историка при оценке и толковании фактов. Поэтому человек, изучающий историю, должен помнить, что его точка зрения не является единственной и ее нельзя навязывать другим в виде бесспорной истины. Позиция человека, действительно желающего познать прошлое, отличается целостным восприятием изучаемого материала, пониманием многогранности причин и следствий происходивших событий.

Историки-профессионалы рассматривают исторический процесс как результат сложного, противоречивого взаимодействия, взаимовлияния различных политических, экономических сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также отдельных исторических личностей.

Таким образом, в историческом процессе соединяются объективные и субъективные факторы. Это означает, что элемент случайности присутствует в тех или иных событиях, но он не является определяющим для исторического развития в целом, поэтому существует проблема «альтернативности истории». Подобно тому как в физике сложение различных сил образует результирующий вектор, так и в истории взаимодействием всей суммы факторов определяется выбор того или иного конкретного исторического пути. Поэтому, особенно на тех или иных исторических перекрестках России (1917, 1924, 1991 гг. и т.д.), особую важность приобретают субъективные факторы, элементы случайности и тому подобные второстепенные явления, способные порой отклонить исторический процесс от закономерного пути развития.

Постепенно сформировались определенные принципы изучения прошлого. Они включают необходимость оценивать факты в их совокупности, строго определять степень их подлинности, анализировать факты в процессе их развития. Ученый не имеет права отбрасывать факты, противоречащие его концепции, должен, прежде всего, опираться на достоверные источники и видеть преемственность различных исторических периодов. Все это вместе взятое называется историзмом мышления. Историческое иссле­дование принципиально отличается от исторического романа. Писатель имеет право на художественный вымысел, руководствуясь принципом «не было, но могло быть». Историк соединяет достоверные факты, пытаясь постичь их внутреннюю логику, и не скрывает наличия других версий исторических событий.

История как наука имеет широкий круг вспомогательных и специальных дисциплин. Среди них можно назвать археологию (изучение истории по предметам и сооружениям прошлого главным образом путем раскопок), археографию (собирание, описание и издание рукописных, печатных и других документальных памятников), генеалогию (изучение родственных связей отдельных лиц, семей), геральдику (изучение гербов, правил их составления и описания), краеведение (изучение истории какого-либо населенного пункта или района), нумизматику (изучение истории монет и бумажных денежных знаков), униформоведение (изучение истории форменной одежды), эпиграфику (изучение надписей на камне и раз­личных изделиях) и многие другие.

Мы же более подробно остановимся на историографии и источниковедении.

Историография - одна из специальных исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. Хотя история зародилась в глубокой древности, «отцом» исторической науки считают Геродота, жившего в V в. до н. э. в Древней Греции. Хо­рошо известны сочинения историков Эллады и древнего мира: Плутарха, Светония, Тацита. В изучении истории велики заслуги таких ученых, как Т. Моммзен, А. Рамбо (XIX), М. Вебер, А. Тойнби (XX). Большое влияние на методологию изучения истории оказала «школа анналов», созданная французскими историками М. Блоком и Л. Февром в конце 20-х гг. XX в. и уделяющая главное внимание исследованию повседневной реальности и ее влияния на экономическую и духовную жизнь.

В Древней Руси изучение прошлого началось с составления летописей («лето» - год), т. е. повременных записей о происходивших событиях. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор свел их в «Повесть временных лет», имевшую подзаголовок «Откуда есть пошла Русская земля». Процеcc превращения исторического знания в науку начался с конца XVII в.

В XVIII в. занимались историей люди близкие Петру I - Ф. Прокопович, П. Шафиров и другие. В. Н. Татищев попытался описать историю России с древности до Петра I. Академики Г. Байер и Г. Миллер сформулировали основы норманнской теории. Их научным противником выступил М.В. Ломоносов, положив начало антинорманнской теории.

В XIX в. всеобщий интерес к отечественной истории проявился с выходом 12 томов «Истории государства Российского», написанной Николаем Михайловичем Карамзиным. Сергей Михайлович Соловьев в 29-томной «Истории России» обратил внимание читателей на внутренние факторы исторического развития, определявшие своеобразие истории Российского государства: природно-географические условия, связанные с этим свойства национального характера и другие. Василий Осипович Ключевский в своем «Курсе русской истории» сформулировал новое видение истории России. Он тоже выделил множественность факторов, определяющих ход исторического процесса: географических, экономических, социальных, политических, этнографических и личностных. «Основным фактором нашей истории» ученый считал «переселения, колонизацию».

Внутри исторической науки к началу XX в. нарастали споры, основанные на политических, партийных, национальных расхождениях. Сформировались в основном три концептуальных направления в осмыслении прошлого: монархическое, либеральное и марксистское. Историки-монархисты (Д.И. Иловайский и др.) подчеркивали, что в силу своих огромных территорий и многоплеменного состава Русское государство должно быть самодержавным, ибо монарх - тот обруч, который скрепляет отдельные части страны. Историки-либералы (П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер и др.) считали, что ход исторического процесса в России должен привести к конституционной монархии, постепенному формированию правового государства. Историки-марксисты (М.Н. Покровский и другие) рассматривали историю России как смену форм эксплуатации и классовой борьбы.

После свержения самодержавия советское государство, расценивавшее историю как одно из важнейших идеологических средств, не до­пускало разноголосицы мнений, свободного сопоставления различных научных подходов. Некоторые историки (в том числе А.А. Кизеветтер) в 1922 г. были высланы из России вместе с философами, экономистами и другими деятелями русской науки.

Распространение и утверждение марксистского направления в исторической науке «как единственно верного» проводилось различными методами. Уже в 1920-1924 гг. были созданы Комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции (Истпарт), Институт красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса-Ленина. Начали издаваться исторические научные журналы: «Историк-марксист», «Красный архив», «Пролетарская революция». Одновременно прекратилось издание журналов «Былое», «Голос минувшего», «Русская старина», «Русский архив». Монопольное положение в исторической науке занял М. Н. Покровский. В 1929-1930 гг. органами ОГПУ было организовано так называемое «академическое дело». Его острие было направлено против ученых-историков, отстаивающих немарксистские взгляды. Руково­дство коммунистической партии стремилось поставить убеждения и по­ступки интеллигенции под свой жесткий контроль власти, приучить ее пи­сать и говорить то, что нужно этой власти. По делу были арестованы академики С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле, десятки профессоров.

С 1934 г. по указанию И. В. Сталина начался разгром исторической школы Покровского. Академика обвиняли в антимарксизме, прочих идеологических ошибках и других «грехах». «Библией сталинизма» стал вышедший в 1938г. «Краткий курс истории ВКП(б)». Он был объявлен «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма» и «гениальным трудом И.В. Сталина». Исторические сведения, сообщавшиеся в нем, считались непогрешимыми, и никакие отступления от них не допускались.

Некоторое ослабление идеологических тисков наступило для историков в середине 50-х гг. Был опубликован ряд сборников неизвестных прежде документов. Но контроль КПСС над исторической наукой сохранялся в полной мере. В начале 70-х гг. последовало осуждение, со­провождавшееся снятием с занимаемых должностей историков так на­зываемого «нового направления», представители которого (П. В. Волобуев, К. Н. Тарновский) пытались более глубоко проанализировать уровень экономического развития России конца XIX - начала XX в.

Лишь с конца 80-х гг. XX в. историки России получили возможность по-настоящему творчески работать. Эта работа была основана на изучении всего комплекса источников, знакомстве с трудами зарубежных коллег, независимости суждений и праве открыто высказывать их в печати. За последние десятилетия появилось немало глубоких исследований, посвященных различным периодам истории России. Ученые все шире используют математические методы, возможности вычислительной техники для обработки данных, что позволяет делать более обоснованные выводы. Сегодня выходят такие специализированные журналы по истории России, как «Вопросы истории», «Отечественная история», «Исторический архив», «Родина», «Источник» и другие.

В мировой исторической науке подлинным уважением пользуются имена многих российских ученых. Среди них Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин (история Древней Руси), А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников (история Московской Руси), Н.И. Павленко, Н.Я. Эйдельман (история Российской империи), П.В. Волобуев, Б.В. Ананьин, В.И. Старцев (история России конца XIX-XX вв.) и многие другие.

Научная работа историка невозможна без источниковедческих зна­ний. Источниковедение - дисциплина, разрабатывающая теорию, ме­тодику и технику изучения исторических источников. Под историче­скими источниками принято понимать совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества. Среди основных групп источников можно выделить вещественные, лингвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Главным центром хранения источников являются архивы.

После 1991 г. началась огромная работа по формированию единой системы государственных архивохранилищ, рассекречиванию документальных материалов. За последние годы множество ранее недоступных исследователям документов было опубликовано в журналах «Исторический архив», «Отечественные архивы».

Внутри архива материалы делятся на фонды, описи и дела. Фонд - собрание документов одной организации. Опись - часть фонда, охватывающая документы какого-то отдела данной организации или како­го-то временного отрезка. Каждая опись делится на дела. Дело состоит из документов, посвященных одной общей проблеме. Письменные источники делятся на документы официальные, частных лиц (письма, дневники, мемуары). Нередко работа с источником начинается с установления его авторства, времени и места его возникновения. Такая работа называется атрибуцией. Но и в случае установления подлинности текста его содер­жание подлежит критическому анализу. Документ обычно отражает пози­цию отдельного человека, группы людей, определенной политической структуры. Поэтому он может содержать приписки, ложные данные.

Таким образом, во многих проявлениях работа историка сродни труду следователя, пытающегося установить истину. Отсюда столь ценны частные источники: дневники, записные книжки, письма. Каждый из них, конечно, субъективен. Но, сравнив дневники разных людей, проанализировав по определенной методике множество писем одного периода, ученый может увидеть подлинное настроение общества, разных его слоев в те или иные моменты российской истории.

Сущест­вует большое количество теорий, предлагающих свое понимание исто­рических явлений. Рассмотрим основные положения лишь трех теорий, оказавших заметное влияние на развитие историко-философской мысли.

Первая из них - это теория общественно-экономических формаций. Ее сформулировали ученые XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. К сожа­лению, с первых лет советской власти эта теория, вместо необходимой научной критики и развития, была объявлена непогрешимой, хотя сам К. Маркс сознавал, что некоторые страны не укладываются в предложенную модель. Согласно этой теории, история человечества есть история развития и смены общественно-экономических формаций, которые охватывают все стороны общественной жизни. Ведущим фактором исторического развития является экономика, совершенствование орудий труда. Именно орудия труда являются наиболее динамичным элементом производительных сил (люди труда, предметы труда и орудия труда). Каждой ступени развития производительных сил соответствуют опреде­ленные производственные отношения (совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства), формирующие соци­альную структуру общества.

Анализируя историю человечества, К. Маркс и Ф. Энгельс делили ее на пять последовательно сменяющих друг друга формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и будущую стадию развития - коммунистическую. При этом они подчеркивали, что переход от одной формации к другой может осуществиться лишь путем революций. К. Маркс говорил, что «революция - это локомотив истории», «насилие - повивальная бабка истории». Эта теория рисовала историю человечества как процесс непрерывного подъема общества по лестнице, ведущей к сияющим вершинам счастья. Она, казалось, давала простые и ясные ответы на самые сложные вопросы. С этим был связан ее успех и популярность в различных странах мира.

Вместе с тем в этой теории накапливалось все больше неудобных вопросов. Если 30-40 тыс. лет назад все люди стартовали в своем развитии примерно с одной линии, почему за это время они растянулись на колоссальной дистанции? Почему вперед вырвался десяток стран Ев­ропы и Северной Америки? Почему некоторые народы практически не отошли от стартовой линии?

Попытки найти ответы на эти вопросы привели к формированию теории цивилизаций. Среди ее создателей русский ученый XIX в. Н.Я. Данилевский, английский исследователь XX в. А. Тойнби и др. Существует множество определений понятия «цивилизация». Современный ученый-историк Л. И. Семенникова определяет, например, цивилизацию как «сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре». Такой подход ставит в центр исторического процесса человека с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающуюся систему.

Ученые насчитывают от десятка до сотни цивилизаций. Каждая цивилизация проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. Продолжительность существования цивилизации может составлять от 1 до 1,5 тыс. лет. Л. И. Семенникова предложила рассматривать три типа цивилизаций. Это природные сообщества (народы вне исторического времени), восточный и западный типы цивилизаций.

К природным сообществам относятся народы, живущие в круговороте времени так же, как жили их далекие предки. В этом случае практически нет развития. Этот тип цивилизации характеризуется гармонией человека и природы, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу). Но такой тип цивилизации очень хрупок.

Восточному типу цивилизации, по мнению Л. И. Семенниковой, присуще подчинение личных интересов общинным, государственным. Люди делятся на определенные группы с четко закрепленными социальными ролями, а переход из одной группы в другую невозможен. В качестве классического примера можно привести касты в Индии. Поскольку восточный тип цивилизации построен на принципах коллективизма, то ему не свойственны рыночная экономика и социально-классовая дифференциация. Верховным собственником всего выступает государство.

Общественное развитие характеризуется сильным авторитарным государством. Тип государства - деспотия, т. е. ничем не ограничен­ная власть, опирающаяся на вооруженную силу. Перед лицом владыки одинаково бесправны и «первые министры», и «последние бедняки». Это компенсируется широким развитием духовной жизни. Вера в предопре­деленность судьбы и событий (фатализм) отражает отсутствие возмож­ностей человека влиять на исторический процесс.

Ключевым звеном западного типа цивилизации является идея прогреcca, т. е. постоянного, непрерывного развития, прежде всего в сфере материальной культуры. К этому типу цивилизации Л. И. Семенникова относит античные общества Древней Греции и Рима, современные общества Европы и Северной Америки. Для данного типа цивилизации характерна идеология индивидуализма - приоритет личности, ее интересов, право самому определять свою судьбу с одновременной ответственностью за себя и свою семью. Среди основных черт западного типа цивилизации можно выделить высокий нравственный престиж труда, рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор, частную собственность и классовую структуру общества, а также зрелые формы классовой организации (профсоюзы, партии), наличие и развитие горизонтальных, независимых от власти, связей между отдельными индивидами и ячейками общества; формирование гражданского общества, понимаемого как система добровольных объединений граждан, незави­симая от государства и противостоящая произволу отдельных его структур. Наконец, формой государства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполнительной, судебной), на верховенстве закона и прав личности.

Вместе с тем этот тип цивилизации рождает свои глубокие противоречия: социально-политические конфликты, разрушение норм морали, формирование антикультуры, техногенные проблемы. Но, как показывает практика общественной жизни, человечество способно находить решение самых сложных вопросов.

Ряд ученых считает, что на основе западных ценностей происходит формирование единой мировой цивилизации. По мнению других, об общечеловеческой цивилизации говорить преждевременно. Это, скорее, мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран.

Цивилизационный подход рождает также вопросы о месте России в системе мировых цивилизаций. К какому типу цивилизаций она относится? Ответы на этот вопрос даются самые различные. Одни относят Россию к западному типу цивилизаций, другие - к странам восточного типа, третьи разрабатывают евразийскую концепцию российской истории. Л. И. Семенникова предлагает рассматривать Россию как цивилизационно неоднородное общество, которое не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Отсюда для России всегда крайне не просто стояла проблема выбора одной из альтернатив.

Развитием цивилизационного подхода стала теория этносов. Ее автор - Л.Н. Гумилев (1912-1992 гг.) сын поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой, чье творчество многие годы подвергалось цензуре. Сам Лев Николаевич подвергался репрессиям и долгие годы провел в сталинских лагерях. Освобожденный в 1955 г. он стал доктором географических, а позже исторических наук, создателем новой научной теории.

По мнению Л. Н. Гумилева, исторический процесс есть рождение, сосуществование и исчезновение этносов. Под этносом ученый понимает «динамическую систему, включающую не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями». Примерами этносов он называет французов, шотландцев, греков, великороссов, немцев и представителей других народов. Каждый этнос «имеет свою собственную структуру и свой неповторимый стереотип поведе­ния». Этносы, в свою очередь, он делит на субэтносы. Например, в великорусском этносе можно выделить казаков, сибиряков. Несколько этносов, «одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением», образуют суперэтносы (Западная Европа, Индия, Россия и другие).

Развитие этносов определяется природно-географическими, социальными условиями, типом культуры, но, прежде всего, неким «энергетическим» фактором - пассионарностью. Энергетический фактор включает воздействие энергии космоса, солнца и естественной радиации на членов этноса. По степени восприятия энергии Л. Н. Гумилев делит этнос на «пассионариев» (люди с высоким уровнем энергетики, сверхактивные, посвятившие себя достижению той или иной цели), гармоничных особей (интеллектуально полноценные, работоспособные, но не сверхактивные, способные обходиться без пассионариев, пока не появится внешний враг) и «бродяг», «вырожденцев», т.е. группу людей с от­рицательной пассионарностью, существующих за счет этноса.

Рождение этноса ученый связывал с пассионарным толчком, превышением некоего предела численности пассионариев. По мнению Л.Н. Гумилева, например, пассионарий Чингисхан объединил племена монголов и начал завоевание соседних земель. Существование этноса длится свыше 1000 лет. За это время этнос переживает различные фазы: периоды подъема, пассионарного оскудения, инерции и постепенного умирания. «Мягкое время цивилизации», согласно Л.Н. Гумилеву, ведет к размножению людей «нетворческих и нетрудолюбивых». Столкновение этносов может приводить к различным послед­ствиям: гибели отдельных этносов, их ассимиляции или сосуществованию.

Идеи Л.Н. Гумилева получили широкое распространение. Вместе с тем критики теории этногенеза указывают на нечеткость и противоречивость ряда ее положений, на не всегда объективный подбор фактов ради создания определенной схемы.

Таким образом, существуют различные концептуальные подходы, дающие возможность в той или иной степени связать судьбы отдельных народов воедино и выстроить их в определенном порядке.

История России, причудливо соединившая историю Древней Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза и посткоммунистической Российской Федерации, с их эволюционной преемственностью и вместе с тем резкими революционными переходами от одной общественной системы к другой, напоминает огромную пеструю мозаику. Здесь есть все: созидание и разрушение, взлеты величия и катастрофы падения, блестящие достижения разума и трагические ошибки, благородство и жестокость государственных деятелей. Наше прошлое необычайно разнообразно и противоречиво.

Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точ­ного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использования опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скрупулезны при установлении подлинности фактов, вдумчивы при их сопоставлении, уважительны к нашей истории и людям, ее творившим, и одновременно непримиримы к подлости, безнравственности, насилию.

Пусть осознание уроков истории каждым из нас поможет посте­пенному совершенствованию нашего общества. Как гласит мудрость, «кто забывает историю, обрекает себя на повторение пройденных ошибок».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!