Рабочая тетрадь пособие с печатной основой. О покупке печатных рабочих тетрадей

________

Урок №1. Корень. Однокоренные слова.
корень
13 SHAP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вставь в стихотворение пропущенные слова:
_________ слова - значимая часть.
Над словами _________________
Держит власть.
____________ умело линию родства –
_______________ подбери слова. (Волина)

Упражнение №1
____________________________
___________________________

________________________________
Упражнение № 2

синквейн

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
корень

Растения слова

___________________
____________________
_____________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
На каждой строчке найди однокоренные слова. Помни, что однокоренные слова похожи по смыслу и имеют одинаковый корень.
Учить, школьник, ученик.
Свобода, свободный, победить, освободить.
Сила, силач, спортсмен, сильный.
Лень, ленивый, лентяй, бездельник.
Вода, подводник, подводный, моряк.
Подчеркните однокоренные слова, выделите корень.

Упражнение № 2
Игра «Третий лишний»
Найди лишнее слово. Вычеркни его.
Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час.
Циркуль, циркач, цирк.
Печурка, печать, печка.

В однокоренных словах выдели корень.
Упражнение № 3
Подбери к данным словам однокоренные. Напиши их. Выдели корень.
Холод, холодить, _____________________________________________
Свет, светить, _________________________________________________
Кипяток, кипятить, ____________________________________________
Ель, _________________________________________________________
Берёза, _______________________________________________________

Урок № 2 Сложные слова
Упражнение № 1
Выдели в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную Е или О между корнями (кружочком).

Паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

Упражнение № 2
Найди в тексте сложные слова, укажи из каких корней они образованы.

На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы
вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошёл пять километров.

Упражнение № 3
Укажи в тексте сложные слова.

Семеро в отделе - Пустотёс
все при деле! заострял вопрос,
Пустовед пустомол
поправлял берет. наполнял котёл,
Пустодел пустовар
горделиво глядел. нагонял жар.
Пустолей Пустосчёт
Призывал: «Быстрей!» вёл всему учёт
К небу дым густой,
а котёл пустой! В. Иванов
Каким одним словом можно заменить все сложные слова?
Упражнение №4
Составь и запиши сложные слова с корнем лес. С одним из слов составьте предложение.
Лесовоз, лесопарк, лесосплав, лесоруб,________________________________

Упражнение №5
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели корни и соединительные гласные (кружком)
Мухед, дымход, лессплав, водвоз, землделие, полкводец, чужстранец, пешход, птицлов, овцбык.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Составь и запиши сложные слова. Выдели корень, подчеркни соединительные гласные.
Носит оружие, мух ловит, овец разводит, звёзды падают, землю копает, волны режет, кашу варит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Отгадай загадки, напиши отгадки.
1. Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз и помнит вас. ________________
2. Чудо-дворник перед вами,
С загребущими руками.
За одну минуту сгрёб,
Преогромнейший сугроб. _____________________________
3. Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу. ___________________________
4. Не птица, а летает.
Не жук, а жужжит. _____________________
5. Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь да вода. __________________
Нарисуй отгадку!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Упражнение № 3
Вставь в слова пропущенные буквы.
Пулмёт, очвидец, уткнос, овощвод, мухловка, дружлюбие, землройка, водкачка, землкоп, рыблов.

Выдели корни, подчеркни соединительные гласные.

Урок №3 Окончание. Основа слова.
1.Вставь в стихотворение пропущенные слова:
Часть слова, которая изменяется
_______________ называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы __________.
2. Подчеркните слова с нулевым окончанием.
Стол, лиса, берег, река, мыло, звон, дом, подруга, ваза.

Отличие
¬ стоят
·
_________________________
________________________
________________________
_________________________
_______________________________

Общее: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 1 Прочитай.
Чеснок
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель.

Выпиши слова, которые повторяются во всех трёх предложениях. Выдели в нём основу и окончание.

Упражнение № 2
Закончи предложения изменяя слова по образцу.
Образец: Лодки плывут - лодка плывёт
I вар II вар
Ракеты летят - ракета Сады цветут – сад
Машины стоят – машина Плащи висят - плащ
Ветры гудят - ветер Толпы спешат - толпа
Сугробы растут - сугроб Телята мычат - телёнок

Выдели основу и окончания в словах.

Упражнение № 3
Измени слова в скобках соответственно вопросам. Выдели в этих словах окончание и основу.
1.Хорошо относился (к чему?)
Аккуратно обращался (с чем?) (книги)

2. Предъявлять требования (к кому?)
Особый спрос (с кого?) (отличник)

3. Любоваться (кем?)
Заглядеться (на кого?) (бабочка)

4.Спастись от (чего?)
Избежать (чего?) (гибель)

5. Платить (за что?)
Оплатить что (проезд)

Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Напиши у кого какие детеныши? Выдели окончание.
Образец: Жеребёнок у лошади.

котёнок у ____________ щенок у ______________
козлёнок у _____________ поросёнок у ____________
медвежата у ____________ телёнок у ____________
зайчата у ______________ бельчата у _____________
волчата у _____________ гусята у _____________

Упражнение № 2
Вставь, пропущенные окончания используя вопросы какой? какая? какое? Вопрос ставь от выделенного слова. Выдели окончание и основу этого слова.
В ручье чист вода. Мальчик набрал полн ведро грибов. Красн ягода смотрит из травы. В стене было кругл окно. На хорош цветок и пчёлка летит. Детям дали нов мяч. Добр слово всякому приятно. Добр слова дороже богатства.

Урок № 4 Приставка
1.Вставь в стихотворение пропущенные слова

Перед корнем есть ___________.
___________ пишется она,
А при помощи приставки
Образуются ____________.

2.В буквенном тексте найди приставки и выдели их
(¬) БПОЮРПЕРЕЮВВЫШДОФЗАКНПНАДУЦЛЖПРОЭНОТДРОЗ
3. Выдели приставки и корни в словах:
Перераспределение (делить), перераспределять (делить), перевыборы, вперемешку (мешать), вперегонки (гонки), убежать (бег).
Отличие:
¬ образуют
·
________________________________
_________________________________
_________________________________Сходство: ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Упражнение №1
Назови противоположные действия, используя приставки от -, вы -.
приклеить - отклеить внести - вынести
принести - вложить -
привязать - впустить -
привыкнуть - влезть -
пристегнуть - вкатить -
привезти - влететь -
пригнуть - вползти -
Составь с некоторыми из них словосочетания.

Упражнение № 2
Какими приставками можно выразить начало, а какими - конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за -, по -, от -, пере -, на -).
Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся, точил.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Выписать в две колонки слова с приставками:
по - под-
Подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подавился, подавать.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 4
Выборочный диктант (запиши глаголы, имеющие приставки)

Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя тучка. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах (По Г. Маркову)

____________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Образуй новые слова
________________________
________________________
________________________
________________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Запиши словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в -, из -, под -, за -, у -, пере -, на -, рас -, с -)
__ бежать в комнату, __ ставить стул, __ писать письмо, __брать грибов, __ вязать рану, __ колоть орех, __бить гвоздь, __ кутать куклу, __качаться на качелях, __ путать буквы.

Упражнение № 2
Запиши, выбрав подходящее по смыслу слово
Машина _______________ мимо дома.
К нам в гости ____________ бабушка. (приехала, проехала)

Самолёт сделал ______________.
В Москве пассажиры сделают _________. (посадку, пересадку)

С деревьев _____________ листья.
Птицы ______________ на юг. (улетают, слетают)

Выдели в словах приставку.
Упражнение № 3
Нарисуй рисунок к понравившемуся выше предложению, спрячь в нём приставку.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Урок № 5 Предлоги и приставки.
Запиши словосочетания
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравни приставку и предлог:

Вопросы
Приставка
Предлог

1. Что это такое?

2. Для чего служит?

3. Как пишется?

4. Можно ли вставить слово между ¬ и
·, словом и предлогом?

5. Может ли стоять перед глаголом?
да
Никогда не стоят перед глаголом.

Подчеркни слова с приставкой до - в буквенном тексте
ДОРАДОШЛАДОДОМАДОНЕСЛАДОПЛАТУ
Упражнение №1
Запиши отрывок из стихотворения С. Я. Маршака и проследи соотношение предлогов и глагольных приставок. Обрати внимание на слитное и раздельное написание. Вспомни, бывают ли перед глаголами предлоги?
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
докатился до ворот,
подкатился под ворота,
добежал до поворота
___________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 2
Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги, выдели приставки.

Проказы старухи – зимы
_______________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Домашнее задание
Упражнение № 1
Найди в стихотворении каламбуры, укажи предлоги и приставки. Определи, какой части речи эти слова принадлежат.

Я влез однажды на подводу Решили лисы кролика запечь,
и с неё нырнул под воду. А кролик из духовки прыг за печь.

Зависело б от мыла - Сугробы снега вьюги намели,
Веснушки я б отмыла. И грузовик, как баржа на мели.

(Я. Козловский)
Упражнение № 2
Исправь ошибки в выделенных словах, подбери подходящую по значению приставку.

Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Комар прилетел в комнату. Собака повела мальчика из леса. Наш дом выделяется от соседних небольшим ручьём. Надо расписаться под заявлением.
Упражнение № 3
Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги, выдели приставки.
- Мне бы тоже хотелось (по) рисовать, - сказала Алиса наконец.
- (У) колодца.
- (По) рисовать и (у) колоться? – переспросил Заяц.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй рисунки к словам:
1) уколоться 2) у колодца

Урок № 6 Суффикс

1. Разбери слова по составу:
Ладошки, щёчки, спинки и животики.

2. В буквенном тексте найдите и выделите суффиксы (^)

ЕНЬКРЮВНПИКОНЬКЮУЧИКУШКОНОКФЛЁНОКНОЧЬФЩЕК

3. Вставьте в стихотворение пропущенные слова:
__________ - важная часть слова
Им кончается ________________.
После __________ он стоит
Превращая дом в домишко,
А ружьё друзья в ружьишко.
Кота Мурзика в __________,
А собаку в ____________.

4. Выдели суффиксы в словах:
Писал, героический, рисовал.

Сравнение ¬ и ^.
Сходство:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличие:

¬ ^
_____________________________
______________________________

Упражнение № 1
Найдите лишнее слово
Избушка, садик, крылечко, деревце, окно, дворик, скамеечка, дверца.

Упражнение № 2
Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины:
Лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, ручонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост.
Выпиши в первый столбик слова, имеющие увеличительное значение, а во второй столбик слова, имеющие уменьшительное значение и выдели суффиксы:
увеличительное уменьшительное
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение №3
Образуй слова с помощью суффиксов -ок или - ик.

Город - городок, дуб, ветер, гриб, шар, мяч, мост, куст.
Напиши слова. Выдели суффиксы. Сравни слова без суффиксов и с суффиксами. Как изменился смысл слова?
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________
Образуйте новые слова
класс + н _________________
город + ск __________________
север + н _________________
сентябрь + ск __________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Используя суффиксы, образуй от данных существительных слова со значением очень маленькие и очень большие.
Образец: человек - человечек – человечище
Кулак - , нос - , голос - ., ., нога - ,
рука - .., ., сапог - .., ......,
глаза - ., .., волосы - , .,
усы - ., ..
Упражнение № 2
К данным ниже схемам подберите из книг слова соответствующей структуры по образцу и нарисуй рисунок к слову.

1.
·^
· -

3.
·^ -

Упражнение № 3
Чего не бывает, обведи карандашом:


·
·,
·¬¬
·,
·е
·^
·, ^
· о
·¬
·

Урок № 7 Состав слова (морфемный анализ и синтез)
Упражнение № 1.
Выпиши словосочетания, которые допустимы в речи. Выдели корень.
Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, красить краской, криком кричать, глазеть глазами.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Выпиши в 2 столбца слова с приставкой пере-
а) в значении повторности действия;
б) в значении чрезмерного действия (очень)
Перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.
повтор очень

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Упражнение № 3
Выпиши слова-отгадки и разбери их по составу:
1. Не спорю, не белый – 2. Из – под снега расцветает
Я, братцы, попроще Раньше всех весну встречает
Расту я обычно (..)
В берёзовой роще.
3. Ночью в полдень на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (..)

_________________________________________________________________

ёжик – ёж

Упражнение № 4
Прочитай. Какие слова выделены? Являются ли они родственными словами? Почему? Какое слово первичное, а какое вторичное? Выпиши пару ближайших родственников.
Фонтан
Вижу дождик
За версту -
Дождик
Сыплет в высоту!
Эй, послушай,
Дивный дождь.
Почему ты
Вверх идёшь? (С. Протасевич)

дождик - дождь (..)

Домашнее задание
Упражнение № 1
Разгадай морфологические шарады и разбери эти слова по составу.
Корень тот же, что в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. ()

Корень тот же, что в слове зимовать,
Суффикс и окончание как в слове дедушка. (.)

Корень такой же, как в слове садовник,
Приставка – как в слове переход,
Суффикс и окончание - как в слове погрузка (..)
Упражнение № 2
Выдели ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано, напиши первичное слово.
Образец: лосёнок – лось
Волчонок - __________, ветерок - _________, страусёнок - _______________,
ноченька - ______________, листик - ____________.

Урок № 8 Интересный корень

+ -
________________________
_________________________
__________________________

Лук - оружие для метания стрел. У него есть изогнутая часть.
Лукошко - корзиночка из прутьев. Их сгибают, когда плетут лукошко.
Лукавый человек кривит душой, хитрит. А лукоморье - это кривой морской берег, морской залив.

+ -
________________________
_________________________
__________________________
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
____________________
Домашнее задание
Попробуй сделать свои маленькие «открытия»: от каких слов происходят слова околица, метель? (Вспомни урок про лук)
Околица ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метель ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 9 Морфемный (словообразовательный) повтор
Упражнение № 1
Спиши. Найди и выдели приставку повторяющуюся у слов. Какое значение придаёт она всем этим словам?

Лес зазвенел, застонал, затрещал, _________________________
Зиму послушал и вон побежал. (Н. Некрасов)_______________________
Буря мглою небо кроет _________________________
Вихри снежные крутя, __________________________
То как зверь она завоет, __________________________
То заплачет как дитя; __________________________
То по кровле обветшалой ___________________________
Вдруг соломой зашуршит. ___________________________
То, как путник запоздалый ___________________________
К нам в окошко застучит (А. Пушкин)__________________________

Упражнение № 2
В каких произведениях устного народного творчества используется словообразовательный повтор? (Русские народные песни, сказки, былины, загадки, пословицы).
Выпиши из текстов слова, образованные одной словообразовательной моделью.

Уж я сеяла, сеяла ленок, ______________________________
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
По лугам вода разливалася, ______________________________
По садам пташки разлеталися
Одна пташка там осталася,
раскичалася.

(((
Приутихло, приуныло море синее, ______________________________
Приутихли, приуныли реки быстрые,
Приутихли, приуныли облака ходячие,
Благоверная царица преставлялася

Упражнение №3.
Спиши. Найди в тексте однокоренные слова, выдели корень.
Не вернусь я в отчий дом,
Вечно странствующий странник
Об ушедшем, над прудом
Пусть тоскует конопляник (С. Есенин)

И даже ивам у пруда
Не дам я быть плакучими.
Пусть только дождик иногда
Расплачется под тучами (Л. Зубкова)

Я строил окопы и доты
Железо и камни тесал.
И сам я от этой работы
Железным и каменным стал (Я. Смеляков)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словообразовательный повтор

__________________________________
__________________________________
___________________________________
__________________________________
__________________________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Прочитай отрывок из сказки А. Толстого. Какой художественный приём использован в тексте? Выпиши слова с повторяющейся приставкой, выдели её.

Буратино взобрался по смолистому стволу на вершину итальянской сосны, одиноко стоявшей на поле и оттуда, закричал, завыл, запищал во всю глотку.
__________________________________________________________________
Приём ____________________________________________________________

Упражнение № 2
Прочитай стихотворение В. Иванова. Какой художественный приём использован. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

О пане Злодиевском
В чудном городе Хищенске
В тихой улочке Крадевской
Жил один злодей известный
Пан Злодислав Злодиевский.
И супруга - Злодеюга,
И дочурка - Злодеюрка,
И сыночек - Злодеёчек,
И собачка - Злодеячка,
А котёнок? И котёнок
По прозванью - Злодеёнок.
Есть ещё и канарейка
Презабавная злодейка.
Нарисуй любой персонаж из стихотворения.

Урок № 10 Слова с суффиксами оценки.
оценка

+ -
_________________________
_________________________
__________________________
Упражнение № 1.
Выпиши из текста былин слова, имеющие суффиксы оценки и выдели их (^).

Он заседлывал коня, улаживал
Подкладывал он потничек шелковенький
Покладал на потничек седелышко черкесское

(((
В нём силушка великая не уменьшалась,
И в нём сердце богатырское не ужаснулось,
В двадцать четыре часика положенных
Побил он эту силушку великую.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2.
В русском языке суффикс - ин – выделяется в некоторых существительных, которые называют медикаменты (аспирин, эфедрин, амидопирин, анальгин). Как эта особенность языка используется в стихотворении, отрывки из которых приведены?

Хитрая аптека
Немало в мире есть аптек,
Полезных человеку.
Но я хочу открыть для вас
Особую аптеку

От дождевого червяка
Бежит он без оглядки.
В углу заметил паука –
Дрожит как в лихорадке.
Тут не поможет аспирин
Бедняге от озноба.
В моей аптеке есть «храбрин»
Для этого больного

Трудолюбин мальчишку спас
От лени и от барства,
Но дома держат про запас
Волшебное лекарство.

Выпиши слова с суффиксами - ин – , выдели суффикс.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3.
А теперь, представь, что ты врач и тебе нужно выписать лекарство необычным больным.
Приходите, хвастунишки,
И лентяи и лгунишки,
И грязнули, с плаксами
Я вас мигом выручу,
Приходите, вылечу (Л. Зубкова)

Хвастунишкам - .., лентяям - ., лгунишкам - , грязнулям - ., задирам - .
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
____________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Выпиши из текста русской песни слова, имеющие уменьшительно-ласкательные суффиксы, выделите их.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала
Чашечку собачка
Моет язычком.
Мышка собирает
Крошки под окном.
По столу котище
Лапою скребёт.
Половичку курочка
Веничком метёт.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Какую оценку имеют суффиксы в словах работушку, котище. Разберите эти слова по составу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Нарисуй любой персонаж из песни.

ОТ АВТОРА
Творческая тетрадь «Состав слова. Словообразование» создана с целью повышения уровня знаний и умений учащихся по морфемике, в результате выполнения упражнений, направленных на концентрацию внимания и памяти.
В тетради дано поурочное планирование 10 уроков («Корень», «Однокоренные слова», «Сложные слова», «Окончание. Основа», «Приставка», «Суффикс», «Состав слова (морфемный анализ и синтез)», «Интересный корень», «Морфемный словообразовательный повтор», «Слова с суффиксами оценки»). К каждому уроку разработано домашнее задание из 2-3 заданий.
Творческая тетрадь содержит разнообразные практические задания по морфемике, предполагающие активную деятельность школьников, которые должны не только читать и писать, но рисовать, отгадывать, работать со словарём строения слов. В тетради представлены упражнения, связанные с разделением слов на группы, подбором однокоренных слов, нахождением 3-го лишнего, вписыванием пропущенных слов, букв, нахождением в тексте и выделением приставок, суффиксов; выборочным списыванием и другие. Следует отметить, что содержание упражнений ориентированы на активизацию внимания и памяти учащихся.
Для увеличения объёма внимания в творческой тетради я использовала приём сравнения нового понятия с ранее изученным, чтобы особенности каждого понятия выступали ясно. Я сравнивала приставку и корень, приставку и окончание, где находили общее и различное.
В тетради есть упражнения, которые направлены на концентрацию внимания и помехоустойчивости. Например: Среди буквенного текста найди и выдели приставки, суффиксы, подчеркни слова с нулевым окончанием.
Послепроизвольное внимание развивали упражнения, рассчитанные на выполнение домашнего задания, где учащиеся включались в активную мыслительную деятельность, прелагаются задания: игра «Третий лишний», найди в стихотворении каламбуры, укажи предлоги и приставки, исправь ошибки в выделенных словах, подбери подходящую по значению приставку; найди схемы, которых не бывает и обведи их карандашом; выпиши слова с повторяющейся приставкой и другие.
Произвольное внимание развивают упражнения заставляющие группировать слова по определённым признакам. Например: Выпишите в первый столбик слова, имеющие увеличительное значение, а во второй столбик слова, имеющие уменьшительное значение и выделите суффиксы.
Зрительную память я активизировала у детей, используя схемы. Например, схемы сложных слов
·е
·,
·о
· помогали выполнить следующие упражнения: составить слова по схеме, вставить пропущенные буквы в словах.
Слуховая память помогает запомнить материал, рассказанный учителем, другими учащимися. Не случайно после знакомства с правилом в творческой тетради есть задание: Вставь в стихотворение пропущенные слова. Для восстановления в памяти учащихся правила.
Ассоциативную память помогает младшему школьнику запомнить сложные грамматические понятия, с этой целью я использую в творческой тетради приём «двойной дневник», который помогает за счёт установления положительных и отрицательных ассоциаций запомнить материал. Я использовала этот приём при изучении корня слова, слов с суффиксами оценки, при знакомстве с многозначным корнем «лук» Например:
оценка

+ -
пятёрка двойка
похвала наказание
праздник грусть
Рукодвигательную память я развивала при заполнении концептуальной таблицы, где сравнивали приставку и предлог; при раскрашивании рисунка на обложке творческой тетради, помогающего запомнить условные обозначения приставки, корня, суффикса и окончания(¬
·^
·).
мультики 1607по русскому языку"Состав слова"

Тема «Килограмм».

Цели:

знакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, прививать интерес к математике.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оборудование:

учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедиапроектор, интерактивная доска, 2 одинаковые коробки, весы, предметы для взвешивания (коробка сахара 1 кг, пачка соли 1 кг, гири, таблицы с новыми словами (масса, весы, килограмм), изображение Незнайки.

Этапы урока.

Организационный момент.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Коммуникативные

Устный счет.

Ребята, сегодня к нам в класс пришел новый ученик. Догадайтесь, как его зовут.

Он, конечно, самый главный

Озорник – шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его …(Незнайка). (Появляется изображение Незнайки).

Из какой книги к нам пришел Незнайка? Кто ее автор? Читали ли вы книги про Незнайку и его друзей?

С Незнайкой произошла одна удивительная история. Он ее записал и просит помочь в ней разобраться. (индивидуальная работа; 2 ученика решают самостоятельно задачу).

Незнайка спешил к нам на урок, но случилась беда. Он упал, из его портфеля выпали все карточки с цифрами. С помощью карточек с цифрами покажите, какие числа отсутствуют (1, 2, 3, 5, 6, 9, 10)

Незнайка просит помощи. Он просит проверить, правильно ли решил примеры.

6 +2 = 8 7 – 5 = 3 4 + 5 = 9 2 + 7 = 10



10 – 5 = 4 8 – 6 = 2 9 – 3 = 6 3 + 5 = 8

Расскажите, как вы помогли Незнайке с его проблемой. Что вы узнали из задачи? Что нужно найти? Как вы это сделаете?

Вы согласны с решением?(вопрос всему классу)

Самоопределение к деятельности.

Знакомство с массой.

Незнайке его друзья прислали две посылки.

Каких друзей Незнайки вы знаете? Прочитайте книги и познакомьтесь с его товарищами.

Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать?

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение??? или предположение???)

Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.

Что теперь можете сказать?

Легче –тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство , как же его назвать? Масса! (На доске закрепляется слово «масса» )

Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его по слогам. Прочитаем с ускорением.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Назовите всем тему нашего урока.

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения.

Ответы детей:

Цвет, форма, размер: одинаковые

Одна – легче, другая – тяжелее

Определяют тему урока: КИЛОГРАММ

Физкультминутка.

Работа по теме урока.

Практическая работа.

Знакомство с весами.

1) - Ребята, возьмите в одну руку учебник , а в другую тетрадь . Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

2) - Теперь возьмите в одну руку учебник , а в другую – ручку . Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов.

И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника)

Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки).

3) - А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников?

- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

Правильно, массу предметов измеряют весами.

(На доску вывешивается слово «весы» )

Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением.

Весы бывают разные: ….. (рассматривание слайдов).

Где в жизни вы встречали весы?

Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?

У кого родители используют весы? Для чего?

Знакомство с единицей массы – килограммом.

Ребята, Незнайку угостили яблоком и он решил узнать его массу.

На одну чашу весов Незнайка положил яблоко, а на другую – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

Запишем: 1 яб. = 5 кл.

Теперь Незнайка на одну чашу весов положил яблоко, а на другую – 2 шоколадки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

Запишем: 1 яб. = 2 ш.

Так как взвешивали одно и тоже яблоко, можно записать: 5 кл.=2 ш.

Но мы знаем, что 5 > 2.

Нет ли здесь ошибки?(Нет, мы измеряли разными мерками)

Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)

Задание: Уравновесь весы.

Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.

(На доске вывешивается слово «килограмм»)

Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?

Сокращенно это слово записывают « кг».(На доске вывешивается КГ ).

- В коробке сахара 1 кг, в пачке соли 1 кг (дети оценивают массу предметов весом в один килограмм).

- Есть гири массой 1 кг, 2 кг (рассматривание гирей)

Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм . Существует эталон (образец) килограмма, он находится в музее.

Задание:

Какие предметы можно взвесить с помощью новой величины

Дети заканчивают предложение.

Масса одного учебника равна массе другого учебника.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

№ 1 стр.36 (устно)

  1. – Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
  2. – Узнай массу пакета с мукой.
  3. Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?

№3 стр. 37(устно)

10 больше 7

Ответ: на 3 см длина красного отрезка больше длины синего.

Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа».

Записываем № 4 на стр 37 выполняем самостоятельно, порядок действий указываем над знаком (либо над +, либо над -).

№ 5 письменно. Вспомним как называются компоненты сложения, составим примеры и запишем в тетради.

Перечерчиваем с помощью простого карандаша и линейки таблицу и заполняем.

Работа в тетради на печатной основе.

Определите массу тыквы. Прошепчите ваш ответ соседу на ухо. Скажите вслух. У всех такой ответ? Запишите.

Как узнать массу дыни? Запишите.

Запишите ответ.

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность выполненного задания. Укажите на ошибки

Е.В. Макулина, студентка ФФ БГПУ

Важнейшими из задач, которые должен решать учитель, являются задачи обеспечения прочного усвоения учащимися основ наук, развития их творческих и познавательных способностей, обеспечения связи обучения с жизнью, трудового, нравственного и эстетического воспитания. Для успешного решения этих задач педагог применяет различные средства обучения. В помощь учителю мы решили разработать средство обучения, которое позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Таким средством обучения является тетрадь на печатной основе. Созданием тетрадей на печатной основе занимались многие авторы, в том числе А.Н. Мансуров, С.А. Чандаева, А.А. Шаповалов, группы авторов Московского государственного педагогического института и Благовещенского государственного педагогического института, И.Н. Верещагина и В.И. Сиротин и др.

Тетради разработаны по физике, географии, английскому языку, экологии, математике и другим учебным предметам. На нашем факультете разработкой подобных тетрадей по некоторым темам курса физики занимались студенты А.Э. Баун, Е.А. Волкова, П.Г. Стародубов, И.Н. Гончарова, А.С. Гладких, И.А. Зайцева.

Характерной чертой многих тетрадей является то, что учащиеся, заполняя специально предусмотренные для этого места, должны отвечать на вопросы, записывать отдельные слова или фразы, выполнять рисунки, чертежи, решать задачи. Эта особенность была учтена при составлении нашей тетради, которая получила название "Тетрадь физических открытий".

Данное средство обучения разработано нами на материале темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов." В соответствии с действующим учебником физики седьмого класса А.В. Перышкина и Н.А. Родиной в него вошли следующие задания:

Фронтальные опыты с письменными инструкциями, что обеспечивает индивидуальный темп их выполнения;

Вопросы, ответы на которые учащиеся фиксируют в тетради на свободных строках;

Выводы после проведения опыта, для которых отведено специальное место;

Домашние задания, включающие в себя:

1) домашние опыты в сопровождении письменной инструкции;

2) задание по соответствующему параграфу учебника;

3) "общий вывод" который ученик должен записать, сопоставив знания, полученные им на уроке при проведении фронтальных опытов, при выполнении домашнего опыта, и информацию из текста учебника;

4) задание, устанавливающее связь между значениями, полученными на уроке, и жизнью.

Одно из заданий, например, звучит так: "Вспомните, где вы наблюдали похожие явления. Нарисуйте и напишите об этом." Для записи ответов и рисунков предусмотрено свободное место.

Все перечисленные выше задания ученик выполняет в тетради и фиксирует в ней результаты. Работа по этим заданиям предусмотрена практически на каждом уроке. К заданиям, указанным в тетради, составлен примерный вариант их выполнения, что упрощает контроль.

Фронтальные опыты подобраны таким образом, что при работе учащиеся используют простое оборудование, имеющееся в каждой школе. Некоторые элементы легко изготовить самим.

Для проведения домашних опытов не нужно специального оборудования. Как правило, необходимые предметы и материалы имеются в доме у каждого школьника.

Особенностью тетради физических открытий является то, что все задания подобраны таким образом, чтобы максимально активизировать процесс обучения. По мере заполнения тетради учащиеся не только овладевают умениями и навыками, приобретают новые знания, но и развивают логическое мышление, преодолевают формализм знаний. Немаловажной является и роль данного средства обучения в воспитании у учащихся настойчивости, целеустремленности, эстетических вкусов и отношения к труду.

Сложно в рамках студенческой работы, исследовать степень влияния тетради физических открытий на все вышеперечисленные аспекты процесса обучения и воспитания. Выпускница нашего факультета И. Зайцева уже занималась исследованиями тетради как средства, направленного на преодоление формализма знаний у учащихся, А. Баун рассматривал вопрос формирования умений и навыков, а мы решили исследовать, как использование данного средства обучения скажется на развитии умения делать выводы и заключения, выделять главное.

Разработанное нами средство обучения создано в помощь учителю физики. Акцентируя свое внимание на тех или иных аспектах процесса обучения, учитель может корректировать или изменять задания, обращать особое внимание на формулировку выводов или эстетичность рисунков, направляя процесс овладения знаниями, умениями и навыками в нужное русло.

Причиной написания данной публикации послужило огромное количество вопросов, которое поступает от родителей (законных представителей) обучающихся в рубрику «Консультации» на центральном портале нашему специалисту-омбудсмену, а также (хотя и реже) в раздел «Нормативно-правое обеспечение». Автор постарался подготовить публикацию, содержание которой позволило бы однозначно поставить точку в данном вопросе.

На практике мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители в поисках «своей правды», которая рождается от неверного толкования некоторых статей Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», задают во всевозможные инстанции вопросы (жалуются), связанные с обязанностью покупать за счёт личных средств тетради на печатной основе, хотя в ст. 35 вышеупомянутого закона сказано, что «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». Давайте разберёмся во всём по порядку.

Начнём с того, что в ч.1 ст. 34 (пункт 20) «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» закреплено право обучающихся «на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Важность и значимость данного вопроса подчеркивается и тем, что он рассмотрен в отдельной статье 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания»:

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания .

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

К огромному сожалению, но Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не даёт определения таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», но при этом в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» есть определение понятий «средства обучения и воспитания», которые определены как «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». В связи с тем, что федеральным законодательством в области образования не дано определений таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», это и порождает ситуацию, когда родители отказываются приобретать тетради на печатной основе на личные средства, указывая на то рабочая тетрадь является учебным пособием, без применения которой невозможно усвоить материал по учебнику или относят рабочую тетрадь к учебно-методическим материалам, что весьма затруднительно.

Если законодательство в сфере образования не вводит понятий «учебник» и «учебное пособие», то наверняка есть толкование данных определений в других нормативно-правовых актах РФ? Да, существуют документы, в которых зафиксированы такие понятия. Рассмотрим самый важный из них — Государственный стандарт «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», (введён Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст). В данном документе даются следующие определения:

pen

«Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание».

«Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания».

«Учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания».

«Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета».

Рассмотрев данные определения, становится очевидным, что рабочая тетрадь на печатной основе (мы даже не рассматриваем вопрос «обычной» школьной рабочей тетради обучающегося) рассматривается как отдельная категория учебных пособий и выделяется как самостоятельный компонент учебного комплекта.

Теперь вернёмся к формулировке части 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внимательно прочитаем — «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия». Итак, на законодательном уровне никто не гарантировал предоставление учебных комплектов, отдельным компонентом которого является рабочая тетрадь. На что ещё стоит обратить внимание — «в пользование на время »! С трудом представляется пользование рабочей тетрадью «на время».

До декабря 2014 года на основании СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделялись на: учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. На сегодняшний день пункт 2.2 СанПиН 2.4.7.1166-02 утратил свою силу на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2014 № 78. Но и в этом документе, рабочая тетрадь не относилась к учебному пособию, а рассматривалась как отдельная категория.

Теперь вернёмся к определению «учебник» и «учебное пособие». И то, и другое определение заканчивается фразой «официально утверждённое в качестве данного вида издания» . На федеральном уровне установлен порядок формирования перечня учебников и иных учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Таким образом, не каждую изданную учебную книгу можно считать учебником, и тем более, использовать в учебном процессе. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда учитель-предметник предлагает родителям (законным представителям) учащихся купить пособие, которое, по его мнению, позволит лучше подготовить ребят к государственной итоговой аттестации, глубже раскрыть содержание предмета на углублённом уровне изучения предмета (профильное обучение, углублённое изучение отдельных предметов). Именно такие ситуации и начинают порождать всевозможные жалобы в органы исполнительной власти различных уровней. Давайте разберёмся и с этой ситуацией. За счёт средств бюджета гарантировано только то, что разрешено (рекомендовано!) Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждён такой список учебников и учебных пособий, которые закупаются за счёт средств бюджета и выдаются обучающимся бесплатно в пользование на время. В данном перечне мы никогда не найдём пособий, которые могут быть рекомендованы учителем для использования в учебной деятельности (например, «ЕГЭ на 100 баллов» и пр.), тем более рабочих тетрадей.

Это абсолютно не означает, что такие пособия использовать нельзя или то, что они не соответствуют каким-то требованиям, просто они не входят в федеральный перечень учебников и учебных пособий, а, следовательно, не могут закупаться за бюджетные средства. Требовать от образовательной организации выдавать такие пособия бесплатно во временное пользование — абсурд!

Отдельного внимания заслуживает гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Данная гарантия установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В части 3 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Из этого следует, федеральный закон даёт право образовательной организации самостоятельно установить такой Порядок и что самое главное — не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ подобного регулирования позволяет сделать вывод о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим, рекомендуем образовательной организации разработать и утвердить локальный акт, который регулировал бы Порядок пользования библиотечным фондом. Напомним, что такой локальный акт должен быть согласован со всеми сторонами участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает.

Как же избежать ситуации, когда учитель рекомендует (порой настаивает) на необходимости купить то или иное пособие, а родители отказываются и жалуются на учителя, образовательную организацию во всевозможные органы исполнительной власти. Во-первых, такие жалобы — показатель низкого уровня разъяснительной работы образовательной организации с родителями (начиная от рядового учителя, заканчивая директором школы), во-вторых, это показатель низкого уровня юридической грамотности самих педагогических работников, которые, выступая с такими инициативами и просьбами на родительских собраниях, не разъясняют родителям, что никто не обязан закупать за счёт средств бюджета такие рабочие тетради, пособия, а также и то, что это только может быть организовано на добровольной основе (не будем в этой публикации рассматривать вопросы незаконного сбора денежных средств). Чаще всего учителем фактически диктуется необходимость покупки тех или иных тетрадей, пособий, а родители только успевают подсчитывать объём необходимых «вложений». Вот такой стиль работы только способствует тому, что школа «тонет» в разборках по письмам недовольных родителей.

Понятно, что самое важное в решении таких конфликтных ситуаций — их профилактика, т. е. разъяснительная работа, которую необходимо грамотно организовать в образовательной организации: администрации с учителями, а последним в свою очередь с родительской общественностью. Администрация школы имеет в арсенале своих средств общедоступный информационный ресурс — официальный сайт образовательной организации, на котором необходимо разместить требуемые в соответствии с законодательством документы, в том числе и образовательную программу ОО, рабочие программы по предметам. Надеюсь, всем становится понятным, что в данных документах должны быть чётко обозначены все пособия, которые используются при реализации образовательной программы, рабочей программы по предмету. И если возникает конфликтная ситуация, которую порождает сам учитель, то его за такие действия можно привлечь к ответственности. Другое дело, когда в документах образовательной организации указаны все учебные пособиях (сейчас даже не рассматриваем вопрос «почему» учитель их указал в рабочей программе), а директор школы всё утвердил…. Если образовательная организация для реализации стандарта указала в перечне обязательных иные учебные пособия (именно для учащихся), то здесь уже родители вправе задавать другие вопросы! Последняя рекомендация — разработать локальный акт образовательной организации, который регулировал вопрос пользования библиотечным фондом, тем более, что частью 1 статьи 30 указано на необходимость иметь в наличии такой документ, так как он регулирует образовательные отношения.

?

Итак, в «сухом остатке» — рабочая тетрадь на печатной основе не относится к перечню учебных пособий, которые предоставляются обучающемуся бесплатно. Использование таких пособий в учебном процессе может быть только на добровольной основе, при этом не может создавать ситуаций ограничения права обучающихся на получение бесплатного образования. Рабочая тетрадь на печатной основе оплачивается родителями (законными представителями).

Начнём с того, что в ч.1 ст. 34 (пункт 20) «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» закреплено право обучающихся «на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Важность и значимость данного вопроса подчеркивается и тем, что он рассмотрен в отдельной статье 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания»:

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

К огромному сожалению, но Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не даёт определения таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», но при этом в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» есть определение понятий «средства обучения и воспитания», которые определены как «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

В связи с тем, что федеральным законодательством в области образования не дано определений таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», это и порождает ситуацию, когда родители отказываются приобретать тетради на печатной основе на личные средства, указывая на то рабочая тетрадь является учебным пособием, без применения которой невозможно усвоить материал по учебнику или относят рабочую тетрадь к учебно-методическим материалам, что весьма затруднительно.

Если законодательство в сфере образования не вводит понятий «учебник» и «учебное пособие», то наверняка есть толкование данных определений в других нормативно-правовых актах РФ? Да, существуют документы, в которых зафиксированы такие понятия. Рассмотрим самый важный из них — Государственный стандарт «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», (введён Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст).

В данном документе даются следующие определения: «Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание». «Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания». «Учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания». «Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета». изображениеРассмотрев данные определения, становится очевидным, что рабочая тетрадь на печатной основе (мы даже не рассматриваем вопрос «обычной» школьной рабочей тетради обучающегося) рассматривается как отдельная категория учебных пособий и выделяется как самостоятельный компонент учебного комплекта. Теперь вернёмся к формулировке части 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внимательно прочитаем — «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия». Итак, на законодательном уровне никто не гарантировал предоставление учебных комплектов, отдельным компонентом которого является рабочая тетрадь. На что ещё стоит обратить внимание — «в пользование на время»! С трудом представляется пользование рабочей тетрадью «на время».

До декабря 2014 года на основании СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделялись на: учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. На сегодняшний день пункт 2.2 СанПиН 2.4.7.1166-02 утратил свою силу на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2014 № 78. Но и в этом документе, рабочая тетрадь не относилась к учебному пособию, а рассматривалась как отдельная категория. изображение Теперь вернёмся к определению «учебник» и «учебное пособие». И то, и другое определение заканчивается фразой «официально утверждённое в качестве данного вида издания». На федеральном уровне установлен порядок формирования перечня учебников и иных учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Таким образом, не каждую изданную учебную книгу можно считать учебником, и тем более, использовать в учебном процессе. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда учитель-предметник предлагает родителям (законным представителям) учащихся купить пособие, которое, по его мнению, позволит лучше подготовить ребят к государственной итоговой аттестации, глубже раскрыть содержание предмета на углублённом уровне изучения предмета (профильное обучение, углублённое изучение отдельных предметов). Именно такие ситуации и начинают порождать всевозможные жалобы в органы исполнительной власти различных уровней. Давайте разберёмся и с этой ситуацией. За счёт средств бюджета гарантировано только то, что разрешено (рекомендовано!) Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждён такой список учебников и учебных пособий, которые закупаются за счёт средств бюджета и выдаются обучающимся бесплатно в пользование на время. В данном перечне мы никогда не найдём пособий, которые могут быть рекомендованы учителем для использования в учебной деятельности (например, «ЕГЭ на 100 баллов» и пр.), тем более рабочих тетрадей. изображение Это абсолютно не означает, что такие пособия использовать нельзя или то, что они не соответствуют каким-то требованиям, просто они не входят в федеральный перечень учебников и учебных пособий, а, следовательно, не могут закупаться за бюджетные средства.

Требовать от образовательной организации выдавать такие пособия бесплатно во временное пользование — абсурд! Отдельного внимания заслуживает гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Данная гарантия установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. В части 3 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Из этого следует, федеральный закон даёт право образовательной организации самостоятельно установить такой Порядок и что самое главное — не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ подобного регулирования позволяет сделать вывод о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В связи с этим, рекомендуем образовательной организации разработать и утвердить локальный акт, который регулировал бы Порядок пользования библиотечным фондом. Напомним, что такой локальный акт должен быть согласован со всеми сторонами участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает. Как же избежать ситуации, когда учитель рекомендует (порой настаивает) на необходимости купить то или иное пособие, а родители отказываются и жалуются на учителя, образовательную организацию во всевозможные органы исполнительной власти.

Во-первых, такие жалобы — показатель низкого уровня разъяснительной работы образовательной организации с родителями (начиная от рядового учителя, заканчивая директором школы), во-вторых, это показатель низкого уровня юридической грамотности самих педагогических работников, которые, выступая с такими инициативами и просьбами на родительских собраниях, не разъясняют родителям, что никто не обязан закупать за счёт средств бюджета такие рабочие тетради, пособия, а также и то, что это только может быть организовано на добровольной основе (не будем в этой публикации рассматривать вопросы незаконного сбора денежных средств). Чаще всего учителем фактически диктуется необходимость покупки тех или иных тетрадей, пособий, а родители только успевают подсчитывать объём необходимых «вложений».

Вот такой стиль работы только способствует тому, что школа «тонет» в разборках по письмам недовольных родителей. Понятно, что самое важное в решении таких конфликтных ситуаций — их профилактика, т. е. разъяснительная работа, которую необходимо грамотно организовать в образовательной организации: администрации с учителями, а последним в свою очередь с родительской общественностью. Администрация школы имеет в арсенале своих средств общедоступный информационный ресурс — официальный сайт образовательной организации, на котором необходимо разместить требуемые в соответствии с законодательством документы, в том числе и образовательную программу ОО, рабочие программы по предметам. Надеюсь, всем становится понятным, что в данных документах должны быть чётко обозначены все пособия, которые используются при реализации образовательной программы, рабочей программы по предмету.

И если возникает конфликтная ситуация, которую порождает сам учитель, то его за такие действия можно привлечь к ответственности. Другое дело, когда в документах образовательной организации указаны все учебные пособиях (сейчас даже не рассматриваем вопрос «почему» учитель их указал в рабочей программе), а директор школы всё утвердил…. Если образовательная организация для реализации стандарта указала в перечне обязательных иные учебные пособия (именно для учащихся), то здесь уже родители вправе задавать другие вопросы!

Последняя рекомендация — разработать локальный акт образовательной организации, который регулировал вопрос пользования библиотечным фондом, тем более, что частью 1 статьи 30 указано на необходимость иметь в наличии такой документ, так как он регулирует образовательные отношения. Итак, в «сухом остатке» — рабочая тетрадь на печатной основе не относится к перечню учебных пособий, которые предоставляются обучающемуся бесплатно. Использование таких пособий в учебном процессе может быть только на добровольной основе, при этом не может создавать ситуаций ограничения права обучающихся на получение бесплатного образования. Рабочая тетрадь на печатной основе оплачивается родителями (законными представителями). http://eduface.ru/consultation/pravo/rabochaya_tetrad_na_pechatnoj_osnove_kto_zhe_platit/



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!