Своеобразие пушкинской эпохи сообщение. «Пушкинская эпоха

Урок № 2 Поурочное планирование урока литературы в 10 классе.
Тема: Творчество А.С.Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Цели:

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; подготовить учащихся к усвоению нового материала;

Развивать логическое мышление, речевой этике, умение рассуждать, анализировать, давать полные ответы;

Воспитывать интерес к жизни и творчеству поэта.


Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги о его жизни и деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний: расскажите о романтическом движении начала 19 века.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя:

А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.
2. Беседа:

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения поэта вы знаете?

Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему?

В чем секрет очарованности Пушкиным?

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты).

Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
3. Самостоятельная работа: викторина.

Какое стихотворение А.Пушкина первым появилось в печати? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы! в 15 лет).

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду? («Капитанская дочка»).

Назови произведения, в которых имя главной героини – Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Выстрел»).

Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).

Кто «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин).

- «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна).

- «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга).

- «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (В. Ленский).

Какие кинофильмы сняты по произведениям Пушкина? («Метель», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский», сказки (мультфильмы).


4. Сообщение учеников о детских и юношеских годах жизни А.С. Пушкина.

5. Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина (составление хронологической таблицы):

1813 – 1816 гг.: время выбора пути; формирование Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева, Жуковского.

Петербургский период (1717 – 1820 гг.): романтизм, декабристские настроения, свободолюбивая лирика.

Творчество второй половины 20-х годов (1826 – 1830 гг.): верность идеалам декабристов «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Болдинская осень (1830 г.): вершина творчества Пушкина. Завершение работы над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина», философская лирика.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836 гг.)6 реалистическая проза, философское осмысление истории. «Капитанская дочка».
6. Своеобразие пушкинской эпохи (сообщение читает заранее подготовленный ученик):

Первые стихотворения поэта датированы 1813 г. Для Росси это время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 года.

В лицее Пушкиным было написано более 130 произведений. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений, чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу – в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: знакомство с Чаадаевым, участие в работе литературно – театрального общества «зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегия «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…»; балладе «Песнь о вещем Олеге»; поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Цыгане».

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию; она была проникнута духом бунтарства. Герой пушкинских поэм – гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Пушкиным созданы великолепные образы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к Ризнич, Собаньской, Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыла одно из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражения. Пушкин был аристован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

В Михайловском его ждала настоящая ссылка. ОТ имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миром его связывала интенсивная переписка и дружба с соседями – с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Москва наполнилась шпионами. В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения.

Поэт создавал новые жанры, создавал новаторские произведения, осваивал новые темы. Все было подвластно его таланту.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Признание». Поэт создает в Михайловском реалистические произведения: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», в которой отражены размышления о соотношении истории и личности, народа и власти.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристами проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языкеу и темам из родной истории, но и как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственнее выражаются в фольклоре. Он записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., о следствии над участниками восстания, проводившимся новым царем – Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбу опального поэта. В сентябре он был вызван в Москву для разговора с царем.

Разговор переменил судьбу Пушкина: он был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. – и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенности Пушкина, заявившего, что если бы он был бы в Петербурге 14 декабря 1825 г., то вышел бы на Сенатскую площадь.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I «Стансы», в которых призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава».

Во второй половине 20-х готов 19 века усиливается интерес Пушкина к философской проблематике «Поэт», «Поэт и толпа»; размышляет также над темой поэта и поэзии «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ль я вдоль улиц шумных…».

Болдинская осень – короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца он написал столько, сколько создал за предшествующее десятилетие. В Болдинскую осень созданы «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхино», около 30 стихотворений.

30-е годы 19 века были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н.Н.Гончаровой (1831), несмотря на восстановление на государственной службе. В конце 1833 года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое поэт счел для себя оскорбительным.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискамфорт. Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие его произведения не имели успеха. В печати началась травля Пушкина, его давним недругом и писателем Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского дворянства. Весной 1833 г. он собрал материалы о Пугачевском бунте; работал над созданием романа «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание.

Вторая Болдинская осень (1833 г.) – ознаменована созданием философских произведений «Пиковая дама», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Осень».

Две последние грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834 – 1836) – философская лирика «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…» и роман «Капитанская дочка».

Обстановка вокруг поэта и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) он скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. Ночью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

IV. Итог урока: подумайте над смыслом высказывания Г.В.Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Попробуйте поразмышлять над этой темой. Назовите этапы творчества Пушкина.


V. Домашнее задание:

2) письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким – либо его стихотворением.
VI. Оценки.

Урок № 2 Поурочное планирование урока литературы в 10 классе.
Тема: Творчество А.С.Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Цели:

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; подготовить учащихся к усвоению нового материала;

Развивать логическое мышление, речевой этике, умение рассуждать, анализировать, давать полные ответы;

Воспитывать интерес к жизни и творчеству поэта.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги о его жизни и деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний: расскажите о романтическом движении начала 19 века.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя:

А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.
2. Беседа:

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения поэта вы знаете?

Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему?

В чем секрет очарованности Пушкиным?

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты).

Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
3. Самостоятельная работа: викторина.

Какое стихотворение А.Пушкина первым появилось в печати? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы! в 15 лет).

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду? («Капитанская дочка»).

Назови произведения, в которых имя главной героини – Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Выстрел»).

Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).

Кто «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин).

- «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна).

- «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга).

- «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (В. Ленский).

Какие кинофильмы сняты по произведениям Пушкина? («Метель», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский», сказки (мультфильмы).
4. Сообщение учеников о детских и юношеских годах жизни А.С. Пушкина.

5. Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина (составление хронологической таблицы):

1813 – 1816 гг.: время выбора пути; формирование Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева, Жуковского.

Петербургский период (1717 – 1820 гг.): романтизм, декабристские настроения, свободолюбивая лирика.

Творчество второй половины 20-х годов (1826 – 1830 гг.): верность идеалам декабристов «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Болдинская осень (1830 г.): вершина творчества Пушкина. Завершение работы над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина», философская лирика.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836 гг.)6 реалистическая проза, философское осмысление истории. «Капитанская дочка».
6. Своеобразие пушкинской эпохи (сообщение читает заранее подготовленный ученик):

Первые стихотворения поэта датированы 1813 г. Для Росси это время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 года.

В лицее Пушкиным было написано более 130 произведений. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений, чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу – в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: знакомство с Чаадаевым, участие в работе литературно – театрального общества «зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегия «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…»; балладе «Песнь о вещем Олеге»; поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Цыгане».

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию; она была проникнута духом бунтарства. Герой пушкинских поэм – гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Пушкиным созданы великолепные образы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к Ризнич, Собаньской, Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыла одно из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражения. Пушкин был аристован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

В Михайловском его ждала настоящая ссылка. ОТ имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миром его связывала интенсивная переписка и дружба с соседями – с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Москва наполнилась шпионами. В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения.

Поэт создавал новые жанры, создавал новаторские произведения, осваивал новые темы. Все было подвластно его таланту.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Признание». Поэт создает в Михайловском реалистические произведения: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», в которой отражены размышления о соотношении истории и личности, народа и власти.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристами проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языкеу и темам из родной истории, но и как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственнее выражаются в фольклоре. Он записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., о следствии над участниками восстания, проводившимся новым царем – Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбу опального поэта. В сентябре он был вызван в Москву для разговора с царем.

Разговор переменил судьбу Пушкина: он был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. – и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенности Пушкина, заявившего, что если бы он был бы в Петербурге 14 декабря 1825 г., то вышел бы на Сенатскую площадь.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I «Стансы», в которых призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава».

Во второй половине 20-х готов 19 века усиливается интерес Пушкина к философской проблематике «Поэт», «Поэт и толпа»; размышляет также над темой поэта и поэзии «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ль я вдоль улиц шумных…».

Болдинская осень – короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца он написал столько, сколько создал за предшествующее десятилетие. В Болдинскую осень созданы «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхино», около 30 стихотворений.

30-е годы 19 века были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н.Н.Гончаровой (1831), несмотря на восстановление на государственной службе. В конце 1833 года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое поэт счел для себя оскорбительным.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискамфорт. Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие его произведения не имели успеха. В печати началась травля Пушкина, его давним недругом и писателем Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского дворянства. Весной 1833 г. он собрал материалы о Пугачевском бунте; работал над созданием романа «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание.

Вторая Болдинская осень (1833 г.) – ознаменована созданием философских произведений «Пиковая дама», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Осень».

Две последние грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834 – 1836) – философская лирика «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…» и роман «Капитанская дочка».

Обстановка вокруг поэта и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) он скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. Ночью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

IV. Итог урока: подумайте над смыслом высказывания Г.В.Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Попробуйте поразмышлять над этой темой. Назовите этапы творчества Пушкина.
V. Домашнее задание:

2) письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким – либо его стихотворением.
VI. Оценки.

Панорама русской культуры. Литература - лик культуры. Романтическая философия искусства. Гуманистические идеалы русской культуры. Творческие противоречия пушкинской эпохи. Пушкинская плеяда. Три тайны Пушкина.
Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке общественного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г., когда в среде образованных русских людей зрело чувство протеста против существующего порядка вещей. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзия молодого Пушкина. Война 1812 г. к восстании декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. В.Г. Белинский писал о 1812 г. как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», подчеркивая, что дело не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутренней развитии в обществе «гражданственности и образования», являющихся «результатом этой эпохи». Важнейшим событием общественно-политической жизни страны было восстание декабристов, чьи идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали на влияние на умственную и культурную жизнь русского общества.
Русская культура в данную эпоху характеризуется существованием различных направлений в искусстве, успехами в науке, литературе истории, т.е. можно говорить о панораме нашей культуры. В архитектуре и скульптуре господствует зрелый, или высокий, классицизм, часто навиваемый русским ампиром. Успехи живописи лежали, однако, в другом русле - романтизме. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парении духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет, где выдающиеся достижения принадлежат О. Кипренскому. Другой же художник, В. Тропинин, своим творчеством способствовал укреплению реализма в русской живописи (достаточно вспомнить его портрет Пушкина).
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм, суть которого состоит в противопоставлении реальной действительности обобщенного идеального образа. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной. личности. Затем развитие художественной культуры характеризуется движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной культуры и литературы роль А.С. Пушкина (1799-1837 гг.) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Творчество Пушкина - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем Россия, начиная с царствования Петра Великого и кончая его временем. Именно он определил последующее развитое русской литературы.
В литературном творчестве Пушкина четко выражена мысль о "всемирности" русской культуры, причем она не просто пророчески высказана, а заключена вековечно в гениальных творениях его и доказана имя. В эпоху Пушкина - золотого века российской словесности - искусство и, прежде всего, литература приобрели в России небывалое значение. Литература, в сущности, оказалась универсальной формой общественного самосознания, она совмещала собственно эстетические идеи с задачами, обычно входившими в компетенцию иных форм, или сфер культуры. Такой синкретизм предполагал активную жизнетворческую роль: в последекабристские десятилетия литература очень часто моделировала психологию и поведение просвещенной части русского общества. Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие книжные образцы, воплощая в своих поступках или переживаниях литературные ситуации, типы, идеалы. Поэтому они ставили искусство выше многих других ценностей.
Эту необычайную роль русской литературы объясняли в различное время по-разному. Герцен придавал решающее значение отсутствию в русском обществе политической свободы: "Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы". Современные исследователи (Г. Гачев и др.), не отрицая этой причины, склонны предполагать еще и другую, более глубокую: для целостного духовного освоения русской жизни, - внутренне "неоднородной, вобравшей в себя несколько различных общественных укладов, напрямую между собой никак не связанных, - требовалась именно форма художественного мышления, и только она для решения такой задачи в полной мере необходима.
Но чем бы ни объяснялся повышенный интерес русского общества к искусству и его творцам, особенно к литературе - этому лику культуры, сам этот интерес очевиден, здесь необходимо считаться с хорошо подготовленной философско-эстетической почвой - романтической философией искусства, органически присущей русской культуре той эпохи.
В кругозор русских поэтов и писателей пушкинской эпохи входили многие идеи французских романтиков: в России хорошо знали книги Ж. де Сталь, Ф. Шатобриана, статьи-манифесты В. Гюго, А. Виньи; были известны из памяти полемика, связанная с суждениями Дж. Байрона, но все же основное внимание уделялось немецкой романтической культуре, предоставленной именами Шеллинга, Шлегеля, Новалиса и их единомышленников. Именно немецкий романтизм является главным источником философско-эстетических идей, вошедших в сознание русских литераторов и соответственно преломившихся в нем.
Если искать самую краткую формулу романтизма, то она, очевидно, будет такой: романтизм - философия и искусство свободы, причем свободы безоговорочной, ничем не стесненной. Немецкие романтики без колебаний отвергают главный тезис классицистов и просветителей, считающих сущностью искусства "подражание Природе". Романтикам ближе Платон с его неверием в истинность чувственно воспринимаемого мира и с его учением о восхождении души к сверхчувственному, за пределы мира. Тот же Новалис порой рассматривает творческую личность как своего рода микрокосм, в котором отражаются все мировые процессы, а воображение художника - как способность постигнуть в откровении подлинную природу вселенной, "божественного универсума". "Истинный поэт - всеведущ, - восклицает Новалис, - он действительно вселенная в малом преломлении". В целом же немецкие романтики создали миф об искусстве, притязая на творение мира средствами искусства.
Русская философия искусства золотого века отечественной словесности не приемлет следующие три элемента немецкого романтизма: его воинственный субъективизм, безудержность декларируемого им творческого самоутверждения гения и нередкое вознесение искусства над моралью. Наряду с этим русские литераторы подвергали идеи немецкой романтической философии искусства испытанию с разных сторон и с различными итогами. Достаточно вспомнить художественные эксперименты В. Одоевского, в которых разнообразной проверке подверглись эстетические утопии романтизма. В итоге появилась формула «русского скептицизма» - парадоксального сочетания критицизма и энтузиазма. Так как проверка обнаруживает целый узел противоречий и проблем, явно неразрешимых в рамках современного состояния мира, то именно "русский скептицизм" и способствует поиску, бесконечно расширяющегося горизонты мысли. Одним из результатов такого рода поиска можно считать и движение русской художественной мысли к критическому реализму, тяготение к гуманизму.
Гуманистические идеалы русского общества отразились в его культуре - в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе, с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, но ярче всего они появились в созданном Пушкиным гармоническом национальном стиле, лаконичного и эмоционально сдержанного, простого и благородного, ясного и точного. Носителем этого стиля был сам Пушкин, сделавший свою жизнь, насыщенную драматическими событиями, точкой пересечения исторических эпох и современности. Мрачные, трагические ноты и радостные, вакхические мотивы, взятые порознь, не обнимают целиком скисла бытия и не передают его. В них "вечное" всегда сопряжено со временным, преходящим. Подлинное содержание бытия, - в постоянном обновлении, в смене поколений и эпох, и снова утверждающей вечность и неиссякаемость творения, которое в конечном счете торжествует победу жизни над смертью, света над мраком, истины над ложью. В ходе этого исторического потока в конце концов будут восстановлены в своих правах простые, естественные ценности. В этом и состоит мудрый закон жизни.
Наплывающему мраку, трагическому хаосу действительности Пушкин противопоставил светлый разум, стройность и ясность мысли, полноту и цельность ощущений и мировосприятия. Глубокие душевные движения переданы в его поэзии непринужденно, с изящным артистизмом и неподдельной свободой, форме лирического высказывания придана изумительная легкость. Кажется, будто Пушкин пишет шутя, играя любым размером, особенно ямбом. В этой вольно льющейся стихотворной речи искусство мастера обретает подлинную власть над предметом, над содержанием, бесконечно сложным и далеко не гармоничным. Тут разум формирует стихию языка, одерживает над ней победу, сообщает ей порядок и как бы осязаемо творит художественный космос.
Поэтический стиль Пушкина создавался как общая норма, приводящая в гармоническое единство все стили и придающая им цельность. Достигнутый им стилевой синтез открывал дороги для новых поэтических исканий, внутренне уже заключая в себе стили Фета, Некрасова, Майкова, Бунина, Блока, Есенина и других поэтов прошлого и нынешнего столетий. И это относится не только к поэзии. В прозе Пушкина - он недаром был назван «началом всех начал» - уже провиделись
Достоевский и Чехов с их гуманистическими идеалами русской культуры.
Пушкин находится в центре всех творческих исканий и достижений поэтов той поры, все казалось равно доступным ему недаром сравнивали его с Протемем. "Пророком изящного" назвал Пушкина Н. Языков, оценивая художественное совершенство его созданий, рожденных в противоречивую эпоху. Пушкинский золотой век русской литературы поистине был соткан из творческих противоречий. Резкое повышение самой культуры стиха, мощь пушкинского голоса не подавляли, но выявляли оригинальность самобытных поэтов. Правоверный карамзинист, сочетающий суховатую рациональность и острословие с неожиданными небрежностями и некоторое в конечном счете торжествует победу жизни над смертью, света над мраком, истины над ложью. В ходе этого неостановимого исторического потока в конце концов будут восстановлены в своих правах простые, естественные ценности. В этом и состоит мудрый закон жизни возникающими меланхолическими нотами, П.А. Вяземский; поклонник библейской словесности и античных добродетелей, глубоко религиозный тираноборец Ф.Н. Глинка; одареннейший из последователей Жуковского, умиротворенный и лиричный певец скорби и души И.И. Козлов; трудолюбивый ученик едва ли не всех поэтических школ, выкупающий недюжинной политической дерзостью изначальную вторичность авторской манеры, К.Ф. Рылеев; певец старинных гусарских вольностей, одушевивший элегическую поэзию бешенством неподдельной страсти, поэт-партизан Д.В. Давыдов; сосредоточенный мастер высокого поэтического слова, все реже прерывающий многолетнюю беседу с Гомером, Н.И. Гнедич - все это поэты, которых нельзя воспринимать иначе как в свете пушкинского сияния.
"Что же касается до Пушкина, - сказал Гоголь, - то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось их целое созвездие..." Вместе с Пушкиным жили и творили такие замечательные поэты, как Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Рылеев, Языков, Баратынский и многие другие, стихи которых - свидетельство необычайного расцвета и неповторимого богатства поэзии начала XIX века. О поэтах этого времени нередко говорят как о поэтах "пушкинской плеяды", имеющих "особый отпечаток, выгодно отличающий их от поэтов последующего поколения" (И.Н. Розанов). В чем же состоит этот особый отпечаток?
Прежде всего он в ощущении времени, в стремлении утвердить в поэзии новые идеи, новые формы. Изменился и самый идеал прекрасного: неограниченному господству разума, абстрактной нормативности эстетики классицизма противопоставлено было чувство, эмоционально-духовный мир человека. Требование подчинения личности государству, отвлеченному долгу сменилось утверждением самой личности, интересом к чувствам и переживаниям частного человека.
Наконец, и это тоже чрезвычайно важно, поэтов пушкинской поры объединяет культ художественного мастерства, гармоническое совершенство формы, завершенность и изящество стиха, - то, что Пушкин назвал "необыкновенным чутьем изящного". Чувство меры, безукоризненность художественного вкуса, артистизм - качества, отличавшие поэзию Пушкина и его современников. В "пушкинской плеяде" были не просто спутники, светившие отраженным светом пушкинского гения, но звезды первой величины, шедшие своими особыми путями, что воплощено в тенденциях развития поэзии пушкинской поры.
Линия романтической, субъективно-эмоциональной, психологической лирики представлена в первую очередь Жуковским и идущим вслед за ним Козловым. Завершается она философической лирикой Веневитинова и поэтов-"любомудров". На иной основе эта традиция сказалась в лирике Баратынского.
Другое направление, хотя и испытывающее воздействие романтической эстетики, - это своего рода неоклассицизм, возникший из обращения к античности, продолжения лучших достижений классицизма. Гнедич, Батюшков, Дельвиг щедро отдавали дань античности и в то же время культивировали характерную для романтизма элегическую поэзию. К ним же примыкает со своими "Фракийскими элегиями" Тепляков.
Третья группа - поэты гражданского направления, прежде всего поэты-декабристы, соединившие в своем творчестве просветительские, одические традиции XVIII века с романтизмом. Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, Катенин, ранний Языков и А. Одоевский представляют эту гражданственную линию в поэзии.
И наконец, последнее течение - поэты, в значительной мере разделявшие позиции гражданской поэзии и романтизма, но уже обратившиеся к трезвому, реалистическому изображению действительности. Это прежде всего сам Пушкин, а также Денис Давыдов, Вяземский, Баратынский, реалистические тенденции творчества которых проявляются весьма по-разному.
Понятно, что типологические схемы подобного рода учитывают в первую очередь общие черты поэтов разных школ. Не менее существенна и индивидуальность, своеобразие поэта, его "лица не общее выражение", как говорил Баратынский. В своих - "Размышлениях и разборах" П. Катенин, выдвигая требование создания своей отечественной «народной» поэзии и не соглашаясь с делением её на разные направления, писал: «Для знатока прекрасное во всех видах и всегда прекрасно...» Вершиной прекрасного в русской словесности и является поэзия Пушкина, почему и обсуждаются отечественными мыслителями три тайны гения русской классики.
Первая, издавна поражающая всех - тайна творчества, его неисчерпаемость и полнота, в которой объединено все предыдущее и заключено все последующее развитие русской литературы. Пушкин при этом оказался не просто предшественником, но каким удивительным завершителем исходящих из него же тенденций, что все более обнаруживается по ходу движения литературно-исторического процесса. Удивительны гармония и совершенство пушкинского духа, иногда определяемого как божественный дух (на этом настаивает В. Розанов).
Русские философы (В. Ильин, П. Струве, С. Франк и др.) усматривают в гениальности Пушкина тайну духа. Тот катарсис, та гармоническая красота, в которую разрешается у него все несчастное и трагическое в жизни человека, осмысливается русскими философами в качестве работы не только поэтического] дара, но и человеческого "самообуздания" (П. Струве), "самопреодоления", "самообладания" (С. Франк), жертвенности, аскезы. Творчество Пушкина - это акт самопожертвования.
При этом обнаруживается, что Пушкин утешает нас не призрачным утешением стоика, что часто приписывается ему в литературе, но такой благорасположенностью мудреца ко всей вселенной, через которую нам открывается убеждение в ее смысле. Таким образом, тайна творчества выводит и к тайне личности Пушкина - и это главное, что приковывает к себе внимание русских мыслителей. Они раздумывают над загадкой страстного влечения русской души ко всякому знаку, который исходит от него. "Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна" (А. Карташев); и заключается она в том, что он есть личное воплощение России, или, по С. Булгакову, "откровение русского народа и русского гения". Но в связи с этим нужно понять феномен "русскости", что становится особенно актуальным в наше время.





















1 из 20

Презентация на тему: А.С.Пушкин и его эпоха

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Друзья мои, прекрасен наш союз! наставники Родители:Сергей ЛьвовичНадежда ОсиповнаНяня – Арина РодионовнаДядька – Никита КозловДруг семьи – поэт В.А.Жуковский друзьяИван ПущинАнтон Дельвиг Вильгельм КюхельбекерПётр ЧаадаевПавел НащокинАлександр ТолстойГде б ни был я: в огне ли смертной битвы,При мирных ли брегах родимого ручьяСвятому братству верен я. А.С.Пушкин «Разлука» (1817)

№ слайда 3

Описание слайда:

«Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни» Творчество Пушкина - это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.

№ слайда 4

Описание слайда:

Хронологическая таблица с указанием центральных произведений определенного периода Детство поэта 1799-1811 Лицейские годы 1811-1817 Жизнь в Петербурге 1817-1820 Южная ссылка 1820-1824Михайловское 1824-1826 Возвращение из ссылки 1826-1830 Болдинская осень 1830 Петербург 1831-1833 Последние годы, дуэль 1834-1837

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Мать Пушкина была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений.Любимцем ее был младший сын Лев. В Александре мать раздражало все: упрямство, неповоротливость, его непонятная сложность.Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек» , острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

№ слайда 7

Описание слайда:

Арина Родионовна.Няня поэта.Именно она была той женщиной, которая дала Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку.Это она познакомила его с прекрасным миром поэтического народного вымысла.«…Ты, детскую качая колыбель,мой юный слух напевами пленила и меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила.»« Наперсница волшебной старины…» (1822)

№ слайда 8

Описание слайда:

Лицейские годы (1813 – май 1817) Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написано свыше 130 произведений. В 1814г. журнал "Вестник Европы" публикует первое стихотворение Пушкина - "К другу стихотворцу". В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе". Пушкин буквально порвался в литературу. Им заинтересовались В.А. Жуковский и К.П. Батюшков. Его "благословил" Г.Г. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя -В.Л. Пушкин. В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина "надеждой нашей словесности", увидел в нем "будущего гиганта", но подчеркнул, что он пока еще "бродит около чужих идей и картин". Пушкин - гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил. Его тянуло к вину и женщинам, к бесшабашной вольности дружеских пирушек и пышном мишуре балов, то к книгам, уединению и творчеству.

№ слайда 9

Описание слайда:

Петербургский период (июнь 1817 - начало май 1820). После окончания лицея, поступив на государственную службу - и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

№ слайда 10

Описание слайда:

Период южной ссылки (май 1820 - июль 1824). После окончания лицея, поступив на государственную службу - и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

№ слайда 11

Описание слайда:

Период южной сылки (май 1820 - июль 1824). Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было - ссылка легко могла стать бессрочной. Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться. Пушкин в период южной ссылки - яркий поэт-романтик. Ведущее положение в "южной" лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады ("Песнь о вещем Олеге"). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии "Погасло дневное светило...", "Мне вас не жаль, года весны моей...", "Я пережил свои желанья..." - как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина В мае 1823..Г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин". В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С. Воронцова. Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, могучую страсть к Е.К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова. Стараниями Воронова поэт был отправлен в отставку "за дурное поведение" и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

№ слайда 12

Описание слайда:

Ссылка в Михайловское (август 1824 - сентябрь 1826). В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Меняется стиль любовной лирики - слово поэта точно Фиксирует психологическую уникальность его переживаний ("К***" ("я помню чудное мгновенье "), "Сожженное письмо", "Под небом голубым страны своей родной...", "Признание Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста - историческая трагедия "Борис Годунов", законченная 7 ноября 1825 г.

№ слайда 13

Описание слайда:

Творчество конца 20-ых годов, (сентябрь 1826 - начало сентября 1830). Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое - разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвратен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Второе событие - приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Прощенный царем, он не склонил "гордой головы" перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения "И.И. Пущину" и "Во глубине сибирских руд..."). Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман "Арап Петра Великого", поэма "Полтава"). "Полтава" (1828) - единственная историческая поэма Пушкина - крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.

№ слайда 14

Описание слайда:

Вторая половина 1820-х гг. - время создания многих лирических шедевров-отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте в стихотворениях "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и «Поэту»). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения "Воспоминание" ("Когда для смертного умолкнет шумный день..."), "Дар напрасный, дар случайный», "Предчувствие", Утопленник", "Анчар" (все - 1828) «Дорожные жалобы". В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства. В декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ. В мае - сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки - на Кавказ. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.

№ слайда 15

Описание слайда:

Болдинская осень (1830). Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения - и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", написанные в сентябре - октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой "Домик в Коломне" и последними главами "Евгения Онегина". В конце октября - начале ноября одна за другой появились "маленькие трагедии" - цикл философско-психологических "пьес для чтения": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". "Урожайная" Болдинская осень принесла "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Историю села Горюхина". Фон пушкинского "пира воображения" - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Бесы", "Моя родословная","Заклинание", "Герой", "Для берегов отчизны дальней.,.". Окончание «труда многолетнего» - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг., ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты.

№ слайда 16

Описание слайда:

Творчество 1830-х гг. (1831-1836). Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал последний акт" драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковам и царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. В печати началась кампания травли Пушкина. Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг.. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров. Размышления о связи этих трех сил - самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности.

№ слайда 17

Описание слайда:

В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" – вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки» - «Сказка о рыбаке и рыбке» и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень" Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора мои друг, пора!..», "...Вновь я посетил...", «Когда за городом задумчив, я брожу...» Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, но которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе нерукотворный…» (1836). В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке. 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался, 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, в февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

Описание слайда:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

______________ /Логвинов А.В.

«_____» _______________ 2014 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Литература»

Семестр I, II 2013 / 2014 учебного года

1 курс, дневное отделение

Специальности МТС, СССК, БУ, ИСС, ПКС

Составитель:

Кутырева Анна Игоревна,

преподаватель русского языка

и литературы

Рассмотрен на заседании П(Ц)К №1

общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Протокол №10 от 24. 04.2014 г.

Председатель П(Ц)К №1 _________________ / Никифоров М.М.

Самара, 2014

Конспект лекций по дисциплине «Литература»

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.

Поэма «Медный всадник»: проблема личности и государства.

Цель урока: раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта.

Методические приемы : рассказ учителя с элементами беседы.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги о его жизни и деятельности, высказывания его современников о нем, альбом фотоснимков «Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Материалы для выставки в школе».

Литература для подготовки урока: Е. И. Высочина: «Образ, бережно хранимый». М.: Просвещение, 1989; Книга-справочник о жизни и творчестве А.С. Пушкина. М., 1974.

Ход урока

I. Рассказ учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его эпохи

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, в Англии - Шекспир, во Франции - Расин, в Германии - Гете, а у нас в России - Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», - утверждал Н. В. Гоголь.

Так, в чем же секрет очарованности Пушкиным?

После ответов учащиеся на выбор читают любимые строки из поэзии А. С. Пушкина.

Вспомните об эпохе Пушкина, в которой жил и творил поэт.

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А. И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томились в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух...

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Читательские круги, как известно, многослойны, состоят из представителей разных социальных групп.

Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам?

(Ученики размышляют о деталях истинного смысла взаимоотношений между поэтом и Николаем I).

II. Беседа с аудиторией:

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина?

Какие главные темы пушкинской лирики?

Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии? (Учащиеся называют, так как эти темы были изучены в 9 классе).

III. Основной мотив лирики А.С. Пушкина – тема поэта и поэзии.

Анализ стихотворения «Пророк»

Словарная работа.

«Пророк» - в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «откровения» библейского пророка Исайи.

«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» - по учению христианской религии - доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона - злого духа), действующего по воле бога.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!