Перспективы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс доу

Внедрение инновационных технологий в

образовательный процесс ДОУ.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать - нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня мы поговорим об инновационных технологиях в организации процесса развития речи детей, ее коммуникативной стороне. Наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Мы должны научить наших детей общаться

Процесс общения - это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка (в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик (сообщение, побуждение, реакции на них), дети способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом. Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом.

  1. «Мы журналисты», в ходе которого дети учились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой, брать и давать интервью. Внедряя данный проект, обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой, что нашло свое отражение в представленном занятии по развитию речи в подготовительной группе «Репортаж с места события» . В занятии используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу» , где у детей формируются не только знания о профессии журналиста, но и умения задавать вопросы в определенной логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся высказывать свою точку зрения, суждения, мнения, а также реагировать на высказывания собеседника. Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик. Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями. Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей, так и у взрослых. Данные инновационные технологии позволяют сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине

По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное) Но все это станет результатом системы обучения родному языку, в следствии организации эффективных форм, методов и приемов, в следствии использования наиболее рациональных средств обучения.

Было бы неправильно полагать, что можно научить ребенка эффективному общению, проводя занятия или беседы 1 - 2 раза в неделю. Педагогу необходимо постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять полученную информацию и совершенствовать коммуникативно-риторические умения; ставить перед ними все более сложные задачи; постоянно создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. И эта работа не даст результатов, если проводить ее спонтанно, хаотично, нецеленаправленно, не внося проблемные ситуации в атмосферу жизни детей.

Как сделать обучение детей общению максимально эффективным? Как преобразовать абстрактные идеи в хорошо понятные зрительные и словесные ситуации? Как сформировать у детей умение общаться, т.е. ориентироваться в ситуации и умение анализировать и оценивать общение? Какие использовать организационные формы, чтобы дети больше сами говорили? Какие средства обучения позволят оптимизировать образовательный процесс?

  1. Меня заинтересовал опыт другого детского сада по организации и проведению разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения. Они взяли такие темы:

Тема: Что такое общение . Задачи: показать, что такое общение, закреплять основные коммуникативные цели, показать значимость правил общения. Форма: мастерская, издание журнала «Собеседник», презентация рубрик и своих статей в журнале. Пресс-конференция по презентации журнала. Средства: технические средства обучения, расходные материалы: бумага, карандаши. Родителям совместно с детьми предлагается подготовить статью в групповой журнал по проблемам «слово - не воробей, вылетит - не поймаешь» (словом можно пожалеть, приободрить, обидеть и т.д.), «речевые формулы» (не забудь извиниться, как обратиться с просьбой и др.), «управляем своим голосом» (техника речи: речевое дыхание, интонация, уровень громкости и др.), «говори правильно» (правила русского языка), также можно придумать самим темы своей статьи по вопросам общения, например «говорят дети» (образец неправильной речи) и др.

Тема: Письменное общение . Задачи: показать, что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, знаков, символов). Закреплять правила речевого этикета при письменном общении. Форма: моделирование переписки между группами «Я вам пишу, чего же боле…», игра «Почта» Средства: бумага, карандаши, аудиозапись «Звуковое письмо», временная лента «от свитка до почтового конверта», технические средства обучения. Детям предлагается написать письмо друг другу, детям другой группы.

Тема: Можно ли общаться без слов ? Ты - зритель. Задачи: закреплять представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, телодвижения), формировать умение адекватно воспринимать несловесную информацию. Продолжать формировать зрительскую культуру. Форма: театр пантомимы. Средства: декорации для театра, костюмы, маски с различной мимикой, зеркало, технические средства обучения. Дети готовят этюды, театрализованные сценки.

Тема: Разговор по телефону . Задачи: упражнять в том, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок, закреплять речевой этикет. Форма: моделирование ситуации «Вот зазвонил телефон». Средства: радиотелефон, аудио, видеозапись. Детям предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывания. Аудио, видеозапись используются для анализа речевых высказываний.

Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты». Задачи: закрепление правил общения (формула речевого этикета в ситуации прощания, обращения с просьбой, при извинении). Вести этикетный диалог. Форма: дошкольный бал. Средства: музыкальные аудиозаписи, атрибуты для «фуршета», костюмы.

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста, (см. информацию из компьютера в папке «Старший воспитатель)

Процесс развития речи детей напрямую связан с развитием интеллектуальных способностей, поэтому имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми - еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в 1 класс, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

3. Интересными, на мой взгляд, стали инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников, которые внедрил один педагогический коллектив

Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос - важнейшие черты нормального детского поведения.

Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).

Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.

Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая огромное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

(СМ. ТЕХНОЛОГИЮ ТРИЗ В Ж-ЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬ №7/ 2009, СТР.104)

Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В . Воскобовича:

«Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.

В процессе игры «Геоконт » дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб ».

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого, к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

В индивидуальной работе логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения встретила интересные методы и игровые технологии: "Волшебный клубочек " (сматывать нитку в клубок можно только после правильного произнесения слова),"Весёлый колокольчик " (логопед звонит в колокольчик при правильном произношении слогов, слов и предложений), "Шагаем по тропинке " (шаг вперёд можно сделать после правильного ответа). Обязательным условием является положительный настрой педагога и постоянное словесное поощрение ребёнка.

Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависит от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, используется метод «моделирования» (использование моделей, схем, пиктограмм), который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы (карточки) символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети логопедической группы составляют рассказы из 8 предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием - не только развитие речи, но и памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Варианты информационных программ.

Роза.

  1. цветы. Розы бывают разного цвета в зависимости от сорта растений.

Гусь.

  1. пластинчатоклювые.
  2. пестрые яйца. Самка высиживает яйца. Для тепла прикрывает их своим пухом.

Тритон.

Мнемосхемы

  1. в красную книгу

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный педагог, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т.е. быть информационно компетентным. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс - логичный и необходимый шаг в развитии современного дошкольного учреждения. Компьютерная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия.

Использование ИКТ (информационно - коммукативных технологий) способствует росту профессионального мастерства воспитателя

(СМ. СТАТЬЮ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ» Ж.-Л ДЕТСКИЙ САД ОТ А ДО Я №4/2010 СТР.109)

МДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

(выступление на семинаре ДОУ)

Подготовила: И.А.Левашова,

старший воспитатель.

п. Ромоданова

Документы для скачивания:

В нашемобразовательном учреждении выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно - ориентированные технологии - обучение в сотрудническтве, метод проектов и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

В Ямальском полярном агроэкономическом техникуме выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно-ориентированные технологии – обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии индивидуализации и дифференциации, разноуровневого обучения, технологии развития критического мышления.

Технология индивидуализации находит широкое применение при проведении занятий по дисциплинам общеобразовательного цикла, курсовом проектировании. Успехи на олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам свидетельствуют о результативности работы. Студенты активно участвуют на олимпиадах различного уровня.

Технология коллективного обучения находит применение при проведении занятий по социально-гуманитарным дисциплинам в форме семинаров, бесед, дискуссий, диалогов.

Обучение в сотрудничестве осуществляется при проведении лабораторно - практических работ по дисциплинам.

Привитие интереса к изучаемому предмету, активизация творческой деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной познавательной деятельности достигается при проведении занятий в нетрадиционной форме- урок КВН, урока –конкурса, бинарного урока.

Бинарный урок облегчает восприятие учебного материала за счет установления внутренних связей в нём; каждому студенту уделяется большое внимание за счёт участия в уроке нескольких преподавателей.

Большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность студентов реализуется в процессе кружковой, опытнической работы, так как происходит созидание нового. Большое значение в освоении специальностей учебного плана в техникуме, а также в развитии навыков исследовательской работы имеет производственная и преддипломная практика. Их задача: выработка и обобщение знаний, совершенствование практическо-профессиональных навыков, знакомство с современной технологией организации труда и экономикой производства.

В техникуме проводится работа по внедрению в учебный процесс информационных технологий. Созданы информационно-аналитический центр и площадка для проведения экспериментального исследования по внедрению компьютерных технологий при преподавании физики, химии. Активно используются электронные презентации на лекционных занятиях по специальным дисциплинам. Имеющиеся компьютерные программы для контроля знаний студентов позволяют проверить степень усвоения изученного материала по каждой теме, а также осуществить итоговый контроль.

По ряду дисциплин созданы электронные учебники.

В техникуме создан необходимый комплект методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, курсовых проектов и заданий по дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Ирина Коваленко
Традиционное и инновационное образование. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ

Современное российское дошкольное образование – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов.

Инновационный процесс – это комплексная направленная деятельность по внедрению (распространению) и использованию новшеств.

Раньше ориентирами образования были формирование знаний, навыков, обеспечивающих «готовность к жизни». Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В споре о том, какая система образования лучше – традиционная или новая – не может быть однозначного ответа. В каждой системе есть и положительные моменты и отрицательные. Если обществу и государству нужен человек дисциплинированный и послушный – приоритет отдается традиционным системам. А если обществу нужны люди творческие, самостоятельные, мыслящие, возможно с чем-то не согласные, где-то не послушные, умеющие отстаивать свою точку зрения – тут зеленую улицу получает развивающая система образования.

С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Мы должны воспитать к школе ребенка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательных сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Обновление содержания воспитания – одно из актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе развития. Очевидно, что традиционные технологии устаревают, они мало эффективны. Необходимы инновационные методы воспитания, адекватные психологическим, возрастным и культурным возможностям детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможности проявления творческих способностей. Решение этой задачи не возможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем, проявляются различные инновационные технологии.

Инновационная технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии;

Технологии проектной деятельности;

Технологии исследовательской деятельности;

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Игровые технологии;

Здоровьесберегащие технологии

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении сказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формировании и развитии знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Современные здоровьесберегающие технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика.

2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги, игротерапия, коммуникационные игры, самомассаж, точечный самомассаж, занятия из серии «Здоровье».

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального развития, сказкотерапия, технологии воздействия цветов, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное неосложненное развитие.

Технологии проектной деятельности.

Целью использования этих технологий являются формирование у ребенка умения работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам совместной деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Смысл проектных технологий заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребенком совместно с педагогом.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умением и предъявленными требованиями.

Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявленными требованиями.

Технологии исследовательской деятельности

Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной деятельности. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям исследования: опыты, коллекционирование, путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений, путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений.

Информационно-коммуникационные технологи

Цель Информационно-коммуникационной технологии – развивать информационную компетентность дошкольников, формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, информационной, коммуникационной. Использование ИКТ на занятиях в детских учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению полученных знаний. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ – это одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существующие программы «Страна знаний», «Букварики – смешарики», «Игры для Тигры» и др. дают огромные возможности для развития мышления детей, коррекции речевых нарушений, обучения грамоте, изобразительной деятельности.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данной технологии – создание демократичных партнерских гуманистических отношений между ребенком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребенка во главу обучения.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических технологий. Педагогику сотрудничества разработал Ш. А. Амонашвили. Название этой технологии дано группой педагогов-новаторов, в опыте которых были обобщены лучшие традиции советской школы и достижения русской и зарубежной технолого-педагогической науки и практики (в том числе К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского).

Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии в образовательном процессе сначала могут использоваться как отдельные игровые моменты, которые особенно важны в период адаптации детей в детском учреждении. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность в игре, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима в игре.

В игровую технологию включаются:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предмета, сравнивать, сопоставлять их;

Игры на обобщение предметов по определенным признакам;

Игры, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Игры, воспитывающие умения владеть собой, развивающие быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы.

Популярным среди российских детских садов является игры Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», развивающие игры В. В. Воскобовича «Кубики Зайцева», логические игры с блоками Дынина, «Палочки Кюизенера».

Педагогические коллективы широко практикуют технологию культурно-досуговой работы (игры «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»).

Научно-практическую направленность образовательному процессу в дошкольном учреждении придаёт внедрение методов и приемов в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методы данной технологии направлены на формирование исследовательских умений детей, творческих способностей, на развитие мышления, воображения и связной речи. Эффективность данной технологии подтверждается и в подготовке детей к школе, так как она позволяет сформировать у детей предпосылки универсальных учебных действий.

Каждое дошкольное учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного образования или разрабатывать собственные. Технологии дошкольного образования предназначены для того чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив комплексный воспитательный процесс. Гарантии эффективности технологий является их практическое происхождение, так как они разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного многократно повторенного успешного опыта воспитания детей.

Внедрение новых технологий могут быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важные значение имеет конкуренция, когда детские сады соревнуются за звание самого современного ДОУ. Награда известна – большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.

Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит, что они занимаются нововведениями.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, профили и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно- образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Опираясь на достижения науки и потребности общества, организаторы инновационной деятельности делают более эффективной проектирование, запуск и поддержку процесса обновления образования.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

Существуют различные причины нововведений:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

5. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем:

1. Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;

2. Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

3. Нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений;

4. Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3.Проведение эксперимента.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
Позиция и творческий потенциал педагогов, активное участие, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность ДОУ.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Его цель- содействовать становлению ребенка, как личности.

К числу современных образовательных технологий, внедряемых в нашем ДОУ, относятся:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технологии проектной деятельности;
  3. технология исследовательской деятельности;
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. личностно-ориентированные технологии;
  6. технология портфолио воспитателя;
  7. игровая технология;
  8. технология «ТРИЗ»;
  9. Мнемотехнология.
  10. Здоровьесберегающие технологии

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

  1. воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  2. развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
  3. обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.


Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Медико-профилактические , обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с санитарными требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

  • технологий организации мониторинга здоровья дошкольников,
  • контроля за питанием детей,
  • профилактических мероприятий,
  • здоровьесберегающей среды

Физкультурно-оздоровительные , направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

  • технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики

Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка , обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье:

  • технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов , направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья:

  • технология использования подвижных и спортивных игр
  • гимнастика
  • ритмопластика,
  • динамические паузы,
  • релаксация

В каждой группе есть центры «Здоровья» (стендовые консультации для родителей, картотеки подвижных игр, спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей, папки «Здоровья», в которых содержится информация о индивидуальном развитии каждого ребенка группы).

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинского работника и педагогических работников: педагогов, музыкального руководителя, учителей логопедов, инструктора по физической культуре, педагога - психолога,


Инновационные технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Результат использования технологии

Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в нашем детском саду: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

  1. воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
  2. развивать творческую активность познавательных процессов;
  3. учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
  • Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской деятельности:
  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
    ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса в наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании - это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Главной задачей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. В работе с родителями информационно - компьютерные технологии используются при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов, мастер-классов, консультаций. Использование информационно - компьютерных технологий позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

Информационно - компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно - компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.

Информационно - компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Деятельность наших логопедов ведется по следующим направлениям:

1.Диагностика:

  • работа с таблицами, списками, отчетами (создание базы данных по итогам диагностики; проведение мониторинга работы; отслеживание динамики работы; составление графиков и диаграмм).

2. Профилактика, коррекция речевых нарушений, развитие речи:

  • электронные пособия для демонстрации на компьютерной технике, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике;
  • специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для «Тигры», «Домашний логопед», игры - раскраски).
  • игры - презентации;
  • создание собственных презентаций.

Результаты использования информационно - компьютерных технологий в данном направлении:

  1. Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
  2. Улучшение речевого продуцирования.
  3. Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.
  4. Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
  5. Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
  6. Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
  7. Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
  8. Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
  9. Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

10. Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

3. Работа с педагогами и родителями:

Сетевое общение

Использование информационных интернет - ресурсов.

Электронные консультации на интернет - сайте учреждения.

Использование мультимедийных презентаций.

В результате использования информационно - компьютерных технологий при работе с родителями происходит:

  • Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты
  • участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций
  • Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации
  • Поиск на сайтах необходимых информационных материалов
  • Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.
  • Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

В результате использования информационно - компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:

  • сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации
  • Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде
  • Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).
  • Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности
  • Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества

6. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада:

  • обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,
  • бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
  • реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  1. Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения..
  2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
  • Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам.
  • Совместно определяют разнообразную творческую деятельность

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты:

  • Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка
  • формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка
  • Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений
  • Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности
  • Инновационная технология «Портфолио педагога»
    Успешного педагога
  • Владеющего современными инновационными технологиями образования,
  • имеющего высокий уровень образования и профессиональной компетентности
  • способного прогнозировать свой конечный результат

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Инновационная Игровая технология

Цель: повысить значимость игры в воспитательно- образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

  • воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия
  • способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками
  • формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
  • совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно- образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих эмоционально - волевую сферу дошкольника
Технология «ТРИЗ»
  1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

«ТРИЗ»-использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Цель использования технологии «ТРИЗ»:

Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.
Основные критерии в работе с дошкольниками:

  • Доходчивость и простота в подаче материала педагогами
  • Использование игровой среды
  • Использование многочисленных ресурсов

Инновационная образовательная технология «Мнемотехнология»

Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно - образное мышление. С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемотехнологии»

  • Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
  • Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением
  • Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников
  • Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучи-ванию стихотворений

Инновационные технологии, обеспечивающие открытость, сетевое взаимодействие.

Цель: Создание условий для взаимовыгодного социального партнерства в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего успешную социализацию и накопление детьми социального опыта.

1.Поиск форм эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.

2.Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.

3.Формирование положительного имиджа, образовательного учреждения, как социального партнера.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования можно видеть в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей нашего дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех педагогов детского сада, повышает имидж учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Модель социального партнерства ДОУ

Социальное партнёрство позволяет нашему дошкольному образовательному учреждению решать такую стратегическую задачу, как повышение качества воспитательно - образовательной работы с воспитанниками.

Основными принципами сотрудничества являются:

Установление интересов каждого из партнера;
. Совместное формирование целей и задач образовательной деятельности;
. Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
. Значимость социального партнерства для каждой из сторон.

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:

  • Открытость ДОУ
  • Установление толерантных и деловых контактов
  • Использование образовательного и творческого потенциала социума

Взаимодействие нашего детского сада с социальными партнерами осуществляется по следующим направлениям:

Сотрудничество с родителями

  • родительские собрания и циклы лекций для родителей;
  • консультирование родителей (индивидуальное и групповое);
  • родительские уголки, информационные стенды, листы - памятки для родителей;
  • проведение дней открытых дверей;
  • участие родителей в создании предметно-развивающей среды;
  • участие в планировании, разработке сценариев, подготовке, оформлении и непосредственном участии в мероприятиях,
  • организация встреч с интересными людьми

Инновационные формы работы с родителями:

  • Деятельность консультативного пункта по работе с родителями и с детьми, не посещающими дошкольное образовательное учреждение
  • Деятельность «Школы будущего первоклассника», включающую взаимодействие с родителями
  • Деятельность клуба «Вместе за здоровьем»,
  • Участие родителей в создании «Портфолио» своего ребёнка, направленное на воспитание успешного ребёнка

Сотрудничество с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями:

  • Взаимодействие по организации и проведению совместных мероприятий

Сотрудничество с муниципальными общеобразовательными учреждениями

Сотрудничество обеспечивает преемственность ступеней общего образования воспитанников: дошкольное образование - начальная

Организованные совместные мероприятия:

  • Взаимопосещение педагогов дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы
  • Родительские собрания в дошкольном образовательном учреждении с участием учителя начальной школы общеобразовательного учреждения
  • совместная работа, направленная на воспитание патриотизма у дошкольников через посещение музеев Боевой славы в общеобразовательных учреждениях

Сотрудничество с музеем

Сотрудничество с Музеем позволяет нашему дошкольному образовательному учреждению решать следующие задачи:

  • Приобщение через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции в доступной для дошкольников форме уникальную историю своей малой Родины;
  • познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района;
  • знать природные богатства своего края.

Формы работы с Эколого- краеведческим музеем через использование музейной педагогики способствуют повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, творческого мышления:

  • театрализации,
  • беседы,
  • Рисования и рассматривание экспонатов, атрибутов

Сотрудничество с Учебно-методическим центром

Направления совместной деятельности:

  • Методическое сопровождение и поддержка воспитательно - образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения
  • Создание условий для повышения квалификации педагогических работников детского сада.
  • Организация конкурсов педагогического мастерства на муниципальном уровне
  • Методическое сопровождение участников областных и всероссийских конкурсов.
  • Организация работы по обобщению и распространению педагогического опыта.
Сотрудничество с общественными организациями города:
  • Партия «Единая Россия»
  • Администрация города

Участие в мероприятиях, направленных на воспитание патриотического воспитания дошкольников, повышают имидж нашего дошкольного образовательного учреждения, уровень профессиональной компетентности педагогов, формирует успешность педагога и воспитанника через участие в творческих совместных мероприятиях.

Руководитель учреждения должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Должны быть учтены индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.

Восприимчивый к нововведениям педагог:

1) постоянно занимается самообразованием;
2) стремится внедрить передовой опыт в практику;
3) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
4) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
5) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом. Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация


Детское общеобразовательное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит что они занимающихся нововведениями.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, профили и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Опираясь на достижения науки и потребности общества, организаторы инновационной деятельности делают более эффективной проектирование, запуск и поддержку процесса обновления образования.

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития - с другой.

Существуют различные причины нововведений:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива. 4. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания. 5. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем:

1. Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов;

2. Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

3. Нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений;

4. Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.

Руководитель учреждения должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Должны быть учтены индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности - это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.

Восприимчивый к нововведениям педагог:

1) постоянно занимается самообразованием;

2) стремится внедрить передовой опыт в практику;
3) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
4) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
5) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом. Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели - стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.
Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3.Проведение эксперимента.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
Позиция и творческий потенциал педагогов, активное участие, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность ДОУ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!