Павлов-сильванский николай павлович. Смотреть что такое "Сильванский Н

Николай Павлович , русский историк. После окончания историко-филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906-08 читал курсы русской истории и истории русского права в учебных заведениях Петербурга. С 1907 профессор истории русского права Высших женских курсов. Был член партии кадетов.

На формирование научных взглядов П.-С. оказали влияние работы С. М. Соловьева (См. Соловьёв) и западноевропейских позитивистов. В 90-е гг. испытал воздействие социологических идей «легального марксизма», в годы Революции 1905-07 изучал сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, но воспринял историческую теорию марксизма главным образом в духе экономического материализма. Основная заслуга П.-С. состоит в том, что он доказал методом сравнительно-исторического анализа наличие в России в 12-16 вв. Феодального общества, однотипного с феодальным строем в Западной Европе («Феодализм в Древней Руси», 1907; «Феодализм в удельной Руси», 1910), который он, однако, сводил к сумме социальных и политико-юридических отношений. Часть работ посвятил преобразованиям Петра I. Одним из первых начал изучать освободительное движение и общественную мысль России 18-19 вв. (А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.).

Соч.: Соч., т. 1-3, СПБ, 1909-10; Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897.

Лит.: Шапиро А. Л., Русская историография в период империализма, Л., 1962; Черепнин Л. В., К вопросу о сравнительно-историческом методе изучения русского и западноевропейского феодализма в отечественной историографии, в сборнике: Средние века, в. 32, М., 1969; Невелев Г. А., Н. П. Павлов-Сильванский - историк декабристов, в кн.: Освободительное движение в России, сб. 1, Саратов, 1971, с. 53-69; Муравьев В. А., Лекционные курсы Н. П. Павлова-Сильванского в Высших вольных учебных заведениях Петербурга, в сборнике: Археографический ежегодник за 1969, М., 1971.

  • Биографический словарь

  • - см. в статье Павловы-Сильванские...

    Биографический словарь

  • - см. в статье Павловы-Сильванские...

    Биографический словарь

  • - см. в статье Павловы-Сильванские...

    Биографический словарь

  • -) С утра на суше - муравейник. В тумане тащатся войска. Всего заметней их роенье Толпе у Павлова мыска...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Иван Петрович. Великий русский физиолог родился в селе Кривополье бывшей Рязанской губернии. Отец его был священником. Окончив в 1864 г. духовное училище, П. поступил в Рязанскую духовную семинарию...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Иван Петрович - русский физиолог, академик. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине. В 1890-1925 - профессор Военно-медицинской академии...

    Новейший философский словарь

  • - Иван Петрович, российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения...

    Современная энциклопедия

  • - авт. нравств.-сатирич. повестей: "Жизнь и деяния Вездесуева", "Тяжба двух косых", "Карлик-горбунок", 1835-1842 гг. {Венгеров} сотрудн. старообрядч. журн. "Церковь"...
  • - советский авиаконструктор. В 1938-1940 гг. возглавлял КБ на заводе № 153 в Новосибирске. Сконструировал небольшой истребитель И-220 ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - протоиерей, писатель по пчеловодству; род. в 1806 г., ум. 4 июля 1879 г., сын протоиерея Гавриила Саввича, из дворян Слободской Украинской губернии; в 1827 г. окончил курс в Харьковском Коллегиуме...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950-1953 у В. А. Барабашева в Харькове...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Николай Иосифович, Харьков) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера. Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Николай Павлович, русский историк...
  • - русский историк...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский историк, профессор. Обосновал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западно-европейским феодализмом...

    Большой энциклопедический словарь

"Павлов-Сильванский" в книгах

ПАВЛОВ

Из книги Павлов автора Поповский Александр Данилович

ПАВЛОВ Ефиму Ивановичу Смирнову дружески посвящаю свой труд. Он был до некоторой степени левшой. Только до некоторой степени. Взявшись левой рукой за скальпель или пинцет, он тут же отдергивал ее, чтобы уступить первенство правой. Проходило немного времени, и неизменно

И. П. Павлов

Из книги Улыбка фортуны автора Мюге С Г

И. П. Павлов В тоталитарных странах любят создавать авторитеты. Если из рабочей среды можно просто, ткнув наугад пальцем, выбрать Стаханова или Марию Демченко, то в науке желательно выбрать личность, всемирно известную. Выбор властей пал на И. П. Павлова, лауреата

М. Г. Павлов

Из книги Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова автора Иванова Татьяна Александровна

М. Г. Павлов В одном из писем тетке Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов упоминает инспектора Павлова. «Я продолжал подавать сочинения мои Дубенскому, – пишет Лермонтов-пансионер, – а Геркулеса и Прометея взял Инспектор, который хочет издавать журнал, Каллиопу

Павлов

Из книги Законы успеха автора

Павлов Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным

ПАВЛОВ

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

ПАВЛОВ Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и

Павлов, И. Ф.

автора Щеголев Павел Елисеевич

Павлов, И. Ф. ПАВЛОВ, Иван Фед., портной. IV, 102.

Павлов, Н. А.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Павлов, Н. А. ПАВЛОВ, Никол. Ал-др., дворянин и крупн. землевлад. Сарат. губ. Женат первым браком на Над. Ал-др. Ветчининой, по втор. браку Погуляевой, и вторым на гр. Елене Павл. Шуваловой, ур. Демидовой, дочери Павл. Павл. Д., кн. Сан-Донато, и его жены Елены Петр., ур. кн. Трубецкой.

ПАВЛОВ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ПАВЛОВ Одна из самых распространенных русских фамилий – на семнадцатом месте. Происходит от столь же распространенного имени Павел (в переводе с латинского – ‘маленький’). Производных, уменьшительных форм у этого имени множество, потому и «родственных» фамилий

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Павлов-Сильванский Николай Павлович Павлов-Сильванский – Николай Павлович, род. в 1869 г. По окончании курса в спб. унив., по историко-филологическому факультету, в 1892 г. был оставлен при университете и поступил на службу в министерство иностранных дел. Напечатал отдельно

Павлов-Сильванский Николай Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

ПАВЛОВ

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

ПАВЛОВ Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904).* * * Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым,

ПАВЛОВ

Из книги Секретные протоколы, или Кто подделал пакт Молотова-Риббентропа автора Кунгуров Алексей Анатольевич

ПАВЛОВ Почему-то никому из историков не пришло в голову побеседовать со свидетелем, а точнее, участником московских переговоров - переводчиком Молотова и Сталина Владимиром Николаевичем Павловым. Лишь писатель Владимир Карпов, известный своей страстью к жареным фактам

ЭТО - ПАВЛОВ!

Из книги Газета Завтра 458 (36 2002) автора Завтра Газета

ЭТО - ПАВЛОВ!

Из книги Газета Завтра 457 (35 2002) автора Завтра Газета

ЭТО - ПАВЛОВ! Владислав Шурыгин 26 августа 2002 0 35(458) Date: 27-08-2002 Author: Владислав Шурыгин ЭТО - ПАВЛОВ! Писать о генерал-полковнике Виталии Егоровиче Павлове трудно. Трудно потому, что масштаб его личности, его мощь требуют очень точных слов, слов, чуждых экзальтации,

И. П. Павлов

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

И. П. Павлов Советский ученый, академик, создавший учение о высшей нервной системе и ее деятельности, оставался до конца своей жизни глубоко верующим в Бога человеком, посещал церковь и оказывал ей материальную поддержку. Один из учеников и последователей Павлова пишет.

Николай Павлович Павлов-Сильванский

Павлов-Сильванский Николай Павлович (1.II.1869 - 17.IX.1908) - русский историк. Сын флотского врача. Окончил в 1892 году историко-филологический факультет Петербургского университета и был рекомендован "для приготовления к профессорскому званию". Одновременно поступил на службу в Архив МИДа. Случайный провал Павлова-Сильванского на магистерском испытании (1895) закрыл для него возможность профессорско-преподавательской деятельности в государственных университетах. С 1899 года Павлов-Сильванский работал в Государственном архиве МИДа. В 1905-1907 годы он преподавал курс русской истории в демократических учебных заведениях (в Высшей вольной школе П. Ф. Лесгафта и др.). С 1907 года Павлов-Сильванский - профессор кафедры истории русского права Высших женских курсов. В 1908 году скоропостижно умер от холеры. По политическим воззрениям Павлов-Сильванский был кадетом; однако в ходе революции 1905-1907 года отчетливо стали проявляться его демократические симпатии. На формирование его научных взглядов большое воздействие оказали работы С. М. Соловьева и западно-европейских позитивистов. В 90-х годах Павлов-Сильванский испытал влияние социологических идей "легального марксизма ". В своих сочинениях Павлов-Сильванский исследовал главным образом проблемы феодализма в Древней Руси, реформы Петра I и историю общественной мысли 18-19 веков.

Основная заслуга Павлова-Сильванского состоит в том, что он доказал наличие в истории русского общества особого феод. периода его развития, который однотипен с феодальным строем стран Западной Европы ("Феодализм в Древней Руси", СПБ, 1907; "Феодализм в удельной Руси", СПБ, 1910). Павлов-Сильванский понимал феодальный строй как сумму политико-юридических явлений. Его признаками он считал: 1) раздробление страны на домены-сеньории; 2) объединение этих владений договорными вассальными связями; 3) наличие условного землевладения. Последнее не являлось, по его мнению, абсолютно необходимым признаком феодальных отношений. Павлов-Сильванский также определил феодализм как догосударственный период, как время господства частного права. Он считал "боярщину-сеньорию" основной ячейкой "феодального организма" (это было косвенным отражением марксистских идей), но не сделал этот тезис отправным пунктом анализа феодальных отношений. Это привело его к резкому разграничению феодального режима от сеньориального, к пониманию первого только как определенных политических отношений. Феодальному строю в Древней Руси предшествовал, по мнению Павлова-Сильванского, общинный период (до 12 века), высшей формой которого были племенные порядки. Феодальный период продолжался с 12 века до 1565 года. В этот период крестьянская община была порабощена сеньорией. Павлов-Сильванский указал на живучесть в это время общины, оседлость основных групп населения во всех районах Северо-Восточной Руси, ограничение права перехода крестьян еще до Судебника 1497 года и независимое от пожалования князя происхождении иммунитета. Время 1565-1861 годов по Павлову-Сильванскому - период государственной истории России. Хотя он имел ту же социальную основу, что и феодальный, однако был противоположен ему. Государственный период прошел два этапа - господства московской сословной монархии (до Петра I) и развития абсолютной монархии. Обе эти формы государственной власти он считал надклассовыми, что было, по его мнению, характерно и для стран Западной Европы. На 1-м этапе сословия могли еще в известной мере ограничивать самодержавную власть, которая облагала тяглом посадских людей и требовала военной службы от дворян. Для 2-го этапа характерен перевес власти монарха, опиравшегося на регулярную армию, над "стеснявшею ее раньше силой сословий". С 1861 года начался переходный период от старого сословного строя к новому свободному гражданскому порядку. При исследовании феодализма в России Павлов-Сильванский широко применял сравнительно-исторический метод, который трактовался им как установление чисто внешнего сходства прежде всего государственных и политико-юридических институтов. Важны исследования Павлова-Сильванского о реформах Петра I и особенно по истории общественной мысли и освободительного движения в России. Павлов-Сильванский считал А. Н. Радищева первым русским революционером. К последующим проявлениям освободительной борьбы он относил деятельность декабристов, народовольцев, марксистов и социал-демократов, народников и эсеров. В истории декабристов его внимание привлекла деятельность Южного общества (рукопись этой его работы утеряна) и, в частности, П. И. Пестеля . Отдельные работы он посвятил И. Т. Посошкову , А. С. Пушкину , волнениям крестьян при Павле I и другим темам.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897;

Государевы служилые люди, Соч., т. 1, СПБ, 1909;

Очерки по рус. истории XVIII-XIX вв., Соч., т. 2, СПБ, 1910.

Литература:

Щеголев П. Е., Памяти Н. П. Павлова-Сильванского, "Минувшие годы", 1908, No 10;

Валк С. Н., Вступительная лекция Н. П. Павлова-Сильванского, в сб.; Вопросы историографии и источниковедения истории СССР, М.-Л., 1963;

Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963.

Сильванский Н. И.

Николай Иосифович (р. 23 XII 1915 (5 I 1916), Харьков) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера (фп.). Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове. В 1944-54 солист Харьковской филармонии. С 1947 преподавал в Харьковской консерватории и муз. уч-ще, с 1954 - в Киевской консерватории (с 1963 доцент). Автор балетов "Необычайный день" (1963, Киев), "Мальчиш-Кибальчиш" (1977, там же), симфонии (1966), 7 концертов для фп. с оркестром (1956-80; 5-й - "Украинский", 6-й - "Октябрь"), концертов для трубы (1967), для баяна (1975) с оркестром, разл. камерно-инстр. ансамблей (в т.ч. струн. квартета "Пастели", 1981), произв. для фп. (3 сонаты, 24 прелюдии, циклы пьес), для голоса с фп. (вок. циклы на сл. С. А. Есенина, Р. Бёрнса).


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Сильванский Н. И." в других словарях:

    - (Павлов Сильванский) протоиерей, писатель по пчеловодству; род. в 1806 г., ум. 4 июля 1879 г., сын протоиерея Гавриила Саввича, из дворян Слободской Украинской губернии; в 1827 г. окончил курс в Харьковском Коллегиуме; в 1831 г. служил… …

    - (1915 1978) советский авиаконструктор. В 1938 1940 гг. возглавлял КБ на заводе № 153 в Новосибирске. Сконструировал небольшой истребитель И 220 (ИС) … Большая биографическая энциклопедия

    Род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950 1953 у В. А. Барабашева в Харькове. В 1944 1953 солист Харьковской обл. филармонии,… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. Николай Павлович Павлов Сильванский … Википедия

    Николай Павлович , русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906… …

    Русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906 08 читал курсы русской… … Большая советская энциклопедия

    Николай Павлович (1869 1908), российский историк. Доказывал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 … Современная энциклопедия

    - (1869 1908) российский историк, профессор. Обосновал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западно европейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 вв.,… … Большой Энциклопедический словарь

    Биографический словарь

    См. в статье Павловы Сильванские (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.) … Биографический словарь

Книги

  • Феодализм в древней Руси. , Павлов-Сильванский Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1907 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…
  • Иммунитеты в удельной Руси. , Павлов-Сильванский Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1900 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Павлов-Сильванский Николай Павлович - выдающийся русский историк, архивист, государственный и политический деятель. Автор работ по истории России времён Петра I, общественных движений XVIII-XIX вв., крестьянства, автор концепции развития «русского феодализма».

Нам, людям XX и XXI века, может показаться странным и даже нелепым вопрос о том, существовал ли в древней Руси феодализм. Но в тот историографический момент, когда русским феодализмом заинтересовался Павлов-Сильванский, ведущим историкам России казалось, что этот вопрос решён отрицательно. Профессор Петербургского университета Николай Иванович Кареев писал впоследствии, что в те времена даже говорить о русском феодализме «сделалось своего рода признаком дурного вкуса в исторической науке, а пожалуй, и дурного тона, признаком исторической невоспитанности». Корифеи отечественной исторической науки XIX века (С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский, Н.И.Кареев и другие представители «государственной» школы) настойчиво отрицали тождественность общественных институтов удельной Руси и феодального Запада. Некоторые из них, в частности Ключевский и Костомаров, находили отдельные черты западного феодализма в системе сложившихся поземельных отношений средневековой Руси, но никто не считал, что эти отношения определяли характер общественного строя на каком-либо значительном этапе истории. До Павлова-Сильванского российская историография чётко разводила пути исторического развития народов Западной Европы и населения восточно-славянских стран, в том числе и России.

Таким образом, Павлову-Сильванскому пришлось с самого начала своей научной деятельности пойти не только по непроторенному, но и не одобряемому тогдашними учёными пути. Первые работы Павлова-Сильванского, связанные с задуманной им общей темой о феодализме в России, стали появляться в специальных изданиях, известных только узкому кругу университетской профессуры, начиная с 1897 года. Уже после появления первой статьи С. Ф. Платонов говорил её автору: «И будут же Вас ругать». Только такого ответа Павлов-Сильванский и мог тогда ожидать от едва ли не единственных читателей его статей. Но талантливый учёный не побоялся бросить вызов современному ему научному сообществу. Вопреки всему, Павлову-Сильванскому удалось «достучаться» до здравого смысла своих недавних наставников и коллег. Ему удалось сломать сложившиеся стереотипы, отказаться от привычных штампов, сказать новое слово в исторической науке

Начало пути

Николай Павлович Павлов-Сильванский родился 1 февраля 1869 года (13 февраля по новому стилю) в Кронштадте, где его отец служил врачом 2-го флотского экипажа. Дед и прадед Павлова-Сильванского были священнослужителями Харьковской губернии. Дед Николай Гаврилович занимался литературной и просветительской деятельностью. За открытие женской народной школы он попал под суд. Отец историка прошёл путь от врача до чиновника (действительного статского советника) Министерства финансов. В детские годы будущий историк жил то у деда на Украине, то путешествовал с родителями по местам службы отца, некоторое время провёл в Омске.

Весной 1884 года семья Павловых-Сильванских переехала в Петербург. Николай поступил в 6-й класс гимназии при Историко-филологическом институте. Уже в гимназические годы он проявлял особую заинтересованность в изучении русской словесности и истории.

В 1888 году Павлов-Сильванский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Из лекций Бестужева-Рюмина он воспринял историзм С.М. Соловьева, у В.И. Сергеевича научился методу юридического исследования. В студенческие годы Павлов-Сильванский, как и все его ровесники, увлекался европейским позитивизмом, читал Бокля, Конта, Спенсера. Затем он перерос это учение. Социология оставалась постоянным увлечением историка в течение всего профессионального пути.

Под руководством ведущих профессоров Петербургского университета Павлов-Сильванский внимательно изучал опыт применения сравнительно- исторического метода в западноевропейской и отечественной историографии. Он знал творчество английского историка права Генри Д.С. Мэна (1822-1888), который доказал широкое географическое распространение общинных отношений и их исконное существование у всех индоевропейских народов. Позднее специалисты увидели прообраз теории русского феодализма, выдвинутой Павловым-Сильванским, в наблюдениях русского историка, профессора Нежинского лицея М.Д. Затыркевича (1831-1894). Используя сравнительно-исторический метод, Затыркевич сопоставлял развитие социальных отношений в Киевской Руси и в средневековой Западной Европе. Особое внимание он уделял народным движениям, объясняя их природу серьёзными противоречиями между сословиями.

Научная самостоятельность Павлова-Сильванского проявилась ещё в студенческие годы. Он категорически не принял антитезу между историей России и историей Запада, определённую в творчестве С.М. Соловьева, а затем повторённую Ключевским и Милюковым. «Государственная» историческая школа традиционно противопоставляла подвижную, бродячую Русь оседлому Западу, подчёркивая влияние ряда географических, климатических, демографических и других факторов на историческое развитие страны.

Павлов-Сильванский считал эту антитезу глубоко ошибочной:

«В антитезе Соловьева есть только некоторая доля истины. Природа страны оказала свое влияние на русское историческое развитие, но она не изменила его в корне, до полной противоположности, а только ослабила проявление тех начал средневекового порядка, которые ярче выразились в истории Запада.

Это одно из главных положений моего исследования и основной пункт моего разногласия с Соловьевым и с примыкающими к нему новыми историками».

Досадное недоразумение

Успешно завершив учёбу в университете, Павлов-Сильванский был оставлен при кафедре русской истории для приготовления к званию магистра. Однако карьера молодого историка едва не завершилась в самом её начале.

На магистерском экзамене по всеобщей истории произошло досадное недоразумение. Накануне профессор Кареев и Павлов-Сильванский вели мимолётный разговор о новой, только что вышедшей книге М.М. Ковалевского «Происхождение современной демократии». Книга не была включена в число трудов, рекомендованных для подготовки к экзамену, но соискатель проявил недюжинную осведомлённость о ней. Находясь под впечатлением от недавнего разговора, Кареев и на экзамене построил всю беседу с Павловым-Сильванским на основе подробных вопросов только по этой книге. Позднее Павлов-Сильванский, стараясь оправдать Кареева, решил, что сам ввёл профессора в заблуждение: ему могло показаться, что будущий магистр хорошо подготовил только одну эту книгу и намеренно наводил экзаменатора на мысль не выходить во время экзамена за её рамки. А когда выяснилось, что ответы экзаменующегося не были детальны, профессор решил применить средства педагогического воздействия, захотел «повторным экзаменом заставить его хоть одну книгу приготовить в совершенстве». Только Павлов-Сильванский не был обычным лодырем. Он подготовил к экзамену все рекомендованные ему книги и готов был ответить на любые другие вопросы, но Кареев предложил ему прийти в следующий раз. В сложившейся ситуации Павлов-Сильванский почувствовал себя незаслуженно униженным и на повторный экзамен не явился.

Позднее Павлов-Сильванский был склонен считать виновника своей неудачи единомышленником. Двух учёных сближала позитивистская методология. Их представления о западном феодализме во многом сходились, просто в тот день они не поняли друг друга. После смерти Павлова-Сильванского Николай Иванович Кареев издал работу «В каком смысле можно говорить о существовании феодализма в России?: По поводу теории Павлова-Сильванского» (1910), собрав и рассмотрев в ней многочисленные отзывы на труды Павлова-Сильванского.

Случайный провал на магистерском экзамене закрыл для молодого учёного возможность преподавательской деятельности и заставил навсегда покинуть стены столичного университета.

Эта неудача крайне огорчила, но не сломила Павлова-Сильванского. Ему потребовалось значительное время, чтобы вновь обрести уверенность «в своем умении последовательно и убедительно излагать свои идеи». Николай Павлович признавался своему близкому другу историку А.Е. Преснякову: «...я себе весьма мало доверяю... А после университета был период полного скепсиса в своих силах».

После университета

Оставив Петербургский университет, Павлов-Сильванский сначала работал чиновником МИДа, а затем перешёл на службу в Государственный архив Министерства. Будучи делопроизводителем 4-го класса, он фактически замещал директора. Под его руководством сотрудники архива опубликовали многочисленные тематические документальные сборники, редактировали научные издания. Чиновничья карьера Павлова-Сильванского складывалась благополучно. Он посетил Рим, Вену, Париж, Лондон, своевременно получал чины и награды. Но смысл жизненного существования историк видел только в научной работе. К счастью, служба в Государственном архиве МИДа предоставляла ему такую возможность. В 1897 году Павлов-Сильванский опубликовал работу «Проекты реформ в записках современников Петра Великого» со своим исследовательским очерком. Историк считал, что нельзя отрицать «громадное значение личности Петра в процессе реформы». Характеризуя суть преобразований, он подчеркивал, что их результатом стало возникновение абсолютной монархии, однако основы социально-политического строя - сословный строй государства, крепостное право - остались прежними.

С работой в архивах связано изучение Павловым-Сильванским истории русского освободительного движения, прежде всего декабристов. Он сотрудничал с П.Е. Щеголевым, которому родственники Павлова-Сильванского после его смерти доверили распорядиться изданием его научного наследия.

И тем не менее, по образному выражению Б.Д. Грекова, Павлов-Сильванский был и оставался историком одной темы, одной большой проблемы: истории феодализма в России.

Главные труды Павлова-Сильванского о русском феодализме «Феодализм в Древней Руси» и «Феодализм в удельной Руси» были новаторскими не только по постановке основных вопросов, но и по предложенной исследователем методике. По словам А.Е. Преснякова, С.Ф. Платонов оценил «ясный и новый свет», который его сравнительный метод внёс «в понимание строя тогдашней жизни». Сам же Пресняков задавал Павлову-Сильванскому вопрос: «Действительно, твоя теория не может ли сменить соловьевскую теорию «старых и новых городов», давно разрушенную, но замененную - чем?»

Концепция Павлова-Сильванского вызвала сочувственное понимание у «молодых исследователей»: Форстена, Рожкова, Шумакова, Преснякова, Покровского и др.

Однако старшие современники Павлова-Сильванского - Ключевский, Милюков, Дьяконов, Владимирский-Буданов (отчасти и С.Ф. Платонов) не признавали феодализма в России.

«Общей концепции истории России, где бы отводилось определенное место феодализму, до Павлова-Сильванского не было», - с этим мнением Б.Д. Грекова, в силу его очевидности, сегодня никто спорить не будет.

«Феодализм в Древней Руси»

Первое издание нашумевшей книги Н.П. Павлова-Сильванского «Феодализм в Древней Руси» вышло ещё при жизни автора, в 1907 году в серии «История Европы по эпохам и странам», издаваемой издательством «Брокгауз-Ефрон».

Издание 1924 года

Эта книга сыграла важнейшую роль в историографической судьбе историка. До той поры его «теория русского феодализма» была известна лишь в узком кругу профессоров-преподавателей Петербургского университета. Теперь о ней заговорило всё научное сообщество.

В сжатом историографическом очерке Павлов-Сильванский рассмотрел взгляды господствующих исторических школ, начиная с Н.М. Карамзина и славянофилов и кончая В.О. Ключевским и П.Н. Милюковым, и пришел к выводу, что все они, будучи сторонниками «глубокого различия между историческим развитием России и Запада» именно тем самым «роковым образом терпели более всего неудач в стараниях выяснить отличительные своеобразные черты русского исторического развития».

Павлов-Сильванский выделил три периода русского исторического развития, положив в основу периодизации своё понимание роли крупного землевладения как основы феодализма.

Первый период, с древнейших времен до середины XII века , Павлов-Сильванский характеризовал господством в общественном строе общинного устройства. Рассматривая институт общины он учитывал обе ее составляющих: мир, мирское самоуправление, которое существовало издревле, и более позднее явление - общинное землевладение, или землепользование с переделами земли. Системный подход позволил Павлову-Силъванскому оценить современную ему историографическую ситуацию и выявить источниковедческие причины споров между сторонниками древнего происхождения общины (И.Д. Беляевым, М.Ф. Владимирским-Будановым, В.И. Семевским, А.С. Лаппо-Данилевским) и авторами, которые ассоциировали появление общины с возникновением переделов (П.Н. Милюков). А поскольку «переделы - явление позднее» (XV-XVI вв.), то соответственно и общины в глубокой древности искать не приходится. По мнению Павлова-Сильванского, «общинные союзы, волости и марки, широко развитое самоуправление этих органически сложившихся территориальных союзов были главною основою древнейшего государственного строя. Государственная власть, власть князя с его наместниками или графами, была как бы надстройкою над самоуправляющимися общинами».

«В течение Средних веков древние общинные союзы, волости и марки, слабеют и разрушаются, подавляемые быстро усиливающимся крупным землевладением. Рост крупного землевладения, подавляющего общину, составляет главную движущую силу развития Средних веков; он лежит в основе развития феодализма на Западе и нашего удельно-феодального порядка XIII-XVI столетий» - к такому заключению пришел Павлов-Сильванский.

Наступающее на общину боярское землевладение побеждает общину и создаёт новый, второй, удельно-феодальный период русской истории (XIII-XVI вв.) . В борьбе с боярщиной, побеждая ее, рождается уже сословное государство с двумя его сменяющимися формами - «московской сословной монархией» и «петербургским абсолютизмом».

Павлов-Сильванский наметил «переходные эпохи» от одного устройства к другому. XII-XIII века стали эпохой перехода к удельному порядку, «Историческим событием, «знаменательным социологически», явилось взятие Киева Андреем Боголюбским в 1169 году.

«А тот факт, что взяв Киев, Андрей отдал его младшему брату, а сам остался на севере, во Владимире-на-Клязьме», - по мнению историка, - «знаменует начало вотчинного порядка, появление князей-вотчинников, начало землевладельческой оседлости князей и дружин».

В книге «Феодализм в удельной Руси» Павлов-Сильванский привёл интересные данные об организации мирского самоуправления и о функциях, которые выполняла древнерусская община (мир): распоряжение мирскими угодьями, судебные и политические функции, функции церковной общины Захват общинных земель феодалами привёл к узурпации многих функций мира боярами и крупными землевладельцами. Эти два учреждения (бояре и мир) всё время, как и на Западе, вступали между собой в борьбу. Рост крупного феодального землевладения, по мнению Павлова-Сильванского, совершенно разбивает тезис «государственников» о «бродячем» населении древней Руси. Крупный земельный собственник, владеющий прикреплённым к земле населением, не пойдёт в наёмники к другому сеньору, не станет кочевать в поисках лучшей доли. Напротив, он будет стремиться укрепить свою вотчину, удерживая население на одном месте и обороняясь от притязаний соседей.

XVI век исследователь считал «веком образования московского государства», особо выделяя опричнину, а в качестве знакового исторического события - 1565 год - время «грандиозной» конфискации «наследственных княжеских земель, завершившей вместе с террором Ивана Грозного постепенный упадок политического значения княжат и знаменующей торжество нового государственного порядка». До XVI в. «мирское самоуправление сохраняется в ослабленном значении; оно живет и под рукою боярина на его земле».

Третий период - XVI-XVIII и частью XIX век - это время сословного государства, прошедшего в своем развитии два этапа: московской сословной монархии и петербургского абсолютизма на основе того же сословного строя. Таким образом, была «сломана» привычная схема русского исторического процесса, согласно которой гранью между двумя основными периодами русской истории явились Петровские реформы. Павлов-Сильванский считал, что «петровская реформа не перестроила заново старое здание, а дала ему только новый фасад».

Подводя итоги своей периодизации, Павлов-Сильванский писал: «В течение этих трех периодов последовательно сменяют одно другое в качестве основных, преобладающих над другими элементов порядка три учреждения: 1) мир, 2) боярщина, 3) государство».

С 1861 года Россия вступила, по мнению историка, в очередную переходную эпоху «разрушения старого сословного строя и образования нового свободного гражданского порядка. Именно освобождение крестьян разрушило «главный устой старого сословного строя и тесно связанного с ним абсолютизма».

Таким образом, учение о феодализме Павлова-Сильванского не только продвинуло изучение отечественного Средневековья, но и поставило актуальные политические вопросы.

Павлов-Сильванский прошел свой путь учёного по непроторенной тропе. В отпущенное ему, весьма краткое время историк успел главное - он предложил собственную теорию исторического развития России, основанную на принципе единства развития России и западноевропейских стран. Русский исторический процесс Павлов-Сильванский рассматривал как тождественный западноевропейскому, находя отечественным институтам тождественные институты на Западе (община - марка, боярщина - сеньория и др.), а также изучая «родственную близость» «символических обрядностей» европейских народов. Теория Павлова-Сильванского повернута лицом на Запад. Восток в контексте русской истории для Павлова-Сильванского никакого интереса не представлял. В книгах историка его как бы не существует.

Последние годы

В короткой жизни Павлова-Сильванского (он умер в 39 лет от холеры) было немного внешних событий. Одно из таких событий - первая русская революция. Она интенсифицировала творческую и общественную энергию Павлова-Сильванского, привела к переоценке системных основ мировоззрения. Историк стал развивать идеи о закономерности русской революции, о её сходстве с Великой французской революцией. Он деятельно участвовал в политической борьбе. На первых порах Павлов-Сильванский горячо защищал «партию -народной свободы», но в 1906 году уже сравнивал кадетов с жирондистами и порицал за умеренность и «академичность».

Первая революция заставила благополучного чиновника МИДа попробовать себя в преподавательской деятельности. В феврале - апреле 1906 года Павлов-Сильванский прочитал курс русской истории в Высшей вольной школе П.Ф. Лесгафта, в июне 1907 г. - специальный курс о русском феодализме для учителей средних учебных заведений, возвращавшихся с нелегального профессионального съезда в Финляндии. С сентября 1907 года Павлов-Сильванский стал преподавателем кафедры истории русского права Высших женских курсов.

Впоследствии первый советский историк-марксист М.Н. Покровский напишет: «Павлов-Сильванский, немарксист по убеждениям и кадет по своей партийной принадлежности, сделал из вопроса о русском феодализме один из аргументов в пользу марксистского объяснения истории». В этом Покровский видел «огромное методологическое значение работ Павлова-Сильванского».

В отечественной историографии советского периода высказывалось и другое мнение, характеризующее иную последовательность идейных воздействий.

Павлову-Сильванскому была прекрасно известна марксистская концепция. Это давало основание советским историографам утверждать в 1960-1970-е годы что в появлении и развитии идеи о тождестве социальных порядков в России и на Западе на его мировоззрение оказали влияние, прежде всего, произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Некоторые исследователи и вовсе усмотрели в последних произведениях Павлова-Сильванского, посвящённых истории декабристского движения, прямую предтечу марксистско-ленинских подходов к методологии исторического исследования.

Нам, далёким потомкам, сегодня остаётся только гадать, как бы сложилась судьба выдающегося русского учёного Н.П. Павлова-Сильванского после всех революционных потрясений XX века. Как всякий интеллигент, он мог бы стать жертвой большевистского террора или как его великий современник академик Шахматов умереть от голода и болезней в революционном Петрограде. Павлов- Сильванский мог бы покинуть страну и долгие годы вариться в одном эмигрантском котле со своими вчерашними научными противниками и политическими соратниками (Струве, Милюков). Мог бы остаться в России и стать жертвой «академического дела» Платонова-Тарле, мог бы, как М.Н. Покровский встать на марксистскую платформу, служить новой власти, а затем погибнуть под катком сталинских репрессий...

Но судьба распорядилась иначе. Н.П. Павлов-Сильванский умер, как говорится, «на взлёте». Его скоропостижная кончина не позволила завершить многое из того, что было задумано учёным. Не осталось ни школы, ни учеников, ни прямых последователей.

Тем не менее, труды Павлова-Сильванского представляют крупное явление в отечественной историографии XX века. Они в значительной степени подготовили почву для дальнейшего движения исторической мысли, пересмотру устаревших историографических представлений, к критике господствовавших схем исторического прошлого страны. И сегодня «теория русского феодализма» Павлова-Сильванского не утратила статуса одного из важнейших этапов становления отечественной историографии. Современные исследователи русского средневековья на основе изучения новых документальных источников продолжают дополнять или оспаривать концепцию Павлова-Сильванского, вновь и вновь обращаясь к его научным трудам.

Компиляция Елены Широковой по материалам:

Сидоренко О.В. Историография Отечественной истории XIX - нач. XX вв. (учебное пособие). - Владивосток, 2004.

Шмидт С.О. Сочинения Н.П. Павлова-Сильванского как памятник истории и культуры//Н.П.Павлов-Сильванский. Феодализм в России. М., 1988.

Чирков С.В. Н.П. Павлов-Сильванский и его книги о феодализме//Н.П. Павлов-Сильванский. Феодализм в России. М., 1988.

Краткая биография. Родился в Кронштадте, где его отец служил в то время врачом во 2-м флотском экипаже. Учился в Омской гимназии, затем в гимназии при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге, которую окончил с медалью. В гимназические годы увлекался художественной литературой, поэзией и историей, писал стихи. В 1888 – 1892 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, Павлов-Сильванский застал в Петербургском университете К. Н. Бестужева-Рюмина и В. И. Сергеевича, которых обычно и называют его учителями. Через лекции К. Н. Бестужева-Рюмина Павлов-Сильванский воспринял историзм С. М. Соловьёва и его стремление к раскрытию внутренней целостности и закономерности исторического процесса. Тесные отношения завязались у Павлова-Сильванского с молодым профессором С. Ф. Платоновым, находившегося под влиянием идей В. О. Ключевского. Через лекции представителя «юридической школы» В. И. Сергеевича Павлов-Сильванский усвоил метод юридического исследования русской древности. Большое влияние оказали на него труды классиков позитивистской философии (Т. Бокль, О. Конт, Г. Спенсер), в которых его привлекала идея исторической закономерности. К 90-м гг. относится увлечение историка изучением марксизма.

После окончания университета был оставлен при нём для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. Однако, в 1895 г. не сдал магистерские экзамены и вынужден был поступить на службу в Министерство иностранных дел. Служил в архиве министерства. Написал ряд научных трудов. В качестве главного редактора и одного из авторов участвовал в подготовке юбилейного «Очерка по истории Министерства иностранных дел» (1902). Также по «официальному поручению» Министерства внутренних дел опубликовал труд «Государевы служилые люди. Происхождения русского дворянства» (1898).

Под влиянием нарастания общественного движения в стране в начале ХХ в. происходило присоединение Павлова-Сильванского к политической жизни. В начале Первой русской революции сотрудничал в лево-либеральной газете «Наша жизнь», участвовал в земском съезде в Москве, был членом партии кадетов. Во время выборов в I Государственную думу он организовывал митинги и выступал на них, его квартира была штабом, где писали бюллетени, раздавали агитационные листки. В дальнейшем происходит разочарование ученого в кадетской партии, он начинает симпатизировать левому крылу русской революции.

В 1907 г. Павлов-Сильванский был избран на кафедру истории русского права на Высших женских курсах и получил возможность систематически заниматься препода­ванием русской истории. До этого его преподавательская деятельность носила эпизодический характер, будучи свя­занной то с учительскими курсами, то с Высшей вольной школой П. Ф. Лесгафта.

К этому времени происходит и постепенное признание идей Павлова-Сильванского. Особенно живой отклик они находили в среде молодых историков, среди которых были А. Е. Пресняков, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ф. В. Тарановский, С. А. Шумаков. В академических кругах они подвергались остракизму и неприятию, а с корифеями юридического направления – В. И. Сергиевичем, М. Ф. Владимирским-Будановым П.-С. вёл бескомпромиссную научную полемику.

Широко и плодотворно развернувшаяся научная и преподавательская работа Павлова-Сильванского оборвалась неожиданно трагически. 17 сентября 1908 г. историк скоропостижно скончался от холеры.

Основные труды .

«Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (1897),

«Государевы служилые люди: происхождение русского дворянства» (1898),

«История и современность» (1906),

«Феодализм в Древней Руси» (1907),

«Схемы русской истории. Революция и русская историография» (1907),

«Феодализм в удельной Руси» (1910).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!