Фольклор - устное народное творчество. Особенности фольклора. Языковые и социокультурные особенности современного сетевого фольклора

Народное искусство, фольклор представляет древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях: бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления, декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор. Это и народные умельцы, мастера, народные промыслы, художественно-исполнительские ансамбли, студии. Каждое из таких проявлений связано с подлинно народной основой: в одних случаях сохраняются традиции, в других, возможны вольные обработки народных мотивов. Художественная самодеятельность как форма народного творчества, занимающаяся созданием и исполнением художественных произведений силами любителей, активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой. Для того, чтобы успешно заниматься развитием фольклорной самодеятельности, следует учитывать специфику подлинного народного искусства.

Что касается этих людей в средствах массовой информации, они не ограничивались управлением как таковым, а против мозговой формы управления, настолько распространенной, что они видели, что имперсонализируют мир вокруг их. На практике руководство должно быть двуличным - должен быть баланс между мозгом и проницательностью. Это объясняет новый интерес к стратегическому видению, культуре и ролям интуиции и понимания руководства. Действительно, мои попытки показать последовательность среди этих ролей теперь, похоже, более согласуются с традиционным лицом управленческой работы, чем с проницательным.

Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

Можем ли мы не просто сказать, что люди во всей организации предпринимают действия, которые информируют руководителей, которые, осознавая эти действия, разрабатывают образы и видения, которые вдохновляют людей на последующие усилия? Возможно, мое самое большое разочарование в отношении представленных здесь исследований заключается в том, что оно не стимулировало новых усилий. В мире, столь озабоченном управлением, большая часть популярной литературы является поверхностной и академической исследовательской пешеходной.

Конечно, за последние 15 лет было проведено много исследований, но подавляющее большинство стремилось воспроизвести более ранние исследования. В частности, мы по-прежнему неосведомлены о фундаментальном содержании работы менеджера и едва ли рассмотрели основные проблемы и дилеммы в своей практике.

Фольклор – важная часть национальной духовной культуры народа. Основная особенность нации – общность – проявляется и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же песни, сказки и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы важные для всего народа. В старом, традиционном русском фольклоре популярны были сказки о мужике и барине, потому что вопрос о крепостном праве был важнейшим вопросом русской жизни. Фольклор всех народов глубоко патриотичен. Народ заботился о защите родины. В фольклоре отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость. Пример тому множество пословиц, песен, сказок, былин.

Но поверхностность - это не только проблема литературы. Это также профессиональная опасность работы менеджера. Это потому, что управление проницательно зависит от непосредственного опыта и личных знаний, полученных от тесного контакта. Но в организациях, которые становятся все более и более разнообразными, достичь этого сложно.

И поэтому менеджеры все чаще обращаются к церебральному лицу, и тонкий баланс между двумя лицами теряется. Конечно, некоторым организациям удается выдержать свое человечество, несмотря на их большие размеры, как показывают Том Питерс и Роберт Уотерман в своей книге «В поисках совершенства». Но эта книга достигла своего выдающегося успеха именно потому, что речь идет об исключениях, о тех организациях, из которых многие из нас долго были частью - не организаций, в которых мы действительно работаем.

Признавая фольклор как неотъемлемую часть живой культуры, необходимо подчеркнуть его специфическую сущность. Исследователь Давлетов К.С. выделяет следующие специфические черты фольклора:

Коллективность творчества, бытование в народе;

Импровизационность в рамках заданной традиции;

Вариативность, наличие нескольких вариантов текстов, мелодий, сцен и т.п.;

Именно менеджер определяет, служат ли наши социальные институты нам хорошо, или же они растрачивают наши таланты и ресурсы. Теперь, как никогда, мы должны убрать фольклор работы менеджера и начать сталкиваться с его трудными фактами. Во-первых, эти проекты не включают единых решений или даже унифицированных кластеров решений. Скорее, они появляются как серия небольших решений и действий, упорядоченных с течением времени. По-видимому, руководители продлевают каждый проект, чтобы соответствовать ему в занятом, разрозненном графике, и чтобы они могли постепенно понимать сложные проблемы.

Синтетический характер – одновременное использование нескольких искусств: инструментального, вокального, хореографического, театрального. Любой народный праздник, обряд свидетельство тому.

Синкретизм (сочетание) творческой и социальной деятельности;

Условность действий (отсутствие сцены, декораций, традиционность костюмов, грима и т.д.);

Некоторые проекты влекут за собой новые продукты или процессы; другие участвовали в кампаниях по связям с общественностью, улучшении денежной позиции, реорганизации слабого отдела, решении проблемы морального духа в иностранном подразделении, интеграции компьютерных операций, различных приобретений на разных этапах развития и т.д. Руководители, как представляется, поддерживают своего рода инвентаризацию проектов развития на разных этапах развития. Как жонглеры, они проводят ряд проектов в воздухе; периодически, один падает, получает новый всплеск энергии и отправляется обратно на орбиту.

Игровая сущность (ряженые на Коляду, Масленицу; народные праздники всегда сопровождались играми).

Этот же ученый определил следующие специфические черты художественной самодеятельности как одной из форм народного творчества:

Имеет фиксированный текст драматургии или музыки;

Имеет явные признаки жанровой принадлежности.

С разных интервалов времени они запускали новые проекты и отбрасывали старые. В то время как роль предпринимателя описывает менеджера как добровольного инициатора изменений, роль обработчика беспорядков изображает менеджера, который невольно реагирует на давление. Здесь изменение выходит за рамки контроля менеджера. Давление на ситуацию слишком строе, чтобы его можно было игнорировать - наступала забастовка, крупный клиент обанкротился, или поставщик отказался от контракта - поэтому менеджер должен действовать.

Сейлз, который проводил соответствующие исследования по работе менеджера, сравнивает менеджера с дирижером симфонического оркестра, который должен «поддерживать мелодичную работу» 14 при работе с проблемами музыкантов и других внешних волнениях. Действительно, каждый менеджер должен потратить значительное количество времени на реагирование на нарушения высокого давления. Ни одна организация не может быть настолько успешной, поэтому стандартизирована, что она заранее рассмотрела каждую непредвиденную ситуацию в неопределенной среде.

Для выделения специфических черт фольклора исследователь Емельянова А.М. сопоставила два явления: фольклор или народное искусство и художественную самодеятельность:

Таким образом, фольклор и художественная самодеятельность – две самостоятельные оригинальные формы народного творчества, блоки художественной культуры общества, которые близки, так как являются формами непрофессионального «неученого» народного творчества. Правомерно рассматривать художественную самодеятельность как наследницу фольклора.

Нарушения возникают не только потому, что бедные менеджеры игнорируют ситуации до тех пор, пока не достигнут кризисных масштабов, а также потому, что хорошие менеджеры не могут предвидеть все последствия своих действий. Ограниченные менеджеры ресурсов должны выделять свое время.

Третьей ролью принятия решений является распределение ресурсов. Менеджер отвечает за решение, кто что получит. Возможно, самым важным ресурсом, который выделяет менеджер, является его собственное время. Доступ к менеджеру зависит от нервного центра и лица, принимающего решения. Управляющему также поручено разработать структуру подразделения, такую ​​структуру формальных отношений, которая определяет, как работа должна быть разделена и скоординирована.

Эти два явления взаимосвязаны, следовательно, имеют единые признаки и принципы функционирования.

Одним из условий народного художественного творчества является свобода (внешняя и внутренняя). Это побуждает выделить в качестве решающего признака

- добровольность – действие на основе собственной воли, имеется в виду внутренняя воля, желание, потребность.

Кроме того, как распределитель ресурсов, менеджер разрешает важные решения подразделения до их реализации. Сохраняя эту власть, менеджер может обеспечить, чтобы решения были взаимосвязаны. Чтобы фрагментировать эту власть, поощряется прерывистое принятие решений и разрозненная стратегия.

Есть несколько интересных особенностей о разрешении менеджером решений других. Во-первых, несмотря на широкое использование процедур бюджетирования капитала - средство авторизации различных капитальных затрат в одно время - руководители в моем исследовании приняли множество решений по авторизации на разовой основе. По-видимому, многие проекты не могут ждать или просто не имеют поддающихся количественной оценке затрат и выгод, которые требуют капитальное бюджетирование.

- духовная мотивация. Если творчество не любая активность, а стремление человека быть более совершенным, то независимо от осознанности или неосознанности внутренних потребностей в творчестве мотивы его участия не носят материального характера. А есть стремление к самообразованию и самореализации, получение удовольствия от процесса занятием творчеством, стремление выразить себя, раскрыть свои способности. Из этого вытекает следующий признак:

Они должны были учитывать влияние каждого решения на другие решения и на стратегию организации. Они должны были обеспечить, чтобы решение было приемлемым для тех, кто влияет на организацию, а также обеспечило, что ресурсы не будут чрезмерно расширены. Они должны были понимать различные издержки и выгоды, а также возможность осуществления этого предложения. Они также должны были рассмотреть вопросы о сроках. Все это было необходимо для простого одобрения чужого предложения.

В то же время, однако, задержка может терять время, в то время как быстрое одобрение может быть непродуманным, а быстрое отклонение может препятствовать подчиненному, который провел месяцы, разрабатывая проект домашних животных. Одним из распространенных решений для одобрения проектов является выбор человека вместо предложения. То есть, менеджер санкционирует эти проекты, представленные людьми, чье решение он или она им доверяет. Но менеджер не всегда может использовать эту простую уловку.

- собственная внутренняя активность.

А.С.Каргин, опираясь на перечисленные признаки, выделяет следующие принципы функционирования народного художественного творчества:

Демократизм, т.е. свойственно доступно широким слоям народа;

Массовость, т.е. свойственно большому количеству людей;

Свобода творческого проявления;

Конечная роль в принятии решений принадлежит переговорщику. Руководители проводят много времени на переговорах: президент футбольной команды разрабатывает контракт с суперзвездой, президент корпорации возглавляет контингент компании для обсуждения нового вопроса о забастовке; бригадир утверждает, что проблема с жалобой заключается в его заключении с продавцом магазина.

Эти переговоры являются неотъемлемой частью работы менеджера, поскольку только он или она имеет право передавать организационные ресурсы в режиме реального времени и информацию о нервных центрах, которые требуются для важных переговоров. Теперь должно быть ясно, что эти десять ролей нелегко отделять. В терминологии психолога они образуют гештальт, интегрированное целое. Никакая роль не может быть вырвана из рамок, и работа будет оставлена ​​нетронутой. Например, у менеджера без контактных контактов отсутствует внешняя информация.

Досуговый характер.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В результате этот менеджер не может ни распространять информацию, в которой нуждаются сотрудники, ни принимать решения, адекватно отражающие внешние условия. Здесь лежит ключ к проблемам управления командой. 15 Два или три человека не могут делиться одной управленческой позицией, если они не могут действовать как одно лицо. Это означает, что они не могут разделить десять ролей, если они не могут очень тщательно их реинтегрировать. Реальная трудность заключается в информационных ролях. Одна управленческая работа не может быть произвольно разделена, например, на внутренние и внешние роли, поскольку информация из обоих источников должна приниматься на основе тех же решений.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Сказать, что десять ролей образуют гештальт, не означает, что все менеджеры уделяют одинаковое внимание каждой роли. Менеджеры по производству, с другой стороны, уделяют относительно большее внимание ролим принятия решений, по-видимому, отражают их озабоченность эффективным потоком работ. И сотрудники менеджеров тратят больше времени на информационные роли, поскольку они являются экспертами, которые управляют отделами, которые консультируют другие подразделения организации.

К более эффективному управлению

Тем не менее, во всех случаях межличностные, информационные и принимающие роли остаются неразделимыми. Это описание управленческой работы должно быть более важным для менеджеров, чем любой рецепт, который они могут извлечь из него. То есть на эффективность менеджеров в значительной степени влияет их понимание их собственной работы. Производительность зависит от того, насколько хорошо менеджер понимает и реагирует на давление и дилеммы работы. Таким образом, менеджеры, которые могут быть интроспективными относительно своей работы, скорее всего, будут эффективны на своей работе.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Вопросы самостоятельного изучения для менеджеров

Вопросы в «Вопросах самостоятельного изучения для менеджеров» могут звучать риторически; ничто не должно быть. Даже если на вопросы нельзя ответить просто, менеджер должен обратиться к ним. Могут ли другие люди сделать некоторые из моих сканирования? Насколько важна эта информация для моих подчиненных?

Нужно ли хранить слишком много информации для себя, потому что распространение ее занимает много времени или неудобно? Является ли это изменение сбалансированным, чтобы наши операции не были чрезмерно статичными или чрезмерно разрушены? Разве мы достаточно проанализировали влияние этого изменения на будущее нашей организации? У нас проблемы координации, потому что подчиненные уже принимают слишком много решений самостоятельно? Каково мое видение этой организации? Являются ли эти планы главным образом в моем собственном сознании в свободной форме?

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.



Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В. Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д. С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А. А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания". Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.



Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В. П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Жанры фольклора

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представ- лениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров – похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу – рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области".

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Обрядовая поэзия

Календарные обряды.

Само название этих обрядов связано с календарем. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор. Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, аграрных и семейных обрядов и праздников складывался дохристианский земледельческий календарь. Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов , илисвятцы , в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов и явление, которое получило название двоеверие , т. е. смешение в обряде языческих и христианских элементов. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.

Все 365 дней в году оказались посвящены какому-либо святому угоднику или важному евангельскому эпизоду. Каждый день в году стал праздником – большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов. Их заменили имена христианских святых, которые превратились в добрых помощников в сельском труде и семейной жизни.

Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого совмещения возникло два типа праздников. Первые – постоянные, непереходящие – ежегодно отмечались в одно и то же время. Другие – переходящие – справлялись в разные дни. К ним относятся Пасха и Троица.

Народный календарь начинается с первого января, хотя дата эта никакого отношения к сельскохозяйственному году не имеет. Его начало – это либо приход весны (подготовка к севу), либо осень (окончание сбора урожая). В Древней Руси (до 1348 года) Новый год официально отмечался 1 марта, а с 1348 по 1699 год – 1 сентября, и лишь Петр I своим указом установил празднование Нового года по европейскому образцу. 1

Новогодняя обрядность начинала круг календарного фольклора. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее. Период встречи Нового года получил название Святок . Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник . С него и начинаются Рождественские святки . В представлении крестьян по приметам Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные качаны капусты. Девушки ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой чудился звон колокольчика, ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу. 2



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!