Классный час 1 сентября методические рекомендации. Готовность системы образования

Многим запомнился свой первый день в школе на всю жизнь. «Море» цветов, белые рубашки и фартуки, звон колокола в руках первоклассницы – все это надолго остается в памяти человека. Этой праздничной обстановке должен соответствовать и первый урок в новом учебном году.

Действительно, трудно себе представить первый день в школе с полноценными уроками. Дети, которые три месяца были на каникулах не готовы воспринимать сложные формулы по математике или физике, а первоклашки изучать буквы.

Традиции школы

В советское время первый урок был посвящен миру. В то время СССР противостоял империалистическим странам и вел миролюбивую политику. На фоне войн во Вьетнаме или Афганистане «Урок мира» был очень актуален.

В настоящее время во многих российских школах продолжается традиция начинать занятия в школе с разговора о мире. Детям дают понять, что без этого не возможно обретение знаний и нормальная жизнь.

В то же время необходимо отметить, что обязательных требований к проведению именно такого урока со стороны Министерства образования нет. Ведомство дает общие рекомендации, а школы и классные руководители сами выбирают темы классного часа.

Формы проведения первого урока

Чтобы первый урок действительно запомнился на всю жизнь, стал познавательным и полезным он необязательно должен проходить в привычной форме, то есть в классе.

Очень часто после школьных каникул классы пахнут свежей краской, поэтому целесообразно первый урок провести в неформальной обстановке, например в школьном дворе, парке или ближайшем сквере. Детям еще трудно отвыкнуть от свободного графика, поэтому первый урок вне школы будет воспринят ими на ура. Лучше, если первые моменты встречи со школой будут наполнены радостью и весельем. Такой непривычный урок может надолго запомниться ученикам и будет иметь поразительный результат. В этом случае очень важно наполнить его важным содержанием. Занятие может быть направленно на укрепление коллектива и иметь форму обсуждения. Первый урок (4 класс) станет результативным, если ученики в ходе соревнований и эстафет покажут друг другу насколько они стали самостоятельнее, собранными в течение каникул. Тема занятия может называться – « Я талантлив».

Очень поучительным станет урок (7 класс), проведенный в благотворительном фонде или волонтерском центре. Здесь учащиеся смогут узнать о пользе помощи пожилым и незащищенным людям. В результате могут быть заложены основы гуманного отношения к слабым и обездоленным людям.

Неплохой результат может иметь первый урок для старшеклассников (9 класс), если его провести в центре переподготовки или профессиональной ориентации. Это может стать хорошим стимулом для освоения новых знаний и навыков.

В общем, классный руководитель может творчески подойти не только к теме первого урока, но и к форме его проведения.

Что необходимо учесть

При выборе темы первого урока очень важно учесть возрастные интересы школьников:


Готов к труду и обороне

Именно такую тему рекомендовало Министерство образования для первого урока в 2017-18 годах. Наверное, тем, кто уже учился в советской школе, знакома аббревиатура ГТО. Эти три буквы были хорошо известны в Советском Союзе. Они олицетворяли собой смелость, силу и решительность молодого поколения. Действительно, в то время патриотическое воспитание и физическая подготовка учащихся имели огромное значение. В этом направлении в СССР были достигнуты отличные результаты. Думается, неслучайно решили вернуться к этому положительному опыту и наш Президент В. Путин подписал Указ о проведении первого урока на тему ГТО. Вопрос воспитания здорового и патриотически настроенного поколения, как некогда остро стоит перед российским обществом.

Единый урок « Правила безопасного поведения».

Цель – повторить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в доме, на водоеме, во время купания; познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми.

Задачи:

    Образовательные: повторить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в доме, на водоеме, во время купания; выяснить какие опасности могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; расширить кругозор детей.

    Развивающие: развивать познавательную активность, развивать умение работать сообща, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности учащихся; совершенствовать мыслительные операции анализа, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции; умение критически оценивать работу одноклассников; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.

    Воспитательные: воспитывать чувства ответственности за совершенные поступки, любознательность и пытливость в процессе учения.

Оборудование: плакаты с изображением опасностей в доме и при пожаре; мультимедиа проектор, компьютер, экран, картинки с грибами, ягодами, листы с проверочной работой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы: беседа, игровые методы, обобщение, анализ.

План занятия:

    Орг. момент.

    1 уровень игры «Домашние опасности»

    2 уровень «Пожар»

    Физкультминутка для глаз.

    3 уровень «Лесные опасности».

    4 уровень «Как нужно купаться?»

    Физкультминутка.

    5 уровень «Этот подозрительный тип…»

    6 уровень « Финиш».

    Итог урока.

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте.

Сегодня мы будем работать все вместе и чтобы нам было комфортно, мы по кругу скажем друг другу своё имя.

Сегодня на уроке мы поговорим о нашей безопасности. Поможет нам в этом игра, но не обычная игра, а компьютерная. Мы вспомним, какие опасности нас подстерегают дома, в лесу, на водоеме. Узнаем, какие еще есть опасности.

Итак, игра наша начинается.

    1 уровень игры называется «Домашние опасности».

Какие опасности могут быть в доме?

Ответы детей

Молодцы, 1-й уровень игры вы прошли. Для нас открыта дверь на 2 - й уровень.

Но, чтобы узнать, как он называется вам нужно отгадать, о чём идет речь в стихотворении Чуковского «Путаница» .

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

О какой опасности идет речь в этих стихах? Как уберечься от нее?

У меня для вас есть памятка, но все в ней перепутано.

Вам нужно исправить все ошибки.

«Чтобы не было пожара».

    Всегда и везде играй со спичками и зажигалками.

    Самостоятельно зажигай газовую плиту, а в сельском доме не пытайся растапливать печь.

    Оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.

    Играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

    В лесу разжигай костер без взрослых.

Перешли мы на третий уровень игры. Но играть будем чуть позже.

    Физкультминутка для глаз.

Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я назову предметы, которые могут быть опасны в доме, то хлопните в ладоши; если назову предметы, которые способствуют возникновению пожара, то глаза –топните ногами. Но я расставила ловушки, если назову предметы, относящиеся к другим опасностям, то крепко закрывайте глаза.

Нож, спички, утюг, автомобиль, балкон, бензин, светофор.

Молодцы, справились с заданием. Садитесь на свои места.

Пока мы отдыхали перешли на 3 уровень.

    3 уровень – «Лесные опасности».

Что в лесу может быть опасным?

Наши герои собрались идти в лес, и вас приглашают пойти вместе с ними. Но чтобы вы смогли быть с ними, они решили проверить, насколько хорошо вы знаете съедобные грибы и ягоды.

У вас на столах лежат картинки грибов, ягод. Вам нужно собрать в корзинку съедобные грибы и ягоды, а ядовитые отложить в сторону.

(Проверка)

    4 уровень – «Как нужно купаться?».

Мы оказались возле реки. Очень жаркий день, хочется искупаться. Как надо вести себя на водоеме, чтобы не случилась беда.

(Ответы детей)

Открытый водоем – это всегда риск. И нужно сделать так, чтобы этот риск был минимальным. Для начала прочитайте правила поведения на пляже, где вы собираетесь отдыхать, -они обычно вывешены на видном месте. Обратите внимание на ограничение купальных зон и знаки предупреждения об опасных местах. Старайтесь не купаться в незнакомых местах, особенно в одиночку.

Теперь несколько советов:

    Не ныряй в незнакомых местах;

    Не заплывай за буйки;

    Не заплывай далеко на надувных матрасах, игрушках, камерах;

    Не устраивай на воде игр с захватами;

    Не отплывай далеко от берега и не переплывай водоем на спор;

    Не заплывай где ходят суда, и не приближайся к ним, тебя может затянуть винтами двигателя под днище.

    5 уровень – «Этот подозрительный тип…»

Пора возвращаться домой. Пойдемте вместе с ними.

    Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке, скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали, до лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем, и домой пешком пойдем.

Мы шли и незаметно для себя перешли на 5 уровень. Как вы думаете, кто это подозрительный тип…

Размышления детей

Мы вспомнили о том, как нужно вести себя дома, в лесу, на водоеме, чтобы не случилась беда. Но мы живем на не обитаемом острове, а в городе, где нас окружают множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в различных ситуациях с незнакомыми людьми.

Мама все мои секреты знает,
И всегда мне во всем помогает.
Если что-нибудь случится вдруг,
Мама – самый верный друг.
Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.

О чём говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей)

Правильно, о незнакомцах.

Надо знать несколько правил безопасности на случай встречи с подозрительным незнакомцем.

Правило 1. Гулять по улице лучше в компании друзей. Злоумышленники предпочитают иметь дело с детьми, которые бродят в одиночку. Немедленно отойдите от края тротуара, если рядом притормозила машина или она медленно едет следом. Водитель может говорить вам что угодно, подзывая вас подойти поближе. Не обращайте на это внимание и держитесь от машины на расстоянии 3-4 метра.

Правило 2. Никогда не соглашайся пойти с незнакомым человеком, если он об этом просит. Незнакомец может быть и женщина, и сверстник. Всегда сообщай родным или друзьям, куда ты идешь и с кем. Ну и уж если тебя кто-то хватает, тянет за собой- вырывайся, бей обидчика ногами, кусайся. И главное -кричи. Например « Оставь, меня! Я тебя не знаю! Или Ты не мой отец! Ты хочешь меня похитить!». Именно такие фразы могут скорее привлечь внимание прохожих, чем просто крик « Помогите!» Главное, чтобы было сразу понятно, что это не семейная ссора, что этот человек тебе совсем чужой, что тебя куда-то уводят против твоей воли.

Правило 3. Если к вам на улице подошел незнакомый взрослый человек и без всякого повода вдруг заговаривает с вами. Это не совсем обычно. И уж совсем странно, если он просит помочь в чём-нибудь, на пример вместе поискать заблудившегося котёнка, зайти в кафе, поиграть в компьютерную игру. Запомните: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям. Конечно, самое надежное - вообще не вступать в разговор с незнакомцем.

    Проверь надежность замков и запоров;

    Никогда не открывай дверь незнакомцу, какие бы причины он не называл и кем бы он не представился;

    Если позвонили в дверь, нужно вначале посмотреть в дверной глазок, встав слева от двери и спросить « кто?», не открывать, пока не убедишься, что пришёл хорошо знакомый тебе человек.

    6 уровень . Это финальный уровень нашей игры. Если вы его успешно пройдете, значит, вы выиграете сегодня на уроке.

Небольшая работа «Проверь себя».

(Раскрась картинки, где Катя поступает правильно самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка).

    Итог урока.

Наша игра завершается. Я хочу, чтобы вы запомнили правило четырех «Не», которое полицейский многих стран специально придумали для детей/

Никогда не разговаривай с незнакомцем.

Никогда не садись в машину к незнакомцу.

Не играй по дороге из школы домой.

Не играй с наступлением темноты.

Если вы усвоите это правило, с вами ничего не случится.

Чтобы вы лучше запомнили все, о чем говорили на сегодняшнем занятии, мышонок, кот и динозаврик предлагают дописать правила безопасности в различных ситуациях.

Вы прошли последний уровень игры. Поздравляю. Памятка с правилами.

Наша страна огромна, и в каждом большом и маленьком населенном пункте всегда есть школа. Как и много десятков лет тому назад дети и молодежь приходит в учебные заведения за тем, чтобы получить знания и жизненный опыт. Каждая школа проводит торжественную линейку, и так же по традиции звучит мелодия школьного вальса. После встреч, обмена новостями и линейки все уходят в свои классные комнаты, где продолжается официальная часть праздника. Это хорошо известный всем классный час, который проводят педагоги со своими питомцами. Обычно ему предшествует длительная подготовка, составление сценария и другие необходимые процедуры. Особенно много внимания уделяется тому, как выбрать темы классного часа. Несмотря на достаточно строгий регламент, который установлен Министерством образования, на сегодня большинство педагогов стремятся проявить свою инициативу и вложить творческую нотку в проведение первого в учебном году урока.

Разнообразие тематики

Праздничное мероприятие подобного характера проводятся из года в год, но каждый раз в них присутствует новизна и творчество педагогов. Ведь каждое 1 сентября обязательно должно быть неповторимым и запоминающимся каждому школьнику. Сценарии могут быть самыми разными, но в подавляющем большинстве случаев они группируются по возрастным категориям учеников. Например, по обычаю готовятся следующие тематические сценарии:

  • Проведение традиционного урока мира, добра и дружбы.
  • Урок яркой презентации на важные для школьников темы или веселье по случаю начала учебного года.
  • 45 минут познавательной лекции, где в доступной форме рассказывается малышам о школе, которые пришли первый раз в первый класс.
  • У старших учеников обычно проводятся уроки по теме готов к труду и обороне и другим вопросам, которые будут важными в будущем.

Проведение торжественных занятий призвано помочь созданию в классах более торжественной атмосферы. Она является основной стимулирующей в ребятах планы продолжить обучение и знакомить с объемами новой, полезной и интересной информации.

Возрастной подбор тем

Тематика классного часа на 01 сентября ученикам различного возраста группируются согласно разделению классов. Обычно учеников, которые пришли в 9 класс интересуют одни вопросы, а учащихся, пришедшие в 7 класс еще практически дети, и их интересы совершенно другие.

Как выбрать тему и на чем акцентировать внимание детей:

  1. Педагогу нужно внимательно изучить все возможности и обдумывать, какое именно направление нужно освещать.
  2. По традиции можно использовать привычные варианты – война и мир, доброта и отношения между людьми, уважение к взрослым и между членами семьи.
  3. Весьма популярной темой на сегодня является здоровый образ жизни.
  4. Принятый в социалистические времена урок мира в наши дни приобретает несколько иные интерпретации, но вопрос цивилизованных взаимоотношений между странами и народами всегда актуален.
  5. Ученикам начальной школы более доступна сфера простых и доступных тем, которые позволят им узнать о том, какие наиболее важные из них.
  6. Сегрегация по возрастам достаточно серьезная. Именно это позволяет дать в доступной возрасту форме первоклассникам и ученикам старших классов задуматься о том, насколько серьезна жизнь и какая ответственность лежит на каждом человеке.
  7. Школьники средних классов обычно интересуются насущными проблемами юношества и молодежи, достижениями спортсменов, современных музыкантов, актеров и политиков.
  8. По традиции 11 класс, будущие выпускники, наверняка, заинтересуются классным часом о том, насколько важны различные профессии, востребованные сегодня как перспектива на рынках труда. Важна популярная тема о том, насколько важны учебные заведения и крупные компании, которые набирают в штат ассистентов — молодых специалистов.

Традиции и современность

По обычаю классный час – это самый первый урок в начале долгого и не всегда простого учебного пути. Но именно первое сентября запоминается как ни один день.

Год Дата День недели
2016 01 сентября четверг
2017 01 сентября пятница
2018 01 сентября суббота
2019 01 сентября воскресенье

Педагогам уже сегодня стоит подумать о том, что будет темой в будущем году. Актуально и востребовано, а просто – очень важно для детей.


1 сентября 2016-2017 года, тема классного часа устанавливается учителем. Несмотря на то, что в Министерстве образования на каждый год дают рекомендации по тому, о чем поговорить на классном часе с детьми. Согласитесь, что 1 сентября вне зависимости от возраста школьника - это событие важное и особенное.

Первое сентября является только номинально первым учебным днем, на самом деле, это праздник, когда детки красиво одеваются, покупают цветы и отправляются на торжественные линейки. Понятное дело, что 1 сентября ни в одной школе серьезные уроки не проводятся, но нужно отметить, что учебный год наступил поэтому проводится торжественный классный час.

В советское время первый урок в День знаний всегда была Урок мира, сегодня тематика строго не обозначена. Конечно, многие стараются придерживаться классики и проводят открытые уроки именно на эту тематику. Что рассказать детям? О том, как важно жить в мире друг с другом и стараться избегать войны. Потому что, мирное время - это возможность получения образования, счастливой жизни, создания семьи. Детям можно показать фотографии из тех точек мира, в которых в данное время идут военные действия. От битв государств страдают обычные люди и, конечно, дети.


2. Отлично, если в день знаний 1 сентября получится провести какие-то конкурсы по развитию творческих способностей детей. Особенно такой подход актуален и интересен для ребят в возрасте 9-13 лет.
3. Что касается детей более старшего возраста, 7-8 класс, то можно поговорить с ними о правилах поведения, общения со сверстниками и старшими людьми. Только урок не должен выглядеть как нотация, нужной найти творческий способ донести информацию до детей, но при этом не потерять их внимания.
4. В 9 классе можно смело проводить урок по поводу готовности к другу и обороне. Дети уже становятся старшими и задумываются о том, что именно ждет их в будущем, какую профессию выбрать. Так что, учитель может смело обсуждать эту тему, можно пригласить на урок представителей разных профессий, чтобы они рассказали о своей работе.

1 сентября 2016-2017 года, тема классного часа 4 класс или другой возраст, при выборе темы нужно ориентироваться именно на конкретных детей. Тут могут быть какие-то общие рекомендации по стране, но о чем именно говорить с детьми, чтобы они поняли учителя - это уже решать каждому классному руководителю самостоятельно.

Кстати, совсем не обязательно классный час проводить как обычный урок. К тому же, 1 сентября в школе все еще пахнет краской. Можно провести урок на открытом воздухе, на спортивной площадке, устроить праздник или мероприятие в кафе, в парке, на природе. Отличный формат для современного урока - это конференция или круглый стол. Также можно устроить выставку, концерт, провести местную игру КВН. На праздничный стол можно сделать малосольные огурцы в пакете: быстрый рецепт за 5 минут.

Итак, важно постараться, чтобы тема первого урока была интересна детям по возрасту, но также необходимо организовать урок в атмосфере веселья и радости. Основная задача в этот день - это настроить ребенка на плодотворный и интересный учебный год.

Тема первого урока на 1 сентября 2016-2017 учебного года

Тема первого урока в день знаний 1 сентября 2016-2017 года: первый урок, тема для этого года касается здорового образа жизни в целом. Еще в прошлом году президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, согласно которому распространенные когда-то нормы и нормативы ГТО вновь вошли в современную школьную действительность.

Именно по этой причине, для торжественного возвращений, первый урок на 1 сентября можно провести как раз на тему ГТО и здорового образа жизни в целом. Хотя, учителя вольны в выборе темы для первого урока, можно посвятить урок миру, ВОВ. Хотя, что касается Великой Отечественной войны, наиболее актуальной эта темы была в прошлом учебном году, если брать во внимание круглую дату в 70 лет победы.

Готовность системы образования

1 сентября 2016-2017 года : первый урок, тема и презентация выбирается в зависимости от возраста учеников и того города или деревни, где находится само учебное заведение. К началу учебного года многие газеты подводят итоги и дают статистику, насколько каждый регион и страна в целом готовы к новому учебному году. К примеру, в детские дошкольные учреждения, школы и колледжи в Москве должны пойти первого сентября около 1,3 миллиона человек.

День знаний 2016 тема открытого урока

Готовность к началу учебного года у многих заведений уже принята и отмечена. Тем более что в этом году количество общих учащихся в системе образования только российской столицы увеличится на 200 тысяч человек. Общее количество школьников состоит 850 000, студентов колледжей – 600 000 человек, а вот дошколят – 400 000.

Также из познавательных фактов, которые дали власти Москвы накануне дней знаний можно отметить, что около 80% родителей предпочитают отдавать своих детей в учебные заведения по месту жительства. Зачисление детей в сады и первые классы школ в этом году также упростилось до минимума, это отмечают многие родители. В честь праздника будет актуальной вишнёвая наливка в домашних условиях.

Интересно! В День знаний в 2016 году 22 новостройки откроют свои двери для детей. Это 11 зданий школ на 5 000 мест, а также 11 детских садиков на 3 000 мест. В 24 зданиях проведен капитальный ремонт, а все школы укомплектованы профессиональными кадрами.

Первый урок в День знаний

В 2016-2017 учебном году рекомендованной темой первого урока является тема «Готов к труду и обороне». Традиционно этот урок вне зависимости от года называют «Всероссийский урок мира», но тему уже выбирают на уровне районов. В этом году тема посвящается ГТО, потому что, с 2014 году нормы ГТО и соответствующие значки за их выполнение вновь приняты на государственном уровне.

ГТО - тема открытого урока в день знаний

Нормы ГТО подготавливают школьников к активной физической деятельности и здоровому труду. Как говорится, в здоровом теле находится здоровый дух. Поэтому было решено вернуть молодежи мотивацию заниматься различными физическими упражнениями и выполнять нормативы.

В ходе 1 сентября 2016-2017 года: первый урок, тема «Готов к труду и обороне» учителя должны рассказать ученикам, что представляет собой эта система. За своевременную сдачу нормативов ученики смогут получать золотые, серебряные или бронзовые значки. Но это значки не просто будут лежать на полке, есть своя мотивациях к их получению: они дадут определенные баллы и бонусы при дальнейшем поступлении в высшие учебные заведения страны.

Чтобы провести праздник День знаний 1 сентября для своих учеников по всем установленным правилам, нужно поговорить, насколько лично они готовы к труду и обороне. Несмотря на то, что система ГТО была ликвидирована в 1991 году, в Советском союзе она существовала достаточно долго. Система поощрений не только объединяла и помогала по жизни, она способствовала оздоровлению духовному и физическому каждого школьника. Не это ли является главным в современной системе образования? Даже, несмотря на то, что эта система шагнула далеко вперед.

1 сентября 2016-2017 года: первый урок, тема его посвящена готовности к труду и обороне. На нашем сайте есть примерный сценарий проведения открытого урока на эту тему, предлагаем с ним также подробно ознакомиться. Ведь, чем активнее и лучше учитель завербует школьников на здоровую жизнь, тем лучше будет обществу в целом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!